Нормы права и религии

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также порядок церковной службы.

Целый ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права выделяются эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, так как регулировали государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и другие отношения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в таких Священных источниках, как Библии (Ветхий и Новый Завет), Коран, Сунн, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать по морально-нравственному содержанию. Одни из заповедей Нагорной проповеди Христа – «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения, поэтому они являются необходимым инструментом поддержания и сохранения нравственного и правового порядка о обществе.

В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия:

· Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана – на исповедующих ислам и т.д.

· Различны механизмы действия религии и права. В частности, нормы религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Характер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью этих норм с моралью, а также связью права с государством. Государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

В ряде современных исламских государств Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, охватывающие все сферы общественной жизни. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция РФ создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести и вероисповедания. Религиозные объединения могут иметь статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и иное имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах таких организаций, носят юридический характер.

Религия — одна из форм общественного сознания — совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов).

Религиозные нормы, как уже отмечалось выше, регламентируют отношения среди верующих. При этом по аналогии с национальным и международным правом можно говорить о религиозных нормах, регулирующих и охраняющих отношения внутри одной конфессии (союза единоверцев) и упорядочивающих отношения между представителями различных конфессий.

Соотношение права и религии представляется целесообразным рассматривать в контексте двух основных подходов.

1. Право и религия выступают в качестве самостоятельных регулятивно-охранительных систем. В рамках подобного подхода церковь отделена от государства. Соответственно, воспринимаются в качестве самостоятельных (обособленных) сферы государственно-правового (светского) и религиозного (духовного) регулирования. Государственноправовое регулирование направлено на упорядочение и охрану публичных (общеобязательных) отношений. При этом государство, закрепляя в законах правила общеобязательного поведения, гарантирует их реализацию всеми представителями сообщества, на основании и в соответствии с правовыми нормами вершит правосудие и осуществляет меры юридической ответственности, в основу которых положены принципы конкретного наказания за конкретное правонарушение и адекватности наказания вреду, причиненному конкретным правонарушением.

Религия, в свою очередь, рассматривается в качестве регулятивноохранительной системы корпоративного характера. Закрепление на законодательном уровне принципа свободы вероисповедания означает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции России 1993 г.). Соответственно, религиозные нормы не являются общеобязательными и действуют лишь в отношении представителей соответствующей конфессии.

2. Религия представляет основание и основную ценность права. В рамках данного подхода предполагается провозглашение единой государственной религии, обеспечиваемой при помощи государственного принуждения и направляющей свое регулятивное и охранительное воздействие на все важнейшие общественные отношения. Примером современного «религиозного права» является шариат (термин «шариат» происходит от арабского «шараа» — «направлять», «издавать законы». —Р. Р.). В шариате, с точки зрения исламской религии, наряду с собственно духовными освещаются светские проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники, и прочее, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских законоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина «от колыбели до могилы».

  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 675.
  • Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 3.

Взаимоотношение права и религии наиболее ярко раскрывает путь становления социальных норм, огромное влияние религии на формирование запретов, дозволений, предписаний, приобретавших впоследствии правовой характер. Оно раскрывает признаки цивилизаций, в основе которых лежат те или иные религиозные системы. Религиозные и философские основы цивилизации влияют на определение правовых начал, на социальные нормы, нормативный срез всей культуры человечества.

Тесная связь права и религии характерна практически для всех правовых систем народов мира. По сути дела нет ни одной системы древнего писаного права, не включавшей религиозных предписаний и ритуальных правил.

Хотя религия возникает позднее первичных форм социальной регуляции (мононорм, обычаев), она быстро проникает во все поры регулятивных механизмов.

Чем менее общество сковано религиозными доктринами, тем четче отделена правовая система от морали и религии, тем больше возникает условий для индивидуализации личности, ее участия в общем культурном прогрессе.

