Понятие аттестации сотрудников ОВД

УДК 342.951 ББК 67.401.02

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАМКАХ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА КЛИМКИНА,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

E-mail: AlenaK05@mail.ru Рецензент: кандидат юридических наук Лахтина Т. А.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Освещается проблема недостаточно полного законодательного определения прав сотрудника органов внутренних дел в рамках процедуры аттестации. Предпринята попытка систематизации законодательно закрепленных прав аттестуемого в рамках вышеуказанной процедуры; высказаны предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: аттестация, сотрудник органов внутренних дел, правовой статус.

Keywords: certification, an employee of the Interior, legal status.

Аттестация является обязательным элементом прохождения службы в органах внутренних дел. В отношении каждого сотрудника органов внутренних дел один раз в четыре года или чаще, если возникли законодательно определенные основания для внеочередной аттестации, проводится аттестация. Конечно, из этого правила есть исключения. Так, сотрудники органов внутренних дел женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска. Эти и другие правила аттестации, а также ее цель, основания проведения и содержание самой процедуры аттестации регламентируются ст. 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (далее — Закон «О службе») и Приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»2 (далее — Приказ МВД России № 170).

Действующее законодательство не раскрывает понятия «аттестация», указывая лишь на ее цель: опреде-

ление соответствия сотрудника органов внутренних дел замещаемой должности в органах внутренних дел. Таким образом, в ходе данной процедуры решается вопрос о месте конкретного сотрудника органов внутренних дел в иерархии предусмотренных в органах внутренних дел должностей, либо отсутствии такового. Итогом аттестации могут стать не только благоприятные последствия в виде признания факта соответствия замещаемой должности или возможности замещения вышестоящей, но и неблагоприятные: перевод на нижестоящую должность или увольнение со службы в органах внутренних дел, а также «условное» соответствие должности (ситуация, когда аттестация сотрудника переносится на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам).

Учитывая, что процедура аттестации может иметь серьезные негативные последствия для аттестуемого, следует обратить особое внимание на то, каким обра-

1 Российская газета. 2011. 7 дек.

2 Российская газета. 2012. 27 апр.

-дЛ^^ИЙ-

зом и в каком объеме законодательно прописаны права аттестуемого сотрудника в рамках рассматриваемой процедуры. Это обстоятельство становится особенно актуальным в ситуациях, когда аттестация проводится лицами, «которые сами должны быть уволены за многочисленные нарушения по службе»3, а также в случаях, когда «аттестация становится фарсом, где члены комиссии и руководство заранее решили, кто уйдет, а кто останется»4.

Анализ законодательства, регламентирующего порядок проведения аттестации в органах внутренних дел, позволяет сделать вывод о том, что права аттестуемого прописаны таким образом, что их необходимо «искать». Необходимо отметить, что эта особенность характерна не только для аттестуемого сотрудника. Права других участников процедуры аттестации (непосредственного руководителя аттестуемого сотрудника, председателя аттестационной комиссии, членов аттестационной комиссии, секретаря, сотрудника кадровых подразделений и др.) прописаны аналогичным образом. На наш взгляд, подобный подход усложняет использование правовых норм в рассматриваемой сфере административно-правовых отношений. Следует отметить тот факт, что для отдельных участников процедуры аттестации (тех, которые обладают возможностями исключительно совещательного голоса) данный элемент правового статуса изложен в более систематизированном виде. Так, права членов общественного совета, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представителей образовательных и научных организаций, привлеченных к работе аттестационной комиссии, собраны воедино в п. 43 Приказа МВД России № 170. К ним относятся: право присутствовать на заседании аттестационной комиссии; свободно высказывать свое мнение по любому вопросу деятельности аттестационной комиссии; вносить предложения, замечания, давать справки по существу обсуждаемого вопроса; обращаться с вопросами к членам аттестационной комиссии и к лицам, приглашенным на заседание аттестационной комиссии; знакомиться с протоколами и материалами заседания аттестационной комиссии и иными документами, представляемыми на рассмотрение комиссии и образующимися в ходе ее деятельности; представлять документы, обязательные к рассмотрению аттестационной комиссией. Представляется, необходимо использовать аналогичный подход и в случаях с другими участниками аттестации.

