Общая судебная жалоба

Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название — судебная жалоба — является в определенной степени условным. Средиоонихооможнооовыделитьоожалобы:

  • 1. жалобы на административные акты, рассматриваемые в порядке административнойооюстиции;
  • 2. жалобыоопоооделамоочастногооообвинения;
  • 3. кассационные;
  • 4. надзорные.

Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых — акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

В настоящее время нужно выделять два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды.

Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

  • а) нарушены права и свободы гражданина;
  • б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения),нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную жалобу обязаны рассмотреть в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд .

По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Административная жалоба — это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган. Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны. Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе — в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина. Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом. Для этого гражданин обязан подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права, — в этом состоит ее процессуальная сторона.

И так, стоит четко выделить особенности общей административной жалобы:

— не ограничено по содержанию право на жалобу (могут быть обжалованы аморальные, незаконные действия государственных органов);

— по форме жалоба может быть письменной, индивидуальной, коллективной (устные жалобы принимаются при личном приеме граждан);

— запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, на действие которого подана жалоба;

— срок рассмотрения жалобы 30 дней со дня регистрации письменного обращения (допустимо продление срока не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина);

— жалоба подлежит обязательной регистрации в течении 3 дней с момента поступления в государственный орган;

— жалоба должна быть подписана;

— если нет ФИО и обратного адреса, то ответ не дается;

— предусматриваются случаи возврата жалобы – когда обжалуются судебные решения, при этом разъясняется порядок обжалования судебного решения;

— если жалоба содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы должностному лицу, то государственный орган вправе оставить жалобу без ответа по существу и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом;

— если текст жалобы не поддаётся прочтению – ответ не даётся;

— допускается прекращение переписки с гражданином в случае, если в жалобе содержится вопрос, на который уже давался ответ, таким образом, руководитель может решить о безосновательности переписки по данному вопросу;

Если гражданин сообщил ложные сведения, то расходы, связанные с рассмотрением данного дела, возлагаются на гражданина по решению суда. Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Также, очень широки возможности для обжалования и с точки зрения формы их реализации. Однако, существует ряд вполне оправданных ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу. Такие ограничения содержатся в Федеральном Законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Понятие и виды судебной жалобы.

Второй вид жалоб, который необходимо осветить в данной контрольной работе, являются судебные жалобы. Судебные, значит, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства. Иначе говоря, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. К этому типу жалоб относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название – судебная жалоба – является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

1. на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;

2. по делам частного обвинения;

3. кассационные;

4. надзорные. Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых – акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

16. Право граждан на возмещение ущерба, причинённого незаконными действиями субъектов исполнительной власти.

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53 Конституции РФ право граждан на возмещение в судебном порядке ущерба, причиненного неправомерными деяниями государственных и муниципальных органов.

С 1 марта 1996 года возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, согласно ст. 1069 «вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».

Возложив на организации обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав. Такой порядок позволяет потерпевшему своевременно и полностью взыскать причиненный ему вред; обеспечивает надлежащую материальную базу для удовлетворения его требований. Возместив ущерб, администрация органа предприятия, учреждения выясняет причины допущенных нарушений законности, решает вопрос о дисциплинарной, и материальной ответственности непосредственных виновников.

В законе сказано, что организации отвечают за вред «на общих основаниях». Это значит, что ответственность наступает, если:

• совершенно противоправное деяние;

• причинен имущественный вред;

• существует причинная связь между неправильными действиями и вредом;

• ущерб наступил по вине учреждения, органа, их должностных лиц.

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 3328 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Акты должностных лиц любых контролирующих органов, а также действия (бездействие) инспекторов можно обжаловать в судебном и досудебном порядке. В первом случае подается исковое заявление в суд, во втором — жалоба направляется в орган, вынесший решение, вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, и такой порядок обжалования называют административным.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ

Досудебный порядок, в отличие от судебного, является более простым с точки зрения подготовки и оформления документов (составить и подать жалобу достаточно просто, а основания для ее возврата без рассмотрения минимальны). Административное обжалование является бесплатным для заявителя: государственная пошлина (иная плата) за рассмотрение подобных обращений не взимается, как это происходит, например, при обращении в судебные инстанции. Кроме того, вышестоящие органы или должностные лица не имеют права оставлять полученную жалобу без рассмотрения.

