Образование вавилонского государства

123

ТЕМА 14. ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Р.Х.

В начале II тысячелетия до Р.Х. на руинах Шумеро-аккадского царства, уничтоженного нашествием амореев, возникли небольшие поселения. Эти городки вновь начали изнурительные войны друг с другом, ведь, как и ранее, маленькие государства Месопотамии не могли по одиночке обустроить огромную ирригационную сеть каналов и насыпей вдоль Великих рек. Более двух столетий города Двуречья пытались подчинить друг друга. В ходе этой борьбы к XVIII веку до Р.Х. выделился и возвысился аморейский город Баб-Илу – «Врата Бога». По Библии этот город известен нам как Вавилон Великий.

Древний Вавилон.

Вавилон был очень удачно расположен в центральной части речной долины, там, где Тигр сближается с Евфратом. Это место было очень удобно и для нападения и для обороны и само расположение города, таким образом, естественно, выдвигало Вавилон на роль политического центра Двуречья. Ко всему прочему, именно в этой части долины Великих рек сходились основные звенья ирригационной сети – основы всей жизни Южной Месопотамии, здесь же пересекались все важнейшие сухопутные и речные торговые пути Передней Азии. Через Вавилон на Север тянули караваны, груженные зерном, шерстью, изделиями ремесла и тканями, на юг Двуречья доставлялись металлы, камень и дерево. Эти особенности обеспечили быстрый рост и процветание Вавилона.

Много позднее Великий Вавилон с восхищением будет описывать знаменитый греческий путешественник, «отец истории» Геродот:

«Город этот состоит из двух частей. Через него протекает река по имени Евфрат…. По обеим сторонам реки городская стена, изгибаясь, доходит до самой реки, а отсюда по обоим берегам идет стена из обожженных кирпичей. Город же сам состоит сплошь из трёх- и четырёхэтажных домов и пересечен прямыми улицами, идущими частью вдоль, а частью поперек реки. На каждой поперечной улице в стене вдоль реки было столько же маленьких ворот, сколько и самих улиц. Ворота эти … вели к самой реке.

Эта внешняя стена является как бы панцирем города…. В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части – царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой святилище верховного бога. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня. На этой башне стоит вторая, а на ней ещё башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вдоль всех этих башен…».

Описание Геродота является для нас важным историческим источником, хотя и не вполне достоверно в некоторых деталях. Точно известно, что зиккурат Вавилона, знаменитая Вавилонская башня имел не восемь, а семь ярусов – ступеней, так как и шумеры, и аккадцы, а вслед за ними и амореи считали число «семь» священным.

Основавшие город амореи слились, как и во всем Двуречье, с местным шумеро-аккадским населением, восприняв его развитую культуру: клинопись, религию, ремесла, навыки возделывания земли, научные знания. Как и шумеры, вавилоняне почитали особенно священными числа 7 и 60. Вслед за ними наша неделя состоит из семи дней. Древние жрецы Двуречья разделили час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а окружность на 360 градусов. У них развивалась математика и астрономия. Расширялись знания людей по медицине и географии.

Как и всякий шумерский или аккадский город, каждое аморейское поселение имело своего бога покровителя. Верховным богом Вавилона стал Мардук, которого часто отождествляли с аккадским богом Солнца Шамашом. Возвышавшийся в центре Вавилона, знаменитый величественный зиккурат был посвящен именно Мардуку-Шамашу.

Главным языком в Двуречье, после аморейского нашествия, по-прежнему оставался широко распространенный аккадский язык. Древний шумерский язык был к тому времени уже мертв, его использовали только жрецы древних богов. Семитские племена амореев легко восприняли близкий им семитский язык аккадцев, использовали его и жители Вавилона. Правда, клинопись шумеров была несколько видоизменена. Жители Вавилона писали в отличие от своих предшественников не сверху вниз и справа налево, а с лева направо и горизонтально. Во II тысячелетии до Р.Х. аккадский язык будет главным языком международного общения и торговли. Его клинописные знаки будут учить писцы всех великих государств, в том числе и Египта эпохи Нового Царства.

Образование Вавилонского царства.

Вавилон был хотя и богатым, но далеко не самым сильным государством, по соседству располагались могущественные государства на северо-западе Мари, на юге Ларса, а на северо-востоке, на берегах Тигра ассирийский Ашшур. Во всех этих городах правили соперничающие аморейские царские династии. На юго-востоке находился Элам – богатое и сильное государство, мечтавшее захватить все Южное Междуречье.

В XIX веке до Р.Х. в Вавилоне была установлена деспотия. Могучий царь города захватил всю власть над вавилонянами, сделавшись единственным их владыкой. Так начался старовавилонский период истории Вавилонии. Он продолжался около трехсот лет с 1894 по 1595 гг. до Р.Х. В 1792 году до Р.Х. на престол Вавилона взошел шестой по счету аморейский деспот. Звали его Хаммурапи (1792-1750).

Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем Древности. Хитрость, коварство, расчетливость сочетались с ясным, тонким умом. Дар военачальника совмещался в этом человеке с талантом дипломата, энергичного организатора и мудрого законодателя. Судя по всему, Хаммурапи был хорошо образован. Как и все древние цари, Хаммурапи писал о себе без лишней скромности:

Я – Хаммурапи, пастырь скопивший богатство и изобилие….

Сокрушитель четырех стран света….

Благоразумный царь, послушный Шамашу, могучий ….

Защита страны….

Дракон среди царей….

Западня врагов….

Владыка, достойный жезла и короны….

Усердный, совершенный ….

Первейший среди царей, покоривший селения по Евфрату….

Я – заботливый, покорный великим богам….

Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей.

….

Я – Хаммурапи, царь совершенный….

Я – царь, который велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет равных.

Я – Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду!

Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных.

Хаммурапи начал завоёвывать земли соседей с момента восшествия на престол. Однако он не мог не понимать, что могущие враги могут объединиться против него и уничтожить Вавилон. Чтобы не допустить этого, Хаммурапи мастерски использовал тактику создания военных союзов, которые он расторгал после достижения необходимой цели так же легко, как заключал. Обещания и клятвы ничего не значили для хитрого царя.

Сначала Хаммурапи заключил договор о мире с Ларсой, после чего, уверенный в том, что этот соседний город не нападет на земли Вавилона, отправился воевать в южные земли Двуречья. Здесь он захватил Урук и Иссин. После этого Хаммурапи заключил союз с царем северного государства Мари и вместе с ним разгромил своего недавнего союзника царя Ларсы. Подчинив территории Ларсы, Вавилон оказался самым сильным государством Двуречья. Теперь настала очередь города Мари узнать всю мощь Вавилона. В 1759 году до Р.Х. это сильное северное государство было захвачено и разграблено, его земли отошли Хаммурапи. Испуганные крупные города государства Ассирии – Ашшур и Ниневия поспешно признали власть Хаммурапи, подчинившись ему без боёв. Так Хаммурапи стал владыкой огромной азиатской державы, территории которой превышали земли Шумеро-Аккадского царства.

Законы царя Хаммурапи.

Мудрый Хаммурапи, желая установить свою единую власть во всех покоренных землях, первым в истории составил полный сборник законов. До него собственные законы пытался написать лишь царь Ура Шульга, тоже властитель большой державы. Однако по своему объему и содержанию законы Хаммурапи намного превосходят древние установления Шульги. Царь от имени богов устанавливал правила, которым должны были быть послушны все люди в его царстве. В законах Хаммурапи мы прослеживаем устройство древнего общества, в котором неравенство между людьми кажется вечным, естественным и установленным богами, а потому жизнь вельможи дороже жизни простого человека, а раб приравнен по правам к обычному имуществу или скотине. Люди были не равны перед законами.

Первый в истории че­ловечества свод законов, составленный Хаммурапи, дошел до нас на черном базальтовом столбе, найденном в Эламе, на юге Двуречья. Спустя много лет после смерти Хаммурапи его страна подверглась нападению Элама. Эламиты увезли этот столб в свою столицу, Сузы, и соскоблили с него 35 ста­тей, но большая часть этих статей все же дошла до нас в копиях из древних глиняных библиотек Двуречья.

В верхней части столба мы видим изображение стоящего со сложенными в молитвенной позе руками царя Хаммурапи перед сидящим на троне богом Солнца и справедливости Шамашем-Мардуком. Бог вручает Хаммурапи законы. Таким образом, всякий, даже неграмотный житель Двуречья, мог понять законы, установленные даже не царем земным, но бессмертными богами небесными. Под этой сценой высечены 282 раздела свода за­конов Хаммурапи. В них рассматрива­ются всевозможные случаи судебного раз­бирательства, рисуют нам полную картину тогдашней жизни.

Плохо приходилось клеветникам. Обви­нили кого-нибудь без оснований в убийст­ве? Лживо клялись в важном процессе? На­казанием за это было смерть.

К смерти при­говаривали и того, кто, продав свой товар, заявлял потом, что покупатель этот товар у него украл.

Пойманного грабителя убивали перед щелью, проделанной им в доме, который он хотел ограбить. Вора, пойманного на месте преступления во время тушения пожара, тут же бросали в огонь. Казнь ожидала любого, дерзнувшего покуситься на имущество храмов.

Женщину, убившую своего мужа ради другого мужчины (или подговорившую других убить его), сажали на кол. Женщину, не умеющую вести хозяйство, бросали в воду. Смерть ожидала строителя, если построен­ный им дом обвалился и придавил хозяина. Если же погибал сын хозяина дома, то убивали сына строителя.

Око за око, зуб за зуб, перелом за пере­лом, таково было наказание, если речь шла о свободном человеке.

Если врач плохо сде­лал операцию, ему отрезали руку. Если кто-нибудь убил человека ненаме­ренно, во время ссоры, то мог выкупить се­бя, заплатив половину мина – четверть килограмма серебра. Если кто-нибудь намеренно ударил по лицу свободного чело­века одного с ним звания, то должен был платить за это манум серебра. Если же кто-то надавал пощечин лицу высшего, чем он, звания, за это полагалось публичное на­казание шестьюдесятью ударами кнута из бычьей шкуры.

Сын, ударивший отца, расплачивался за это потерей руки. Руку отрубали и цирюль­нику, если он срезал с тела раба господское клеймо. Но если цирюльника принудил к этому свободный человек (чтобы беглый или украденный раб стал его собственностью и он мог бы поставить свое клеймо на месте старого), тогда этого человека вешали перед его собственным домом.

Смерть грозила и тем, кто помогал рабам бежать или укрывал их, а также и тем, кто крал ребенка у свободных родителей, чтобы превратить его в раба. Казнь ждала и того, кто покупал или ук­рывал имущество, тайком вынесенное сы­ном или рабом хозяина. А что делали с рабом, который крал? Его мог наказать по своему желанию хозяин, государство в это не вмешивалось. Если он причинил ущерб другому свободному чело­веку, перед законом отвечал только его хо­зяин. Дома, конечно, он получал свое, если же с ним не было сладу, его продавали, как брыкливую или ленивую лошадь или коро­ву, дающую мало молока: пусть с ним му­чается другой. Раб считался чем-то вроде домашнего жи­вотного. Так же, как и его дети: хозяин ре­шал, кого из них оставить рабом в доме, ко­го продать.

Но часто бывало и так, что нужда застав­ляла свободных бедняков продавать своих детей. Как говорил народ: «Сильный чело­век живет руками своими, слабый — ценой своих детей». Закон Хаммурапи позволял и это. В том мире это было неизбежно. Но закон стремился улучшить и «плоть народа». Долговое рабство было исключительно временным.

Статья 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.

В годы долгового рабства с должником-рабом не должны были плохо обращаться. В его отношении продолжали действовать законы о свободных людях. Если, например, по вине хозяина погибал отданный ему в долговое рабство сын свободного человека, то по законам Хаммурапи следовало убить и хозяйского сына. Законы Хаммурапи защищали свободных людей от порабощения, так как от их труда зависело благосостояние всей страны и боеспособность войска, в которое во время войны входили все свободные мужчины.

Законы Хаммурапи защищали солдат постоянного войска. Ни­кто не мог отобрать у них пожалованные царем землю, сад, дом или скот, даже если выплачивал стоимость этого имущества. За­кон защищал права попавших в плен и вер­нувшихся из плена, защищал жен и детей солдат, оберегал задолжавших свободных людей от ростовщиков, чтобы эти последние не забрали бы у них всего и не заставили бы их превратиться в рабов; установления царя защищали имущество вдов, сирот. Статьи законов Хаммурапи отпускали на свободу детей раба, рожденных от свободной жен­щины, и детей рабыни, рожденных от сво­бодного человека; присуждал возмещение убытков тому, кого ограбил неизвестный преступник; давал льготы пострадавшим от наводнения; освобождал от уплаты податей пастухов, в загонах у которых разбойничал лев или скот которых гибнул от «наказанья господнего», т. е. от эпидемий и т. п. Эти законы действительно заботились о простых людях и защищали их интересы. Так государство как форма организации очень сложного и очень противоречивого общества, стремилось уладить общественные конфликты, не допустить чрезмерной несправедливости в отношениях между свободными богатыми и бедными, знатными и незнатными людьми.

Хаммурапи заставлял подданных соблю­дать данные им законы, распоряжения, порой лично вникая в самые мелкие случаи. Нам известно письмо Хаммурапи, послан­ное в Ларсу, в котором правитель лично да­вал указание своему наместнику: разобрать­ся по справедливости в деле мельника Ла-Лума, у которого деревенский староста хотел отобрать землю.

Мы знаем, что на берегу Евфрата царь заложил особый город: жившие в нем во­оруженные речные стражники должны бы­ли осматривать все проходящие мимо тор­говые суда, есть ли у них разрешение на проход, выдавленное на глиняной табличке. Царь направлял стражников и на караванные пути, так как торговля с дальними стра­нами приносила царской казне обильный доход.

Законы, суды, палачи, наместники, реч­ные стражники, военные гарнизоны, — все стояли на страже порядка. Только бы не пошатнулась Вавилония, не обрушилась бы Вавилонская башня.

К сожалению, обрывочные сведения, которые можно извлечь из древнейших надписей эпохи Шан-Инь, позволяют только в самых общих чертах говорить о государственном строе этого времени. Очевидно, в Китае в эту эпоху уже формировалась деспотическая государственная власть, опирающаяся, на земельный фонд, централизованный в руках государства. В «Книге песен» говорится о том, что все земли принадлежали царю: «Под широким небом нет земли, которая не была бы царской». Можно предполагать, что на этих землях, принадлежавших государству и главе верховной власти — царю, в крупных масштабах организовывалось земледельческое хозяйство. В кратких, почти трафаретных гадательных надписях, говорится о том, как царь спрашивал оракула: «Даст ли мне просо урожай?» или «Соберу ли я урожай проса?» Опираясь на основное богатство земледельческой страны, на основной хозяйственный фонд — землю, государство приобретало форму централизованной бюрократической деспотии. Религия использовалась для укрепления авторитета царя. Царь изображался в виде сверхъестественного существа, его сравнивали с богом, иногда прямо называли божеством. В легендах рассказывается о божественном происхождении царей, главным образом основателей династий. Так, в одном древнем сказании говорится, что мать предка родовой группы «це», по имени Цзя Ди, идя со своей сестрой, чтобы принести жертву, проглотила яйцо, которое уронила пролетавшая ласточка. В результате этого она зачала ребёнка, которому при его рождении дали имя Цио (яйцо). Потомок этого рода Чэн Тан основал династию Инь, свергнув последнего царя из династии Ся.

В период образования древнейшего рабовладельческого общества царь являлся также и первосвященником. Мы знаем, что в древнем Китае царь совершал важнейшие религиозные церемонии культа предков и культа богов. В столице Та-и дворец царя был окружён храмом предков и южным храмом торжественных царских аудиенций.

Постепенно оформлялось чиновничество, в состав которого входили представители древней родовой, а затем рабовладельческой знати. Существовали особые должности высших чиновников, помощников царя по управлению страной. Среди них выделяются: первый министр царя, начальник «великих поручений и царских приказов», великий церемониймейстер двора со своим штатом помощников, великий писец, которому были подчинены все остальные писцы, записывавшие на бамбуковых листах царские приказы, начальник царского архива и хранитель царской сокровищницы.

Таким образом, древнейшее государство, возникшее на территории Северного Китая в эпоху первого деления общества на классы — на класс рабовладельцев и класс рабов, с целью подавления и порабощения широких трудовых масс, приобретает черты древневосточной деспотии. Однако это древнейшее государство ещё долго и прочно сохраняло многочисленные пережитки родового строя. При царе находился аристократический совет, в состав которого входили представители родовой знати и потомки племенных вождей. В гадательных надписях этот совет носит название «совета больших и малых». Царский род представлял собой, как и в древнем Египте в период Древнего Царства, большой царский клан, члены которого занимали высшие должности в государственном и военном управлении, что обеспечивало прочность государства и господства данной династии. Самый термин, служивший для обозначения слова «царь» (ван), уже встречается в иньских надписях. Царская власть в период существования государства Шан внешне сохраняла пережитки того времени, когда племенной вождь, некогда стоявший во главе племени или союза племён, объединял в своих руках древнейшие функции руководителя охот, военачальника и первосвященника. Как указывает китайский историк Го Мо-жо, архаические формы гиероглифических знаков «ван» (царь) и «цзу» (предок), встречающиеся в гадательных надписях, тождественны друг другу. Очевидно, деспотическая государственность периода Шан-Инь развилась из более древней теократии, отголоски которой сохранились в культе царских предков и в представлении о том, что один лишь царь как наследник и наместник богов имеет право совершать важнейшие религиозные обряды.

Политическая история этой эпохи почти неизвестна. В некоторых надписях говорится о войнах, которые китайские цари постоянно вели с кочевыми, горными и степными племенами, защищая от их набегов цветущие равнины и богатые земледельческие области Китая. Особенно упорные войны вели китайские цари с западными горцами, часто нападавшими на деревни и поля государства Шан-Инь. Царь нередко спрашивал оракула, начинать ли ему войну с этими неспокойными горными племенами и окончится ли эта война успешно. В гадательных надписях сохранились жалобы на то, что иноземцы тревожат границы страны. Испрашивая советов и помощи у божества, царь указывает на необходимость ведения войны с этими кочевниками. Так, например, в одной гадательной надписи говорится: «Страна Ту совершила набег на две деревни нашего восточного округа; а страна… совершила набег на поля нашего западного округа». В другой надписи говорится уже о более крупных военных действиях: «(Царь) спрашивает: «(Я хочу) отправить войско из 3 000 воинов против страны… Будет ли поход удачным или неудачным?». Об особенно упорном характере этих войн с соседними племенами говорит следующая гадательная надпись: «(Царь) спрашивает: «Три раза я приказывал совершать поход против страны… Будет ли поход удачным?». Очень часто эти войны носили ярко выраженный грабительский характер и предпринимались с целью захвата добычи, в первую очередь пленников, которых обращали в рабство. Поэтому в гадательных надписях часто сообщается о том, что «захватили много рабов».

В середине и в конце царствования династии Инь китайцы постепенно колонизуют и завоевывают горные районы, заселённые кочевниками, а также долины Вэй и Фэнь, т. е. центральную часть провинции Шэньси и юго-западную часть провинции Шаньси. Необходимость защиты границ страны от кочевников и политика захвата соседних земель, рабов и различной добычи требовали соответствующей организации войска и военного дела. С древнейших времён китайское войско делилось на основные части: пехоту, конницу и колесницы. В широких степных просторах Средней и Восточной Азии уже в глубокой древности была приручена лошадь и появилась колесница, которую применяли главным образом в военном деле. Колесница и лошадь упоминаются в иньских надписях. При раскопках в Аньяне было найдено около 400 бронзовых украшений колесниц и скелеты лошадей. Китайское войско было вооружено очень примитивно — большей частью бронзовым оружием: саблями, боевыми топорами и широко распространённой алебардой, а также луком и стрелами, наконец, копьями. Численность войска достигала 3 тыс. человек. Отряды конницы состояли обычно из 300 всадников. Некоторые надписи позволяют предполагать существование определённых боевых построений. Весьма возможно, что применялись способы фланговой атаки, флангового окружения и ночных нападений. Так, в одной гадательной надписи спрашивается: «Пройдёт ли эта ночь в » лагере без несчастья, мирно?». Классовый характер Иньского государства нашёл своё отражение и в организации войска. Так, пехота обычно состояла из простых земледельцев, призванных в войска и оторванных от своих хозяйств, как это образно описано в «Книге песен». На колесницах обычно сражались знатные люди, которые были достаточно богаты для того, чтобы выставить колесницу с упряжкой для двух лошадей.

Длительная борьба с кочевниками ослабила государство Шан-Инь. Чжоусские племена, осевшие в бассейне реки Вэй, после ряда крупных побед разгромили древнее царство Инь и на его развалинах основали новое государство, которое получило название от племени чжоу.

Когда существовал Вавилон?

Стены Вавилона

Около 4 тыс.лет назад на территории между двух полноводных рек, там, где Тигр и Евфрат почти сближались друг с другом, народ амореи создал собственное государство Вавилонию со столицей городом Вавилоном (что в переводе с древнего языка означает «врата бога»).

В это же время в Двуречье существовало много могущественных и богатых городов-государств, однако именно Вавилон в честной борьбе завоевал себе право считаться главным государством Месопотамии.

Расцвет и славу Вавилону принес его правитель Хаммурапи, который, стремясь увеличить собственное царство, присоединял к себе все окрестные государства — Ашшур, Элам, Сузиану и др. Очень скоро Вавилон стал крупным и сильным государством, жители которого успешно занимались земледелием, а также вели бойкую торговлю металлами, шерстью, древесиной, зерном и прочими товарами.

Что такое Двуречье?

Река Евфрат

Обширное пространство между двумя полноводными реками — Тигром и Евфратом начиная с IV в. до н.э. дало «приют» многим древним государствам нашей планеты. Здесь в свое время располагались Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Элам и др. Все эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Двуречье или Междуречье.

Тигр и Ефрат были реками с непростым «характером»: каждое лето они очень широко разливались, ломая и затапливая все на своем пути: селения, пастбища, дороги, посевы и т.д. Однако, уходя в свое русло, реки компенсировали людям неудобства тем, что оставляли взамен слой питательного ила, очень полезного для почвы. Удобренная илом земля Двуречья была необычайно плодородной, и люди, жившие на ней, стали самыми древними земледельцами. Они уже в первобытное время научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.

По каким законам жили в Вавилоне?

Текст Законов Хаммурапи

С 1792 по 1750 гг. до н.э. Вавилонией правил царь Хаммурапи, который прославил себя тем, что придумал одни из самых строгих, но, в то же время, достаточно честных и справедливых законов, существовавших в истории. Они известны, как Свод законов Хаммурапи или Кодекс Хаммурапи. По этим законам — а их было 282 — жили, работали, вели хозяйство, торговали и общались древние вавилоняне.

Законы Хаммурапи, возможно, спасли от совершения преступлений многих древних вавилонян. Дело в том, что в Кодексе этого царя предусмотрены самые строгие наказания — смертная казнь — за многие злодеяния, в т.ч. кражу. Кроме того, следуя Законам Хаммурапи, человек, которого обидели — ударили, выбили зуб или повредили глаз — может то же самое сделать со своим обидчиком. Сурово наказывались те, кто небрежно относился к своему хозяйству, и это повредило соседям: в таком случае виновный должен был продать себя в рабство, но возместить убытки другим.

Кто такой Навуходоносор?

Изображение Навуходоносора II. Вавилонская камея

Одним из самых известных вавилонских правителей был царь Навуходоносор II, который правил Вавилонией (тогда она уже называлась Нововавилонским царством) с 605 по 562 гг. до н.э.

Считается, что именно при этом властителе Вавилон достиг своего расцвета: расширился, застроился новыми храмами и дворцами и сделался по-настоящему прочной и надежной крепостью — Навуходоносором были построены толстые (около 30 м) стены вокруг города и насыпаны валы. Именно в правление Навуходоносора в Вавилоне были построены знаменитые висячие сады Семирамиды, объявленные затем одним из семи чудес света.

Навуходоносор показал себя прекрасным военным начальником. Заняв трон Вавилона после своего отца, он без труда завладел Сирией, Палестиной, Финикией, покорил Иудею, пленив несколько тысяч человек, а также подчинил себе древние государства Эдом и Тир.

Каким языком пользовались в Вавилоне?

Жители Вавилона разговаривали между собой на одном из самых древних семитских языков — аккадском (его еще также называют ассиро-вавилонским). Кроме вавилонян, этим языком пользовались ассирийцы и аккадцы — население Ассирии и Аккада.

Одно время — около 2000 до н.э.- аккадский язык был не только языком Вавилона, но и официальным общим языком всего Междуречья: на нем разговаривали жители всех государств, расположенных на этой территории. Есть сведения, что даже в Египте знатные люди использовали для общения этот язык.

Когда в Месопотамию проникает арамейский язык (это произошло в XIV в. до н.э.), он очень быстро завоевывает себе «поклонников», и очень скоро на новом языке начинают говорить почти все. Прежний же язык — аккадский — используют только правители. После того как было образовано Нововавилонское царство, на ассиро-вавилонском языке только пишут, а после III в. до н.э. его полностью перестают употреблять.

Какая была религия в Вавилоне?

Восстановленные ворота Иштар в берлинском музее Пергамон

Жители Вавилона, как, впрочем, и все древние жители нашей планеты, были очень близки к природе. Они наделяли божественными силами все, что видели вокруг себя: солнце, землю, дождь, ветер, грозу, луну и т.д. Поэтому все боги, которые управляли жизнью вавилонян, были неразрывно связаны с силами природы.

Главными богами Вавилона были боги Ану — отец всех вавилонских богов, Бэл — бог земли и Эа — бог подземного мира и плодородия. Они решали судьбы живущих в стране людей, отвечали за их жизни и смерти, помогали и наказывали. В их власти были плодородие земель, разливы Тигра и Евфрата — даже демоны были бессильны перед этими богами.

Также вавилоняне верили в бога луны и растений Син, который отвечал не только за все цветы и травы Вавилона, но и стада. Не менее могущественным был бог солнца Самас, от которого зависела жизнь всего живого на земле, а также богиня войны, охоты и плодородия Иштар.

Как исчезла цивилизация Вавилона?

Синаххериб во главе войска

В то время как цивилизация Вавилона процветала и развивалась на юге Месопотамии, на севере этой территории набирала силу цивилизация Ассирии. Какое-то время Ассирия была тесно связана с Вавилоном, подчинялась ему, и многие ученые даже считают ее частью этого государства. Однако с течением времени — в XIV в. до н.э. — ассирийцы осмелели настолько, что начали нападать на Вавилон, правда, безуспешно: силы обеих сторон были приблизительно равны. Так было до того, как к власти в Ассирии пришел царь Синаххериб, который приказал разрушить город до основания.

Но даже после такого удара вавилонская цивилизация не исчезла: царь Навуходоносор сделал все, чтобы его государство снова стало самым прекрасным на земле. Однако после смерти Навуходоносора мощь государства ослабла — его правители бесконечно сменяли друг друга, не заботясь о Вавилоне, и все это привело к тому, что персидский царь Кир в 539 г. до н.э. захватил государство и подчинил его своей державе.

Поделиться ссылкой

Становление Вавилона как крупного независимого государства произошло в северной части Месопотамии под влиянием соответствующих причин, которые сложились в процессе объективного исторического развития населения, с давних пор проживавшего на этой территории.

Экономические трудности как причины образования древнего государства

Основными причинами формирования независимого государства Вавилон стали экономические трудности, возникшие у народов, обитающих на его территории. На плодородной почве Междуречья развитие земледелия оказалось практически не возможным по причине разлива рек, частых наводнений и засухи в жаркий период. Половодье и ветер с южной стороны вызывали наводнение-катастрофу, в результате которого в Месопотамии древние обитатели оставались без жилья и возможности иметь пищу.

Для решения трудностей, связанных с земледелием, древним Вавилонским общинам приходилось:

  1. объединяться с целью строительства системы орошения, чтобы стало возможным растянуть запасы воды до следующего весеннего половодья;
  2. возводить запруды, чтобы в разы уменьшить количество наводнений;
  3. создавать каналы и дамбы, что в период засухи давало возможность искусственного орошения земельных участков.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Причины образования и становление государства в Древнем Вавилоне 410 руб.
  • Реферат Причины образования и становление государства в Древнем Вавилоне 270 руб.
  • Контрольная работа Причины образования и становление государства в Древнем Вавилоне 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Орошение земель искусственно стало большим шагом вперед для древних людей, поскольку сбор урожая стал возможен по несколько раз в год, за счет этого существенно увеличилась и производительность труда.

Географические особенности Древнего Вавилона

Трудностями объединения народов и соответственно развития государства было то, что в древнее время карта Вавилонского царства выглядела иначе, а именно, – реки Тигр и Евфрат имели иное расположение и не имели единого соединения в русло, устья у каждой из них впадали в лагуну самостоятельно. Территория между ними имела практически непроходимые болота, это значит, что большие древние общины разделялись непреодолимыми естественными преградами.

Рисунок 1. Вавилонское царство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сложные жизненные обстоятельства привели древние народы к переходу от первобытного строя к первым самостоятельным государствам. Сельская община теперь могла скрыться от врагов за высокими, толстыми стенами. Таким образом необходимость решения экономических трудностей народов Междуречья привела к строению самостоятельного государства Вавилон.

Объединение народов было очень длительным процессом, лишь в конце IV тысячелетия до нашей эры у народов аккадцев и шумеров возникли настоящие города-государства. Между ними шли постоянные сражения за первенство, в связи с этим в Двуречье господствовали разные города-государства в различные временные периоды. В III тысячелетии в истории развития Двуречья огромную роль сыграли следующие города:

  • Умма;
  • Лагаш;
  • Урук;
  • Киш;
  • Ур;
  • Ниппур;
  • Вавилон.

Социальная структура Вавилонского государства

Вавилонская социальная структура не имела четко установленных социально-классовых границ. Принадлежность к определенной общине и отношение к службе государству определяли правоспособность социальных слоев и групп.

В Древнем Вавилоне население имело деление на свободное и зависимое. Люди, лишенные собственности или ставшее зависимыми из-за неоплаты задолженности, а также рабы относились к числу зависимого населения. Однако, лица, имевшие задолженность не относились к рабам и освобождались от зависимости по истечении трех лет. В основном рабами были иноземцы и военнопленные.

История образования древнего государства Вавилон

Древний Вавилон появился в III тысячелетии до н.э., но в то время он не был самостоятельным государством и над ним имели власть аккадские цари. Лишь в XIX в. до н.э. Древний Вавилон обрел статус крупного политического центра Месопотамии и независимого древнего государства. За время с III тысячелетия Вавилон прошел несколько периодов развития и до сих пор не выделено четких его этапов, можно лишь сказать, что ученые выделяют от 3 до 6 стадий.

При царе Хаммурапи древневавилонское государство достигло максимального расцвета. Центром древнейшей цивилизации практически два тысячелетия был Вавилон. Горные племена неоднократно разрушали данное государство, но Вавилон снова восставал из руин.

Древнее государство Вавилон получило свое название от древнего города Вавилон, который был самым крупным культурным и политическим государственным центром, достигал своего значительно расцвета в XVIII и VII вв. до н.э. Дело в том, что местоположение данного государства было удобно со стратегической точки зрения как для нападения, так и для обороны, именно в этом месте река Тигр сужается к реке Евфрат. Такое местоположение само собой выдвигало Вавилон на роль политического центра страны. Здесь располагались основные ирригационный сети всей Южной Месопотамии, главные сухопутные и речные пути всей Передней Азии.

Итак, в конце XIX в. до н.э. Вавилон стал крупным независимым государством, в XVIII в. он стал империей, подчинив себе территориальную часть Персидского залива до самой Сирии и, конечно, всю Южную часть Месопотамии. Триста лет древнее государство держало первенство. Знаменитый памятник его правоосновы — Законы Хаммурапи сохранился до наших дней, множество ученых трудились над его изучением несколько лет, благодаря чему можно сказать об огромных государственно-правовых проявлениях развития государства, права и общества Древнего Вавилона.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что Вавилонское государство существовавшее долгий промежуток времени, формировалось поэтапно, меняя династии правления, территориальные границы и названия. Его по праву можно назвать уникальным государством, не представляется возможным, выделить ни одно другое государство того времени, которое могло бы сравниться с его величием и успешностью одновременно в политической, социальной и юридической системах.

Добавить комментарий