Основные черты права в древнем Китае

Гуманитарные науки / История государства и права зарубежных стран / 4.5. Основные черты права Древнего Китая

Если верить преданиям, уже в Х в. до н.э. Муваном было разработано Уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала, якобы, 3 000 статей и предусматривала довольно разработанную систему наказаний. В уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло, прежде всего, нормы обычного права.

Бурным развитием законодательной деятельности отмечен период Чжаньго. В идеологии этого времени господствуют два течения, оказывающие большое влияние на развитие права: конфуцианство и школа легистов. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над правом, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из представителей этой школы Ли Куем была написана «Книга законов», посвященная различным преступлениям и наказаниям.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.

Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н.э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения. Оно росло за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь рабы находились на положении скота. Они считались государственной собственностью и хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не было. Во времена Чжоу уже был возможен обмен, покупка раба. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.

Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получает договор дарения: земли, рабов, колесниц и

другого имущества. В период Чжаньго получает распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской. Известны были отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств.

Развитие договора займа вело к появлению долгового рабства. В V – III вв. до н.э. получает распространение договор аренды земли, к III в. до н.э. относятся сведения о договоре личного найма.

Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависала от власти мужа, личного имущества она не имела, права в наследовании женщин были ограничены. Брак заключали родители.

Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых источниками, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3 000 различных преступлений. Среди них известны были: государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое наказывалось смертной казнью.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти, вытесняют этот обычай.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз.

В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: клеймо тушью на лице – применялось за 1 000 различного рода провинностей; отрезание носа – также за 1 000 различных провинностей; отрезание ног – за 500 провинностей; кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин – за 300 провинностей; отрубание головы – за 200 провинностей. Кроме перечисленных в кодексе наказаний существовали и другие: битье палками, удары плетью, отрезание ушей и другие. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами процесс имел элементы розыска. Позднее процесс состязательный вытеснился розыскным процессом.

О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.2.4. Государственный строй и право Древнего Китая

В древнекитайском государстве Шан (Инь) во II тысячелетии до н.э. на раннем этапе сохранялись черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю – вану. Он возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности – это профессиональные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи и т.п. Должностные лица подразделялись на: высших гражданских чиновников, военных чиновников, советников, прорицателей.

В XII в. до н.э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя Чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством вождей этого племени объединяется ряд племен для борьбы против царской династии Иньского государства. В 1122 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан (Инь) пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

В период Западного Чжоу (1122−742гг. до н.э.) укрепляется строй рабовладельческого государства, усложняется его система правления. Общество этого периода характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.

Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу не сложилось. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а большей частью страны управляли владетельные князья. Территории княжеств подразделялись на мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община.

Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Система управления в царстве Чжоу была дворцовой: служащие являлись одновременно и должностными лицами, обладающими разнообразной компетенцией. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса: старшие, средние, младшие. Наверху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей иньской аристократии.

В этот период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению крупных землевладений в частнособственнические. Формально собственником земли считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла вполне свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей окончательно превращается в право собственности на землю.

Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство, олицетворяемое правителем, организовывало общественные работы, связанные с сооружением систем искусственного орошения, строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда. В целом оно регулировало земледелие, ремесло и торговлю.

Степень концентрации власти была различной и зависела от сложившихся в каждом регионе условий и традиций. Так, наибольшей властью обладали китайские ваны (цари).

В Китае обожествление власти монарха имело философское обоснование и отличалось рационализмом, который выражался в приоритете административных потребностей сравнительно с религией. Считалось, что царь мог реализовать свои обожествленные начала, но мог и уклониться от исполнения своих обязанностей и привести народ к гибели. В Древнем Китае после чжоуского завоевания для легитимизации власти новых правителей была сформулирована концепция «Мандата Неба». Предполагалось, что верховное божество Небо вручило права на управление Поднебесной добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Характерный для религиозной системы древних китайцев рационализм усилился с появлением конфуцианства. Сравнение государства с большой семьей добавило правителю авторитет «отца и матери» своих подданных. Государь должен был заботиться о подданных, как отец о своих детях, а те обязаны были проявить сыновнюю почтительность, служить своему отцу верно и преданно.

Важнейшей опорой деспотии и ее неотъемлемым политико-правовым признаком в странах Древнего Востока являлся развитой военно-бюрократический аппарат. В условиях доминирования общинного производства и примитивных рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Многочисленная администрация была строго организована и поделена на ранги трех уровней управления – центральный, региональный и местный (общинный). Жесткая иерархическая система предполагала соблюдение субординации, подчинение нижестоящих чиновников вышестоящим. Место в служебной иерархии зависело от социального положения. Однако внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и личных поручений деспота. Как правило, функции государственного управления совмещались с обслуживанием личных и хозяйственных интересов правителя.

Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты родственников и приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных лиц, а также предоставление должности по степени знатности. Классическим образцом подготовки чиновников стал Древний Китай, где в основу формирования правящей элиты был положен принцип меритократии (принцип индивидуальной заслуги). Конфуций предложил систему этического воспитания чиновников. Чиновник должен был обладать особыми качествами и достоинствами.

Суд и процесс в Древнем Китае не были отделены от администрации. Судьями были чиновники, а высшим судьей – царь. Суд осуществлялся публично. В больших городах создавались профессиональные суды. В них преобладал обвинительно-состязательный процесс; при этом не было деления на гражданские и уголовные дела. В процессе стороны были равны. Суд исследовал свидетельские показания сторон, документы и вел себя пассивно, формально оценивая доказательства. Решение суда фиксировалось письменно. Право на обжалование принадлежало только царю. Доказательствами считались также ордалии – «суды божьи», например, они применялись в случаях обвинения женщины в измене мужу и в чародействе. Решение суда о смертной казни или членовредительских наказаниях приводилось в исполнение немедленно и публично.

Развитие права Древнего Китая было связано с влиянием двух противоборствующих философствующих учений – конфуцианства (этико-политические догматы) и легизма (политико-правовые концепции). Их общей чертой была политическая направленность, стремление организовать жизнь китайцев на «рациональных» и «справедливых» началах, понимаемых каждой школой по-своему. В результате острой борьбы эти школы пришли к компромиссу и примирению.

Конфуций утверждал, что средством поддержания справедливого порядка является не закон, а традиционные моральные нормы (ли), соблюдение которых связано со скрупулезно разработанными ритуалами.

Наиболее ярким представителем легизма был Шан Ян, который считал, что правитель обладает абсолютной властью и с помощью строго установленного закона (фа) определяет все стороны жизни подданных.

В результате мораль задавала стереотип поведения, а право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться: «там, где недостает «ли», следует применять «фа», или то, что наказуемо по «фа», не может быть дозволено по «ли»…»

В X в. до н.э. в Китае уже существовал Уголовный кодекс, включавший 3 000 статей и 500 видов преступлений, что, видимо, было порождено неэффективностью системы управления, которую пытались компенсировать жестокостью наказаний. Самой развитой областью законодательства было карательное законодательство, о чем свидетельствуют «Чжоуское законодательство», «Книга правителя области Шан» (Шан цзюнь шу), «Циньское уложение о наказаниях».

9. Политико-правовые учения Древнего Китая

Политическая мысль Древнего Китая была сугубо приземленной, однако во всех взглядах отстаивается необходимость установления «жестоких» законов как главное средство управления.

Основные направления политико-правовой мысли Древнего Китая:

1. Конфуцианство

Основателем является Конфуций, взгляды которого изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).

Основные положения конфуцианства:

1) Патриархально-патерналистская концепция государства исходила из идеи, что власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

2) Взаимоотношения правителей, чиновников и подданных строятся на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим».

3) Отвергаются внешние войны, завоевательные подходы китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»)

4) Существенная роль принадлежит принципу «исправления имен» (чже мин). Цель «исправления имен» – привести «имена» в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный – подданный.

2. Идеология даосизма

Основатель даосизма – Лао-цзы, взгляды которого изложены в произведении «ДАО дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»).

Основные положения даосизма:

1. Дао характеризуется как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к Дао все равны.

2. Все недостатки культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного Дао.

3. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.

4. Все неестественное (культура, законодательство) – отклонение от Дао и ложный путь. Влияние естественного вообще на общественную и политико-правовую жизнь в целом, осуществляется на путях такого следования Дао, которое означает отказ от культуры и возвращение к естественности.

3. Моизм

Основателем является Мо-цзы, который развивал идею естественного равенства всех людей.

Основные положения моизма:

1. Идея принадлежности народу верховной власти.

2. Мудрость почитается как основа управления. Власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей.

3. Требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.

4. В поисках единого образца справедливости Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.

4. Легизм

Основатель – Гунсунь Ян (Шан Ян), идеи которого изложены в трактате «Шан цзунь шу» («Книга правителя области Шан»).

Основные положения легизма:

1. Управление должно опираться на законы и суровые наказания.

2. Взаимоотношения между обществом и государством носят антагонистический характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое, когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна».

3. Внедрение принципа «коллективной ответственности», при котором за преступления отвечали не только близкие, но и дальние родственники правонарушителя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Господствующий слой древнекитайского общества включал в себя чиновную аристократию, жречество, военную знать. Положение человека в социальной структуре определялось его близостью к правителю, наличием земельных наделов и рабов. Приближенные правителя за свою службу получали от него должности, титулы, привилегии и т.д.

Значительную часть населения составляли свободные общинники-земледельцы. При этом они не являлись собственниками обрабатываемых ими земельных наделов, поскольку собственником всей земли считался правитель, и именно ему принадлежало верховное право распоряжения всей землей в государстве.

Низшей прослойкой древнекитайского общества были рабы. Источником рабства было пленение на войне, обращение в рабство за долги, обращение в рабство в качестве наказания за тяжкие преступления и т.д. Рабы не могли иметь семьи и своего имущества. В Древнем Китае труд рабов широко использовался в самых различных отраслях хозяйства.

В начале правления династии Хань в Китае произошли социальные изменения, направленные на улучшение положения рабов и крестьянского населения. В частности, были снижены поземельные налоги, многие рабы получили свободу. Впоследствии для крупных собственников были установлены ограничения на владение землей и рабами: одно лицо могло иметь в собственности не более чем 138 га земли и не более чем 200 рабов.

Добавить комментарий