Вопросы:
Понятие и признаки государственной тайны. Режимы секретности.
Правила засекречивания и рассекречивания информации.
Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.
Цель лекционного занятия:
Общая цель:организовать целенаправленную познавательную деятельность обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.
Частные цели:
1. Рассмотреть понятие и признаки информации, составляющей государственную тайну.
2. Раскрыть содержание и основные элементы правового режима секретности.
3. Осветить вопросы ответственности за разглашение секретных сведений.
Задачи лекции:
1. Формирование системы знаний по учебной дисциплине.
2. Формирование умений аргументировано излагать научный материал.
3. Формирование профессионального кругозора и общей культуры.
Функции лекции:информационная, мотивационная, ориентировочная, воспитательная.
- Понятие и признаки государственной тайны. Режимы секретности.
Государственная тайна — это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства.
В Законе РФ от 21.07.1993 «О государственной тайне» (ред. от 08.11.2011) дано определение:
«государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».
Любая информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами.
Сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Правовой основой режима секретности являются:
Конституция РФ,
законы Российской Федерации от 28.12.2010 «О безопасности», от 21.07.1993 «О государственной тайне»,
принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства.
К примеру,
Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 21.09.2011) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»
Распоряжение Президента РФ от 15.01.2010 № 24-рп (ред. от 14.01.2011) «Об утверждении перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне»
Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 № 151-рп (ред. от 27.10.2012) «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне».
Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались.
Во времена Советского Союза вопросы государственной тайны регулировались не законом, а различными в большей части секретными постановлениями и ведомственными инструкциями.
Однако четкого определения этого термина в законодательстве СССР не существовало. Государство использовало этот законодательный «пробел», в том числе и для уголовного преследования диссидентов.
Добиться эффективной защиты по уголовным делам, связанным с государственной тайной еще до недавнего времени было практически невозможно. Дела сразу приобретали закрытый характер. Расследованием таких дел занимался КГБ, надзором за предварительным следствием – специальный отдел прокуратуры. Рассмотрение поручалось особому составу суда, сформированному из числа лиц, одобренных КГБ.
Признаки государственной тайны:
1) это очень важные сведения;
2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;
3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;
4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;
5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.
Секретность является важным средством обеспечения государственной безопасности.
С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного в ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».
Специалисты называют 89 федеральных законов, содержащих нормы о том или ином виде информации ограниченного доступа. К числу основных правовых актов подобного рода следует отнести Декларацию прав и свобод человека и гражданина, Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и другие, а также специальные федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне». Исследование института государственной тайны актуально не только для выяснения вопроса, какая же именно информация охраняется законом, но и для определения степени открытости государства перед своим народом и мировым сообществом. Законодательство о государственной тайне является своеобразной границей между закрытостью информации, гарантирующей безопасность государства, и свободой доступа к открытой информации. Рамки, принципы и уровень законодательного закрепления института государственной тайны являются показателями современного правового государства.
Учитывая частоту встречаемости и недостаточное толкование в законодательстве понятия «тайна», следует разъяснить его содержание и соотношение с понятием «конфиденциальная информация». В. Даль трактовал слово «тайна» как все сокрытое, неизвестное, неведомое или нечто скрываемое, секретное, неоглашаемое. Под конфиденциальностью же понимается предотвращение возможности использования информации лицами, не имеющими к ней отношения. Появление в законодательстве об информации термина «конфиденциальность» наряду с термином «тайна», по-видимому, оправдано. Слово «конфиденциальный» происходит от латинского слова confidentia — доверие и означает «доверительный, не подлежащий огласке». Сравнивая смысл названных терминов, можно увидеть, что они, в принципе, обозначают одно и то же.
Тайна есть вид информации, доверенной узкому кругу лиц. При этом основаниями доступа личности к тайне могут быть ее профессиональная или служебная деятельность, семейно-брачные отношения и др. Общим для всех видов конфиденциальных сведений является факт, что свободный доступ к ним ограничен в силу предписаний федерального законодательства. Нарушение неприкосновенности охраняемой законом тайны влечет юридическую (в том числе и уголовную) ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит правовая обязанность не нарушать ее конфиденциальность.
Вопросы государственной тайны в РФ регулируются Законом от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» с учетом изменений и дополнений, внесенных в его текст Федеральным законом № 131 от 6 октября 1997 г. Согласно преамбуле, этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности государства.
Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны (ч. 2 ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). Характер этих сведений обусловливает их особый правовой статус, выражающийся в процедуре засекречивания и рассекречивания, а также допуска к секретной информации.
Закон РФ «О государственной тайне» определяет отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание как введение ограничений на их распространение и доступ. Статья 7 Закона РФ «О государственной тайне» закрепляет перечень сведений, не подлежащих ограничениям. К ним относятся следующие сообщения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях; о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о ситуации с преступностью; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ; о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Засекречивание должностными лицами перечисленных сведений в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального вреда влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность, гарантией чего служит право на обращение в суд.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии со ст.ст. 9 и 11 Закона РФ «О государственной тайне» и определяется их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью. Основным условием засекречивания сведений является их соответствие общему (раздел П Закона РФ «О государственной тайне») и локальным перечням сведений, относимых к государственной тайне. Решение о засекречивании в каждом конкретном случае принимается компетентным должностным лицом, несущим за это персональную ответственность.
Согласно ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне», к государственной тайне относятся сведения в военной области, в сфере экономики, науки и техники, внешней политики; материалы разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует размеру ущерба, который может быть нанесен национальной безопасности вследствие их распространения (ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»). Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие им грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности»; «совершенно секретно»; «секретно» (ч. 2 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»). Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности страны вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»).
Допуск к государственной тайне — это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений (ч. 5 ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). Эта процедура предусматривает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (ч. 6 ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»).
Установлены три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности (ч. 16 ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне»).
Закон РФ «О государственной тайне» предусматривает основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне (ст. 22), условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне (ст. 23) и ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне (ст. 24).
Наряду с обычным порядком доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, существует особый порядок допуска к государственной тайне (ст. 21): члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к таким сведениям без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне». Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления Законом ответственности указанных лиц.
Рассекречивание сведений означает снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям (ч. 1 ст. 13).
Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, являются: принятие государством международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной; истечение срока, установленного при засекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (максимальный срок — 30 лет); необоснованность засекречивания сведений и их носителей; в исключительных случаях срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Эти решения подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения. Граждане, предприятия, учреждения и органы государственной власти РФ вправе обратиться к компетентным должностным лицам с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Такой запрос должен быть рассмотрен в течение трех месяцев. При отсутствии полномочий для решения данного вопроса запрос в месячный срок с момента поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляется податель запроса. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. В случае признания судом необоснованности засекречивания сведений, они подлежат рассекречиванию в установленном Законом РФ «О государственной тайне» порядке.
Анализ правовых норм об информации ограниченного доступа показывает, что многие из них носят декларативный и противоречивый характер. При этом следует учитывать, что если в советский период осуществлялась правовая защита только государственных секретов, то в настоящее время на законодательном уровне урегулирована защита различных видов информации с ограниченным доступом, разглашение (утечка) которой может причинить материальный и моральный вред интересам личности, общества и государства.
4. Коммерческая тайна
Предметомправового регулирования в режиме коммерческой тайны является некоторый набор сведений. Объектом регулирования и правовой охраны выступают интересы собственника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цельзаконодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя информации от постороннего вмешательства в ее использование. По юридической принадлежности режим коммерческой тайны можно отнести к категории гражданских прав и сравнить с правом на защиту личной свободы и правом на невмешательство в творческую деятельность и частную жизнь граждан.
В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации определены признаки коммерческой тайны как особого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее защиты. В статье 139 ГК РФ не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа соответствующих видов информации различна. Это вызывает проблемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите.
В статье 139 ГК РФ информация подразделяется на служебную и коммерческую. Речь идет о действительной или потенциальной коммерческой ценности сведений, неизвестных третьим лицам. В силу их неизвестности владелец получает преимущества в производстве и реализации товаров на рынке. Многие решения, квалифицируемые как «ноу-хау», являются патентоспособными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов. В мировой практике такие новшества защищаются институтом коммерческой тайны. Что касается принятия мер к ее охране, то механизм реализации ограничения доступа к информации на законодательном уровне не урегулирован. Это осложняет ее охрану органами государственной власти.
Законодательством определена система взаимоотношений между предприятием любой формы собственности и государственными органами, осуществляющими контроль над его деятельностью. Однако механизм этих отношений не отработан, особенно в части ответственности должностных лиц за ущерб, причиненный предприятию вследствие незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну и полученных в ходе проведения проверок или ревизий. Из всех государственных органов только Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его органы на местах несут в соответствии с законом ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Остальные отвечают за ущерб в целом, без уточнения конкретных наказуемых действий. Возникают проблемы при выявлении фактов нарушения прав предприятий на коммерческую тайну, а также установлении ответственности за конкретные действия либо бездействие юридических или физических лиц и порядка возмещения ущерба.
Таким образом, проблеме регулирования процессов создания и использования коммерческой информации с ограниченным доступом законодатели уделяют в последние годы значительное внимание. Однако она все еще далека от полного решения. Поэтому, учитывая практическую значимость механизма коммерческой тайны в современной экономике, можно смело утверждать, что принятие основополагающего закона в этой сфере — одна из самых актуальных и дискуссионных проблем российского законотворчества.
Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» — первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались. Принятие по этому вопросу открытого правового акта, к тому же имеющего высшую юридическую силу, — еще один штрих в развитии российской демократии, в повышении роли закона в административно-правовом регулировании.
Можно назвать такие признаки государственной тайны:
- 1) это очень важные сведения;
- 2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;
- 3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;
- 4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;
- 5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим — режим секретности.
Понятие и виды государственной тайны.
Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
Степени секретности
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Государственную тайну составляют:
1. Сведения в военной области, содержащие информацию:
— о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций
мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных ресурсов;
— о планах строительства Вооруженных Сил и других войск РФ,
— о разработках, технологиях, производстве и объемах производства, а также хранении, утилизации ядерных боеприпасов
— о характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, используемых технологиях производства новых видов топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
— о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также предоставлении земель, недр и акваторий для данных объектов;
— о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также военно-политической и (или) оперативной обстановке.
2. Сведения в области экономики, науки и техники:
— об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
— о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении степени защищенности объектов административного управления,
— об объемах запасов, добычи, передачи и потребления стратегических видов полезных ископаемых (платины, природных алмазов).
3. Сведения в области внешней политики и экономики:
— о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
— о финансовой политике в отношении иностранных государств, а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
— о силах, средствах, источниках, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
— о лицах, сотрудничающих на данный момент или ранее на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
— об организациях, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также финансировании этой
86. Законодательство РФ о государственной тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О государственной тайне», Законе РФ «О безопасности», положениях других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
ГК РФ предусматривает, что защита коммерческой тайны осуществляется способами, которые предусмотрены ГК РФ и другими законами. Один из этих способов: возмещение причиненных убытков.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.
Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка либо гражданско-правового деликта.
Существует конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Этот перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Государственную тайну составляют согласно ст. 5 Закона о государственной тайне:
1) сведения в военной области:
2) сведения в области экономики, науки и техники:
3) сведения в области внешней политики и экономики;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >