Понятие государственная тайна

Вопросы:

Понятие и признаки государственной тайны. Режимы секретности.

Правила засекречивания и рассекречивания информации.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

Цель лекционного занятия:

Общая цель:организовать целенаправленную познавательную деятельность обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Частные цели:

1. Рассмотреть понятие и признаки информации, составляющей государственную тайну.

2. Раскрыть содержание и основные элементы правового режима секретности.

3. Осветить вопросы ответственности за разглашение секретных сведений.

Задачи лекции:

1. Формирование системы знаний по учебной дисциплине.

2. Формирование умений аргументировано излагать научный материал.

3. Формирование профессионального кругозора и общей культуры.

Функции лекции:информационная, мотивационная, ориентировочная, воспитательная.

  1. Понятие и признаки государственной тайны. Режимы секретности.

Государственная тайна — это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства.

В Законе РФ от 21.07.1993 «О государственной тайне» (ред. от 08.11.2011) дано определение:

«государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Любая информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами.

Сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Правовой основой режима секретности являются:

Конституция РФ,

законы Российской Федерации от 28.12.2010 «О безопасности», от 21.07.1993 «О государственной тайне»,

принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства.

К примеру,

Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 21.09.2011) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»

Распоряжение Президента РФ от 15.01.2010 № 24-рп (ред. от 14.01.2011) «Об утверждении перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне»

Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 № 151-рп (ред. от 27.10.2012) «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне».


Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались.

Во времена Советского Союза вопросы государственной тайны регулировались не законом, а различными в большей части секретными постановлениями и ведомственными инструкциями.

Однако четкого определения этого термина в законодательстве СССР не существовало. Государство использовало этот законодательный «пробел», в том числе и для уголовного преследования диссидентов.

Добиться эффективной защиты по уголовным делам, связанным с государственной тайной еще до недавнего времени было практически невозможно. Дела сразу приобретали закрытый характер. Расследованием таких дел занимался КГБ, надзором за предварительным следствием – специальный отдел прокуратуры. Рассмотрение поручалось особому составу суда, сформированному из числа лиц, одобренных КГБ.

Признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.

Секретность является важным средством обеспечения государственной безопасности.

С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного в ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Специалисты называют 89 федеральных законов, содержа­щих нормы о том или ином виде информации ограниченного доступа. К числу основных правовых актов подобного рода сле­дует отнести Декларацию прав и свобод человека и граждани­на, Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный ко­декс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и другие, а так­же специальные федеральные законы «Об информации, инфор­матизации и защите информации», «О государственной тайне». Исследование института государственной тайны актуально не только для выяснения вопроса, какая же именно информа­ция охраняется законом, но и для определения степени откры­тости государства перед своим народом и мировым сообществом. Законодательство о государственной тайне является своеобраз­ной границей между закрытостью информации, гарантирующей безопасность государства, и свободой доступа к открытой ин­формации. Рамки, принципы и уровень законодательного за­крепления института государственной тайны являются показа­телями современного правового государства.

Учитывая частоту встречаемости и недостаточное толкова­ние в законодательстве понятия «тайна», следует разъяснить его содержание и соотношение с понятием «конфиденциальная информация». В. Даль трактовал слово «тайна» как все сокры­тое, неизвестное, неведомое или нечто скрываемое, секретное, неоглашаемое. Под конфиденциальностью же понимается пред­отвращение возможности использования информации лицами, не имеющими к ней отношения. Появление в законодательстве об информации термина «конфиденциальность» наряду с тер­мином «тайна», по-видимому, оправдано. Слово «конфиденци­альный» происходит от латинского слова confidentia — доверие и означает «доверительный, не подлежащий огласке». Сравни­вая смысл названных терминов, можно увидеть, что они, в прин­ципе, обозначают одно и то же.

Тайна есть вид информации, доверенной узкому кругу лиц. При этом основаниями доступа личности к тайне могут быть ее профессиональная или служебная деятельность, семейно-брачные отношения и др. Общим для всех видов конфиденциаль­ных сведений является факт, что свободный доступ к ним огра­ничен в силу предписаний федерального законодательства. На­рушение неприкосновенности охраняемой законом тайны вле­чет юридическую (в том числе и уголовную) ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит право­вая обязанность не нарушать ее конфиденциальность.

Вопросы государственной тайны в РФ регулируются Зако­ном от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» с учетом изменений и дополнений, внесенных в его текст Федеральным законом № 131 от 6 октября 1997 г. Согласно преамбуле, этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесени­ем сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопас­ности государства.

Государственная тайна — защищаемые государством сведе­ния в области его военной, внешнеполитической, экономичес­кой, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может на­нести ущерб безопасности страны (ч. 2 ст. 2 Закона РФ «О госу­дарственной тайне»). Характер этих сведений обусловливает их особый правовой статус, выражающийся в процедуре засекре­чивания и рассекречивания, а также допуска к секретной ин­формации.

Закон РФ «О государственной тайне» определяет отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание как введение ограни­чений на их распространение и доступ. Статья 7 Закона РФ «О государственной тайне» закрепляет перечень сведений, не подлежащих ограничениям. К ним относятся следующие сооб­щения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угро­жающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях; о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохране­ния, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о ситуации с преступностью; о привиле­гиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных ва­лютных резервах РФ; о состоянии здоровья высших должност­ных лиц РФ; о фактах нарушения законности органами госу­дарственной власти и их должностными лицами.

Засекречивание должностными лицами перечисленных све­дений в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального вреда влечет уголов­ную, административную или дисциплинарную ответственность, гарантией чего служит право на обращение в суд.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляет­ся в соответствии со ст.ст. 9 и 11 Закона РФ «О государственной тайне» и определяется их отраслевой, ведомственной или про­граммно-целевой принадлежностью. Основным условием засек­речивания сведений является их соответствие общему (раздел П Закона РФ «О государственной тайне») и локальным переч­ням сведений, относимых к государственной тайне. Решение о засекречивании в каждом конкретном случае принимается ком­петентным должностным лицом, несущим за это персональную ответственность.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне», к го­сударственной тайне относятся сведения в военной области, в сфере экономики, науки и техники, внешней политики; мате­риалы разведывательной, контрразведывательной и оператив­но-розыскной деятельности.

Степень секретности сведений, составляющих государствен­ную тайну, соответствует размеру ущерба, который может быть нанесен национальной безопасности вследствие их распростра­нения (ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»). Уста­навливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие им грифы секрет­ности для носителей указанных сведений: «особой важности»; «совершенно секретно»; «секретно» (ч. 2 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»). Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности страны вслед­ствие распространения сведений, составляющих государствен­ную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»).

Допуск к государственной тайне — это процедура оформле­ния права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организа­ций — на проведение работ с использованием таких сведений (ч. 5 ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). Эта проце­дура предусматривает санкционированное полномочным долж­ностным лицом ознакомление конкретного лица со сведения­ми, составляющими государственную тайну (ч. 6 ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»).

Установлены три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для до­ступа их к сведениям более низкой степени секретности (ч. 16 ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне»).

Закон РФ «О государственной тайне» предусматривает осно­вания для отказа должностному лицу или гражданину в допус­ке к государственной тайне (ст. 22), условия прекращения до­пуска должностного лица или гражданина к государственной тайне (ст. 23) и ограничения прав должностного лица или граж­данина, допущенных или ранее допускавшихся к государствен­ной тайне (ст. 24).

Наряду с обычным порядком доступа к сведениям, составля­ющим государственную тайну, существует особый порядок до­пуска к государственной тайне (ст. 21): члены Совета Федера­ции, депутаты Государственной Думы, судьи на период испол­нения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к таким сведениям без проведения прове­рочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне». Сохранность государственной тай­ны в таких случаях гарантируется путем установления Зако­ном ответственности указанных лиц.

Рассекречивание сведений означает снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих госу­дарственную тайну, и на доступ к их носителям (ч. 1 ст. 13).

Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, являются: принятие государством меж­дународных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объек­тивных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является неце­лесообразной; истечение срока, установленного при засекречива­нии сведений, составляющих государственную тайну, и их носи­телей (максимальный срок — 30 лет); необоснованность засекре­чивания сведений и их носителей; в исключительных случаях срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей может быть продлен по заключению меж­ведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тай­не, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекре­чивания сведений и их соответствия установленной ранее сте­пени секретности. Эти решения подлежат согласованию с меж­ведомственной комиссией по защите государственной тайны, ко­торая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения. Граждане, предприятия, учреждения и органы государствен­ной власти РФ вправе обратиться к компетентным должност­ным лицам с запросом о рассекречивании сведений, отнесен­ных к государственной тайне. Такой запрос должен быть рас­смотрен в течение трех месяцев. При отсутствии полномочий для решения данного вопроса запрос в месячный срок с момен­та поступления передается в орган государственной власти, на­деленный такими полномочиями, либо в межведомственную ко­миссию по защите государственной тайны, о чем уведомляется податель запроса. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действую­щим законодательством.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тай­не может быть обжалована в суд. В случае признания судом необоснованности засекречивания сведений, они подлежат рас­секречиванию в установленном Законом РФ «О государствен­ной тайне» порядке.

Анализ правовых норм об информации ограниченного дос­тупа показывает, что многие из них носят декларативный и противоречивый характер. При этом следует учитывать, что если в советский период осуществлялась правовая защита только государственных секретов, то в настоящее время на законода­тельном уровне урегулирована защита различных видов инфор­мации с ограниченным доступом, разглашение (утечка) кото­рой может причинить материальный и моральный вред интере­сам личности, общества и государства.

4. Коммерческая тайна

Предметомправового регулирования в режиме коммерчес­кой тайны является некоторый набор сведений. Объектом ре­гулирования и правовой охраны выступают интересы собствен­ника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цельзаконодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя инфор­мации от постороннего вмешательства в ее использование. По юридической принадлежности режим коммерческой тайны мож­но отнести к категории гражданских прав и сравнить с правом на защиту личной свободы и правом на невмешательство в твор­ческую деятельность и частную жизнь граждан.

В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации определены признаки коммерческой тайны как осо­бого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее защиты. В статье 139 ГК РФ не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа со­ответствующих видов информации различна. Это вызывает про­блемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите.

В статье 139 ГК РФ информация подразделяется на служеб­ную и коммерческую. Речь идет о действительной или потенци­альной коммерческой ценности сведений, неизвестных третьим лицам. В силу их неизвестности владелец получает преимущества в производстве и реализации товаров на рынке. Многие решения, квалифицируемые как «ноу-хау», являются патенто­способными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов. В мировой практике такие новшества защищаются институтом коммерческой тайны. Что касается принятия мер к ее охране, то механизм реализации ограничения доступа к информации на законодательном уровне не урегулирован. Это осложняет ее охрану органами государ­ственной власти.

Законодательством определена система взаимоотношений между предприятием любой формы собственности и государ­ственными органами, осуществляющими контроль над его дея­тельностью. Однако механизм этих отношений не отработан, особенно в части ответственности должностных лиц за ущерб, причиненный предприятию вследствие незаконного использо­вания сведений, составляющих коммерческую тайну и полу­ченных в ходе проведения проверок или ревизий. Из всех госу­дарственных органов только Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его органы на местах несут в соответствии с законом ответственность за разглашение сведе­ний, составляющих коммерческую тайну предприятия. Осталь­ные отвечают за ущерб в целом, без уточнения конкретных на­казуемых действий. Возникают проблемы при выявлении фак­тов нарушения прав предприятий на коммерческую тайну, а также установлении ответственности за конкретные действия либо бездействие юридических или физических лиц и порядка возмещения ущерба.

Таким образом, проблеме регулирования процессов создания и использования коммерческой информации с ограниченным доступом законодатели уделяют в последние годы значительное внимание. Однако она все еще далека от полного решения. По­этому, учитывая практическую значимость механизма коммер­ческой тайны в современной экономике, можно смело утверж­дать, что принятие основополагающего закона в этой сфере — одна из самых актуальных и дискуссионных проблем российс­кого законотворчества.

Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» — первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались. Принятие по этому вопросу открытого правового акта, к тому же имеющего высшую юридическую силу, — еще один штрих в развитии российской демократии, в повышении роли закона в административно-правовом регулировании.

Можно назвать такие признаки государственной тайны:

  • 1) это очень важные сведения;
  • 2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;
  • 3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;
  • 4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;
  • 5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим — режим секретности.

Понятие и виды государственной тайны.
Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
Степени секретности
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Государственную тайну составляют:
1. Сведения в военной области, содержащие информацию:
— о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций
мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных ресурсов;
— о планах строительства Вооруженных Сил и других войск РФ,
— о разработках, технологиях, производстве и объемах производства, а также хранении, утилизации ядерных боеприпасов
— о характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, используемых технологиях производства новых видов топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
— о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также предоставлении земель, недр и акваторий для данных объектов;
— о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также военно-политической и (или) оперативной обстановке.
2. Сведения в области экономики, науки и техники:
— об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
— о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении степени защищенности объектов административного управления,
— об объемах запасов, добычи, передачи и потребления стратегических видов полезных ископаемых (платины, природных алмазов).
3. Сведения в области внешней политики и экономики:
— о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
— о финансовой политике в отношении иностранных государств, а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
— о силах, средствах, источниках, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
— о лицах, сотрудничающих на данный момент или ранее на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
— об организациях, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также финансировании этой

86. Законодательство РФ о государственной тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О государственной тайне», Законе РФ «О безопасности», положениях других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

ГК РФ предусматривает, что защита коммерческой тайны осуществляется способами, которые предусмотрены ГК РФ и другими законами. Один из этих способов: возмещение причиненных убытков.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка либо гражданско-правового деликта.

Существует конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Этот перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют согласно ст. 5 Закона о государственной тайне:

1) сведения в военной области:

2) сведения в области экономики, науки и техники:

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий