Особенности рабовладения спарты

1. Спарта, или Лакедемон, — древнегреческий полис, город-государство, в VI — I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин — ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием.

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во­енную организацию общества. Утверждение социального и политичес­кого устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

2. Жители Спартанского государства подразделялись на следующие соци­альные группы:

  • спартиаты;

  • гипомейены;

  • периэки;

  • илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча­стки (клеры), переданные полноправным гражданам — спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земель­ные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны­ми, то община спартиатов обычно именовалась «общиной равных».

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилет­него возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.

Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейечов.

Периэки — бывшее коренное население Спарты — были лично свобод­ными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремес­ло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны го­сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе­циальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами — илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину об­рок, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

3. Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание — апелла, — фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, со­юза с другими государствами.

Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо от­вергались. Все решения Народного собрания находились под контро­лем совета старейшин — герусии.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем кол­легией эфоров — высшим контрольным органом, избиравшимся На­родным собранием.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью. Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследо­ванный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-лет­него возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рас­сматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Природа и население Южного Пелопоннеса.

На юго-востоке Пелопоннеса находится область Лаконика. В центре её лежит долина, с трёх сторон окружённая горами. Здесь очень плодородные земли, хорошие пастбища, протекает река. Ещё благоприятнее для земледелия и скотоводства были природные условия в соседней области — Мессёнии.

Вторгшиеся в Грецию дорийцы завоевали Лаконику.

Завоеватели построили свои посёлки поблизости один-отдругого. Из этих посёлков образовался город, названный Спартой, а завоеватели стали называться спартанцами.

После долгих войн спартанцы завоевали и Мессению.

Классы и классовая борьба в Спарте.

Спартанцы обратили большую часть покорённого населения в рабство. Рабов называли здесь илотами. Дети илотов также становились рабами.

Сами завоеватели составили класс рабовладельцев. Каждый спартанец получал участок земли и несколько семей илотов, обрабатывавших эту землю.

Илоты ненавидели своих угнетателей — спартанцев. Стремясь освободиться от гнёта, они много раз поднимали восстания.

Одно из восстаний произошло в VII веке до н. э. в Мессении. Восставшие потерпели в бою поражение. Часть их укрылась на вершине горы.

Спартанцы осадили убежище илотов. Ночью во время грозы спартанцы вскарабкались под проливным дождём на гору. На вершине при свете молний завязалась битва. Сражались не только сами илоты, но и их жёны. Древний писатель рассказывает: «Устремились на врагов и женщины с камнями в руках, схватывая и всякие другие предметы, которыми могли бросать во врагов. Они взялись за оружие и этим ещё больше зажгли в мужчинах смелость, когда те увидели, что и женщины предпочитают лучше умереть вместе с ними, чем стать рабынями».

Три дня шёл непрерывный бой на вершине горы. Восставшие были окружены, их положение было безнадёжным. Но спартанцы, встретив отчаянное сопротивление илотов и боясь больших потерь, согласились пропустить их, если они уйдут из Мессении. Героической борьбой часть илотов освободилась от рабства, но была вынуждена навсегда покинуть родину.

Спартанцы, чтобы предупредить дальнейшие восстания, беспощадно убивали самых сильных и смелых илотов.

Борьба илотов и спартанцев была борьбой между двумя непримиримыми классами — рабами и рабовладельцами; это была классовая борьба.

3. Управление и войско в Спарте.

Илотов было много больше, чем спартанцев. Чтобы сохранить своё господство над илотами, спартанцам было необходимо государство — войско, законы, суд.

Вся власть в Спартанском государстве принадлежала спартанцам. На собрании они избирали совет старейшин из числа знатных спартанцев, не моложе шестидесяти лет. Входили в совет и два царя, командовавшие войском. Совет решал важнейшие дела и судил провинившихся.

Все спартанцы, способные носить оружие, были воинами. Закон запрещал им заниматься каким-либо другим делом, кроме военного. Спартанцы были хорошо вооружены. Сражались спартанцы пешими. Идя в бой, они строились тесными рядами; такое построение пехоты называлось фалангой. Фаланга под звуки флейт и хоровых песен стройными рядами двигалась на неприятеля; казалось, что движется ощетинившаяся копьями стена сомкнутых щитов.

4. Быт спартанцев.

Спартанцы, живя среди ненавидевших их илотов, почти не выпускали из рук оружия. Древний писатель говорил, что спартанец «всегда держит в руках копьё, чтобы оказаться сильнее илота, если тот взбунтуется». Даже в мирное время спартанцы жили так же, как на войне. Целые дни они проводили в военных лагерях; там они занимались маршировкой, бегом, метанием копья и другими военными упражнениями.

Говорить спартанцы должны были кратко и точно. Например, одна спартанская женщина сказала своему сыну, уходившему на войну: «Со щитом или на щите». В Спарте считалось позором потерять щит, а тело воина, доблестно павшего в бою, приносили на щите. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной, то есть такой, какая была в Лаконике.

Воспитание спартанцев.

Спартанских мальчиков уже с детства готовили к беспощадной борьбе с илотами. Их воспитывали как воинов и преданных защитников своего класса — рабовладельцев. Мальчики жили в суровых условиях, закалявших их тело. Почти всё их время было занято физическими упражнениями 1.

Дети и юноши должны были беспрекословно выполнять все приказания старших. Говорить они могли только тогда, когда им это разрешали взрослые. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменных статуй, чем голос спартанских мальчиков.

Чтобы воспитать у юношей находчивость и жестокость, им поручали выслеживать и убивать илотов, недовольных господством спартанцев.

Спартанские юноши вырастали сильными, смелыми и выносливыми, но очень жестокими, грубыми, едва умевшими читать и писать.

1 Слова «жить по-спартански» значат закалять и укреплять своё тело, не бояться холода и лишений.

(Из сочинения древнегреческого историка Плутарха)

Отец приносил своего ребёнка туда, где сидели старейшины, осматривавшие ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, они разрешали отцу кормить его, выделив ему при этом земельный участок; если же ребёнок был слаб или уродлив, его кидали в пропасть.

Всех мальчиков, которым только исполнилось семь лет, собирали вместе и делили на группы. Они жили и ели вместе на равных условиях и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником группы становился тот, кто отличался среди других понятливостью и смелостью в военных состязаниях. Остальным следовало брать с него пример, слушаться его приказаний и мужественно переносить его наказания, так что школа эта была школой послушания.

Чтению и письму они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись; остальное же их воспитание сводилось к тому, чтобы беспрекословно слушаться, быть выносливым в беде и побеждать в борьбе. Поэтому с летами их воспитание становилось суровее — им наголо остригали волосы, приучали ходить босыми и играть без одежды. Когда им исполнялось двенадцать лет, они получали на год по одному плащу. Их кожа была грубой. Они обычно не мылись тёплой водой. Спали они вместе на подстилках из тростника, который ломали для себя голыми руками без помощи ножа. Двадцатилетние юноши начальствовали над своими подчинёнными в драках и распоряжались ими. Пища мальчиков была очень скудная, их приучали собственными силами бороться с лишениями и быть смелыми и ловкими.

  • < УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н.Э. — ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

В Древней Греции спартанцы порабощали остальных греков.

После продолжительной войны они превратили все население Мессении в государственных рабов, известных как Илоты. Илоты почти не имели прав. По желанию их повелителей илотов могли убить, они подвергались различным унижениям.

Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям

Спарта была полностью военизированным государством и обществом, которое контролировало неистовых Илотов. Илоты превосходили спартанцев своей численностью (10:1). В Спарте была тайная полиция. Она шпионила за Илотами, убивали любого, кто хоть как-то проявлял лидерские качества.

В 464 году до н. э. в Спарте произошло крупное землетрясение, в результате которого погибли тысячи людей. Воспользовавшись образовавшейся суматохой, Илоты восстали и создали в горах укрепленную базу.

Спартанцы обратились к Афинам за помощью. Те отправили 4000 солдат. Однако, как только они прибыли, идеи радикальной демократии афинян встревожили спартанцев. Опасаясь, что такие идеи распространятся и на их население, и еще больше поддержат восстание, спартанцы отправили афинян домой.

Оскорбленные афиняне отказались от союза со Спартой. После двух лет ожесточенных боев в 462 году до н. э. спартанцам удалось подавить восстание Илотов. Затем они подвергли своих рабов еще одному раунду жестоких репрессий.

Илоты получат свою свободу только через столетие. В тот момент, когда Спарта будет раздавлена греческим государством Фивами.

Если Вы дочитали до конца, поставьте палец вверх! И чтобы не пропустить новые выпуски подписывайтесь на наш канал!

Добавить комментарий