Объявление амнистии относится к компетенции

Содержание

Кто объявляет амнистию: к чьей компетенции это относится?

Амнистией называется мера, которая осуществляется государством в пользу лиц, совершивших преступное деяние.

Мера заключается в полном или частичном освобождении гражданина или замене его наказания на более мягкое. Но кто же объявляет амнистию в России?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам бесплатной консультации:

Как добиться суда присяжных заседателей в России? Узнайте об этом из нашей статьи.

Задачи и цели

Часто амнистия приурочивается к национальным или международным праздникам.

Применение амнистии преследует несколько задач:

  • акт гуманности по отношению к заключенным людям;
  • уменьшение количества содержащихся в тюрьмах граждан, сокращение расходов на содержание;
  • возможность достигнуть определенных политических целей.

Целью амнистии является возможное устранение некоторых недостатков правовой и уголовной систем. Это акт милосердия государства по отношению к лицам, оступившимся на жизненном пути.

История амнистирования

Начиная с 1856 года в России было проведено 43 случая так называемого “помилования” государством. Последний случай произошел в 2015 году в честь 70-летнего юбилей Победы в Великой Отечественной войне.

Каждый случай амнистирования был приурочен к какому-либо важному для государства событию — коронации, юбилея события или праздника, победы в войне и так далее.

Амнистия широко применяется не только в России, но и во всем мире. Однако, существует ряд стран, считающих “помилование” ненужных действием прощения преступников. К таким странам относится Польша, Норвегия, Швеция, Испания, Германия и другие.

В одних странах амнистия происходит часто, а в других — только в исключительных случаях. Например, в странах Латинской Америки чаще всего освобождают граждан, осужденных за политические преступления.

Есть ли в России смертная казнь? Ответ узнайте прямо сейчас.

Госдума объявила амнистию, приуроченную к 70-летию Победы. 24 апреля 2015:

Чем регулируется?

Кем назначается амнистия? Решение об амнистии принимает Государственная Дума Федерального Собрания РФ, это относится к её компетенции.

Проведение амнистии регулируется двумя статьями — статье 103-ей Конституции РФ и статье 84-ой Уголовного кодекса.

УК РФ подробно описывает проведение самой процедуры, а Конституция указывает, что решение о проведении амнистии возложено на Государственную Думу.

Акт об амнистии не является официальной мерой, поэтому может быть изменен в любое время соответствующими инстанциями.

Правовая природа меры также не определена, поэтому акт об амнистировании носит двойственный характер и принадлежит сразу и уголовному, и государственному праву.

Решение о том, подлежит ли тот или иной гражданин амнистированию, принадлежит следующим инстанциям:

  • судебному органу;
  • уполномоченному сотруднику прокуратуры;
  • органам предварительного следствия.

Выбор инстанции зависит от вида совершенного преступления и стадии расследования.

Уголовный кодекс. Глава 13. Статья 84. Амнистия (действующая редакция)

  1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
  2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Кто может попасть под амнистию?

Амнистирование отличается от помилования тем, что применяется не к конкретным личностям, а к целой группе преступников, объединенных общими чертами — женщин, несовершеннолетних, осужденных за воровство и так далее.

Однако, попасть под амнистирование могут лишь определенные группы граждан:

  1. Участники боевых действий, лица, прошедшие военную службу в действующей армии.
  2. Лица, имеющие медали и награды России или Советского Союза.
  3. Женщины в положении или женщины, имеющие несовершеннолетних детей.
  4. Осужденные, достигшие пенсионного возраста — мужчины отметки в 60 лет, а женщины — в 55 лет.
  5. Лица со второй или первой группой инвалидности или имеющие туберкулез в тяжелой стадии.
  6. Несовершеннолетние преступники, впервые осужденные и имеющие срок не более трех лет, а также ранее не состоящие на учете.
  7. Люди, осужденных за преступления по неосторожности или в состоянии аффекта. При этом срок заключения не должен превышать трехлетнего срока.
  8. Осужденные за преступления, за которые не предусмотрен тюремный срок (административные правонарушения).

Нашла телефон и не вернула — что грозит? Читайте об этом здесь.

Кто не подлежит освобождению?

Существует также определенные категории граждан, которые не могут быть амнистированы ни при каких обстоятельствах. К этим категориям относятся следующие лица:

  1. Лица, осужденные за проведение террористических актов.
  2. Граждане, страдающие от наркотической или алкогольной зависимости.
  3. Лица, осужденные за опасные для общества преступления — изнасилования, убийства и так далее.
  4. Граждане, вступившие в половой акт (добровольно или насильственно) с лицами, не достигшими своего совершеннолетнего возраста.
  5. Люди, срок заключения которых превышает восемь лет.
  6. Личности, осужденные повторно.
  7. Граждане, осужденные за совокупность преступлений, хотя одно из которых является тяжким.
  8. Граждане, осужденные к пожизненному заключению.
  9. Лица, совершившие должностные или экономические преступления, а также деяния, угрожающие безопасности государства.
  10. Лица, попавшие раннее под амнистию, но совершившие преступление повторно.

Принцип и порядок проведения процедуры

Амнистирование действует только на тебе преступления, которые были совершены до даты вступления соответствующего акта в силу.

Поэтому если первое и последнее из совершенных человеком деяний совершенно до объявления амнистии и вступления его в законную силу, то человек может рассчитывать на снисхождение государства.

Если же человек одно из деяний совершил до вступления амнистии в силу, а другое — после объявления меры, то в этом случае он не может рассчитывать на освобождение или смягчения наказания.

В первую очередь амнистированию подвергаются лица женского пола, особенно, находящихся в положении или имеющих малолетних детей, граждане, не достигшие совершеннолетнего возраста, а также пожилые люди, достигшие пенсионного возраста.

Порядок проведения процедуры устанавливается Государственной Думой в соответствующем постановлении. Лица, уже отбывающие наказание, амнистируются с помощью начальника исправительного учреждения.

В таких случаях составляется постановление на освобождение, заверенное и одобренное уполномоченным сотрудником прокуратуры.

Находящиеся под следствием граждане освобождаются уполномоченными представителями правоохранительных органов. Судебные органы могут вынести амнистирование гражданам, дело которых находится в судебном производстве, лицам, имеющим условное наказание, и лицам, покинувшим место своего заключения раньше срока.