Системы традиционного права (индусского, мусульманского) органично проникнуты религиозными началами и принципами. Правовые системы стран Западной Европы все более обособляются от религиозных догм, однако они никогда не противостоят друг другу, и некоторые нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. И это закономерно, поскольку христианские религиозные запреты и дозволения несут в себе кристаллизованный опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, они выражают заряд человеческой мудрости, представляя собой в конечном счете элементарные нормы человеческого общежития и взаимодействия людей.

В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права (религиозные нормы распространяется только на приверженцев той или иной веры).

Влияние права на религию достаточно специфично. Закон гарантирует свободу совести и вероисповеданий, но в то же время право не должно быть безучастно к причудливым формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и сектам, подавляющим личность.

Таким образом, соотношение права и религии различно в различных цивилизациях, различных мировых религиях, различных регионах мира. Соотношение религии и права устойчиво и неизменно в традиционных правовых системах. Оно достаточно подвижно и динамично в европейских странах христианской религии. По мере исторического развития этих стран право и религия как социальные регуляторы все более обособляются друг от друга Но они при нормальном течении общественных процессов не противостоят друг другу, а в определенных ситуациях осуществляют взаимоподдержку. И это понятно, так как в этих системах социальной регуляции выражаются целесообразные формы человеческого общения и поведения. Разрушение религиозных основ, где бы оно не происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так как в конечном счете право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, и в этом заложены корни их взаимодействия.

Религиозные нормы– нормы, регулирующие отношения верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, строение и функции религиозных организаций.

Религиозные нормы, в отличие от права, морали и неправовых обычаев, не обладают признаками общеобязательности. Они заключены в догматах определенного вероисповедания (концессии), могут, как и нормы права, заключаться в письменных документах (Библия для христиан и иудеев, Коран для мусульман и т. д.). Религиозные нормы не обеспечиваются принудительной силой государства. Однако в тех странах, где имеется государственная и общеобязательная религия (теократическое государство), эти нормы являются источ­никами права и превращаются в нормы права (Саудовская Аравия, Оман и некоторые другие мусульманские страны).

В некоторых странах нормы права, морали и религиозные нормы могут совпадать между собой (запрещение убийства, кража, лжесвидетельство), но другие нормы распространяются только в отно­шении лиц, исповедующих определенную религию, кроме религиоз­ных норм в теократических государствах.

В Российской Федерации взаимодействие права с религиозными нормами проявляется в законодательном признании свободы совести и религии, что выражается свободном исповедании традиционных для населения религиозных верований: православия, католицизма, ислама, буддизма, иудаизма. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека», «Итогового документа Венской встречи представителей государств — участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». В принятой в России «Декларации прав и свобод человека и гражданина» говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 14).

§ 5. Корпоративные нормы и их соотношение с правовыми

Не обладают признаками обязательности и возможностью принудительного обеспечения со стороны государства или органов местного самоуправления и корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Они закреплены в уставах этих организаций или других актах, издаваемых этими организациями.

Корпоративные нормы следует отличать от локальных нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность отдельных коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых в соот­ветствии с гражданским законодательством.

Так же как и корпоративные нормы, эти акты действуют в пределах одной организации. Однако они порождают права и обязанности, обес­печенные возможностью принудительного воздействия со стороны государства или органов местного самоуправления. Например, вынесение решения о нарушении устава акционерного общества, являющегося коммерческой организацией, может быть обжаловано в суде, аналогичное решение политической партии, профессионального союза, политического движения, добровольного общества (общественной организации) такому обжалованию не подлежит.

Корпоративные нормы с нормами права объединяет тот признак, что они всегда выражены в письменных документах (уставах и т. д.).

Итак, право не является и не может являться единственным регуля­тором общественных отношений. Право наиболее тесно связано с госу­дарством. В правовом государстве, каковым провозгласила себя Россия в ст. 1 Конституции, свободно функционирует и развивается граждан­ское общество, отношения в котором регулируются не только правом, но и другими социальными нормами. Поэтому эффективное взаимо­действие права с другими социальными нормами, недопущение регули­рования только правом всех общественных отношений являются одним из условий успешного функционирования правового государства.

Весьма действенным в обществе является и групповой регулятор (нормы различных организаций и объединений). Нормы этого регулятора отличаются от иных тем, что их адресатами выступают члены соответствующих организаций или же корпораций. По существу, данные нормы создаются членами этих организаций и ими же поддерживаются: например, нормы профсоюзных организаций, уставные нормы партии и т.д. Действие группового регулятора также обеспечивается соответствующими санкциями, содержание которых варьируется от оценок общественного мнения до различных мер принудительного, в том числе материального характера.

Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми, возникающие на основе их религиозных представлений. Они представляют собой своды правил, обычаев, направляющих человека к формированию «правильного», проповедуемого конкретной религией образа жизни – соблюдению религиозных ритуалов и обрядов (например, поста, молитвенного распорядка дня и т.д.).

Религиозные нормы в современном светском государстве не оказывают большого влияния на формирование права, хотя авторитет религиозных норм может сыграть положительную роль в правоприменении. Однако иногда они способствуют росту социальной напряженности, когда большая часть граждан страны является светским населением. Такая ситуация имеет место в Израиле, где к вопросам брака и развода, рассматриваемым религиозными судами, применяется религиозное право. В других семейных вопросах оно применяется, только если все стороны достигли соглашения. Религиозные люди полагают, что сферу применения религиозных норм следует расширить. Светские люди, которые составляют более чем три четверти населения, полагают, что вполне достаточно и существующей. Такое положение дел нарушает права человека в той степени, в какой нет гражданского брака и гражданского развода.

Религиозные тексты как источник права имеют ограниченное применение в мировой практике и обладают юридической силой в арабских и некоторых других странах, входящих в систему мусульманского права. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, которые не содержат в себе ясно выраженных правил поведения, указаний на права и обязанности сторог.

Коран – главная священная книга мусульман. Он представляет собой фундаментальный богословский труд, выступающий моральной и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, отправным пунктом их возникновения и развития.

Сунна представляет собой сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных рядом богословов и юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными хадисы, каждый их которых является преданием о поступках и изречениях Мухаммеда.

Другим источником права выступает иджма – согласованное заключение древних правоведов и знатоков ислама об обязанностях правоверных. Иджма служит средством преодоления пробелов в мусульманском праве в случаях, когда Коран и Сунна не дают ответ на возникающие проблемы.

Религиозные тексты (священные писания) также выступают источниками иудейского права. К ним относится Библия, представляющая собой сборник священных книг христианства. Она делится на две крупные части: Ветхий Завет, в составе которого находятся книги, написанные до пришествия Христа, и Новый Завет, содержащий Книги, написанные после появления Христа. Ветхий и Новый Заветы складываются из Книг, делящихся на главы, а затем на стихи. Книги Ветхого Завета («еврейской Библии») делятся на три группы. Первую группу священных книг называют пятикнижием Моисея или Торой. Пятикнижие (Тора) выступает самостоятельным источником права. Вторую группу образуют ранние и более поздние книги пророков – Небиим. Третью группу заключают все остальные священные книги под общим названием Кетубим.

Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд – собрание древних священных писаний, относящихся к периоду с IV в. до н.э. по V в. н.э., содержащий не только тексты писаний, но и тексты их раввинских толкований.

Литература

1. Барак А. Судейское усмотрение. – М., 1999.

2. Зивс С.Л. Источники права. – М., 1981.

3. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002.

4. Лукьянова Е. А. Закон как источник советского государственного права. – М., 1988.

5. Марченко М. Н. Источники права. – М., 2005.

6. Матузов Н. И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения.//Изв. вузов. Правоведение. – 2000. – № 5.

7. Нешатаева Т. Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права. //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2004. – № 3.

8. Поленина С. В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. – М., 1987.

9. Толстик В. А. Иерархия источников российского права. – Н.Новгород, 2002.

Добавить комментарий