Органы осуществляющие социальное обеспечение

Органы социальной защиты имеют свои официальные представительства в каждом регионе России, чтобы их жители могли напрямую обратиться к специалистам в своём городе, а не ждали ответа из столицы.

Как правило, сам департамент имеет сложную структуру. Граждан же обычно интересует, по какому адресу располагается приёмная. Именно там они могут задать свои вопросы и получить необходимые справки. Там же можно записаться и на встречу с более узкими специалистами департамента. Сделать это можно также по телефону.

Как такового единого официального сайта у органов соцзащиты нет. В каждом регионе он свой, поэтому ниже вы сможете найти адреса и телефоны сайтов соцзащиты под каждый город, а так же ссылки на их официальные сайты.

Официальный сайт соцзащиты населения

Соцзащита, или Департамент труда и социальной защиты, – это орган власти, занимающийся вопросами слабо защищённых категорий населений. К таковым относятся инвалиды, ветераны, дети, оставшиеся без попечения родителей, малоимущие семьи. Департамент обеспечивает их дополнительными льготами – социальными пособиями, иными выплатами, путёвками на лечение, а также следит за тем, чтобы граждане своевременно получали положенную им по закону помощь.

Возможности сайта и предоставляемые услуги

На сайте департамента всегда представлена полная информация о работе самой структуры. Проще всего начать ознакомление с главного меню. Оно выполняет роль содержания, поэтому любой пользователь сразу найдёт нужную ему информацию. Например, на сайте Московской соцзащиты оно выгладит так.

Немного по-другому устроен сайт соцзащиты города Санкт-Петербурга. Чтобы узнать всю точную информацию и адреса отделений по районам, нужно зайти на сайт администрации в раздел «социальные вопросы».

Органы социальной защиты выполняют несколько важных функций, ознакомиться с которыми можно на официальных региональных сайтах.

  1. Начисление пособий в связи с рождением или усыновлением.
  2. Поддержка семей с низким уровнем дохода.
  3. Поддержка детей-сирот.
  4. Начисление пособий ветеранам.
  5. Оформление льгот инвалидам.
  6. Оформление путёвок на санаторное лечение малоимущим гражданам, инвалидам и детям без попечения родителей.
  7. Бесплатная юридическая помощь.
  8. Контроль трудовых отношений.

Более подробно обо всех перечисленных функциях можно прочитать на сайте департамента.

Обратиться в службу социальной защиты можно несколькими путями:

  1. При личном визите в отделение.
  2. По контактному телефону нужного отдела или номеру горячей линии.
  3. Через интернет-приёмную.

Чаще всего граждане предпочитают консультироваться напрямую с работниками службы. Это позволяет получить ответ на вопрос или решить проблему максимально быстро.

Адреса и телефоны соцзащиты

Служба соцзащиты имеет своё представительство в каждом регионе. Такое распределения преследует цель ускорения работы на местах.

Москва и Московская область

Для уточнения деталей можно предварительно связаться по номеру +7(495) 777-77-77, а для получения личной консультации руководителя подразделения нужно позвонить по телефону +7(495) 623-10-20 строго в рабочие часы по понедельникам с 15.00 до 18.00.

Соцзащита в городе Москва центральный административный округ (цао)

Запрос можно послать по факсу +7(495) 625-10-51 или на адрес электронной почты dszn@mos.ru. Такими путями лучше обращаться по несрочным вопросам, так как ответ может быть предоставлен в течение недели.

Официальный сайт Департамента труда и соцзащиты в столице России можно найти по ссылке http://www.dszn.ru/.

Жители столицы по вопросам социальной защиты населения могут обращаться по адресу 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.

Нижний Новгород

Нижний Новгород – густонаселённый город с несколькими крупными районами, каждый из которых курирует свой филиал органов социальной защиты.

Для просмотра общего перечня всех районов Нижнего Новгорода, адресов и телефонов отделов социальных служб можно посетить сайт правительства области https://government-nnov.ru/?id=9448. Там можно найти полный список контактов для связи.

Ставропольский край

Для решения вопросов, касающихся получения социальных льгот в Ставропольском крае, нужно перейти на официальный сайт департамента http://minsoc26.ru/social/upravtruda/.

На главной странице расположены контактные данные, а также кнопа для перехода в личный кабинет. Также можно воспользоваться формой поиска, чтобы получить интересующую информацию максимально быстро.

Чита

Жители Забайкальского края могут получить самую достоверную информацию на сайте своего отделения соцзащиты https://soczashita-chita.ru/. Филиал располагается в городе Чита.

Челябинск

Челябинск – крупный город, поэтому и отделений соцзащиты в нём несколько. Каждое имеет свой сайт.

Общие сведение размещена на сайте администрации http://uszn46.eps74.ru/.

Комитет соцзащиты располагается по адресу 454020, г. Челябинск, ул. Энгельса, 99″в». Граждане могут обращаться по интересующим вопросам согласно графику работы. Приёмные дни – второй и четвёртый понедельник месяца с 14:00 до 17:00.

В приёмную можно обратиться по телефону (351) 729-88-48.

Киров

Департамент Кировской области запустил портал социальных услуг, где можно проконсультироваться по любому вопросу, касающемуся назначению льгот, выплат пособий и обеспечения материальной поддержкой детей сирот, ветеранов, инвалидов.

Перейти на сайт можно по ссылке http://www.socialkirov.ru/social/root/uszn_1/depofsocprot.htm.

Управление социальной защиты находится по адресу 610001, г. Киров, ул. Комсомольская, д. 10. Дополнительная контактная информация:

  • е-mail: gusznkirov@mail.ru;
  • телефон/факс: (8332) 67-95-10, 67-50-69.

Волгоград

В Волгограде несколько центров социальной защиты, однако для удобства пользователей создан единый сайт, перейти на которым можно по ссылке http://soc.volganet.ru/. Там можно посмотреть контакты и часы работы приёмной или же оформить виртуальную заявку.

Алтайский край

Сайт министерства социальной защиты в Алтайском крае http://www.aksp.ru/.

Для просмотра доступны документы, программы министерства, важные новости. Можно оформить индивидуальную заявку через интернет-приёмную или же задать вопрос в этой же форме.

Воронеж

Соцзащита в Воронеже также имеет несколько филиалов, курирующих районы.

График работы отделений един: понедельник-четверг: с 09:00 до 18:00, пятница: с 09:00 до 16:45, перерыв: с 13:00 до 13:45.

Для просмотра сайта соцзащиты Воронежа нужно пройти по ссылке https://uszn-centr.e-gov36.ru/. На портале собрана вся важная информация для граждан, имеющих льготы или желающих подтвердить право на получение пособий или иных выплат.

Краснодар

В городе Краснодаре представлено несколько отделений службы соцзащиты, которые курируют разные жилые районы.

Работают все отделения по единому графику с 9:00 до 18:00 по будним дням.

Для жителей Краснодара и всей Кубани актуален сайт http://www.sznkuban.ru/.

Жители некоторых населённых пунктов имеют возможность записаться на личный приём непосредственно на сайте.

Ульяновск

Жители города Ульяновска могут обращаться по адресу 432071, г. Ульяновск, ул. Федерации, 60 или телефону приёмной (8422) 44-96-84. Можно направить запрос или пожелание на электронный адрес glavtrud73@ulgov.ru.

Социальной защитой населения в Ульяновске занимается Собес. На официальный сайт структуры можно перейти по ссылке http://www.sobes73.ru/.

Екатеринбург

Органы соцзащиты в городе Екатеринбурге имеют несколько филиалов. Каждый из них курирует закреплённый за ним район.

Костромская область

Жители Костромской области искать ответы на интересующие вопросы могут на официальном сайте департамента http://socdep.adm44.ru/index.aspx.

Тула

Перейти на сайт тульской соцзащиты можно по ссылке https://tulauszn.tularegion.ru/filial/. На главной странице размещены контактные данные районных подразделений области. Для перехода на филиал Тулы нужно пройти по ссылке https://tulauszn.tularegion.ru/filial/filial-tula/. Там же размещены часы работы департамента.

Усолье

Официальный ресурс соцзащиты г. Усолье-Сибирское — http://usolieuszn.ucoz.ru/.

Наиболее важная для граждан информация собрана в меню, расположенном слева.

Рязань

Сайт министерства города Рязани и Рязанской области — http://minsoc.ryazangov.ru/.

Брянская область

Сайт органов социальной защиты Брянской области — http://old.uszn032.ru/.

В самом Брянске действует разделение по районам.

Иваново

Жители города Иваново могут посетить сайт http://szn.ivanovoobl.ru/ и узнать актуальные новости в сфере социальной политики и выплаты пособий.

Департамент труда и социальной защиты населения – важная организация, куда могут обращаться граждане по самым разным вопросам. Как правило это поддержка малоимущих своём населения, назначение льгот и выплаты пособий.

Мытищи

Свой филиал есть в городе Мытищи. Он располагается по адресу Новомытищинский пр-кт, д.82, корп.7. Всегда на связи сотрудники горячей линии 8(495)502-70-80. Документы для предоставления выплат и пособий можно предоставить не только непосредственно в орган социальной защиты, но и в МФЦ г. Мытищи, ул. Карла Маркса, д.4.

Орехово-Зуево

Филиал социальной защиты Орехово-Зуевского района располагается в г. Ликино-Дулево, по адресу ул. Кирова, д.6. Телефон горячей линии 418-00-18.

Тюмень

Жители Тюмени свои вопросы, касающиеся обеспечения малоимущих граждан или назначения пособий, могут направлять по адресу ул. Холодильная, 120/2а. Посетить отделение можно по будням с 8:45 утра до 18:00. Пятница – сокращённый день с режимом работы с 9:00 до 17:00. С 13:00 до 14:00 обеденный перерыв.

Для вопросов, которые можно решить удалённо, есть факс (3452)50-29-54 или электронная почта center@sznto.ru.

Для граждан предоставлена возможность личного обращения к руководству отдела социальной защиты. Предварительно перед визитом требуется записаться на приём по телефону 50-29-54. График приёма выложен на сайте Тюменской администрации.

Барнаул

Министерство труда и соцзащиты по Алтайскому краю расположено в Барнауле по адресу ул. Партизанская, 69. Обратиться можно в приёмную по телефонам (3852) 27-36-01, 27-36-02 или направить запрос на электронный адрес asp@aksp.ru.

Ещё один вариант обращения – заполнение формы обратной связи на официальном сайте http://www.aksp.ru/public_reception/novoe_obrashchenie.php.

Казань

Социальными вопросами в республике Татарстан занимается филиал, расположенный по адресу 420044, г. Казань, ул. Волгоградская, д. 47. Обратиться можно и по телефонам +7 (843) 557-21-13, 557-21-12. Это контакты сектора по работе с населением. Есть возможность задать свой вопрос через интернет-приёмную или посмотреть ответы на часто обсуждаемые темы.

Красноярск

Подробную информацию о графике работы и схеме проезда можно получить на сайте социально политики Красноярска.

Белгород

Можно обратиться и по телефону 33-35-60. Сотрудники отделения проконсультируют по всем интересующим вопросам и подскажут, когда можно подойти на личный приём.

1. Понятие и структура механизма государства

Механизм осуществления государственной власти — это совокупность составных частей государства, обеспечивающая функционирование этой власти. Рассмотрение механизма реализации государственной власти позволяет:

  • · увидеть динамику государства, жизнедеятельность его органов;
  • · установить взаимосвязи органов государства;
  • · выявить различные формы осуществления государственной власти;
  • · рассмотреть профессиональную деятельность по обеспечению полномочий государственных органов;
  • · выяснить реальное выполнение функций тем или иным органом государства.

В состав элементов механизма осуществления государственной власти входят:

  • · субъекты внутригосударственного взаимодействия (органы государства и местного самоуправления);
  • · формы осуществления государственной власти;
  • · государственная служба.

Когда государство рассматривается в статике, тогда основное внимание уделяется его основным частям (механизму государства). Динамичный анализ государства нацеливает на изучение форм реализации власти, государственную службу.

Механизм (аппарат) государства — это совокупность государственных органов, учреждений, подразделений, должностных лиц, которые осуществляют управление обществом и государством, т.е осуществляют государственную власть, а так же защищают основные интересы общества.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильности государства.

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.

  • 1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.
  • 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
  • 3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
  • 4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства. В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг — медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.

Механизм государства — это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования — выполнении этим аппаратом функций государства.

Механизм государства — единая система органов, посредством которых государство реализует государственную власть.

Признаки механизма государства:

  • 1. иерархичность — построение государственного аппарата в порядке взаимной подчиненности, вышестоящие органы имеют больше власти, больше полномочий, чем нижестоящие. Взаимоотношения органов строятся на основе координации, совместного решения проблем или субординации, подчинения;
  • 2. единство — при различии в полномочиях государственных органов они все объединены наличием общей системы;
  • 3. единые задачи — выполнение функций государства;
  • 4. наличие органов государственной власти — управляют обществом, при этом, обособлены от него, обладают властными полномочиями и подчинены в порядке иерархичности вышестоящим органам.

Основной элемент механизма государства — органы государственной власти.

Прежде чем рассмотреть понятие «механизм государства» и выявить основные подходы по его определению, следует ещё раз остановиться на понятии «государство». Следует отметить, что в научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу определения государства, но эта дискуссия не ставит под сомнение тот факт, что современное правовое государство призвано быть гарантом стабильности, безопасности для своих граждан, обеспечивать упорядоченность и организованность общественных отношений, признание и полное понятие в качестве высшей ценности человеческой личности, ее прав и свобод, что должно реализовываться в деятельности всего механизма государства в целом.

Государство представляет собой реально действующий механизм, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства — это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учебник. — Москва: Проспект, 1997. — С. 148.

Механизм является важнейшим неотъемлемым элементом любого государства. Механизм — одно из проявлений государства. Слово «механизм» выбрано для того, чтобы показать, что государство проявляется во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм — взаимосвязанное целое, это та реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государство действует, властвует, проявляет себя во вне. Механизм олицетворяет государство, в нем выражена сущность государства. Без механизма государство не существует. Государственная деятельность не должна носить стихийный характер. Только функционирование специальной системы органов и учреждений, входящих в государственный механизм, позволяет организованно и эффективно реализовывать задачи и функции государства, его предназначение в обществе. Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом любого государства, его «материальной субстанцией» и физическим воплощением государственной власти» Алехина О.М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ. — С. 44. .

Следует отметить, что в юридической науке понятие «механизм государства» обычно употребляется как синоним понятию «государственный аппарат», хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. — Москва: Юристъ, 2004. — С. 218. .

В научной литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировались его организация и функционирование, структура, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени остаётся актуальной. До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ в. о тождественности государственного механизма и аппарата.

В частности, по мнению Л.И. Спиридонова механизм государства — это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции» Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учебник. — Москва: Проспект, 2005. — С. 66. . Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И. Матузов, В.И. Новоселов, В.Н. Хропонюк и ряд других. В частности, многие считают, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая — основывается на утверждении В.И. Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество». Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства Алехина О.М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ. — С. 44. .

Сторонники второго подхода — широкого — включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. Например, М.Н. Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов» Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т.Т. 1. Теория государства / отв. ред. М.Н. Марченко, М.И. Байтин. — Москва: Зерцало, 1998. — С. 160. . Так, в частности, М.И. Абдулаев и С.А. Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — С. 83-84. .В. В. Лазарев и В.С. Афанасьев утверждают, что государственный механизм — это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.) Общая теория права и государства / под ред.В. В. Лазарева, В.С. Афанасьева. — Москва: Юристъ, 2001. — С. 238. . Так как в Российской Федерации правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то по многочисленному мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в определении и структуре механизма современного государства РФ.

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие «узкую» и «широкую» концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Такой подход получил название функционального. Одним из первых данную позицию выразил Г.А. Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с термином «государственный аппарат», однако, лучше определяется суть этого явления. не в статике, а в движении» Алехина О.М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ. — С. 44. . Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П. Григонисом, который обращался к лексическому значению слов «аппарат» как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и «механизм» как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия «государственный аппарат» и

«государственный механизм» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства Э.П. Григонис определяет как «функционирование, действие органов государства», что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей Алехина О.М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ. — С. 45. .

Приведенный обзор различных подходов к решению проблемы определения понятия механизма государства РФ позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, единое понимание механизма государства в современной отечественной юридической науке на сегодняшний день до конца не выработано.

Во-вторых, по данному вопросу существуют три наиболее распространенные точки зрения: механизм государства — это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны); механизм государства — это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и др.); механизм государства — это функционирование, действие органов государства, их динамика.

Резюмируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: механизм государства — это система властных государственных органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии, осуществляющих функции государства Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. — Нижний Новгород: Деком, 2007. — С. 28. . Как любая реально функционирующая система, механизм государства обладает рядом характерных признаков:

представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных, надзорных, силовых и др.);

его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. — С. 47. .

Далее целесообразно перейти к рассмотрению структуры механизма государства.

государство управленческий вооруженный

2. Структура механизма государства

Сам термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении. Любой механизм — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии, с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, а с другой — дифференциации и относительной автономности.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Применительно к структуре современного государственного механизма РФ важнейшими элементами являются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом ряда принципов, наиболее значимым структурообразующим из которых является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей. От уровня развития законодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между собой и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства.

Как справедливо отмечают М.И. Абдулаев и С.А. Комаров, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. — С. 83. . В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного Российского государства — это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.

Структура механизма государства — это его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его элементов, их соотношение между собой. Она указывает, из чего складывается государственный механизм, какова субординация его составных частей. По своей структуре механизм государства — это целостная общая система, которая состоит из ряда частных подсистем, находящихся в динамике.

Термин «система» греческого происхождения и означает в переводе «целое, составленное из частей; соединение» и определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. На данных положениях базируется системный подход как направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что требует раскрытия их целостности, выявления их элементов, а также взаимодействия системы со средой.

С данным подходом тесно связан функциональный метод, который используется в науке для выделения в системах составляющих структурных частей, элементов с точки зрения их назначения, роли, функций, многочисленных типов связей между ними, взаимовлияния. Алехина О.М. в своей статье считает, что на основе сочетания вышеуказанных методов допустимо использовать системно-функциональный подход к изучению структуры механизма государства РФ. В рамках взгляда на понятие государственного механизма как динамичной, функционирующей системы государственных органов его структура должна рассматриваться в неразрывной связи с деятельностью его элементов, с учетом взаимодействия между ними Алехина О.М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ. — С. 45. .

Системно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает неразрывное сочетание, единство следующих аспектов:

определение места и роли в нем образующих его элементов — государственных органов — системный аспект;

изучение их назначения, анализ выполняемых функций и направлений взаимодействия между собой — функциональный аспект.

При таком подходе механизм государства предстает не просто как функционирующая система государственных органов, а как совокупность взаимодействующих подсистем, осуществляющих государственную власть и функционирующих в рамках целостной системы аппарата государства.

Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. — Москва: Норма, 2002. — С. 159. .

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение.

Другая подсистема — это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция.

К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и других областях.

Целесообразно будет более подробно остановиться на таких понятиях государственного аппарата, государственных учреждений, материальных средств.

Государственный аппарат представляют собой взятые в единстве все государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие определенной структурой, наделенные компетенцией, которые в отдельности выполняют собственные функции в определенной сфере, но в целом — обладая властными полномочиями, обеспечивают реализацию функций и задач всего государства.

Важнейшим структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Государственный орган — это первичный элемент структуры государственного механизма, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный властными полномочиями Теория государства и права / отв. ред. В.Д. Перевалов, Г.В. Игнатенко. — Москва: Норма, 2006. — С. 91. . Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом. Хотя государственный орган и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

Государственный орган состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными. Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус.

Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и ряде других документов. Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности. Государственные органы имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

Важнейшим признаком государственного органа является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.

Согласно своей компетенции государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты, а также в обеспечении выполнения правовых актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения. Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета). Наконец, государственный орган активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы, действуя при этом от имени государства.

Тесно взаимодействуют с государственными органами государственные учреждения и предприятия.

Сущность их заключается в том, что эти подразделения механизма государства не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, высшее учебное заведение, школа, театр и т.д.) и хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о принадлежащих государству заводах, фабриках и пр.).

Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками”.

Особенность этих придатков в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а именно как «вещественные придатки” последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации необходимые для функционирования государственных органов.

К рассматриваемым материальным средствам, «вещественным придаткам» механизма государства не относятся органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения.

Учитывая вышеизложенное необходимо сказать, что механизм государства внутренне един. Каждая государственная структура как часть целого является носителем государственной власти, имеющей единый источник — народ. Любая государственная структура представляет собой единичное в рамках общего государственного механизма и, имея собственную природу и определенное назначение, содержит тем самым в себе потенциальную возможность для выделения её в структуре механизма государства в целом.

В отношении Российской Федерации также справедливы вышеприведённые высказывания. Однако следует отметить, что с учетом важнейшего структурообразующего принципа организации государственного механизма РФ — принципа разделения властей — и федеративного устройства России, закрепленных в Конституции РФ, а также с использованием системно-функционального подхода в структуре механизма современного Российского государства можно выделить следующие основные частные элементы, в том числе и подсистемы государственных органов: Президент РФ; органы законодательной власти РФ (Федеральное Собрание РФ) и субъектов РФ; органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ (общей и специальной компетенции); органы судебной власти и прокуратуры.

Управление социальным обеспечением

В юрисдикцию органов социального обеспечения входит одна из важнейших функций – управление данной сферой. Управление выступает в качестве неотъемлемой части осуществления социального обеспечения, и может подразделяться на несколько основных видов:

  • Общее управление социальным обеспечением;
  • Оперативное управление социальным обеспечением.

Управление выстраивается с учетом основных организационных и правовых форм социального обеспечения граждан. Это и социальное страхование граждан, и социальное обеспечение отдельных категорий, находящихся в зоне риска, а также государственная социальная помощь, осуществляемая в отношении граждан за счет государственного бюджета, ассигнованного в соответствии с законодательством государства.

Общее управление социальным обеспечение осуществляется в России непосредственно Правительством. На нем лежит ответственность за осуществление государственной социальной политики, а также за реализацию конституционных прав граждан в области социальной защиты и социального обеспечения. Эти права распространяются на социальное обеспечение, охрану здоровья и возможность получать качественные бесплатные медицинские услуги. Также государством оказывается содействие в решении социальных проблем, с которыми сталкиваются семьи, матери или дети. Всю ответственность берет на себя Правительство Российской Федерации, которое руководит деятельностью федеральных министерств и контролирует иные федеральные органы исполнительной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Органы социального обеспечения 420 руб.
  • Реферат Органы социального обеспечения 240 руб.
  • Контрольная работа Органы социального обеспечения 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Что касается оперативного управления органами социального обеспечения, то здесь ответственность возлагается на органы государственной исполнительной власти, на Министерство труда Российской Федерации, а также на Министерство образования и науки, Министерство обороны и другие органы, а также подведомственные им организации, которые имеют то или иное отношение к реализации социальной государственной политики в нашей стране.

Функции органов социального обеспечения, а также их цели и задачи

Функции оперативного управления социальным обеспечением, в также функции, которые в большей степени сконцентрированы на социальном страховании индивидов, осуществляются в пределах полномочий внебюджетных фондов. Они не являются частью государственной исполнительной власти, к ним относятся:

  • Пенсионный Фонд России;
  • Фонд Социального Страхования граждан;
  • Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

Эти фонды осуществляются свою деятельностью в соответствии с целями, которые определены федеральным законодательством. Это и обеспечение прав застрахованных граждан на социальное страхование и выплаты в случае, определенные законодательством как те случаи, при которых граждане имеют право на получение определенных страховых выплат.

Замечание 1

Важно акцентировать внимание на том, что Пенсионный Фонд России, а также и иные страховые социальные фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти, но их правовой статус обладает некоторыми элементами, которыми обладают аналогичные органы социального управления в нашей стране.

Цели и задачи, которые закреплены за Пенсионным Фондом России, во многом определяют его структуру, а также сферу деятельности, в которой он имеет законные полномочия и может осуществлять свою деятельность. Цели его организации и осуществления деятельности заключаются в создании эффективных гарантий со стороны государства в отношении пенсионных выплат и пенсионного обеспечения категорий граждан, которые оказались именно в том случае, который предусмотрен законом. Эти цели возможно достигнуть лишь при реализации некоторых задач. К таким задачам относятся следующие:

  1. Поддержание стабильного состояния финансовой системы, а также стабильной обеспеченности пенсионного фонда и бюджета нашей страны в целом;
  2. Обеспечение прав граждан на получение адресной помощи в виде социальных выплат;
  3. Своевременные финансовые выплаты в виде пенсий, пособий, а также предоставление льгот и субсидий отдельным категориям граждан, которые заявили о своей неспособности самостоятельно удовлетворять первичные потребности;
  4. Финансирование целевых программ в отношении пенсионеров, лиц с ограниченным возможностями, а также многодетных семей, детей-сирот, матерей-одиночек.

В рамках социального обеспечения немаловажную роль играет правовое регулирование. Основным министерством в данной области является Министерство труда Российской Федерации. Это – федеральный орган исполнительной власти, который реализует функции по выработке и последующей эффективной реализации государственной политики в соответствии с нормативным правовым регулированием таких сфер, как: демография, трудовая сфера, уровень доходов населения, благосостояние, уровень жизни, оплата труда, пенсионное обеспечение граждан, их социальное страхование.

Замечание 2

Важно подчеркнуть, что свои функции Министерство труда осуществляет во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, а также сотрудничает с исполнительной властью, которая принадлежит субъектам Российской Федерации.

Что касается органов социального обеспечения, действующих на уровне субъектов Российской Федерации, то они могут носить разнообразные названия – это и министерства, и департаменты, комитеты и управления по социальной защите, отделы, которые ориентируют свою работу на социальное развитие населения страны. Несмотря на различные названия, их функции и роль одинаковая – они нацелены на то, чтобы создать максимально комфортные условия для граждан, поддерживать уровень их доходов, а также осуществлять социальную защиту, социальное обеспечение и социальное страхование тех граждан, которые по тем или иным причинам не могут самостоятельно обеспечить себя необходимыми благами и услугами.

В систему социального обеспечения населения в РФ входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) и система подведомственных ему органов составляют единую, централизованную многоуровневую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России.

На федеральном уровне руководство системой органов ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией, в структуре которой имеются департаменты, управления, отделы, осуществляющие свои функции по следующим направлениям:

ü формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением;

ü прогнозирование и анализ финансовых ресурсов ПФР;

ü оперативное перераспределение финансовых ресурсов ПФР между его региональными органами;

ü ведение бухгалтерского учета и отчетности;

ü прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.

В федеральных округах РФ постановлением правления ПФР от 9 октября 2000г. было создано 7 управлений ПФР. Управление ПФР в федеральном округе является структурным подразделением исполнительной дирекции ПФР.

В состав управления могут входить такие отделы: координации деятельности отделений ПФР в федеральном округе и контроля; информационно-аналитический; региональных социальных программ; правового регулирования, а также аппарат при руководстве (делопроизводитель и бухгалтер).

Руководство управлением ПФР в федеральном округе осуществляется начальником, который назначается и освобождается от должности председателем правления ПФР.

В субъектах РФ ПФР имеет свои региональные органы – территориальные отделения ПФР. Территориальное отделение ПФР соответствующего субъекта РФ создается постановлением правления ПФР в целях осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.

В России существует относительно самостоятельная система обязательного социального страхования. Все расходы на социальные страховые пособия, социальную реабилитацию и страховое возмещение стоимости обслуживания и социальных услуг возложены на Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России).

Деятельность ФСС России регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. «О Фонде социального страхования РФ».

Согласно Положению о Фонде социального страхования РФ он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Основными задачами ФСС России является обеспечение выплат гарантированных государством социальных страховых пособий.

На федеральном уровне руководство фондом осуществляет его председатель, назначаемый на эту должность Правительством РФ. В ведении председателя фонда находятся не только нижестоящие исполнительные органы фонда, но и центральный аппарат.

В соответствии со спецификой деятельности фонда и в зависимости от объема выполняемых работ его центральный аппарат состоит из таких структурных подразделений, как департаменты, управления, отделы. Они осуществляют организацию работы по основным направлениям деятельности фонда.

Оперативное управление средствами обязательного социального страхования, санаторно-курортными учреждениями на территории субъектов РФ осуществляют отделения ФСС России.

Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения страны определены в Законе РСФСР от 28 июня 1991г. «О медицинском страховании граждан в РФ». Цель ОМС заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах – обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью обязательного социального страхования. Оно должно обеспечивать всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы специальные органы – фонды обязательного медицинского страхования.

Основными задачами ФФОМС России являются: 1) финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования; обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и повышения качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории страны в рамках базовой программы ОМС; 2) аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Управление ФФОМС осуществляется коллегиальным органом – правлением и постоянно действующим исполнительным органом – директором, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ. Состав правления утверждается Правительством Российской Федерации со сроком полномочий на 3 года.

Правление возглавляет председатель, который, как и его заместители, избирается правлением ФФОМС. В состав правления входят по должности директор фонда, а также представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представители страховых медицинских организаций, различных общественных объединений.

Практическую работу осуществляет исполнительная дирекция ФФОМС, возглавляемая директором. В ее структуру входят департаменты, управления, отделы.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ТФОМС России) создается для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ. Он является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Основной задачей фонда является обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан.

Добавить комментарий