По мотивам политической идеологической

Наказание за совершение убийства может быть разным. Один преступник получает всего несколько лет лишения свободы, а другой — отправляется на пожизненное заключение. Многое зависит от способа совершения деяния. Но не менее важное значение Уголовное законодательство отводит тому, чем руководствовался убийца, его мотивам.

Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной ненависти, а также по религиозным побуждениям, является особо тяжким, и наказанием за него может стать даже пожизненный срок.

Особенности состава

Статья 105 УК РФ определяет убийство как причинение другому человеку смерти и указывает две категории преступления:

  • обычное;
  • совершенное при определенных отягчающих обстоятельствах.

Все особенные условия перечисляются во второй части. Среди них есть несколько отягчающих мотивов, в том числе ненависть экстремистского характера (к расе, религии и т. д.). Она вынесена в отдельный пункт «л».

Данный пункт имеет продолжительную историю, связанную с развитием борьбы с экстремизмом, о котором стали особенно много говорить после Второй мировой войны. После трагических событий тех лет были приняты международные декларации и конвенции, устанавливающие необходимость гарантирования всех прав и свобод человека, его защиту от любого рода дискриминаций.

При совершении убийства экстремистского характера нарушаются два важнейших права человека: на жизнь, а также на равенство вне зависимости от его взглядов, религии и социального положения. Именно поэтому преступление вынесено в отдельный пункт и имеет суровое наказание.

Для того чтобы привлечь к ответственности за совершение такого убийства, необходимо доказывать наличие мотива. Нужно исключить возможность существования обычной личной неприязни к жертве. Для этого устанавливается:

  • период, в течение которого потерпевший и убийца были знакомы, как долго они общались;
  • наличие или отсутствие конфликтов, которые возникли по другому поводу и не были связаны с религиозной, расовой или другой враждой.

Так как у деяния есть четкий мотив, есть и умысел на совершение преступления. Он может быть прямым и косвенным. В первом случае человек осознает характер своих действий, предвидит последствия и желает, чтобы они наступили. Во втором случае желание отсутствует, но убийца осознает и предвидит, что его поступки могут лишить жертву жизни.

Интересно! Наглядным примером косвенного умысла в убийстве по экстремистским мотивам может быть поджог церкви. Преступник не пытается убить людей, находящихся внутри, но осознает, что они могут погибнуть.

Состав Определение
Объект Жизнь человека, а также конституционные права, связанные с равенством вне зависимости от принадлежности человека к социальным и национальным группам, религии и т. д.
Объективная сторона Убийство, которое непосредственно связано с ненавистью к национальной и расовой принадлежности жертвы, его религиозным, политическим, другим взглядам и убеждениям
Субъект Человек, которому на момент совершения убийства уже есть 14 лет
Субъективная сторона Умысел

Постановление Пленума Верховного Суда РФ (ППВС) от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» отмечает одну важную особенность квалификации такого убийства. Если у преступления есть мотив, указанный в п. «л» ч.2 ст. 105, то учитывается только он, другие причины, которые двигали убийцей, исключаются.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 105 Уголовного кодекса РФ «Убийство»

Статья 282 Уголовного кодекса РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

Особенности преступления

Мотивы, предусмотренные пунктом «л» ч.2 ст. 105 УК РФ можно разделить на две части:

  • вражда из-за политических, идеологических взглядов, на почве принадлежности к расе и национальности;
  • религиозная ненависть.

Первая часть представляет собой неприязнь к характеристикам конкретного человека, то есть не к личности, а именно к его принадлежности к ненавистной преступнику расе или нации, идеологии.

Ненависть Характеристика
Идеологическая Неприязнь к чужой идеологии, то есть совокупности взглядов и идей по отношению к конкретному вопросу
Политическая Неприязнь, вызванная связью потерпевшего с политическими партиями, органами власти, общественными объединениям, а также его политическими убеждениями
Расовая Отношение к человеку, как к низшему, связанное с его принадлежностью к какой-либо расе (негроидной, монголоидной, др.). Ненависть основана на внешнем биологическом различии людей, цвете глаз и кожи, разрезе глаз
Национальная Неприязнь к этнической общности, объединенной территорией, языком, культурой и другими признаками

Такие убийства бывают громкими, направленными на открытую демонстрацию своей ненависти. Если же их целью является разжигание национальной или другой вражды, то преступление квалифицируется сразу по двум статьям, а именно по п. «л» ч.2 ст. 105 и п. «а» ч.2 ст. 282 УК РФ (отдельная норма о возбуждении вражды). Это правило установлено в ППВС № 11 от 28.06.2011.

Важно! Если жертва относилась к какой-либо неприятной потерпевшему расе, но убийство было совершено по личным мотивам, например, из-за бытовой ссоры, то оно не подлежит квалификации по п. «л». Видео о статье 282 Уголовного кодекса РФ

Наказание

Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной ненависти является особо тяжким, из чего следует и высокая строгость наказания за его совершение. Санкция у статьи альтернативная и содержит:

  • лишение свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного до двух лет;
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертную казнь.

Особенности убийства, совершенного на почве религиозной ненависти

Каждому человеку на конституционном уровне предоставляется свобода вероисповедания. В это право входит как возможность относить себя к любой религии, так и не исповедовать ее вовсе. Выбор должен уважаться и приниматься всеми.

Но религиозная ненависть существует и включает в себя неприязнь к представителям конкретного вероисповедания, к объектам и предметам их культуры, местам их сборов.

Убийства, совершенные по мотиву ненависти, связанной с религией, являются распространенным явлением. Они основаны на нетерпимости преступника, и могут быть вызваны:

  • отказом потерпевшего исповедовать конкретную религию;
  • сменой им вероисповедания;
  • попыткой навязать преступнику свою веру;
  • принадлежностью к иной конфессии и т. д.

Жертва может быть как знакома с убийцей, так и быть его случайным выбором по принципу принадлежности к какой-либо конкретной религиозной группе.

Так как религиозный и другие возможные экстремистские мотивы совершения преступления заключены в один пункт, за совершение убийства из-за вероисповедания в качестве наказания можно также получить:

  • лишение свободы (8-20 лет) с ограничением свободы (1-2 года);
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертную казнь.

Важно! В ч.2 ст. 105 в качестве возможного наказания перечислена смертная казнь, но в Российской Федерации она на данный момент не применяется, так как того требуют нормы международного права.

Судебная практика

В ходе судебного рассмотрения дел об убийствах по п. «л» ч.2 ст. 105 УК РФ основной упор делается на доказывание мотива, о чем свидетельствует и судебная практика.

Пример 1

К. являлся индивидуальным предпринимателем и занимался розничной торговлей. Хозяином соседнего павильона был М. — мужчина кавказской внешности. К. неоднократно выражал свою неприязнь к М., между ними происходили стычки. В результате последней из ссор К. нанес М. несколько ножевых ранений в грудь, чем причинил смерть.

В ходе разбирательства К. утверждал, что убийство не имело ничего общего с национальной ненавистью, так как причиной преступления послужил долг в 300$ со стороны М. Суд, однако, квалифицировал деяние по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как посчитал сумму долга незначительной для того, чтобы она стала поводом для лишения жизни человека.

Пример 2

Во время ссоры, произошедшей при совместном распитии спиртных напитков, С. набросился на Д., ударил его несколько раз тупым предметом по голове, после чего задушил бельевой веревкой. Между мужчинами произошел конфликт на почве их религиозных воззрений. Адвокат просил назначить С. наказание по ч.1 ст. 105, так как обвиняемый и жертва имели одно вероисповедание, поэтому религиозная ненависть отсутствовала.

Суд же постановил, что ненависть между мужчинами в любом случае возникла на почве религиозных взглядов (пусть и в рамках одного вероисповедания) и стала мотивом для убийства. Наказание было назначено по п. «л». ч.2 ст. 105 УК РФ.

Пример 3

В. и Х. (темнокожий молодой человек, который приехал на учебу из ЮАР) жили в одной комнате в общежитии. Находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, Х. начал оскорблять В., кидать в него предметы обихода, вызвав вспышку агрессии со стороны соседа. В. напал на жертву и убил его. Пункт «л» ч.2 ст. 105 применен не был, хотя на этом настаивал прокурор. Суд решил, что убийство было совершено не из-за расовой ненависти, а в состоянии эмоционального волнения (аффекта), так как ранее В. не испытывал никаких негативных эмоций к Х., в ссоры с ним не вступал.

УДК 343.2/7

Кияткина Ирина Александровна

аспирант кафедры уголовного права и криминологи Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова ira.kiyatkina@yandex.ru

Религиозная ненависть или вражда как мотив совершения преступления

Irina A. Kiyatkina

Religious hatred or enmity

AS A MOTIVE FOR THE CRIME COMMITMENT

Аннотация. Религия является неотъемлемой частью любого государства. Российская Федерация является многоконфессиональной страной с правом на свободу вероисповедания, и зачастую это является поводом для конфликта и совершения преступления. Несмотря на значимость этого, в правовой литературе до конца не изучен данный вопрос, существует множество пробелов. В своей работе автор рассматривает религиозную ненависть или вражду как мотив совершения преступления в двух аспектах: отягчающее обстоятельство и квалифицирующий признак преступления. Автор дает разграничение между составными частями мотивов «религиозная ненависть» и «религиозная вражда».

Ключевые слова: мотив преступления, религиозная ненависть, религиозная вражда, преступление, отягчающие обстоятельства.

Keywords: motive of crime, religious hatred, religious enmity, crime, aggravating circumstances.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует всем гражданам свободу вероисповедания, которая включает в себя право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений». Таким образом, государство гарантирует защиту наших религиозных убеждений, если они не идут вразрез с законодательством. В настоящее время регистрацией всех религиозных организаций занимается Министерство юстиции РФ, оно так же регулярно опубликовывает список запрещенных организаций и организаций, деятельность которых приостановлена. По данным СМИ, в Российской федерации действует более 1000 религиозных объединений, принадлежащих более чем 40 конфессиям. Это указывает на то, что в Российской Федерации нет единой религии, которой придерживалось бы всё население страны. Именно поэтому отношение к религии носит спорный характер и зачастую становится мотивом совершения преступления, ведь каждый член религиозной организации считает, что именно его религия самая правильная

и истинная.

Несмотря на значимость религии в жизни людей, в российском праве мотив религиозной ненависти или вражды до конца не изучен. Существует не так много научных работ на данную тему.

Уголовный Кодекс РФ выделяет религиозную ненависть и вражду, как один из видов мотива совершения преступления. Данный мотив рассматривается в современном уголовном законодательстве с различных позиций: как обстоятельство, отягчающее наказание (п. «е» ч.1 ст. 63 УК РФ), как квалифицирующий признак преступлений против личности.

Квалифицирующий признак мотива религиозной ненависти или вражды содержится в статьях Особенной части УК РФ: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115), побои (ст. 116), истязание (ст. 117), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119), вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150), хулиганство (ст. 213), вандализм (ст. 214),

надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244). В данном случае мотив имеет значение для квалификации деяния.

Мотив, как отягчающее обстоятельство, предусмотренный п. «е» ч.1 ст.63 УК РФ имеет значение для усиления уголовной ответственности, оказывает влияние на размер и вид наказания.

Различное использование данного мотива требует его единого понимания и толкования.

В уголовной литературе нет единого понимания мотива совершения преступления. Понятие мотив совершения преступления носит дискуссионный характер. В самом тексте УК РФ не встречается определение мотива совершения преступления. Если обратиться к словарю «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный В.И. Далем, то в нем мотив трактуется как побудительная причина . Традиционно в правовой литературе под мотивом совершения преступления подразумевается внутреннее побуждение, вызывающее решимость совершить преступление. Мотив является психологической основой того преступления, которое лицо намерено совершить. Мотив является движущей силой, которая ведет субъекта к достижению цели.

В научной литературе мотив совершения преступления чаще носит осознанный характер лица, совершившее преступление. Помимо такой позиции, существует также социально-психологическая концепция мотива совершения преступления, по которой мотив может быть как осознанным, так и подсознательным (неосознанным). Некоторые криминалисты относят к мотиву неосознанные влечения и стремления, тем самым образовывая подсознательный мотив совершения преступления. Выражая свою позицию по данному вопросу, я не могу не согласиться с А.В. Наумовым, который писал: «Мотив преступления — осознанное побуждение (потребность, чувство) к достижению определенной цели посредством совершения преступления» . Любому мотиву присущи интеллектуальные (осознание побуждения) и волевые компоненты (совершение действий).

В умышленных преступлениях мотив носит преступный характер. Так, в преступлениях по неосторожности мотив является нейтральным. Мотив религиозной ненависти или вражды всегда указывает на то, что преступление является умышленным.

Мотив преступления является важным элементом для определения ответственности за совершенное преступление. Зачастую без определения мотива нельзя правильно решить вопрос о квалификации преступления, а также мотив часто является отягчающим обстоятельством. При совершении преступления по мотиву религиозной ненависти и вражды предполагается не только стремление виновного показать неприязнь к лицу, имеющему иное вероисповедание, а также к неверующим или атеистам. Таким образом, жертвой преступления по данному мотиву является то лицо, которое не разделяет религиозные взгляды лица, совершившего преступление.

Л.Г. Шнайдер в своей работе пишет, что мотив религиозной ненависти или вражды следует понимать как обусловленные определенными потребностями внутренние побуждения, выражающие стремление виновного показать свое превосходство и неполноценность потерпевшего по причине исповедования им определенной религии и вследствие этого выразить свое ненавистное к нему отношение, унизить его достоинство .

Мотив религиозной ненависти или вражды, как правило, носит демонстративный характер. Лицо, совершившее преступление, пытается показать, что его взгляды на отношение к религии является правильными и истинными, а взгляды пострадавшего ошибочными. Мотив преступления всегда асоциален, так как лицо, совершающее преступление по мотиву, всегда хочет наступления последствий.

Несмотря на опасность данного мотива, на практике не всегда удается доказать, что преступление было совершенно по мотиву религиозной ненависти и вражды, либо же данный мотив изначально не так заметен в совершенном преступлении.

Далее следует более подробно рассмотреть составные части мотива, а именно понятия «религиозную ненависть» и «религиозную вражду». Стоит понять, тождественны ли составляющие мотивы, либо между ними есть разграничение.

А.А. Кунашев в своей работе указывает, что понятия ненависть или вражда применительно к мотиву следует воспринимать как синонимические понятия . Однако, законодатель между составными частями мотива «ненависть», «вражда» ставит союз «или», что указывает на их различное понимание. Так же законодатель употребляет термин «мотивы», что опять же указывает на множественное число, и на то, что законодатель не отожествляет ненависть и вражду как единый мотив.

Если мы обратимся к словарю, то мы найдем там определение, что ненависть представляет собой стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям или ценностям. Способна вызвать не только соответственную оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него . Из данного толкования мы видим, что ненависть может привести к действиям. Таким образом, религиозная ненависть представляет собой стойкое активное отрицательное чувство, т.е. исключительно внутреннюю эмоцию одного лица, направленную на другое лицо (религиозное объединение в целом), взгляды с которым не совпадают по вопросу религии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вражда — отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью . Мы видим, что вражда, в отличие от ненависти, представляет собой внешнее проявление. Вражда уже представляет преступное поведение, действия, война по мотиву ненависти. Именно поэтому существует позиция, что религиозную вражду следует исключить из

мотива совершения преступления. Я также придерживаюсь данной позиции и считаю, что религиозную вражду стоит трактовать как признак объективной стороны. Мотив совершения преступления следует дополнить «религиозной нетерпимостью или рознью», именно эти термины употребляются в ст. 4 Федерального Закона РФ от 27 декабря 1997 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». Нетерпимость означает нежелание или невозможность терпеть кого-что-нибудь, что больше подходит под мотив совершения преступления. Рознь имеет несколько смысловых значений, одно из них — это вражда, другое — это отличие одного от другого. Из определения мы делаем вывод, что

Литература:

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск. Харвест, 1998 г.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

3. Кунашев А.А. Мотивы ненависти или вражды в уголовном праве России : автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2012, С. 21.

4. Наумов А.В. Мотивы убийств, Волгоград, 1969, стр.13.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

6. Сергун Е.П. Экстремизм в российском уголовном праве (теоретико-дедуктивный подход). М.; Саратов: РПА Минюст России, 2009 .

религиозная рознь — различные представления людей по вопросам религии. Е.П. Сергун также выражает мнение, что наиболее правильным является употребление понятия «ненависть» для мотива преступления, но в качестве альтернативы он предлагает использовать понятие «нетерпимость» .

Таким образом, я считаю, что п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ должен звучать так: «совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, нетерпимости или розни либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».

1. Golovin S.Yu. Dictionary of Practical Psychology. Minsk: Harvest, 1998.

2. Dal’ V.I. Explanatory Dictionary of Russian language.

3. Kunashev A.A. The motives of hatred or enmity in criminal law of Russia : author. dis … cand. jurid. Sciences. M., 2012. Р. 21.

4. Naumov A.V. A motive for murder. Volgograd, 1969. Р. 13.

Понятие политического преступления

Один из классиков философской мысли – древнегреческий философ Аристотель, чьи воззрения на саму сущностную основу политической организации, пройдя сквозь толщу времени, дожили и до наших дней, проводил классификацию политических преступлений на две группы по основанию преследуемых политическими преступниками целей, полярных друг другу и определяемых как усиление или ослабление государства. Он утверждал, что основная цель государственного переворота заключается в усилении или же ослаблении государственного строя.

Тенденциозное проявление политической преступности прослеживается на протяжении довольно долгого периода существования Российского государства и затрагивает сразу несколько исторических периодов, беря своё начало ещё со времён царской России и проявляясь впоследствии уже в СССР.

Трансформация политической преступности в определённых формах и видах происходит и сегодня. Несмотря на широкую распространённость, криминологический аспект данного вида преступности действующим уголовным законодательством РФ не рассматривается. Общественная опасность, исходящая от политических преступлений, должной оценке также не подвергается. Вместе с тем, динамика развития политической преступности на протяжении нескольких исторических периодов свидетельствует о многократном превосходстве вреда от неё, по сравнению с общеуголовной и иной преступностью, в большей степени изученных с криминологической точки зрения. Впервые попытки осмыслить особенности и характеристики политической преступности через призму криминологического видения преступного поведения предприниматься уже после распада Союза, с началом «лихих девяностых».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Политические преступления 430 руб.
  • Реферат Политические преступления 250 руб.
  • Контрольная работа Политические преступления 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

На современном этапе проблема ответственности за политические преступления продолжает оставаться весьма актуальной, несмотря на то, что общее количество подобных деяний может показаться незначительным. В связи с большой общественной опасностью политических преступлений, меры, направленные на их противодействие, выступают одним из важнейших сфер деятельности правоохранительных органов. Применяемое уголовное законодательство, которое устанавливает ответственность за указанные преступления, имеет огромное предупредительное и политическое значение.

Определение 1

Политическая преступность представляет собой злоупотребления со стороны представителей власти, которые оказывают влияние на политические настроения в обществе или расстановку политических сил в стране. Это организация террористических актов, заказных убийств или иных насильственных посягательств против политических противников. Наиболее опасным проявлением политической преступности для общества стоит обозначить сращивание государственного аппарата и организованной преступности.

Личность политического преступника

Политический преступник обладает следующими особенностями личности:

  • ему свойственно открыто выражать свои намерения относительно совершения политического преступления, он способен на публичные признания, в то время как преступник общеуголовный, чаще всего, скрыто готовит совершение преступления и как следствие отрицает свое участие в совершенном преступлении;
  • политическим преступником оспаривается легитимность норм, которые были им нарушены, тогда как обычным преступником это признается в принципе;
  • целью совершения политического преступления является изменение установленных в обществе и государстве правовых и моральных норм, что полностью отсутствует при совершении преступления обычным преступником;
  • действия политического преступника являются бескорыстными, чего нельзя сказать об обычном преступнике, преследующем эгоистические интересы.

Замечание 1

В качестве главного и обязательного признака политического преступника выступает политическая мотивация его преступной деятельности.

Виды политических преступлений

С позиции уголовного права к политическим преступлениям стоит относить, в первую очередь, насильственные преступления против общественного строя, такие как:

  • посягательство на жизнь общественного или государственного деятеля, совершенное с целью прекратить его государственную или иную политическую деятельность (ст. 277);
  • насильственное удержание или насильственный захват власти в нарушение Конституции РФ, направленное на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278);
  • вооруженный мятеж в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ (ст. 278);
  • публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280).

Таким образом, политические преступления можно условно разделить на три вида:

  1. преступления, которые совершаются отдельными группировками или лицами по политическим мотивам, направленные против действий легального конституционного строя (государства) или его законных представителей;
  2. преступления, которые совершают отдельные лица или группы лиц, имея политические мотивы, против имеющихся политических конкурентов. В данном случае стоит говорить о насильственном захвате власти или ее удержании, насильственном изменении конституционного строя, публичном призыве к таким преступлениям, а также имеет место государственная измена и другие деяния, предусмотренные главой 29 УК РФ;
  3. преступления, которые совершает правящая группировка тоталитарного режима, преследуя собственные политические цели, направленные против народа, конкретных лиц и политических партий. Здесь речь идет о тоталитарном режиме, как разновидности политического режима.

Добавить комментарий