Органы адвокатского самоуправления

Органы адвокатского самоуправления включают региональные адвокатские палаты с входящими в их структуры упомянутыми адвокатскими объединениями и Федеральную палату адвокатов РФ.

Адвокатская палата субъектов РФ создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта РФ организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и зашиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

На территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается. Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.

Адвокатская палата не подлежит реорганизации. Ликвидация адвокатской палаты субъекта РФ может быть осуществлена на основании федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта в порядке, который устанавливается федеральным законом.

Высший орган адвокатской палаты субъекта РФ — собрание адвокатов. В случае если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты считается конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.

К компетенции собрания (конференции) адвокатов относятся:

1) формирование совета адвокатской палаты субъекта РФ и принятие решений о досрочном прекращении полномочий членов совета;

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2) утверждение порядка определения норм представительства и порядка избрания делегатов на конференцию;

3) избрание ревизионной комиссии и избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов;

4) избрание делегатов на Всероссийский съезд адвокатов (далее — съезд);

5) определение порядка направления адвокатов для работы в юридических консультациях;

6) определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты;

7) утверждение сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

8) утверждение отчетов ревизионной комиссии и совета адвокатской палаты, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание совета;

9) принятие иных решений в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты. Совет избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты. Собрание (конференция) адвокатов обновляет состав совета один раз в два года не менее чем на 1/4.

Совет адвокатской палаты:

1) избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов;

2) определяет нормы представительства на конференцию;

3) обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта РФ, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

4) принимает решения о создании по представлению органов государственной власти субъекта РФ юридических консультаций;

5) направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в соответствии с порядком, определенным советом адвокатской палаты;

6) финансирует деятельность юридических консультаций и работающих в них адвокатов в соответствии со сметой, утверждаемой собранием (конференцией) адвокатов;

7) определяет порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно;

8) рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов, с учетом заключения квалификационной комиссии;

9) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, осуществляет методическую деятельность и обмен опытом работы;

10) созывает не реже одного раза в год собрания (конференций) адвокатов, формирует их повестку дня;

11) распоряжается имуществом адвокатской палаты в соответствии со сметой и назначением имущества.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены, в региональный реестр соответствующего субъекта РФ. Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия отчитывается перед собранием (конференцией) адвокатов.

Члены ревизионной комиссии могут совмещать работу в ревизионной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в ревизионной комиссии в размере, определяемом советом палаты адвокатов.

Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов.

Квалификационная комиссия формируется на срок два года в количестве 13 членов комиссии и включает представителей от адвокатской палаты (семь членов), территориального органа Федеральной регистрационной службы РФ, законодательного (представительного) органа субъекта РФ и судов общей юрисдикции и арбитражного суда соответствующего региона. Председателем квалификационной комиссии считается президент адвокатской палаты по должности.

Квалификационная комиссия по результатам проведенного экзамена решает вопрос о присвоении претенденту статуса адвоката, а также рассматривает жалобы и дает заключение о наличии или Отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм кодекса профессиональной этики или о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.

Федеральная палата адвокатов РФ — общероссийская негосударственная некоммерческая организация на основании обязательного членства, объединяющая адвокатские палаты субъектов РФ. Федеральная палата адвокатов не подлежит реорганизации. Ее ликвидация может быть осуществлена только на основе федерального закона.

Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях Представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Федеральная палата адвокатов — юридическое лицо, имеющее смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством РФ, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.

Всероссийский съезд адвокатов — высший орган адвокатского сообщества, созывается не реже одного раза в два года и считается правомочным, если в его работе участвуют не менее 2/3 делегатов. Всероссийский съезд:

1) принимает устав Федеральной палаты адвокатов РФ;

2) принимает кодекс профессиональной этики адвоката;

3) утверждает единую норму представительства от адвокатских

палат на Всероссийский съезд адвокатов;

4) формирует состав Совета Федеральной палаты адвокатов РФ и принимает решение о досрочном прекращении полномочий его членов, избирает ревизионную комиссию и утверждает отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности Совета Федеральной палаты и решает на федеральном уровне другие вопросы, связанные с организацией и деятельностью адвокатских сообществ;

Совет Федеральной палаты адвокатов РФ является коллегиальным органом Федеральной палаты адвокатов, избирается Всероссийский съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 30 человек и обновляется один раз в два года не менее чем на 1/3;

1) Совет Федеральной палаты адвокатов РФ избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов и несколько вице-президентов сроком на два года; 2)координирует деятельность адвокатских палат субъектов РФ;

3) обобщает дисциплинарную практику;

4) занимается методической деятельностью;

5) защищает социальные и профессиональные права адвокатов;

6) участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности;

7) распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов РФ в соответствии со сметой и назначением имущества;

8) созывает не реже одного раза в два года Всероссийский съезд адвокатов, формирует его повестку дня;

9) осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством РФ. Общественные объединения адвокатов не вправе осуществлять предусмотренные законом функции адвокатских образований, а также функции. адвокатских палат субъектов РФ или Федеральной палаты адвокатов либо их органов.

Функции контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами осуществляет подведомственная Министерству юстиции РФ Федеральная регистрационная служба.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Органы адвокатского самоуправления в РФ.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Органы адвокатского самоуправления в РФ.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Органы адвокатского самоуправления в РФ.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В результате усвоения материалов данной главы студент должен:

знать

• нормативное регулирование статуса различных форм адвокатских образований, порядка их создания и регистрации;

уметь

• анализировать, толковать и правильно реализовывать правовые нормы о формах адвокатских образований;

владеть

  • • навыками самостоятельной подготовки документов, связанных с созданием, регистрацией и деятельностью адвокатских образований;
  • • навыками объяснения целей и задач этих документов.

После получения адвокатского статуса каждый адвокат обязан избрать форму адвокатского образования, т.е. ту организацию, где он будет осуществлять свою адвокатскую деятельность. Закон об адвокатской деятельности предусматривает четыре вида адвокатских образований: адвокатский кабинет; коллегия адвокатов; адвокатское бюро; юридическая консультация.

ГК РФ закрепляет три формы адвокатских образования, являющихся юридическими лицами, — это коллегии адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация. Адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности (ст. 123.16-2 ГК РФ).

Законом установлены общие условия индивидуальной адвокатской деятельности в адвокатском кабинете и организации коллективной работы адвокатов с определенными особенностями в коллегии адвокатов, адвокатском бюро, юридической консультации. Необходимо также отметить, что в составе адвокатских образований могут трудиться не только адвокаты, но и стажеры адвоката, помощники адвоката, технический персонал; однако стажеры и помощники адвоката не обладают правами адвоката, они, как и технические сотрудники, де-юре работают по найму, их статус определяется трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ст. 27 и 28 Закона об адвокатуре.

Прежде чем перейти к рассмотрению деятельности адвокатских образований, необходимо уяснить, как осуществляется взаимодействие адвокатской палаты, адвокатского образования, находящегося на территории субъекта РФ, и адвоката.

В и. 2 ст. 20 Закона об адвокатуре содержится норма о свободе выбора формы адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности адвокатом. Именно поэтому адвокат, являющийся членом адвокатской палаты одного субъекта РФ, вправе осуществлять адвокатскую деятельность в адвокатском образовании, находящемся в ином субъекте РФ.

В соответствии с подп. 11 и 18 п. 3 ст. 31 Закона об адвокатской деятельности совет адвокатской палаты субъекта РФ содействует обеспечению адвокатских образований служебными помещениями, ведет реестр адвокатских образований и их филиалов на территории соответствующего субъекта РФ, а согласно п. 6 ст. 16 п. 4 ст. 17 также уведомляет о приостановлении или прекращении статуса адвоката адвокатское образование, в котором адвокат осуществлял адвокатскую деятельность.

Адвокатские образования, за исключением юридических консультаций, должны лишь предоставлять информацию советам адвокатских палат для ведения реестра адвокатских образований и их филиалов (п. 2 ст. 21, п. 7, 10 и 13 ст. 22 Закона об адвокатской деятельности).

В п. 5 ст. 20 КПЭА содержится важная норма относительно взаимоотношений между адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями: «Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы и обращения других адвокатов или органов адвокатских образований, возникшие из отношений по созданию и функционированию этих образований».

В то же время поправки, внесенные в КПЭА 8 апреля 2005 г. (п. 8 ст. 15), закрепили практику привлечения к ответственности адвоката — руководителя адвокатского образования (подразделения) за неисполнение решений органов адвокатской палаты и ФПА РФ, принятых в пределах их компетенции.

Адвокат самостоятельно избирает форму адвокатского образования и осуществляет свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с законом.

О выборе формы адвокатского образования адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня присвоения статуса адвоката либо внесения сведений об адвокате в региональный реестр после изменения им членства в адвокатской палате; либо возобновления статуса адвоката.

Адвокат изменяет форму адвокатского образования в случае:

ликвидации того или иного адвокатского образования с последующим учреждением адвокатского кабинета или созданием с другими адвокатами нового адвокатского образования, или вступления в члены адвокатского образования, ранее созданного другими адвокатами, или направления на работу в юридическую консультацию, учрежденную адвокатской палатой;

выхода из состава учредителей (членов) одного адвокатского образования с последующим учреждением адвокатского кабинета, или созданием с другими адвокатами нового адвокатского образования, или вступления в члены адвокатского образования, ранее созданного другими адвокатами, или направления на работу в юридическую консультацию, учрежденную адвокатской палатой;

преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро или преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов;

изменения членства при переходе из одной палаты в другую, связанном, например, с переменой места жительства адвоката.

Адвокат, в соответствии с поди. 4 и. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре и п. 6 ст. 15 КПЗ А, обязан выполнять решения органов адвокатской палаты и органов ФПА РФ, принятые в пределах их компетенции.

Адвокат также должен участвовать лично или материально в оказании юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия, прокурора или суда в порядке, определяемом адвокатской палатой субъекта РФ (п. 7 ст. 15 КГТЭА).

При выборе между тремя основными формами адвокатских образований (адвокатским кабинетом, коллегией адвокатов и адвокатским бюро) адвокат сам решает, какая из них наиболее подходит лично ему.

Адвокат строит свои отношения с другими адвокатами на основе взаимного уважения и соблюдения их профессиональных прав.

Адвокат не вправе склонять лицо, пришедшее в адвокатское образование к другому адвокату, к заключению соглашения о предоставлении юридической помощи между собой и этим лицом.

Адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты о принятии поручения на ведение дела против другого адвоката в связи с профессиональной деятельностью последнего.

Если адвокат принимает поручение на представление доверителя в споре с другим адвокатом, он должен сообщить об этом коллеге и при соблюдении интересов доверителя предложить окончить спор миром.

Отношения между адвокатами не должны влиять па защиту интересов участвующих в деле сторон. Адвокат не вправе поступаться интересами доверителя ни во имя товарищеских, ни во имя каких-либо иных отношений.

Рассмотрение форм адвокатских образований начнем с адвокатского кабинета, опосредующего индивидуальную деятельность адвоката.

Чаще всего наименование адвокатского кабинета в реестре адвокатских образований, который согласно поди. 18 и. 3 ст. 31 Закона об адвокатуре ведет совет адвокатской палаты, помимо указания на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет, включает в себя полное имя адвоката (с указанием его фамилии, имени, отчества) и порядковый номер кабинета, присвоенный палатой при учреждении последнего.

Важное отличие этой формы адвокатской деятельности от других в том, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Спорным вопросом, связанным с созданием адвокатского кабинета, остается уведомительный порядок его учреждения самим адвокатом. Советы адвокатских палат, как правило, полагают необходимым заменить уведомительный порядок создания адвокатских кабинетов на разрешительный, а адвокаты, работающие в адвокатских кабинетах, возражают против подобного изменения Закона об адвокатской деятельности.

Согласно п. 6, 7 ст. 21 Закона об адвокатской деятельности адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних, а жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

Данные нормы являются еще одним отличием статуса адвокатского кабинета от других форм адвокатских образований деятельности.

Закон не запрещает иметь адвокату дополнительные помещения адвокатского кабинета, которые могут находиться и на территории другого субъекта РФ. При этом на них распространяется режим адвокатской тайны в силу п. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре.

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета.

Адвокат в адвокатском кабинете вправе но трудовому договору принимать на работу наемный персонал: секретаря, помощников, стажеров, бухгалтеров и т.д.

Однако, несмотря на определенные преимущества работы адвоката в адвокатском кабинете, есть и существенные риски, которые связаны в основном с повышенной вероятностью привлечения к ответственности за нарушения налоговой отчетности адвокатов, отсутствием оперативной и действенной поддержки коллег в случае возникновения серьезных конфликтов с правоохранительными органами и доверителями, затруднениями в информационном взаимодействии с советами адвокатских палат.

Закон об адвокатской деятельности предусматривает две учреждаемые самими адвокатами коллективные формы адвокатских образований: коллегию адвокатов и адвокатское бюро.

Коллегия адвокатов — наиболее распространенная на сегодняшний день коллективная форма адвокатских образований, именно ее, по данным ФПА РФ, выбрало подавляющее большинство российских адвокатов. Коллегии адвокатов могут образовывать свои филиалы не только в субъектах РФ, в которых учреждены сами коллегии, по и в других субъектах Федерации, а также в зарубежных государствах.

Адвокатское бюро — это форма адвокатского образования, основанная на заключенном в письменной форме партнерском договоре между двумя и более адвокатами.

Анализ ст. 22 и 23 Закона об адвокатуре позволяет выделить сходства и различия двух форм адвокатских образований.

Сходства коллегии адвокатов и бюро:

  • 1) являются коллективными формами адвокатских образований;
  • 2) их вправе учредить адвокаты только из одного реестра адвокатов;
  • 3) являются юридическими лицами;
  • 4) считаются учрежденными с момента их государственной регистрации;
  • 5) вклады учредителей принадлежат им на праве собственности;
  • 6) могут быть преобразованы только в иную коллективную форму адвокатского образования («друг в друга»);
  • 7) их члены (адвокаты) несут личную профессиональную ответственность перед доверителями;
  • 8) вправе открывать филиалы;
  • 9) обязаны уведомлять адвокатскую палату об изменениях состава своих членов-адвокатов;
  • 10) являются некоммерческими организациями (основные цели — не получение прибыли, а организация адвокатской деятельности своих членов-адвокатов, упорядочение взаимоотношений между адвокатами-чле- нами и между данными адвокатскими образованиями и третьими лицами);
  • 11) являются налоговыми агентами для своих членов-адвокатов, а также их представителями по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителями по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии и бюро.

Различия коллегии адвокатов и бюро.

  • 1. В отличие от коллегии, в адвокатском бюро имеются адвокаты-партнеры. Согласно п. 3 ст. 23 Закона об адвокатуре в соответствии с партнерским договором адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. При этом, норма о том, что партнерский договор содержит конфиденциальную информацию, содержащуюся в ст. 23 Закона об адвокатуре, была исключена Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации”». Кроме того, партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро.
  • 2. Различный субъектный состав при заключении соглашения об оказании юридической помощи. При членстве адвоката в коллегии стороной такого соглашения является адвокат. В отличие от коллегии в бюро стороной в данном соглашении будет не конкретный адвокат, а все адвокаты — партнеры бюро. В силу п. 5 ст. 23 Закона об адвокатуре соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей.
  • 3. Общая ответственность адвокатов бюро перед доверителями. Адвокаты — партнеры бюро, в отличие от адвокатов — членов коллегии, несут общую ответственность перед всеми доверителями, с которыми управляющий или иной партнер заключил соглашения об оказании юридической помощи. Солидарная ответственность адвокатов — партнеров бюро установлена п. 7 ст. 23 Закона об адвокатской деятельности: «С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц».
  • 4. Наличие срока действия партнерского договора в бюро, в отличие от коллегии адвокатов, которая создается, по общему правилу, на неопределенный срок. Истечение срока действия партнерского договора влечет прекращение деятельности адвокатского бюро.
  • 5. Запрет адвокатам заключать соглашения об оказании юридической помощи с момента прекращения партнерского договора в бюро (п. 12 ст. 23 Закона об адвокатуре).
  • 6. Особый порядок хранения досье (производств) адвокатов, вышедших из бюро. Согласно п. 8 ст. 23 Закона об адвокатской деятельности при выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.

Следует также указать, что адвокатские бюро чаще всего создаются для специализации в сфере оказания правовой помощи организациям («бизнес-адвокатуры»).

В п. 1 ст. 24 Закона об адвокатуре определено, что в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию.

Юридические консультации могли бы решить эту многолетнюю проблему при желании их создавать. Юридическая консультация является некоммерческой организацией. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются ГК РФ, Федеральным законом 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Законом об адвокатуре.

После согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ условий, предусмотренных подп. 4 и. 3 ст. 24 Закона об адвокатуре, совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации, и направляет заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.

Право адвоката на свободный выбор кабинета, коллегии или бюро не вызывает сомнений, а вот обязательность согласия адвоката при его направлении для работы в юридическую консультацию не закреплена в виде однозначно понимаемой нормы в Законе об адвокатуре, положение п. 2 ст. 20 которого о добровольности выбора адвокатом формы адвокатского образования не упоминается в специальных нормах, касающихся юридических консультаций. Совет адвокатской палаты утверждает порядок направления адвокатов для работы в юридических консультациях и непосредственно направляет конкретного адвоката в ту или иную юридическую консультацию (п. 4 и 5 ст. 24 Закона об адвокатуре).

Юридическая консультация — единственная форма адвокатских образований, которая учреждается не самими адвокатами, а советом региональной адвокатской палаты по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации в судебном районе, в котором на одного федерального судыо приходится менее двух адвокатов.

Фактически юридические консультации должны создаваться в малонаселенных и отдаленных местностях, где иные адвокатские образования не могут работать в условиях самофинансирования по причине отсутствия минимально необходимого количества платежеспособного населения. Бремя основных материально-технических и финансовых затрат по обеспечению деятельности юридических консультаций возлагается на государство в лице соответствующих субъектов РФ.

Практикум

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы формы адвокатских образований?
  • 2. Чем отличается коллегия адвокатов от адвокатского бюро?
  • 3. В чем сходство коллегии адвокатов и адвокатского бюро?
  • 4. Кто вправе учредить юридическую консультацию и в каком случае?
  • 5. Где регистрируются адвокатские образования?
  • 6. Каков перечень документов, необходимых для регистрации адвокатских образований?
  • 7. Какие документы представляются в регистрирующий орган при реорганизации адвокатского бюро в коллегию адвокатов?
  • 8. Какому суду подведомственны дела но экономическим спорам, если стороной в деле является адвокатский кабинет?

Тесты

  • 1. Для размещения адвокатского кабинета в помещении, занимаемом им но договору социального найма:
    • а) требуется согласие только наймодателя;
    • б) не требуется согласие наймодателя;
    • в) требуется согласие наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих с наймодателем.
  • 2. Коллегия адвокатов может быть преобразована:
    • а) в адвокатское бюро;
    • б) в юридическую консультацию;
    • в) в общество с ограниченной ответственностью;
    • г) в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации.
  • 3. Юридическая консультация может быть учреждена:
    • а) адвокатами по инициативе Совета адвокатской палаты субъекта РФ;
    • б) Федеральной палатой адвокатов РФ по представлению Совета адвокатской палаты любого субъекта Российской Федерации;
    • в) Советом адвокатской палаты субъекта РФ по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
  • 4. Какое количество помещений адвокат вправе использовать под адвокатский кабинет:
    • а) только одно;
    • б) не более трех;
    • в) неограниченное количество помещений.
  • 5. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, приравнивается в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций:
    • а) к индивидуальным предпринимателям;
    • б) к юридическим лицам;
    • в) обладает самостоятельным статусом.

Задачи

1. Юрист II. успешно сдал квалификационный экзамен на получение статуса адвоката.

Какие даш/ейшие действия он должен предпринять, чтобы заниматься адвокатской деятельностью ?

2. 11есколько адвокатов решили учредить коллегию адвокатов.

Напишите основные положения, которые должен содержать устав.

3. Адвокат решил учредить адвокатский кабинет.

В какие государственные органы он должен обратиться для государственной регистрации и учета ? Составьте перечень этих органов и список требуемых в соответствии с законодательством документов.

4. Парт! юры адвокатского бюро решили преобразовать его в коллегию адвокатов.

Какие документы они должны подать в налоговый орган? Составьте эти документы.

5. В результате действий Р., являющегося одним из трех партнеров адвокатского бюро, его доверителю К. был причинен материальный ущерб в размере 100 000 руб.

В каких пропорциях партнеры должны возместить ущерб К.? Вправе ли они в дальнейшем взыскать уплаченные доверителю денежные средства с партнера Р.? Составьте соглашение между адвокатским бюро и доверителем, касающееся урегулирования данной ситуации.

Литература

Адвокатура России: учебник для магистров / под ред. С. С. Юрьева. — 3-е изд., 2015. — (Глава 8).

Нормативные правовые источники

  • 1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
  • 2. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации”».
  • 3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • 4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Один из партнеров адвокатского бюро решил выйти из его состава. Какие действия он должен для этого совершить? Составьте необходимые документы, оформляющие данную процедуру.

Местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти, поэтому народовластие на этом уровне может осуществляться в двух основных формах: непосредственно и опосредованно (схема 18).

Схема 18. Формы осуществления местного самоуправления.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления (и участия населения в осуществлении местного самоуправления) являются:

• местный референдум;

• муниципальные выборы;

• голосование населения муниципального образования по некоторым вопросам местного значения (по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления; по вопросу изменения границ муниципального образования; по вопросу преобразования муниципального образования);

• сход граждан. Данная форма применяется в небольших по численности населения (не более 100 человек) муниципальных образованиях, при этом сход граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления;

• правотворческая инициатива граждан (связана с реализацией группой граждан определенной численности права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению);

• территориальное общественное самоуправление (самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения: в пределах территории подъезда, дома, группы домов, микрорайона, сельского населенного пункта, не являющегося поселением, и т. п.);

• публичные слушания (могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов);

• собрания граждан (могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования; итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию); обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами);

• конференция граждан (собрание делегатов) – осуществляют в определенных случаях полномочия собраний граждан;

• опрос граждан (проводится на всей территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами, а также органами государственной власти (при этом результаты опроса носят рекомендательный характер));

• индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления (по существу обращения должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ в течение одного месяца);

• иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.

Опосредованная форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления (организационная основа местного самоуправления) определяется населением самостоятельно, однако по общему правилу она включает:

• представительный орган местного самоуправления;

• главу муниципального образования;

• местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Кроме того, могут образовываться контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. п.) и иные органы местного самоуправления. Для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума и голосования по отдельным вопросам местного значения представительным органом местного самоуправления (на основе предложений избирателей, политических партий, общественных объединений, региональной избирательной комиссии) может формироваться избирательная комиссия муниципального образования, положение которой в системе органов местного самоуправления определяется законом субъекта РФ и уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления (дума, собрание представителей, совет депутатов, хурал, собрание старост, муниципальное собрание, волостное управление, комитет самоуправления и т. п.) численностью от 7 до 35 человек может формироваться путем проведения муниципальных выборов (в поселениях) либо состоять из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений (на паритетных началах), входящих в состав муниципального района. Как отмечалось, в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек полномочия представительного органа местного самоуправления могут осуществляться сходом граждан.

Глава муниципального образования (мэр, староста, глава муниципалитета и т. п.) является высшим должностным лицом соответствующего муниципального образования, но место его в системе органов местного самоуправления может быть различным. Должность главы муниципального образования замещается только посредством выборов, однако избираться он может как на муниципальных выборах (непосредственно избирателями муниципального образования), так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. В последнем случае (а также если представительный орган муниципального района формируется не путем прямых муниципальных выборов) глава муниципального образования одновременно является председателем представительного органа этого муниципального образования. В случае избрания на муниципальных выборах он может возглавлять либо представительный орган муниципального образования либо местную администрацию. При этом ни при каких условиях глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Если местную администрацию возглавляет не глава муниципального образования, то последний назначается на должность по контракту (с возможностью его досрочного расторжения, в том числе по инициативе органов местного самоуправления, а также главы субъекта РФ). В этой процедуре принимают участие как органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, так и органы государственной власти субъекта РФ (участие последних обусловлено тем, что местная администрация может наделяться отдельными государственными полномочиями). Условия контракта и порядок проведения конкурса определяются представительным органом местного самоуправления (а в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, условия контракта устанавливаются также законом субъекта РФ); члены конкурсной комиссии назначаются представительным органом местного самоуправления, а также законодательным органом субъекта РФ (при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе, городском округе); назначение на должность главы местной администрации осуществляется представительным органом муниципального образования, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. По представлению главы местной администрации представительный орган местного самоуправления утверждает структуру администрации.

Таким образом, говорить о полноценном разделении власти на муниципальном уровне нельзя, что обусловлено спецификой и правовой природой местного самоуправления. В то же время в отношениях между различными органами местного самоуправления закреплена своеобразная система «сдержек и противовесов», заключающаяся, в частности, во взаимном участии в нормотворческом процессе, в назначении главы местной администрации и т. д. Кроме того, на законодательном уровне закреплена ответственность органов местного самоуправления (именно органов местного самоуправления, но не населения муниципального образования):

? перед населением (в виде отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица);

? перед государством (в частности, в виде роспуска представительного органа местного самоуправления законом субъекта РФ и отрешения главы муниципального образования от должности главой субъекта РФ, временного отстранения органов местного самоуправления от осуществления отдельных своих полномочий в определенных случаях и осуществления этих полномочий органами государственной власти);

? перед физическими и юридическими лицами (в порядке, установленном законом, например возмещение вреда по нормам гражданского законодательства).

Органы местного самоуправления наделяются определенными полномочиями, которые они осуществляют по предметам ведения муниципальных образований (вопросам местного значения). Одной из новелл нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является то, что предметы ведения муниципалитетов сейчас нормативно разграничены применительно к отдельным видам муниципальных образований: поселениям, муниципальным районам и городским округам. Таким образом, актуальной является проблема четкого разграничения властных полномочий не только между федеральными и региональными органами государственной власти, но и между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления различных уровней. Кроме того, закон (как федеральный, так и региональный) может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, но непременным условием такого делегирования является одновременная передача вместе с полномочиями необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Орган государственной власти, делегировавший органу местного самоуправления осуществление какого-либо своего полномочия, и иные уполномоченные государственные органы сохраняют право контроля за реализацией переданного полномочия.

Осуществление местного самоуправления на отдельных территориях (в городах федерального значения, в закрытых административно-территориальных образованиях на приграничных территориях и т. д.) имеет существенные особенности, что находит отражение в нормативном закреплении соответствующих положений на федеральном, региональном и местном уровнях.

Местное самоуправление обеспечивается системой гарантий: формально-юридических, экономических, социальных, институциональных и др. При этом наиболее действенной является гарантия судебной защиты, которая подразумевает, с одной стороны, судебную защиту права граждан на местное самоуправление (в этом аспекте возможны споры между гражданами и органами местного самоуправления), а с другой – судебную защиту прав органов местного самоуправления на реализацию своих полномочий (здесь речь идет прежде всего о спорах между органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления).

Собственных судебных органов в системе органов местного самоуправления нет, и судебная гарантия местного самоуправления реализуется посредством обращения в федеральные суды общей юрисдикции (мировые судьи возможностью рассматривать споры публично-правового характера не обладают), в арбитражные суды, в конституционные (уставные) суды субъектов РФ и в Конституционный Суд РФ в соответствии с юрисдикцией судебных органов, с соблюдением правил о подведомственности и подсудности. При этом в Конституционный Суд РФ имеют возможность обратиться только граждане с индивидуальной или коллективной жалобой (Конституционный Суд РФ рассматривает такие жалобы в порядке конкретного конституционного контроля), а в конституционные (уставные) суды субъектов РФ вправе обращаться и органы местного самоуправления с запросами в порядке абстрактного конституционного (уставного) контроля.

Добавить комментарий