Нетипичные нормы права

Нестандартные предписания имеют много общих признаков с нормами права. И те, и другие являются разновидностью нормативно-правовых предписаний, составляют важнейшие компоненты юридического содержания и системы права, представляют логически завершенные и цельные веления (распоряжения), выражены и непосредственно закреплены в соответствующих единицах (статьях, абзацах, частях) текста нормативного акта (договора, судебного прецедента), носят неперсонифицированный по отношению к субъектам характер и отражают наиболее типичные социальные ситуации, рассчитаны на конкретно неопределенное число жизненных обстоятельств, обязательны для исполнения, обеспечены мерами государственного и иного воздействия, регулируют поведение людей, их коллективов и организаций .

Особенность нестандартных нормативно-правовых предписаний заключается в том, что в отличие от норм права они не имеют традиционной классической структуры, т.е. таких элементов, как гипотеза, диспозиция, санкция. Для нестандартных предписаний характерны нетрадиционные логические, грамматические, юридические и иные способы изложения правового материала (например, нормативные рисунки выражены с помощью пятен, графических и иных способов; юридические формулы – числами и другими математическими средствами).

В отличие от норм права, они регулируют общественные отношения нетрадиционно. Норма права воздействует на поведение людей путем наделения их правами и обязанностями (диспозиция), закрепления условий возникновения, изменения и прекращения правоотношений (гипотеза) и мер государственного и иного принуждения (санкция). Нестандартные же предписания раскрывают, например, юридические понятия (легальные дефиниции), представляют фундаментальные идеи-идеалы, имеющие базовый характер (принципы права), устанавливают временные пределы деятельности субъектов права (предписания – сроки). Однако это не означает, что нестандартные предписания не обязательны для их адресатов, как полагают некоторые авторы (И.Н. Грязин). Они действуют в правовой системе либо самостоятельно, либо совместно с нормами права, а их обязательность также обеспечивается мерами государственного и иного воздействия. В случаях нарушения, например, принципа законности или легальных юридических сроков, вынесенные решения могут быть признаны недействительным, изменены в определенной части или отменены в целом.

Виды нестандартных нормативно-правовых предписаний:

1. Одно из центральных мест в содержании права занимают принципы права. Они могут быть изложены в виде норм права, т.е. правил поведения. Тогда следует говорить о нормах-принципах. Таким образом, в ст. 8 ГПК РФ 2002 г. сформулирован принцип независимости судей: «При осуществлении правосудия (гипотеза. – В.К.) судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (диспозиция. – В.К.)».

2. Цели-задачи – это то, к чему должны стремиться субъекты, что нужно им осуществить (исполнить, решить). Закрепленные в нормативных правовых актах, они являются юридическими целями, т.е. общеобязательными, обеспеченными мерами государственного и иного воздействия. Целями трудового законодательства, например, является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей .

Все нормативно-правовые цели могут быть разграничены: а) по уровню и функционированию – на общеправовые, специальные и частные; б) по времени достижения – на ближайшие и перспективные; в) в зависимости от формы выражения – на цели-задачи, цели-модели и цели-мотивы; г) по степени реальности – на реальные и нереальные; д) в зависимости от соответствия объективным и субъективным закономерностям развития общества – на истинные и ложные; е) в зависимости от закрепляемых ими позитивных или негативных начал – на прогрессивные (демократичные, гуманные) и реакционные (антигуманные, аморальные).

3. Нормативные справки бывают самых разнообразных видов. Наиболее распространенные из них закрепляют юридические основы деятельности субъектов права, определенный нормативно-правовой массив, регулирующий соответствующий тип, вид или подвид общественных отношений. Например, ст. 3 СК РФ 1995 г. («Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права») устанавливает, что семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Оно состоит из указанного кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, законов субъектов Федерации, а также подзаконных нормативных правовых актов.

4. Нормативно-правовой рисунок – это изображение нормативно-правового материала, выполненное на плоскости с помощью графических и иных средств – контурной линии, штриха, пятна и др. Одни из рисунков носят иллюстративный, другие – нормативный характер.

Примеры:, погоны,дорожные знаки

5. Нормативно-правовая формула – это комбинация буквенных и цифровых знаков, выражающая общеобязательное, обеспеченное мерами государственного и иного воздействия предписание (распоряжение, веление). Например, с помощью такой формулы определяется размер платы за предоставление государственной услуги, предметом которой выступает выдача лицензии на право приобретения оружия. Она выглядит следующим образом:

Отличительными признаками формулы являются следующие: имеет нормативно-правовой характер, буквенный и числовой способы обозначения математических символов, наличие в ее структуре элементов пояснения (экспликации).

6. Нормативные сроки устанавливают определенные временные границы деятельности субъектов права. Например, глава 10 АПК РФ 2002 г. закрепляет процессуальные сроки деятельности субъектов и участников арбитражного судопроизводства.

ВОПРОС 20.ИСТОЧНИКИ И ФОРМЫ ПРАВА

В русском языке под «истоком», «источником» понимается «начало, первоисточник чего-нибудь», «то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь». «Форма» же означает внешний облик, вид, наружность предмета, устройство, структуру чего-нибудь, обусловленные определенным содержанием.

Источники права -все обстоятельства объективной и субъективной реальности, служащие началом происхождения права.

  1. Под материальным источником понимают материальные условия жизни общества, собственность, способы производства материальных благ и отношения собственности.

«Идеальным источником»праваученые считают правосознание, т.е. идеи, теории, оценки, установки и взгляды.

К институциональным источникам относятся субъекты, деятельность которых направлена на создание права.

Исторический источник, на основе которого появился «новый» формально-юридический источник.

Формальные или формально-юридические источники- это способы (формы) внешнего выражения, существования и закрепления юридического содержания права.

НАДО ЗАПОМНИТЬ, что «форма» входит в «источник».

Виды форм права (т.е. формально-юридических источников)

  1. Исторически первой формой права считается правовой обычай – это правило поведения, сложившееся в результате его неоднократного и длительного применения, признаваемое государством в качестве общеобязательного.

У нас в РФ правовой обычай внешне не закреплен.

  1. Судебный прецедент – решение по конкретному делу, вынесенное судом высшей инстанции по конкретному делу, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных дел.

Для англосаксонских ПСО, в России нет. Но ведется дискуссия, являются ли постановления КС и Пленума ВС РФ прецедентами.

  1. Нормативно – правовые договоры – официальные акты-документы, в которых по согласованию компетентных на то субъектов закрепляются нормативно-правовые предписания и устанавливаются взаимные права и обязанности по их реализации.

Это различные международные договоры. Особенности: заключаются по согласию обеих сторон; предусматривает особую процедуру (нужна ратификация); заключается определенными субъектами и действует на всей их территории. Есть и внутригосударственные договоры.

  1. Нормативно – правовые акты – официальные акты – документы, принятые компетентными органами в особом порядке, закрепляющие результаты правотворческой деятельности и устанавливающие нормативно-правовые предписания.
  2. Правовая доктрина – теории, идеи о праве отдельных юристов, имеющие общеобязательную силу.

В РФ не признается, в мусульманской псо есть.

  1. Программный политический документ – принятый высшим партийным органом и содержащий обязательные, поддерживаемые мерами государственного воздействия, нормативно-правовые предписания.
  2. Смешанные юридические акты имеют разную природу.

ВОПРОС 21. СИСТЕМА ПРАВА

Слово «система» в переводе с греческого (systema) означает буквально «целое, составленное из частей”. То есть под системой права необходимо понимать взятые в единстве и взаимодействии нормативно-правовые предписания, субинституты и институты, подотрасли и отрасли праваи способы внешнего их выражения и закрепления(нормативные акты и договоры, судебные прецеденты и обычаи, другие формы права).

Право каждой страны обладает следующими системными свойствами (основные выделены жирным шрифтом).

1. Это особая разновидность общественной системы, которая является важнейшей частью правовой системы общества.

2. Система права составляет важнейший элемент государственного суверенитета. В праве государственные веления становятся общеобязательными и гарантированными. Право является важнейшим средством осуществления внутренней и внешней политики государства.

3. Само право также отличается суверенностью, т.е. «верховенством» среди других социальных регуляторов (политических, нравственных, религиозных) внутри страны и обязательностью, относительной самостоятельностью на международной арене (другие государства не должны, например, нарушать нормы права и законы России).

4. Право относится к формализованным системам, поскольку властные, общеобязательные веления выражаются всегда в определенных формально-юридических источниках (законах и подзаконных актах).

5. Носит объективно-субъективный характер: объективный, т.к. делится на объекты, а субъективный, поскольку человек сам создает свое правосознание, а количество структурных объектов у каждого свое.

6. Стабильность системы права в значительной степени стабильностью экономики, политики, социальной и духовной сфер жизни общества. В то же время динамична, т.к. система права подстраивается под общество.

7. Иерархичность системы права выражается в том, что в ней наряду с законами, например, обладающими высшей юридической силой, существуют подзаконные акты, которые имеют определенные уровни вертикальной соподчиненности (структуры).

8. Право — полифункциональная система, выполняющая регулятивные и охранительные, экономические и иные функции.

9. Право – сложноорганизованная, полиструктурная система. Логическую структуру системы права образует совокупность основных элементов его содержания (нормативных предписаний, институтов и отраслей права) и форм (нормативных актов и договоров).

10. Она представляет органическое единство входящих в нее элементов, в то же время обладает свойством дифференциации.

11. Это открытая система, поскольку постоянно в ней идет обновление нормативно-правовых предписаний, институтов и отраслей права, межотраслевых и межинституционных образований, субинститутов и пр. элементов ее содержания, совместно с законами, нормативно-правовыми договорами, судебными прецедентами и др. формами права.

12. Соотношение с понятиями «правовая система общества» и «система законодательства»: «Система права» — более узкое по объему понятие, чем «правовая система общества» (в нее, кроме системы права, входят правосознание и юридическая практика); но «система законодательства» включается в «систему права».

ВОПРОС 22. ИНСТИТУТ ПРАВА

Институт права -этовнутренне и внешне обособленная часть отрасли права, представляющая единый комплекс нормативных предписаний, который регулирует определенный вид родственных отношений. Например, гражданское право (отрасль) регулирует имущественные отношения (тип), которые подразделяются на определенные виды (отношения купли-продажи, мены, дарения). Комплексы нормативных предписаний, регулирующие данные виды отношений, объединяются в соответствующие институты (институт купли-продажи, институт мены, институт дарения).

Кроме указанных видов общих норм права, имеются так называемые специализированные (обеспечивающие, или производные) нормы. Это — нетипичные правовые предписания, т. е. предписания «нестандартного» характера, в которых отсутствуют те или иные свойства, признаки, объективно присущие классической модели нормы права.

Признаки специализированных норм:

1. Имеют субсидиарный, т. е. вспомогательный, характер, помогают основным нормам придать завершенность и полноту праву;

2. Сами не регулируют общественные отношения и как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. Поэтому относительно основных норм эти нормы квалифицируются в качестве дополнительных;

3. Образуются на основе «первичных», «исходных» норм, но включают в себя дополнительно иные предписания (вбирают новые регулятивные качества) в целях охвата новой группы общественных связей. По характеру образования они являются производными от основных норм.

Каковы причины создания специализированных норм права?

— Необходимость в законодательном охвате новых видов общественных отношений через сложившуюся и оправдавшую себя на практике систему правового регулирования и возможность их охвата в полном объеме без каких-либо принципиальных противоречий с ранее принятыми нормами (объективный момент).

— Убежденность законодателя в целесообразности развивать, расширять действующие нормы путем внесений в них изменений и дополнений, а не разрабатывать принципиально новые нормы (субъективный момент). Создание специализированных (вспомогательных, или производных) правовых норм позволяет логически согласовать весь нормативный массив, избежать в нём противоречий и пробелов.

Схематично пути (стадии) разработки специализированных норм можно представить следующим образом:

1. Идея -> норма -> отношение: здесь специализированные нормы направлены на совершенствование сложившихся общественных отношений, уже урегулированных в определенной степени правом;

2. Отношение -> идея -> норма: здесь необходимо охватить специализированными нормами сложившиеся общественные отношения, не урегулированные правовыми нормами.

Следует учесть, что составление текста специализированной (вспомогательной, или производной) правовой нормы невозможно без изменений, дополнений гипотезы или (и) диспозиции основной (первичной, исходной) нормы права. В гипотезе указываются новые условия действия нормы. В диспозиции определяются иные правила поведения, отличающиеся от диспозиции основной (первичной, исходной) правовой нормы.

Специализированные нормы отграничиваются друг от друга в зависимости от целевого назначения, выполняемого в процессе правового регулирования.

Различают следующие специализированные нормы:

Общезакрепительные нормы, или нормы-начала

Учредительные нормы, или нормы-принципы

Прогностические нормы, или нормы-цели

Декларативные нормы, или нормы-объявления

Дефинитивные нормы, или нормы-дефиниции

Общезакрепительные нормы, или нормы-начала — нормы, которые содержат положения, закрепляющие первичные основы общественного и государственного строя; в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Развитие этой разновидности норм связано с ростом законодательной культуры, законодательных обобщений, с «выведением за скобки» некоторых общих моментов. Например, нормы общей части уголовного права указывают на некоторые единые признаки преступления, наказания, условия освобождения от наказания и др. Общезакрепительные нормы нередко совпадают с учредительными нормами.

Учредительные нормы, или нормы-принципы — нормы, в которых сформулированы непререкаемые требования общего характера, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права. Например, нормы-принципы функционирования социально-экономического и общественно-политического строя, взаимоотношения государства и личности. Так, нормой-принципом является ст.3 Конституции Украины, которая гласит: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью».

Прогностические нормы, или нормы-цели — нормы, в которых содержатся прогнозы развития государственного или общественно-политического строя. Нормы-цели можно считать разновидностью учредительных норм. Вместе они служат нормами-эталонами, которые позволяют установить соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Например, ст.1 Конституции Украины гласит: «Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство».

Декларативные нормы, или нормы-объявления — нормы, в которых содержатся положения программного характера, нормативные объявления.

Дефинитивные нормы, или нормы-дефиниции (определения) — нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, понятие юридического лица, преступления, сделки и др. Такие определения имеют общеобязательное значение. Так, в ст. 3 Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.1996 г. указывается: обращение — изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Среди специализированных норм следует выделить:

оперативные,

или

нормы-инструменты

коллизионные,

или

нормы-арбитры

Их специфика состоит в том, что они являются нормами о нормах:

Оперативные нормы, или нормы-инструменты — нормы, роль которых выражается в установлении даты вступления (изменения, прекращения) нормативно-правового акта в силу, в его распространении на новый круг общественных отношений, на новый срок. Они называются «оперативными», потому что обеспечивают регулирование общественных отношений оперативным путем: не через издание новых регулятивных норм, а через принятие нормативно-правовых актов, их изменение, дополнение, отмену, распространение сферы и сроков действия, т. е. регулируют их движение.

Коллизионные нормы, или нормы-арбитры — нормы, которые при наличии противоречия между отдельными нормативными актами по одному и тому же предмету регулирования, должны быть применены в данном случае, т. е. это нормы, регулирующие выбор нормы.

Они призваны решать коллизии (столкновения норм, связанные с особенностями регулирования одних и тех же общественных отношений разными правовыми актами):

1) между конституцией и иными нормативно-правовыми актами; между законами и подзаконными актами; между актами одного и того же органа, изданными в разное время; между общим и специальным актом;

2) в унитарном государстве с автономными образованиями, наделенными правотворческими полномочиями, — между общегосударственными актами и актами автономного образования (например, Украины и Автономной Республики Крым); в федеративном государстве — между общефедеральными актами и актами субъектов федерации (например, Российской Федерации и Татарстана);

3) между разными государствами.

Большей частью коллизионные нормы входят в состав международного частного права (например, имеется коллизионный механизм регулирования внешнеэкономических договоров).

Коллизионные нормы имеют структурные элементы:

гипотеза

(объем)

диспозиция

(привязка)

— указывает на общественные отношения, которые ею регулируются

— указывает на национальное законодательство, которое подлежит применению при решении дел в границах данных общественных отношений

Привязки коллизионных норм определяются по принципам:

— «собственного закона» (закон гражданства и др.);

— «закона местонахождения вещи»;

— «закона, избранного лицами, которые вступают в соглашение»;

— «закона места совершения акта» (закон места совершения договора; закон места совершения соглашения; закон места совершения обязательства; закон места совершения правонарушения, закон суда и др.).

Коллизионные нормы составляют содержание так называемого коллизионного права — общей процессуальной отрасли, формируемой в рамках публичного права. Коллизионное право — совокупность норм, разрешающих соответствующие несогласованности (конфликты) между действующими нормативными актами, их противоречия по одному и тому же предмету регулирования. Разрешить коллизии можно различными способами: принятием нового акта, отменой старого акта, внесением изменений в действующий акт, систематизацией (кодификацией) законодательства, толкованием, работой конституционного и иных судов, переговорами через согласительные комиссии и др.

Представим все виды норм права на схеме:

Подробности Категория: Принципы права: понятие, виды и роль в правовом регулировании

Среди большого количества норм права выделяют также специализированные (нетипичные) нормы права, т.е. предписания «нестандартного ** характера, в которых нет тех или иных признаков, присущих классической модели норм права.

В отличие от классических норм права, они:

• выполняют дополнительную функцию в правовом регулировании;

• лишенные традиционной логической структуры, характерной для норм права как классического предписания;

• выступают как образец, эталон поведения, содержание которого определяется содержанием выполняемой функции (так, нормы, закрепляющие принцип законности, ориентируют субъектов на осуществление правомерного поведения).

Специализированные нормы права неодинаковы по своей природе и функциональному назначению. Они могут быть разделены на:

• нормы-принципы — это правовые предписания, закрепляющие основы конституционного строя государства, основы социально-экономического, политического, государственной жизни, взаимоотношения государства и личности, формы собственности и др.. Эти нормы сосредоточены прежде всего в конституции и развиваются и логически отображаются в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах;

• нормы-принципы — это правовые предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Эти нормы рассматриваются как результат нормативного обобщения государственно-правовых явлений, они выражают содержание и закономерности этих явлений. Нормы-принципы могут выступать как нормативно-правовая основа решения юридического дела, в частности при выявлении пробелов в праве;

• изначально-учредительные нормы — это правовые предписания, определяющие цели, задачи отдельных институтов или отраслей права;

• нормы-дефиниции — это нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий, например, понятие преступления, юридического лица и др..;

• декларативные нормы — нормы, которые содержат положения программного характера, нормативные объявления;

• оперативные нормы — нормы, роль которых выражается в установлении даты вступления (изменения, прекращения) нормативно-правовым актом в силу в его распространении на новый круг общественных отношений, на новый срок;

• нормы-сроки — это такие правовые предписания, указывающие на время, наступление или прохождения которого влечет определенные юридические последствия (например, срок исковой давности). Сроки бывают материально-правовыми и процессуально-правовыми. Большинство сроков — это определенные промежутки времени, измеряемые часами, днями, месяцами, годами. Однако они могут определяться также и указанием на случаи или обстоятельства, должны наступить (совершеннолетия человека);

• коллизионные нормы — нормы, которые должны применяться в случае противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами по тому же предмету регулирования, то есть это нормы, регулирующие выбор нормы. Они предназначены для решения коллизий (конфликты норм, связанные с особенностями регулирования тех же общественных отношений различными правовыми актами).

ВИДЫ НЕТИПИЧНЫХ НОРМ ПРАВА

РЫБАКОВ Владимир Алексеевич,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. E-mail: vladimir-40@mail.ru

Краткая аннотация: в статье ставятся вопросы, и рассматривается проблематика нетипичных норм права, таких как дефинитивных, декларативны, коллизионных и диспозитивных.

Ключевые слова: нетипичные нормы; коллизионные нормы; дефинитивные нормы; декларативные нормы.

Atypical rule; collision rule; definition rule; declaration rule.

В юридической литературе нормы права делятся на две большие группы: типичные и нетипичные. Нетипичными нормы права не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Поэтому их называют специальными или специализированными нормами. В.М. Сырых говорит о нормативных предписаниях (предписания-принципы, предписа-ния-дефиниции)1, Л.Н. Сморчкова — о нормах-установления, нормах опосредственного регу-лирования2, Т.В. Кивлинок — о нестандартных нормативно-правовых предписаниях3.

Нетипичные нормы весьма разнообразны. Чаще всего их делят на общезакрепительные, дефинитивные, декларативные, коллизионные, оперативные.

Можно назвать еще один вид нетипичных правовых норм — «кочующие» нормы, то есть нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл («добрая совесть», «добрые нравы», «разумный срок» и т.п.). Такие нормы содержатся в различных нормативных правовых актах, например, в ст. 10, 184, 314 ГК РФ. Содержание «каучуковых» норм определяется судом в каждом конкретном случае в зависимости от

1 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 112.

2 Теория государства и права / Под ред. Е.И. Темнова. М., 2009. С. 128, 129.

3 Кивлинок Т.В. К вопросу о типичности в праве // Черные дыры в российском законодательстве. 2009. № 6. С. 19.

обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычая гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность в отношения между субъектами и расширяет правомочия суда. Однако, как показывает практика обойтись без таких норм невозможно.

Сопоставление этих норм с правилами поведения показывает, что они в большинстве своем: 1) непосредственно не воздействуют на поведение субъектов; 2) не закрепляют прав и обязанностей; 3) не указывают на условия применения и меры обеспечения; 4) обеспечивают действие типичных норм права. Этим нормам присуща высокая абстрактность, они дают основу для правового регулирования, конкретизируются и получают развитие в нормах-правилах поведения.

Сами по себе они не содержат ни веления, ни дозволения. Ближайшее рассмотрение показывает, что такие постановления сами по себе лишены значения. Их приходится рассматривать только в связи с другими правовыми нормами, вместе с которыми они образуют веления или дозволения, и только в этой связи они обретают природу правовых норм. Каждый вид нетипичных норм права имеет свои особенности. Рассмотрим некоторые из них.

Декларативные (целеустановительные, определительно-установочные) нормы права. Это юридические нормы, закрепляющие целевые установки законодателя в определенной отрасли права либо правовом институте. Они служат ориентиром в практической деятельно-

сти людей, обеспечивают ее целенаправленность, определяют общую линию правотворческой деятельности, помогают глубже уяснить дух нормативного акта, а, следовательно, обеспечить наиболее целесообразное воплощение правовых предписаний в жизнь.

Проблема декларативных норм права подвергалась правовому исследованию, однако удовлетворительного решения не найдено и вопрос об относимости деклараций к числу нормативных предписаний в литературе остается спорным. Одни авторы утверждают, что «декларации являются органичными частицами правовой системы в целом, в составе системы участвуют в правовом регулировании и, таким образом, являются правовыми положениями»1. Другие считают, что само понятие «декларация» указывает на то, что действие ее не подкрепляется государственно-принудительными средствами, и уже по этому признаку ее нельзя включать в число нормативно-правовых пред-писаний2. Практика подтверждает верность первого суждения.

Декларации в большей или меньшей степени всегда были атрибутом основополагающих нормативных актов и прошлого времени (ГК РСФСР 1964 г., Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г., ст. 1; Уголовный кодекс РСФСР 1960 г., ст. 1 и др.). Их содержательную сторону составляли идеи о перспективах и целях развития различных правовых институтов, а потому они не содержали и не содержат формализованных правил поведения, четких законодательных велений, являясь средством выражения правовых идеологических установок, на которые ориентируется законодатель.

Дефинитивные нормы права. Нормы-дефиниции есть юридические нормы, содержащие легальные определения категорий и понятий. Они выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий.

Дефинитивные нормы права в обобщенном виде закрепляют признаки того или иного юридического понятия: преступления, ви-

2 Козюбра Н.И. Социалистическое право и общественное созна-

ние. Киев, 1979. С. 161.

ны, соучастия — в уголовном праве, правоспособности, дееспособности, эмансипации, юридического лица, сделки, обязательства, неустойки, договора и другие — в гражданском праве. Как правило, дефинитивные нормы содержатся в общей части кодифицированного акта (кодекса), хотя их немало в его особенной части. В последнее время принимаются федеральные законы, которые снабжены специальным разделом «общие положения», где дается перечень используемых понятий.

Так, в Федеральном законе от июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст. 2 специально посвящена законодательной характеристике таких понятий, как «выборы», «избирательные права граждан», гарантии избирательных прав граждан», «активное избирательное право», «пассивное избирательное право», «избиратель», «избирательные комиссии», «список кандидатов» и др.

Нормативные определения призваны обеспечить смысловую полноту содержания правовых норм, исключить двусмысленность в их толковании и тем самым сориентировать правоустановителя на единообразное употребление терминологии в пределах определенной правовой системы3.

Нормы-дифиниции дают определения понятий, категорий, явлений, имеющих юридическое значение. Вместе с тем они представляют собой полноценные правовые нормы. Статья 1 Конституции нашего государства, например, устанавливает, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Из нее следует, что всякий, кто сталкивается с Россией, — будь то гражданин, коллективный субъект права или признавшее Россию государство, — обязан в официальных отношениях называть ее Российской Федерацией или Россией, рассматривать ее как суверенное государство с федеративным устройством и не покушаться на его независимость, территориальную целостность, принципы федерализма, вытекающие из соответствующего договора между

3 Магомедов С.К. Унификация нормативной правовой терминологии и единое правовое пространство России // Журнал росс. права. 2004. № 3. С. 29.

членами федерации. Такова ее диспозиция.

Однако ст. 1 Конституции имеет в виду именно Россию, а стало быть, рассчитана не на все, а только на определенные общественные отношения, обозначая их в своей гипотезе. Наконец, соблюдение содержащихся в ней правил поведения обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в международном, уголовном и других отраслях права. Следовательно, перед нами не только дефиниция, но и настоящая норма права в одной из ее разновидностей.

Выделяют две разновидности норм-дефиниций: номинальные (нормы, определяющие значение слова, термина, обозначающие определенное понятие) и реальные нормы-дефиниции (нормы, не только определяют значение конкретного термина, понятия, но и раскрывают его содержание путем указания на имеющиеся существенные признаки и его особые свойства).

Обычно дефиниция, будучи относительной, фиксирует не все, а лишь наиболее существенные признаки определяемого явления. Полностью, детально оно может быть раскрыто только путем подробного описания и анализа. В этом случае следует стремиться, к тому, чтобы при определении каждого юридического понятия выбирались лишь те признаки, которые отражают реальную, а не мнимую действительность, являются существенными, выражающими сущностную специфику данного явления.

В этом смысле любая правовая дефиниция является источником информации о ценностной характеристике различных элементов социально-правовой действительности, обеспечивая тем самым особую, аксиологическую, функцию правовых норм. Поэтому выработкой новых дефиниций правовых явлений должны заниматься специалисты всех отраслей права, учитывая то, что правовые термины, используемых законодателем, является одной из форм защиты прав граждан1.

Независимо от элементного закрепления правовых дефиниций в структуре правовых

1 Жилейкин В.А. Корректная дефиниция правового термина как форма защиты граждан от неправомерных действий органов

власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 10. С. 13.

норм, содержащаяся в них информация во всех случаях несет в себе некую возможную программу поведения, которую избирают субъекты правоотношений. Содержащаяся в правовых дефинициях информация о программе поведения субъектов в своем конкретном проявлении обеспечивает реализацию либо регулятивной, либо охранительной функции правовых норм.

В одних случаях содержащаяся в правовых дефин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Книга: Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.

Кроме указанных видов общих норм права являются так называемые специализированные (такие, что обеспечивают, или производные) нормы. Это — нетипичные правовые предписания, то есть распоряжение «нестандартного» характера, в которых отсутствуют те или иные свойства, признаки, объективно присущие классической модели нормы права.

Признаки специализированных норм:

1. Имеют субсидиарный, то есть вспомогательный характер, помогают основным нормам добавить праву вивершеність и полноту;

2. Сами не регулируют общественные отношения и как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя вместе с ними единый регулятор. Поэтому относительно основных норм эти нормы квалифицируются как дополнительные’,

3. Образуются на основе «первичных», «исходных» норм, но содержат в себе дополнительно другие распоряжения (впитывают новые регулятивные качества) с целью охвата новой группы общественных связей. По характеру образования они являются производными от основных норм.

Каковы причины создания специализированных норм права? — Необходимость в законодательном охвате новых видов общественных отношений через сложившуюся и проверенную на практике систему правового регулирования и возможность их охвата в полном объеме без каких-либо принципиальных противоречий с ранее принятыми нормами (объективный момент).

Убежденность законодателя в целесообразности развивать, расширять действующие нормы путем внесений в них изменений и дополнений, а не разрабатывать принципиально новые нормы (субъективный момент).

Создание специализированных (вспомогательных, или производных) правовых норм позволяет логически согласовать весь нормативный массив, избежать в нем противоречий и пробелов.

Схематично пути (стадии) разработки специализированных норм можно представить таким образом.

1. Идея -» норма -» отношения: здесь специализированные нормы направлены на совершенствование сложившихся общественных отношений, уже урегулированных в определенной степени правом;

2. Отношения -» идея -» норма: здесь необходимо охватить специализированными нормами устоявшиеся общественные отношения, не урегулированные правовыми нормами.

Следует учесть, что составление текста специализированного (вспомогательной, или производной) правовой нормы невозможно без изменений, дополнений гипотезы или (и) диспозиции основной (первичной, исходной) нормы права. В гипотезе указываются новые условия действия нормы. В диспозиции определяются другие правила поведения, которые отличаются от диспозиции основной (первичной, исходной) правовой нормы.

Специализированные нормы отмежевываются друг от друга в зависимости от целевого назначения, выполняемого в процессе правового регулирования.

Различают следующие специализированные нормы:

Загальноза-кріпні нормы, или нормы-начала

Учредительные нормы, или нормы-принципы

Прогностические нормы, или нормы-цели

Декларативные нормы, или нормы-объявления

Дефінітивні нормы, или нормы-дефиниции

Загальнозакріпні нормы, или нормы-начала — нормы, содержащие положения, которые закрепляют первичные основы общественного и государственного строя; в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Развитие этой разновидности норм связан с ростом законодательной культуры, законодательных обобщений, с «вынесением за скобки» некоторых общих моментов. Например, нормы общей части уголовного права ука-

зывают на определенные одинаковые признаки преступления, наказания, условия освобождения от наказания и др. Загальнозакріпні нормы нередко совпадают с фундаторськими (учредительными) нормами.

Учредительные нормы, или нормы-принципы — нормы, в которых сформулированы неоспоримые требования общего характера, касающиеся всех или большинства институтов или норм отрасли права. Например, нормы-принципы функционирования социально-экономического и общественно-политического строя, взаимоотношения государства и личности. Так, нормой-принципом является ст.З Конституции Украины, которая провозглашает: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью».

Прогностические нормы, или нормы-цели, нормы, которые содержат прогнозы развития государственного или общественно-политического строя. Нормы-цели можно считать разновидностью фундаторських норм. Вместе они служат нормами-эталонами, которые позволяют установить соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Например, ст. 1 Конституции Украины гласит: «Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством».

Декларативные нормы, или нормы-объявления — нормы, которые содержат положения программного характера, нормативные объявления.

Дефінітивні нормы, или нормы-дефиниции (определения) — нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, понятие юридического лица, преступления, соглашения и др. Такие определения имеют общеобязательное значение. Так, в ст. Из Закона Украины «Об обращениях граждан» указывается: обращение — изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Среди специализированных норм следует выделить:

оперативные,

или нормы-инструменты

коллизионные,

или нормы-арбитры

их специфика заключается в том, что они являются нормами о нормах: Оперативные нормы, или нормы-инструменты — нормы, роль которых выражается в установлении даты поступления (изменения, прекращения) нормативно-правового акта в силу, в его распространении на новый круг общественных отношений, на новый срок. Они имеют название «оперативных», потому что обеспечивают регулирование общественных отношений оперативным путем: не через издание новых регуля-

тивных норм, а через принятие нормативно-правовых актов, ‘их изменение, дополнение, отмена, распространение сферы и срока действия, то есть регулируют их движение.

Коллизионные нормы, или нормы-арбитры — нормы, которые в случае наличия противоречия между отдельными нормативными актами с того самого предмета регулирования, должны применяться в данном случае, то есть это нормы, регулирующие выбор нормы.

Они призваны решать коллизии (конфликты норм, связанные с особенностями регулирования тех же общественных отношений различными правовыми актами):

1) между конституцией и другими нормативно-правовыми актами; между законами и подзаконными актами; между актами того самого органа, изданными в разное время; между общим и специальным актом;

2) в унитарном государстве с автономными образованиями, наделенными правотворческими полномочиями — между общегосударственными актами и актами автономного образования (например, Украины и Автономной Республики Крым); в федеративном государстве-между загальнофедеральними актами и актами субъектов федерации (например, Российской Федерации и Татарстана);

3) между различными государствами.

В основном коллизионные нормы входят в состав международного частного права (например, является коллизионный механизм регулирования внешнеэкономических договоров).

Коллизионные нормы имеют следующие структурные элементы:

гипотеза (объем)

диспозиция (прав ‘повязка)

— указывает на общественные отношения, которые им регулируются

— указывает на национальное законодательство, которое должно применяться при решении дел в рамках данных общественных отношений

Привязки коллизионных норм определяются по принципам:

— «собственному закону» (закон гражданства и др.);

— «закона местонахождения вещи»;

— «закона, выбранного лицами, вступающими в соглашение»;

— «закон места совершения акта» (закон места совершения договора; закон места совершения сделки; закон места совершения обязательства; закон места совершения правонарушения, закон суда и др.).

Покажем все виды норм права на схеме:

Виды норм права

Регулятивные:

Охранные

разрешительные (что предоставляют правомочия); запрещающие обязывающие.

Специализированные (обеспечивающие, или производные):

— оперативные (нормы-инструменты); — коллизионные (нормы-арбитры).

Книга: Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.

Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.
Раздел И. ВСТУПЛЕНИЕ В ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Глава 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. §1. Понятие и признаки юридической науки
§2. Объекты, предмет, метод, функции юридической науки
§3. Юриспруденция как система юридических наук
Глава 2. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА. §1. Возникновение общей теории государства и права
§2. Предмет теории государства и права
§3. Функции теории государства и права
§4. Метод теории государства и права
§5. Теория государства и права в системе общественных наук
§6. Теория государства и права в системе юридических наук
Раздел II ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА. Глава 3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. §1. Основные теории происхождения государства
§2. Общие закономерности возникновения государства
§3. Признаки государства, отличающие его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя
§4. Особенности возникновения государств у разных народов мира
Глава 4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО. §1. Понятие власти. Соотношение политической и государственной власти, государственной власти и государства
§2. Понятие и признаки государства
§3. Сущность государства
§4. Суверенитет государства и его соотношение с суверенитетом народа и суверенитетом нации
§5. Функции государства
§6. Типология государств
§7. Некоторые научные концепции современного государства
Глава 5 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. §1. Гражданское общество и государство
§2. Политическая система общества и государство
§3. Правовые формы взаимоотношений государства и общественного объединения
§4. Правовые формы взаимоотношений государства и коммерческой корпорации
§5. Относительная самостоятельность государства
Глава 6 ФОРМА ГОСУДАРСТВА. §1. Понятие и структура формы государства. Виды форм государственного правления
§2. Классификация форм государственного устройства
§3. Виды форм государственного (политического) режима
Глава 7 МЕХАНИЗМ И АППАРАТ ГОСУДАРСТВА. §1. Механизм государства
§2. Аппарат государства. Орган государства. Институт государства
§3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
§4. Виды органов государства. Разделение властей как принцип организации работы государственного аппарата
§5. Общая характеристика трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной
§6. Система \\»сдержек и противовесов\\» органов законодательной, исполнительной и судебной власти
§7. Управление в административно-территориальных единицах. Местное самоуправление
§8. Профессиональная и государственная служба.
§9. Служба в органах внутренних дел
Глава 8 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ. §1. Высший представительный орган государственной власти
§2. Глава государства
§3. Высший исполнительный орган власти
§4. Представительные органы власти на местах
§5. Исполнительные органы власти на местах
§6. Судебные органы власти
§7. Правоохранительные и контрольно-надзорные органы
§8. Роль органов внутренних дел в механизме правового государства
§9. Министерство юстиции и Высший совет юстиции
Глава 9 СОЦИАЛЬНАЯ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. §1. История идеи о правовом и социальном государстве
§2. Понятие и признаки социального правового государства
§3. Личность и государство
Раздел III ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. Глава 10 ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ДЕМОКРАТИИ. §1. Понятие и признаки демократии
§2. Функции и принципы демократии
§3. Формы и институты демократии
§4. Демократия и самоуправление
§5. Демократия как общечеловеческая ценность
§6. Демократия и права социальных меньшинств (меньшинств)
Глава 11 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. §1. История идеи прав человека. Теория трех поколений прав человека
§2. Основные права человека и гражданина. Международные стандарты в области прав человека
§3. Система основных прав и свобод человека и гражданина
§4. Система обязанностей человека и гражданина
§5. Система прав ребенка
§6. Система гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в демократическом государстве
§7. Социально-правовой механизм обеспечения (реализации, охраны и защиты) прав человека
§8. Международная защита прав человека
§9. Роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека
Глава 12 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ
§1. Пролетарская (социалистическая) теория демократии
§2. Теория \\»плюралистической демократии\\»
§3. Теория элитарной демократии
§4. Теория демократии партисипаторної
§5. Теория корпоративной демократии
§6. Теория \\»компьютерной демократии\\»
Раздел IV ТЕОРИЯ ПРАВА. Глава 13 ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ. §1. Термин \\»право\\»
§2. Происхождение права
§3. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе
§4. Основные юридические источники формирования права у разных народов мира
§5. Современные концепции правопонимания
§6. Понятие и признаки права
§7. Сущность права
§8. Принципы права
§9. Функции права
§10. Ценность права
§11. Соотношение права и закона
§12. Соотношение национального и международного права
§13. Право, экономика, политика: их взаимосвязь и взаимовлияние
Глава 14. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ПРАВА. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО МАТЕРИАЛА. §1. Понятие и структура правовой системы
§2. Понятие, основные признаки и структура системы права
§3. Предмет и метод правового регулирования как основы формирования системы права
§4. Публичное и частное право
§5. Отрасль права
§6. Институт и подотрасль права
§7. Система законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства
§8. Понятие отрасли и института законодательства. Причины расхождения некоторых отраслей права и отраслей законодательства
§9. Структура системы законодательства. Виды отраслей законодательства
§10. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
Глава 15 НОРМЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. §1. Понятие, признаки и виды социальных норм, их соотношение с техническими нормами
§2. Нормы морали и нормы права: их связь и взаимодействие
§3. Нормы-обычаи и нормы права
§4. Корпоративные нормы и нормы права
§5. Понятие и признаки нормы права
§6. Виды норм права
§7. Специализированные (нетипичные) нормы права
§8. Структура нормы права и нормы-предписания
§9. Классификация структурных элементов нормы права по степени определенности и составом
§10. Способы (формы) изложения норм права в статьях нормативно-правового акта
Глава 16 ПРАВОТВОРЧЕСТВО. §1. Понятие правотворчества, его отличие от законотворчества
§2. Принципы и функции правотворчества
§3. Стадии правотворческого процесса
§4. Виды и формы правотворчества государства
§5. Виды правотворчества гражданского общества
§6. Судебная правотворчество-особый вид правотворчества
§7. Юридические источники (формы) права
Глава 17. ПРАВОВОЙ АКТ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР. §1. Правовой акт
§2. Понятие нормативно-правового акта и его отличие от других правовых актов
§3. Виды нормативно-правовых актов
§4. Понятие и признаки закона
§5. Законодательный процесс
§6. Виды законов
§7. Конституция — основной закон гражданского общества и государства
§8. Действие нормативно-правового акта во времени
§9. Действие нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц
§10. Понятие подзаконного нормативно-правового акта.
§11. Ведомственный акт
§12. Подзаконный нормативный акт органа местного самоуправления. Подзаконный нормативный акт местного органа исполнительной власти
§13. Подзаконный нормативный акт государственного предприятия, учреждения, организации. Подзаконный нормативный акт коммерческой организации
§14. Международный договор

На предыдущую


Добавить комментарий