Отрасли права и правовые институты

12345678910

Сущность и признаки права

Право – это система государственных или санкционированных государством (утвержденных) норм, обязательных правил поведения, выражающих, с одной стороны, общие интересы всего данного политического сообщества, а с другой – волю доминирующего в государстве определенного социального слоя, исходящих из принципов общечеловеческих ценностей и обеспечиваемых государственным принуждением.

Основные направления учения о праве:

Естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения (свобода, равенство, семья, собственность, безопасность). Это право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов.Оно вечно и неизменно. Основные принципы и идеи в рамках этого права – это прирожденные неотчуждаемые права человека, которые никто не может отнять у человека. Их охрана должна быть целью любого политического союза – государства. Естественное право – это учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающим будто бы из разума и «природы» человека.

Позитивное право – это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в т.ч. санкционируемых ею обычаях. Оно нашло свое закрепление в Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 17).

2. Историческая школа права сложилась в первой трети XIX века в Германии (Гуго, Савиньи, Пухта) и объясняла возникновение права как стихийный исторический процесс. Право складывается в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные народы. Право представлялось как сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводится лишь к тому, что оно должно узаконить эти обычаи.

3. Психологическая школа права (Кнапп, Тард) считает, что истоки права коренятся в психике людей, т.к. им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Государство же должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.

Вопрос о понятии права – исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления.

1.ПРИЗНАКИ) государственно-волевой характер права -право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни. Через государство «возводится в закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего класса, но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания.

В том, что право – государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права.

2.)нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм.

Объективное право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения, закрепленных в официальных актах государства и являющихся государственными регуляторами поведения людей в таком обществе, где имеется социальное неравенство и столкновение различных интересов («Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы МСУ»).

Субъективное право – основанное на законе, т.е. на нормах объективного права, право конкретного, персонального лица как его возможность совершать какие-либо действия («Я имею право участвовать в выборах»).

Нормативный порядокобъясняет соотношение сущности, содержания и формы права. Сущность – право выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества; содержание составляет нормативное выражение этой воли. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества.

3.)властно-регулятивный характер раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного регулятора общественных отношений. Право является высокоэффективным инструментом проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации и обеспечения его деятельности, осуществление задач и функций. Право – система нормативная, регулирующее воздействие которого на отношении между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право как социальный регулятор общественных отношений, выступает в качестве единственного официального определителя и критерия правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения, т.е. меры свободы.

Вывод: право есть система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; является властно-официальным регулятором общественных отношений. Главное назначение права — обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса.

Норма права, институт права и система права

Норма права – это устанавливаемые и охраняемые от нарушений государством общеобязательные правила поведения, указывающие на права и обязанности участников регулируемых отношений. Они являются государственным регулятором поведения, т.к. в них выражается государственная воля.

ПРИЗНАКИ

1) Нормативность — оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2) Общеобязательность — нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3) Формальная определенность — нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно выражаются в строго установленной форме – законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.

4) Неперсонифицированность — отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Это устанавливаемые и охраняемые от нарушений государством общеобязательные правила поведения, указывающие на права и обязанности участников регулируемых отношений.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА- норма, отрасль, подотрасль, институт , субинститут

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. В настоящее время происходит формирование новых отраслей права, которые создаются на основе синтеза норм и институтов нескольких прежних отраслей, либо обособления. Подотрасль в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. В отличие от правового института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

Все отрасли взаимосвязаны, но не равнозначны по своему значению, объему, поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли (в земельном законодательстве – горное, водное, лесное).

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений; система норм, регулирующих какое-либо однородное общественное отношение в пределах данной отрасли права (гражданского, трудового, уголовного и др.).

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. В каждой отрасли их много. Все институты функционируют в тесной связи друг с другом.

Пример:государственное право – институт гражданства;трудовое право – институт трудового договора.

