Порядок осуществления налоговых платежей в РБ

ГЛАВА 1

Основные положения

Статья 1.Отношения, регулируемые настоящим Кодексом

Положения статьи раскрывают предмет правового регулирования НК и развиваются в последующих его главах и статьях.

Статья 2.Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

В статье более четко раскрыты принципы, на которых налоговая система была построена в прежние годы (принципы законности, обязательности, равенства и справедливости налогообложения), а также появились иные базовые правила функционирования и организации налогообложения.

Наряду с указанными принципами налогообложения в НК закреплен принцип презумпции добросовестности плательщика. Он означает, что до тех пор, пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил правонарушение, он будет считаться добросовестным.

Введен принцип стабильности налогового законодательства, который предполагает, что в течение финансового года любые элементы налогообложения не могут изменяться. Плательщик должен планировать бизнес-процессы и выстраивать работу с учетом законодательства, сформированного на финансовый год. Согласно принципу гласности нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством.

Появился и совершенно новый принцип экономической обоснованности налогообложения, который гласит, что налоги, сборы (пошлины) должны устанавливаться с учетом необходимости обеспечения сбалансированности расходов республиканского и местных бюджетов с их доходами, а объем доходов от уплаты налогов, сборов (пошлин) должен превышать затраты на их администрирование.

Статья 3.Налоговое законодательство Республики Беларусь

В статье закреплено, что положения нормативных правовых актов, принимаемых на основании и во исполнение НК, не могут противоречить его положениям, а равно и выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных ими соответствующему органу полномочий.

В этой же статье установлена иерархия актов налогового законодательства по их юридической силе.

Так, в случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с НК или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, НК или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

В случае расхождения акта налогового законодательства с актом другой отрасли права, содержащим вопросы налогообложения, применяются положения акта налогового законодательства.

Во избежание неопределенности при формировании правоприменительной практики пунктом 7 статьи 3 НК определяется, что акты налогового законодательства, улучшающие положение плательщика, могут иметь обратную силу, только когда это прямо предусмотрено в таком акте.

Статья 4.Порядок исчисления сроков, установленных налоговым законодательством

Данная статья определяет порядок исчисления сроков. В новой редакции НК она откорректирована с учетом применения на практике актов налогового законодательства, в которых порядок отсчета срока для совершения действий (например, подачи налоговых деклараций (расчетов), уведомлений) может отличаться от порядка отсчета срока, установленного, например, для действия налоговых льгот. В частности, конкретизировано, что только последний день срока, установленного для совершения действия, который приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем, переносится на ближайший следующий за ним рабочий день, а вот последний день срока, которым определяется период использования льготы, не переносится.

Статья 5.Действие положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения

Особое место среди источников налогового права принадлежит межгосударственным соглашениям по вопросам налогообложения, имеющим статус международных договоров Республики Беларусь. Нормы ратифицированных соглашений являются приоритетными в регулировании налоговых правоотношений по сравнению с нормами национального законодательства. Большинство ныне действующих соглашений закрепляет нормы об устранении двойного налогообложения.

Статья 6.Налоги, сборы (пошлины)

Основные понятия «налог» и «сбор (пошлина)», их отличие друг от друга и от иных платежей в бюджет закреплены в настоящей статье. Правовое определение этих категорий, его четкость и однозначность понимания создает основу для формирования всей совокупности законодательных норм, регулирующих налоговые отношения.

К налогам могут быть отнесены только те платежи, которые отвечают следующим признакам:

  • обязательность для плательщиков. При возникновении налогового обязательства оно подлежит безусловному исполнению;
  • поступление в республиканский и (или) местные бюджеты. Вносимые плательщиками суммы должны зачисляться непосредственно на счета соответствующих бюджетов;
  • отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств. Предусматривается денежная форма расчетов с бюджетом, т.е. уплата налога посредством внесения определенной суммы денежных средств, находящихся в собственности плательщика или принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления;
  • индивидуальная безвозмездность. Под данным условием необходимо понимать отсутствие встречного получения плательщиком выгоды для себя, материальных или нематериальных благ либо преимуществ, пропорциональных внесенной сумме налога.

В соответствии с определением, приведенным во втором пункте ст. 6 НК, признаками сбора или пошлины являются:

  • обязательность для плательщиков;
  • поступление в республиканский и (или) местные бюджеты;
  • осуществление платежа, т.е., как и в случае с налогом, отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств.

Таким образом, основным отличием сборов и пошлин от налогов является то, что в отношении них отсутствует требование индивидуальной безвозмездности. Внесение плательщиком соответствующей суммы сбора и пошлины НК предусматривается в качестве одного из возможных условий совершения в его пользу уполномоченными органами, организациями и должностными лицами юридически значимых действий, таких как предоставление тех или иных прав, выдача специальных разрешений (лицензий), других документов.

Вместе с тем признак возмездности для сборов и пошлин установлен с оговоркой «как правило», что предполагает и наличие среди них платежей, не предусматривающих получение плательщиком взамен внесенной в бюджет суммы каких-либо благ.