Амнистирование граждан с условным сроком происходит также под руководством уголовно-исправительной инспекции.

Освобождением от штрафных санкций в ходе амнистирования занимается уполномоченный судебный пристав. Все соответствующие документы подготавливаются вышеперечисленными органами в сотрудничестве с адвокатом заключенного.

Общество довольно настороженно относится к мере амнистирования как таковой.

Это связано с несколькими претендентами в истории России, когда множество опасных преступников было выпущено на свободу.

Однако, подавляющее большинство амнистий имеют высокую эффективность и практически полное отсутствие рецидива.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно!

Что такое помилование и кто его осуществляет в России

Жизненные обстоятельства у каждого человека складываются по-разному, но не все способны своевременно принимать правильные решения. Выбранный путь иногда вынуждает совершать преступления, за которыми следует наказание. Однако помилование позволяет бывшему заключенному стать законопослушным гражданином и начать жизнь с чистого листа.

Что такое помилование

Законодательно предусмотрено (ст.85 Уголовного Кодекса) освобождение осужденного. Помилование – это своего рода акт милосердия, который утверждает только глава государства, не зависимо от того, какое преступление было совершенно.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении конкретной личности. Принятое решение не распространяется на всех остальных заключенных и требует исполнения ряда мероприятий.

Прошение о помиловании Президенту России (образец можно скачать здесь) может быть передано главе государства как через администрацию тюремного учреждения, так и через родственников или правозащитника.

После детального рассмотрения ходатайства может быть принято одно из таких решений, как:

  • освобождение заключенного от отбывания оставшейся части назначенного судом срока;
  • сокращение срока отбывания наказания на определенный период;
  • изменение меры пресечения свободы – назначение более лояльного наказания (например, смертная казнь может быть заменена лишением свободы на срок определенной продолжительности);
  • снятие судимости;
  • освобождение заключенного от наказания, которое ему назначено дополнительно. Возможно при условии, если наказание еще не приведено в исполнение.

Документ о помиловании проходит довольно длинный и тернистый путь прежде, чем попадет на подпись главе государства.

Прошение отправляется на рассмотрение в следующие инстанции:

  1. администрацию исправительного учреждения;
  2. инспекцию, курирующую подобные места изоляции;
  3. комиссию, результаты проверки которой являются окончательными;
  4. руководству местной администрации, которое перенаправляет прошение непосредственно в аппарат главы государства.

В каких случаях преступник может быть помилован

Ходатайство оформляется в письменной форме, по образцу. К документу администрация исправительного учреждения обязана прикрепить характеристику на конкретного осужденного, где указывается информация о его поведении в наблюдаемый период, отношение к учебе и общественно-полезному труду. Уточняется также, насколько у заключенного изменилось мнение в отношении совершенного им преступления.

Осуществление помилования происходит с учетом таких факторов, как:

  • тяжесть совершенного преступления;
  • наличие факта возмещения материального ущерба другим лицам за совершенное преступление;
  • применение в более ранние периоды акта амнистии;
  • продолжительность назначенного срока наказания и сколько времени осужденный провел в стенах исправительного учреждения. Должна пройти как минимум половина назначенного судом срока;
  • отсутствие дополнительных сроков судимости (применимо только для тех, кому назначено условное осуждение).

Помилование осуществляется после пересмотра личного дела заключенного.

Положительное решение может быть принято главой государства по таким мотивам, как:

  1. ухудшение состояния здоровья у осужденного;
  2. выслуга перед отечеством;
  3. появление фактов, которые не были учтены при проведении расследования;
  4. личная привязанность либо же благодарность;
  5. ходатайство подают значимые в государстве люди или общественности.

Внимание! Если прошение подает заключенный, то он должен в мельчайших подробностях описать обстоятельства своего дела и обосновать причину, по которой он просит помилование.

Как уже говорилось выше, помилование в РФ осуществляет глава государства. Личность и история его жизни подлежат детальному изучению и анализу, что позволяет установить истину и разобраться в ситуации.

Однако не всем заключенным целесообразно подавать прошение, поскольку учитываются такие факторы, как:

  • нарушения закона в период испытательного срока человеком, осужденным условно;
  • многократное нарушение общественного порядка в исправительных учреждениях;
  • условно-досрочное освобождение в предыдущие периоды отбывания наказания;
  • амнистирование в более ранние периоды;
  • освобождение актом помилования ранее за совершенное преступление;
  • смягчение меры пресечения осужденного иными решениями.

Какие обстоятельства могут повлиять на помилование

Просьба о помиловании осужденного может быть инициирована следующими лицами:

  1. матерью;
  2. общественностью;
  3. самим заключенным.

Исполнение наказания в виде принудительных работ

Особого внимания заслуживает ходатайство, оформленное матерью. Подобное прошение о помиловании выступает своеобразным «зовом отчаяния», которое, при рассмотрении, выделяют, как приоритетное.

Желание любящей матери освободить своего ребенка (несмотря на то, какое преступление было совершено) из мест заключения практически всегда завершалось принятием положительного решения. Однако в последние годы эффективность таких прошений, хоть и незначительно, но снизилась.

Стоит учесть тот факт, что если в своем прошении о помиловании мать пишет о наличии проблем со здоровьем, то в обязательном порядке необходимо к заявлению прикрепить все справки, подтверждающие данный факт. Такие ходатайства рассматриваются в первую очередь, особенно, если ребенок, пребывающий в местах лишения свободы, является ее единственным наследником.

Не меньшего внимания заслуживают ходатайства, оформленные общественностью. Подобное прошение от общества (группы граждан) изучается с учетом мнения неравнодушных людей, даже если по всем криминальным критериям осужденный признан виновным. Ведь нередки случаи, когда совершенное убийство является следствием самозащиты.

Кто может решить вопрос о помиловании

Акт милосердия (помилование) в РФ подписывает только глава государства. Процедура помилования предполагает проведения ряда мероприятий, результатом которых выступает принятие решения об освобождении либо же о смягчении меры пресечения, назначенной судом ранее.

Подобные процедуры предусмотрены как в Конституции государства, так и в Уголовном Кодексе РФ. Во многих случаях, при рассмотрении ходатайства, приходится в учет принимать не только аспекты уголовного права, но и конституционные права граждан.

Важно! Каждый заключенный имеет право подать прошение главе государства о помиловании.