Поступающие в уполномоченные контрольные органы обращения юридических и физических лиц условно разделяются на заявления, предложения, ходатайства, запросы и жалобы.

Обращения в вышестоящие органы могут оказаться весьма эффективными, особенно если жалоба грамотно составлена. Несмотря на распространенные сомнения, многие жалобы удовлетворяются. Если этого не случится, не стоит отчаиваться, нужно посмотреть, как можно обратить ситуацию в свою пользу.

Во-первых, заявитель жалобы получает временное преимущество. В качестве примера можно рассмотреть обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Известно, что оспариваемое постановление следует обжаловать в административном или судебном порядке не позднее 10 дней после получения его копии.

Если этот срок пропущен, восстановить его непросто: потребуется заявлять отдельное ходатайство о восстановлении срока, предоставлять доказательства пропуска срока по уважительным причинам. Сочтет ли чиновник или суд причины уважительными — не известно. Кроме того, 10 дней мало, чтобы успеть проконсультироваться со специалистами, грамотно составить заявление в арбитражный суд, оформить документы, собрать необходимые доказательства, посоветоваться с экспертами и специалистами.

При обжаловании в 10-дневный срок «незаконного» постановления в вышестоящий орган заявитель жалобы получает временное преимущество, причем даже в том случае, если уверен в отказе. Пока жалоба будет рассматриваться (добавим несколько дней на почтовую доставку), можно подготовиться к судебному процессу. После отказа в удовлетворении жалобы обращаются в суд.

Если решение о наложении административного наказания обжаловалось в административном порядке, 10-дневный срок на обращение в суд начнет исчисляться не со дня получения копии постановления о привлечении к ответственности, а со дня вручения или получения решения вышестоящего органа по поступившей жалобе.

Во-вторых, исполнение наложенного взыскания на период административного обжалования может быть приостановлено. Для этого в тексте жалобы или в приложении лучше заявить мотивированное ходатайство.

В-третьих, появляется возможность выяснить позицию вышестоящего органа (должностного лица) по данному вопросу.

В-четвертых, из официального ответа по жалобе можно определить, какие аргументы представят суду контролеры, и грамотно обосновать свои контраргументы, заблаговременно подготовив доказательства.

К одному из самых главных недостатков административного обжалования относится следующее: спор рассматривает одна из сторон конфликта, и нередко такое обжалование не приносит положительных результатов. Вышестоящие органы или должностные лица, действуя в соответствии со сложившейся практикой и внутриведомственными документами (указаниями, инструкциями и пр.), зачастую признают юридически верными неправильные решения, действия (бездействие) нижестоящих органов и их должностных лиц.

Еще один существенный недостаток — ухудшение отношений с контролирующим органом или лично с чиновником.

В каждом конкретном случае принимать решение о целесообразности обжалования решений, действий (бездействия) контролирующих органов должен руководитель организации или предприниматель исходя из фактических обстоятельств дела.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, организации и их должностные лица могут по своему выбору воспользоваться в любой последовательности одним из приведенных способов обжалования. Подача жалобы в административном порядке на решение, действия (бездействие) органа или должностного лица не исключает одновременной либо последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд или прокуратуру. Если чиновники контролирующего органа заявляют, что прежде чем обратиться в арбитражный суд, следует написать жалобу на имя вышестоящего должностного лица или организации и дождаться итогов рассмотрения, знайте: вас вводят в заблуждение.

Чтобы избежать ситуации, когда по одному и тому же спору возможно принятие двух решений (если жалобы поданы одновременно в судебном и административном порядке), законодатель предусмотрел последствия изменения заявителем выбора процедуры обжалования. Приоритет в принятии решения по жалобе отдается суду. Так, обращение лица с жалобой аналогичного содержания в суд, принятие ее к рассмотрению либо вынесение судебного решения является основанием для отказа в рассмотрении административной жалобы. Поэтому когда поступает жалоба, вышестоящий орган или должностное лицо, как правило, запрашивает у нижестоящего органа или должностного лица, принявшего решение, совершившего действия (бездействие), не только документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу, но и информацию, обращался ли заявитель с аналогичной жалобой в суд (тогда к делу приобщается копия определения суда о принятии жалобы к рассмотрению или судебное решение).

КАК ПОДАВАТЬ ЖАЛОБУ

Жалоба подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу в письменной форме. Подача жалобы телеграфом, факсимильной связью, а также электронной почтой не допускается.

Если заявитель хочет обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности или действия (бездействие) руководителя контролирующего органа, следует обращаться в любой из вышестоящих органов, если действия (бездействие) инспекторов — к непосредственному руководству (руководителю данного контролирующего органа).

Если заявитель не знает, куда подавать и кому адресовать свою жалобу, прежде всего, необходимо изучить информационные стенды в том органе, который вынес решение или сотрудниками которого являются должностные лица, чьи действия (бездействие) вы намерены обжаловать.

СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ

Для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности установлен 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления. В остальных случаях срок подачи жалобы (на решение, действие контролирующего органа, его должностного лица) составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод или законных интересов, о создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба на бездействие уполномоченного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом либо его должностным лицом решения о совершении действия, предусмотренного законом.

Жалоба считается поданной в срок, если она подана непосредственно в уполномоченный орган или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного законом. Если жалоба подается заявителем непосредственно в уполномоченный орган, датой подачи считается дата ее регистрации в этом органе. Если заявитель направляет жалобу по почте, подтверждением соблюдения срока ее подачи является штемпель, проставленный па конверте отделением связи отправления.

КАК ВОССТАНОВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЙ СРОК

Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы заявитель может восстановить по письменному заявлению. Такое ходатайство включается в текст жалобы или оформляется в виде самостоятельного документа.

В любом случае должно быть документальное подтверждение причины, по которой пропущен срок обжалования.

При решении вопроса о возможности восстановления срока обжалования уважительными причинами для индивидуальных предпринимателей обычно признаются:

  • временная нетрудоспособность, вызванная заболеванием или травмой;

  • содержание под стражей;

  • тяжелые семейные или личные обстоятельства (например, смерть или серьезное заболевание родных, близких);

  • командировка;

  • форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, народные волнения, военные действия и пр.).

Для юридических лиц восстановить пропущенные сроки проблематично: ни командировка руководителя, который должен был подписать обращение, ни производственная травма штатного юриста, который должен был подготовить жалобу, не являются уважительными причинами при пропуске срока обжалования. Восстановить пропущенный срок можно, представив доказательства возникновения форс-мажорных обстоятельств, подтвердив факт изъятия каких-либо документов сотрудниками уполномоченного органа и пр.

Возможность признания причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом, рассматривающим жалобу. Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. Если же в восстановлении срока обращения будет отказано, причины и мотивы разъясняются заявителю в письменной форме.

СОСТАВЛЕНИЕ ЖАЛОБЫ

Предприниматели и руководители организаций при подготовке жалоб часто стремятся сэкономить не только на госпошлине, но и услугах специалистов. Между тем самостоятельно и грамотно составить обращение, привести ссылки на законодательство и судебные акты, а также подготовить доказательную базу способны далеко не все бизнесмены и штатные сотрудники организаций. Некоторые заявители «ухитряются» составлять обращения таким образом, что непроизвольно подтверждают свою вину или информируют контролеров об имевшихся нарушениях.

В результате следуют отказы в удовлетворении жалоб или, что еще хуже, контролирующий орган получает в свое распоряжение дополнительные доказательства вины заявителя.

Как составить жалобу самостоятельно

Если вы решили составить жалобу самостоятельно, воспользуйтесь предлагаемыми рекомендациями:

1. В начале документа следует указать, кому и от кого он поступил, а также наименование органа (должность сотрудника), решение, действия (бездействие) которого обжалуется.

2. Указывается дата составления.