Пунктом 3 статьи 6 НК оговаривается, что платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а также применяемых в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, в том числе и налогового, носят неналоговый характер.

Принципиально важным является требование безусловного и обязательного определения перечисленных в пункте 5 статьи 6 НК элементов налогообложения при установлении налогов. Нарушение этого правила не позволит считать налог законно установленным, а значит, и обязательным к уплате плательщиками. А вот аналогичных требований к определению всего перечня элементов налогообложения при установлении сборов и пошлин не предусматривается.

Статья 7.Виды налогов, сборов (пошлин)

Налоги, сборы и пошлины разделены на республиканские или местные на основании территориального признака, т.е. территории их обязательного применения, и полномочий властей различного уровня в отношении регулирования налоговых правоотношений (устанавливать, вводить, изменять или прекращать действие налоговых платежей).

Необходимо отметить, что сам статус налогового платежа (республиканский или местный) не означает, что все поступления от него зачисляются соответственно в республиканский или местный бюджет.

Статья 8. Республиканские налоги, сборы (пошлины)

Данной статьей установлен перечень республиканских налогов, сборов и пошлин. Состав плательщиков, а также содержание обязательных элементов налогообложения в отношении каждого из этих налоговых платежей устанавливаются Особенной частью НК.

Статья 9.Местные налоги и сборы

В статье установлен закрытый перечень местных налогов и сборов, исходя из которого местные Советы депутатов будут формировать состав местных налоговых платежей, применяемых на соответствующих административных территориях. Состав плательщиков, конкретные объекты налогообложения, механизм определения налоговой базы, предельный размер налоговых ставок устанавливаются Особенной частью НК.

Статья 10.Особые режимы налогообложения

В данной статье определен перечень особых режимов налогообложения, в числе которых упрощенная система налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Такие режимы не являются новшеством для налоговой системы Республики Беларусь, так как уже применяются в существующей практике налогообложения.

Статья 11. Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин)

В целях совершенствования правового регулирования порядка реализации налоговой политики установлено, что Президентом Республики Беларусь и (или) законами устанавливаются, вводятся, изменяются налоги, сборы (пошлины) (определяются плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты), особые режимы налогообложения, а также прекращается действие налогов, сборов (пошлин), особых режимов налогообложения, устанавливаются отдельным категориям плательщиков льготы по налогам, сборам (пошлинам).

Статья 12.Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия местных налогов и сборов

Статья определяет порядок внесения корректировок в систему местных налогов и сборов. При этом виды таких корректировок аналогичны предусмотренным для республиканских налогов. Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налоговых платежей относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов. Одновременно Общая часть НК учитывает, что местные налоги и сборы являются составным элементом единой налоговой системы Республики Беларусь и, следовательно, должны основываться на единых правилах организации и функционирования такой системы. Для этого предусматривается обязательность соответствия решений местных Советов депутатов об установлении, введении, изменении и прекращении действия любого из местных налогов и сборов принципам, заложенным в НК.

Статья 13.Термины и их определения

Новая статья, определяющая понятия и термины, которые используются в двух и более главах НК, поскольку в целях системности и комплексности регулирования отношений, связанных с конкретным налогом, целесообразно термины, которые употребляются лишь для целей одной главы, сохранить исключительно в ней.

В данную статью вошли как уже имеющиеся в прежней редакции НК понятия и определения, так и новые, требующие более четкого понимания, например, «иное обязанное лицо», «счет», «трудная жизненная ситуация» и др.

Впервые появилось определение иного обязанного лица. Под такими лицами понимаются:

во-первых, лица, на которые в соответствии с НК и иными актами налогового законодательства возложено исполнение налогового обязательства плательщика;

во-вторых, лица, которые в соответствии с таможенным законодательством несут с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.

В статьях 21 и 22 НК прописана общая норма о том, что иные обязанные лица пользуются правами и исполняют обязанности, которые предусмотрены НК и другими актами налогового законодательства для плательщика.

Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №1 за 2019 год.

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси?». В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Местные налоги и сборы

Давайте рассмотрим что же в себя включают местные налоги в Республике Беларусь.

Налог за владение собаками

Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор

Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей

Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  • 24% – основная ставка налога;
  • 10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

НДС

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% — общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% — ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

С 2017 года введена льгота по данному налогу в отношении капитальных законсервированных строений, которые включены в Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых).

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость — ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании — без льгот в этой области.

Ставка земельного налога (или арендной платы за землю) рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а за земли сельхозназначения — от балла кадастровой оценки.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Единая ставка физлиц – 13%. 16% начисляется нотариусам, адвокатам и предпринимателям.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% — передача международным организациям.
  • 20% — выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги для физических лиц

Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.

Электронное декларирование

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.

Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Армения.
  • Белорусская Республика.
  • Республика Казахстан.
  • Киргизия.
  • Российская Федерация.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.
  • Таможенная пошлина.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Налоговая декларация подаётся не позднее 1 марта, а уплатить сам налог нужно до 15 мая.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Ставка подоходного налога равна 13% от долга.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Добавить комментарий