Общее наследие человечества

ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — прин­цип ме­ж­ду­народного пра­ва, со­глас­но ко­то­ро­му на­хо­дя­щие­ся за пре­де­ла­ми юрис­дик­ции го­су­дарств про­стран­ст­ва и ре­сур­сы при­над­ле­жат ме­ж­ду­народному со­об­ще­ст­ву в це­лом и это со­об­ще­ст­во оп­ре­де­ля­ет их пра­во­вой ре­жим, в том числе пра­ви­ла поль­зова­ния.

В про­шлом всё, что не на­хо­ди­лось под су­ве­ре­ни­те­том го­су­дар­ст­ва, рас­смат­ри­ва­лось как ни­чей­ное (res nullius) и бы­ло сво­бод­но для при­свое­ния го­су­дар­ст­ва­ми. Позд­нее бы­ло осоз­на­но, что ме­ж­ду­народные про­стран­ст­ва долж­ны на­хо­дить­ся в об­щем поль­зо­ва­нии, и поя­ви­лась кон­цеп­ция об­ще­го дос­тоя­ния (res com­mu­nis). Ка­ж­дый был во­лен поль­зо­вать­ся об­щим дос­тоя­ни­ем, но ни­кто не нёс от­вет­ст­вен­но­сти за его со­хра­не­ние. Пе­ред ме­ж­ду­народным со­об­ще­ст­вом вста­ла за­да­ча за­щи­ты об­ще­го дос­тоя­ния че­ло­ве­че­ст­ва (res communis humanitatis) со­вме­ст­ны­ми уси­лия­ми. В ре­зуль­та­те прин­цип общегонаследия человечества рас­про­стра­нил за­щи­ту на ин­те­ре­сы не толь­ко ны­неш­не­го, но и бу­ду­щих по­ко­ле­ний.

В Дек­ла­ра­ции прин­ци­пов, ре­гу­ли­рую­щих ре­жим дна мо­рей и океа­нов и его недр за пре­де­ла­ми дей­ст­вия национальной юрис­дик­ции 1970 года, общим наследием человечества про­воз­гла­ше­ны (параграф 1) дно мо­рей и океа­нов, а так­же не­дра.

Кон­цеп­ция общего наследия человечества вклю­ча­ет: не­при­свое­ние общего наследия человечества; ме­ж­ду­народную сис­те­му управ­ле­ния, в ко­то­ром уча­ст­ву­ют все стра­ны; рас­пре­де­ле­ние вы­год от экс­плуа­та­ции; ис­поль­зо­ва­ние про­странств, от­не­сён­ных к общему наследию человечества, ис­клю­чи­тель­но в мир­ных це­лях. Прин­цип при­ме­ня­ет­ся к про­стран­ст­вам и ре­сур­сам, ко­то­рые по са­мой сво­ей при­ро­де не мо­гут на­хо­дить­ся под су­ве­ре­ни­те­том то­го или ино­го го­су­дар­ст­ва (океа­ны, глу­бо­ко­вод­ное дно, Ан­тарк­ти­ка, кос­мос, ат­мо­сфе­ра, ок­ру­жаю­щая сре­да в це­лом).

Так, со­глас­но статье 11 Со­гла­ше­ния о дея­тель­но­сти го­су­дарств на Лу­не и других не­бес­ных те­лах 1979 года, Лу­на и её при­род­ные ре­сур­сы яв­ля­ют­ся общим наследием человечества. В со­от­вет­ст­вии с этим прин­ци­пом Лу­на не под­ле­жит национальному при­свое­нию ни пу­тём про­воз­гла­ше­ния на неё су­ве­ре­ни­те­та, ни пу­тём ис­поль­зо­ва­ния или ок­ку­па­ции, ни лю­бы­ми другими сред­ст­ва­ми. По­верх­ность или не­дра Лу­ны, а так­же уча­ст­ки её по­верх­но­сти или недр или при­род­ные ре­сур­сы там, где они на­хо­дят­ся, не мо­гут быть соб­ст­вен­но­стью ка­ко­го-ли­бо го­су­дар­ст­ва, ме­ж­ду­народных меж­пра­ви­тельственных или не­пра­ви­тельственных ор­га­ни­за­ции, национальной ор­га­ни­за­ции или не­пра­ви­тельственного уч­ре­ж­де­ния или лю­бо­го фи­зического ли­ца. Раз­ме­ще­ние на по­верх­но­сти Лу­ны или в её не­драх пер­со­на­ла, кос­мических ап­па­ра­тов, обо­ру­до­ва­ния, ус­та­но­вок, стан­ций и со­ору­же­ний, вклю­чая кон­ст­рук­ции, не­раз­рыв­но свя­зан­ные с её по­верх­но­стью или не­дра­ми, не соз­да­ёт пра­во соб­ст­вен­но­сти на по­верх­ность или не­дра Лу­ны или их уча­ст­ки. Прин­цип общего наследия человечества не ущем­ля­ет сво­бо­ду ис­сле­до­ва­ния Лу­ны и её ре­сур­сов без ка­кой-ли­бо дис­кри­ми­на­ции на ос­но­ве ра­вен­ст­ва и в со­от­вет­ст­вии с ме­ж­ду­народным пра­вом.

В со­от­вет­ст­вии со статьей 136 Кон­вен­ции ООН по морскому пра­ву 1982 года морское дно, на­хо­дя­щее­ся за пре­де­ла­ми национальной юрис­дик­ции, и его ре­сур­сы яв­ля­ют­ся общим наследием человечества. Ни од­но го­су­дар­ст­во не мо­жет пре­тен­до­вать на су­ве­ре­ни­тет или су­ве­рен­ные пра­ва или осу­ще­ст­в­лять их в от­но­ше­нии ка­кой бы то ни бы­ло час­ти морского дна или его ре­сур­сов, и ни од­но го­су­дар­ст­во, фи­зическое или юри­дическое ли­цо не мо­гут при­сваи­вать ка­кую бы то ни бы­ло их часть. Ни­ка­кие при­тя­за­ния лю­бо­го ро­да или осу­ще­ст­вле­ние су­ве­ре­ни­те­та или су­ве­рен­но­го пра­ва и ни­ка­кое та­кое при­свое­ние не при­зна­ют­ся. Все пра­ва на ре­сур­сы морского дна при­над­ле­жат все­му че­ло­ве­че­ст­ву, от име­ни ко­то­ро­го дей­ст­ву­ет Ме­ж­ду­народный ор­ган по морскому дну.

«Общее наследие человечества» — концепция международного права, выражающая представление о том, что определенные территориальные пространства и их ресурсы, полезные для всего человечества, необходимо защитить от эксплуатации в одностороннем порядке отдельными государствами или их гражданами, а также корпорациями или другими субъектами, допуская их исследование и использование в рамках какого-либо международного соглашения или режима на благо всего человечества.

Возникновение термина «общее наследие человечества» связано с деятельностью ООН по разработке и кодификации норм международного морского права. Концепция, которую отражает этот термин, является важным элементом Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года – откуда он перешел во внутригосударственное законодательство, регулирующее деятельность на морском дне. Свое дальнейшее развитие он получает при регламентации общего правового режима космического пространства и, в меньшей степени, при формировании международно-правовой базы, касающейся деятельности в Антарктики. Несмотря на то, что предпринимались усилия по применению концепции общего наследия человечества в отношении передачи технологий и культурных ценностей, ее основное влияние проявляется в организации международного управления в областях, открытых для использования всеми государствами международного сообщества.

Общее наследие человечества в международном праве.

Конвенция по морскому праву 1982 года.

В Конвенции по морскому праву 1982 года содержатся несколько положений, относящихся к принципу общего наследия человечества. В преамбуле, ссылаясь на резолюцию 2749 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1970 года, торжественно заявляется, что «район дна морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также его ресурсы являются общим наследием человечества». Эта идея закрепляется в статье 136 Конвенции, в соответствии с которой Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. В статье 140 формулируется следующий вывод: Деятельность в Районе, как это предусмотрено правовым режимом Международного района морского дна, осуществляется «на благо всего человечества, независимо от географического положения государств» и «с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов». Значимость данного принципа подтверждается статьей 311, пункт 6 Конвенции, в котором предписывается, что «не должно быть никаких поправок, относящихся к основному принципу общего наследия человечества, изложенному в статье 136».

Космическое пространство.

Статья 1 Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (резолюция 1962 (XVIII) ГА ООН от 13 декабря 1963 года) распространила действие принцип общего наследия человечества и на космическое пространство. Из Декларации он перешел в Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (резолюция 2222 (XXI) ГА ООН от 19 декабря 1966 года).

В статье 1 Договора говорится, что исследование и использование космического пространства «осуществляются на благо и в интересах всех стран», и «являются достоянием всего человечества». В ходе обсуждения проекта Договора по космосу два термина «достояние всего человечества» и «общее наследие человечества» неоднократно сопоставлялись между собой. Формулировка «достояние всего человечества» была принята, так как она отражает более тесную взаимосвязь с принципами свободы космического пространства и запретом на его присвоение.

Концепция общего наследия человечества более подробно излагается в статье 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (резолюция 34/68 ГА ООН от 5 декабря 1979 года). Статья 4, пункт. 1 Договора о Луне объединяет два термина: «Исследование и использование Луны является достоянием всего человечества и осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития». Оба термина, использующихся в Соглашении о Луне, акцентируют внимание на различных аспектах, хотя и преследуют одну и туже цель. Ст. 4, п. 1 подчеркивается необходимость сотрудничества и взаимопомощи государств-участников во всех их начинаниях в отношении Луны и других небесных тел, тогда как ст. 11, вместе со ст. 5, наполняют принцип общего наследия человечества юридическим содержанием.

Антарктика.

Следует отметить, что принцип общего наследия человечества в отношении международно-правового режима Антарктики применяется в меньшей степени. На 11-м Консультативном совещании по Договору об Антарктике 1 декабря 1959 года Консультативные стороны Договора об Антарктике в рекомендации Xl-I, п. 5.d только засвидетельствовали, что «занимаясь вопросом минеральных ресурсов Антарктики, Консультативные стороны не наносят ущерба интересам всего человечества в этом районе». Кроме того, в ходе обсуждений в ООН вопроса о применении принципа общего наследия человечества в отношении Антарктики, полномочия Консультативных сторон Договора об Антарктике по ведению переговоров и заключению договора о разведке и разработке минеральных ресурсов Антарктики были поставлены под сомнение.

Правовое содержание принципа общего наследия человечества.

Анализ упомянутых выше соглашений и соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи ООН показывает, что принцип общего наследия человечества не позволяет и не ставит своей целью раскрыть в полной мере его содержание во всех аспектах. Однако в некоторых отношениях данный принцип устанавливает четкие правовые основы.

Юридический статус.

Согласно ст. 137 Конвенции по морскому праву ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права, или осуществлять их в отношение какой-любо части международного района морского дна или его ресурсов, и никакое государство либо физическое или юридическое лицо не могут использовать какую-либо его часть. Соглашение о Луне, а также Договор по космосу, придерживаются аналогичного подхода.

Правовое значение принципа общего наследия человечества в морском праве минимально, поскольку ст. 2 Женевской конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 года уже запрещает какую бы то ни было оккупацию открытого моря, включая соответствующее морское дно. Однако, ст. 137 Конвенции по морскому праву идет дальше: в ней говорится, что никакие притязания на суверенитет или суверенные права, или их осуществление не признаются. Таким образом, положение, устанавливающее запрет на оккупацию и присвоение, обладает правовым эффектом аналогичным нормам jus cogens. Более того, ст. 137 формулируется как обязательство всех государств, а не только государств-участников Конвенции. Кроме того, одной из целей принципа общего наследия человечества является защищать нынешний правовой статус международного достояния против претензий всех государств и «присвоения» частными лицами.

Помимо негативных прав, описанных выше, принцип общего наследия человечества вводит новый революционный элемент в морское право, указывая, что контроль над дном открытого моря возлагается на человечество в целом. Человечество, в свою очередь, представлено Международным органом по морскому дну, являющимся организацией, через посредство которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в районе морского дна (ст. 157). Таким образом, государства-участники должны выступать в качестве своего рода попечителей от имени всего человечества. Соглашение о Луне не следует этому подходу; в нем никаких императивных юридических последствий, вытекающих из принципа общего наследия человечества, не содержится.

Термин «человечество», введенный в сочетании со словом «наследие», указывает на то, что использование международного достояния должно происходить с учетом не только нынешнего, но и будущих поколений. В частности, требуется, чтобы деятельность на дне открытого моря или в космическом пространстве велась без излишних затрат ресурсов и обеспечивалась охрана окружающей среды.

Режим использования.

С самого начала было принято решение, что принцип общего наследия человечества должен включать требования по использованию международного достояния исключительно в мирных целях, а также требования по защите окружающей среды.

Кроме того, режим использования устанавливает обязанность всех государств содействовать укреплению и поощрению сотрудничества на международном уровне в исследованиях и использовании дна открытого моря, равно как и космического пространства и его небесных тел. В отношении дна открытого моря такое сотрудничество должно вестись в рамках Международного органа по морскому дну. Соответствующая обязанность государств осуществлять сотрудничество в мирных целях по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела, была сформулирована как имманентный принцип международного космического права. Подобное обязательство стоит выше требований норм общего международного права.

Основные споры по поводу способа использования дна открытого моря сосредоточились на вопросе о том, как сделать так, чтобы разработка ресурсов морского дна велась на пользу всего человечества. В соответствии со ст. 140 Конвенции по морскому праву деятельность в Международном районе морского дна должна осуществляться на благо всего человечества и, в частности, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран. В данной статье просто определяются правовые рамки, из которых не вытекает никаких конкретных юридических прав и обязанностей.

В Конвенции по морскому праву были сформулированы следующие более конкретные требования: равное участие всех государств, распределение доходов, передача технологий (для обеспечения равного участия), преференциальный режим, защита от неблагоприятных последствий и международное сотрудничество. Конвенция пытается достичь цели равного участия с помощью следующих специальных механизмов: 1) ограничений, налагаемых на потенциальных разработчиков ресурсов морского дна; 2) аффирмативных действий (или положительной дискриминации) в пользу государств, не ведущих разработку; 3) предоставления юрисдикции в отношении дна открытого моря Международному органу по морскому дну, с тем чтобы все государства-участники могли равным образом, хотя бы косвенно, участвовать в нем. Подобная система использования направлена на обеспечение справедливого распределения благ. Способы обеспечения равного распределения ресурсов дна открытого моря относятся к двум различным подходам, основанным либо на идее предоставления преференций, либо на идее выплаты компенсаций.

Международно-правовой режим космического пространства, особенно в рамках Договора о Луне, не предусматривает такой сложной системы использования. В ст 11, п. 7 Соглашения о Луне содержится только заявление о том, что одной из основных целей международного режима является «справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны». Трудно утверждать, что три специальных механизма, закрепленных в Конвенции по морскому праву, непосредственно вытекают из концепции общего наследия человечества в целом.

«Блага», упомянутые в обоих документах, следует понимать как можно шире. С одной стороны, это нематериальные блага, то есть расширение и углубление знаний человечества о международном достоянии. С другой стороны, материальные блага – выгода, которая может быть получена от разработки ресурсов дна мирового океана, а также космического пространства и его небесных тел.

Международное обычное право.

Концепция общего наследия человечества является частью международного обычного права. Она формирует четкую правовую базу, предусматривающую общие, но не конкретные, юридические обязательства в отношении использования районов за пределами национальной юрисдикции государств. Она вступает в противоречие с принципом уважения государственного суверенитета, поскольку поднимает идеи общего публичного блага и обязательности международного сотрудничества. Однако государства все еще должны решать, каким способом на основе данной концепции организовать свою деятельность, чтобы она осуществлялась в интересах всего человечества. На усмотрение каждого государства остается право решать, каким образом достичь данной цели, либо путем развития двустороннего или многостороннего сотрудничества, воздерживаясь от односторонних действий в пользу совместных усилий, либо путем распределения доходов или распространения информации. Практика государств в отношении этих методов отражена в многочисленных заявлениях, сделанных в рамках Конференции ООН по морскому праву, на полях саммита Генеральной Ассамблеи ООН и на Конференции ООН по торговле и развитию, а также в национальном законодательстве государств, заинтересованных и принимающих активное участие в использовании районов за пределами национальных юрисдикций.

Концепция общего наследия человечества

Общее наследие человечества — находящиеся за пределами государственной юрисдикции пространства и ресурсы, принадлежащие международному сообществу в целом, которое определяет их правовой режим, включая правила пользования.

Утверждение концепции общего наследия человечества — характерная черта современного международного права. В прошлом все, что не находилось под суверенитетом государства, рассматривалось как ничейное (res nullius). Оно было свободно для присвоения государствами. Попытки раздела предпринимались — пытались делить даже океаны. Но постепенно было осознано, что международные пространства должны находиться в общем пользовании, и появилась концепция общего достояния (res communis).

В наше время стало очевидно, что эта концепция устарела. Развитие науки и техники открыло широкие возможности для использования пространства и ресурсов, находящихся за пределами государственных границ. Они приобрели большое значение для экономики, транспорта, связи и, разумеется, безопасности всех стран.

В прошлом каждый был волен пользоваться общим достоянием, но никто не нес ответственности за его сохранение. Между тем в результате активной эксплуатации ему причинялся все больший ущерб. Перед человечеством встала задача защиты общего достояния совместными усилиями.

В результате появилась концепция общего достояния человечества (res communis humanitatis). Со временем она стала концепцией общего наследия человечества, распространив защиту на интересы не только нынешнего, но и будущих поколений. Концепция относится к пространствам и ресурсам, которые по самой своей природе не могут находиться под суверенитетом того или иного государства. Она охватывает океаны, глубоководное дно, Антарктику, космос, атмосферу, окружающую среду в целом. Уже из этого перечня видно, сколь велико и значительно общее наследие человечества.

В позитивное международное право концепция общего наследия была введена Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.). Согласно этому Договору использование космического пространства «осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и является наследием всего человечества» (ст. 1). Космическое пространство, включая небесные тела, не подлежит национальному присвоению (ст. 2).

Концепция нашла воплощение и в морском праве. Океан и его живые ресурсы эксплуатировались в основном промышленно развитыми странами. В результате хищнической эксплуатации океану был причинен большой ущерб. Появилась проблема установления режима дна океана (Района), хранящего жизненно важные для человечества ресурсы. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. определила: «Район и его ресурсы являются общим наследием человечества» (ст. 136). Ни одно государство не может претендовать в отношении их на суверенные права (ст. 137).

Признание Мирового океана общим наследием человечества имело не только общие, но и конкретные правовые последствия. Так, коренным образом изменился статус государств, не имеющих выхода к морю. Они обрели право на участие в установлении режима общего наследия и в его использовании, за ними закреплено право выхода к морю через территорию прибрежных государств.

Рассматриваемая концепция нашла определенное отражение и в правовом режиме международных воздушных пространств. По мере научно-технического прогресса перед ней открываются все новые области. Развитие радио-, а затем и электронной связи остро поставило вопрос о распределении волновых частот. Как известно, современная цивилизация в растущей мере зависит от надежности телекоммуникаций. Произвол в этой сфере создает угрозу для всех стран. Отсюда необходимость сотрудничества при использовании «электронного достояния». Этими вопросами занимается Международный союз электросвязи.

Концепция имеет прямое отношение и к праву окружающей среды, которая в целом рассматривается как общее достояние человечества. К категории общего достояния отнесена атмосфера. Ухудшение ее состояния ставит под угрозу выживание человечества. Таяние льда в Антарктике способно затопить огромные участки суши и привести к коренному изменению климата.

Постепенно общее наследие станет все шире охватывать духовные ценности человечества. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию о защите мирового культурного и природного наследия. Учитывая недостаточную защищенность особо ценных объектов природы, культурных и исторических ценностей, этот документ предусматривает сотрудничество государств в их защите. В преамбуле Римского статута Международного уголовного суда выражена обеспокоенность в отношении сохранения взаимопереплетения культур народов, которое «образует общее наследие».

Таким образом, деятельность человека, направленная на удовлетворение своих текущих потребностей, достигла такого размаха, что в полный рост встала проблема спасения невосполнимых ресурсов планеты, а также накопленных в ходе истории культурных ценностей. Решение этой проблемы требует высокого уровня сотрудничества государств на основе общепринятых норм международного права. Каждое государство обладает суверенитетом над своими природными ресурсами. Однако их использование не должно наносить ущерба общему достоянию человечества. Получила распространение концепция хранителя (custodian), согласно которой государство должно обеспечивать рациональное использование находящихся под его суверенитетом естественных богатств и плодов труда многих поколений, сохранение их для будущих поколений.

Реальное положение дел в этой области вызывает серьезные опасения. Развитые страны не желают поступиться своими прибылями, а развивающиеся страны не имеют соответствующих возможностей.

Концепция общего наследия связана с другой концепцией, характерной для современного международного права, — концепцией устойчивого развития. Сохранение общего наследия требует достижения устойчивого развития всех стран. Должны учитываться интересы как развитых, так и развивающихся стран.

Таким образом, основное содержание концепции общего наследия сводится к следующему:

  • общее наследие является достоянием международного сообщества в целом;
  • определение режима и управление осуществляются всеми государствами без всякой дискриминации;
  • оно используется с учетом общих интересов и только в мирных целях;
  • режим пользования не допускает деградации общего наследия;
  • выгоду от использования общего достояния должны иметь все государства на справедливой основе;
  • режим и пользование общим наследием учитывают интересы будущих поколений.

Приведенные положения нашли отражение в позитивном международном праве, в правосознании и морали. Однако для их претворения в жизнь потребуется время и соответствующие перемены в политике государств. Поскольку морскому, воздушному и космическому праву посвящены отдельные главы, то здесь остановимся лишь на режиме Антарктики.

Антарктика

Антарктика — это южная полярная область, простирающаяся от Южного полюса до 60-й параллели южной широты. Она охватывает собственно материк Антарктида и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова. Антарктида представляет собой материк площадью около 14 млн. кв. м, что составляет одну десятую площади суши земного шара. Она содержит богатые минеральные ресурсы, имеет большое научное и военное значение. Открыта и впервые исследована она была в 1818 — 1820 гг. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. С начала XX в. несколько государств заявили претензии на части материка (Великобритания, а затем Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили). Претензии не были признаны другими странами.

В целях определения международно-правового режима континента в 1959 г. был заключен Договор об Антарктике с участием СССР (далее — Договор об Антарктике). В нем участвуют свыше 30 государств, в том числе все великие державы. В дальнейшем Договор дополнили рядом соглашений относительно использования ресурсов Антарктики, которые основаны на Договоре и образуют с ним единую систему.

Договор установил режим нейтрализованной и демилитаризованной территории. Антарктика используется только в мирных целях. Запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Закреплена свобода научных исследований. Сфера действия Договора включает не только материк, но и все шельфовые ледники, а также участки открытого моря. Надо полагать, что Договор распространяется и на континентальный шельф.

Для содействия реализации целей и принципов Договора учреждено Консультативное совещание, представляющее свои рекомендации правительствам. Оно подготовило ряд конвенций о ресурсах Антарктики.

Живые ресурсы охраняются несколькими конвенциями. Наиболее общей является Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Согласно Конвенции все виды живых организмов могут быть объектом промысла при условии сохранения численности любой популяции не ниже уровня, обеспечивающего ее устойчивое положение, нанесения ущерба экосистеме в целом. Для наблюдения создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Промысел китов регулируется Конвенцией о китобойном промысле 1946 г.. Созданная на ее основе Международная китобойная комиссия вынесла решение о прекращении коммерческого промысла китов. Есть Конвенция и в отношении промысла тюленей.

Минеральным ресурсам посвящена Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Освоение ресурсов не должно наносить ущерба природной среде. Контроль осуществляется Комиссией по минеральным ресурсам Антарктики.

В 1991 г. в качестве дополнения к Договору об Антарктике был подписан Мадридский протокол об охране окружающей среды (Россия участвует). Зона действия Договора была объявлена природным заповедником, предназначенным для мира и науки. В нем установлен строгий режим защиты окружающей среды и охраны целостности экосистем.

Наиболее сложно решался вопрос о территориальных претензиях. Выход был найден путем компромисса. Договор об Антарктике не оказывает влияния на заявленные претензии. С другой стороны, он не наносит ущерба и позиции государств, не признающих эти претензии. Никакая деятельность на континенте не может служить основанием для претензий. Иными словами, вопрос был заморожен. СССР неоднократно заявлял о непризнании претензий на участки Антарктики и оговаривал свои права, основанные на первооткрытии и научном освоении материка. США также отказались признать претензии и не раз подчеркивали необходимость интернационализации Антарктики. Неприсоединившиеся страны на своих конференциях принимали резолюции о необходимости интернационализации Антарктики путем объявления ее общим наследием человечества.

Поскольку на Антарктику не распространяется территориальная юрисдикция государств, то пребывающие там люди находятся под персональной юрисдикцией своего государства.

В целом основанная на Договоре об Антарктике система представляет пример того, чего способны достичь государства при наличии воли к сотрудничеству. Удалось создать эффективный механизм, обеспечивающий сохранность жизненно важного для всего человечества региона.

§ 617. В узком смысле международно-правовая концепция «общего наследия человечества» впервые была обозначена лишь применительно к дну Мирового океана и его ресурсам (выступление посла Мальты А.Прадо на Генеральной Ассамблее ООН в 1967 г.).

Статус так называемого «общего наследия человечества» официально присвоен был Району морского дна Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. в Декларации принципов, определяющих дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции. Затем этот термин был с некоторыми нюансами применен и в Соглашении 1979 г. о деятельности государств на Луне и других небесных телах.

§ 618. «Общее наследие человечества» не означает общей собственности в цивилистическом смысле, это лишь возможность равнодоступного (общего), но строго контролируемого и на согласованных условиях — пользования. В доктринальном плане, на наш взгляд, этот термин извинительно использовать (в том числе в настоящем курсе) как наиболее емкий и выразительный применительно ко всему в широком смысле конгломерату планетарных и околопланетарных пространств и субстанций, не находящихся под суверенитетом какого-либо государства или нескольких государств, но, образно говоря, «ничьих», а вернее, находящихся под покровительством всего человечества. В этом смысле — это сам Мировой океан («открытое море»), его дно, космос, Антарктида и т.п. Хотя, подчеркнем, строго формально термин «общее наследие человечества», разумеется, официален только в актах, где он употребляется как таковой.

В наше время еще больший интерес, нежели традиционно обеспечиваемая международно-правовая защита прав государственной собственности на территорию, — имеет регулирование имущественных прав государств на объекты, не находящиеся в территориальных пределах государств, в частности, это — международный район морского дна (Район), космос, Антарктика, а также океанические, о которых уже говорилось выше, морские пространства («открытое море») и их природные ресурсы.

Режим международного района (Район) морского дна

§ 619. Основные принципы и элементы правового режима пространств и ресурсов международного района морского дна установлены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Некоторой аналогией Району может быть Антарктика, Луна и другие небесные тела, т.е. — объекты, изъятые в силу международного права из национального присвоения каким-либо государством.

Что касается эксплуатации ресурсов Района, она осуществляется под управлением специальной межправительственной организации — Международного органа по морскому дну (Орган).

Деятельность по разведке и разработке ресурсов Района и иные виды деятельности могут носить только мирный, невоенный характер. По инициативе СССР был в 1970 г. одобрен Генеральной Ассамблеей ООН текст Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а затем и подписан многими государствами. Договор действует за пределами территориального моря. Предусмотрена система контроля исполнения договора.

§ 620. Объявленные «общим наследием человечества» ресурсы Района не подлежат присвоению каким-либо государством, не могут отчуждаться, ни одно государство не может претендовать на суверенные права на них. Орган по морскому дну должен обеспечивать упорядоченное и рациональное использование ресурсов Района, предотвращать монополизацию освоения ресурсов, координировать добычу ресурсов. Освоение ресурсов осуществляется в 3 стадии: поиск, разведка и разработка.

Поиск осуществляется свободно государствами, международными организациями и лицами без ограничения количества изыскателей. Но изыскатель до начала поисковых работ представляет Органу по морскому дну обязательство по соблюдению норм Конвенции и Правил, установленных Органом, а также о границах поисковой деятельности.

Система разведки и разработки ресурсов Района осуществляется под контролем Органа специальным Предприятием Органа (функции Предприятия выполняет Секретариат Органа) или государствами-участниками, или находящимися под их контролем государственными предприятиями либо физическими или юридическими лицами на основе контрактов, выдаваемых Органом.

Контракт предоставляет производителю работ (контрактору) исключительное право на разведку конкретно указанных категорий ресурсов Района в определенных его пределах. Орган имеет право осуществлять контроль за деятельностью по освоению ресурсов. В случае возникновения споров по контракту они разбираются либо специальной Камерой по спорам, касающимся морского дна, либо по просьбе любой стороны — коммерческим арбитражем в соответствии с положениями Конвенции о морском праве. Решения Камеры или арбитража подлежат исполнению на территории каждого государства-участника Конвенции (см. § 779).

Конвенция также устанавливает нормы, правила и процедуры, определяющие размер финансовых обязательств держателей контрактов, порядок исчисления их размеров и расчетов с Органом. По выбору контрактора применяется либо единая система расчетов с Органом (уплата твердого процента от стоимости добычи), либо смешанная система (уплата определенных процентов от стоимости добычи, а также часть чистых поступлений). Кроме того, контрактор уплачивает Органу крупный административный сбор при подаче заявки и ежегодный сбор со дня вступления контракта в силу до утвержденной даты начала коммерческого производства.

Разработчик может осуществлять производство только в пределах лимита общего объема производства минерального сырья, установленного Органом. Вся система рассчитана на добычу металлоконкреций. Добыча нефти и газа в Районе, в отличие от континентального шельфа, пока практически неосуществима, и эта проблема остается открытой.

§ 621. Особая Компенсационная система функционирует под эгидой Международного органа по морскому дну, действующему в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., с целью выработки мер для защиты экономики развивающихся стран от отрицательных для них последствий деятельности по освоению ресурсов международного района морского дна.

Космос

§ 622. Что касается так называемых космических объектов, то под ними понимаются объекты, запущенные в космическое пространство, а также объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле. Это также составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части. Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Соглашению о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., и Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г., а также Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах, 1979 г. (Россия в последнем не участвует) — космические объекты остаются под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого они занесены, во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Во время нахождения космических объектов и их составных частей в космическом пространстве, на небесном теле и по их возвращении на землю сохраняются права собственности на них. Космические объекты, оказавшиеся на территориях других государств, должны быть возвращены собственнику по его требованию.

§ 623. Режим космического пространства, т.е. пространства за пределами атмосферы Земли, включая небесные тела, определяется, в частности, указанными конвенциями и исходит из того, что пространство это открыто для исследования и использования всеми государствами на основе принципов равенства, сотрудничества, взаимной помощи и недискриминации. Космическое пространство не подлежит государственному присвоению любыми средствами. В космосе запрещено испытание и размещение ядерного оружия и любых иных видов оружия массового поражения. Государства-участники Соглашения 1979 г. обязались, в частности, на Луне установить международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда это станет возможным.

Антарктика

§ 624. Антарктика — это огромный район планеты, включающий материк Антарктиду, прилегающие к нему острова и шельфовые ледники. Режим Антарктики регулируется Договором от 1959 г., главными основами которого являются: полная демилитаризация, безъядерный статус, свобода (но под контролем) научных исследований в мирных целях, обмен информацией, сохранение и охрана природных ресурсов и уникальной экологической среды. При этом не ограничиваются в прилегающих районах открытого моря свобода судоходства, рыболовства, прокладка подводных телеграфных кабелей и трубопроводов по дну открытого моря.

§ 625. Что касается использования территорий Антарктики в экономических интересах, во-первых, существуют ограничения для отлова 3 из 6 видов антарктических тюленей и запрет отлова других 3 видов в соответствии со специальной Конвенцией 1972 г. о сохранении антарктических тюленей. Кроме того, в силу Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. детально регламентируются как для стран-участниц Конвенции, так и для третьих государств меры по сохранению живых ресурсов (все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных, птиц, тюленей, китов и др.), без умаления прав государств-сторон по международным Конвенциям по регулированию китобойного промысла 1946 г. и по сохранению тюленей Антарктики 1972 г. В 1988 г. была также принята Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики. Эта Конвенция, однако, оказалась в «подвешенном» состоянии и фактически основы ее оказались кардинально изменены Протоколом 1991 г. об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1954 г. Этим Протоколом Антарктика объявлена «природным заповедником, предназначенным для мира и науки», а любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований, запрещается. Любая деятельность — научные исследования, туризм и т.п. — в Антарктике разрешается лишь после оценки (на национальном, а при необходимости на международном уровне) воздействия ее на окружающую среду. Исключением является возможное в будущем использование антарктического льда для пополнения источников пресной воды. Протокол предусматривает, что по истечении 50 лет (т.е. в 2041 г.) может быть созвана международная конференция для изучения применения Протокола, хотя с согласия всех договаривающихся сторон-членов Консультативного совещания по Договору об Антарктике в Протокол могут вноситься поправки в любое время.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическое освоение Антарктики, а следовательно, и соответствующие имущественные права как государств, так и частных лиц в настоящее время строго юридически лимитированы.

Проблемы экологической охраны общего планетарного имущества

§ 626. Выше уже приведены примеры международных усилий на договорной основе по защите природной среды морей, Антарктиды, даже в космической сфере. Хуже обстоит дело с экологической охраной воздушной среды, не менее подвижной и не менее неприсвояемой, чем морские воды.

Скромной попыткой договорным путем ограничить на многосторонней основе загрязняемость атмосферы и противодействовать изменению климата может служить Киотский протокол 1997 г. об установлении для каждой страны-участницы квот на выброс парниковых газов, в развитие рамочной Конвенции ООН по изменению климата. К сожалению, вступление Киотского протокола в силу долго тормозилось (на 2003 г.) отказом ратифицировать этот документ основными «загрязнителями» атмосферы — США и Китаем.

Протокол интересен в рамках экономического сотрудничества государств тем, что он в принципе предусматривает возможность продажи «воздуха», точнее, дает право государству передавать другим государствам часть своей «нереализованной» квоты на выбросы. 90% от «сэкономленного» страна обязана оставлять себе «на черный день», но оставшуюся десятую часть можно продавать «на сторону».

В целом надо отметить, что бурный рост производства, стимулируемый в значительной мере созданием в рамках ГАТТ/ВТО благоприятных торговых условий на мировом рынке для обмена продуктами производства, сказывается самым печальным образом на экологической обстановке планеты. В рамках ВТО, однако, как и в других международных организациях, эта проблема остается мало затрагиваемой в части оздоровления среды. И это обстоятельство служит одним из главнейших поводов для протестов антиглобалистов в адрес международных учреждений, таких как ВТО, МВФ, «Большая восьмерка» и др.

Контрольные вопросы:

1. Как понимать международное имущественное право? Его отличие от международного торгового права?

2. В чем состоят особенности государственной территориальной собственности в отличие от гражданской земельной и иной собственности?

3. В чем состоят международные имущественные права на морские пространства? В чем различие имущественного правового статуса континентального шельфа, исключительной экономической зоны, открытого моря?

4. Как регулируются имущественные права особых морских пространств и ресурсов, в том числе Каспийского, Азовского морей?

5. В чем особенности имущественного правового режима международного района морского дна, космоса, Антарктиды?

Добавить комментарий