Определенные понятия в логике


В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

Что такое определение?

Определение (дефиниция) – это логическая операция, заключающаяся в придании строгого смысла языковому выражению и выявлении его значения.

Пример определения: прокрастинация – это нарушение в поведении человека, выраженное в склонности откладывать на потом неприятные дела, сопровождающееся осознанием необходимости их выполнения, а потому приводящее к возникновению стресса, чувства вины, неудовлетворённости собой.

Вспомним треугольник Фреге. Три его вершины – это знак, смысл и значение. При определении мы берём знак (слово) и связываем его с определённым смыслом, а поскольку смысл выступает связующим звеном между знаком и значением, то определяя смысл, мы тем самым определяем и значение. Определение можно назвать операцией, обратной образованию понятия. При образовании понятия мы идём от предметов, находим в части из них нечто общее, выделяем отличительный признак и на его основе образуем понятие, которое мы обозначаем с помощью какого-то слова. При операции определения мы, наоборот, отталкиваемся от слова, находим его смысл и только потом переходим к его значению, то есть подпадающим под него предметам.

Основная задача определений – унификация языкового употребления. Каждый человек употребляет слова чуть-чуть по-своему, поэтому нередки ситуации, когда смысл слова оказывается настолько расплывчатым, что это затрудняет общение и понимание. Тогда появляется необходимость уточнить смысл слова, эксплицировать, то есть сделать явным, его значение. По этой причине было создано столько словарей и энциклопедий, которые призваны фиксировать с помощью определений смысл и значение слов. При этом не нужно забывать, что язык – это подвижная система. Употребление слов постоянно изменяется, что влечёт за собой и изменение их смысла и значения. Некоторые слова приобретают новые значения и теряют старые, некоторые слова вообще выходят из употребления, появляются новые слова. Следовательно, не нужно рассматривать определение как нечто статичное, данное раз и навсегда. Определения слов могут меняться. Никому не приходит в голову пользоваться словарём XVIIвека, для того чтобы узнать, что слово значит сегодня. Поэтому в логике принято говорить, что определения конвенциональны, то есть они представляют собой предмет соглашения об употреблении того или иного слова. Такое соглашение может быть долгосрочным и устойчивым, если речь идёт обо всех носителях русского языка, но может быть и соглашением между вами и вашим собеседником в рамках конкретного диалога. Результатом такого договора часто становится так называемое «рабочее определение» – определение, которое собеседники принимают в начале беседы для удобства, но могут изменить уже по ходу обсуждения. Даже в науке, которая стремится к наибольшей точности и неизменности определений, часто возникает необходимость давать новые определения из-за открытия новых фактов, проясняющих природу различных явлений.

Реальные и номинальные определения

Выше было сказано, что определения даются словам. Последние же далеко не всегда обозначают что-то реально существующее. Поэтому ещё Аристотель ввел различение определений на реальные и номинальные. Определения называют реальными, если определяемое слово обозначает реально (материально) существующие предметы и их свойства. Если же определяемое слово обозначает не существующие материально предметы и свойства, то его определение называется номинальным. К примеру, следующее определение «барабан – ударный музыкальный инструмент» является реальным, так как слово «барабан» означает реально существующие объекты. В то же время определение «марсианин – житель планеты Марс» является номинальным, так как жизнь на планете Марс не обнаружена. Реальные и номинальные определения важно отличать, так как часто люди склонны считать, что если слову даётся определение, то тем самым утверждается, что обозначаемые этим словом сущности реально существуют, а это не так. При этом номинальные определения могут понадобиться нам в силу разных причин. Иногда люди предсказывают существование каких-либо объектов, но при этом на данный момент не имеют возможности их существование подтвердить. Это довольно часто встречается в науке. Например, по этой причине номинальным будет определение мультивселенной в космологии. Также в науке широко распространены так называемые идеальные объекты: идеальный газ, абсолютно чёрное тело и т.п., существование которых невозможно в силу физических причин. Их определения тоже будут номинальными. Кроме того, к номинальным относят и определения слов, обозначающих всевозможных мифологических существ: нимф, кентавров, эльфов, домовых и т.д.

Виды определений

Поскольку определения – это конвенции, которые заключаются для нашего удобства, то не существует одного единственного способа их задавать. Одно и то же слово может определяться совершенно по-разному в зависимости от конкретной ситуации. Всё зависит от того, какие цели вы преследуете, на что именно хотите обратить внимание в первую очередь, для кого определение предназначено. Поэтому существует множество видов определений, из которых вы можете легко выбирать, что больше всего подходит вам в том или ином случае.

Явные и неявные определения

Явные определения имеют логическую форму вида «А есть В», где А – это определяемая часть, то есть слово, В – определяющая часть, обычно выраженная словосочетанием или предложением. Предицирующая связка «есть» показывает, что А и В по смыслу и значению эквивалентны. Напомним, что в естественном языке связка «есть» может быть заменена просто знаком тире, словами «это», «являться», «выступать», «представлять собой» и т.п.

В зависимости от особенностей определяющей части, явные определения делятся на несколько видов:

  1. Родовидовые определения традиционно называют наиболее распространённым и классическим видом определений. Они строятся через указание на род и видовое отличие. Простой пример родовидового определения: «биология – это наука, изучающая живые организмы». В данном случае наука – это род, свойство «изучать живые организмы» – это видовое отличие. Нужно сказать, что практически все явные определения в том или ином виде содержат указание на род и видовое отличие.
  2. Генетические определения. Это определения, в которых определяющая часть В указывает на способ порождения предмета, его происхождение. Например, «чернозем – это богатый гумусом, тёмноокрашенный тип почвы, сформировавшийся на лёссовидных суглинках или глинах в условиях суббореального и умеренно-континентального климата при периодически промывном или непромывном водном режиме под многолетней травянистой растительностью».
  3. Целевые определения. Здесь в определяющей части В указывается, как используется предмет, каково его предназначение, какие функции он выполняет. К примеру, «трактор — безрельсовое транспортное средство, используемое в качестве тягача».
  4. Квалифицирующие определения в качестве определяющей части В берут какие-либо характерные особенности предмета, отличительные признаки, свойства, атрибуты: «клавесин – клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения».
  5. Перечислительные определения. Определяющая часть В представляет собой просто перечисление предметов, которые подпадают под термин А: «стороны света – это север, юг, запад и восток». Такие определения могут быть удобны, когда словом обозначается небольшое количество элементов, которые можно легко перечислить.
  6. Операциональные определения – это определения, содержащие в определяющей части некоторое проверочное условие, выполняя которое можно выяснить, подпадает ли произвольный предмет под данное слово или нет. Например, «вода – это бесцветная, прозрачная, не имеющая запаха жидкость, которая при нормальном атмосферном давлении превращается в лед при температуре 0°С и в пар при температуре 100°С». Охлаждая и нагревая любую жидкость до указанных температур, можно выяснить, является она водой или нет.
  7. Определение по частям. В нём определяющая часть представляет собой целый набор условий. Оно имеет форму: А есть В1, если верно С1, и А есть В2, если верно С2 и т.д. Такие определения распространены в логических исчислениях и математике. В качестве простой иллюстрации можно привести следующее определение: «Волколак – в славянской мифологии оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка». Это определение можно представить в виде формы: А (волколак) есть В1 (колдун), если верно С1 (если верно, что он умеет принимать звериный образ), и А есть В2 (простой человек), если верно С2 (если верно, что он чарами колдовства превращён в волка).

Неявные определения имеют логическую форму следующего вида: «А есть то, что удовлетворяет некоторым условиям B1, B2,… Bn», где А – это определяемый термин, B1, B2,… Bn– это предложения, которые могут оцениваться как истинные или ложные. Неявные определения часто используются в науке. Например, неявным является Пеановское аксиоматическое определение натуральных чисел. Мы же в качестве примера возьмём определение воспитанности, данное Антоном Чеховым в одном из писем своему брату Николаю.

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я б<…>!!.», потому что всё это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным… Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Спать с бабой, дышать ей в рот <…> выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг – и всё это из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, <…> не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не <…>, а матерью… .

(Чехов А. П. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Письма в 12 томах. Том 1. Письма, 1875-1886. М.: Наука, 1974, с. 223-224).

Сложно сказать, почему эти определения названы неявными. Возможно, было бы лучше назвать явные определения «прямыми», поскольку они напрямую приравнивают А и В, а неявные – непрямыми или косвенными, поскольку они задают совокупность условий, при удовлетворении которых мы получаем определение А.

К числу неявных определений относятся и так называемые контекстуальные определения. О контекстуальном определении принято говорить тогда, когда смысл термина становится понятен из контекста, в который он входит, то есть определяющая часть B1, B2,… Bn представляет собой набор контекстов употребления термина А. Для примера возьмём отрывок из повести Гоголя «Старосветские помещики», где в самом начале как раз даётся контекстуальное определение слова «старосветский»:

Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые, как дряхлые живописные домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого стен не промыл еще дождь, крыши не покрыла зеленая плеснь, и лишенное щекотурки крыльцо не показывает своих красных кирпичей. Я иногда люблю сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами, за деревенские избы, его окружающие, пошатнувшиеся на сторону, осененные вербами, бузиною и грушами. Жизнь их скромных владетелей так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и те неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют, и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении. Я отсюда вижу низенький домик с галлереею из маленьких почернелых деревянных столбиков, идущею вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождем. За ним душистая черемуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишень и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клен, в тени которого разостлан для отдыха ковер; перед домом просторный двор с низенькою свежею травкою, с протоптанною дорожкою от амбара до кухни и от кухни до барских покоев; длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешанный связками сушеных груш и яблок и проветривающимися коврами, воз с дынями, стоящий возле амбара, отпряженный вол, лениво лежащий возле него, — всё это для меня имеет неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не вижу их и что нам мило всё то, с чем мы в разлуке. Как бы то ни было, но даже тогда, когда бричка моя подъезжала к крыльцу этого домика, душа принимала удивительно приятное и спокойное состояние; лошади весело подкачивали под крыльцо, кучер преспокойно слезал с козел и набивал трубку, как будто бы он приезжал в собственный дом свой; самый лай, который поднимали флегматические барбосы, бровки и жучки, был приятен моим ушам. Но более всего мне нравились самые владетели этих скромных уголков, старички, старушки, заботливо выходившие навстречу. Их лица мне представляются и теперь иногда в шуме и толпе среди модных фраков, и тогда вдруг на меня находит полусон и мерещится былое. На лицах у них всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие, что невольно отказываешься, хотя по крайней мере на короткое время, от всех дерзких мечтаний и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь.

(Гоголь Н. В. Старосветские помещики // Полное собрание сочинений в 14 тт. Том 2. Миргород. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1937, с. 13-14).

Гоголь нигде не говорит: «Старосветские помещики – это…», но тем не менее из его описания становится понятно, что же именно подразумевается под этим словосочетанием.

Правила задания определений и возможные ошибки

Хотя определения конвенциональны и мы можем выбирать наиболее подходящий для нас способ их конструирования, это не означает, что они в принципе могут задаваться как угодно. Существует несколько требований, без выполнения которых определение не может быть задано корректно.

Во-первых, определения должны быть ясными и чёткими. Это означает, что определяющая часть должна быть осмысленной, понятной, проясняющей, а не затемняющей. В противном случае, операция определения не достигает своей цели. Посмотрим на следующее определение: «Бытие – это понятие только в себе; определения этого понятия суть сущие определения; в своем различии они суть другие по отношению друг к другу, и их дальнейшее определение (форма диалектического) есть переход в другое» (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики). Стало ли вам понятно, что такое бытие? Навряд ли. Подобное определение ничего толком не проясняет. Таких псевдо-проясняющих определений стоит избегать. При этом нужно учитывать, что существуют фундаментальные концепты, которым сложно или невозможно дать явное определение. К ним относятся бытие, пространство, время, число, точка и т.п. Часто попытки их явного определения заканчиваются формулировками, сходными с Гегелевскими. Поэтому их лучше определять с помощью неявных определений, например, контекстуально.

Во-вторых, нельзя определять неизвестное через неизвестное. Это требование говорит о том, что необходимо обращать внимание, для кого вы даёте определение. Прежде чем сформулировать определение, нужно задуматься, какими знаниями обладает ваш собеседник. Представьте себе следующую ситуацию. Ученик третьего класса спрашивает у вас: «Что такое лептоны?». Предположим, он где-нибудь услышал это слово. И вы отвечаете ему: «Лептоны – фундаментальные частицы с полуцелым спином, не участвующие в сильном взаимодействии». В принципе само по себе это определение дано верно, однако для третьеклассника оно ничего не проясняет, так как он не понимает, что такое фундаментальные частицы, что такое спин, что такое полуцелый спин, что такое сильное взаимодействие, какие ещё бывают взаимодействия. Поэтому в данном случае определение опять же не будет выполнять своей цели.

В-третьих, определения должны быть по возможности наиболее краткими, то есть в них не нужно указывать информацию, которая не добавляет ничего существенного. К примеру, на лекциях по биологии в определении «Лев – вид хищных млекопитающих из семейства кошачьих, чей образ часто используется в архитектуре, живописи, литературе и кинематографе» вторая часть совершенно излишня. Хотя здесь опять же всё зависит от ситуации: на лекции по искусствознанию, как раз именно вторая часть определения может оказаться наиболее важной.

В-четвертых, определение должно быть соразмерным. Это значит, что класс предметов, который традиционно представляется в качестве значения определяемого термина, должен совпадать с тем классом, который подразумевается определяющей частью. Соразмерность принято прояснять на примере того определения, который древнегреческий философ Платон дал слову «человек». Он пытался найти то, что отличает людей от всех остальных живых существ, что делает их особенными. Как ему показалось, определение «человек – это двуногое животное без крыльев» наилучшим образом позволяет отразить человеческую сущность. Когда философ Диоген услышал это определение, он подошёл к Платону и бросил к его ногам ощипанного петуха со словами «Вот тебе человек!» Таким необычным образом Диоген показал, что Платоновское определение не было соразмерным: определяющая часть явно включала в себя больший класс объектов, нежели определяемая. Когда правило соразмерности нарушено, говорят о слишком широком либо слишком узком определении.

В-пятых, определение не должно быть тавтологичным. Тавтология – это повтор одних и тех же или близких по смыслу слов в определяемой и определяющей частях. Например, «свобода воли – это когда, человек действует свободно». В данном случае ничего не проясняется, вместо определения происходит переливание из пустого в порожнее.

Наконец, следует избегать так называемого порочного круга в определении. Он, по сути, похож на тавтологию, однако выявить его гораздо сложнее, так как он напрямую не базируется на повторении одного и того же. При круге в определении термин А определяется через термин В, а термин В в свою очередь определяется через термин А. Иногда порочный круг может включать и больше промежуточных членов: А определяется через В, В через С, С через А. В качестве примера можно взять следующие определения: «Здоровье – отсутствие недугов и болезней» и «Болезнь – нарушение здоровья». В данной паре определений слова «здоровье» и «болезнь» определяются друг через друга.

Приёмы, выполняющие функцию определения

Существует набор приёмов, которые не являются определениями в строгом смысле слова, но, тем не менее, тоже помогают прояснить значения слов. К этим приёмам относятся остенсивные определения, описания и сравнения.

Остенсивное определение – это прояснение значения слова с помощью указания на конкретный объект. Например, если ребёнок спрашивает меня, что такое «головастик», вместо разъяснений я могу просто показать ему головастика в пруду. Хотя такое указание и называется «определением», логики к определениям его не относят, так как оно строится посредством обращения к внеязыковой реальности. Между тем, остенсивные определения довольно распространены. Иногда бывает гораздо легче показать конкретный объект, чем долго и сложно давать слову вербальное определение. Также с помощью остенсивных определений дети начинают учить слова родного языка. Однако не стоит переоценивать значение остенсивных определений. Во-первых, далеко не все слова отсылают к объектам, которые можно с легкостью предъявить. Во-вторых, сам по себе факт предъявления объекта далеко не всегда помогает выявить его отличительные характеристики, ради которых часто и даётся определение.

Описание – это процедура перечисления внешних свойств предметов, которые подпадают под определяемое слово. Иллюстрация описания: «апельсины имеют форму шара, они оранжевого цвета, состоят из горькой кожуры и кисло-сладкой мякоти, выделяют много сока, в мякоти встречаются косточки». По большому счёту, такое описание даёт нам представление, что именно подразумевается под словом «апельсин». Однако, также как и остенсивные определения, описания далеко не всегда способны указать на существенные признаки предметов.

Сравнение (аналогия) – это приём, состоящий в сопоставлении значения определяемого слова со значением другого слова, значение которого предполагается известным. Например, «кольраби похожа на капустную кочерыжку, только размером побольше и не горькая». Сравнений часто бывает достаточно для большинства повседневных ситуаций разъяснения значений слов.

Используя сравнения и описания, нужно помнить, что к ним, также как и к определениям в строгом смысле слова, применяются требование ясности и запрет на определение через неизвестное.

Упражнения

Словарь

Прочитайте следующие определения из книги Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Правильно ли даны эти определения с логической точки зрения? К каким видам определений они относятся (реальные/номинальные, явные/неявные, родовидовые/генетические и т.д.)?

Авгуры – в Древнем Риме – жрецы, предсказывавшие будущее по полёту птиц и по их поведению. Подавляющее большинство из них было сознательными жуликами.

Василиск – в сказках – чудовище с телом петуха и хвостом змеи, убивающее взглядом. На самом деле – ныне почти вымерший древний ящер, покрытый перьями, предшественник первоптицы археоптерикса. Способен гипнотизировать.

Гарпии – в греческой мифологии – богини вихря, а в действительности – разновидность нежити, побочный продукт экспериментов ранних магов в области селекции. Имеют вид больших рыжих птиц со старушечьими головами, очень неопрятны, прожорливы и сварливы.

Гомункулус – в представлении неграмотных средневековых алхимиков – человекоподобное существо, созданное искусственно в колбе. На самом деле в колбе искусственное существо создать нельзя. Гомункулусов синтезируют в специальных автоклавах и используют для биомеханического моделирования.

Демон Максвелла – важный элемент мысленного эксперимента крупного английского физика Максвелла. Предназначался для нападения на второй принцип термодинамики. В мысленном эксперименте Максвелла демон располагается рядом с отверстием в переборке, разделяющей сосуд, наполненный движущимися молекулами. Работа демона состоит в том, чтобы выпускать из одной половины сосуда в другую быстрые молекулы и закрывать отверстие перед носом медленных. Идеальный демон способен таким образом без затраты труда создать очень высокую температуру в одной половине сосуда и очень низкую – в другой, осуществляя вечный двигатель второго рода.

Джинн – злой дух арабских и персидских мифов. Почти все джинны являются дублями царя Соломона и современных ему магов. Использовались в военных и политико-хулиганских целях. Отличаются отвратительным характером, наглостью и полным отсутствием чувства благодарности. Невежественность и агрессивность их таковы, что почти все они находятся в заключении. В современной магии широко используются в качестве подопытных существ.

Домовой – в представлении суеверных людей – некое сверхъестественное существо, обитающее в каждом обжитом доме. Ничего сверхъестественного в домовых нет. Это либо вконец опустившиеся маги, не поддающиеся перевоспитанию, либо помеси гномов с некоторыми домашними животными.

Дракула, граф – знаменитый венгерский вурдалак XVII – XIX вв. Графом никогда не был. Совершил массу преступлений против человечности. Был изловлен гусарами и торжественно проткнут осиновым колом при большом скоплении народа. Отличался необычайной жизнеспособностью: вскрытие обнаружило в нём полтора килограмма серебряных пуль.

Инкуб – разновидность оживших мертвецов, имеет обыкновение вступать в браки с живыми. Не бывает. В теоретической магии термин «инкуб» употребляется в совершенно другом смысле: мера отрицательной энергии живого организма.

Кадавр – вообще говоря, оживлённый неодушевлённый предмет: портрет, статуя, идол, чучело. (См., например, А. Н. Толстой, «Граф Калиостро».) Одним из первых в истории кадавров была небезызвестная Галатея работы скульптора Пигмалиона. В современной магии кадавры не используются. Как правило, они феноменально глупы, капризны, истеричны и почти не поддаются дрессировке.

Левитация – способность летать без каких бы то ни было технических приспособлений. Широко известна левитация птиц, летучих мышей и насекомых.

Оборотень – человек, способный превращаться в некоторых животных: в волка (вервольф), в лисицу (кицунэ) и т. д. У суеверных людей вызывает ужас, непонятно почему.

Оракул – по представлениям древних, средство общения богов с людьми: полёт птицы (у авгуров), шелест деревьев, бред прорицателя и т. д. Оракулом называлось также и место, где давались предсказания.

Рамапитек – по современным представлениям, непосредственный предшественник питекантропа на эволюционной лестнице.

Таксидермист – чучельник, набивщик чучел.

Терция – одна шестидесятая часть секунды.

Упырь – кровососущий мертвец народных сказок. Не бывает. В действительности упыри (вурдалаки, вампиры) – это маги, вставшие по тем или иным причинам на путь абстрактного зла. Исконное средство против них – осиновый кол и пули, отлитые из самородного серебра.

Фантом – призрак, привидение. По современным представлениям – сгусток некробиотической информации. Фантомы вызывают суеверный ужас, хотя совершенно безобидны.

Сепульки

Прочитайте два следующих определения слова «сепульки». На ваш взгляд, правильно ли они даны? Если да, покажите, что все требования к определениям выполнены. Если нет, то покажите, что именно нарушено.

«СЕПУЛЬКИ – важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».

Я последовал этому совету и прочел:

«СЕПУЛЬКАРИИ – устройства для сепуления (см.)».

Я поискал «Сепуление»; там значилось:

«СЕПУЛЕНИЕ – занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ».

Станислав Лем. Звёздные дневники Ийона Тихого

Как я уже многократно разъяснял, сепульки очень похожи на муркви, а своей цветовой гаммой напоминают мягкие пчмы. Разумеется, их практическая функция другая, но думаю, Вам, как человеку взрослому, мне не нужно этого объяснять.

Станислав Лем. Ответы на вопросы пресс-конференции

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Определение понятия (дефиниция) — это операция, состоящая в раскрытии содержания, нахождении существенно-общих признаков определенного класса предметов, мыслимого в данном понятии.В широком смысле под определением понимается указание на любой присущий предмету признак. Любой предмет — синтез многочисленных определений. Вещь обладает размером, формой, цветом — эти и другие свойства являются определениями вещи.В узком смысле термин «определение» обозначает специфическую логическую операцию по выявлению смысловых значений языковых выражений.

Когда содержание некоторого понятия известно плохо или вообще неизвестно, задается вопрос: «Что это такое?» В ответ дается определение.

Пример: «Что такое квадрат?» «Квадрат — это прямоугольник с равными сторонами».

Определение говорит о тождестве двух понятий -определяемого и определяющего. Содержание определяемого понятия неизвестно, и оно раскрывается через известные определяющие понятия. В приведенном примере предполагается, что известно, что такое прямоугольник и что такое равенство сторон.

В соразмерном определении можно выделить три части: два члена дефиниции и дефинитивную связку. Первый член — что определяется — дефиниендум (Dfd). Второй, определяющий — дефиниенс (Dfn), является ближайшим родовым понятием, плюс видовое отличие. Дефинитивная связка — это оборот, указывающий на то, что дефиниендум и дефиниенс имеют одинаковое значение. Она выражается различными оборотами речи: «это», «называется», «обозначает», «означает то же самое, что и …» и др. В общем виде структура определения: Dfd ≡ Dfn, где «≡» — знак дефинитивной связки заменяет слова «равнозначно» или «тождественно». Структура определения в целом выражена схемой:

Определяемое = ближайший род + видовое отличие.

Строение классической дефиниции:

А (≡) В(с).

Выражение «А» означает то же самое, что и «В», имеющее признак (с), и называется определением через ближайший род и видовое отличие.

Примеры: «Соль — это химическое вещество, состоящее из атомов металлов и кислотных остатков».

«Студент — это человек, обучающийся в среднем специальном или высшем учебном заведении».

«Стул — предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека».

