Инквизиционный процесс

Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституций, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть вне церковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

Особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием. С первых же шагов инквизиторы получили огромные полномочия и полную бесконтрольность.

Следствие инквизиции держалось на трех основных китах: розыске, доносах и сыске. Но основным из этих трех инструментов на начальном этапе являлся розыск. Инквизитор был принужден совершать постоянные объезды подведомственного ему участка. Приезжая в тот или иной населенный пункт, он объявлял, так называемый, срок милосердия, в течение которого все окрестные еретики могли прийти и покаяться перед лицом инквизиции. По окончанию этого срока инквизитор начинал розыск. Если имелись покаявшиеся еретики, то он заставлял их выдать своих бывших единоверцев. Если же таковых не оказывалось, то инквизитор принуждал под присягой всех местных жителей указать подозрительных или еретиков. Арестовав вновь выявленных еретиков, он под конвоем препровождал их в центр епископии, где и начинал допрос. Почти с первых же шагов инквизиция начала применять пытки, как физические, так и нравственные.

Единственным поводом отвода свидетелей являлась смертельная вражда, но инквизиция не практиковала сообщение имен свидетелей подозреваемым. Единственным его шансом было назвать его злейших врагов, надеясь, что свидетель попадет в их число. Инквизитор совмещал в одном лице обязанности судьи и обвинителя, а адвокат обвиняемому в ереси не полагался, да и любой защитник мог быть обвинен в сочувствии к ереси, и тут же занять место своего подзащитного. Инквизитор имел право назначать себе помощников и охранников, которые пользовались церковной неприкосновенностью и обладали полной свободой притеснять, унижать население.

Отличительной особенностью инквизиторского следствия была его значительная протяженность во времени, иногда до десяти лет. Все действия и слова обвиняемого, равно как и обвинительное заключение фиксировались в двух экземплярах. Подобная организация делала невозможным для еретиков укрыться в другом государстве, так как при необходимости копия могла быть послана вслед за ним. Единственным шансом на спасение от системы, которая считала любого арестованного заранее виновным, заключалось в полном признании и раскаянии на первом же допросе. Если же человек упорно настаивал на своей невиновности, то его как закоренелого еретика выдавали в руки светской власти.

Основной целью инквизиции по понятию было вырвать души грешников из когтей Сатаны, а то, что происходило в это время с телом значения не имело. В борьбе за такую важную вещь, как человеческая душа, цель оправдывала применение любых средств.

Инквизиция накладывала обычно три вида наказания: епетимья, тюремное заключение и передача в руки светской власти, что означало костер. Епетимья могла заключаться в пожизненном ношении крестов, паломничестве по святым местам, внесении определенного пожертвования на благие дела. Тюремное заключение подразумевало под собой отбывание срока в узкой, душной камере на хлебе и воде, иногда в ручных и ножных кандалах, возможно прикованных к стене, в предельно антисанитарных условиях. Средняя продолжительность жизни в подобном заключении составляла три года. Но иногда были амнистии, замена тюремного заключения на строгую епетимью. Выдача в руки светской власти подразумевало под собой сожжение заживо. Церковь не отказывалась даже от преследования покойников. Уже умершего еретика могли приговорить к сожжению. Это подразумевало под собой изъятие останков из могилы с последующим сожжением и конфискация имущества. Конфискация распространялась на наследников вплоть до третьего колена.

Подобные меры полностью парализовали промышленность и торговлю на южных территориях Европы. Распределение средств от конфискации происходило следующим образом: треть получал инквизитор, треть — доносчик, треть — Святейший Престол. Инквизитор должен был употреблять полученные средства на нужды сыска. Но на практике средства расходовались по его усмотрению. Если государство брало на себя расходы по учреждению инквизиции, то оно получало определенную долю от доходов конфискации.

Эта тема, до сих пор вызывает у людей самые разные ощущения. Впрочем, я думаю, — всех адекватных людей — а об остальных мы говорить здесь и сейчас не будем — объединяет то, что ощущения у них в этой связи примерно одни и те же: страх, ужас и недоумение: чувства, — незнакомые, похоже, средневековым инквизиторам.

Мы вовсе и не собирались затрагивать эту тему — инквизиция в Европе — на сайте, но…

Довелось мне недавно побывать на острове Мальта и посетить там музей инквизиции. И оказалось, что не рассказать вам об этом уже невозможно. Потому что слишком уж наглядно всё это предстало теперь и передо мною… И именно в средневековье руками инквизиции творил свое правосудие в Европе церковный суд.

История инквизиции в средние века —

вещь интересная. В сущности, само значение слова инквизиция — а точнее, — святая инквизиция или «святой трибунал” определяет старинный институт римско-католической церкви, ставивший перед собой задачу розыска, суда и наказания еретиков. И само слово инквизиция (от лат. inquisitio) именно это и обозначает: расследование, розыск.

Можно сказать, что времена инквизиции начались уже в XII веке, когда в Западной Европе церковь столкнулась с ростом недовольства оппозиционных настроений населения по отношению к религиозному движению. И, как результат, — на епископов была возложена обязанность выявлять, судить и передавать религиозных оппозиционеров для наказания светским властям. А в Германии и в Италии с 1226 по 1227 год высшей мерой наказания стало и вовсе сожжение еретиков на костре.

Начиная с 1231 года, дела о ереси были отнесены к сфере канонического права, и Григорий IX, Папа Римский, для их расследования, собственно, и создал инквизицию — уже как постоянный орган церковной юстиции. Вскоре инквизиция как таковая расширила свои границы и полномочия и начала полномасштабное преследование как представителей самых разных еретических сект, так и всех остальных колдунов, ведьм и богохульников.

К этому ставшим массовым европейскому движению примкнули такие страны как Испания (Арагона), Франция, центральная, северная и южная Италия. Инквизиция в России была тоже. Так называемые ведовские процессы появились у нас еще в XI веке, вскоре после утверждения христианства. А в «Уставе князя Владимира о церковных судах» — одном из древнейших юридических памятников, было сказано, что к делам, разбиравшимся и судимых православной церковью, относились ведовство, волхование и чародейство.

Торжество

Среди великих и ужасных деяний и ритуалов человеческой изощренности, имевших место в средние века в Европе, можно назвать такую процедуру как аутодафе: торжественную религиозную церемонию, а проще сказать, — торжество, которое устраивалось в тот период инквизицией по поводу объявления того или иного приговора несчастным еретикам.

Такую практику установила в конце XV века испанская инквизиция и первое торжественное сожжение там шести еретиков было проведено в Севилье в 1481 году.

Распространение инквизиции по миру

Интересно, что законы инквизиции действовали и в американских испанских колониях; менее широкие масштабы она носила в Португалии, имела место в Мексике, Бразилии и Перу. А инквизиция в Испании привела к тому, что с 1481 по 1808 год здесь было сожжено живьем 31912 человек и свыше 29-ти тысяч было замуровано и отправлено на галеры с конфискацией имущества.

«Пребудьте во Мне, а Я в вас! — гласила словами из Евангелия святая церковь, отправляя людей таким образом в мир иной… — Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4.6)

Вот так, можно сказать, и зарождалась европейская демократия. И, как ни странно, может быть, именно пережив такой генетический опыт, люди здесь стали так трепетно относиться к индивидуальному праву человека в обществе… — впрочем, — это лишь мое предположение.

Инквизиционный бум наблюдался в Европе не один раз

Так, свое второе рождение в Испании он пережил уже в конце XV века и в течение трех с половиной столетий орудия пыток инквизиции и ее костры стали реальным орудием королевского абсолютизма. А Томас Торквемада, великий инквизитор всех времени и народов, прославил, можно сказать, суд инквизиции в веках особой его жестокостью и изощренностью.

Так что, если говорить о таком явлении как европейская священная инквизиция в целом, то несколько ее исторических периодов будут выглядеть следующим образом:

  • XIII-XV вв., — период начальный, когда жертвой инквизиции были, в основном, разного рода сектанты;
  • Года Эпохи Возрождения — когда сожжение еретиков — это была, в основном, расправа над деятелями науки и культуры;
  • И третий период — времена эпохи Просвещения, когда церковь, а с нею и государство, избавлялись от сторонников Великой Французской революции.

Кстати, во Франции инквизиционные пытки были отменены Наполеоном, в то время как в Испании они просуществовали вплоть до середины XIX века.

Но — вернемся на Мальту.

Здесь в темные времена средневековья правил орден госпитальеров. Здесь же было и представительство Святой инквизиции. И то, что великая инквизиция и на этом небольшом острове процветала — красноречиво подтверждают экспонаты музея, с рассказа о котором и началось это повествование.

Изначально у меня не было цели проследить все исторически-юридические закономерности этого скорбного — с нашей точки зрения — и вполне себе зрелищно-торжественного — с точки зрения наших европейских предков — процесса. Мне просто хотелось вам показать, как всё это выглядит сегодня.

Эти фотографии я сделала в музее инквизиции на Мальте, — и с удовольствием теперь познакомлю с ними и вас:

Трибунал Великий инквизитор Платье Великого Инквизитора

Спальня Великого инквизитора Небо с овчинку… Тайное вечере

Священная книга Библейский сюжет Что значит инквизиция Клетки-казематы

Камера-одиночка Инструменты инквизиции Инструменты инквизиции в камере

Кухня инквизиции Крупным планом Дом, где жил палач

Почетный знак почетного человека: топорики Без надежды Библейская композиция

Инквизиция, Европа, Дворец правосудия Знак инквизиции: музей на Мальте Столовая

Стол дома инквизиторов Средневековая кухонная утварь Посуда инквизитора

Горшки инквизиции Уже не раскаленные сковородки Свет в конце тоннеля

Прощание Без лица Средние века

Разговор Maita, Birgu, Ла Валетта Несмотря ни на что…

Автор статьи и фото: Наталья Громова.

На смену состязательному (обвинительному) уголовному процессу в XVI в. в период абсолютной монархии пришёл инквизиционный (латинский термин «инквизиция» означает «исследование», что близко к понятию розыска), или розыскной, или следственный процесс. Периоду государственных, устрашающих наказаний XVI-XVIII вв. в истории уголовного права соответствовал инквизиционный (следственный, розыскной) уголовный процесс. Законодательное выражение инквизиционный процесс нашёл во Франции в Большом уголовном ордонансе Людовика XIV 1670 г. В Германии инквизиционный процесс закрепляла Каролина 1532 г.

В инквизиционном процессе уголовное преследование возбуждалось судебными органами не только по жалобе потерпевшего, но и по собственному усмотрению, по долгу службы независимо от жалобы и желания потерпевшего от преступления. Это объясняется тем, что изменилось понятие преступления. В период государственных, устрашающих наказаний XVI — XVIII вв. преступление понималось как нарушение королевской воли, грозящее безопасности общества и государства. Поэтому государственные органы обязаны были преследовать виновных в совершении тяжких преступлений. Такой порядок возбуждения уголовного процесса является достижением инквизиционного процесса и поэтому сохраняется и в современном смешанном уголовном процессе.

Каролина исключала преследование по инициативе государственных органов лишь в четырёх случаях: прелюбодеянии, похищении женщины, изнасиловании и семейной краже (краже, совершённой в доме членом семьи), а обычное право присоединяло сюда лишь оскорбление и подмену детей.

Поводами к возбуждению судом уголовного преследования, кроме жалобы потерпевшего от преступления, являлись собственное наблюдение судьи, доносы — сообщения любых частных лиц о преступлении, явка с повинной, задержание преступника на месте совершения преступления, порочащие слухи (дурная молва), согласно которой кого-либо считали в данном округе преступником.

Каролина устанавливала ответственность за видимость зла: «Согласно праву, надлежит избегать не только совершения преступления, но и самой видимости зла, создающей дурную славу или вызывающей подозрения в преступлении. Тот, кто не делает этого, является сам причиной своих собственных страданий» (ч. 2 ст. LXI). Немецкие юридические пословицы гласили: «людские толки — не совсем выдумка», «народная молва редко целиком выдумана». Средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение) в те времена отсутствовали, люди узнавали новости по слухам. Поэтому современным аналогом возбуждения уголовного преследования по порочащим слухам, дурной молве это порочащие публикации в средствах массовой информации.

Впервые в истории уголовного процесса появляется предварительное следствие, которое проводилось одним из судей и было направлено на сбор доказательств, изобличающих обвиняемого. В состязательном процессе не было стадии предварительного следствия, когда государственные органы вместо потерпевшего изобличали обвиняемого. Потерпевший должен был сам собирать доказательства, направленные на изобличение обвиняемого. Это нередко приводило к безнаказанности преступников. Поэтому появление предварительного следствия является важным достижением инквизиционного процесса и оно сохраняется в современном смешанном уголовном процессе как необходимая стадия подготовки дела для судебного разбирательства.

В инквизиционном процессе вообще не было сторон, которые самостоятельно и отдельно от суда действовали бы в процессе. Судебное решение основывалось на данных, собранных непосредственно и исключительно деятельностью самого судьи.

Потерпевший являлся лишь жалобщиком, а бесправный обвиняемый рассматривался только как объект мероприятий судьи, направленных на получение от него материала, нужного для постановления приговора. Возбуждение дела, раскрытие и расследование преступлений лежало на самом суде как органе государственной власти. Усмотрением судьи — следователя направлялось исследование дела, он сам разыскивает и устанавливает данные, необходимые для установления истины в уголовном деле.

Существенной чертой инквизиционного процесса является отсутствие состязательности, слияние в лице судьи функций обвинителя, защитника и судьи. Судья как следователь должен был собирать доказательства, изобличающие обвиняемого, как защитник он должен был собирать доказательства, оправдывающие обвиняемого или смягчающие его вину. В качестве судьи он решал вопрос о виновности данного лица, беспристрастно взвешивал доводы, говорящие за и против подсудимого. Уголовное преследование, обличение виновных, а с другой стороны — сбор данных, оправдывающих подсудимого, и произнесение приговоров лежало на обязанности одного и того же органа — суда.

Здесь предполагалось, что судья с равной энергией и с равным умением выполнит функции и обвинителя, и защитника, и судьи. Очевидно, что одно и то же лицо не может объективно выполнять столь разные процессуальные функции — обвинение, защита и правосудие. Это требует от судьи поистине неземной объективности. Сосредоточение трёх процессуальных функций — обвинения, защиты и суда в руках одного лица — судьи объяснялось необходимостью энергичной и быстрой борьбы с преступлениями («быстрота важнее основательности»). В основании инквизиционного процесса лежала правильная мысль, что государство обязано заботиться о преследовании виновных в совершении тяжких преступлений. Инквизиционный процесс являлся естественным итогом предшествующей эпохи смут и войн, воплощением потребности в сильной государственной власти, как её тогда понимали. Историческое значение инквизиционного процесса состояло в укреплении средствами юстиции централизованного монархического государства, сменявшего политическую раздробленность и многовластие. Государство считалось установленной Богом властью, проявления которой служат божественным целям и которая священна. Инквизиционный процесс давал в руки государству мощное средство для проведения в жизнь его воли, сделал суд функцией государственных органов, устранив из судебного процесса стороны, принеся личность в жертву государству. В этой идее служения государственным интересам и заключается историческая роль инквизиционного процесса.

Инквизиционный процесс ставил правильную цель борьбы с преступлениями, но при этом совершенно лишал прав обвиняемого, который был беззащитен перед государственным могуществом. Этот процесс ставил своей целью преследование преступления во имя защиты государственной безопасности и поэтому интересы и гарантии гражданина отступали на задний план. Для инквизиционного процесса государство обозначало всё, а обвиняемый был ничем и поэтому процесс так часто приводил к гибели людей, несправедливо заподозренных ин а деле невиновных. Невиновный человек почти не имел возможности защищаться от обвинения. Инквизиционный процесс превращал суд в учреждение, на фронтоне которого должно было быть написано, как на вратах Дантова ада: «Вы, которые сюда входите, оставьте надежду навсегда».

Инквизиционный уголовный процесс делился на две основные стадии: 1) предварительное следствие; 2) судебное разбирательство.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1526;

Добавить комментарий