Прошение, оформленное в письменном виде, подается на рассмотрение в установленные законодательством органы власти. К заполнению документа нет никаких требований, а просьба излагается в свободной форме. Никаких бланков и образцов не имеется.

Одного прошения недостаточно для того, чтобы в результате было принято положительное решение. В документе должны быть указаны достаточно веские причины, указывающие на невиновность осужденного либо же на его примерное поведение и раскаяние. В дополнение можно приложить к прошению и материнское ходатайство, что в разы увеличит шансы благоприятного исхода дел.

Как снять судимость

Не только ходатайство о помиловании, но и прочие прилагаемые документы должны быть составлены грамотно, без каких-либо ошибок.

В прилагаемой к документу анкете заключенного необходимо указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные (гражданство, прописка, место и дата рождения и т. п.);
  • занимаемая должность и место работы до заключения;
  • наличие предыдущих судимостей (если таковые имеются);
  • информация о решении суда;
  • подлежал ли заключенный амнистии, досрочному освобождению либо же помилованию ранее;
  • семейное положение;
  • информация о том, принимал ли осужденный участие в военных конфликтах;
  • перечень прочих обстоятельств, которые могут повлиять на принятие решения.

Помилование – это не амнистия

Многие не знают, кто осуществляет помилование в РФ, и ошибочно путают данную процедуру с амнистией. На самом деле оба решения имеют юридическую силу, но объектом амнистии выступает группа людей. А вот прошение о помиловании рассматривается по отношению к конкретному заключенному.

Под амнистию могут попасть лица с любыми правонарушениями, не зависимо от того, на какой стадии судопроизводства находится дело. Помилование же возможно при условии, что заключенный, на момент подачи прошения, уже отсидел половину назначенного срока.

Амнистия дает право заключенному покинуть стены исправительного учреждения не зависимо от того, стремился он к этой цели или нет. Однако его согласие на свершение такого решения все же требуется. Помилование Президента предполагает подачу ходатайства с соответствующей просьбой.

Решение и по одному, и по второму документу принимает глава государства. Только если помилование является окончательным решением Президента, то амнистия требует еще дополнительную резолюцию уполномоченных судебных органов. Помилование позволяет снять с осужденного судимость полностью, амнистия же предполагает лишь освобождение из мест заключения свободы.

В заключение

Как бы там ни было, нарушение закона всегда влечет за собой наказание, которое предполагает проведение ряда мероприятий: арест – судебное заседание – отбывание срока в исправительном учреждении.

Незнание того факта, кто осуществляет помилование в государстве, не освобождает от ответственности правозащитников, которые до последнего обязаны отстаивать во всех инстанциях правоту и невиновность своего подзащитного.

НаказаниеОсвобождение

Амнистия и помилование

Амнистия и помилование в уголовном праве являются законными мерами милосердия к преступникам, отбывающим свое наказание в местах лишения свободы.

Они, вероятно, еще долго будут актуальными в нашей стране, где количество заключенных давно перевалило за полмиллиона.

Несмотря на то что оба понятия относятся к проявлению гуманизма, они все-таки между собой отличаются.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-31. Это быстро и бесплатно!

Амнистия — это законодательный акт, совершаемый органами власти в отношении преступников, облегчающий их участь.

Здесь можно больше узнать о видах обстоятельств смягчающих наказание.

В этом акте отображаются не определенные люди, а перечисляются потенциальные характеристики субъекта, нужные для применения милосердия.

Амнистия с греческого языка переводится как забвение или прощение. В этом суть понятия.

Необходимо учитывать, что такая мера гуманизма не является реабилитацией.

Поэтому следует тщательно взвешивать свое решение на согласие к ее применению в случае, когда предполагается освобождение от уголовного преследования до вынесения приговора.

Читайте дополнительно в этой статье о существующих мерах пресечения в уголовном производстве.

Потому что в такой ситуации судимость останется. Нужно понимать, что амнистия — это не оправдательный приговор.

Виды амнистии

Существуют следующие виды:

  1. освобождение от несения уголовной ответственности или вмененного наказания;
  2. снятие ответственности по дополнительному наказанию;
  3. смягчение назначенных правовых мер;
  4. замена наказания на более милосердную форму;
  5. снятие судимости, в случае когда преступник уже отбыл наказание;
  6. отмена административной ответственности лиц, совершивших нарушения в этой области.

О существующих видах уголовных наказаний смотрите тут.

Один акт амнистии может состоять из нескольких смягчающих мер.

А также применяются и такие разновидности юридического прощения: политическая, налоговая, уголовная, амнистия мигрантов и капиталов.

Помилование — верховный акт главы государства, смягчающий наказание одного или нескольких конкретных заключенных.

В данном случае прощение носит индивидуальный характер.

В Федеральном Законе «О помиловании» выделяются следующие виды этого акта:

  • полное освобождение;
  • частичное освобождение;
  • сокращение срока;
  • замена наказания более мягкой его формой.

Часть правовой меры, примененной к преступнику, попавшая под помилование, может быть заменена на условное наказание.

Так же, как и при амнистии, с человека, уже отбывшего заключение, актом снимается судимость.

Кто имеет право и как подается ходатайство на помилование?

В Конституции РФ указывается, что ходатайствовать о помиловании или о смягчении правовой меры может любой осужденный, вне зависимости от категории совершенного им проступка, назначенного срока и предписанных условий исполнения наказания.

Так и сказано в 19 статье Конституции: никто не может быть ущемлен в этом праве.

Нормативные акты, касающиеся данной меры, не предусматривают вероятность помилования без просьбы самого осужденного.

Но и нигде не регулируется вопрос о том, кто именно должен подавать ходатайство.

Но в практике есть случаи отказа в прошении родственникам, обоснованные отсутствием просьбы от заключенного.

Вывод: лучшим вариантом будет совместная (родственники + осужденный) подача «челобитной» о помиловании.

Путь, который проходит ходатайство:

  1. осужденный подает письменное прошение через администрацию исполняющего наказание органа. Оно в обязательном порядке регистрируется. Отказа здесь не допускается;
  2. данный управляющий орган уведомляет заключенного распиской о том, что ходатайство направлено в территориальное системное учреждение;
  3. к прошению прилагаются необходимые документы, касающиеся обратившегося с помилованием человека: копия приговора, извещение о его вступлении в силу, медицинская справка, биография осужденного, характеристика и другие материалы, имеющие хоть какое-то отношение к делу о помиловании;
  4. далее, из территориального органа просьба направляется на рассмотрение комиссии по вопросам помилования, которая выносит резолюцию о целесообразности акта.
  5. следующий пункт назначения — высшее должностное лицо, представляющее субъект РФ, в котором находится заключенный;
  6. он вносит представление о разумности прощения главе государства, прилагая к нему решение комиссии и остальные документы, присоединенные к ходатайству администрацией органа, который исполняет правовую меру в отношении осужденного;
  7. и последняя точка — президент. Только глава государства выносит окончательный вердикт.

Только глава государства выносит окончательный вердикт. Указ о помиловании отправляется во все нужные органы в течение двух дней после его выхода. Отказ в письменном виде доводится до осужденного.

На помилование можно не рассчитывать, если:

  • еще не прошла половина срока;
  • осужденный судим уже не в первый раз за преднамеренные преступления;
  • в прошлом заключенного имеется УДО;
  • при плохой характеристике из колонии.

Каждый осужденный имеет право на повторное обращение о помиловании. Но не раньше, чем спустя год после первого.

Исключением являются случаи, когда по делу возникают обстоятельства, которые могут изменить ситуацию в сторону прощения.

Издание акта об амнистии может быть обосновано такими целями:

  1. облегчение участи лиц, тяжесть преступления которых мала;
  2. примирение противостоящих государству общностей;
  3. решение конфликта межнационального характера и/или его последствий;
  4. уменьшений затрат на уголовно-исполнительную систему;
  5. устранение трудности, связанной с переполненностью колоний.

В России применение бывает уголовно-правовым или политическим (например, амнистия участвовавших в мятеже).

В зависимости от того какую задачу решает амнистия, определяются субъекты, чьи проступки подлежат прощению и забвению. Важно, что данный акт не имеет индивидуального направления, и под него могут попасть целые группы людей, которых объединяет какой-нибудь признак.

Например, амнистированными могут оказаться несовершеннолетние заключенные или одинокие матери, или те, кто отбывает свой срок за среднетяжелые преступления.

Большая вероятность одобрения ходатайства о помиловании возможна в следующих случаях:

  • обратившийся с прошением осужден впервые;
  • возраст заключенного более 50 лет;
  • совершенный проступок не повлек тяжких последствий;
  • осужденный получил инвалидность в местах лишения свободы;
  • наличие малолетних детей.

Особенно обращается внимание на тяжесть преступления, поведение в колонии, срок, количество судимостей, были ли в прошлом амнистия, помилование или УДО и т. д.

Амнистия, помилование, судимость — эти понятия не просто так объединяет 13 глава Уголовного кодекса.

Они взаимосвязаны между собой. Первые два схожи тем, что являются актом милосердия, но все же они отличаются своей внутренней сутью.

Последнее является косвенной причиной возникновения гуманизма.

Без судимости не встал бы вопрос об облегчении участи осужденных.

Отличие амнистии от помилования заключается в том, что:

  1. не подразумевает конкретных лиц;
  2. издание акта — компетенция Госдумы.
  1. носит индивидуальный характер;
  2. является прерогативой только президента РФ.

А также оба эти понятия имеют совершенно разные условия применения, последствия, процедуру реализации.

Важным моментом является то, что рассмотренные меры гуманизма по отношению к осужденным, ни в коем случае не являются их реабилитацией. Ни амнистия, ни помилование не изменяют законы, они всего лишь акты милосердия.

Уголовно-правовая регламентация института амнистии дается в ст. 84 УК. Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, признаваемые преступлениями, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, назначившего наказание (если он состоялся на момент провозглашения амнистии).

Амнистия лишь смягчает положение лиц, совершивших преступления. Как акт милости и гуманизма она прежде всего распространяется на несовершеннолетних, женщин, лиц, совершивших нетяжкие преступления, лиц, имеющих заслуги перед Родиной либо преклонный возраст, и объявляется в отношении персонально не определенного круга лиц.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, предусмотренные в уголовном законе.

Такие акты могут содержать следующие предписания, перечисленные в ч. 2 ст. 84 УК:

  1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
  2. об освобождении от наказания или от его отбывания лиц, осужденных за преступления;
  3. о замене назначенного наказания другим более мягким видом наказания;
  4. о сокращении срока назначенного наказания;
  5. об освобождении от дополнительного вида наказания; о снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самих актах об амнистии. Обычно они имеют комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК и в отношении нескольких категорий лиц.

Как правило, акты об амнистии приурочиваются к знаменательным событиям в стране, праздничным датам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-31. Это быстро и бесплатно!

Амнистия

Не следует путать с помилованием. У этого термина существуют и другие значения, см. Амнистия (значения).

Амнистия (греч. αμνηστια — забвение, прощение) — мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования.

Амнистия отличается от помилования тем, что распространяется не на отдельных индивидуально определённых лиц, а на целые категории преступников, установленные родовыми признаками: женщин, несовершеннолетних, осуждённых к небольшим срокам наказания и т. д.

Применение амнистий обычно обосновывается соображениями гуманизма, однако амнистии имеют и чисто практические задачи: они могут служить уменьшению населения учреждений, исполняющих наказания, либо способствовать достижению конкретных политических целей (например, прекращения вооружённого конфликта).

Во многих государствах (в том числе России) объявление амнистий оказывается приурочено к национальным праздникам и юбилеям.

Амнистия в мире

Амнистия широко применяется во всём мире. Она предусмотрена законодательством всех стран СНГ, бывшей Югославии, Австрии, Албании, Андорры, Болгарии, Вьетнама, Дании, Египта, Ирака, Италии, КНР, КНДР, Латвии, Ливана, Литвы, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Турции, Филиппин, Франции и её бывших колоний и Эфиопии.

В то же время, сфера её применения в этих государствах не одинакова. В одних государствах амнистии объявляются часто и касаются значительного количества преступников, в других, напротив, применяются только в исключительных случаях (например, в странах Латинской Америки амнистии касаются, как правило, только «политических» преступлений).

Отсутствует институт амнистии в странах англо-саксонской правовой семьи, а также в некоторых странах романо-германской правовой семьи, например, в Германии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Эстонии. В Польше применение налоговой и, следовательно, всех прочих видов амнистии признано неконституционным.

