Понятие конституционного надзора контроля

В цивилизованных странах спустя некоторое время после принятия конституций было осознано, что необходимо создание институтов для обеспечения реализации конституционно-правовых норм, её высшей юридической силы.

В соответствии с концепцией конституционности все нормативные акты должна соответствовать ей, если акт противоречит, то он не имеет высшей юридической силы. На практике первый шаг по защите конституции стало дело 1803 Мэдисона против Мерберри. Было выяснено, что принятый закон о судопроизводстве противоречат конституции, эти положения были отменены, а суд взял на себя полномочия по конституционному контролю.

В современной литературе выделяют два сходных понятия: конституционный контроль и конституционный надзор.

Конституционный контроль – особый вид деятельности государства, заключающийся в проверке законов и иных нормативных актов конституции страны на соответствие конституции. Акт, признанный несоответствующим, аннулируется или не применяется. При конституционном контроле при признании акта несоответствии объявляется недействительным.

Конституционный надзор – это мягкая форма охраны конституции, суть заключается также в проверке актов на соответствии. Однако в данном случае орган, осуществляющий надзор, лишь констатирует несоответствие, и напрямую не может отменить данный акт. Данный орган оповещает главу государства или парламент о несоответствии. Такая форма является не эффективной.

Объектами контроля надзора могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, некоторые международные договоры, нормативные акты исполнительной власти, оценивается конституционность деятельности политических партий. В федеративных государствах объектом проверки также являются акты субъектов федерации.

Наиболее эффективным механизмом защиты конституции является конституционный контроль, который существует в двух формах:

1. Американская модель – функция по конституционному контролю принадлежит только конституционному суду. Рассмотрение акта на его не соответствие конституции вне конкретного дела нельзя;

2. Европейская (Австрийская) – в Европе функции по охране конституции отделено от судов общей юрисдикции и почти всегда создаются конституционные суды. При европейской модели решение о несоответствии конституции может выноситься отдельно от конкретного дела. Конституционные суды занимают независимое место в структуре судебных органов, как правило, состоят из одной инстанции. При европейской модели суды могут осуществлять абстрактный и предварительный контроль. Признанный закон прекращает свое действие и выводится из системы действующего законодательства. Система конституционных судов относится к европейской модели, так как впервые данная модель появилась в Австрии после краха Австро-Венгерской модели 1921 года, после чего начал процесс конституционализации.

Основные задачи конституционных судов: обеспечить верховенство и прямое действие конституции, устранить дефекты и пробелы в конституционном регулировании, предотвращать произвол власти и согласовывать деятельность между ветвями, защищать права и законные интересы граждан.

По содержанию контроль может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил принятия законов), а также материальным (проверяется с точки зрения содержания). Конституционный контроль может быть абстрактным (осуществляется проверка на предмет конституционности акта по инициативе уполномоченного субъекта без конкретного дела) и конкретным (осуществляется в соответствии с определенным делом). По времени выделяется последующий (проверке подвергаются законы уже вступившие в силу) и предварительный (акты, не вступившие в силу) контроль.

Орган конституционной юрисдикции может либо признать оспариваемый акты полностью или частично. Редко бывает, когда закон признается полностью не соответствующим Конституции. Обычно это статья или часть статьи. Вынесенное решение конституционным судом является окончательным и не может быть пересмотрено другим органом, оно не требует одобрения, санкции главы государства.

Судьями конституционных судов являются граждане, обладающие политическими права, юридическим образованием, возраст, как правило, сорок лет, опыт работы – 15 лет и иметь безупречную репутацию.

Действует конституционно-правовая основа, регламентирующая деятельность и статус судов. Об этом сказано в европейских странах, в Японии, применяются отдельные акты о данных судах. Численность судей конституционных судов различна, от 12 до 18. Но, например, в Молдове – 6, в Германии – 16. Наряду с основным составом конституционного суда могут вводиться неординарные судьи для рассмотрения сложных дел. Существуют разнообразные модели формирования конституционных судов. Как правило, конституционные суды избираются или назначаются Парламентом, главой Государства. В России назначаются Советом Федерации по представлению Президента. В Германии 8 судей избираются на нижней палате, 8 – на верхней (Бундесрат). Срок полномочий судей 9-12 лет. Обычно запрещается назначение судей на второй срок полномочий. Возрастной предел, как правило, 70 лет.

Во Франции конституционного суда нет, конституционный надзор осуществляется Конституционным Советом. Его особенность заключается в том, что в нем существует основная часть и неосновная часть (бывшие французские президенты). Совет Франции вправе рассматривать не только вопросы, касающиеся охраны конституции, но и некоторые вопросы легальности проведения выборов. Основная часть состоит из 9 членов, 3 из которых назначаются Президентом, по 3 члена – от верхней (Сенат) и нижней палаты (Общественная палата). Срок полномочий 9 лет без права повторного назначения, каждые три года обновляется 1/3 состава. Этот орган осуществляет предварительный конституционный надзор, сам не может аннулировать акты.

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений.

Основные виды конституционного контроля:

1) по времени осуществления:

а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона); б) последующий (проводится в отношении действующих актов);

2) по месту осуществления:

а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган); б) внешний (проводит другой орган);

3) по правовым последствиям:

а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий); б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);

4) по обязательности проведения:

а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле); б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);

5) по форме:

а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом); б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);

6) по объему:

а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией); б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);

2.Объекты конституционного контроля в зарубежных странах

Объект конституционного права зарубежных стран – наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни личности (например, установление законом прожиточного минимума), коллектива (роль общественных объединений в стране), государства (его место в обществе), самого общества (рыночная или огосударствленная экономика).

Важной частью конституционного права являются конституционные права и обязанности человека и гражданина, способы их реализации и гарантии. Особое место занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. В различных странах действующее конституционное право может иметь свои особенности в объекте регулирования.

Конституционное право зарубежных стран регулирует четыре главные сферы общественной жизни: экономику (основы отношений собственности), социальные отношения (социальная роль государства), политику (роль и порядок образования политических партий, порядок выборов, организация государства), идеологию (идеологический плюрализм). Они составляют предмет конституционного права зарубежных стран.

Таким образом, конституционное право как отрасль права той или иной страны – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы правовых взаимосвязей личностей, коллективов, государства и общества, устанавливающих законные условия для осуществления государственной власти, участия в ней, давления на нее, борьбы за нее мирными, конституционными средствами.

Рассмотрим понятие, объекты, субъекты и виды конституционного надзора (контроля).

Принцип высшей юридической силы конституции по сравнению с другими источниками права находится в основе концепции конституционной законности.

Согласно данной концепции любой закон, договор, административный или судебный акт должен непременно соответствовать Конституции государства. В случае если норма, которая издана государственным органом, противоречит конституции, то она не имеет юридической силы и не должна применяться, поскольку является недействительной.

В юриспруденции используется два термина: конституционный надзор и конституционный контроль.

Конституционный надзор проявляется в проверке акта на его конституционность. При выявлении нарушения законом или иным нормативным актом конституции орган надзора не имеет права на его отмену.

Конституционный контроль представляет собой особый вид правоохранительной деятельности государства, который заключается в проверке соответствия положений законов и иных нормативных актов конституции этого государства. Подобная форма контроля предполагает, что соответствующие органы и их должностные лица при обнаружении нарушающего конституцию акта имеют право на его отмену. Признание закона (либо его части) неконституционным предполагает его отмену или объявление недействующим.

Объектами конституционного контроля и надзора могут выступать конституционные и обычные законы, поправки к Основному закону, международные договоры и соглашения, регламенты палат парламента, указы президента, нормативные акты исполнительных органов власти.

В некоторых зарубежных странах органы конституционного контроля и надзора оценивают конституционность деятельности различных политических партий (Федеральный конституционный суд Германии).

В федеративных государствах объектом конституционного контроля и надзора являются вопросы разграничения компетенции между центром и его субъектами, разрешение спорных моментов между отдельными субъектами федерации. В некоторых субъектах федераций в зарубежных странах для решения указанных вопросов созданы органы специальной юрисдикции.

К субъектам конституционного контроля и надзора относят государственные органы и их должностные лица, которые наделены правом на запрос о конституционности определенного акта. Помимо этого, в федеративных государствах данным правом наделены органы государственной власти соответствующего субъекта.

В зависимости от содержания конституционный контроль (надзор) может быть следующих видов:

– формальным: оценивается соблюдение процедурных правил, которые установлены для принятия законов и других нормативных актов;

– материальным: проверяется содержание законов на соответствие их смыслу конституции;

– абстрактным: реализуется по инициативе определенного уполномоченного субъекта или органа без конкретного повода;

– конкретным: осуществляется только в связи с определенным судебным делом.

В зависимости от времени проведения выделяют последующий и предварительный конституционный контроль (надзор).

Последующий конституционный контроль (надзор) предполагает, что проверке подвергаются законы и иные акты, которые уже приняты и вступили в силу. Признанные неконституционными законы (в целом или их отдельные положения) формально утрачивают свою юридическую силу.

Предварительный конституционный контроль (надзор) подразумевает, что проверке подвергаются законы, которые находятся на рассмотрении парламента.

Орган конституционной юрисдикции может признать оспариваемый акт:

– соответствующим конституции;

– противоречащим конституции (неконституционным) полностью;

– противоречащим конституции частично.

Во втором случае акт утрачивает юридическую силу и не применяется всеми судами, а также иными государственными органами. Вынесенное решение становится окончательным и может быть пересмотрено лишь тем же органом.

Данная лекция посвящена рассмотрению «специализированных» судебных органов РФ, осуществляющих конституционное судопроизводство. Конституционный контроль осуществляется посредством конституционного судопроизводства – особого вида деятельности судов. Конституционное судопроизводство обладает своими особенностями, которые существенно отличают его от других видов судопроизводства.

Во-первых, конституционное судопроизводство направлено на разрешение исключительно вопросов права. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельствах во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В этой связи необходимо отметить, что ошибочным является распространенное в обыденном сознании мнение о том, что Конституционный Суд РФ является некой высшей судебной инстанцией для всех остальных судов. Он действительно играет особую роль в судебной системе РФ, но, тем не менее, осуществляет собственные полномочия, имеет собственную компетенцию, отличные от полномочий и компетенции других судов, не вмешивается в осуществление правосудия другими судами и не возвышается над ними.

Во-вторых, обязательным условием для рассмотрения дела Конституционным судом является наличие неопределённости в рассматриваемых вопросах. Можно сказать, что конституционное судопроизводство направлено не столько на защиту оспариваемых или нарушенных прав, сколько на разрешение вопрос о том, существует ли вообще такое нарушение. Критерий оценки для судей Конституционного Суда один – соответствие того или иного положения закона или подзаконного акта положениям Конституции РФ.

Третьей особенностью конституционного судопроизводства является длительный процесс подготовки при относительной скоротечности самого судебного заседания. Эта особенность вытекает из теоретико-правовой направленности конституционного судопроизводства: подготовка каждого судебного заседания требует серьезной исследовательской работы.

Деятельность Конституционного Суда РФ строится на принципахнезависимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон (ст. 5 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Принцип независимости включает в себя независимость, самостоятельность и подчинение судей Конституционного Суда РФ только Конституции РФ.

Принцип коллегиальности выражается в том, что все решения Конституционного суда РФ принимаются исключительно коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Принцип гласности устанавливает, что заседания суда проходят открыто, в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания. С разрешения суда допускается кино- и фотосъемка, видеозапись, а также прямая радио- и телетрансляция. В порядке исключения закрытые судебные заседания допускаются лишь в предусмотренных законом случаях, когда это необходимо для соблюдения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан или защиты общественной нравственности. Решения суда в любом случае провозглашаются публично и обнародуются без каких-либо ограничений.

Принцип устности судебного разбирательства и непрерывности судебного заседанияпредполагает, что все доказательства сторон, выступления участников процесса осуществляются исключительно в устной форме, а само заседание должно вестись с перерывами исключительно для отдыха его участников.

Принцип состязательности и равноправия сторон в деятельности Конституционного Суда РФ заключается в том, что стороны в заседании пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции.

Принцип языка судопроизводства определяет, что судопроизводство в Конституционном суде ведется исключительно на русском языке. В случае, если кто-либо из участников процесса не владеет языком судопроизводства, ему в обязательном порядке предоставляется переводчик.

Ведущим органом конституционного контроля в РФ являетсяКонституционный Суд РФ — это федеральный судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Законодательной основой организации и деятельности конституционного Суда РФ являются Конституция РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ» и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 года, (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.), (принят Конституционным Судом РФ 1 марта 1995 года).

Как уже было сказано, Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля. Конституционный контроль – вид правоохранительной деятельности, призванный защищать основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории РФ.

Создание конституционных (уставных) судов субъектов РФ предусмотрено ФКЗ «О судебной системе РФ». Конституционные суды могут создаваться в республиках в составе РФ, которые имеют собственную конституцию, а уставные суды — в иных субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах), которые имеют не конституцию, а уставы. В соответствии со ст. 27 указанного ФКЗ конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Конституционный (уставной) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом, в том числе и Конституционным Судом РФ.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 ФКЗ «О судебной системе РФ» судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

В настоящее время Конституционные (уставные) суд действуют во всех субъектах РФ. Так, ст. 50 Устава Санкт-Петербурга (принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г) предусматривает создание Уставного суда Санкт-Петербурга. Согласно ч. 1 указанной статьи, Уставной суд Санкт-Петербурга создается для рассмотрения вопросов соответствия законов и иных нормативно-правовых актов Санкт-Петербурга, нормативно-правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления Санкт-Петербурга, Уставу Санкт-Петербурга, а также для официального толкования Устава Санкт-Петербурга. Порядок создания, организации и деятельности Уставного суда, назначения судей на должность судей, председателя и заместителя председателя Уставного суда Санкт-Петербурга регламентируются законом Санкт-Петербурга.

Предыдущая1234567

Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1465;

Добавить комментарий