Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих решений.

Цель финансового контроля – своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Задачи финансового контроля:

— обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъекта хозяйствования;

— выполнение субъектами хозяйствования свих финансовых обязательств (в том числе перед органами государственной власти и местного самоуправления);

— увеличение финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

— соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования;

— повышение эффективности финансовой политики государства.

Объект финансового контроля – процесс образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (выручка, себестоимость, налоги и т.д.).

Субъект финансового контроля – специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы, структурные подразделения в органах государственной власти и местного самоуправления, негосударственные специализированные организации), а так же квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и другие.

Обследование — это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Таблица 1 — Основные формы финансового контроля

Признаки классификации Формы финансового контроля
1. По времени проведения Предварительный, текущий, последующий
2. Направление воздействия субъекта на объект контроля Внешний, внутренний
3. Место проведения контроля Камеральный, выездной
4. Полноты охвата проверяемого материала Сплошной, выборочный
5. Характер источников контроля Документальный, фактический
6. Периодичность проведения контроля Систематический, периодический, единовременный
7. Полнота охвата проверяемых вопросов Комплексный, тематический, встречный
8. Проверяемость изучения источников контроля Первичный, повторный, дополнительный

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов: в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определенному кругу вопросов) и комплексные (т. е. охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операции по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Определение 1

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Вывод 1

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

  • проверка того, как в лице государственных и муниципальных органов выполняются функции по аккумуляции, распределению и использованию финансовых средств, в соответствии со своей компетенцией;
  • проверяется то, как выполняются финансовые обязательства перед государством и муниципалитетом, организациями и гражданами;
  • проверять правильно ли используются денежные ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении (бюджетные и собственные средства, банковские ссуды, внебюджетные и другие средства);
  • проверять, соблюдаются ли правила того, как совершаются финансовые операции, расчеты и хранение денежных средств в лице предприятий, организаций, учреждений;
  • выявлять внутренние резервы производств — возможности того, как повысить рентабельность хозяйства, производительность труда, применить более экономное и эффективное использование материальных и денежных средств.
  • предупреждать и устранять нарушения в области финансовой дисциплины. Если они будут выявлены, в установленном порядке должны быть применены меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам. Также нужно обеспечить возмещение материального ущерба государству, организациям и гражданам.

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

  1. Проведение предварительного финансового контроля производится до того, как будут совершены какие-либо операции в области образования, распределения или использования денежных фондов. Он является очень важным для того, чтобы предупреждать нарушения финансового порядка. В данном случае должны быть проверены все документы, которые подлежат утверждению и использованию, служащие в качестве основания для того, чтобы осуществлять финансовую деятельность: проекты бюджета, финансовые планы и сметы, кредитные и кассовые заявки и другие.
  2. Текущий финансовый контроля является контролем, который осуществляется во время того, как совершаются денежные операции (во время выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования материальных средств для административно-хозяйственных нужд, капитального строительства и другие).
  3. Последующий финансовый контроля осуществляться после того, как уже свершились определенные финансовые операции (после того, как исполнена доходная и расходная часть бюджета, предприятие или учреждение использовало свои финансовые средства, уплачены налоги и т.д.). В данном случае должно быть определено то, в каком состоянии находится финансовая дисциплина, существовали ли в ней нарушения, как их можно предупредить и устранить в последующем.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

Замечание 2

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Определение 2

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Замечание 3

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Определение 3

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Разделение ИКТ-дисциплин на блоки и внедрение нескольких вариантов оценочных систем позволяет подстраивать процесс обучения под имеющиеся условия (количество зачетных единиц, отведенных на дисциплины блока, материально-техническое обеспечение, уровень профессиональной подготовки преподавателей и т.д.). Дальнейшим развитием предлагаемой идеи может стать индивидуальный выбор студентом оценочной системы для каждой дисциплины блока в зависимости от его личных целей и имеющихся ИКТ-навыков. Однако в настоящее время такой подход сопряжен со значительными организационными сложностями.

Список использованной литературы:

1. Хохлов Ю.Е. ИКТ-компетенции как фактор социально-экономического развития России. М.: Институт развития информационного общества, 2012.

© Мартыненко Ю.В., 2016

УДК 336

Михайлова Наталья Сергеевна

канд. экон. наук, старший преподаватель УрЮИ МВД России,

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация

Финансовый контроль по своей сути является неотъемлемой частью бюджетного процесса и, как следствие, бюджетного планирования государства. Обладая определенной спецификой, он несет в себе элемент стратегии эффективности бюджетных расходов каждого учреждения и страны в целом, так как нецелевое использование денежных средств влечет за собой негативные последствия в социально-экономической сфере.

Ключевые слова

Финансовый контроль, бюджетная политика, государство.

Для того, чтобы государство могло эффективно реализовывать свою внутреннюю и внешнюю политику, а также обеспечивать выполнение социально-экономических программ, ему необходимо осуществлять должный контроль за законным формированием и использованием своих финансовых ресурсов. Необходим четкий контроль за осуществлением всех финансовых операций, как в масштабах страны, так и в масштабах отдельно взятого предприятия.

В последнее время происходит реформирование финансового контроля, а также совершенствуются налоговый, таможенный, бюджетный и банковский. Однако следует отметить, что уровень эффективности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

финансового контроля в стране оценивается как недостаточный. Возникает необходимость в переосмыслении роли и функций финансового контроля на современном этапе развития экономики страны.

Само понятие финансового контроля возникло еще в Киевской Руси, когда князья жили на доходы собственного государства и именно с того момента, как принято считать, возникла необходимость справедливого и рационального использования денежных средств казны. По мнению многих ученых история становления и развития финансового контроля взяла свое начало в XI веке и продолжается по настоящее время. Процесс взимания подати, его контроль и дальнейшее рациональное распределение полученных средств положили начало нынешней системе бюджетного процесса.

Малеин Н.С. считал что, финансовый контроль — это регулируемая правовыми нормами деятельность финансовых, кредитных и хозяйственных органов (организаций), направленная на обеспечение финансовой, бюджетной, кредитной, расчетной и кассовой дисциплины в процессе исполнения планов и заключающаяся в проверке законности, обоснованности и рациональности денежных затрат . В свою очередь Анисимов А. А. высказывался что, финансовый контроль в капиталистическом обществе есть надзор за надлежащей реализацией финансовой политики господствующего класса органами управления в процессе претворения последними функций государства .

По мнению Козырина А.Н. финансовый контроль — это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов её повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности .

Конюхова Т.В. представляла финансовый контроль как контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов .

Шохин понимал под финансовым контролем — многоаспектную межотраслевую систему наблюдения наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета .

Как бы не трактовалось и не дополнялось рассматриваемое понятие, с годами система финансового контроля все больше приобретала упорядоченный характер: основные положения закреплялись в нормативных документах; появилось четкое распределение функциональных обязанностей между органами власти, которые должны осуществлять непосредственный контроль не только анализа целевого расходования финансов, но эффективного использования государственных средств и собственности; происходило становление единых принципов бюджетной системы государства, пренебрежение которыми влекло неизбежное наказание; разработка определенных форм государственной финансовой отчетности.

Таким образом, к настоящему времени в Российской Федерации система финансового контроля получила широкое развитие и создала определенные закономерности протекания экономических процессов.

Финансовый контроль можно классифицировать по нескольким критериям, перечень которых не является исчерпывающим (рисунок 1). Ему, как части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых осуществляется финансовая деятельность государства и муниципальных образований и, которые закреплены в Конституции РФ, а также иных нормативных правовых актах.

Рисунок 1 — Критерии финансового контроля

В настоящее время в теории финансового контроля принято выделять следующие принципы:

— законность;

— независимость;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— гласность;

— объективность;

— ответственность;

— сбалансированность;

— системность .

Непосредственное предназначение контроля проявляется при реализации государством своих финансово-экономических функций, обеспечивая стабильное экономическое развитие страны. Являясь основным инструментом оптимизации использования денежных фондов государства, направляет и ориентирует бюджетную политику, обеспечивает законность осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъекта, а также защищает его экономические интересы.

В свою очередь государственная бюджетная политика представляет собой целый комплекс мероприятий для выполнения возложенных на нее социально-экономических, общественных, научно-технических и других подобного рода функций. Механизм бюджетной политики включает в себя определенные цели и задачи, направленные на формирование стабильной и прозрачной системы управления государственными финансами. Анализ эффективности деятельности отдельных направлений становится своеобразным ориентиром для дальнейшего проведения данной политики и показателем финансового потенциала государства.

Важную роль финансовый контроль играет в деятельности бюджетных учреждений, так как каждое из них систематически подвергается проверке с целью мониторинга использования бюджетных ассигнований.

Органами, осуществляющими контролирующую деятельность бюджетных организаций, являются: Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской федерации .

Цель контрольно-счетных органов заключается в реализации закрепленных за ними функции в части осуществления проверок финансовой отчетности и оперативного предоставления органам власти достоверной и независимой информации о положении дел в бюджетной сфере страны (конкретного субъекта страны либо учреждения). Перед должностными лицами указанных органов лежит ответственность по контролю за исполнением бюджета, подготовке превентивных мер по устранению выявленных нарушений, проведению анализа и последующей оценке показателей на факт эффективности и целесообразности использования бюджетных ассигнований, определению степени обоснованности расходов, контролю поступлений и перечислений денежных средств и т.п.

Требуя соблюдения финансового законодательства, органы государственного финансового контроля систематически осуществляют проверки и ревизии бюджетных организаций, в ходе которых выявляют определенные его нарушения. Кроме этого, они исполняют полномочия по оценке уровня эффективности расходования финансовых ресурсов, а также использования государственной и муниципальной собственности, особенно в случае осуществления процессов ее приватизации и национализации, а также проверяют, насколько обоснованно предоставлены различные финансовые льготы и преференции .

Все выявляемые нарушения бюджетного законодательства можно классифицировать в определенные группы и обозначить основные (типичные) нарушения:

— неэффективное использование бюджетных средств: просроченная дебиторская задолженность; приобретение товарно-материальных ценностей ненадлежащего качества, приобретение имущества без фактической надобности; отсутствие контроля со стороны распорядителя бюджетных средств;

— нарушения, связанные с исполнением бюджета: нарушение порядка доведения денежных фондов (или недоведение); неправомерное изменение лимитов бюджетных обязательств;

— нарушение целевого характера бюджетных ассигнований: использование денежных средства на иные цели, не соответствующие смете доходов и расходов; неверное использование кодов экономической классификации; использование бюджетных ассигнований на покрытие штрафных санкций, наложенных на должностных лиц; неправомерные выплаты различного рода компенсаций лицам, не имеющим правовых оснований;

— нарушения, возникающие при использовании средств, выделяемых на строительные и ремонтные работы: нарушения при оставлении проектно-сметной документации; несоответствие требованиям нормативно-правовых актов; завышение (занижение) сумм (объемов работ);

— нарушения, возникающие при использовании энергоресурсов: завышение (занижение) показателей (нормативов); неиспользование (неисправность) приборов учета; использование энергооборудования без необходимости; несвоевременность технических и ремонтных работ;

— нарушения, возникающие при размещении и исполнении госзаказов: размещение недостоверных данных; несоблюдение условий, определенных документацией; нарушение порядка проведения процедуры; нарушения в работе комиссии; отсутствие контроля со стороны заказчика; приобретение товарно-материальных ценностей по завышенным ценам;

— нарушения, связаннее с завышением установленных показателей: переплата заработной платы; оплата расходов сверхнормативного показателя;

— несвоевременные платежи по бюджетным обязательствам, которые влекут собой начисление пеней и штрафов и т.п.

Таким образом, на основе сметно-бюджетного финансирования осуществляется поддержка хозяйственного сектора бюджетной сферы страны: все выделяемые денежные средства, предусмотренные бюджетом, направляются на определенные заранее мероприятия и распределение всех ассигнований происходит согласно сметам.

Хотелось бы отметить тот факт, что совершенствование бюджетной системы России неразрывно связано и с повышением эффективности системы финансового контроля бюджетных учреждений.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

3. Анисимов А. Финансовый контроль в капиталистических странах. 1966. — с.99.

4. Козырин А.Н. Финансовый контроль. Финансовое право: Учебник Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. — М.: Юристъ, 1996. — 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Малеин Н.С. Кредитно-расчетные правоотношения и финансовый контроль. — М.: Наука, 1964. — 152 с.

8. Шохин С О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1999. — 352 с.

© Михайлова Н.С., Южакова Н.А., 2016

УДК 336.012.23

Моисеенко Татьяна Андреевна

Студентка 4 курса, ЭФ, ТУ СУР г. Томск, РФ E-mail: tanya.moiseenko.95@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ

Аннотация

Статья посвящена проблемам расширения клиентской базы в банковском секторе в современных условиях, а также развитию клиентских отношений, определению значимых проблем в деятельности банка и причин их банкротства.

Ключевые слова

Банковский сектор, банкротство, клиентская база, взаимоотношение банка и клиента, привлекательность

клиента, лояльный клиент, программа лояльности.

Банковский сектор — очень важный элемент в развитии рыночных отношений, который является основой для нормального, эффективного функционирования рыночного механизма. Коммерческий банк в современной России становится основным элементом банковской системы. Так как именно развитие данного направления должно быть приоритетным, потому что действие кредитно-финансового механизма и определяет уровень развития экономики страны в целом.

Во время экономического спада коммерческие банки работают в области повышенного риска. Об этом свидетельствуют наиболее распространённые причины банкротства банков:

— неудачные поиски участников нового капитала;

— предоставление «плохих» кредитов;

— неудачная торговля закладными ценными бумагами;

Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.

Финансовый контроль — это составляющая финансовой деятельности государства, которая заключается в проверке государственными органами и уполномоченными организациями (специалистами) своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, эффективности их использования, соблюдения требований бухгалтерского учета.

Основные признаки понятия «финансовый контроль»:

  • является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства;
  • служит важнейшим средством обеспечения законности в деятельности субъектов финансовых отношений;
  • осуществляется как государственными органами, так и организациями (специалистами), имеющими соответствующее разрешение (лицензию, аттестацию);
  • проверке подвергаются как финансовые документы, так и, при необходимости, материальные ценности;
  • по отдельным видам финансового контроля проверяется не только законность получения, распределения и использования денежных средств, но и их целесообразность.

Основные задачи финансового контроля:

а) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Принципы финансового контроля следующие:

  • независимость проведения финансового контроля — должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, что определяется его правовым статусом;
  • объективность;
  • компетентность;
  • гласность;
  • результативность;
  • обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность;
  • презумпция невиновности проверяемых;
  • плановость.

Социальная значимость финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются соблюдение законности в процессе финансовой деятельности субъектов финансовых отношений, а также экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства, и тем самым финансовый контроль служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой государством финансовой политики.

Добавить комментарий