В целом критическое отношение к амнистии во многих странах мира связывается с тем, что совершенствование системы уголовного законодательства и уголовных наказаний делает ненужным институт «прощения», а также с тем, что монархи во многих государствах (в частности, во Франции) чрезмерно широко пользовались правом, что приводило к фактической безнаказанности преступников, имевших связи при дворе. Негативно высказывались об институте «прощения» преступников такие известные юристы, как Ч. Беккариа, И. Бентам и др.

Сфера действия амнистии

Обычно амнистия распространяется как на лиц, подвергающихся уголовному преследованию, так и на осуждённых. Акт амнистии может освобождать от уголовной ответственности и наказания, сокращать наказание или заменять его более мягким видом, освобождать осуждённых от дополнительного наказания, снимать судимость с лиц, отбывших наказание.

В отдельных государствах (например, во Франции) амнистия распространяется только на лиц, которым вынесен обвинительный приговор.

Во многих странах (государства бывшей Югославии, Аргентина, Гондурас, Ирак, Куба, Молдова, Франция) специально предусматривается, что предоставление лицу амнистии не освобождает его от претензий со стороны третьих лиц (потерпевших или гражданских истцов по уголовному делу). Во Вьетнаме, напротив, предоставление амнистии касается и гражданской ответственности виновного.

В праве большинства государств отсутствует указание на категории лиц или преступления, по которым применение амнистии не допускается (хотя, как правило, амнистии касаются лишь неопасных преступников и преступлений небольшой тяжести). Согласно Конституции Бразилии, амнистия не применяется к лицам, применявшим пытки, занимавшимся незаконной перевозкой наркотиков и соответствующих лекарств, а также к террористам. По Конституции Эфиопии, запрещено применение амнистии (в том числе в форме смягчения наказания) к лицам, совершившим преступления против человечества. Конституция Эквадора запрещает применение амнистии к лицам, совершившим такие деяния, как геноцид, пытки, насильственное исчезновение, похищение человека, убийство по политическим или идейным мотивам.

Объявление амнистии

Порядок объявления амнистии обычно закрепляется не только уголовным законодательством, но и конституцией государства, в связи с чем амнистия имеет двойственную (государственно-правовую и уголовно-правовую) природу. Обычно амнистия объявляется высшим органом законодательной власти путём принятия закона или иного акта. Исключение составляет Япония, где амнистию объявляет кабинет министров с последующим утверждением императором.

Амнистия в России

См. также: Список амнистий в России

Правовая сущность амнистии в России

Правовое регулирование применения амнистий в Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, которая определяет, что объявление амнистии относится к компетенции Государственной Думы РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), и Уголовным кодексом РФ, который раскрывает содержание данного акта (ст. 84 УК РФ). Вопрос о правовой природе амнистии в РФ является спорным: одни авторы указывают, что амнистия является институтом уголовного права (так как регламентирована в первую очередь уголовным законодательством), другие — государственного права (так как объявляется высшим органом законодательной власти), третьи же, опираясь на наличие его сущностной регламентации в уголовном законодательстве, говорят о его двойственной (государственно-правовой и уголовно-правовой) природе. Акт амнистии не является актом уголовного законодательства, вследствие чего он не связан с внесением изменений в Уголовный кодекс РФ; кроме того, это означает возможность коррекции изданных актов об амнистии, даже если в результате круг лиц, подлежащих амнистии, сужается.

Амнистия не ставит под сомнение преступность деяний, описанных в акте амнистии. Меры уголовной ответственности за деяния, аналогичные подпадающим под акт амнистии, но совершённые вне срока её действия, продолжают применяться. Кроме того, освобождение от ответственности и наказания по амнистии не связано с сомнениями в обоснованности и законности актов предварительного расследования и приговора суда. Такое освобождение не является основанием для реабилитации лица, оно продолжает считаться обоснованно привлечённым к ответственности, виновным в совершении преступления. Акт амнистии выступает лишь как проявление милосердия, гуманизма со стороны государства.

В соответствии со ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. В акте об амнистии, таким образом, не могут быть перечислены пофамильно лица, к которым она применяется; обычно такой акт содержит описание категории людей (несовершеннолетние, женщины, лица старше определённого возраста и т. д.). Круг лиц может сужаться путём указания на категории преступников, которые не подлежат амнистии: например, на осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления, злостных нарушителей порядка отбывания наказания, рецидивистов и т. д. Амнистии могут распространяться как на узкий круг преступников (например, амнистия 9 февраля 1996 года в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 года), так и на весьма широкий круг лиц (амнистия от 24 декабря 1997 года распространяла действие на 400 тысяч лиц, осуждённых условно, 35 тысяч лиц, освобождённых из мест лишения свободы и различные иные категории лиц).

Применимость амнистии к конкретному лицу определяется решением органа предварительного расследования, прокурора или суда. Актом об амнистии может предусматриваться:

  • освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
  • освобождение осуждённых лиц от наказания или от дальнейшего его отбывания;
  • сокращение назначенного наказания;
  • замена назначенного наказания более мягким;
  • освобождение от дополнительного наказания;
  • снятие судимости.

Конкретный акт амнистии может предусматривать применение всех перечисленных мер или их части. Кроме того, амнистия может предусматривать освобождение определённых категорий лиц от административной ответственности.

Поводы для объявления амнистии

Традиционно амнистии в России связывались с праздничными датами (например, амнистия, объявленная Стоглавым собором 1551 года к празднику пасхи), с восшествием на престол монарха, болезнью царя или членов царской семьи, с важными военными победами и заключением мира (например, амнистия по поводу мира, заключённого со Швецией в 1721 году). Амнистия при этом рассматривалась как частный случай прощения или помилования.

В советский период амнистии привязывались к юбилеям Октябрьской революции 1917 года (например, это амнистия 1967 года), в современный период регулярные амнистии связываются с юбилеями Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.

Некоторые амнистии носят чисто политический характер. Такой была амнистия, объявленная в 1994 году участникам августовского путча 1991 года и октябрьских событий 1993 года. Учёными данная амнистия оценивается как в целом неудачная, воспрепятствовавшая установлению действительного хода событий и виновности затронутых лиц. Однако это не означает, что все подобные амнистии нецелесообразны; при должной подготовке и проработке выгоды от амнистии способны перевесить её недостатки. Амнистия может связываться и с существенными изменениями социально-политической обстановки: таковой являлась, например, амнистия 7 июня 1945 года, объявленная в связи с победой над фашистской Германией. Кроме того, неофициальной, но практически нередко одной из главных целей объявления амнистий является решение проблемы переполненности мест лишения свободы и следственных изоляторов.