3. В названии не обязательно должно присутствовать слово «жалоба», чтобы ваше обращение было принято и рассматривалось. Однако название «жалоба» позволит чиновникам уже на этапе первичной обработки документов идентифицировать ее как таковую, а не как предложение, например, по улучшению работы данного ведомства.

Отметим, что в ходе первичной обработки определяется суть обращения и исполнители (подразделение или должностное лицо). Чтобы не затягивать решение вопроса, лучше, если обращение будет именоваться в соответствии с принятой классификацией документов, поступивших от организаций и граждан.

4. Написав слово «жалоба», желательно указать ее предмет (существо обжалуемого решения, действий (бездействия). Например, «о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности», «на действия… в связи с незаконно возложенной обязанностью о…», «на бездействие руководителя…», «на незаконные действия сотрудников милиции».

5. Четко, лаконично и по существу изложите суть проблемы, спора, назвав обстоятельства, на основании которых вы считаете, что обжалуемым решением, действиями (бездействием) нарушены ваши права, свобода и законные интересы, созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность. Не пренебрегайте указанием дат совершения вами, вашими контрагентами или должностным лицом контрольного органа действий (бездействия). Если вы обращались с заявлениями, ходатайствами, указывайте даты их подачи в контролирующий орган, приводите и даты получения предписаний, постановлений и пр. При этом помните, что многословный и бессистемно составленный документ труден для восприятия. Чиновник работает, прежде всего, с документами, он должен установить законность обжалуемого решения, действий (бездействия), но при этом не обязан вникать в суть проблем вашей компании.

6. Если вы ссылаетесь на какие-либо документы, следует в тексте жалобы привести их отдельные реквизиты (например, название, дата, номер) и указать: «копия прилагается» или «см. приложения». Во всех подробностях приводить полные реквизиты и содержание этих бумаг излишне.

7. Обосновывать свои требования ссылками на закон, судебную практику необязательно, но желательно.

8. Отдельно сформулируйте свои требования и просьбы: «прошу отменить (изменить) постановление», «прекратить административное дело», «направить дело на новое рассмотрение», «отменить (смягчить, снизить) наказание (взыскание, штраф)», «освободить от ответственности».

9. В конце жалобы или в сопроводительном письме укажите наименование, реквизиты прилагаемых документов и количество листов.

Обращение подписывается заявителем — индивидуальным предпринимателем, а от имени юридических лиц могут обратиться их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами или учредительными документами.

10. Обращение составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется по почте, передается непосредственно в уполномоченный орган или вручается должностному лицу на личном приеме. Второй — остается у заявителя, как и документальные доказательства, что жалоба отправлена или передана в уполномоченный орган, его должностному лицу. Подобные доказательства могут сыграть немаловажную роль в разрешении спора и будут свидетельствовать, что процессуальные сроки были соблюдены и контролирующие органы были, как минимум, проинформированы о нарушении.

Некоторые детали вопроса

Если к жалобе не приложены доказательства, ее все равно обязаны принять к рассмотрению. Некоторые из документов и их копии уже имеются в распоряжении нижестоящего органа и он в соответствии с существующим порядком передаст все материалы в вышестоящий орган или должностному лицу, рассматривающему жалобу. Кроме того, если у чиновников возникнет необходимость в получении дополнительных доказательств (например, для рассмотрения дела по существу) или в изучении подлинников, вы по первому требованию должны представить бумаги, нужные для ознакомления. В противном случае чиновники смогут отказать в удовлетворении жалобы в связи с непредоставлением заявителем необходимых доказательств.

Элементарные правила при представлении оригиналов для проверки подлинности

Во-первых, попросите, чтобы устный запрос обрел, как это и положено по закону, официальную письменную форму, с указанием перечня, срока и места представления запрашиваемых документов, целей и предполагаемых сроков их возврата.

Во-вторых, с каждого документа снимите копию и заверьте ее нотариально либо у должностного лица, которое принимает документы.

В-третьих, передавайте документы по акту, где указаны: основания для передачи документов, дата, реквизиты и полное наименование лица, которое передает документы, наименование органа, которому передаются документы, и Ф. И. О., должность лица, которому бумаги непосредственно вручаются. Естественно, в акте следует привести название и полные реквизиты документов, а при необходимости кратко изложить их содержание. Впрочем, приведенные сведения можно указать и в сопроводительном письме, например: «На ваш запрос №… от… о предоставлении документов для… направляем следующие документы…» Когда по запросу передаются копии, это следует указать отдельно.

Если оригиналы в контролирующем органе будут утеряны или испорчены, у вас на руках останутся доказательства, что бумаги действительно существовали и их порча или утрата произошла не по вашей вине.

РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО ЖАЛОБАМ

Отказано в удовлетворении жалобы

По результатам рассмотрения жалобы в ее удовлетворении может быть отказано. В данном случае признается правомерным обжалуемое решение, действия (бездействие) органа или его должностного лица.

Жалоба удовлетворена

Когда жалоба удовлетворяется, отменяется решение, приятое нижестоящим органом или его должностным лицом, либо признаются неправомерными их действия (бездействие). Жалоба может быть удовлетворена полностью или частично. Когда отменяется постановление о привлечении к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается либо назначается дополнительная проверка (например, если для доказательства вины правонарушителя собрано недостаточно документальных свидетельств или нарушена процедура привлечения к ответственности).

Удовлетворяя жалобу, вышестоящий орган или должностное лицо либо признает неправомерными действия (бездействие) нижестоящего органа (должностного лица) и одновременно определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции.

Отказ в рассмотрении жалоб

Отказы в рассмотрении жалоб возможны:

  • если не соблюдена письменная форма подачи обращения, нарушены сроки обжалования;

  • если документ не подписан заявителем или подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства;

  • если в нем нет указания на предмет обжалования, орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, а также на лицо, от имени которого подана жалоба.

В этих случаях заявителю в обязательном порядке направляется письменный отказ (с указанием причин) в рассмотрении жалобы. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в общем порядке. Кроме того, получив разъяснения причин отказа и устранив недостатки, заявитель вправе вновь обратиться с аналогичной жалобой.

Обжалование решения

В решении по жалобе обязательно разъясняется порядок дальнейшего обжалования решения, действий (бездействия) уполномоченных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность подобного обжалования.

Вторичное обжалование решений, действий (бездействия) контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется в судебных инстанциях. Впрочем, заявитель вправе обратиться и в прокуратуру.

Ответственность должностных лиц

Во многих случаях о нарушениях, допущенных нижестоящими органами и их должностными лицами, вышестоящие органы узнают именно из жалоб, поступивших от юридических и физических лиц. К провинившемуся чиновнику может быть применена дисциплинарная ответственность: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Кроме того, должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной или материальной ответственности.

Общее понятие жалобы и их виды

Одна из форм конституционной защиты законных прав участников уголовного судопроизводства — предоставление права на обжалование процессуальных действий и решений, затрагивающих законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц, в той части, в которой проводимые процессуальные действия и принимаемые решения затрагивают их интересы (ст. 46 Конституции РФ).

Жалоба — это устное или письменное обращение в суд, государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Исходя из общеправового принципа дозволенности того, что прямо не запрещено законом, данное право принадлежит также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ.

Обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда имеет цель не только обеспечить права и законные интересы физических и юридических лиц, но и способствовать обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.

Существует ряд оснований, при наличии которых допускается возможность безотлагательной судебной проверки: 1) наличие существенного ограничения конституционных прав и свобод личности; 2) процессуальные действия и решения затрагивают права и свободы человека вне сферы уголовно-процессуальных отношений; 3) отсутствие прямой связи между проверкой законности и обоснованности процессуальных решений или действий и теми вопросами, которые должен решать суд при постановлении приговора.

Преимущества судебного контроля за законностью решений, действий и бездействием должностных лиц, по сравнению с административным, бесспорны. Вместе с тем суд при проверке в период предварительного расследования по жалобе участника уголовного судопроизводства или иного лица, чьи интересы были затронуты в ходе проведения процессуальных действий, тех или иных процессуальных актов, не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по уголовному делу.

Безотлагательная судебная проверка осуществляется: а) судом по жалобам заинтересованных лиц на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и не должна быть связана с приостановлением ни производства по делу в целом, ни исполнения соответствующих решений или действий; б) на основании представленных органами расследования материалов, обосновывающих соответствующие решения или действия.

Участники уголовного процесса, а также лица, чьи интересы затрагиваются принимаемыми решениями, вправе обжаловать как любое действие, так и бездействие органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда на любой стадии уголовного процесса. Право на обжалование должно быть разъяснено должностными лицами правоохранительных органов и суда, на которые возложена процессуальная обязанность всестороннего, полного, своевременного и объективного рассмотрения жалоб при первом контакте с лицами, чьи интересы затрагиваются проводимыми процессуальными действиями или принимаемыми процессуальными решениями. Дознаватель, следователь, прокурор и судья, осуществляющие уголовное судопроизводство, обязаны разъяснять участникам уголовного процесса их право на обжалование процессуальных действий, решений, в том числе действий и решений государственных органов и должностных лиц Колосова Н.М. Конституционное прав граждан на защиту их прав и свобод в СНГ. // Государство и право. 2002. №12..

Действия суда обжалуются в вышестоящий суд, действия дознавателя, следователя, прокурора помимо обжалования вышестоящему прокурору могут быть обжалованы в районный суд. Недопустима пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Правом на обжалование обладают как физические, так и юридические лица, полагающие, что нарушаются их законные интересы в сфере применения норм уголовно-процессуального права. Жалобы могут исходить от подозреваемого, обвиняемого, их защитника и законного представителя, потерпевшего и его защитника, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, а также эксперта, специалиста, переводчика, других граждан, участвовавших или не принимавших участия в уголовном процессе, но чьи права были нарушены, любых заинтересованных предприятий, учреждений и организаций.

Специальных требований к процессуальным документам, в которые заносятся устные жалобы, закон не устанавливает, они оформляются по общим правилам составления процессуальных документов. В них указываются: время составления, лицо, кем составлен процессуальный документ, содержание жалобы, информация о заявителе. Письменную жалобу целесообразно подавать в двух экземплярах, оставляя зарегистрированную копию у заявителя Бахрах О.Н. Государственная служба: понятие, содержание, принципы. // Государство и право. 1996. №12. С. 12.

Жалоба, заявленная при проведении следственного действия (обыск, осмотр, выемка и т.п.), заносится в протокол следственного действия; если жалоба заявлена устно, то составляется отдельный процессуальный документ помимо занесения устной жалобы в протокол следственного действия. Поступившая жалоба передается прокурору, осуществляющему надзор за расследованием по данному делу. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения.

Жалобы, поступившие к начальнику органа дознания или начальнику следственного отдела, в течение 24 часов должны быть направлены прокурору, осуществляющему непосредственный надзор за исполнением законов при расследовании по конкретному уголовному делу. Указанные должностные лица должны ознакомиться с жалобой или снять копию, в пределах своей компетенции принять меры к устранению допущенных нарушений закона, привлечению к ответственности виновных лиц и предпринять меры по предупреждению подобных нарушений в будущем. О принятых мерах сообщается прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при расследовании уголовного дела, в форме пояснительной записки к поданной жалобе.

В местах содержания под стражей обвиняемых, подозреваемых представители администрации следственного изолятора во время обязательного ежедневного обхода камер принимают жалобы от подозреваемых (обвиняемых), которые после регистрации направляют в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, соответствующему адресату.

В литературе традиционно выделяются общая и специальная административные жалобы.

В настоящее время правило разграничения общей и специальной жалоб закреплено ч.2 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (Российская газета. 2006. 5 мая), согласно которому порядок рассмотрения обращений граждан, установленный ФЗ № 59, «распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами». Таким образом, на уровне подзаконных нормативно — правовых актов эти вопросы регулироваться не могут, кроме законов и иных нормативно — правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых могут устанавливаться лишь положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливаться гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные ФЗ № 59.

Административная жалоба может подаваться не только гражданами, но и иностранцами и лицами без гражданства, кроме того обращения, в том числе и жалобы, могут быть как индивидуальные, так и коллективные.

Податель жалобы, прежде всего, должен уточнить, закреплены ли в федеральном законодательстве специальные правила подачи и рассмотрения жалобы применительно к конкретным публичным правоотношениям. Если нет, то общая жалоба должна подаваться в порядке, предусмотренном ФЗ № 59.

Требования к форме, содержанию, порядок подачи и рассмотрения специальных жалоб установлен, например: в главе 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (Российская газета. 2001. 31 декабря), в главе 19 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (Российская газета. 1998. 6 августа), главе 7 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (Российская газета. 2003. 3 июня) и др.

Характеризуя общую административную жалобу, во-первых, нужно отметить, что в настоящее время законодательство закрепляет право на обжалование действий (бездействия) и решений государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, хотя до принятия ФЗ № 17 допускалось подача жалоб на действия (бездействия), решения любых организаций.

Конечно, перечень организаций, обязанных рассматривать обращения граждан, должен был быть сужен, однако представляется, что отсутствие законодательной гарантии для граждан на подачу административной жалобы на действия, решения государственных учреждений, которые, как правило, оказывают государственные услуги, существенно снижает их защищенность, хотя это и не противоречит тексту ст. 33 Конституции РФ.

Во-вторых, ФЗ № 17 установил требования по форме и содержанию к общей письменной административной жалобе.

Обязательные реквизиты жалобы — указание наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется жалоба, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) подателя жалобы, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, суть жалобы, подпись и дата (ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации// Российская газета. 2006. 5 мая).

Обязательные требования к жалобе:

  • не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи,
  • текст письменной жалобы должен поддаваться прочтению
  • не должен содержаться вопрос, на который подателю жалобы многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства (ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации// Российская газета. 2006. 5 мая).

Несоблюдение перечисленных требований ведет к оставлению жалобы без ответа. Однако в случае их устранения, гражданин вправе вновь направить жалобу в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

В-третьих, в ФЗ № 59 закреплен порядок рассмотрения общей административной жалобы, который включает в себя ряд последовательных стадий: 1) направление и регистрация жалобы, 2) рассмотрение по существу, 3) доведение ответа до подателя жалобы.

Стадия направления и регистрации жалобы:

  • во-первых, письменная жалоба должна быть зарегистрирована в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. В случае подачи устной жалобы на личном приеме должностного лица содержание жалобы заносится в карточку личного приема гражданина;
  • во-вторых, письменная жалоба, содержащая вопросы, решение которых не входит в компетенцию получившего ее органа, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов, с уведомлением гражданина, направившего жалобу, о ее переадресации.
  • в-третьих, в случае, если решение поставленных в письменной жалобе вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия жалобы в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам
  • в- четвертых, запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие), которых обжалуется. В случае, если в соответствии с данным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в соответствующий орган, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд (ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации// Российская газета. 2006. 5 мая)

Стадия рассмотрения жалобы по существу.

При рассмотрении жалобы должны соблюдаться права и гарантии, предоставленные ее подателю (ст. ст. 2, 5, 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (Российская газета. 2006. 5 мая).

В случае необходимости жалоба может быть рассмотрена с выездом на место уполномоченным на рассмотрение лицом (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации// Российская газета. 2006. 5 мая).

При рассмотрении жалобы обеспечивается объективное, всестороннее и своевременное ее рассмотрение, в случае необходимости — с участием подателя жалобы.

Общий срок рассмотрения жалобы – в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, а в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

При направлении запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в течение 15 дней должны быть представлены документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

При наличии обстоятельств, установленных в ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (Российская газета. 2006. 5 мая), жалоба остается без ответа, о чем податель жалобы по возможности должен быть уведомлен. Во всех остальных случаях, по общему правилу дается письменный ответ, при этом рассмотрение жалобы должно быть бесплатным.

Добавить комментарий