Анализ правовых норм, содержащихся в ст. 33 Закона «О службе» и Приказе МВД России № 170, позволил выделить ряд прав аттестуемого сотрудника.

Право на информацию об аттестации. Приказом МВД России № 170 предусмотрено составление Плана проведения аттестации на календарный год. Кадровое подразделение в течение 30 дней со дня утверждения данного документа знакомит с ним под роспись аттестуемых в плановый период сотрудников и их непосредственных руководителей (начальников) в части, касающейся указанных сотрудников и руководителей. В случае внеплановой аттестации не позднее, чем за пять дней со дня принятия решения о проведении внеочередной аттестации, кадровое подразделение знакомит под расписку аттестуемых сотрудников с указанным решением. Таким образом, аттестуемый сотрудник вправе заблаговременно получить информацию о предстоящей процедуре и подготовиться к ней.

Законодательством предусмотрено составление непосредственным руководителем аттестуемого сотрудника мотивированного отзыва о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей и предложения аттестационной комиссии. Аттестуемый вправе ознакомиться с данным документом. Приказом МВД России № 170 предусмотрена обязанность секретаря аттестационной комиссии не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации ознакомить аттестуемого сотрудника под расписку с мотивированным отзывом, а также с датой и местом проведения заседания аттестационной комиссии.

Кроме этого, сотрудник имеет право на индивидуальную беседу с непосредственным руководителем перед аттестацией, в ходе которой сотрудник получает информацию с разъяснениями об основаниях и порядке проведения аттестации, ответственности сотрудника за неявку на аттестацию.

По окончании аттестации сотрудник имеет право на ознакомление с аттестационным листом. Кадровое подразделение в течение трех рабочих дней со дня заседания аттестационной комиссии обязано ознакомить сотрудника с данным документом.

Таким образом, право на информацию об аттестации представлено следующей группой прав аттестуемого на:

3 Подзин А.А. Правовое и организационное обеспечение процедуры проведения аттестации в ОМВД // Российский следователь. 2013. № 17. С. 44.

4 Там же.

♦ ознакомление с Планом проведения аттестации на календарный год;

♦ ознакомление с решением о проведении внеочередной аттестации;

♦ ознакомление с мотивированным отзывом, подготовленным непосредственным руководителем;

♦ достоверность информации, указанной в мотивированном отзыве непосредственного руководителя;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ индивидуальную беседу с непосредственным руководителем перед аттестацией;

♦ ознакомление с аттестационным листом.

Право на активное участие в ходе процедуры аттестации. Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится аттестация, имеет право на достоверность информации, изложенной в мотивированном отзыве непосредственного руководителя. Он вправе в письменной форме выразить свое несогласие с мотивированным отзывом и представить на заседание аттестационной комиссии дополнительные сведения, в том числе о достигнутых им результатах в служебной деятельности. К сожалению, на практике нередки случаи, когда сотрудника знакомят с данным документом в самый крайний срок, — один рабочий день. Это не является нарушением порядка проведения аттестации, но может сказаться на готовности аттестуемого отстаивать свои интересы в ходе процедуры аттестации. Тем не менее, аттестуемому следует знать о том, что он вправе ходатайствовать об истребовании материалов, подтверждающих изложенное в мотивированном отзыве. В случае, если аттестационная комиссия удовлетворит данное ходатайство, непосредственный руководитель будет обязан в течение трех рабочих дней направить в аттестационную комиссию требуемые дополнительные материалы. Нормативно не предусмотрено ни одного основания для отказа в удовлетворении подобного рода ходатайств.