Применение амнистии

Акты об амнистии в период новейшей российской истории принимались в разной форме (указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Верховного Совета СССР, закон СССР), однако в настоящее время единственной формой акта об амнистии является постановление Государственной Думы РФ.

Как правило, одновременно с постановлением об амнистии Государственная Дума РФ принимает ещё один документ, также в форме постановления, в котором разъясняется порядок применения акта об амнистии и даётся его толкование: разъясняются понятия, используемые в постановлении об амнистии, называются субъекты, на которых возлагается применение акта амнистии к конкретным лицам и т. д.

Имеет особенности применение амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям. Соответствующие разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 года «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям», амнистия применяется в отношении длящихся преступлений, закончившихся или пресечённых до момента её издания, а в отношении продолжаемых преступлений — если все преступные действия из числа составляющих продолжаемое преступление были совершены до её издания. Акт об амнистии может предусматривать исключения из этого правила, например, связывая предоставление амнистии с завершением деяния до определённой даты после его издания.

Согласно УПК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 27) принятие акта амнистии является основанием прекращения уголовного преследования в отношении лиц, входящих в упомянутые в нём категории. Данное основание прекращения уголовного преследования является нереабилитирующим: лица, освобождённые по амнистии, считаются привлечёнными к уголовной ответственности на законных основаниях и не имеют права на компенсацию; они обязаны возместить причинённый деянием ущерб, не могут быть в принудительном порядке восстановлены на работе и т. д. Ввиду этого прекращение уголовного преследования вследствие принятия акта об амнистии допускается лишь при отсутствии возражений со стороны подозреваемого или обвиняемого. Известным примером отказа от применения амнистии является дело В. И. Варенникова, которому было предъявлено обвинение в измене Родине в связи с августовскими событиями 1991 года. Единственный из всех обвиняемых, он отказался от применения амнистии, отрицая свою вину, и был в 1994 году оправдан по приговору Военной коллегии Верховного Суда РФ. Если суд признаёт подлежащее амнистии, но отказавшееся от её применения, лицо виновным, то выносится обвинительный приговор с освобождением от наказания вследствие акта амнистии.

Освобождение от уголовной ответственности и наказания в связи с амнистией является безусловным и окончательным.

Отношение общества к амнистиям

В целом российское (а ранее советское) общество относилось и относится к амнистиям достаточно настороженно. Отрицательным является и отношение к амнистии многих учёных и политиков. Опасения обычно связываются с возможным освобождением в результате амнистии лиц, которые имеют достаточно стойкие антисоциальные мотивации и склонны к повторному совершению преступлений. С. Н. Сабанин указывает также, что акт амнистии нарушает принцип справедливости уголовного закона, который предусматривает равенство всех категорий граждан, независимо от пола, возраста, национальности и др. Известно высказывание Е. Т. Гайдара: «Когда страна находится в таком положении, гуманизм к преступникам за счет их жертв по крайней мере неуместен»

Такое отношение не в последнюю очередь связано с рядом неудачных амнистий (например, амнистии 1953 и 1957 года), в результате которых на свободу вышло значительное количество опасных преступников, продолживших на свободе совершать общественно опасные деяния.

В то же время, отмечаются и положительные стороны амнистии. Так, она способствует реализации принципа экономии уголовной репрессии и принципа гуманизма, которые также являются важными для современного уголовного права. Эффективность современных амнистий достаточно высока, а процент рецидива среди амнистированных мал (не более 5 %). Указывается, что повышение эффективности амнистии возможно путём включения в постановление о порядке её применения порядка ресоциализации освобождаемых лиц: их трудового и бытового устройства, медицинского обслуживания и др.

> См. также

  • Налоговая амнистия
  • Дачная амнистия
  • Международная амнистия
  • Помилование

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 401. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  2. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 401-402. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  3. 1 2 3 4 5 6 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 402. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
  5. Тищенко К. М. Помилование в уголовном праве. — М., 1994. — С. 8-12.
  6. Карпушин А. М., Курляндский В. И. Уголовная ответственность и состав преступления. — М., 1974. — С. 224.
  7. Дурманов Н. Д. Советский уголовный закон. — М., 1967. — С. 36.
  8. Келина С. Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. — М., 1974. — С. 87.
  9. Скибицкий В. В. Освобождение от уголовной ответственности и отбывания наказания. — Киев, 1987. — С. 66, 176.
  10. Курс российского уголовного права. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. — М., 2001. — С. 688.
  11. Марогулова И. Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. — М., 1998. — С. 62.
  12. 1 2 3 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 266. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  13. 1 2 3 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 267. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  14. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Часть общая. Т. II. — СПб., 1902. — С. 1457-1458.
  15. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. — М.: Инфра-М; Контракт, 2005. — С. 499. — 553 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-16-002209-0 (Инфра-М); ISBN 5-900785-87-4 (Контракт).
  16. 1 2 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 268. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  17. См., например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июня 2003 года № 4127-III ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики»
  18. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. — М.: Инфра-М; Контракт, 2005. — С. 502. — 553 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-16-002209-0 (Инфра-М); ISBN 5-900785-87-4 (Контракт).
  19. 1 2 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 269. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  20. Сабанин С. Н. Амнистия и помилование в уголовном законодательстве России // Государство и право. 1995. № 11. С. 81.
  21. Цит. по: Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1996. С. 478—479.
  22. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2006. — С. 475.
  23. Марогулова И. Амнистия и помилование: актуальные проблемы // Уголовное право. 1997. № 4. С. 55-58.

