Органы принудительного исполнения

На сегодняшний день создан и в целом успешно функционирует механизм государственной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, включающий в себя как органы, принимающие решения, подлежащие принудительному исполнению (судебные и иные органы), так и органы принудительного исполнения и обеспечения установленного порядка деятельности судов — Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ. департамент судебный пристав

Принудительное исполнение представляет собой важный участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования.

Следует выделить ряд составляющих, которые имеют существенное значение при рассмотрении вопроса о правовом статусе органов принудительного исполнения.

Без преувеличения можно сказать, что основными и доминирующими субъектами исполнительного производства являются органы принудительного исполнения в лице судебных приставов- исполнителей.

Закон об исполнительном производстве определяет Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы в качестве уполномоченных органов по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Цель работы — рассмотреть основания принудительного исполнения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • 1. сделать обзор системы органов принудительного исполнения;
  • 2. рассмотреть основания принудительного исполнения.

Система органов принудительного исполнения

Исполнение судебных актов, а также актов других юрисдикционных органов, подлежащих принудительному исполнению, возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.

Порядок организации и деятельности службы судебных приставов определяется Федеральным законом «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.

Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации. В службу судебных приставов входят:

  • * департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;
  • * служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом;
  • * службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;
  • * районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами (ст. 5 ФЗ «О судебных приставах») Гражданский процесс. Учебник для вузов. Отв. Редактор проф. Осипов Ю.К. -М.: Издательство «БЕК», 2014. С. 164.

Федеральный закон «О судебных приставах» (ст. 3) предъявляет определенные требования к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Главный судебный пристав Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра юстиции Российской Федерации. Заместитель главного судебного пристава Российской Федерации и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции Российской Федерации. Главные судебные приставы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Главным судебным приставом Российской Федерации по представлению министра юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации или начальника соответствующего органа юстиции. Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов Российской Федерации.

Судебный пристав — должностное лицо, состоящее на государственной службе (ч. 2 ст. 3 ФЗ «О судебных приставах»).

В зависимости от выполняемых функций судебные приставы делятся на две категории. В первую категорию входят судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Непосредственное же осуществление функций по исполнению судебных актов и актов иных органов возлагается на другую категорию судебных приставов — судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, возглавляемых старшими судебными приставами.

Для обеспечения принудительного исполнения юрисдикционных актов закон наделяет судебного пристава-исполнителя значительными властными полномочиями. Так, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах»).

Поскольку судебный пристав-исполнитель при выполнении своих функций выступает как представитель власти, требования судебного пристава-исполнителя, заявленные в пределах его полномочий, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок Гражданский процесс. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией В.А. Мусина, И.А. Чечериной, Д.М. Чечёта. — М.: «Проспект», 2014. С. 163.

За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий — приводу, о чем выносится соответствующее постановление (ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве»). При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законные требования судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления, судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

В некоторых случаях требования юрисдикционных актов могут исполняться без участия судебных приставов-исполнителей. Так, в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Вместе с тем необходимо отметить, что налоговые органы, банки и иные кредитные организации, а также другие органы, организации и лица, участвующие в исполнении юрисдикцион-ных актов, в случаях, предусмотренных федеральным законом, не являются органами принудительного исполнения.

К органам принудительного исполнения относится служба судебных приставов. Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование). Судебный пристав-исполнитель не может участвовать в совершении исполнительных действий и подлежит отводу, если он состоит в родственных отношениях со сторонами, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, а также если пристав-исполнитель заинтересован в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут установленную законом ответственность. Налоговые органы, банки и иные кредитные учреждения также могут исполнять требования судебных актов и актов иных органов в предусмотренных законом случаях. Но указанные органы не являются органами принудительного исполнения.

Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.
Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации.
Службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ.
Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов — исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно — территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами.

Требования судебного пристава — исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения требований судебного пристава — исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом.

Сопротивление судебному приставу—исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 41

Вопрос 1. Понятие и признаки

органа принудительного исполнения

В исполнительном праве важный для правоприменительной практики вопрос об основном субъекте исполнительных правоотношений — органе исполнения решается неоднозначно. Неоднозначное понимание проблемы, кого считать органом исполнения — судебного пристава-исполнителя, службу судебных приставов-исполнителей или ее подразделение, не позволяет четко определить обязательный субъектный состав основного исполнительного правоотношения и вытекающего из него возможного судебного спора.

Статья 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возлагает обязанность принудительного исполнения на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Таким образом, органами принудительного исполнения судебных актов и актов других органов являются Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации. При таком подходе мы избежим негативных моментов, связанных с защитой прав участников исполнительного производства при увольнении, переводе конкретных судебных приставов-исполнителей, по крайней мере до тех пор, пока законодатель не решит положительно вопрос о допуске частного элемента в процесс исполнения.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Реализация прав и применение ответственности в исполнительном производстве должны быть наименее зависимыми от субъективных факторов, а потому перед участниками исполнительного производства в качестве органа исполнения должен выступать государственный орган, а его должностные лица (судебные приставы-исполнители) несут ответственность уже перед государством в лице службы судебных приставов-исполнителей. О самом приставе-исполнителе как основном субъекте исполнительного правоотношения есть смысл говорить только в случае передачи государством части полномочий по исполнению частным судебным приставам.

Система органов исполнения с 1997 года перестала быть звеном судебной системы и выведена за рамки судебной власти.

Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Федеральную службу судебных приставов возглавляет Главный судебный пристав Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы (часть 1 статьи 7 Федерального закона «О судебных приставах»).

В зависимости от функциональных обязанностей судебные приставы Федеральной службы судебных приставов-исполнителей подразделяются на:

— судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судей);

— судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Непосредственное принудительное исполнение судебных актов и актов других органов возложено на судебных приставов-исполнителей.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О судебных приставах» организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется Федеральным законом «О судебных приставах» и федеральными конституционными законами об этих судах.

Вопрос 2. Задачи органов принудительного исполнения.

Требования, предъявляемые к судебным приставам

Задачей судебных приставов-исполнителей является обеспечение деятельности по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве. Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории России. Их невыполнение влечет исполнительную ответственность.

Задачи, стоящие перед судебными приставами-исполнителями, предопределяют совокупность требований, предъявляемых к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнить возложенные на него обязанности.

Вопрос 3. Права и обязанности

судебных приставов-исполнителей

Судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов обязан:

— принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

— предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность ознакомления с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

— рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

— обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов на счет должника;

— в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

— объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

— вызывать граждан или должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

— совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом об исполнительном производстве.

Все предоставленные ему права судебный пристав обязан использовать в строгом соответствии с законом, не допуская в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. За обеспечение реального и своевременного исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель получает вознаграждение в размере пяти процентов от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более десяти минимальных размеров оплаты труда, а по исполнительному документу неимущественного характера — пяти минимальных размеров оплаты труда.

В законе установлены меры правовой и социальной защиты судебного пристава-исполнителя, а также членов его семьи и лиц, состоящих на его иждивении (статьи 20, 21 Федерального закона «О судебных приставах»). Жизнь и здоровье судебного пристава-исполнителя подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава. Судебные приставы-исполнители на всей территории Российской Федерации имеют право бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также любым попутным транспортом в сельской местности за счет средств федерального бюджета.

Вопрос 4. Отвод судебного пристава-исполнителя

Гарантией неукоснительного и точного в соответствии с законом исполнения исполнительного документа является право взыскателя или должника заявить отвод судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав-исполнитель подлежит отводу, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе исполнительного производства.

Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивированное постановление. При удовлетворении заявления об отводе судебного пристава-исполнителя исполнительный документ, находящийся в его производстве, передается старшим судебным приставом-исполнителем другому судебному приставу-исполнителю, о чем указывается в постановлении.

Отказ в удовлетворении отвода судебного пристава-исполнителя может быть обжалован в соответствующий суд.

Контрольные вопросы

1. Какие органы принудительного исполнения действуют в Российской Федерации?

2. Какими признаками обладает орган принудительного исполнения?

3. Перечислите задачи органов принудительного исполнения. Где они закреплены?

4. Какие требования предъявляются законом к судебным приставам?

5. Какими правами обладают судебные приставы-исполнители?

6. Какие обязанности выполняют судебные приставы-исполнители?

7. Каковы основания отвода судебного пристава-исполнителя?

8. Кто и в каком порядке разрешает вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя?

Добавить комментарий