Первобытная власть

12. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе

Догосударственное, или первобытное, общество заняло в истории человечества более тридцати тысячелетий и прошло в своем развитии период зрелого первобытного общества, где первобытнообщинный строй существует в чистом виде, и период распада первобытного общества, когда идет процесс разложения первобытнообщинного строя и его постепенной замены государством.

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей — род и племя. Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Племя — более крупное и позднее общественное образование, возникающее с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин.

Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) — это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Союзы племен — это объединения, возникавшие у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя.

В родовой общине как первичной форме объединения людей власть, а вместе с ней и управление, выглядели так. Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, состоявшее из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода оно выбирало старейшину или вождя. Привилегиями по сравнению с другими членами рода он не обладал. Как все, он принимал участие в производственной деятельности и получал свою долю. В любое время он мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой должности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время военных походов, а также жрецов, шаманов, колдунов и т. п., которые тоже не обладали привилегиями. В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине.

Специального аппарата управления или принуждения, власти, оторванной от общества, здесь еще нет.

ПОТЕСТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (от лат potestas — власть), система властно-управленческих институтов в доклассовом, или дополитическом (предполитическом, предгосударственном), обществе; догосударственная организация власти. Генезис Потестарной организации связан со специализацией функции руководства хозяйственной и социальной сферами жизни первобытного общества. Первоначально Потестарная организация была основана на авторитете и престиже предводителей (бигменов, старейшин, вождей) наряду с различными формами первобытного народовластия (собрания сородичей, общинников; советы старейшин). В поздне-первобытных обществах появляются особые институты власти: мужские союзы, тайные союзы, племена, советы вождеств и союзов вождеств, дружины. В целом, для Потестарной организации характерна нерасчленённость или неполная расчленённость управленческих, социально-экономических и идеологических (религиозных, ритуальных) функций. Отношения власти строились на базе родственных отношений и половозрастной стратификации (см. Возрастная организация, Системы родства) или их имитации (на поздних этапах). Пережиточные формы Потестарной организации встречаются во многих архаических обществах (тайные общества, крестьянские братства) и в большинстве развивающихся стран (общинное самоуправление, харизматичность власти политических лидеров, институт традиционных вождей, палаты вождей в парламентах, земляческие союзы, тарикаты).

В. А. Попов.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 895.

Вопрос 3. Власть и формы социальной организации в первобытном обществе

Власть есть атрибут бытия человека. Она присутствует везде и всегда независимо от периода и этапов развития человеческого общества. Власть присутствовала в догосударственном состоянии организации жизни человека. Она имеет биологические, природные основы и свойственна не только людям. Зоологическая структура природного мира основана на власти: кто-то лидер и доминирующий член сообщества, кто-то вынужден подчиняться и признавать стороннее лидерство.

История человечества знает достаточно длительный период, когда государства еще не было. Этот период иногда называют доисторическим, полагая, что история цивилизованного человечества начинается с момента образования первых государств. Взгляд на догосударственное состояние человечества и его развитие, которое привело к государствам, означает признание эволюционного пути развития человечества: развитие от примитивных, простых форм к более сложным. Первобытное общество прошло, как признается в литературе, несколько этапов: 1) ранний, этап праобщины (первобытного стада); 2) средний, этап родовой общины; 3) поздний, этап первобытной соседской общины и появления условий образований государств. При этом особое значение имели неолитическая революция способствующая переходу от присваивающей к производящей экономике, развитие и совершенствование орудий труда, появление скотоводства и земледелия.

В любом случае сложно отрицать наличие догосударственного состояния — строя, не имевшего атрибутов государства и специальных созданных им приспособлений для функционирования управленческой сферы. При этом принято считать, что труд стал основой развития человека. Необходимость хозяйственной, добывающей, изначально организующей жизнь первобытного человека деятельности служила условием выживания человеческих первобытных сообществ. Выживание возможно лишь при совместных усилиях, действиях, которые совершаются сообща и выражаются в добывании пищи, поддержании среды обитания, защите от стихий природы и внешних всевозможных воздействий. Вряд ли возможно классифицировать характер этой жизни, проводя полные аналогии с государственно организованным обществом. По существу, два основных компонента имеют общее с будущей государственной организацией: 1) человек, оснащенный инстинктами, природными свойствами, включая начала разума, биологическими свойствами, и оттого формирующий приемлемые и возможные формы своего бытия; 2) власть, имеющая природные и биологические основы и сопровождающая человека на протяжении всей его жизни. Сочетание и соотношение человека, его деятельности, организаций, которые он создает, и власти при обязательном участии верований, постепенно проявляющихся в признании надчеловеческих сил, и формирует пространство государства.

Власть в первобытном обществе характеризовалась тем, что она была:

• общественной по существу и по форме (негосударственной, не организованной специально для управления) и представляла самоуправление — управление самими и для себя с целью, возможно, и не осознаваемой в полной мере, но состоящей в воспроизводстве основных форм жизнедеятельности;

• традиционно-авторитетной, что особенно стало проявляться на более поздних этапах развития первобытного строя, когда признание и уважение заслуг определенных членов сообщества стали проявляться все сильнее;

• семейной, родовой, общинной (воплощением как общественных усилий в виде, например, родовых собраний, так и сформировавшихся в дальнейшем персональных первобытных институтов власти в виде, например, старейшины, вождя или жреца).

Основными формами социальной организации власти в первобытном обществе были:

1) род или родовая община. Здесь люди образовывали союз не по принципу территории, но на основе родственных связей, совместном труде и имуществе;

2) фратрии (братства) — союз нескольких родов, которые имеют общие родственные отношения. Формировались не у всех родов;

3) племя — объединение первобытных людей, состоящее из нескольких родов, имеющее определенную территорию под предводительством вождя;

4) союз племен — объединение нескольких племен, позволявшее более эффективно организовывать жизнь первобытных людей в условиях появившейся специализации труда, освоения новых территорий, осуществления защиты от возможных нападений, ведения войн. Союзы племен свойственны в большей степени этапу позднего первобытного строя.

Первобытнообщинный строй имел родоплеменную форму организации, в рамках которой реализовывались первичные нормы социального взаимодействия в условиях полного отсутствия дифференциации между людьми или группами людей — мононормы (А. И. Першиц). Концепция мононорм подвергается критике, так как предлагает понимание нерасчлененных норм, единых для всех. Конечно, это нормы, которые не имели современного понимания структуры; первобытный человек не мог различать свои обязанности и права, дифференцировать нормы по сфере действия, но он был способен считать какой — либо объект, чаще всего животное, священным, неприкосновенным и понимать, что сверхъестественные силы могут наказывать.

Вряд ли целесообразно проводить какую-либо аналогию между мононормами первобытного строя и современными нормами — правилами поведения, реализация которых опирается на принудительную силу государства, его повсеместного регулирования. Наличие мононорм сложно как опровергнуть, так и подтвердить. Если возможно говорить о нормах поведения первобытного общества, то в любом случае они были едиными лишь на определенном временном интервале, в рамках раннего этапа развития первобытного общества. Вместе с тем невозможно исключить действие норм (независимо от того, считаются ли они мононормами), предлагающих определенные правила поведения и состоящих в том, что они:

• выражали необходимость выживания, организации возможной совместной деятельности первобытного человека, регулировали прежде всего жизнеобеспечивающие отношения;

• отражали место человека как неотделимой и ничем не защищенной от природного воздействия части природы;

• не имели письменного характера (на ранних этапах развития), отражались набором знаков, символ;

• присутствовали в сознании и подсознании первобытного человека, ориентирующегося в силу необходимости на определенные образцы поведения;

• реализовывались в виде:

— обычая — никем специально не устанавливаемого, но одобряемого определенным сообществом людей правила поведения, повторенного многократно и ставшего привычкой совершения именно таких, а не других действий;

— религиозной нормы — исходящего из веры в надчеловеческие силы, в Бога определенного правила поведения, диктуемого верой;

— первобытной нормы, сформированной на основе представлений о хорошем, плохом, добре, зле и близкой к религиозной норме;

— табу — запрета на совершение какого-либо действия исходя из представлений о надчеловеческих силах, невозможности нарушения чего-либо священного;

— ритуала — формы выражения символического характера природы человека, принципиально отличающего его наряду с разумом от животного мира;

— мифа, предложенного совместными усилиями членов сообщества на основе опыта и веры, представлений о чем-либо и порождающего определенный вариант поведения.

Таким образом, власть в первобытном обществе, являясь атрибутом жизни человека, имеет биологические основания. На основе совместной по необходимости, для целей выживания, деятельности человек постепенно приобретал черты социальности. Власть в первобытном обществе имеет характерные черты и регулируется в соответствующих формах; существуют формы социальной организации жизнедеятельности догосударственного общества.

потестарная организация

потеста́рная организа́ция (от лат. potestas — власть), система властно-управленческих институтов в доклассовом, или дополитическом (предполитическом, предгосударственном), обществе; догосударственная организация власти. Генезис потестарной организации связан со специализацией функции руководства хозяйственной и социальной сферами жизни первобытного общества. Первоначально потестарная организация была основана на авторитете и престиже предводителей (бигменов, старейшин, вождей) наряду с различными формами первобытного народовластия (собрания сородичей, общинников; советы старейшин). В позднепервобытных обществах появляются особые институты власти: мужские союзы, тайные союзы, племена, советы вождеств и союзов вождеств, дружины. В целом, для потестарной организации характерна нерасчленённость или неполная расчленённость управленческих, социально-экономических и идеологических (религиозных, ритуальных) функций. Отношения власти строились на базе родственных отношений и половозрастной стратификации (см. Возрастная организация, Системы родства) или их имитации (на поздних этапах). Пережиточные формы потестарной организации встречаются во многих архаических обществах (тайные общества, крестьянские братства) и в большинстве развивающихся стран (общинное самоуправление, харизматичность власти политических лидеров, институт традиционных вождей, палаты вождей в парламентах, земляческие союзы, тарикаты).

В. А. Попов

Понятие и предмет Теории государства и права.

ТГП ( Теория государства и права) это фундаментальная юридическая наука изучающая наиболее общие закономерности возникновения развития и функционирования государства и права а также их сущность и назначение.

Предмет теории государства и права – это наиболее общие закономерности государственной правовой действительности. Теория государства изучает наиболее общее повторяющееся явление, относящееся к государству и праву, причем в логической направленности.

Предметом теории государства и права выступает наиболее общие закономерности возникновения развития и функционирования государства и права, взаимосвязь и взаимодействие между собой.

Понятие метода Теории государства и права. Виды методов.

Методы государства и права– это совокупность приемов и средств, помощи которых изучается предмет. Метод отвечает на другой вопрос – «Как? При помощи, каких средств изучается предмет?».

Методы государства и права многообразны и подразделяются на определенные виды:

Всеобщие (или философские) методы

Философские всеобщие методы прежде всего выражаются в определенных принципах и подходах. К таким принципам можно отнести:

· принцип объективности;

· принцип универсальности;

· принцип развития;

· принцип историзма.

Распространенными подходами являются диалектические и метафизические подходы.

Иногда помимо всеобщих методов выделяют общие методы, чаще всего в них входят научные приемы, в том числе анализ, синтез, индукция, дедукция, а так же такие подходы, как то системный подход. Общие методы применяются во всех науках.

2. Частные методы –это методы, применяемые во многих науках к таким методам можно отнести статистические и социологические логические методы и так далее.

При помощи статистических методов устанавливается численность величина в правовых явлениях их структуру, а также взаимосвязь (количества преступлений и их виды и так далее)

Социология –это общественная наука о социальной структуре общества, а также взаимоотношения между группами классами и так далее.

При помощи социологического метода выясняется зависимость отдельных правовых явлений от интересов и традиции, существующих в обществе. Социологические методы раскрывает проблемы эффективности правового регулирования

Логика– это философская наука о правильном мышлении. ТГП широко используется также логические приемы как понятие суждение классификация. В праве применяется все логические законы.

Специальные методы, применяемые в одной или нескольких науках.

Сравнительно-правовой метод толкования. Например, при помощи сравнительно-правового метода объясняется общие и отличительные признаки правовых систем отраслей и институтов права для обозначения юридических наук используются различные термины. В частности правоведения юриспруденция. Однако иногда термин юриспруденция используется и в других значениях: она хватает несколько юридических наук и юридическую практику.

Место Теории государства и права в системе общественных наук.

Место Теории государства и права в системе -юридических наук.

Юридическая Наукаэто система специальных знаний, а также сфера деятельности в пределах и посредством которого раскрываются государства и права, а также происходит теоретическое прикладное освоение государственно-правовой действительности.

Юридическая наука характеризуется следующими особенностями:

1. Носит прикладной характер, то есть применяется на практике .

2. Является гуманитарной наукой.

3. Является политической наукой : раскрывает закономерности функции политической власти.

4. Имеет свою структуру.

Юридическая наука имеет сложную структуру. Различают следующие группы юридических дисциплин:

1. Исторические и теоретические науки (История государства и права , сравнительное правоведение, политология, история политических и правовых учений и ТГП).

2. Отраслевые юридические науки (Конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право).

3. Прикладные юридические науки (Криминалистика, судебная бухгалтерия, судебная психиатрия, судебная медицина).

4. Наука, изучающая Порядок формирования и деятельности органов публичной власти а также различных организаций (Правоохранительные органы прокурорский надзор судебная власть Адвокатура и так далее).

5. Особые отраслимеждународное публичное и Международное частное право.

Теория государства и права как видно относится к первой группе юридических дисциплин следовательно наиболее тесные отношения она имеет с История государства и права, сравнительное правоведение и политологией. По отношению ко всем юридическим дисциплинам ТГП может рассматриваться:

1)Как методологическая наука: ( положение разрабатываемые в рамках теории государства и права используются всеми юридическими науками)

2)В качестве науки политического характераизучает политические институты общества .

3)В качестве плотной научные дисциплиныТГП предваряет изучение других фундаментальных юридических наук в рамках теории государства и права раскрывается основные концепции правовые термины

4)В качестве обобщающий наукиобщее положение отраслевых юридических наук

5)В качестве науки философского характера ТГП приспосабливают общее философское положение применительно к юридическим наукам.

Система и структура Теории государства и права.

ТГП подразделяется на две части:

Теория государства

Теория права

ТГП состоит из трех разделов:

1) философия права

2) социология права

3) юридическая догматика (позитивистская теория права)

Философия права — составляет наиболее обобщенный уровень теории права (смысл и назначение права его сущность и естественные права человека и так далее)

Социология права — раскрывает вопросы связанные с эффективностью правовых норм зависимость права от других социальных факторов и так далее.

Юридическая догматика — раскрывает сугубо—правовые проблемы и прежде всего связано с текстом нормативно-правового акта (юридическая техника, методы толкования).

Властные институты первобытного общества.

ВЛАСТНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Верхнемполиолите возникает первое организация человеческого общества это—род.

Род — это союз людей на основе кровного родства. Родовая организация включала и властные институты.

В первобытном обществе функционировали примитивные институты власти. К ним можно отнести:

1. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ. Состояла из всех членов общины. Народное собрание создавалось периодический для решения наиболее важных вопросов. Например, о войне и мире, о переходе на другое место жительства. Чаще всего руководил народным собранием предводитель.

2. СОВЕТ СТАРЕЙШИН. Состоял из наиболее опытных лиц пожилого возраста. Совет Старейшин занимался различными видами деятельности. В этом числе разрешением споров между общинами. Воспитание подрастающего поколения.

3. ПРЕДВОДИТЕЛЬ. Предводителем чаще всего являлся воин, который проявил свои качества лидера. Власть предводителя особенно усилилось период опасности, воин.

4. ЖРЕЧЕСТВО. Жрецами могли быть наиболее способные члены общины. Жрецы следить за правильностью исполнение обрядов, ритуалов, знали наизусть все правила и процедуры. Жрецы осуществляли идеологическую власть.

Эти властные институты не могут быть признаны полноценными институтами публичной власти. Власти в обычном обществе осуществлялась на общественных началах. Институты власти замещались, то есть властные полномочия были доступны; отсутствовать аппарат принуждения; функционировала это власть на основе традиций и обычаев. Специалисты отмечают, что власть в первобытном обществе носила потестарныйхарактер по возможности применения принуждения, вплоть до лишения жизни.

Такая система власти соответствовал существующие формы хозяйствования и уровня развития первобытного человека.

Добавить комментарий