Ссылки

  • Амнистия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Правовая сущность амнистии в России Правовое регулирование применения амнистий в Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ , которая определяет, что объявление амнистии относится к компетенции Государственной Думы РФ п. Акт амнистии не является актом уголовного законодательства , вследствие чего он не связан с внесением изменений в Уголовный кодекс РФ ; кроме того, это означает возможность коррекции изданных актов об амнистии, даже если в результате круг лиц, подлежащих амнистии, сужается . Амнистия не ставит под сомнение преступность деяний, описанных в акте амнистии. Меры уголовной ответственности за деяния, аналогичные подпадающим под акт амнистии, но совершённые вне срока её действия, продолжают применяться. Кроме того, освобождение от ответственности и наказания по амнистии не связано с сомнениями в обоснованности и законности актов предварительного расследования и приговора суда. Такое освобождение не является основанием для реабилитации лица, оно продолжает считаться обоснованно привлечённым к ответственности, виновным в совершении преступления.

Статья 103 Конституции РФ

К ведению Государственной Думы относятся: Задание Политика: все задания Выбор инстанции зависит от вида совершенного преступления и стадии расследования. Уголовный кодекс.

Глава Статья Амнистия действующая редакция Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. Кто может попасть под амнистию? Амнистирование отличается от помилования тем, что применяется не к конкретным личностям, а к целой группе преступников, объединенных общими чертами — женщин, несовершеннолетних, осужденных за воровство и так далее. Однако, попасть под амнистирование могут лишь определенные группы граждан: Участники боевых действий, лица, прошедшие военную службу в действующей армии.

Лица, имеющие медали и награды России или Советского Союза. Женщины в положении или женщины, имеющие несовершеннолетних детей. Осужденные, достигшие пенсионного возраста — мужчины отметки в 60 лет, а женщины — в 55 лет. Лица со второй или первой группой инвалидности или имеющие туберкулез в тяжелой стадии. Несовершеннолетние преступники, впервые осужденные и имеющие срок не более трех лет, а также ранее не состоящие на учете. Люди, осужденных за преступления по неосторожности или в состоянии аффекта.

При этом срок заключения не должен превышать трехлетнего срока. Осужденные за преступления, за которые не предусмотрен тюремный срок административные правонарушения. Нашла телефон и не вернула — что грозит?

Читайте об этом здесь. Кто не подлежит освобождению? Существует также определенные категории граждан, которые не могут быть амнистированы ни при каких обстоятельствах. К этим категориям относятся следующие лица: Лица, осужденные за проведение террористических актов.

Граждане, страдающие от наркотической или алкогольной зависимости. Лица, осужденные за опасные для общества преступления — изнасилования, убийства и так далее. Граждане, вступившие в половой акт добровольно или насильственно с лицами, не достигшими своего совершеннолетнего возраста. Люди, срок заключения которых превышает восемь лет.

Личности, осужденные повторно. Граждане, осужденные за совокупность преступлений, хотя одно из которых является тяжким. Граждане, осужденные к пожизненному заключению. Лица, совершившие должностные или экономические преступления, а также деяния, угрожающие безопасности государства. Лица, попавшие раннее под амнистию, но совершившие преступление повторно. Принцип и порядок проведения процедуры Амнистирование действует только на тебе преступления, которые были совершены до даты вступления соответствующего акта в силу.

Поэтому если первое и последнее из совершенных человеком деяний совершенно до объявления амнистии и вступления его в законную силу, то человек может рассчитывать на снисхождение государства. Если же человек одно из деяний совершил до вступления амнистии в силу, а другое — после объявления меры, то в этом случае он не может рассчитывать на освобождение или смягчения наказания.

В первую очередь амнистированию подвергаются лица женского пола, особенно, находящихся в положении или имеющих малолетних детей, граждане, не достигшие совершеннолетнего возраста, а также пожилые люди, достигшие пенсионного возраста. Порядок проведения процедуры устанавливается Государственной Думой в соответствующем постановлении.

Лица, уже отбывающие наказание, амнистируются с помощью начальника исправительного учреждения. В таких случаях составляется постановление на освобождение, заверенное и одобренное уполномоченным сотрудником прокуратуры.

Находящиеся под следствием граждане освобождаются уполномоченными представителями правоохранительных органов. Судебные органы могут вынести амнистирование гражданам, дело которых находится в судебном производстве, лицам, имеющим условное наказание, и лицам, покинувшим место своего заключения раньше срока.

Амнистирование граждан с условным сроком происходит также под руководством уголовно-исправительной инспекции. Освобождением от штрафных санкций в ходе амнистирования занимается уполномоченный судебный пристав. Все соответствующие документы подготавливаются вышеперечисленными органами в сотрудничестве с адвокатом заключенного. Общество довольно настороженно относится к мере амнистирования как таковой. Это связано с несколькими претендентами в истории России, когда множество опасных преступников было выпущено на свободу.

Однако, подавляющее большинство амнистий имеют высокую эффективность и практически полное отсутствие рецидива. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: Это быстро и бесплатно! Амнистия — это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и или наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Что такое амнистия? Когда-то понятие применялось к прекращению преследования по политическим мотивам после поражения какой-либо партии или группы людей. Но сейчас под термином подразумевают прощение определенной группы преступников. Понятие может означать освобождение от наказания или его смягчение.

В некоторых случаях с амнистированных лиц снимается судимость. Кто объявляет амнистию в РФ? Как правило, органом, ответственным за амнистию, является парламент.

В РФ он называется Государственной Думой. Именно она вправе объявить условия амнистии, смягчив для некоторой группы преступников отбываемое ими наказание. Часто прощение даруется в связи с какими-то торжественными, значимыми государственными датами и праздниками. Объявление амнистии Всё же многие отмечают, что на самом деле одна из главных целей амнистии — экономия госбюджета за счет уменьшения затрат на содержание заключенных. По крайней мере, это один из факторов, влияющих на принятие решения.

Кого могут освободить? Госдума издает Постановление, в котором регламентируется, какой именно группе лиц дается освобождение от уголовной ответственности или смягчение наказания. Но традиционно он касается неопределенного круга лиц, без ограничений по численности. Те, кто когда-то нарушал закон и находился в местах лишения свободы, наверняка отнесется к понятию положительно.

Всё же амнистия — широко известное почти во всех странах мира явление, которое имеет некоторые особенности в РФ. Давайте рассмотрим суть понятия, особенности процедуры, терминологии и порядок применения. Амнистия — тонкости и особенности процедуры в рф Как отказаться от услуг Ростелеком через Интернет и другими способами Процедура проведения амнистии Объявление амнистии осуществляет высший орган законодательной власти.

Делается это тогда, когда уже принят соответствующий акт или закон. Стоит заметить, что процедура не отменяет и не отрицает совершение преступных деяний. Внимание Она лишь заменяет наказание. Ввиду этого амнистия не считается актом уголовного законодательства, из-за которого нужно вносить изменения в Уголовный Кодекс РФ. Дополнительно к акту или закону Госдума принимает другой документ. Он регламентирует порядок применения амнистии. Там же разъясняются связанные с процедурой понятия и определяются попадающие под постановление субъекты.

Амнистия и помилование — одно и то же? В народе принято использовать понятия амнистии и помилования как равнозначные. И всё же отличие в значении терминов есть. Амнистия Законодательство российской федерации Амнистия Кроме постановлений Совет Федерации и Государственная Дума принимают заявления и обращения по общеполитическим и социально-экономическим вопросам, рассматриваемым в том же порядке, что и постановления палаты.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания определяется Федеральным законом от 14 июня г. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном ании за него проало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Амнистия Конституция российской федерации рф ст 2. Объявление амнистии относится к ведению совета федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального Обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной Безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Важно К сожалению, есть примеры и другого рода, когда федеральные органы государственной власти решали вопросы амнистии в обход Государственной Думы.

Так, в Указе Президента Российской Федерации от 1 декабря г. При этом на комиссию возлагалось рассмотрение заявлений о невозбуждении уголовных дел и принятие совместно с правоохранительными органами Чеченской Республики соответствующего решения. Указ распространялся на граждан, незаконно владеющих оружием, и не распространялся на лиц, совершивших тяжкие преступления. Данный перечень не является закрытым: Так, например, к полномочиям Совета Федерации в соответствии с Конституцией РФ относятся также право одобрять федеральные законы, принятые Государственной Думой ст.

Федеральный закон от 31 мая г. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Федеральное собрание РФ Выбор инстанции зависит от вида совершенного преступления и стадии расследования. Глава Статья Статья К ведению Государственной Думы относятся: а дача согласия В Совет Федерации верхняя палата входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Общее число членов Совета Федерации сенаторов от субъектов РФ, который в настоящий момент насчитывается 85 — Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

В ознаменование летия победы в Великой Отечественной войне, руководствуясь принципами гуманизма, милосердия и справедливости, в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Освободить от наказания впервые осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно.

Полный текст проекта амнистии к 20-летию российской Конституции

Объявление экономической амнистии в России в году РАПСИ публикует полный текст проекта амнистии к летию принятия российской Конституции, подготовленный Советом по правам человека при президенте по поручению главы государства. Предложения Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека об объявлении амнистии, посвященной летию Конституции Российской Федерации подготовлены по поручению Президента Российской Федерации В. Путина По мнению Совета, объявление амнистии в связи с историческим событием — двадцатилетием принятия Конституции Российской Федерации г. В сложившихся условиях объявление амнистии представляется социально обоснованной акцией, учитывающей процессы и трудности прошедшего двадцатилетнего периода трансформации и потребности дальнейшего развития общества. Она может подвести черту под уходящими в прошлое социальными и политическими противостояниями, способствовать достижению правового мира, снять напряжение в обществе, порождаемое недоверием к правоохранительным и судебным органам. В связи с принятыми решениями о проведении реформы государственного управления, правоохранительной и судебной системы, амнистия представляет собой необходимую адекватную реакцию на несовершенства правоохранительной системы и неудачи в сфере уголовной политики, которые осознаются властью и обществом как препятствующие социальному, экономическому и правовому развитию. Среди них: неэкономное, социально необоснованное расширение сферы применения уголовной репрессии, неистребимый обвинительный уклон в деятельности органов следствия и судов, низкий, граничащий с правовым нигилизмом уровень профессионального правосознания и гражданского самосознания работников правоохранительных органов. По сей день не преодолена сформировавшаяся традиция избирательного использования механизмов уголовной ответственности, что не может способствовать достижению заявленных целей укрепления правового порядка и развитию цивилизованных способов разрешения правовых конфликтов, возникающих в сфере публично-правовых и частно-правовых отношений. Без снижения числа лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, невозможно обеспечить их коренное преобразование.

Полезное видео:

Конституция Российской Федерации

Статья 2 Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Обоснование необходимости принятия поправки к Конституции Российской Федерации о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации В целях повышения в государственной и общественной жизни страны роли демократических институтов, важнейшим из которых является российский парламент, в Конституции Российской Федерации предлагается закрепить за Государственной Думой контрольные полномочия в отношении Правительства Российской Федерации. Проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» предусматривается дополнить перечень вопросов, отнесенных к ведению Государственной Думы, положением, согласно которому палата рассматривает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным представительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. КонсультантПлюс: примечание. О толковании части 4 статьи 66 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Часть 1. Статья Проекты постановлений вместе с текстом заявления, обращения или парламентского запроса вносятся на Совет Государственной Думы не позднее чем за три дня до заседания палаты. Кроме этого, проект постановления может быть внесен Президентом страны, Советом Федерации и его членами, депутатами, депутатскими объединениями, комитетами и комиссиями Государственной Думы, Правительством России, законодательными представительными органами субъектов РФ, а также Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным судами по вопросам их ведения. Все проекты постановлений вносятся на рассмотрение палаты только при наличии заключения Правового управления. В Конституции предусмотрены различные процедуры назначения должностных лиц: Председатель Правительства назначается Президентом России ч. Однако в решении этого вопроса участвует законодательная власть в лице Государственной Думы п.

Этот день важен для всех россиян, он во многом определит дальнейшую судьбу нашей страны. От работы депутатского корпуса Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации зависит, как будет развиваться государство, какими будут законы, по которым предстоит жить. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обладает широким спектром полномочий: принимает федеральные законы; дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации; заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка России; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половину состава ее аудиторов; назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральными конституционными законами; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Также в ведении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находятся международная деятельность, иные важнейшие вопросы государственного значения. Депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Официальный сайт Избирательной комиссии Республики Крым www.

Не, не слышал. Законодательная власть 2. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Комментарий к Статье Конституции РФ 1. Государственная Дума — часть парламента Российской Федерации. Избираемая непосредственно народом, она является органом народного представительства, обладающим не только законотворческими, но и иными полномочиями, закрепленными, в частности, в комментируемой статье. При этом адекватная оценка природы этих полномочий требует учета в качестве исходных посылок нескольких обстоятельств.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22);

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Добавить комментарий