Необходимо отметить о том, что аттестуемый вправе подавать ходатайства не только об истребовании дополнительных материалов, но и о приглашении на заседание аттестационной комиссии других сотрудников для целей обеспечения объективности оценки своих личных и деловых качеств. Решение по подобного рода ходатайствам принимает председатель аттестационной комиссии. Отказ в удовлетворении подобного рода ходатайств, на наш взгляд, существенно ограничивает права аттестуемого на объективное и доброжелательное обсуждение его личных и деловых качеств, а также на возможность реализации права на

защиту. Аттестуемый, по сути, остается один на один с комиссией, которая вправе задавать ему любые вопросы, связанные с его служебной деятельностью. Термин «служебная деятельность» объемен и имеет сильно размытые границы. Регламент времени, отводимого на вопросы одному аттестуемому, не определен. Критериев оценки ответов аттестуемого нет. Обязательной фиксации заседания аттестационной комиссии с помощью средства аудиозаписи или видеозаписи не предусмотрено. Таким образом, аттестуемый оказывается в заведомо неблагоприятном положении, а сама процедура аттестации в любой момент может пойти по пути одной из двух крайностей: формальность или предвзятость.

Аттестуемый вправе обжаловать рекомендации аттестационной комиссии в порядке служебного спора в соответствии со ст. 72 Закона «О службе» и Приказом МВД России от 13 августа 2012 г. № 782 «Об утверждении Порядка рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации»5. Оспаривая рекомендации аттестационной комиссии, на сотруднике лежит бремя доказывания неправомерности действий различных участников в рамках проведенной аттестации. К сожалению, нормативно не предусмотрено ознакомление сотрудника с протоколом заседания аттестационной комиссии. Вместе с тем, данный документ имеет важное процессуальное значение, так как отражает ход аттестации, задаваемые вопросы и ответы на них. На наш взгляд, необходимо законодательно установить обязательность:

1) предоставления данного документа для ознакомления аттестуемому под роспись;

2) составления указанного протокола в двух экземплярах (один — для кадровых подразделений, второй — для сотрудника);

3) наличия дополнительных граф в протоколе для возможности внесения записи в данный документ самим аттестуемым, где последний мог бы указать свои замечания о ходе процедуры аттестации;

4) установления ответственности за качество ведения протокола для лица, в чьи обязанности входит (традиционно, это секретарь аттестационной комиссии или, в его отсутствие, один из членов аттестационной комиссии по решению председателя комиссии).

Помимо изложенного, на степень объективности принимаемых аттестационной комиссией рекоменда-

5 Российская газета. 2012. 7 сент.

-дЛ^^ИЙ-

ций и качество проводимой процедуры повлияло бы требование обязательной аудио- или видеозаписи указанной процедуры (с учетом соблюдения требования законодательства России о государственной тайне).

Исходя из изложенного, право на активное участие в ходе процедуры аттестации можно представить в виде следующей совокупности прав аттестуемого:

♦ на достоверность информации, изложенной в мотивированном отзыве непосредственного руководителя;

♦ в письменной форме выразить свое несогласие с мотивированным отзывом и представить на заседание аттестационной комиссии дополнительные сведения, в том числе о достигнутых им результатах в служебной деятельности;

♦ подавать ходатайства (об истребовании дополнительных материалов, о приглашении на заседание аттестационной комиссии других сотрудников, об отводе членов аттестационной комиссии в связи с возникшим конфликтом интересов и др.);

♦ требовать объективного и доброжелательного обсуждения своих личных и деловых качеств;

♦ на обжалование рекомендаций аттестационной комиссии.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что законодательство, определяющее права аттестуемого, нуждается в осмыслении и доработке. Полагаем, что учет изложенных выше предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере служебных отношений повысит степень качества процедуры определения соответствия сотрудника органов внутренних дел замещаемой должности, а также уменьшит количество случаев предвзятости или формализма.

Литература

1. Подзин А.А. Правовое и организационное обеспечение процедуры проведения аттестации в ОМВД // Российский следователь. 2013. № 17.

УДК 312.9 ББК 67.401

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

ВЛАДИСЛАВ ИГОРЕВИЧ КОВШЕВАЦКИЙ,

начальник кабинета специальных дисциплин кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

E-mail: kovshevatsky@yandex.ru Рецензент: доктор юридических наук, профессор Зырянов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется правовая природа административного принуждения; исследуются различные подходы к классификации отдельных принудительных мер, выявляются ее характерные особенности и признаки.

Ключевые слова: административное принуждение, государственное управление, полиция, гражданин, пресечение, предупреждение, наказание.

Keywords: administrative enforcement, public administration, police, citizen, suppression, prevention, punishment.

Регулирование правоотношений, возникающих в различных институтах гражданского общества, обеспечение безопасности и установленного порядка управления реализуется посредством активных средств

государственного воздействия на конкретные субъекты (физические, юридические лица и пр.). Как известно, основными методами административно-правового управления выступают убеждение и принужде-

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    СТАДИИ АТТЕСТАЦИОННОЙ ПРОЦЕДУРЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

    К.Д. РЫДЧЕНКО, Н.И. РАЗУВАЕВА

    Отечественный и зарубежный опыт государственной службы однозначно указывает на значимость аттестации как базового средства оценки служащих и установления на его основе соответствия лица замещаемой должности. Причем для аттестационной процедуры, как, впрочем, и для любой другой процедуры, характерно наличие определенных стадий, этапов. На основании обобщения точек зрения ведущих ученых-административистов оптимально, по мнению автора, выделить следующие этапы аттестационной процедуры: 1) подготовительный; 2) организационный (основной); 3) итоговый; 4) факультативный (обжалование решения комиссии).
    Рассмотрим каждый из них подробнее. Подготовительный этап включает в себя процессы, которые определены в ч. 6 ст. 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
    — создание аттестационной комиссии правами соответствующего руководителя;
    — подготовка требуемых согласно законодательству документов на аттестуемого;
    — определение сроков проведения аттестации.
    Численный состав и должностные категории лиц, входящих в аттестационную комиссию, нормативно определены в п. 9 Приказа МВД России от 14 марта 2012 г. N 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
    Заслуживающей внимания новеллой в аттестационной процедуре сотрудников органов внутренних дел является право участия в ее проведении членов общественных советов, которые образуются на базе министерства и при территориальных органах внутренних дел. Нормативно обязанность привлечения этих категорий граждан к аттестационной процедуре определена п. 17 Приказа МВД России от 14 марта 2012 г. N 170. Итак, можно констатировать факт, что в области аттестации, да и кадровой политики в системе МВД России в целом, на сегодняшний день постепенно формируется институт общественного контроля. Данный вид социального контроля представляет собой деятельность институтов гражданского общества и граждан по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов, а также устранению выявленных нарушений путем обращения как в уполномоченные государственные органы, так и к общественному мнению. Безусловно, опросы общественного мнения выступают в современных условиях в качестве одного из важнейших критериев оценки населением деятельности полиции и органов публичной власти в целом <1>.
    ———————————
    <1> Холопов В.А. Общественный контроль как ресурс профилактики негативных социально-политических явлений в деятельности органов местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. N 2. С. 20 — 22.

