Первая французская конституция 1791

Конституция 1791 г. Учредительное собрание приступило к выработке конституции почти одновременно с составлением Декларации. Уже к концу 1789 г. Собрание обсудило и утвердило основные конституционные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы. Но острая политическая борьба в стране постоянно переключала внимание Собрания на решение других неотложных дел, конституционная работа утратила необходимую последовательность. Отдельные положения конституции принимались в виде законов, не всегда согласовывавшихся друг с другом. Это побудило Собрание создать особую комиссию по отбору и систематизации конституционных актов. Составленный комиссией свод конституционных законов лег в основу конституционного проекта, который 3 сентября 1791 г. был утвержден Собранием. Вскоре его подписал король, который под давлением нарастающей силы народного движения принес присягу на верность конституции. Королевская подпись и присяга придали новому строю видимость легальной преемственности, к чему стремились отцы конституции. Но и они не переоценивали значения преемственности, прекрасно понимая, что вопрос о том, быть или не быть конституции, уже не зависит от монархии. Это они и подчеркнули, указав официальную дату принятия конституции 3 сентября, т.е. время утверждения ее Собранием. Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах: разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности: они не могли быть подвергнуты уголовному преследованию и суду за мысли или действия, высказанные или совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Для преследования депутатов за обще-уголовные преступления требовалось согласие Национального собрания. Главным назначением Национального собрания являлось принятие законов. Законопроект, принятый Собранием, подлежал утверждению королем. Но если отвергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Национального собрания, то он приобретал силу закона (т.е. королевское вето было только отлагательным). Компетенции Национального собрания подлежали следующие основные вопросы: в области военных дел — издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных сил, определение их денежного содержания, объявление войны; в области финансов — ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств; в области административного управления — учреждение и упразднение государственных должностей; в области юстиции — привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и других высших должностных лиц, возбуждение уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства; в области внешних отношений — ратификация договоров с иностранными государствами. Устанавливался порядок, в соответствии с которым сессии Собрания должны были созываться непосредственно в силу закона, а не по усмотрению короля.
Исполнительная власть вручалась королю, которому предстояло осуществлять ее с помощью назначаемых им министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями. Исполнительная власть короля значительно ограничивалась. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура — распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за принятое решение. Министры назначались королем, но могли быть преданы суду Национальным собранием за неправомерные действия по своему ведомству. Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствующих министров. Король мог отменить решения местных властей, если они противоречили законам и постановлениям правительства, а в случае неповиновения отстранить их от должности, поставив об этом в известность Собрание. Последнее отвергало или утверждало принятое решение, могло придать виновных суду.
Судебная власть вручалась выбранным на срок судьям. Они могли быть смещены только за преступления по должности, установленные в судебном порядке. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался кассационный суд. Он должен был принимать решения по жалобам на приговоры, вынесенные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям. В кассационном производстве суд не входил в рассмотрение существа дела, но мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. В этом случае кассационный суд направлял дело на новое рассмотрение по существу в суд, которому оно подсудно. Предусматривалось создание Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства.
Особое значение имели разделы конституции, посвященные избирательной системе. По существу, здесь решался главный вопрос, кто будет править страной. Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, которым «исполнилось 25 лет от роду, проживающие в определенном месте, в течение установленного законом времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвардии. Право быть выборщиками получили те активные граждане, размеры дохода которых в зависимости от места их проживания равнялись оплате труда за 100-200 рабочих дней, те, которые нанимали или арендовали имущество стоимостью, эквивалентной оплате труда за 400 рабочих дней. В конституции нашли свое воплощение принципы национального суверенитета и представительного правления. Конституция гласила: «Суверенитет принадлежит нации: он неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Ни одна часть народа, никакое лицо не может присвоить себе его осуществление». Так решительно отвергалась основополагающая доктрина абсолютизма об исключительной власти монарха — суверена «божьей милостью». Король не был более королем по праву преемства. Он утверждался по воле нации и подчинялся конституционному закону, тогда как раньше стоял над ним. Королевская власть становилась конституционно ограниченной. Взамен старого понятия, отождествлявшего нацию с совокупностью различных обособленных, сословных корпораций, находившихся на разных ступенях феодальной иерархии, вводилось правовое понятие нации как единой общности формально равноправных граждан. Причем нация рассматривалась не просто как сумма отдельных граждан, а как нечто целое — «совокупность», от каждого из них в отдельности не зависящая.
Конституционное воплощение национального суверенитета, будучи явлением прогрессивным, использовалось для обоснования цензового избирательного права. Считалось, что бытие нации не зависит от отдельных «воль» составляющих ее индивидов. Нация может по своему усмотрению установить условия и порядок избрания определенного круга лиц, а также назначение определенного лица, которым вверяется национальное представительство. Нация как бы уполномочивает их осуществлять принадлежащую ей власть. «Нация, которая является единственным источником всех властей, может осуществлять их лишь путем уполномочия.
Французская конституция имеет характер представительный: представителями являются законодательный корпус и король» (разд. III, п. 2). Вводя понятие представительного правления, конституция неразрывно связывала его с цензовым избирательным правом. Однако представительное правление не было исключительно выборным: король наряду с Национальным собранием объявлялся уполномоченным нации.
Конституция категорически отвергала возможность деления законодательной власти между отдельными депутатами Национального собрания. Их законодательная деятельность считалась выражением не суммы отдельных волеизъявлений, а объективизацией некой общей публичной воли, формирование которой не обязательно связывалось с учетом мнений всех граждан. Предполагалось, что власть, которую осуществляет депутат, является властью не его избирателей, а всей нации. «Представители, избранные по департаментам, являются представителями не отдельного департамента, но всей нации…» (разд. III, отд. III, п. 3). Отсюда резюмировалось важное положение, типичное ныне для любой либерально-демократической конституции: депутаты юридически не являются ответственными перед избирателями и независимы от них. Они не связаны обещаниями, данными в ходе избирательной кампании. Соответственно «избиратели не могут давать им никаких наказов» (разд. III, отд. III, п. 7). Запрещался отзыв депутата своими избирателями. Деление страны на избирательные округа рассматривалось как чисто техническая операция, ни в коей мере не устанавливающая какой-либо юридической связи между избирателями и уже выбранным ими депутатом. Таким образом, единственным средством воздействия на него была угроза его возможного неизбрания на следующий срок.
К концу осени 1791 г. в основном завершилось формирование конституционных институтов. Уже в ходе выборов стало ясно, что из почти 24-миллионного населения страны только около 4,3 млн. человек приобрели права активных граждан и около 40 тыс. могло быть избрано. В итоге крупные предприниматели (банкиры, собственники мануфактур и др.) через своих депутатов овладели законодательной властью, а дворянство во главе с королем — исполнительной. Компромисс между крупной буржуазией и дворянством, сложившийся еще в первые месяцы революции, нашел свое практическое воплощение в конституционном разделении властей. Большинство депутатов было настроено консервативно — они считали революцию законченной. По-иному ситуацию в стране оценивал народ. Крестьянство, не удовлетворенное аграрным законодательством, усиливало борьбу за землю, полное упразднение сеньориальных повинностей. Трудящиеся горожане требовали принятия действенных мер против безработицы, роста цен. Во многих городах имели место столкновения трудящихся с национальной гвардией. В это время активизировало свою деятельность дворянство — монархическая контрреволюция. Резко усилилась промонархическая агитация неприсягнувшего католического духовенства. В этих условиях конституция продемонстрировала свою нежизнеспособность. Объективно предназначенная для функционирования в рамках сравнительно стабильного общественно-политического строя она не могла реализовать себя в обстановке нарастающих социально-политических противоречий. Национальное собрание 1791-1792 гг., постоянно конфликтуя с исполнительной властью по относительно второстепенным вопросам, фактически не предпринимало серьезных мер против контрреволюции. Политические группировки. Обострение борьбы ускорило размежевание политических сил в антифеодальном лагере. Еще депутаты Учредительного собрания, придерживавшиеся сходных взглядов по важнейшим вопросам, собирались на фракционные совещания для выработки единой линии. Вне Собрания в тех же целях создавались клубы, которые стали своеобразной формой объединения единомышленников. Особое значение приобретали парижские клубы, учреждавшие свои отделения в провинциальных городах и объединявшие сторонников определенного политического курса. Таким путем восполнялось отсутствие в то время во Франции политических партий. Ни одна из политических группировок не считала себя представителем интересов какой-либо социальной группы. Большинство субъективно воспринимало свое участие в клубе как объединение с единомышленниками по претворению в жизнь определенных идей Просвещения. Но объективно, во многом в силу своего социального происхождения, они более или менее последовательно защищали позиции той или иной социальной группы. К 1791 г. сформировались три основные группировки: фельянов, представлявших главным образом интересы крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства (получили название по имени монастыря ордена фельянов в Париже, где собирались их сторонники); жирондистов, в основном представлявших торгово-промышленную, главным образом провинциальную, среднюю буржуазию (многие руководители были депутатами от департамента Жиронды); якобинцев, объективно выражавших интересы мелкой, отчасти средней буржуазии, ремесленников, крестьянства, неоднозначность их политики во многом обусловливала изменения отношения к ним отдельных социальных групп (заседания Парижского клуба этой организации проходили в библиотеке монастыря св. Якоба). В 1789- 1791 гг. в политической жизни страны доминировали фельяны.

2

Содержание

Введение

Цель работы: всестороннее изучение, анализ причин принятия Французской Конституции 1791 года, характеристика ее основных положений.

второй этап — установление Жирондистской республики (10 августа 1792 года — 2 июня 1793 года);

Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработке Конституции.

Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов, которые делятся на главы.

В разделе первом говорится о естественных и гражданских правах. Конституция гарантирует:

4) свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия;

Оговорки, ограничивающие свободу собраний и свободу петиций, вызывались страхом перед трудящимися массами.

Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение в том случае, «если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв».

Таким образом, в Конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в декларации, и открыто провозглашается уничтожение феодального порядка и сословного строя общества.

Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), избираемому на два года, исполнительная власть — королю и назначаемым им министрам, судебная власть — выборным судьям.

Выборы депутатов в законодательный корпус были не прямыми, так как первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на каждые сто активных граждан). Для выборщиков устанавливался повышенный ценз.

Избирательное право, установленное Конституцией, было откровенным выражением интересов крупной буржуазии и резко расходилось с принципами Декларации прав человека и гражданина, а также основными положениями самой Конституции.

Раздел пятый посвящен государственным налогам, которые обсуждаются и устанавливаются законодательным корпусом ежегодно.

На основании вышеизложенного сделаем некоторые выводы.

Конституция была утверждена 3 сентября 1791 года, Франция провозглашалась Конституционной монархией.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления.

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра — М.: Юрайт, 1999. — 245 с.

4. История государства и права: Хрестоматия: В 2-х томах. Т.1/Лазарев В.В., Липень В.В. — М.: Юрист, 2001. — 458 с.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра. — М.: Юристъ, 2000. — Ч.1. — 392 с.

Конституция 1791 года

Учредительное собрание также переехало в Париж, где и продолжило работу над Конституцией. И хотя аграрные волнения и городские беспорядки спорадически вспыхивали в различных частях страны на протяжении и последующих полутора лет, тем не менее на это время эпицентр Революции переместился с улицы в зал парламентских заседаний. Здесь шла основная борьба между различными политическими силами. Ещё в сентябре, обсуждая вопрос о праве вето короля на принимаемые Собранием законы, депутаты разделились на две части: сторонники абсолютного вето сели справа, сторонники суспенсивного (отлагательного) вето — слева. С этого времени понятия «правый» и «левый» приобрели тот политический смысл, в котором их употребляют и сегодня.

Осенью 1789 г. в Собрании уже достаточно четко обозначилось деление депутатов на ряд политических групп («партий»). Роялисты, наиболее видными ораторами которых были аббат Мори и кавалерийский офицер Казалес, противились какому бы то ни было ограничению королевских прерогатив.

Монархисты — Мунье, Малуэ, Клермон-Тоннер и др. — весной-летом 1789 г. участвовали в борьбе против абсолютизма и поддержали декреты 5–11 августа, однако в ходе работы над Конституцией выступили за абсолютное вето короля и двухпалатный парламент по образцу английского. После событий 5–6 октября Мунье эмигрировал, а остальные монархисты сблизились с роялистами.

Большинство Собрания составляли сторонники Конституции — «конституционалисты». Среди них было много крупных политических фигур — Лафайет, Талейран, Сийес и др. Левее их находился «триумвират» Барнав — Дюпор — А. Ламет. Крайне левую позицию занимали провинциальные адвокаты Ф. Н. Л. Бюзо, Ж. Петион и М. Робеспьер. И над всеми группами возвышался Мирабо, харизматический лидер «левого» крыла Собрания.

Хотя «левое» большинство вместе голосовало за проводимые Собранием реформы, между его вождями постоянно шла скрытая борьба за влияние. Мирабо и Лафайет интриговали друг против друга. «Триумвират» боролся против обоих. Робеспьер, не участвовавший в работе ни одного из комитетов, резко критиковал едва ли не все меры, принимавшиеся его либеральными коллегами. Характерно, что, когда возникла реальная возможность для Мирабо стать министром, другие «левые» лидеры инициировали закон, запретивший депутатам входить в правительство. После этого Мирабо вступил в тайную переписку с королем, пытаясь таким образом влиять на его политику. Их контакты продолжались до самой смерти Мирабо в апреле 1791 г.

Помимо участия в работе Собрания, депутаты значительную часть времени проводили в политических клубах, где в кругу единомышленников обсуждали вопросы политики и определяли свою парламентскую стратегию. Большинство «левых» депутатов входило в «Бретонский клуб», переименованный затем в «Общество друзей Конституции». После переезда Собрания в Париж, этот клуб разместился в бывшем монастыре св. Якова, отчего стал называться Якобинским.

Важнейшим средством влияния на общественное мнение была пресса. Имена таких революционных журналистов, как К. Демулен, Ж.-П. Бриссо, и других получили широкую известность. Особо среди «левых» изданий выделялась призывами к насилию газета бывшего врача Ж.-П. Марата «Друг народа».

Учредительному собранию, прежде всего, предстояло найти выход из финансового кризиса, ещё больше углубившегося летом-осенью 1789 г. Доходы государства катастрофически упали. В обстановке хаоса и вакуума власти большинство населения просто перестало платить налоги. В ноябре 1789 г., по предложению Талейрана, Собрание национализировало собственность церкви. Выставленные на продажу «национальные имущества» стали обеспечением для бумажных денег — ассигнатов, выпущенных в оборот для покрытия государственных расходов.

После этого Учредительное собрание вплотную занялось разработкой нового государственного устройства Франции, которое предстояло закрепить в Конституции. В основу нового строя был положен принцип разделения властей: законодательная власть принадлежала Национальному собранию, исполнительная — монарху. Король больше не мог единолично объявлять войну и заключать мир, но сохранял за собой право назначать министров и послов, командовать армией, руководить администрацией. Провозглашалось равенство граждан перед законом, независимо от их происхождения и вероисповедания. Дворянские титулы упразднялись. Вместе с тем, на основании имущественного ценза вводилось деление граждан на «активных» и «пассивных». Только «активные» — мужчины от 25 лет и старше, платившие прямой налог в размере трехдневной заработной платы и не находившиеся в услужении, — получали право избирать должностных лиц и служить в национальной гвардии.

Отменялись все привилегии и другие формы государственной регламентации экономической деятельности — цеха, корпорации, монополии и т. д. Ликвидировались таможни внутри страны на границах различных областей. Вместо многочисленных прежних налогов вводилось три новых — на земельную собственность, движимое имущество и торгово-промышленную деятельность.

Новое административное деление страны упростило и унифицировало систему местной администрации. Вместо прежних провинций с различными нормами обычного права и своими исторически сложившимися административными институтами было создано 83 департамента, примерно равных по размеру и по численности населения. Все административные единицы получали выборные органы управления.

14 июля 1790 г. в Париже на Марсовом поле состоялся грандиозный праздник Федерации. Представители всех департаментов принесли торжественную клятву верности «нации, закону и королю». Тем самым все провинции Французского королевства, присоединенные в разное время и по-разному, нередко насильственно, далеко не схожие между собой по истории и культуре, добровольно подтвердили свою принадлежность единой и неделимой нации.

Правда, очень скоро единодушный энтузиазм праздника Федерации сменился многочисленными политическими и социальными конфликтами. Один из наиболее острых был спровоцирован гражданским устройством духовенства. Принятые летом 1790 г. декреты Учредительного собрания о новой организации церкви превращали духовных лиц в государственных служащих. Священники и епископы, избираемые отныне гражданами как обычные должностные лица, должны были получать содержание от государства. Все остальные церковные звания, а также монашеские ордена ликвидировались. Отменялось утверждение епископов римским папой. Всё духовенство под угрозой отрешения от должности заставляли принести присягу на верность Конституции, что нарушало традиционную автономию церкви от государства. Эти решения вызвали резкое осуждение со стороны римского папы и спровоцировали раскол среди французского духовенства. Большинство служителей церкви отказалось принести присягу и лишилось своих мест. На освободившиеся вакансии было избрано 80 новых епископов и 20 тыс. священников. Во многих местах их вступление в должность вызвало конфликты с неприсягнувшим духовенством и привело к расколу паствы на два лагеря.

Со второй половины 1790 г. стала быстро ухудшаться экономическая ситуация. Чрезмерный выпуск ассигнатов спровоцировал всплеск инфляции. Рост дороговизны вызывал волнения сельских и городских «низов». Недовольство плебса пытались активно использовать крайне левые активисты революционного движения. Выдвинувшиеся уже в ходе Революции, а потому практически не представленные в Учредительном собрании, они критиковали депутатов Собрания за недостаточную решительность и, выдвигая радикальные, порой откровенно популистские лозунги, стремились получить поддержку масс. В Париже центром подобного радикализма стал Клуб кордельеров, куда входили такие левые политики, как Марат, Демулен, Ж. Дантон, и другие.

В июне 1791 г. разразился острый политический кризис в связи с попыткой бегства короля за рубеж. Людовик XVI, лишившись после смерти Мирабо своего тайного защитника в Собрании и всё больше чувствуя себя в Тюильри на положении пленника, согласился с планом побега, разработанным его окружением. 20 июля король с семьей покинули дворец Тюильри и направились в карете к границе, где его ждали верные войска. Обнаружив утром исчезновение монарха, революционные власти разослали во все стороны курьеров с приказом задержать его. 21 июля в местечке Варенн король был опознан и под охраной национальной гвардии возвращен в Париж. А вот его брату, графу Прованскому, бежавшему в тот же день по другой дороге, удалось благополучно пересечь границу.

Бегство Людовика XVI вызвало всплеск антимонархических настроений. Кордельеры и левая пресса потребовали суда над королем. Впервые с начала Революции в печати стали открыто обсуждать возможность установления республики. Однако депутаты-конституционалисты, не желая углублять кризис и ставить под вопрос плоды почти двухлетней работы над Конституцией, взяли короля под защиту и заявили, что он был похищен. Их позиция не нашла поддержки у большинства членов Якобинского клуба, который за предшествующие месяцы заметно полевел. Произошел раскол. Умеренные политики вышли из клуба и образовали новый в бывшем монастыре фельянов.

Попытавшись оказать давление на Учредительное собрание, кордельеры призвали горожан провести 17 июля на Марсовом поле сбор подписей под петицией с требованием об отречении короля. Городские власти запретили манифестацию. Однако собралась возбужденная толпа, которая, обнаружив под трибуной двух бродяг, убила их как «агентов аристократии». На Марсово поле прибыли мэр Байи и Лафайет с отрядом национальной гвардии. На требование разойтись полетели камни. Национальные гвардейцы открыли огонь, убив несколько десятков человек. Вслед за этим власти произвели аресты некоторых левых активистов. Клуб кордельеров временно закрыли.

3 сентября 1791 г. Учредительное собрание приняло Конституцию, а 30-го прекратило свою работу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

3 сентября 1791 г. во Франции была принята первая конституция страны. По ней официальной формой правления становилась конституционная монархия.
14 июля 1789 г. в Париже была взята Бастилия — так начиналась революция. Самой существенной причиной народного выступления стала бездарная политика короля Людовика IV, который довел государство до критической точки.


Жозеф Дюплесси. Король Людовик XVI в коронационном облачении. 1777.
Париж, Музей де Карнавале

Людовика бросало из стороны в сторону: на раннем этапе своего правления он казался реформатором. Прогрессивные изменения во внутренней политике, прежде всего в финансовой и налоговой сферах, которые были предприняты его министром Тюрго, впоследствии были отброшены, а король как будто потерял представление о действительном положении своего народа: налоги и поборы росли прямо пропорционально недовольству, а ненавистные феодалы получали всё большие привилегии. Мощнейшим ударом для абсолютной монархии стал суровый финансовый кризис, который поставил расточительное французское правительство на край катастрофы.


Гравюра «Принятие французской Конституции»

Для решения насущных проблем были созваны Генеральные штаты, которые начали свою работу 5 мая 1789 г. в Версале. Уже становилось очевидным, что Франции необходимы коренные преобразования, а продолжать существование в прежней форме государство более не способно. Об этом прямо заявили представители третьего сословия, т.е. горожан, которые 17 июня объявили себя «Национальным собранием» и призвали дворян и духовенство порвать с прошлым и перейти к совместным действиям на благо Франции.


Жак-Луи Давид. Клятва в зале для игры в мяч. 1791. Музей Версаля (на картине изображено, как депутаты от третьего сословия создают Национальное собрание)

Однако упрямый король отказался идти на соглашение с представителями городского сословия. 23 июня под давлением аристократов он провозгласил возврат к «старому порядку». Тем не менее это не помешало Национальному собранию 9 июля перейти к обсуждению проекта будущей конституции. А уже после 14 июля, т.е. взятия Бастилии, никаких препятствий конституционной деятельности не существовало: король и его окружение, напуганные восстанием, были готовы поддержать нововведения своих политических противников.


Диаграмма, на которой представлена система государственного управления по Конституции 1791 г.

«Новые» законодатели были сторонниками идей французских просветителей. Поэтому сразу же в проекте был сделан акцент на верховной власти народа, а предпочтительной формой правления стала конституционная монархия, при которой население лишь делегирует королю право представлять свои интересы. Через два года первая французская Конституция была уже готова.
За королем оставались лишь функции главы исполнительной ветви власти: он не мог влиять на законотворчество, которые находилось отныне в ведении Законодательного собрания. При этом сама фигура короля объявлялась священной и непрекосновенной за исключением трех случаев, когда народ имел право свергнуть его: если монарх не присягнет конституции; станет во главе армии противника; удалится из страны и не вернется в назначенный срок. Последний момент особенно важен, поскольку незадолго до даты официальной присяги Людовик попытался тайно бежать из страны, но был схвачен и возвращен в столицу. Разумеется, отношение нации к такому монарху было настороженным и в целом враждебным.
Вся же полнота власти принадлежала народу и Законодательному собранию, которое является его представителем. Законодатели, избиравшиеся на 2 года, решали все основные вопросы государственного управления без помощи короля.


Король Людовик XVI присягает Конституции. 3 сентября 1791г.

Король был вынужден присягнуть Конституции. Но его «благонадежность» уже тогда вызывала большие сомнения республиканцев. Совсем скоро выяснилось, что Людовик поддерживал тесные отношения с французскими эмигрантами, бежавшими из страны после событий июля 1789 г., и по всей видимости собирался, рано или поздно, совершить побег. После вскрытия подобной переписки короля лишили полномочий и арестовали. 21 сентября 1792 г. монархия была свержена, а уже 21 января 1793 г. несчастный Людовик взошел на эшафот.

Добавить комментарий