Основные законы российской империи 1905 1907 гг

Государственный строй в начале ХХ в.

• Россия в начале ХХ века оставалась одной из последних в Европе неограниченных (абсолютных) монархий. Во главе государства находился последний российский император Николай II (рисунок 39), обладавший неограниченной самодержавной властью. В соответствии с официальной идеологией рубежа веков (теория «народного самодержавия»), самодержавная власть способна обеспечить единение с народом без посредничества представительного учреждения, интеллигенции и бюрократии. Одним из элементов «народного самодержавия» был крестьянский цезаризм – ставка на монархические иллюзии крестьянства, с которыми покончила революция 1905-1907 гг. Однако власть монарха, претерпев эволюцию за предшествующий период, имела, по меньшей мере, три ограничения. Император должен был исповедовать православную веру (перед венчанием будущая императрица принимала православие и православное имя), соблюдать порядок престолонаследия по указу 1797 г. (передача престола только по мужской нисходящей линии), а также соблюдать законы, исходившие от верховной власти. Одни исследователи называют самодержавие этого периода «всесословной правомерной монархией» (Б.Н.Миронов), другие – «бюрократическим абсолютизмом» или «чиновничье-дворянской» монархией» (Н. П. Ерошкин, П. А. Зайончковский).

• Высшим законосовещательным органом был Государственный совет, члены которого назначались императором. В «Журналах» Государственного совета при обсуждении законопроектов фиксировалось мнение «большинства», «меньшинства», а также в соответствующих случаях и «особое мнение» его членов. Император, не ограниченный по закону в принятии того или иного решения, иногда вынужден был считаться с мнение оппозиции в правительственных кругах и отказываться от некоторых своих намерений. В то же время, например, Александр III, чтобы обойти оппозицию Государственного совета, практиковал обсуждение законопроектов в Совете министров.

• Исполнительная власть принадлежала императору и осуществлялась 11 министерствами.Министры назначались императором и были подотчетны только ему. Правительства в точном смысле этого слова (коллегиального органа с властными полномочиями, ответственного перед законодательной властью) в России все еще не было. Совет министров такими прерогативами не был наделен, а Комитет министров вообще не имел определенных функций. Он обсуждал законопроекты, касающиеся торговли и промышленности, а при Александре III стал иногда выступать в роли высшей судебной инстанции, чтобы умалить роль зараженного либерализмом Сената. Ключевую роль среди министерств играли Министерство внутренних дел и Министерство финансов, боровшиеся за влияние на внутреннеполитический курс. В начале ХХ века консервативную линию во внутренней политике олицетворял министр внутренних дел В. К. Плеве, убитый в 1904 г. эсерами, а умеренно-либеральную – С. Ю. Витте. Сменивший В. К. Плеве либеральный администратор П. Д. Святополк-Мирский предложил допустить представителей общества к законодательной работе, но его программа была отвергнута императором буквально накануне надвигавшейся революции.

• Высшим судебным органом был Сенат, который, кроме этого отвечал за публикацию и толкование законов и осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений.

• На местах коронную администрацию представлял «хозяин губернии» – губернатор. Действовали созданные в эпоху «великих реформ» органы самоуправления (земства и городские думы), которые, несмотря на отсутствие властных полномочий и усиление административного контроля, пользовались достаточной свободой деятельности, но стремились расширить свои прерогативы.

• По форме государственного устройства многонациональная Россия была унитарным государством. Некоторой автономией пользовались Великое княжество Финляндское, Бухарское и Хивинское ханства, Урянхайский край.

Государственный строй нуждался в серьезных преобразованиях. В России, в отличие от других стран, отсутствовали представительные органы, разделение властей, конституция, гражданские свободы, существовал предельно централизованный бюрократический аппарат, сохранялся сословный строй и правовое неравенство населения. Глубокие социально-экономические противоре-чия, нерешенность социальных проблем (крестьянский, рабочий вопросы), обострение национального вопроса, усугубленные экономическим кризисом, чередой неурожаев и поражением в Русско-японской войне, привели к революционному взрыву.

Николай II Александрович (1868-1918 гг.)

Рисунок 39 – Николай II

2 (15) марта 1917 г. Николай II отрекся от престола в пользу брата Михаила, который престол не принял. 8 (12) марта 1917 г. Николай с семьей был арестован Временным правительством в Александровском дворце (Царское Село), затем отправлен в Тобольск, а после Октябрьской революции в Екатеринбург, где вся семья была расстреляна большевиками 17 июля 1918 г.

Реформы государственного строя в период революции

Волна массового движения, накрывшая страну после Кровавого воскресенья, вынудила самодержавную власть пойти на уступки.

• Первыми из них стали акты 18 февраля 1905 г.Населению разрешалось подавать на высочайшее имя предложения об «усовершенствовании государственного порядка». Было обещано привлечь выборных от населения к законодательной деятельности, а новому министру внутренних дел А. Г. Булыгину специальным рескриптом предписывалось подготовить соответствующий проект.

• Это не остановило смуту, и 6 августа 1905 г. император издает манифест о создании законосовещательной Государственной думы (по имени автора закона ее называли Булыгинской). Избирательный закон 6 августа предусматривал высокий имущественный ценз. То, о чем мечтали несколько поколений российских либералов, теперь казалось вчерашним днем и не устроило никого. Эта Дума так и не была созвана, она была буквально сметена рево люцией, требовавшей создания настоящего народного представительства.

• В дни Всероссийской октябрьской политической стачки, обнаружившей полное бессилие власти, у Николая II осталась единственная альтернатива: уступить или установить военную диктатуру. Ввиду невозможности последней, император согласился подписать подготовленный С. Ю. Витте Манифест об усовершенствовании государственного порядка, опубликованный 17 октября 1905 г. (рисунок 40). Содержание Манифеста сводилось к трем обещаниям:

1) даровать гражданские свободы;

2) расширить избирательные права;

Рисунок 40 – Манифест 17 октября 1905 г.

3) предоставить Думе законодательные права и контроль над исполнительной властью. («Ни один закон не может восприять силу без одобрения Государственной думы»).

Однако для выполнения этих обещаний требовались изменения в законодательстве. Власть с этим не спешила, вполне резонно надеясь, что спад революции позволит выполнить их в минимальном объеме. В течение следующих нескольких месяцев были проведены новые реформы.

• Реформа Совета министров (18 октября 1905 г). Данный орган превращался в правительство во главе с председателем, который получил право подбирать кандидатуры министров на утверждение императору.

• Избирательный закон 11 декабря 1905 г.расширил избирательные права, не распространив их на солдат, студентов, поденных рабочих, часть кочевого населения. Мужское население старше 25 лет участвовало в выборах по куриальной многоступенчатой системе. Представительство от 4 курий: (землевладельцы, городское население, крестьяне, рабочие) было неравным. Закон, в надежде на монархические настроения крестьян, дал преимущество деревне.

• Реформа Государственного совета (20 февраля 1906 г.). Госсовет стал верхней палатой Думы, получив равные с ней законодательные права. Количество его членов удваивалось, при этом половина, как и раньше, назначалась императором, а вторая половина – избиралась (рисунок 41).

Рисунок 41 – Заседание Государственного Совета в Мариинском Дворце

• Актом об учреждении Государственной думы (20 февраля 1906 г.) определялась ее компетенция: разработка и обсуждение законопроектов, утверждение госбюджета и др. Дума избиралась на 5 лет, но могла быть распущена досрочно императором (рисунок 42).

• Основные Законы Российской империи (редакция 23 апреля 1906 г.) окончательно определили компетенцию высших государственных учреждений.

Рисунок 42 – Таврический дворец и зал заседаний Государственной думы

Основные Государственные законы Российской империи

• Императору принадлежала верховная самодержавная власть, которая утратила неограниченный характер.

• Законодательную власть император делил с Государственной Думойи Государственным советом. Ему принадлежало право окончательного утверждения законопроектов, созыва, роспуска, определения сроков сессий Думы. Император мог в междумский период принимать указы законодательного характера (ст. 87), которые требовалось в двухмесячный срок вносить на одобрение парламента (иначе их действие прекращалось). Только ему принадлежала законодательная инициатива по пересмотру Основных законов. Государственная дума, будучи законодательным органом, не могла контролировать часть бюджета и получила лишь ограниченный контроль над деятельностью правительства (путем запросов).

• Император сохранил за собой исполнительную власть. Совет министров был подотчетен только ему, имел право издания постановлений между сессиями Думы (рисунки 43, 44).

• Основные законы Российской империи в редакции от 23 апреля 1906 г. по-разному оценивались. Одни, вслед за В. И. Лениным, называли их «псевдоконституцией». Другие усматривали в этом документе ряд признаков конституционного акта, в котором:

— закреплен принцип разделения властей;

— определено устройство высших государственных учреждений и порядок их деятельности, дано конституционное понятие закона;

— определена разница между основными и обыкновенными законами, установлен порядок их изменения;

— гарантированы публичные (политические) права граждан.

— Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского; — назначает и увольняет председателя Совета министров, министров и главноуправляющих; — есть державный вождь армии и флота; — ведает внешнеполитическими сношениями.

ИМПЕРАТОР верховная самодержавная власть

— Судебная власть осуществляется от имени государя императора установленными законами судами; — Государю императору принадлежит помилование осужденных.

— Осуществляет законодательную власть в единении с Гос. советом и Гос. Думой; — имеет почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру; — утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего свершения; — принимает указы законодательного характера, в случаях роспуска Думы и в перерывах между сессиями. Однако указы эти не должны касаться основ государственного строя и в течении двух месяцев должны были вноситься на одобрение Думы.

Государственный совет и Государственная дума: — пользуются равными в делах законодательства правами; — никакой новый закон не может последовать без их одобрения; — право законодательной инициативы; — право запросов к министрам; — законопроекты рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет.

Совет министров: направляет и объединяет действия министров и главноуправляющих по предметам как законодательным, так и высшего государственного управления.

Министерства

Сенат

Рисунок 43 – Государственный строй Российской империи

после революции 1905-1907 гг.

Государственный совет – верхняя палата парламента. Формировался по назначению и по выбору. Председатель и вице-председатель назначались императором.

Император

Государственная дума – нижняя палата парламента. Выборное учреждение. Выборы многоступенчатые и куриальные. Состояла из общего заседания и комиссий.

По назначению

По выборам

Землевладельцы неземских губерний 26 членов

От торговли и промышленности 12 (по 6 членов)

От академии наук и университетов 6 (по 3 члена)

Губернские земские собрания 34 членов

Землевладельческая курия – выборы двухступенчатые. 1 выборщик – 230 землевладельцев.

Городская курия – выборы двухступенчатые. Курия разделена на первый и второй разряд. 1 выборщик первого разряда – 1000 горожан; 1 выборщик второго разряда – 15000 горожан.

Губернские дворянские общества 18 членов

Городская курия – выборы двухступенчатые. 1 выборщик – 7000 горожан.

Синод 6 членов (по 3 от черного и белого духовенства)

Крестьянская курия – выборы четырехступенчатые. 1 выборщик – 60000 крестьян.

И.З. 1906 г. I и II Думы

И.З. 1907 г. III и IV Думы

Землевладельческая курия – выборы двухступенчатые. 1 выборщик – 2000 землевладельцев.

Крестьянская курия – выборы четырехступенчатые. 1 выборщик – 30000 крестьян.

Рабочая курия – выборы трехступенчатые. 1 выборщик – 90000 рабочих.

Рабочая курия – выборы трехступенчатые. 1 выборщик – 125000 рабочих.

В основном из бывших министров, губернаторов и других высших сановников.

Рисунок 44 – Законодательная власть в Российской империи в 1906-1917 г.

Основные итоги реформ

• Введение основ конституционного строя.

• Ограничение императорской власти.

• Создание выборного законодательного представительного учреждения и объединенного правительства.

• Введение основ гражданских свобод.

• Узаконено существование политических партий, в том числе тех, которые в своих программах и деятельности требовали изменения государственно-политического строя.

• Россия стала конституционной монархией дуалистического типа (рисунок 45).

4) Революция 1905-1907 гг., несмотря на свое поражение, заставила царизм пойти на некоторые изменения в государственном строе. Было положено начало к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.

23 апреля 1906 г. правительство опубликовало «Основные законы Российской империи» т.е. своего рода конституцию. Ст. 4 провозглашала, что императору принадлежит верховная самодержавная власть. Это означало, что император был главой исполнительной власти. И как глава исполнительной власти он не был ограничен никакими законами. Но законодательная власть в стране уже не принадлежала всецело императору. Законодательная власть по ст. 7 теперь осуществлялась царем «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Царь не мог теперь принимать законы без их обсуждения в Думе. Но, тем не менее, ни один закон не приобретал силы без императорского утверждения. Таким образом, последнее слово было за императором. В период прекращения работы Государственной Думы царь мог издавать чрезвычайные указы, имевшие силу законов. «Основные законы Российской империи» — это первая Российская конституция. Хотя с этим согласны не все ученые, некоторые считают, что это была фиктивная конституция. И все же следует считать эти Законы Конституцией, так как они подводили итог изменениям в государственном строе России. Создание Госдумы, реорганизация Госсовета, реорганизация Совета министров — это новое в государственном строе России.

Государственная Дума. По первоначальному проекту от 6 августа 1905г. (был разработан Булыгиным) Государственная Дума должна была избираться на основе цензового представительства от 3-х курий. Цензовая система лишала избирательных прав значительную часть населения: рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию. Дума планировалась как законосовещательный орган. Положение о Думе определяло ее большую зависимость от императора. Однако обострение политической ситуации потребовало пересмотра проекта. Октябрьская забастовка 1905 г. заставила царя издать Манифест от 17 октября 1905 г., а в декабре 1905 г. изменить положение о выборах. По Положению о выборах от II декабря 1905 г. был значительно расширен круг избирателей. Практически все мужское население в возрасте старше 25 лет (кроме солдат, студентов, поденных рабочих, и кочевников) получило избирательные права. Но выборы по-прежнему не были прямыми, (они были многоступенчатыми) и они были не равными для избирателей разных курий.

Выборы проходили по 4 куриям, причем, сначала выбирали выборщиков. По первым двум куриям – двухступенчатые. Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем от волостного схода – на уездный съезд уполномоченных, затем, от уездного съезда избирались выборщики в губернское избирательное собрание. По землевладельческой (помещичьей) курии I выборщик от 2 тыс. чел., по городской — от 4 тыс., по крестьянской — от 30 тыс., по рабочей — от 90 тыс. Представительство от рабочих было трехступенчатым.

20 февраля 1906 г. вышло «Учреждение Государственной Думы». В этом законе было реализовано Положение Манифеста 17 октября о превращении Государственной думы из законосовещательной в законодательный орган. Думе предоставлялось право контроля за исполнительными органами государства, но это оказалось фикцией. Здесь также была определена ее компетенция: разработка и обсуждение законов, кроме Основных законов, утверждение бюджета (царь не мог больше бесконтрольно распоряжаться финансами), обсуждение вопросов о строительстве железных дорог, учреждение акционерных обществ. Дума избиралась на 5 лет, депутаты были неподотчетны избирателям. Дума могла распускаться досрочно императором. Дума получала право запроса к министрам. Одинаковые законодательные права с Думой имел Государственный Совет, который был реформирован (акт «О переустройстве Госсовета» от 20 февраля 1906 г.) и стал верхней палатой. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет, и лишь в случае принятия их Советом предоставляться на утверждение императору. Госсовет был консервативным органом, он постоянно сдерживал либеральные порывы Госдумы. Половину Госсовета составляли выборные члены, которые избирались дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками. Вторую половину — члены, назначаемые императором из высших государственных сановников. В Госсовете преобладало крупное дворянство. Члены Госсовета избирались на 9 лет.

Весной 1906 г. I Дума начала свою работу. Она просуществовала 72 дня и была распущена. Аграрный вопрос в Думе — гвоздь конфликта. Кадеты и трудовики требовали принудительного отчуждения помещичьих земель, правительство с этим не соглашалось. Дума потребовала отставки правительства и сама была распущена. Выборы во II Думу дали еще больший перевес левым силам, а потому она оказалась еще более несговорчивой и непослушной. Премьер-министр П.Столыпин изложил Думе программу будущих реформ (в частности аграрную реформу), она натолкнулась на жесткую оппозицию и тогда царь распустил Думу (просуществовала 103 дня). Одновременно было опубликовано новое Положение о выборах (существенно было урезано представительство окраин, возросло число выборщиков от помещиков, сократилось от крестьян и горожан). Большинство в III Думе получили октябристы, в целом она была более приемлема для правительства, нежели II Дума. Разгон II Думы был своего рода «государственным переворотом». (по Основным законом Российской Империи без ведома Думы положение о выборах не могло быть изменено). III Дума просуществовала весь срок, т.е 5 лет. IV Дума была еще более правая, нежели III Дума. 26 февраля 1917 г. Дума была распущена. Февральская революция 1917 г. покончила с монархией в России, завершилась и краткая история развития российского парламентаризма нач. XX в.

С началом революции царизму понадобилась сильная исполнительная власть. Совет министров в октябре 1905 г. был реорганизован, до этого он был совещательным органом при царе, теперь он стал постоянно действующим органом во главе с председателем Совета министров. К нему перешли функции упраздненного в 1906 г. Комитета министров. Совет министров еще не стал «буржуазным кабинетом», т.е. министры назначались Царем, были ответственными только перед ним. На западе в это время правительства уже формировались парламентами, в России же царь мог в любой момент уволить любого министра.

Кроме того, был создан Совет государственной обороны (координировал деятельность военного и военно-морского министерств).

Органы управления на местах практически не подвергались изменениям, но был усилен карательный аппарат царизма. Почти вся территория страны была объявлена на военном положении, либо на положении чрезвычайной или усиленной охраны. Это значит, что власти получили право задерживать всех подозрительных лиц, приостанавливать издания газет, журналов и т.д., закрывать торговые и промышленные предприятия, высылать неугодных в ссылку. На этих территориях создавались военно-полевые суды. (Положение о военно-полевых судах от 19 августа 1906г.) Эти суды не являлись постоянными органами. Они создавались для рассмотрения конкретных дел, причем немедленно, по возможности в течение суток с момента совершения деяния. Они рассматривали дела в порядке «упрощенного» судопроизводства – ни защиты, ни обвинения, ни следствия. Почти все приговоры признавали одну меру — расстрел. Приговор приводился в исполнение не позже суток. Суд состоял из пяти человек, назначенных командиром части.

Реформы в армии.

Вводятся новые железнодорожные войска, авиационные и химические части. Сокращены сроки службы (до 3-х лет в пехоте, 4-х лет в остальных войсках). Вместо троичной, четверичная организация (в дивизии 4 полка, в полку 4 батальона, в батальоне 4 роты, в роте 4 взвода). С 1911 г. все юнкерские училища были переведены в разряд военных училищ. Увеличилось число военных училищ. В 1914 г. созданы школы прапорщиков. Перешли к территориальной системе комплектования войск.

Параграф 18 — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть

  • ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс
  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 7 класс
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ: ПЕРЕМЕНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ

Вопросы в тексте параграфа

Какие изменения произошли в XVII в. в государственном устройстве России? Какие слои населения были опорой царской власти в это время?

При первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление царской власти. При этом существенно уменьшилась роль сословно-представительных органов власти. Земские соборы и Боярская дума с началом правления Алексея Михайловича потеряли свое значение: Земские соборы перестали созываться после 1684 года, а работа Боярской думы были подменены деятельностью Ближней думы, состоящей из ближайшего окружения царя. Таким образом мы видим сращивание вертикалей исполнительной и законодательной власти. Исполнение решений проводилось через разросшийся административный аппарат (систему приказов). Исполнение воли царя в уездах осуществлялось воеводами при поддержке армии. Роль местного самоуправления была сильно ограничена.

Вспомните, в каких европейских государствах в XIV—XVI вв. менялись правившие династии.

Правящие династии менялись во многих европейских государствах, например:

Вспомните, кто являлся родоначальником правившей в России династии Рюриковичей.

Родоначальником правящей династии со времен Древней Руси был князь Рюрик. Последним в династии Рюриковичей был царь Федор Иоаннович. С его смертью царская династия пресеклась.

Когда был созван первый Земский собор? С какой целью?

В 1549 году Иван IV созвал Собор примирения, на котором рассматривался проект Судебника, а также проблема отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах. Впоследствии такие соборы стали называться Земскими. Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»).

Какие административно-территориальные единицы возникли в России в начале XVI века?

В XVI веке территория России начала делиться на уезды. Впоследствии (в XVII веке) некоторые из уездов были объединены в более крупное образование – разряды. Уезды в свою очередь объединяли несколько волостей и станов.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какую роль при дворе Михаила Фёдоровича играл его отец — патриарх Московский и всея Руси Филарет?

Патриарх Филарет играл огромную роль при дворе Михаила Федоровича. Он сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя. Умудренный большим жизненным опытом, Первосвятитель хорошо знал систему государственного управления и помогал юному и неопытному государю, своему сыну. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для Православной державы правление «Премудрой Двоицы». Годы его Патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ.

Патриарх Филарет очень много сделал для восстановления в стране государственности после Смуты. Первое, чего он добился — это проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С помощью церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы.

Патриарх Филарет заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах. По его благословению при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище, ставшее очагом духовного просвещения.

Первосвятитель много внимания уделял печатанию и исправлению богослужебных книг. Из Московской типографии, расширенной по указу Патриарха Филарета, в период его предстоятельства вышло множество изданий, в том числе полный круг богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — бесплатно.

В 1620 году по благословению Патриарха Филарета была учреждена новая Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири.

При Патриархе Филарете возобновились прерванные в эпоху Смуты сношения Москвы с Восточными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.

2. Как изменилось положение Земских соборов при Алексее Михайловиче? С чем это было связано?

При Алексее Михайловиче Земские соборы фактически утратили свою роль, которую они играли при царе Михаиле Федоровиче. Земские соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде. Это было связано с усилением царской власти. Последний Земский собор был созван в 1684 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а лишь на аппарат государственных чиновников и армию.

3. Почему наряду с Боярской думой возникает «ближняя», или «тайная», Дума? Кто в неё входил?

Поначалу при Михаиле Федоровиче состав Боярской думы был расширен, так царь отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение. Состав Боярской думы был расширен с 38 до почти 100 человек за счет введения в него представителей дворянства. Таким образом дворянство и служилые люди усилили свое влияние на власть. Процесс увеличения численности низших чинов получил в исторической литературе свое название – «демократизация» Боярской думы. Этот факт несколько ослаблял позиции аристократии в важнейшем аристократическом органе, способствовал усилению позиций царской власти по отношению к аристократической верхушке. Однако, со временем работа такой думы стала слишком сложной и царю потребовался более гибкий орган управления, состоявший из доверенных лиц. Поэтому была создана Ближняя дума.

При Алексее Михайловиче в Ближнюю думу стали жаловать, так же, как и в Боярскую думу, на основании царского указа. Функции Боярской и Ближней дум, круг вопросов, которые могли решать два эти органа, практически совпадали. По своему желанию монарх вследствие секретности вопроса или при попытке отстранить Боярскую думу от решения определенной проблемы мог вместо Боярской думы собрать Ближнюю. Тем самым Ближняя дума становилась инстанцией, подменявшей Боярскую думу и снижавшей зависимость царской власти от важнейшего органа боярской аристократии. В состав Ближней думы входили:

  • Морозов Борис Иванович — боярин и дядька царя Алексея Михайловича, ставший его другом, фактически руководителем русского правительства в середине XVII в. Руководил Приказом Большой казны, Стрелецким приказом, Аптекарским приказом, Новой Четью.
  • Ртищев Федор Михайлович — почти все время царствования Алексея Михайловича неотлучно находился при нем, служа по дворцовому ведомству, его ближний постельничий, а потом дворецкий и воспитатель старшего царевича Алексея.
  • Одоевский Никита Иванович — ближний боярин, воевода, дипломат, влиятельный член правительства при царе Алексее Михайловиче. Был воеводой в Казани, управлял приказами Сибирским, Земским, Рейтарским, Аптекарским, московским Судным и другими.
  • Ордин-Нащокин Афанасий — глава Посольского приказа, боярин. По мнению многих современников – самый талантливый дипломат России, «едва ли не первый из русских государственных людей, который заставил иностранцев уважать себя».
  • Хитрово Богдан Матвеевич – боярин, оружейничий, дворецкий, основатель Карсуна и Симбирска. Возглавлял Большой Дворец.
  • Матвеев Артамон Сергеевич сначала стрелецкий голова, затем стольник и полковник стрелецкий, думный дворянин и наместник Серпуховский, окольничий, ближний окольничий, ближний боярин. Сменил Ордина-Нащокина в заведовании Посольским приказом.

4. XVII век называют временем расцвета приказной волокиты в России. На чём основывается данная оценка? Как была устроена при Алексее Михайловиче приказная система?

При Алексее Михайловиче было создано много новых приказов. Некоторые из них вызывались военными обстоятельствами и исчезали в мирное время: так, исчезли ещё при Алексее Михайловиче приказы столовых и счётных дел, полоняничный, денежной раздачи, литовский, лифляндских дел. Кроме них, при царе Алексее Михайловиче были основаны приказ тайных дел, хлебный приказ, панихидный, рейтарский, счётных дел, строения богаделен, монастырский, смоленский, малороссийский. XVII век действительно называют временем расцвета приказной волокиты и бюрократии в России. Причиной этому является большое количество приказов (аналог современных министерств и ведомств), чья деятельность и функциональные обязанности зачастую не были урегулированы, а иногда сферы ответственности даже пересекались. Мы понимаем, что в период восстановления государства и экономики, необходимы оперативные меры для решения множества вопросов. Многие из них как раз и решались новыми приказами. Однако с течением времени приказная система требовала реформирования, поскольку ее запутанность стала негативно влиять на быстроту и точность решения вопросов. Другими словами, период «ручного управления» должен был перейти в период создания стройной системы управления государством.

5. Каковы были причины и задачи принятия Соборного уложения? В чём состоит его историческое значение?

В период между 1550 и 1648 годами было издано около 800 указов, законов и других нормативно-правовых актов. Особенно много их вышло во время Смуты. Работа с ними требовала не только больших знаний, но и много времени на обработку. Кроме того, были случая, когда некоторые положения одного указа могли входить в противоречие с другими, что приносило большой ущерб системе законодательства Российского царства. Эти проблемы заставляли задумываться о переработке существующих законов и составлению из них единого и целостного свода законов. Кроме того, в 1648 году в Москве состоялся Соляной бунт, одним из требований восставших был призыв к созыву Земского Собора для создания согласованного и единого закона.

Еще одной причиной, подталкивающей Алексея Михайловича к созданию Соборного Уложения 1649 года, была тенденция государства к абсолютной монархии, которая требовала четкого закрепления в законах. Царь из молодой династии Романовых фактически сосредоточил всю власть в своих руках, ограничив влияние Земского Собора, однако, новая политическая система требовала закрепления в законах. Также новые сословные отношения, а особенно статус дворянства и крестьянства (тенденции к формированию крепостного права) нуждались в юридическом пересмотре. Весь этот набор причин привел к тому, что в конце 1648 года Алексей Михайлович созвал Земский Собор, дав ему задание сформировать единый свод законов, который вошел в историю как Соборное Уложение.

Соборное уложение 1649 года имеет несколько значений в истории развития российского государства и права:

  • Это был первый свод законов, который был отпечатан типографическим способом.
  • Соборное уложение ликвидировало большинство противоречий, которые существовали в законах конца XVI- первой половины XVII столетия. Вместе с тем, Уложение учитывало предыдущие достижения российской законодательной системы, а также передовой опыт соседних государств в сфере законотворчества и кодификации.
  • Сформировала основные черты будущей абсолютной монархии, опорой которой становилось дворянство.
  • Окончательно сформировало крепостное право в России.

6. В Соборном уложении 1649 г. за изготовление фальшивых денег предусматривалась смертная казнь: в горло виновному заливали расплавленный металл. Как вы думаете, почему фальшивомонетчиков наказывали так жестоко?

Смертная казнь за фальшивомонетничество применялось задолго до создания Соборного Уложения 1649 г. Самое раннее упоминание о расправе над фальшивомонетчиками относится к 1533 г. Осужденным заливали в горло расплавленный металл в качестве казни за преступление. Преступников не всегда убивали. При царе Михаиле Федоровиче подделка денег каралась «торговой казнью», иначе говоря, конфискацией имущества. В Соборном Уложении 1649 г. в пятой главе «О денежных мастерах, которые учнут делать воровские деньги», предусматривались два вида наказания. Преступлением считалось как изготовление фальшивых монет, так и порча драгоценного металла разнообразными примесями. Это объяснялось тем, что государственная казна от порчи монет и фальшивомонетничества терпела невосполнимые убытки.

Для выявления фальшивомонетчиков по ночам ходили специальные люди из приказа Тайных Дел. Они наблюдали за кузнями и домами посадских людей. Где слышали стук молотка и видели дым над крышами, немедленно врывались туда с обыском. Таким «сыщикам» помогали и простые обыватели, которые в этом деле преследовали чисто корыстную цель, так как за помощь в поимке такого рода преступников доносчику полагалась половина их двора в качестве награды. Для установления вины в Москве с 1659 по 1660 гг. в тюрьму было посажено более 400 человек. Их вину определяли в приказе Тайных Дел. Для установления истины «следователи» использовали три вида пыток: применение дыбы, бичевание, пытка раскаленным железом. Наказывались не только фальшивомонетчики, но и их помощники. Им отсекали два пальца на левой руке. Для устрашения и в назидание другим, отрубленные руки и пальцы казненных прибивались на ворота денежных дворов.

Однако эти акции не достигали должного результата. Царский указ 21 октября 1661 г. фактически восстанавливал «торговую казнь», отмененную Соборным Уложением. Так «денежные воры», которые были пойманы до 18 сентября 1661 г., наказывались по «новому указу с пощадой», после чего их в ссылку не отправляли, а давали на «чистые поруки с приписью». Иначе говоря, за дальнейшую судьбу осужденного несли ответственность родственники или друзья. Дворы и хозяйства преступников конфисковывались. Тех же, кого поймали после 18 сентября, «казнили по статейной росписи», в которой более подробно описывались виды наказаний за преступления, связанные с фальшивомонетничеством.

Из сказанного выше следует, что денежная реформа 1654 — 1653 гг., в которой в России наряду с серебряными вводились и медные монеты, привела к распространению фальшивомонетничества. Жестокие наказания, по которым пресекалось фальшивомонетничество, не касались представителей правящего класса, а распространялись главным образом на рядовых членов общества. Следует отметить известную эволюцию законодательства о «денежных ворах» в сторону смягчения наказаний: вводилась дифференцированная казнь взамен смертной — от отсечения рук и ног до отдачи «на чистые поруки» и ссылку в дальние города. Фальшивомонетничество было следствием непродуманной окончательно денежной реформы царя Алексея Михайловича, а «медный бунт» в Москве решил судьбу реформы. Указом 15 марта 1663 г. медные деньги были отменены и восстановилась прежняя денежная система.

Изучаем документ

1. Какие категории владельцев крестьян перечисляются в документе?

Среди владельцев крестьян в документе перечисляются: государь, Церковь (патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы, монастыри), бояре (окольничие, думные и комнатные люди, стольники, стряпчие, дети боярские, вотчинники), дворяне и служилые люди (помещики, дьяки, городовые дворяне, жильцы), иноземцы.

2. Как вы оцениваете введение бессрочного сыска беглых крестьян?

Введение бессрочного срока сыска беглых крестьян стоит оценивать как окончательное закрепощение крестьян, потеря их личной свободы, оформление крепостного права. Это негативно отражалось на развитии товарно-денежных и рыночных отношений.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Сопоставьте систему управления Россией в XVII в. с системой управления европейским государством (по вашему выбору) в аналогичный период. Сделайте выводы о причинах имеющихся различий.

В России XVII века мы наблюдаем укрепление государственной власти при сращивании законодательной и исполнительной ветвей, усилении вертикали власти в регионах через систему приказов и воевод уездов, а также при ослаблении роли совещательных органов и органов местного самоуправления. Все важные решения и законы принимались от имени царя, в качестве совещательного органа выступала Ближняя Дума. Управление на основании законов проводились через многочисленный административный аппарат (приказы) и исполнялись на местах воеводами. Земский собор, основанный на демократических принципах, потерял свою значимость. Как и Большая боярская дума была подменена малой Ближней думой.

В противовес системе управления, существовавшей в России, приведем Голландию, которая в результате доведённой до конца революционной борьбы против испанского господства стала первой буржуазной республикой, в то время как во всех остальных странах Европы ещё господствовал феодализм. Правда, незавершённость Нидерландской революции (на южных территориях государства) сказалась и в Голландии (северной части государства). И в области экономики, и в государственном устройстве проведённые преобразования носили компромиссный характер.

В Государственном устройстве Голландии мы видим четкое разделение законодательной и исполнительной власти, а также широко используемые приемы местного самоуправления. Законодательная власть, решение общегосударственных вопросов и налогообложение являлись прерогативой Генеральных штатов. Каждая из провинций пользовалась в них, независимо от числа депутатов, одним голосом. Депутаты были обязаны голосовать строго в соответствии с инструкциями своих избирателей (императивный мандат), и каждое решение должно было приниматься единогласно. Но это свободное на первый взгляд устройство дополнялось весьма действенной и энергичной исполнительной властью в лице штатгальтера, которому к тому же предоставлялось право арбитража в том случае, если Генеральные штаты не приходили к согласованному решению.

Существовал еще и Государственный совет (что-то вроде нашего современного Совета безопасности), который ведал преимущественно военными вопросами. В нём места распределялись в зависимости от той доли общей суммы налогов, которую у плачивала каждая провинция.

Каждая провинция в Голландии во внутренних делах пользовалась широкими автономными правами. Провинциальные штаты (местный законодательный орган), магистраты (администрация) городов и штатгальтеры (вроде мэров) являлись местными органами управления. Социальный состав штатов провинций и форма их работы были различны. В Голландии из 19 членов штатов 18 являлись представителями крупной буржуазии и лишь 1 депутат представлял дворянство. Активным избирательным правом в этой провинции из 1 млн. 200 тыс. населения пользовалось лишь несколько тысяч человек. В штатах «вольной Фрисландии» вместе с дворянскими депутатами заседали представители крестьян и городов. Все вопросы здесь решались простым большинством голосов. В отсталых восточных провинциях — Гельдерне и Оверейсселе в штатах преобладало дворянство.

2. Сравните биографии Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Что является общим в судьбе обоих монархов? С чем это связано?

И Михаил Федорович, и Алексей Михайлович вступили на престол в раннем возрасте. Ни тот, ни другой не были готовы к управлению государством и находились под влиянием разных людей. Оба государя для управления государством всецело полагались на государственный аппарат и собственное окружение. Однако, мы видим, что в их окружении было мало честных и дальновидных людей.

В высшей степени знаменательно суждение одного голландца о состоянии России времен Михаила Федоровича: «Царь их подобен солнцу, которого часть покрыта облаками, так что земля московская не может получить ни теплоты, ни света… Все приближенные царя-несведущие юноши; ловкие и деловые приказные-алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек: прошения нельзя подать в приказ без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело: будет ли оно задержано или пущено в ход».

Злоупотребления чиновников государственного аппарата во время царствования Алексея Михайловича не только не прекратились, но еще более усилились, что подавало повод к беспрестанным бунтам. Историк Н.И. Костомаров писал о правлении Алексея Михайловича так: «Иностранцы очень верно замечали, что в почтении, какое оказывали тогдашние московские люди верховной власти, было не сыновнее чувство, не сознание законности, а более всего рабский страх, который легко проходил, как только представлялся случай, и оттого, если по первому взгляду можно было сказать, что не было народа более преданного своим властям и терпеливо готового сносить от них всякие утеснения, как русский народ, то, с другой стороны, этот народ скорее, чем всякий другой, способен был к восстанию и отчаянному бунту. Многообразные события такого рода вполне подтверждают справедливость этого взгляда. При господстве страха в отношениях подданных к власти, естественно, законы и распоряжения, установленные этою властью, исполнялись настолько, насколько было слишком опасно их не исполнять, а при всякой возможности их обойти, при всякой надежде остаться без наказания за их неисполнение, они пренебрегались повсюду, и оттого верховная власть, считая себя всесильною, была на самом деле часто бессильна».

3. Сформулируйте наиболее спорные, на ваш взгляд, моменты, связанные с политическим развитием России в XVII в.

Переход к абсолютизму на мой взгляд сам по себе спорный ход политического развития государства, поскольку слишком большая роль отдается одному человеку — монарху. Зачастую такой монарх неспособен управлять всем государством самостоятельно, без поддержки. Хорошо, если поддержкой выступает какое-либо сословие, но это означает, что другие сословия будут находиться в угнетенном состоянии.

Уменьшение значимости Земских соборов и сокращение представительства в них крестьянского сословия, а также устранение выборной системы — тоже очень спорный путь, который может привести к очередному витку деспотизма.

Еще один спорный момент – усиление бюрократического аппарата. Со временем разросшийся государственный аппарат становится только помехой в развитии государства.

Также весьма спорно сближение государства и Церкви, которое мы наблюдаем при правлении патриарха Филарета. В прошлом мы уже видели внутренние разногласия в Церкви, когда необходимо было решать, быть ли Церкви инструментом в руках государства по управлению народными массами или действовать «по совести».

Все перечисленные спорные моменты привели к тому, что стало характерной особенностью государственного России на многие годы – сильная государственная власть; незначительность демократических принципов управления; униженное положение большей части населения страны; влиятельный и коррумпированный государственный аппарат; сильная армия, за счет которой, в том числе, держится в повиновении бесправный народ страны; сросшаяся с государством Церковь, также помогающая держать в повиновении народ.

4. Сравните деятельность приказов в период царствования Ивана IV и во времена правления Алексея Михайловича.

В царствование Ивана Васильевича окончательно оформляется приказная система. Приказы принимают значение отраслевых министерств. С расширением той или иной деятельности появлялась необходимость создания приказов, которые являлись центральным органом управления. Несмотря на возникновение системы центрального управления, количество профессиональных бюрократов в московском государстве было ничтожным, не сравнимым ни с современными ей западноевропейскими странами, ни с Россией последующих периодов. Ситуации, когда государственные чиновники больше работают на себя, чем на государство, были невозможны в эпоху Ивана Грозного. Казнокрадство, мздоимство, действия в интересах знати или своего кармана каралось быстро и однозначно — смертью.

В период правления Алексея Михайловича количество приказов возросло до неприличного количества. Их функции были нечеткими, и их работа приводила скорее к путанице и бюрократической волоките. Слабость Алексея Михайловича как царя и чрезмерное доверие к ближайшему окружению, в частности боярину Морозову, привела к тому, что на должности руководителей приказов назначались верные Морозову люди, которые злоупотребляли служебным положением и брали взятки. Несмотря на превосходные качества Алексея Михайловича, как человека, он был неспособен к управлению: всегда питал самые добрые чувства к своему народу, всем желал счастья, везде хотел видеть порядок, благоустройство, но для этих целей не мог ничего вымыслить иного, как только положиться во всем на существующий механизм приказного управления. Сам считая себя самодержавным и ни от кого независимым, он был всегда под влиянием то тех, то других; но безукоризненно честных людей около него было мало, а просвещенных и дальновидных еще меньше. И оттого царствование его представляет в истории печальный пример, когда, под властью вполне хорошей личности, строй государственных дел шел во всех отношениях как нельзя хуже.

Запоминаем новые слова

  • Бюрократия — организация профессиональных государственных служащих, предназначенная для квалифицированного и эффективного управления государством; чиновники.
  • Воевода — должностное лицо, возглавлявшее в XVII в. военное и гражданское управление в уездах и городах.
  • Даточные люди — пожизненно военнообязанные, выставлявшиеся городским и сельским населением.
  • Драгуны — вид кавалерии, предназначенный для действий как в конном, так и в пешем строю.
  • Полки нового (иноземного) строя — воинские части, сформированные в XVII в. в России по образцу западноевропейских армий.
  • Рейтары — тяжёлая кавалерия.
  • Соборное уложение — свод законов Российского государства, одобренный Земским собором.
  • Социальная опора — категории населения, на которые опирался царь в управлении государством.
  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс
  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 7 класс
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

Добавить комментарий