Виды правовых институтов:

1.материальные и процессуальные;

2.отраслевые (состоит из норм одной отрасли права) и межотраслевые /смешанные/ (из норм 2-х и более отраслей);

3.простые (небольшие и не содержат в себе никаких других подразделений) и сложные /или комплексные/ (крупные, имеют в своем составе более или менее самостоятельные образования, называемые субинститутами);

4.регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений;

5.охранительные институты – на охрану вышеназванных, защиту (типичны для уголовного права)

6.учредительные /закрепительные/ институты закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

В правовой науке все юридические нормы делятся на:

1) процессуальные (определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируются процедурные или организационные вопросы, имеющие принципиальное важное значение).

Виды процессов- гражданский;уголовный;административный;арбитражный;конституционный.

2) материальные (регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, государственным управлением).

Система права – совокупность взаимосвязанных между собой норм, институтов и отраслей. Характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

3. Форма правления и ее разновидность.

Форма правления– организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемая по наследству. (Источником государственной власти является монарх).

Абсолютная монархиясформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для нее характерно бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в руках монарха (Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Конституционная дуалистическая монархияявляется переходной формой правления средневековья, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (Марокко, Иордания, Кувейт). При этой форме правления делит между собой государственную власть монарх, представляющий исполнительную власть, и парламент, осуществляющий законодательную власть.

Конституционная парламентская монархия.Парламент, которому Конституция страны формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право «вето», право назначения в нижнюю палату и право роспуска парламента (Австралия, Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Канада).

Теократическая монархиянаделяет функциями высшего должностного лица государства, монарха, ее высшего духовного лидера (Ватикан).

Республика– форма правления, при которой: 1)государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с др. ветвями власти; 2)представительная власть сменяема, избирается на определенный срок; 3)законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая, юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Признаки республики:

1)выборность и системность представительной власти;

2)коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой их них свои специализированные задачи;

3)законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности;

4)избрание высших должностных лиц на определенный срок, осуществление ими власти от имени народа.

Республиканская форма правления:

ü в аристократической республикеосновная масса населения даже формально отстранилась от участия в выборах высших органов государственной власти (Спарта и Римская империя в V-II вв. до н.э.). В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом;

ü в демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. В Афинах V-IV вв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот). Эти органы решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции;

ü впарламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум неверия (Италия, Германия, Индия, Греция, Чехия, Венгрия). Президент такой республики избирается парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства;

ü в президентской республикепрезидент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент и парламент избирается населением и потому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке (особенно в вопросах бюджета). В то же время он может распустить парламент. Отношение между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов (США, Сирия, Египет, Аргентина).

ü Выбор той или иной формы правления осуществляется народом путем принятия конституции или одобрения ее основополагающих принципов на конституционных референдумов или учредительных (конституционных) собраниях. При этом определяющее влияние на решение народа оказывают культурные, правовые, политические традиции, исторические условия, а часто и субъективные факторы.

Система права – это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли и институты.

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права, которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права; их единство и есть система права.

Система права

– Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений, например, в трудовом праве – институт охраны труда; в конституционном – институт гражданства; в гражданском – институт купли-продажи и т. д.

– Подотрасль права – совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права, например, в гражданском праве подотрасль «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов – таких как институт поставки, мены, подряда и др.

– Отрасль права – совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, например, конституционное право; уголовное право; финансовое право и др.

Система права – сложное иерархичное образование, характеризующееся внутренними процессами, в нем протекающими. Она показывает не только то, из чего состоит право, но и связь и зависимость компонентов права друг от друга.

По охвату правового регулирования институт права занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Правовые институты могут быть классифицированы по различным основаниям.

Отрасль права характеризуется предметом правового регулирования – общественными отношениями, образующими в силу их специфики особые системы связи между юридическими нормами, и методом правового регулирования – различными способами правового воздействия государства на общественные отношения.

Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права – это своего рода наднациональная отрасль права.

Основные отрасли системы российского права

– Конституционное (государственное) право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти.

– Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право.

– Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.).

– Семейное право регулирует брачно-семейные отношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.

– Трудовое право – отрасль права, которая регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время для отдыха.

– Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.

– Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.

– Гражданское процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, которые регулируют порядок судопроизводства по гражданским делам.

– Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Отрасль права, регулирующая управленческие правоотношения

1) государственное право
2) гражданское право
3) административное право
4) трудовое право

Ответ: 3.

Тема 2. Система права: основные отрасли, институты, отношения 1 (20%) 1 vote

Правовой институт (институт права) — это обособленный круг вза­имосвязанных норм права, регулирующих определенную разновид­ность общественных отношений, их часть, фрагмент.

В основе разграничения правовых норм, составляющих институт права, лежит специфика определенного вида регулируемых отноше­ний, как в рамках отрасли права, так и отношений, урегулированных нормами нескольких отраслей права.

Например, правовыми институтами являются: в конституционном (государственном) праве — избирательное право, гражданство; в граж­данском праве — купля-продажа, наем, наследование, дарение; в адми­нистративном праве — должностное лицо, административно-правовой режим, административные взыскания; в трудовом праве — трудовой до­говор (контракт), заработная плата, трудовая дисциплина; в уголовном праве — соучастие, должностные преступления, преступления против личности, преступления в сфере экономики.

Правовые институты могут охватывать нормы разных отраслей пра­ва, в этом случае они называются межотраслевыми. К таким относятся институт государственной собственности, частной собственности, доказательств, давности.

Основное деление институтов права связано с отраслями права. В каждой отрасли права есть группы правовых институтов. Внутри отрас­левой институт состоит из правовых норм одной отрасли права, тогда как межотраслевой — из норм нескольких таких отраслей.

Правовые институты весьма разнообразны по характеру, сфере рас­пространения, функциональной роли, но все они являются важной со­ставной частью системы права, вторым после юридических норм компонентом этой системы.

Следующим структурным элементом системы права является от­расль права.

Отрасль права — это совокупность норм, отражающих обособлен­ную, самостоятельную часть системы права, регулирующую качествен­но однородную, относительно широкую сферу общественных отноше­ний.

Отрасль права — основная крупная часть системы права в целом. Итак, структурными элементами системы права являются: нормы права; правовые институты; отрасли права.

Образование отрасли права обусловлено своеобразием регулируемых отношений, их местом и значимостью в структуре общественной жизни, невозможностью урегулирования нормами других отраслей, своеобразием методов правового урегулирования.

Отрасли права обусловлены потребностью урегулирования соответ­ствующих областей общественных отношений, они порождены соци­альными потребностями в упорядочении отношений.

Отрасли права динамичны, отражают особенности условий, соци­альных процессов. Например, коллективизация, проведенная в Совет­ском государстве, обусловила формирование колхозного права. Изменения, происходящие в современной России, подготавливают почву для формирования новых отраслей права, в частности предпринима­тельского, уголовно-исполнительного, природоохранительного, эколо­гического права.

Количество отраслей права, их наименование и характеристика не­однозначно рассматриваются в отечественной юридической литерату­ре.

Некоторые выделяют подотрасли права, комплексные отрасли права. Подотраслями права часто называют крупные отраслевые институ­ты права, такие, как авторское, жилищное, наследственное, арбитраж­ное право в гражданско-правовой отрасли; пенсионное право в трудо­вом; горное, водное, лесное в земельном праве.

Комплексными называют такие элементы структуры права, которые объединяют нормы разных отраслей, например: военное право, учиты­вающее специфику урегулирования отношений в воинских формиро­ваниях, специфику правового статуса военнослужащих. К числу ком­плексных отраслей права относят еще морское, воздушное и другие.

Однако главными крупными блоками построения системы права являются отрасли права.

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридичес­ких норм, регулирующих определенный род (сферу) обществен­ных отношений, это наиболее крупное подразделение системы права по сравнению со всеми иными ее элементами.

Признаки отрасли права:

— особые предмет и метод правового регулирования;

— специфические отраслевые принципы (например, для граждан­ского права характерны принципы всеобщности защиты граждан­ских прав, полного восстановления нарушенного положения субъ­ектов гражданского права, презумпции добросовестности участни­ков гражданских правоотношений; для семейного права ­принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отноше­ниях и т.п.);

— особые правовые режимы (например, для уголовного процессу­ального права характерны процессуальные правовые режимы; для семейного права — договорный и законный; для финансо­вого права — валютный, налоговый; для земельного права ­режим особого землепользования; для конституционного права ­режим лиц без гражданства, режим беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.);

— обособленное, как правило, кодифицированное законодатель­ство (например, в гражданском праве таким актом выступает ГК РФ, в уголовном — УК РФ, в уголовно-исполнительном — Уго­ловно-исполнительный кодекс РФ, в семейном — Семей­ный кодекс РФ и пр.).

Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую от­расль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управлен­ческие отношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Существуют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право;

2) гражданское;

3) административное;

4) уголовное;

5) земельное;

6) трудовое;

7) семейное;

8) уголовно-исполнительное;

9) земельное;

10) экологическое (природоохранное);

11) финансовое;

12) уголовно-процессуальное;

13) гражданское процессуальное и др.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли пред­принимательского, налогового, компьютерного, космического права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — зна­чит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод пра­вового регулирования конституционного, гражданского, админи­стративного и уголовного права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности (конституционные права, свободы и обязанности), форма правления и государственного уст­ройства. Нормы конституционного права содержатся в конститу­циях и иных конституционных законах (например, в федеральных конституционных законах о Конституционном Суде РФ, о рефе­рендуме в Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в РФ и т.п.). Доминирующий метод — императивный, хотя используются и иные.

Гражданское право регулирует имущественные и личные не­имущественные отношения. Оно закрепляет отношения собствен­ности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и граждана­ми, между гражданами. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ, в других законах. Основной метод — диспозитивный, хотя используются и иные.

Административное право регулирует управленческие отноше­ния, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ве­домств, их управлений, отделов, порядок деятельности различно­го рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохране­ния, культуры и т.д. Нормы административного права содержатся в соответствующих законах (например, в Кодексе РФ об адми­нистративных правонарушениях), указах Президента РФ, поста­новлениях Правительства РФ, президентов и правительств респуб­лик, уставах, положениях; приказах и инструкциях министерств, ведомств, государственных комитетов и т.п. Преобладающий метод — императивный, хотя используются и иные.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и государ­ственную собственность, общественную безопасность и обществен­ный порядок, здоровье населения и общественную нравствен­ность, правосудие и порядок управления и т.п. Оно объединяет юридические нормы, которыми устанавливаются основания уго­ловной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовно-правовых санкций и порядок их применения, определяется круг обществен­но опасных деяний, которые признаются преступными. Нормы уголовного права содержатся в УК РФ. Основной метод – императивный.

Институт права — это упорядоченная совокупность юридичес­ких норм, регулирующих определенный вид (группу) обществен­ных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — лишь их вид.

Институт — гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, сово­купность юридических норм. В каждой отрасли права можно вы­делить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответст­венности, охраны труда и т.п.

В качестве примера можно привести институт гражданства, рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, трудового договора, лишения свободы, сроков давности, референдума и пр.

Институты подразделяются на виды:

1) в зависимости от сферы распространения — на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной соб­ственности);

2) в зависимости от характера — на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уго­ловной ответственности).

Субинститут права — это упорядоченная совокупность юриди­ ческих норм, регулирующих конкретную разновидность общест­ венных отношений, находящихся в рамках определенного инсти­тута права. Субинститут — составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства лич­ности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь со­средоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и против достоинства личности (клевета, оскорб­ление).

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права — это уже не инсти­тут, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право, по мнению большинства ученых, являются по­дотраслями гражданского права; государственная служба ­подотраслью административного права; налоговое право — подо­траслью финансового права; избирательное право – подотраслью конституционного права.

Добавить комментарий