Отметим, что не все понятия могут быть определены. По своему содержанию они различны: содержание одних понятий больше, других — меньше. Понятия, которые имеют сложное содержание, т. е. много признаков, могут быть определены. Но понятия с простым содержанием, не могут быть определены, так как их содержание не может быть раскрыто – это простые понятия. Понятие «лиловый цвет» не подлежит определению, так как цвет нужно видеть, чтобы знать, что это такое и все определения, которые мы попытались бы дать в данном случае, были бы ложными в логическом отношении. К таким понятиям относятся: «равенство», «тождество», «тяжесть», «протяжение», «сознание».

Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем признаков действительным свойством определяемого предмета, то его правильность зависит от его структуры, которая регулируется логическими правилами. Для того чтобы определение выполняло свою задачу и действительно раскрывало содержание определяемого понятия, необходимо что бы при формулировке определения соблюдать эти простые правила.

ПРАВИЛА ЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Определение должно быть адекватным(соразмерным), дефиниендум и дефиниенс — равнообъемные понятия. (Dfd = Dfn).

Нарушение правила соразмерности ведет к ошибкам троякого рода:

— слишком широкое определение, когда объем дефиниенса шире объема дефиниендума: (Dfd < Dfn);

— слишком узкое определение, когда объем дефиниенса уже объема дефиниендума: (Dfd > Dfn);

— совмещение в определении обеих этих ошибок.

Примеры: «Студент — человек, обучающийся чему-либо» — слишком широкое определение.

«Термометр — это прибор для измерения температуры воздуха» — слишком узкое определение.

В обоих случаях отношение равнообъемности подменяется отношением подчинения.

«Автомобиль — это машина с бензиновым двигателем» — и слишком широкое, и слишком узкое определение, ибо объем дефиниендума не покрывает объема дефиниенса, и наоборот, только некоторые автомобили являются машинами с бензиновыми двигателями, и только некоторые машины с бензиновыми двигателями являются автомобилями. Здесь произошла подмена отношения равнообъемности отношением пересечения.

2. Определение не должно содержать в себе круга — определяемое понятие нельзя определять через само себя или че­рез понятия, которые, в свою очередь, определяются с помощью определяемого понятия.Нарушение правила ведет к ошибке «круг в определении» двух разновидностей:

— непосредственный кругили тавтология в определении возникает вследствие появления в формулировке дефиниенса выражений, производных от имени дефиниендума или повторяющих его.

Примеры: «Историк — это специалист в области истории».

«Человек есть человек».

«Бизнес есть бизнес».

«Материалист — это человек с материалистическими убеждениями»;

— опосредствованный или «порочный круг», сложнее тавтологии — определение через понятие, которое в свою очередь определяется через исходное понятие. Это менее очевидная ошибка, когда в каком-либо фрагменте зафиксированного в языке знания встречается несколько связанных между собой определений, построенных таким образом, что выражение «А» определяется через «В», а «В» в свою очередь определяется через дефиниенс, содержащий «А». «Порочный круг» не дает возможности выяснить значение ни того, ни другого термина.

Примеры: «Комичное то, что смешно, а смешное то, что комично».

В одном из учебников логики в первой главе содержались такие определения: «Логика — это наука о правильном мышлении», и тут же: «Правильное мышление — это мышление, согласное с правилами логики». Если воспользоваться правилом взаимного замещения равнообъемных выражений и в первом определении заменить понятие «правильное мышление» равнозначным ему выражением, взятым из второго определения, получим явную тавтологию: «Логика — это наука о мышлении, согласном с правилами логики».

В определении определяющее и определяемое должны быть двумя различными и притом самостоятельными понятиями. Если это не соблюдается, то в определении получается только повторение того же слова, т. е. употребляются слова, имеющие то же самое значение.

3. Определение должно быть доступным пониманию того, кому оно адресовано. Нарушение правила ведет к ошибке «определение неизвестного через неизвестное», или определением Х через У.

Человек в повседневном общении использует ограниченный набор слов, соответствующий уровню его образования и профессиональной культуры. Этот набор лексики является его индивидуальным тезаурусом (запасом), и каждый человек, неизбежно сталкивается с незнакомыми словами и вынужден заниматься поиском их определений. Адресуя текст потенциальному контингенту, автор должен позаботиться о включении в него определений малоупотребительных выражений. Определение будет понятным, если в его формулировку включены только слова общеупотребительного лексикона. Если же — включены слова так называемой периферийной лексики — диалектизмы, архаизмы, жаргонизмы, научно-технические и узкопрофессиональные термины, значения которых известны, лишь узкому кругу специалистов, то тогда и допускается эта ошибка.

Примеры: «Олигоцен — третья эпоха палеогена». «Индетерминизм — это философская концепция, противоположная детерминизму».

4.Определение должно быть недвусмысленным и четким, так как запутанные определения не выполняют своей основной роли, они не раскрывают в краткой форме содержания определяемого понятия, их усложненные формулировки трудно запомнить и ими, поэтому сложно пользоваться.

Требование четкости и недвусмысленности определения обеспечивается использованием в дефиниенсе однозначно определенных в сфере данной отрасли знания терминов. Определение будет нечетким и двусмысленным, если его дефиниенс включает слова, употребляющиеся в нескольких значениях. К ним относятся художественно-образные средства — метафоры, сравнения и т.п.

Примеры: «Пехота — царица полей».

«Книга — вечный кладезь мудрости».

«Дети — цветы жизни».

Подобные афористические выражения допустимы в речи, придают ей образный характер, что является одним из ее достоинств, но в качестве определений они неприемлемы. Требование четкости и недвусмысленности направлено против использования общеизвестных выражений, которые, не обладают необходимой степенью точности и могут разными людьми пони­маться по-разному. Ничего не проясняет такое определение: «Город — это населенный пункт со значительным числом жителей», так как и содержание, и объем понятия «значительное число жителей» являются расплывчатыми.

5. Определение не должно быть отрицательным — отрицание не раскрывает сущности, не перечисляет существенные признаки предмета, отражаемого определяемым понятием, не раскрывает содержания понятия, оставляя его неопределённым. Поэтому отрицательные определения не отвечают главной цели — раскрыть содержание определяемого понятия, сделать его определённым. Определяющее понятие должно указывать на то, чем является определяемое, но не на то, чем оно не является. Ошибки, связанные с данным правилом, обусловлены не знанием действительного содержания определяемого понятия и стремлением определить неизвестное, отталкиваясь от известного. Такая логическая ошибка имеет психологическое основание. Встречаются варианты, как прямого отрицательного определения, так и косвенного.

Примеры: «Человек — не зверь».

«Материалисты — постоянные оппоненты идеалистов, отвергающие основы их учения».

Однако бывает и исключение — это правило не распространяется на определение отрицательных понятий: «Безбожник — это человек, не признающий существования бога».

6. Определение должно указывать на существенные признакиопределяемого предмета. Требование определять предмет, указывая его наиболее существенные признаки, относится в большей степени к научным определениям. В повседневной жизни ограничиваются диагностической функцией определений, для выполнения которой указание на существенные признаки желательно, но не обязательно.

Пример: Понятие «человек», можно определять и как «двуногое существо без перьев», (Платон) и как «существо, способное смеяться», и как «животное с мягкой мочкой уха» (Ф.Рабле), и как «животное, способное производить орудия труда», и как существо, «обладающее сознанием», и как «трагическое животное, которому недостает инстинкта для уверенных, безошибочных действий, а появившийся у него разум не в состоянии этот инстинкт всецело заменить». Интерес этих определений в том, что они хорошо оттеняют факт, сложности объекта, чем он многограннее, тем большее число определений можно ему дать. В настоящее время осознана уникальная сложность человека, резко возросло число предлагаемых его определений. Человека определяют не только как «разумное существо», но и как «экономическое существо», и как «существо, использующее символы», и как «эстетическое существо». Все эти определения указывают на отличительные черты человека, но в них нет подлинной глубины, они указывают только на некоторые стороны его жизни и не более. Хорошее определение должно не только отличать человека от иных существ, а должно содержать в достаточно полную его характеристику, из которой вытекали бы другие важные его особенности. Таким глубоким является определение человека как «существа, производящего орудия труда» — именно это и обуславливает его особое отношение к экономике, символам, прекрасному — оно имеет большую познавательную ценность, больше дают для понимания природы человека, чем остальные, несмотря на то, что и они обеспечивали выполнение прогностической функции и указывали на отличительные признаки человека, хотя и несущественные.

ВИДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Задача определения – раскрыть содержание понятия, но

способы ее, достижения разнообразны. Прежде всего, рассмотрим явные и неявные определения.

Явные определения — имеют форму равенства, совпадения двух понятий, которые отождествляются. Одно из них — определяемое понятие, содержание которого требуется раскрыть, другое — определяющее понятие, решающее эту задачу. Определения этого типа называется определениями через род и видовое отличие. Их общая схема: «А есть В(с)», где А — определяемое понятие, В — понятие, более общее по отношению к А (родовое), С – видовой, отличительный признак. В таком определении нужно прежде всего подыскать сначала ближайшее родовое понятие, затем уточняются видовые, специфические характеристики определяемого понятия. Родовидовое определение — самый простой, распространенный и наиболее применимый в логике вид определения.

Пример: «Часы — это устройство для определения временных интервалов различных процессов»

Требования, которые предъявляются к явному определению, мы уже рассмотрели. Прежде всего, определяемое и определяющее понятия должны быть взаимозаменяемы. Если в каком-то предложении встречается одно из этих понятий, всегда должна существовать возможность заменить его другим. При этом предложение, истинное до замены, должно остаться истинным и после нее.

Неявные определенияне имеют формы равенства двух понятий. Эта операция, которая представлена наибольшим многообразием конкретных форм, в которых она практически осуществляется. К неявным определениям относятся: остенсивное или указание, описание, метафора, сравнение, гипербола, характеристика, контекстуальное, определение через перечисление, определение через противоположность и некоторые другие. Рассмотрим некоторые из них.

Контекстуальные — определения через текст, в котором определяемое явно не называется, а характеризуется, описывается косвенно, иносказательно. Всякий отрывок текста, всякий контекст, в котором встречается интересующее нас понятие, является в некотором смысле неявным его определением. Контекстуальные определения всегда — являются неполными и неустойчивыми. Словарь не способен исчерпать всего богатства значений отдельных слов и всех оттенков этих значений. Употребление слов в живом языке, в многообразных связях с другими словами – является источником знания, как отдельных слов, так и языка в целом. Контекстуальные определения, несмотря на их несовершенство, они являются фундаментальной предпосылкой владения языком.

Пример: «Удаль — безудержная, лихая смелость». (Из словаря).

Остенсивные — еще одна интересная разновидность не явных определений – это определения путем показа, словесное сопровождение непосредственно воспринимаемой вещи, на которую указывают пальцем. Этим определением обычно пользуются при ознакомлении ребенка с незнакомым ему предметом, или при общении с людьми, не владеющими языком общения. Допустим, необходимо объяснить, что такое крокодил, при затруднении можно показать на картинке: «это и есть крокодил». Определения такого типа напоминают обычные контекстуальные определения. Но контекстом здесь является не отрывок какого-то текста, а ситуация, в которой встречается объект, обозначаемый интересующим нас понятием: крокодил на картинке, жираф в зоопарке, тигр в клетке и т.д.

Остенсивные определения, как и контекстуальные, отличаются неполнотой и незавершенностью. Определение посредством показа не выделяет объект из его окружения и не отделяет общего для всех этих объектов. Единичное, индивидуальное слито в таком определении с общим, с тем, что свойственно всем данным объектам. Человек, которому впервые показали тигра, может подумать, что он всегда в клетке, всегда вял, что вокруг него постоянно толпятся люди и т.д. Остенсивные определения связывают слова с вещами. Определить путем показа можно, не все понятия, а только самые простые, самые конкретные. Нельзя показать и увидеть абстрактное, например бесконечное, наслаждение.

Описание — подробная словесная характеристика предмета, который наблюдается непосредственно, употребляется при ознакомлении с индивидуальными предметами или свойствами, принадлежащими какой-либо вещи. Очень часто используется в художественной литературе или при описании картины. В физике – описание явлений, в ботанике — строения дерева, процесса опыления, в химии — реакций.

Сравнение — прием, используемый при знакомстве с понятиями, при сопоставлении двух или нескольких предметов (понятий), когда один из предметов более известен, чем другой.

Пример: «теплопроводность по отношению к тепловым лучам есть то же самое, что прозрачность по отношению к световым лучам».

Различение — тоже сравнение, только акцент здесь не на сходстве, а на отличие.

Пример: «Отвага отличается от безрассудства тем, что направлена на благородное дело, а безрассудство может быть связано с эгоистическими целями, неблаговидными поступками».

Сравнением являются и литературно художественные, и научные метафоры.

Характеристика — это более подробное описание предмета с выделением выдающихся, отличительных, характерных, существенных признаков. Характеристика предполагает обобщение, стремление проникнуть в сущность через внешние признаки.

Пример: «Свойства характерные для кого-либо: для воина — мужество, для врача – гуманность».

«Характерная особенность семейства крестоцветных растений являются цветы с четырьмя листочками чашечки и четырьмя лепестками венчика, расположенными крест-накрест, с двумя короткими и четырьмя длинными тычинками».

Операциональные — определения действием, экспериментом, заключающееся в выполнении специальных правил, приемов, определенной последовательности.

Пример: «Кислота — такое вещество, которое окрашивает лакмусовую бумагу в красный цвет».

Через перечисление предметов, входящих в объем определяемого понятия или тех, на которые распространяется определяемое понятие, используется довольно часто и особенно тогда, когда явного определения, раскрывающего сущность, дать не удается.

Пример: «Близкие родственники — это родители (усыновители), дети, братья, сестры, а также дедушка и бабушка».

Через противоположность — используется тогда, когда у понятия нет более широкого для него родового понятия.

Примеры: Категории «материя», «движение», «сознание», «пространство», «время», «случайность», «необходимость» и пр. являются определениями через противоположность, через отношение их к своей парной, но полярной им категории.

Рассмотрим также генетические и номинальные (семантические) определения.

Генетические – определения раскрывают процесс или способ появления предмета, мыслимого в понятии. Они играют важную познавательную роль, широко используется в ряде наук: математике, химии.

Пример: «Угол — фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки — вершины угла».

Определения с указанием на происхождение предмета мысли, но без раскрытия процесса происхождения и полученного результата не будут генетическими.

Пример: «Человек произошел от обезьяны».

«Сознание порождено материей».

Номинальные (семантические) – определения, которые раскрывают не содержания понятия, а значения слова, фиксирующего данное понятие.

Примеры: «Лавсан — это слово, образованное сокращением названия: лаборатория высокомолекулярных соединений».

«Демократия — это народовластие».

2.1. СУЖДЕНИЕ

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.Всякое суждение выражается в предложении, но не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается в форме повествовательного предложения, в котором содержится определенная информация, сообщение. Побудительные и вопросительные предложения не являются суждениями, т.к. они не истины, ни ложны; не утвердительны, не отрицательны.

Примеры суждений: «Луна светит отражённым светом». «Все врачи — медики».

Примеры не суждений: «Становись!», «Верните деньги!». «Какой сегодня месяц?», «Как тебя зовут?».

В то же время между суждениями и выражающими их предложениями нет жесткой зависимости. Отдельные вопросительные (риторические вопросы) и восклицательные предложения могут выражать суждения, если они опираются на суждение или неявно содержат в себе суждение. И если суждение, лежащее в основе вопроса, истинно, то вопрос оценивается как осмысленный, если же оно ложно, то вопрос не имеет смысла.

Примеры: Вопрос: «Кто там кричит?», неявно предполагает, что кто-то кричит, т.е. суждение «Сейчас кто-то там кричит» истинно. Если этот вопрос прозвучит в полной тишине, то суждение будет являться ложным.

Риторический вопрос «Кто из нас не знает фамилию первого президента СССР?» равнозначен суждению «Все мы знаем фамилию первого президента СССР», что является превращенной формой утвердительного суждения.

Предложение «Попробуй-ка, обогнать его!», выражает не побуждение, а суждение «Обогнать этого человека невозможно».

В суждениях выражается истинная или ложная мысль. Истинные – это такие суждения, в которых связь понятий правильно отражает реальные свойства, т.е. соответствует объективной действительности. Ложные — суждения, в которых связь понятий искажает объективные свойства, и отношения предмета мысли.

Пример: «Содержанием современной эпохи является переход от политики конфронтации и недоверия между государствами к политике сотрудничества и взаимной выгоды». Данное суждение является истинным.

«Все птицы имеют крылья и летают на большое расстояние». Данное суждение является ложным.

Суждения бывают простыми и сложными, и далее мы рассмотрим виды простых суждений.

ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ

1.Экзистенциональные суждения(суждения существования) — выражают сам факт существования или не существования предмета суждения.

Примеры: «На планете уже нет многих видов животных»; «Движение существует». «Существует естественный спутник Земли — Луна». «Нет дыма без огня». «Рай не существует». «Преступление есть». «Доказательств нет».

Предикатами экзистенциональных суждений являются понятия о существовании или не существовании предмета, явления, события. Они выражаются словами: «существовать», «не существовать», «был», «не был». Связка, как правило, в языке не выражается, но путем преобразования грамматической формы суждения она может быть выражена словами «есть», «не есть», «является», «не является» и т. д.

Пример: «Жизнь существует».

Жизнь – субъект; есть – связка; то, что существует — предикат.

Экзистенциональные суждения обладают определённой спецификой, но они все-таки являются частным случаем атрибутивных суждений.

2.Реляционные суждения(суждения с отношением) – отражают отношения между предметами – это суждения об отношениях. Это могут быть отношения равенства, когда обе величины представляют один и тот же предмет, т.е. то, что можно сказать об одном объекте, то же можно сказать и о другом объекте; неравенства; родства; пространственные; временные; причинно-следственные и другие отношения.

Пример: «Валентина Терешкова – первая женщина–космонавт»; «Россия больше Греции», «Марья — сестра Семёна», «Санкт-Петербург западнее Костромы», «Киев основан раньше Москвы», «Невежество — причина возникновения религии».

Структура реляционного суждения:

хR y,где х и у — члены отношения, обозначающие понятия о предметах, R — отношение между ними (первая буква латинского слова relati — vus — «относительный»). Запись читается: х находится в отношении R к у. Запись отрицательного суждения ┐(x R y) читается: неверно, что х находится в отношении R к у.

Структура суждений с отношениями, отличается от структуры атрибутивных суждений, тем не менее, они могут быть преобразованы в атрибутивные.

Пример: суждение «Алексей брат Андрея» рассматривается как суждение, где Алексей — субъект суждения, а брат Андрея – предикат, признак Алексея.

В суждении: «Анна мать Владимира» мыслится двухчленное отношение, т.е. отношение между двумя людьми, а в суждении: «Ессентуки находятся между Пятигорском и Кисловодском» — выражается трехчленное отношение, между тремя объектами.

Свойства отношений:

1. Свойство рефлексивности– каждый элемент множества находится в отношении к самому себе. Х=Х.

Пример: равенства любого числа самому себе — 2=2.

Нерефлексивность–не находятся в отношении самому к себе. Это свойства симметричности, несимметричности, асимметричности, транзитивности, нетранзитивности и эквивалентности.

Пример: больше, меньше, старше.

2. Свойство симметричности – два элемента множества (Х, У) симметричны при условии, что если Хнаходится в отношении к У, то и У в таком же отношении к Х.

Пример: Если «Иван родственник Петра», то и «Петр родственник Ивана».

3. Свойство асимметричности– перестановка элементов ведёт к исчезновению отношений между предметами.

Пример: Если истинно суждение «Иван сын Петра», то суждение «Пётр сын Ивана» — ложно.

4. Свойство несимметричности –когда нельзя утверждать что – то определенное, если поменять местами члены отношений.

Пример: «Петр уважает Алексея», это не означает, что и «Алексей уважает Петра».

5. Свойство транзитивности– если из отношения Х и У, У и Z следует отношение Х и Z.

Пример: Если «Алексей младше Сергея, а Сергей младше Владимира», то «Алексей младше Владимира».

6. Свойство не транзитивности – отношение, которое не обладает свойствами транзитивности.

Пример: Если «Анна дружит с Александром, а Александр дружит с Алексеем», то это не означает, что «Анна тоже дружит с Алексеем».

7. Свойство эквивалентности- отношение, которое обладает свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности.

Это равенство для многих чисел; сверстничества для людей; подобия для геометрических фигур.

3.Атрибутивные суждения — суждения о признаке предмета, который либо утверждается, либо отрицается. В русском языке не принято выражать отношение между субъектом и предикатом с помощью особого слова – связки, а в английском языке такое выражение — обязательно. Англичанин скажет: «Погода есть дождливая», но не скажет: «Погода дождливая», для него не будет правильным суждение: «Маргарет не смотрит вдаль», а верным будет «Маргарет не есть смотрящая вдаль». Таковы правила и для латинского языка, на котором говорили древние римляне, и поэтому в логике также следуют этому правилу, используя связки, есть или не есть, является или не является, суть или не суть, которые соотносят субъект и предикат суждения.

Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 33405;

1.9. Определение понятия

Одной из важных логических операций с понятиями, которая постоянно используется как в научном, так и в повседневном мышлении, является операция определения понятия. В жизни мы часто встречаемся с такими выражениями, как «начнем с определения…», «дайте определение…», «запомните определение…», «это неверное определение…» и т. п. Что же такое определение? Давайте дадим определение определению.

В обыденном смысле определение – это ответ на вопрос, что собой представляет какой-то объект, свойство, явление. Если говорить более точно и научно, то определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание.

Определения бывают явными и неявными. Явное определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некого понятия, прямой ответ на вопрос, чем является объект, который оно обозначает. Например, определение: Термометр – это физический прибор, предназначенный для измерения температуры – явное. Неявное определение раскрывает содержание понятия не прямо, а косвенно, с помощью того контекста, в котором это понятие употребляется. Например, из следующей фразы: Во время этого грандиозного эксперимента сверхточные термометры зафиксировали температуру в 1000 градусов по Цельсию косвенно следует ответ на вопрос, что такое термометр, вытекает неявное определение этого понятия. Неявные определения называются также контекстуальными. Понятно, что определениями в полном смысле этого слова надо считать явные определения. В дальнейшем речь пойдет именно о них.

Определения также бывают реальными и номинальными. Реальное определение раскрывает содержание понятия, обозначающего какой-то объект, а номинальное (от лат. nomen – имя) раскрывает значение термина, в котором выражено какое-либо понятие. Говоря проще, реальные определения посвящены объектам, а номинальные – терминам (словам). Например, определение: Термометр – это физический прибор, предназначенный для измерения температуры – реальное, а определение: Слово «термометр» обозначает физический прибор, предназначенный для измерения температуры – номинальное. Как видим, принципиальной разницы между реальными и номинальными определениями не существует Они различаются, как правило, по форме, но не по сути.

Существует несколько способов определения понятия, но среди них выделяется классический способ определения, который заключается в том, что определяемое понятие подводится под ближайшее к нему родовое понятие, после чего следует указание на его видовое отличие. Например, определение: Астрономия – это наука о небесных телах построено по классическому способу. В нем определяемое понятие астрономия сначала подводится под ближайшее к нему родовое понятие наука (астрономия – это обязательно наука, но наука – это не обязательно астрономия), а потом указывается на видовое отличие астрономии от других наук (…о небесных телах). Пользуясь классическим способом, вы сможете дать точное и правильное определение любому понятию (если, конечно же, определяемый объект или термин вам хорошо знаком, и вы знаете, что он собой представляет или что соответственно означает). Например, нам требуется дать определение понятию квадрат. Следуя классическому способу, сначала подведем его под родовое понятие: квадрат – это геометрическая фигура…, а затем укажем не его видовое отличие от других геометрических фигур, которое заключается в наличии равных сторон и прямых углов. Итак, квадрат – это геометрическая фигура, у которой все стороны равны и углы прямые. (Давая определение понятию квадрат, мы могли бы подвести его под более близкое

родовое понятие прямоугольник, и тогда определение получилось бы следующим: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны, однако и приведенное выше определение квадрата раскрывает содержание соответствующего понятия и является верным). Обратите внимание на то, что фактически все определения, встречающиеся в научной, учебной и справочной литературе (в толковых словарях, например) построены по классическому способу, который также часто называется определением через род и вид.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий