Первый в России земский собор состоялся

ПРИЧИНЫ СОЗЫВА ПЕРВОГО ЗЕМСКОГО СОБОРА

По мнению одних, этот собор был созван царем для борьбы с боярами, против которых Грозный искал опоры в народе8. Это мнение не поддерживается историческими свидетельствами. Напротив, именно в 1550 г. царь всего менее мог думать о борьбе с боярством. К тому времени при посредничестве митрополитов Макария и Сильвестра он сблизился с лучшими людьми из боярства и составил из них круг советников и сотрудников, которые помогали ему в его смелых внешних и внутренних предприятиях. Чувствуя это затруднение, другие исследователи поправляют догадку, прибавляя, что первый земский собор дал царю твердую почву для будущей борьбы с боярством9. Но когда настала эта ожиданная борьба, царь не искал опоры в твердой почве земского собора, а создал для этого новое учреждение совершенно противоземского характера, опричнину. Все, что известно о целях первого земского собора от самого верховного виновника и руководителя его, также не поддерживает догадки о боевых демократических побуждениях, будто бы его вызвавших.

Другие исследователи указывают другие причины созыва первого земского собора; эти причины повторяют иногда как подкрепление своей догадки и сторонники противобоярского происхождения этого собора. То были: возникшая с объединением Руси Москвой потребность в общем органе для всей Русской земли, при помощи которого она могла бы заявлять о своих нуждах и желаниях перед образовавшеюся общею верховною властью, необходимость дать общее направление интересам и стремлениям отдельных земщин Московского государства, чтобы могло выработаться сознание целостной общерусской земщины, необходимость для царя вступить в союз с землею, отстранив бояр с пути, который вел к единению царя и земли, ясно понятая царем необходимость непосредственного общения своего с народом, чтобы иметь в нем твердую опору в правительственной деятельности, и т. п.10 Нельзя не признать того удобства этих соображений, что они касаются происхождения соборного представительства вообще, а не первого только собора; трудно объяснить происхождение первого собора отдельно от дальнейших, особенно когда для суждений о первом соборе так мало данных.

Первый собор был созван Иваном IV в пору крайнего правительственного возбуждения царя. Венчание на царство с принятием царского титула, женитьба и вслед за тем страшные московские пожары, народный мятеж, казанские и крымские набеги — все эти треволнения с самого начала 1547 г. поочередно то поднимали, то повергали в уныние его неустойчивый дух. Он долго не мог оправиться от впечатления московских пожаров и через три с лишком года на Стоглавом соборе описывал свой тогдашний испуг с живостью только что пережитой минуты: тогда «вниде страх в душу мою и трепет в кости моя, и смирися дух мой, и умилихся и познах своя согрешения». Тогда он решился покончить и с боярским правлением, и со своей легкомысленной юностью и хлопотливо принялся за государственные дела. Он начал искать вокруг себя людей и средств, которые помогли бы ему поправить положение дел. При таком настроении царя созван был собор 1550 г. До нас не дошло деяния или протокола этого собора, и мы не знаем ни его состава, ни подробностей его деятельности. Но о нем сохранился такой рассказ. На двадцатом году своего возраста царь Иван, видя государство в великой туге и печали от насилия сильных, умыслил всех привести в любовь. Посоветовавшись с митрополитом, как бы уничтожить крамолы и утолить вражду, царь «повелел собрать свое государство из городов всякого чина». В воскресный день царь вышел с крестами на московскую Красную площадь и после молебна с лобного места сказал митрополиту: «Молю тебя, святый владыко, будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет». Изобразив затем яркими чертами беспорядки боярского правления в продолжение своего несовершеннолетия, царь вдруг бросил в глаза присутствовавшим на площади боярам запальчивые слова: «О неправедные лихоимцы и хищники, неправедный суд по себе творящие! Какой теперь ответ дадите нам — вы, многие слезы на себя воздвигшие? Я чист от этой крови; ждите своего воздаяния». Потом царь поклонился на все стороны и продолжал: «Люди божии и нам дарованные богом! Молю вашу веру к богу и к нам любовь; ныне нам ваших обид и разорений и налогов исправить невозможно… молю вас, оставьте друг другу вражды и тяготы свои… я сам буду вам судия и оборона, буду неправды разорять и хищения возвращать».

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec40.htm

ВНУТРЕННЯЯ РЕФОРМА ГОСУДАРСТВА

Одновременно с казанскими походами Грозного шла его внутренняя реформа. Начало ее связано с торжественным «собором», заседавшим в Москве в 1550—1551 гг. Это не был земский собор в обычном смысле этого термина. Предание о том, будто бы в 1550 г. Грозный созвал в Москве представительное собрание «всякого чина» из городов, признается теперь недостоверным. Как показал впервые И. Н. Жданов, в Москве заседал тогда собор духовенства и боярства по церковным делам и «земским». На этом соборе или с его одобрения в 1550 г. был «исправлен» Судебник 1497 г., а в 1551 г. был составлен «Стоглав», сборник постановлений канонического характера. Вчитываясь в эти памятники и вообще в документы правительственной деятельности тех лет, мы приходим к мысли, что тогда в Москве был создан целый план перестройки местного управления. Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то ее решено было заменить иными формами управления. До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами самоуправления. Самоуправление при этом получало два вида: 1) Ведению выборных людей передавались суд и полиция в округе («губе»). Так бывало обыкновенно в тех местах, где население имело разносословный характер. В губные старосты выбирались обыкновенно служилые люди, и им в помощь давались выборные же целовальники (т. е. присяжные) и дьяк, составлявшие особое присутствие, «губную избу». Избирали вместе все классы населения. 2) Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но и финансовое управление: сбор податей и ведение общинного хозяйства. Так бывало обыкновенно в уездах и волостях со сплошным тяглым населением, где издавна для податного самоуправления существовали земские старосты. Когда этим старостам передавались функции и губного института (или, что то же, наместничьи), то получалась наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все стороны земской жизни. Представители такого самоуправления назывались разно: излюбленные старосты, излюбленные головы, земские судьи. Отмена кормлений в принципе была решена около 1555 г., и всем волостям и городам предоставлено было переходить к новому порядку самоуправления. «Кормленщики» должны были впредь оставаться без «кормов», и правительству надобны были средства, чтобы чем-либо заменить кормы. Для получения таких средств было установлено, что города и волости должны за право самоуправления вносить в государеву казну особый оброк, получивший название «кормленаго окупа». Он поступал в особые кассы, «казны», получившие наименование «четвертей» или «четей», а бывшие кормленщики получили право на ежегодные «уроки» или жалованье «из чети» и стали называться «четвертчиками».

Созыв первого Земского собора стал одним из ключевых событий правления царя Ивана IV Грозного. Дело в том, что с этого момента идет отсчет сословно-представительной монархии в России. Дата первого Земского собора – 1549 год.

Созыв земского собора при Иване IV

Царствование Ивана IV началось в специфических условиях. Дело в том, что его отец Василий III умер в 1533 году и до 1547 года продолжался период регентства при малолетнем царевиче.

Рис. 1. Первый земский собор.

Первый Земский собор также называли «собором примирения”. Причиной созыва стало восстание в столице в 1549 году. Заседание продолжалось всего два дня, 27-28 февраля. Среди его участников были: царь, бояре, Боярская дума, а также выборные представители от других сословий. Они рассматривали вопросы государственного управления, например, отмену кормлений и борьбу со злоупотреблениями на местах. С этого момента можно датировать возникновение в России сословно-представительной монархии.

Одновременно с созывом этого собора начались реформы. Иногда историки называют их «реформы Избранной Рады”. Последствием реформ стали улучшения в военной сфере, а также в законодательстве, сборе налогов, церковных делах и управлении. В войске была усилена артиллерия и появились инженеры, которые делали подкопы. Это очень помогло во время похода на Казань в 1552 году.

Также вскоре после созыва первого Земского собора Иван IV провел церковную реформу в 1551 и к 1556 году были завершены еще две реформы: губная и земская. Их результатом стало улучшение работы органов местной власти и отмена устаревшего способа содержания администрации на местах – кормлений.

1549 год в истории России запомнился вторым походом Ивана IV на Казань, но успехов он не принес. Бунт в Москве в 1547 году связан с засухой и пожарами. Толпа восставших граждан убила родственника царя – Юрия Глинского.

Рис. 2. Земский собор.

Реформы середины XVI века

Государство нуждалось в реформировании, в соответствии с требованиями времени. Еще в период регентства были начаты две реформы – денежная и губная. В 1550 году в царстве Русском появился новый Судебник. Согласно его пунктам, в государстве вводилась новая единица сбора налогов – большая соха. Такое наименование получили 400-600 десятин земли. Данный порядок налогообложения просуществовал до 1678 года.

К 1550 году относится и начало военной реформы. Вместо прежних пехотинцев-пищальников были сформированы шесть стрелецких полков, по 500 человек каждый. Позже численность стрельцов выросла более чем в десять раз. Также Иван IV раздал земли вокруг Москвы, в радиусе 70 километров, «избранной тысяче” московских дворян.

Последний Земский собор был созван в 1684 году и поводом стало заключение Вечного мира с королем Речи Посполитой Яном Собеским.

Рис. 3. Иван IV.

Что мы узнали?

Значение создания Земского собора для истории России XVI века в том, что в стране начался 135-летний период сословно-представительной монархии, а также были проведены различные реформы.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Какое событие стало поводом к созыву Земского собора в 1684 году?

    • Избрание на царство Петра I
    • Заключение «вечного мира” с Речью Посполитой
    • Заключение мирного договора с Крымским ханством
    • Заключение мирного договор с империей Цин
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 58% ответили правильно
    • 58% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Земский собор

В XVI в. в России возник принципиально новый орган государственного управления – земский собор.

В состав Земского собора входили: царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), а иногда – государственных крестьян. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением.

Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Были случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

В земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа войска) и торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных.

В качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая то или иное решение, члены собора обязывались в то же время быть исполнителями этого решения. В период Смутного времени начала XVII в. соборное представительство было только выборным, а постоянными членами его являлись представители служилого и посадского населения. Свободное крестьянство, которое образовывало с посадскими людьми общие «всеуездные миры», было также представлено на соборах, но крепостные крестьяне в них не участвовали.

На земских соборах обсуждение вопроса проходило по чинам и по группам. Обсудив вопрос, выборные люди подавали в группы свои письменные мнения – так называемые «сказки».

Регулярность и продолжительность заседаний земских соборов не были регламентированы и зависели от обстоятельств, важности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся приговор, принимаемый всем составом собора. Таким образом, правительство имело возможность выявить мнения отдельных сословий и групп населения. Но в целом собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже – в Золотой палате или Столовой избе.

Кроме названия «Земский собор», это представительное учреждение имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».

Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в историю как Собор примирения. Причина его созыва – восстание 1547 г. в Москве и необходимость примирения противоречий между боярством и дворянством.

На основе документов историки насчитывают в XVI–XVII вв. около 50 земских соборов. Все они условно делятся на четыре группы: созванные царем по его инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; соборы, на которых избирались цари.

Преобладала первая группа соборов. Собор 1549 г. относится ко второй группе, так как он был созван по требованию сословий. Собор 1598 г. избрал на царство Бориса Годунова, 1613 г. – Михаила Романова.

Наиболее сложную и представительную структуру в XVI в. имели Стоглавый собор 1551 г. и Собор 1566 г.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван церковный собор, получивший название Стоглавого, так как его решения были сформулированы в 100 главах. Собор регламентировал церковное искусство, правила жизни духовенства, составил и утвердил список общерусских святых. Самым спорным вопросом оказался вопрос о церковном землевладении. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV.

Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировалось пять курий, объединявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказных людей, дворянство и купечество). На этом соборе решался вопрос о войне с Литвой и Польшей.

Суммируя компетенцию земских соборов, можно констатировать, что на земских соборах рассматривались вопросы:

– избрания на царство;

– войны и мира;

– принятия новых нормативных актов;

– налогообложения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Земский собор — это собрание представителей всех сословий Русского царства в XVI-XVII вв. Делегатов собирали, чтобы обсудить политические, экономические и административные вопросы. Крепостные крестьяне к заседаниям не допускались

С. В. Иванов. «Земский собор», 1908

За 135 лет (1549-1684) было созвано около 60 земских соборов. Слово «земский» означает «всей земли», то есть общегосударственный, а «собор» — «собрание», «совещание».

Земский собор — русский аналог Генеральных штатов во Франции и Нидерландах, Сейма в Речи Посполитой, Рейхстага в Священной Римской империи, Кортесов в Испании или Парламента в Англии.

Созванный царями совет

Первый Земский собор созвал Иван IV Грозный в 1549 году. Молодой царь, только что взошедший на престол, нуждался в поддержке общества.

Первый собор, получивший название «Собор примирения», состоял из представителей церкви, Боярской думы (правительство) и делегатов от различных земель и социальных слоев, за исключением крепостных крестьян. На соборе Иван IV выступил с покаянной речью перед народом и обещал царствовать праведно.

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева

Однако его правление со временем становилось, наоборот, все более деспотичным. Земские соборы созывались и далее, но превратились в фиктивный орган, который лишь слепо одобрял решения правителя.

Всплеск активности земских соборов пришелся на Смутное время, когда власть на Руси ослабла и заколебалась. В 1598 году Земский собор избрал царем Бориса Годунова, в 1613 году — Михаила Романова. В 1610-1613 гг. в условиях иностранной интервенции Земский собор при народном Ополчении фактически стал органом верховной власти в России.

Провозглашение Авраамием Палициным, келарем Троице-Сергиева монастыря, решения Земского собора об избрании на царство Михаила Романова. Миниатюра 1673 года

В течение XVII века власть Романовых крепла, земские соборы вновь стали терять полномочия. Цари прибегали к ним лишь для того, чтобы утвредить особо важные решения. В 1649 году Земский собор принял Соборное уложение — свод законов и правил, действовавший почти 200 лет. В 1684 году Земский собор утвердил Вечный мир с Польшей. С тех пор он не созывался.

Русский парламент?

Земский собор так и не стал полноценным парламентом России, как это произошло в Англии. Он и не вступил в конфронтацию с монархом, как это было во Франции. Русский парламентаризм умер, так и не родившись.

С тех пор любой парламент в России, будь то царская Государственная Дума 1905-1917 гг., Верховный Совет СССР или современный Совет Федерации, со временем перерождается в послушный и безропотный орган утверждения царских указов.

Заседание Государственной думы Российской империи, 1912 год. Фото: Wikimedia

Попытки реанимировать Земский собор и созвать представителей всего народа предпринимались и после 1684 года. Его аналогом можно назвать Уложенную комиссию 1767 года, созванную в Москве Екатериной II. Реальные результаты ее деятельности оказались ничтожными и она была распущена.

В царствование Александра III часть консервативных политиков предлагала императору созвать Земский собор, однако он отверг этот проект.

Во время Гражданской войны в России попытки созвать всенародное представительво были предприняты вновь. Аналогом Земского собора можно назвать Всероссийское учредительное собрание, которое было разогнано большевиками в январе 1918 года.

Заседание Госдумы РФ. Фото: Wikimedia

В 1922 году во Владивостоке, последнем оплоте Белой армии, был созван Приамурский Земский собор. Его целью было восстановление монархии и учреждение нового органа Верховной власти. Собор признал власть Дома Романовых, однако вскоре был разогнан наступающей Красной армией.

Добавить комментарий