    В настоящее время образован Общественный совет при МВД России, который действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 июля 2011 г. N 1027. Общественные советы при территориальных органах МВД России образуются в порядке, определенном Приказом МВД России от 15 августа 2011 г. N 939, на основании приказа руководителя соответствующего территориального органа МВД России. Полагаем, увеличение присутствия «общественной составляющей» в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел является, безусловно, позитивной тенденцией, характеризующей развитие демократических способов воздействия на императивную систему государственного управления. Участие членов общественных советов, как представляется, позволит привнести в деятельность аттестационных комиссий больше открытости и гласности, сделает аттестацию менее формальной и более объективной.
    Исходя из установок политического руководства на всемерное развитие общественного контроля следует и впредь расширять присутствие в составе аттестационных комиссий органов внутренних дел независимых членов. Полагаем, в их состав следует включать прежде всего лиц, не связанных, пусть даже в прошлом, с системой МВД России. Приоритет при этом может быть отдан ученым-юристам, преподавателям образовательных организаций юридического профиля, адвокатам, независимым экспертам и правозащитникам, которые в силу своей профессиональной деятельности знают систему и подзаконную нормативную правовую базу МВД России. Отбор независимых членов при этом требуется проводить открыто и гласно. Кандидатуры могли бы выдвигаться общественными объединениями, группами граждан определенной численности, а также в порядке самовыдвижения. При этом было бы правильно централизованно определить, например приказом МВД России, те требования, которым должен соответствовать независимый член аттестационной комиссии. Думается, реализация предложенной схемы будет способствовать улучшению работы аттестационных комиссий в органах внутренних дел, позволит увеличить влияние институтов гражданского общества на государственный аппарат и установить равноправные, партнерские взаимоотношения между публичной властью и обществом.
    Правовой статус членов общественного совета при участии в работе аттестационной комиссии включает следующие правомочия: 1) присутствовать на заседании комиссии; 2) свободно высказывать мнение относительно деятельности комиссии; 3) вносить предложения, замечания, давать справки; 4) обращаться с вопросами к членам комиссии и к лицам, приглашенным на заседание аттестационной комиссии; 5) знакомиться с протоколами и иными материалами заседания аттестационной комиссии; 6) представлять документы, обязательные к рассмотрению аттестационной комиссией. В контексте приведенной информации крайне интересными представляются результаты проведенного авторами анкетирования 115 сотрудников территориальных органов внутренних дел по вопросу включения в состав аттестационных комиссий членов общественных советов. На вопрос «Как, на ваш взгляд, отразится включение членов общественных советов в состав аттестационных комиссий?» ответы распределились следующим образом: 40,4% — включение членов общественных советов в состав аттестационных комиссий позволит более объективно оценивать сотрудников, повысить имидж Министерства внутренних дел, позволит гражданам влиять на принятие кадровых решений в органах внутренних дел; 45% — включение членов общественных советов в состав аттестационных комиссий является необоснованной мерой, которая будет способствовать принятию субъективных решений в отношении сотрудников органов внутренних дел, поскольку граждане не могут объективно оценивать профессиональную деятельность сотрудников, т.к. не знакомы с ее спецификой, распространению персональных данных и служебной информации о сотрудниках, в целом усложнит аттестационную процедуру; 14,6% — включение членов общественных советов в состав аттестационных комиссий не повлияет на аттестационное производство.
    Итак, большинство опрошенных сотрудников органов внутренних дел к включению членов общественных советов в состав аттестационных комиссий относятся либо отрицательно, либо индифферентно. Полагаем, подобное отношение связано с опасениями сотрудников органов внутренних дел, что их работа будет оцениваться не только с позиции официальной статистики, но и с точки зрения реальной пользы осуществляемых полномочий для общества. С другой стороны, такое положение может быть вызвано и их опасением по поводу того, что квалифицированно и объективно оценить служебную деятельность сотрудника могут только лица, знакомые со спецификой, задачами и функциями службы в органах внутренних дел.
    Допуская определенный риск того, что члены аттестационных комиссий, не знакомые со службой в органах внутренних дел, в случае своей недостаточной компетентности могут дезорганизовать работу комиссии <2>, следует сказать, что ретроградно-дозволительный взгляд на проблему вовлечения населения в общественный контроль также малоэффективен. Данная угроза, как нам представляется, минимальна, т.к. независимый член аттестационной комиссии на сегодняшний день обладает правом исключительно совещательного голоса и напрямую не участвует в принятии итоговой резолюции.
    ———————————
    <2> Занина Т.М., Рыдченко К.Д. Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел Российской Федерации информационно-психологической безопасности личности и общества: Монография. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2013. С. 98.

    Подготовка к проведению аттестации в соответствии с п. 17 Приказа МВД России от 14 марта 2012 г. N 170 возложена на непосредственного руководителя аттестуемого сотрудника и кадровые подразделения соответствующего органа внутренних дел.
    Кадровые подразделения в целях подготовки к проведению аттестации обязаны:
    — разработать План проведения аттестации на календарный год, который утверждается руководителем соответствующего органа;
    — в течение 30 дней с момента утверждения данного Плана произвести ознакомление с ним под личную подпись аттестуемых, а также непосредственных начальников аттестуемых в части, их касающейся;
    — в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о проведении внеочередной аттестации познакомить под личную подпись аттестуемых сотрудников с указанным решением.
    Далее этап подготовки к проведению аттестации проходит следующие стадии:
    1) индивидуальная беседа руководителя с подлежащим аттестации сотрудником;
    2) представление руководителем в комиссию отзыва на аттестуемого с предложениями по принятию решения;
    3) представление в аттестационную комиссию иных значимых для принятия решения документов;
    4) самостоятельное внесение в аттестационную комиссию аттестуемым характеризующих его документов (на усмотрение аттестуемого сотрудника).
    Организационный (основной) этап аттестационной процедуры реализуется при проведении заседания аттестационной комиссии.
    Аттестация по общему правилу проводится в присутствии аттестуемого, однако действующее законодательство в сфере прохождения государственной службы в органах внутренних дел предусматривает возможность проведения заседания без участия аттестуемого сотрудника. Подобное «заочное» рассмотрение производится по решению председателя аттестационной комиссии в строгого определенных нормативными актами случаях, которые связаны либо с согласием аттестуемого, либо с его продолжительной временной нетрудоспособностью (более 3 из 12 месяцев).
    Заседание аттестационной комиссии организуется в соответствии с Планом проведения аттестации на календарный год в заранее назначенное время. Оценка аттестуемому дается на основании представленных документов, а также личной беседы с сотрудником, которая должна носить объективный и доброжелательный характер. На данном этапе имеет большое значение вопрос о критериях оценки. Объективные, точные и научно обоснованные критерии являются основой для формирования методологии полной и всесторонней оценки качеств сотрудника. От принятого способа оценки зависит качество проводимого анализа информации об аттестуемом и, следовательно, результаты аттестации <3>.
    ———————————
    <3> Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. 456 с.

    Авторы в целом согласны с позицией Е.П. Поплавской, которая предлагает использовать две системы критериев оценки государственных служащих: 1) профессионально-деловые и морально-психологические качества; 2) личностно-деловые и профессионально-должностные критерии <4>.
    ———————————
    <4> Поплавская Е.П. Правовые и организационные основы аттестации государственных гражданских служащих: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 25 с.

    Вместе с тем в условиях необходимости повышения престижа полицейской профессии и имиджа самого правоохранителя, возрастающих требований граждан и общества в целом к полиции приобретают ценность такие качества, как общий кругозор, эрудиция, начитанность. Высокий общий уровень интеллектуального развития сотрудников полиции позволит им лучше выполнять должностные обязанности, корректнее и гуманнее относиться к гражданам.
    Современная Россия стремится воплощать идеи гуманизма, делать их реальными, полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав человека и гражданина в соответствии с международными стандартами <5>. В этой связи, возможно, стоит подумать о проведении мероприятий, направленных на повышение общего уровня интеллектуального развития сотрудников органов внутренних дел, особенно тех, кто ближе всего находится к населению, чаще всего с ним соприкасается в процессе службы, например тех же участковых уполномоченных полиции. После того можно было бы ввести в качестве самостоятельного критерия оценки сотрудника органа внутренних дел в рамках аттестации такой критерий, как общий уровень развития, включая уровень правовой культуры.
    ———————————
    <5> Параносенков П.М. Совершенствование правового регулирования взаимодействия общества и полиции Российской Федерации на современном этапе реформирования // Административное право и процесс. 2013. N 12. С. 37.

    Итоговый этап аттестационной процедуры в органах внутренних дел реализуется при подведении итогов аттестации. Резюме аттестационной комиссии может содержать следующие вариативные рекомендации:
    а) признание сотрудника соответствующим замещаемой должности (без дополнительных правовых последствий; с рекомендацией назначения на вышестоящую должность; с направлением его кандидатуры в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности);
    б) решение о переносе аттестации не более чем на год для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве, либо для профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
    в) решение о несоответствии сотрудника замещаемой должности (с последующим переводом его на нижестоящую должность; с последующим увольнением его со службы в ОВД).
    Перечисленные рекомендации принимаются открытым голосованием членов комиссии при отсутствии аттестуемого простым большинством голосов. При равенстве таковых аттестуемый признается соответствующим замещаемой должности.
    Рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист сотрудника органа внутренних дел, который подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии <6>. Думается, что аттестационный лист должен подписываться всеми членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в ее заседании, тем более если в перспективе будет положительно решен вопрос о расширении в составе представительства «общественного элемента». Именно такой порядок в настоящее время предусмотрен на государственной гражданской службе. Прошедший аттестацию сотрудник должен быть ознакомлен под личную подпись с результатами аттестации сотрудником соответствующего кадрового подразделения в течение трех рабочих дней со дня проведения заседания комиссии. В случае отказа сотрудника от ознакомления с аттестационным листом об этом составляется акт в произвольной форме.
    ———————————
    <6> Митрохин В.В. Административные процедуры прохождения службы в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2014. N 2 (74). С. 134.

    Факультативная стадия процедуры аттестации сотрудников органов внутренних дел (обжалование решения аттестационной комиссии) урегулирована ст. 72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Следует отметить, что сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать рекомендации аттестационной комиссии в соответствии с законом. Данная категория дел рассматривается судами общей юрисдикции в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса. По сути, законодатель, предусмотрев возможность обжалования результатов аттестации в суде, предлагает делать это аналогично рассмотрению трудовых споров работников. Учитывая особый административно-правовой статус сотрудников органов внутренних дел, такой порядок вряд ли можно признать правильным. Думается, в свете реформы системы МВД России уместно поставить вопрос о передаче в перспективе споров, возникающих из служебных отношений сотрудников органов внутренних дел, в компетенцию административных судов, попытка создать которые предпринимается в России со второй половины 90-х гг. в XX в. Практическая реализация данного предложения позволит, с одной стороны, повысить требовательность к сотрудникам органов внутренних дел, а с другой — усилить защиту их законных интересов при решении кадровых вопросов.
    Полагаем, что учет сформулированных в ходе исследования выводов и замечаний, а равно и реализация высказанных предложений позволят оптимизировать процедуру аттестации кадрового состава органов внутренних дел, что, в свою очередь, в целом положительно скажется на качестве реализации сотрудниками полиции оперативно-служебных полномочий.

    Литература

    1. Занина Т.М. Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел Российской Федерации информационно-психологической безопасности личности и общества: Монография / Т.М. Занина, К.Д. Рыдченко. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2013. С. 98.
    2. Митрохин В.В. Административные процедуры прохождения службы в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2014. N 2 (74). С. 134.
    3. Параносенков П.М. Совершенствование правового регулирования взаимодействия общества и полиции Российской Федерации на современном этапе реформирования // Административное право и процесс. 2013. N 12. С. 37.
    4. Поплавская Е.П. Правовые и организационные основы аттестации государственных гражданских служащих: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 25 с.
    5. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. 456 с.
    6. Холопов В.А. Общественный контроль как ресурс профилактики негативных социально-политических явлений в деятельности органов местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. N 2. С. 20 — 22.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Анализ нормативных правовых актов, судебной практики и специальной научной литературы, посвященных аттестации, позволяет говорить о многогранности этого явления, ставшего предметом изучения нескольких отраслей права. Прежде всего, трудового и административного права, т.е. тех отраслей, которые в предмет правового регулирования включают отношения, связанные с регулированием труда работников.

Аттеста́ция (от фр. attestation от лат. Attestātio — свидетельство, подтверждение) — определение квалификации, уровня знаний и умений чего-либо, а также соответствия требованиям (продукция, технические устройства, рабочие места); отзыв, характеристика.

Данное понятие аттестации подразумевает наличие субъектов, вступающих между собой в определенные отношения, среди которых, можно выделить государство в лице специально уполномоченных органов, осуществляющих аттестацию, и иные организации и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых данная аттестация проводится.

Это позволяет сделать вывод, что процедура аттестации лежит на стыке интересов государства и субъектов, в отношении которых она проводится.

Так, хозяйствующие субъекты, круг которых достаточно широк, заинтересованы осуществлять свою деятельность более профессионально и эффективно. А аттестация способствует повышению их производительности труда; уменьшению налогооблагаемой базы; получению скидок к страховым тарифам; обоснованию льгот и компенсаций для работников, занятых на вредных и (или) опасных производствах.

Государство же посредством аттестации обеспечивает дополнительный контроль за качеством их деятельности с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, аттестация, как форма государственно-общественного контроля, является по своей сути одним из средств административно-правового воздействия государства на определенный круг трудовых и производственных общественных отношений, что позволяет выделить ее в качестве самостоятельного института административного права.

Институт аттестации представлен комплексом системообразующих материально-правовых и процессуально-правовых норм. Материально-правовые нормы определяют цели, задачи, функции аттестации, а также административно-правовой статус субъектов аттестационных отношений. Процессуально-правовые нормы обеспечивают исполнение материальных норм, устанавливая процедуру аттестации.

Основными принципами аттестации являются: законность, проведение аттестации должно в полной мере соответствовать нормам права;

гласность, т.е. широкое ознакомление работников с порядком и методикой проведения аттестации; демократизм, предполагающий широкое участие представительных органов работников в аттестационных процедурах; результативность, означающая обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации; объективность, проявляющаяся в принятии решения аттестационной комиссией большинством голосов, беспристрастно и в возможности обжалования решений комиссии.

В настоящее время в российской практике сложились следующие виды (типы) аттестации: аттестация государственных служащих, аттестация научных и научно-педагогических работников, аттестация персонала организации, аттестация рабочих мест по условиям труда.

В лекции мы рассмотрим институт аттестации на примере аттестации рабочих мест по условиям труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утвержден Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок). Следует заметить, что аттестация рабочих мест является одним из инструментов в системе охраны труда для обеспечения безопасных условий труда для работников.

В последнее время значение аттестации рабочих мест по условиям труда при организации трудовых отношений на предприятии резко возросло. Это связано с рядом факторов. В первую очередь для работодателей проведение аттестации рабочих мест – это возможностьизбежать уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве, а также административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекцией труда, Роспотребнадзором, Ростехназдором и Прокуратурой.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят в целях: выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Требование об обязательном проведении аттестации рабочих мест по условиям труда установлено статьями 209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан за свой счет обеспечить аттестацию рабочих мест.

Проводить аттестацию должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка): юридические лица; индивидуальные предприниматели.

На физических лиц, выступающих в качестве работодателей, но не являющихся индивидуальными предпринимателями, требования рассматриваемого Порядка не распространяются.

Работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, проводят такие работы совместно на основании договора.

Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании гражданско-правового договора с работодателем необходимые измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестации подлежат рабочие места, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;

хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

При проведении аттестации работодатель обязан:

содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

При проведении аттестации аттестующая организация:

определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.

Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.

В состав аттестационной комиссии, которую возглавляет представитель работодателя, включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.

Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.

Аттестационная комиссия:

осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации;

формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации и присваивает каждому рабочему месту порядковый номер;

заполняет и подписывает карты аттестации;

разрабатывает по результатам аттестации план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:

соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

травмоопасности рабочих мест;

обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;

условий труда на рабочих местах (комплексная).

Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Итогом аттестации является рассмотрениеаттестационной комиссией отчета об аттестации в течение десяти календарных дней после его поступления. Отчет об аттестации и протокол заседания аттестационной комиссии передается работодателю (его представителю).Работодатель в течение десяти рабочих дней с момента поступления указанного протокола и отчета об аттестации издает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета направляет на бумажном и электронном носителях сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит должностным лицам и предпринимателям административным штрафом, дисквалификацией или административным приостановлением деятельности (ст. 5.27 КоАП РФ).

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1876 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий