Порядок производства по уголовным делам

СТ 447 УПК РФ

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

6.2) руководителя следственного органа;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Комментарий к Статье 447 Уголовно-процессуального кодекса

1. Нормы гл. 52 УПК РФ являются результатом дифференциации уголовно-процессуальной формы в сторону ее усложнения и представляют собой определенные изъятия в общем порядке производства по уголовным делам, предусмотренные для указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ лиц. Более подробную характеристику и обоснование причин закрепления в гл. 52 УПК РФ специальных правил производства по делам в отношении отдельных категорий лиц можно выделить, исходя из правовых позиций Конституционного Суда РФ. Так, в одном из определений Конституционного Суда РФ содержится следующая правовая позиция: «Нормы главы 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целом предусматривают специальный — усложненный — порядок возбуждения уголовных дел и производства по ним в отношении указанных категорий лиц, предоставляющий им дополнительные процессуальные гарантии, которые, не исключая уголовную ответственность за совершенные преступления, посредством определенного усложнения процедур уголовного преследования обеспечивают их защиту при осуществлении публичных профессиональных обязанностей» <1>.
———————————
<1> См., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 962-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Довгия Дмитрия Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 62 части первой статьи 447 и пунктом 10 части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // .

2. Для определения статуса должностного положения лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, необходимо обращаться к соответствующим нормативным правовым актам. Однако следует отметить, что законодательство Российской Федерации не всегда содержит однозначные дефиниции для всех отдельных категорий лиц, дающие точные формулировки их должностей. И для того, чтобы не допустить процессуальных нарушений при производстве по уголовному делу, требуется изучение специального законодательства, регулирующего профессиональную деятельность таких лиц, где особое внимание следует уделять признакам правового статуса, присущим каждой должности, выделенной в ч. 1 ст. 447 УПК РФ.

Можно дать следующие определения для отдельных категорий лиц, закрепленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ.

Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ).

Член комиссии референдума с правом решающего голоса — член коллегиального органа, формируемого в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», организующего и обеспечивающего подготовку и проведение референдума.

Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

3. В случае если гл. 52 УПК РФ не содержит специальных изъятий, предусматривающих особенности производства по уголовным делам в отношении субъектов, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, то в отношении данных категорий лиц применяются общие правила производства по уголовным делам, регламентированные УПК РФ. Однако в отдельных случаях следует обращать внимание на нормы законодательства, регулирующего деятельность отдельных категорий лиц, в связи с содержащимися в них дополнительными гарантиями, предусмотренными для них, которые отсутствуют в УПК РФ.

4. На основании подп. «б» п. 1 ч. 2 и п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ производство предварительного расследования по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, отнесено к компетенции следователей Следственного комитета РФ.

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2016. Т. 26, вып. 2

УДК 343 Л.Г. Татьянина

ВИДЫ ОСОБЫХ ПРОИЗВОДСТВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ

В статье обосновывается необходимость определения видов особых производств в уголовном процессе России, их законодательного регулирования. Предлагается определить дела особого производства, которые рассматриваются в уголовном процессе и выделить норму, определяющую порядок и особенности особого производства в уголовном процессе. К особому производству предлагается отнести дела о применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, признанных невменяемыми на момент совершения преступления или недееспособными на момент производства по уголовному делу; о применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности в силу недостижения физического возраста уголовной ответственности; в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности в силу психологического недоразвития; о выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора; о применении мер пресечения в виде залога, домашнего ареста и заключения под стражу; о продлении сроков заключения под стражу и домашнего ареста; о рассмотрении жалоб и заявлений в порядке статьи 125 УПК РФ; о наложении денежного взыскания как иной меры уголовно-процессуального принуждения; о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, и представления Президента о наличии в действиях Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления.

Ключевые слова: особые производства, процессуальный порядок, вид, основания; производство о выдаче; производство о применении принудительных мер медицинского характера; производство о наложении денежного взыскания.

Дифференциация уголовного судопроизводства в зависимости от предмета и задач предполагает выделение дел основного, особого и дополнительного производства1. Одновременно в УПК РФ отсутствует перечень дел особого производства, а в теории уголовно-процессуального права по-разному определяют дела, которые следует отнести к указанной категории. Выделение особого производства в уголовном процессе говорит о наличии в нем категории дел, возникших в результате конфликта, связанного с применением норм уголовно-процессуального законодательства, который должен быть разрешен судом.

В теории уголовно-процессуального права рядом авторов выделяется функция судебного контроля2 как форма решения судом вопросов, не связанных с разрешением уголовно-правового конфликта, но в УПК РФ понятие «судебный контроль» отсутствует, в связи с чем возникает вопрос о его месте в реализации судебной власти в уголовном процессе, в том числе при рассмотрении дел особого производства.

Судебная власть является одной из трех самостоятельных ветвей государственной власти. Она не может быть зависима от исполнительной и законодательной ветвей власти и не может оказывать какого-либо воздействия на деятельность органов исполнительной и законодательной власти. Суд, осуществляя судебную власть, разрешает конфликты в соответствии с законом, и никто не может вмешиваться в деятельность судов.

Мы исходим из позиции, что разрешение судом любого конфликта путем принятия решения является правосудием, поэтому рассмотрение дел особого производства представляет собой осуществление судом правосудия по разрешению уголовно-процессуальных конфликтов. Любое постановленное судом решение по делам особого производства должно отвечать требованиям, предъявляемым к итоговым судебным решениям. Деятельность суда по разрешению любых конфликтов, где участвуют представители противоборствующих сторон, является правосудием, однако суд выполняет ряд

1 Якимович Ю.К. Особые производства в советском уголовном процессе // Избранные статьи. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2006. С. 23.

124 Л.Г. Татьянина

2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

иных вспомогательных функций, которые вытекают из основной функции либо направлены на ее обеспечение. К числу вспомогательных функций можно отнести судебное санкционирование3, организационную4, судебного контроля5 и др.

В науке предлагается судебный контроль и судебное санкционирование рассматривать как две самостоятельные формы осуществления правосудия, заключающегося в разрешении уголовно-процессуального спора6.

Данное предложение является достаточно интересным, однако следует исходить из определения понятий «судебное санкционирование» и «судебных контроль», чтобы решить вопрос о возможности их отнесения к форме осуществления правосудия.

Судебное санкционирование заключается в деятельности суда по принятию решений о применении отдельных мер процессуального принуждения и проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права человека, и осуществляется в целях охраны прав и законных интересов личности и обоснованности действий и решений, их затрагивающих. В рамках судебного санкционирования не разрешается конфликт, более того, спор отсутствует, а суд в соответствии с формальными требованиями акона выносит решение о возможности или невозможности ограничения конституционных прав человека при проведении следственных действий или применении меры уголовно-процессуального принуждения. Из содержания судебного санкционирования следует, что оно является одной из форм деятельности суда при реализации судебных полномочий, но рассматривать его как форму осуществления правосудия представляется необоснованным.

Судебный контроль по-разному определяется в теории уголовного процесса, но общим для него является то, что он рассматривается как деятельность суда, состоящая в рассмотрении жалоб участников уголовного процесса на действия (бездействие) и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Изначально разрешение конфликта говорит об осуществлении правосудия, но рассматривать его осуществление в форме судебного контроля в связи с предметом спора представляется необоснованным. Суд, рассматривая жалобу, осуществляет правосудие, но не судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти, что противоречит принципу разделения властей. Судебный контроль может осуществляться только вышестоящим судом, контролирующим деятельность нижестоящих судов, при этом результат судебного контроля находит свое отражении в судебных решениях, принимаемых вышестоящим судом при обобщении судебной практики и принятии постановления Пленума Верховного Суда РФ либо отмены или изменения решения нижестоящего суда, но в последнем случае судебный контроль будет осуществляться одновременно с осуществлением правосудия, поскольку, с одной стороны, вышестоящий суд будет разрешать жалобу или представление, а с другой — проверять законность решения, принятого ранее судом. Судебный контроль и судебное санкционирование являются формами реализации судебной власти, но не являются формами осуществления правосудия.

Дела особого производства характеризуются спецификой предмета и пределов рассмотрения судом вопросов, подлежащих разрешению, а также существенными особенностями процессуальной формы.

Бесспорно, к числу особых производств относятся такие, как производство о применении принудительных мер медицинского характера. Следует отметить, что выделяется несколько видов указанных производств7, к числу особых будет относиться производство, осуществляемое в отношении невменяемого или недееспособного на момент рассмотрения дела лица. Если речь идет о применении принудительных мер медицинского характера к подсудимому в амбулаторной форме, то дело будет относиться к числу основных производств, поскольку суд будет решать вопрос и о виновности лица и о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера.

3 Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М.: Наука, 1979. С. 17-48.

4 Рябцева Е.В. Судебное санкционирование в уголовном процессе России. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 14-21.

6 Адильшаев Э.А. Судебное санкционирование в уголовном и России: автореф. … дис. канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 9.

Виды особых производств в уголовном процессе России

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016. Т. 26, вып. 2

Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних не относиться к особым производствам, хотя имеет много особенностей. Одновременно к числу особых производств по делам о преступлениях несовершеннолетних следует отнести следующие: производство о применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности в силу недостижения физического возраста уголовной ответ-ственности8, и производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности в силу психологического недоразвития. По указанным категориям уголовных дел отсутствует субъект преступления, но имеется лицо, его совершившее, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер воспитательного воздействия в связи с совершенным им преступлением.

К делам особого производства следует отнести производство о применении мер пресечения в виде залога, домашнего ареста и заключения под стражу. Указанное производство характеризуется наличием конфликта, при этом в нем могут участвовать не две, а три и четыре стороны, например руководитель следственного органа, прокурор, потерпевший и подозреваемый с адвокатом, и каждая сторона пытается отстоять свою позицию. Решение вопросов, связанных с применением указанных мер пресечения, бывает намного сложнее, чем разрешение уголовного дела по существу. Однако при решении вопроса о применении мер пресечения суд не вправе вторгаться в рассмотрение вопросов о виновности обвиняемого.

К особому производству относится производство о продлении сроков заключения под стражу и домашнего ареста, поскольку оно происходит при противодействии сторон, предметом спора выступает возможность и правильность применения уголовно-процессуальных норм.

Наиболее распространенным является производство по рассмотрению судом жалоб и заявлений в порядке ст. 125 УПК РФ. Предметом спора является законность, обоснованность проведения определенных процессуальных действий или принятие процессуальных решений. Недостатком данного производства является его незавершенность, поскольку суд в определенных случаях принимает неопределенное окончательное решение, которое не влечет за собой четких последствий и создает возможность принятия правоприменителем аналогичных решений. В частности, признание незаконным и необоснованным отказа в возбуждении уголовного дела не является основанием для принятия решения о возбуждении уголовного дела и позволяет вновь принять решение, аналогичное оспоренному. Суд при осуществлении правосудия должен принимать окончательное решение, которое должно влечь за собой четкие и определенные последствия, исключая волокиту и поиск возможностей принятия «нужного» решения.

К делам рассматриваемой категории следует отнести и дела о наложении денежного взыскания как иной меры уголовно-процессуального принуждения, применяемой в отношении участников уголовного процесса в стадии предварительного расследования9. Предметом данного дела является вопрос о наложении наказания в связи с невыполнением участником процесса возложенных на него обязанностей при производстве по уголовному делу. Спор вытекает из уголовно-процессуальных правоотношений, что позволяет отнести указанную категорию дел к особому производству.

К особому производству следует отнести и дела о выдаче лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, поскольку суды в указанном случае разрешают процессуальный спор о наличии (отсутствии) условий и оснований для выдачи конкретного лица, не вторгаясь в вопросы его виновности в совершении преступления.

Одним из дискуссионных является вопрос о принадлежности к особому производству рассмотрения представлений о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, и представления Президента о наличии в действиях Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления. По нашему мнению, данные дела следует отнести к особому производству, поскольку в их основе лежит спор о применении конкретных уголовно-процессуальных норм, разрешение которого определяет начало основного производства по уголовному делу либо исключает дальнейшее производство.

8 Ожиганова М.В. Досудебное производство по уголовным делам о применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2007. С. 8-9.

Л.Г. Татьянина

2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Необходимо выделить норму, определяющую порядок и особенности особого производства в уголовном процессе, указав перечень дел, которые к ним относятся, что обеспечит единообразное применение закона, исключит применение необоснованного усмотрения в правоприменении, приводящего к нарушению принципов уголовного судопроизводства, препятствующих достижению его назначения.

Поступила в редакцию 11.01.16

L.G. Tatyanina

TYPES OF SPECIAL PRODUCTIONS IN CRIMINAL TRIAL OF RUSSIA

Татьянина Лариса Геннадьевна

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса и правоохранительной деятельности

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская,! (корп. 4)

Для экономии сил, времени и средств на борьбу с преступностью законодатель предусматривает особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде.

Это специальная процедура, для утверждения которой требуется личное согласие человека с предъявленными ему обвинениями.

Особый порядок существенно ускоряет судебный процесс. Однако у него есть и недостатки, о которых важно узнать обвиняемому перед принятием решения.

Что такое особый порядок судебного разбирательства

В рамках российского правового поля существует определенный порядок рассмотрения уголовных дел судами. Он предполагает участие в заседании двух противоборствующих сторон – обвинения и защиты. Суд выясняет суть дела из аргументов прокурора, адвоката, свидетелей, экспертов и иных лиц. Обычный метод основан на принципе справедливости наказания, но занимает длительное время. Рассмотрение дела может длиться годами.

Определение: особый порядок судебного разбирательства – это альтернативная процедура.

Она значительно проще обычной. Применяется исключительно судами первой инстанции (районными, мировыми и иными).

В ходе расследования дел в особом порядке ставится та же цель – определение степени виновности подозреваемого. Однако следственная процедура сокращается с согласия трех заинтересованных сторон:

  • обвиняемого;
  • официального и частного обвинителей (прокуратуры и жертвы).

Применяется особый порядок уголовного судопроизводства в двух случаях, описанных в статьях Уголовно-процессуального кодекса (УПК РФ). Законодатель так описывает условия применения особого производства:

  • согласие подозреваемого с обвинением (глава 40 УПК);
  • заключение досудебного соглашения со следствием (глава 41 УПК).

Вводя в правовое поле особую процедуру, законодатель преследовал такие цели:

  • сокращение времени разбирательства проступка подозреваемого в ситуации, когда у сторон нет противоречий;
  • высвобождение рабочего времени судей первой инстанции;
  • достижение справедливости назначаемых наказаний в ускоренном варианте.

Подсказка: особый порядок предусматривает отказ от некоторых стадий обычного процесса.

Так, в ходе рассмотрения уголовных дел суд не углубляется в тонкости и нюансы обстоятельств нарушения закона.

Законодательное регулирование

На законодательном уровне особый порядок рассмотрения уголовных дел регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Глава 40 раздела X содержит исчерпывающую информацию о данном способе рассмотрения дел в уголовном производстве.

Глава делится на две части:

  • в первой представлены положения относительно ситуаций, когда обвиняемый согласен с предъявляемыми ему обвинениями (ст. 314—317);
  • во второй содержатся положения, касающиеся обвиняемого, с которым заключили досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.1—317.9).

Разъяснение положений, представленных в УПК РФ, содержится в Постановлении Пленума ВС РФ №60 от 05.12.2006 г.

С момента принятия законодательных документов в них были внесены изменения. Благодаря им, рассматривать уголовные дела в особом порядке стали по отношению к преступникам, которые получили срок до 10 лет лишения свободы.

До 2003 года на такое право могли рассчитывать только те обвиняемые, которым грозил 5-летний срок.

Характеристика особого порядка судебного разбирательства

Особый порядок по уголовному делу — это специфическое производство, которое осуществляется в суде первой инстанции.

Его характеризуют правовые отношения и деятельность участников, направленные на установление виновности лица в совершении преступления в сокращенном судебном следствии.

Главенствующая роль в процессе отводится мировому или районному суду.

Задачи

Главными задачами особого порядка рассмотрения в суде уголовного дела являются:

  • упрощение характера разбирательства уголовных дел в суде;
  • ускорение уголовного процесса на стадиях судебного производства с момента, когда обвинитель передает дело в суд;
  • снижение трудовой нагрузки на мировых и районных судей.

Поскольку лицо полностью признает свою вину, у суда появляется возможность вынести обоснованное и законное наказание, не устанавливая конкретные обстоятельства преступления.

Это разгружает судей, позволяя им сосредоточиться на рассмотрении более сложных и объемных уголовных дел, которые нельзя рассматривать в особом порядке.

Основания для применения

Условия, при которых утверждается особый порядок по уголовному делу, перечисляются в ч. 1 ст. 314 УПК РФ. К ним относятся:

  • согласие обвиняемого, потерпевшего и прокурора на вынесение приговора без проведения судебного разбирательства;
  • четкое понимание обвиняемым характера применения особого порядка и последствий, к которым это приведет;
  • рассмотрение только тех дел, максимальное наказание в рамках которых не превышает 10 лет лишения свободы;
  • наличие исчерпывающих доказательств законности и обоснованности обвинения;
  • отсутствие оснований для прекращения дела.

Судья должен убедиться, что собранных улик достаточно для подтверждения причастности гражданина к преступлению. При появлении у него сомнений он не сможет вынести обвинительный приговор даже при условии, что подсудимый признал себя виновным.

Когда может быть применен

Согласно ст. 314 УПК РФ, применить особый порядок судебного рассмотрения можно только по отношению к тем преступлениям, за который назначен срок, не превышающий 10 лет.

В Пленуме ВС РФ № 60 также сказано, что при решении вопроса о назначении особого порядка следует исходить из того наказания, которое будет вынесено обвиняемому в соответствии с совершенным преступлением.

Не должны учитываться другие обстоятельства (например, неоконченное преступление или совокупность различных преступлений).

Процедура назначения особого производства

С целью недопущения давления на обвиняемых и нарушения принципа справедливости законодатель подробно описал порядок рассмотрения уголовного дела в рамках упрощенной методики. Таковой предусматривает следующее:

  1. Заявить о желании применения упрощенной схемы должен подозреваемый. Сделать он это может в двух случаях: в период проведения дознания и на предварительном слушании.
  2. Обвиняемый заявляет ходатайство в письменном виде. В тексте он просит об особом порядке судебного разбирательства. Причем документ должен завизировать адвокат.
  3. Следователь обязан разъяснить подозреваемому, что такое особый порядок судебного разбирательства. Кроме того, человека информируют об ограничениях, предусмотренных при его применении. Мнение подозреваемого фиксируется в письменной форме.
  4. Ходатайство обвиняемого рассматривается прокурором. Служащий данного органа правопорядка отвечает за соблюдение прав подозреваемого в ходе дачи согласия на упрощенную процедуру.

Внимание: подозреваемому дается право отказаться от заявленного ходатайства.

Он может отозвать документ в ходе расследования или предварительного судебного заседания. В таком случае особый порядок судебного разбирательства будет отменен. А разбирательство при согласии обвиняемого продолжится обычным способом.

Рассмотрение уголовных дел происходит несколько иначе, чем при использовании обычной процедуры. В особом порядке не предусмотрено погружение суда во все нюансы, предусмотренные в уголовном процессе. Суд проводит следующие процедуры:

  1. Устанавливает личность обвиняемого.
  2. Еще раз разъясняет права человека, в том числе положение статьей УПК РФ об особом порядке.
  3. Запрашивает стороны о наличии возражений. Если таковые имеются, то выносится решение о том, что рассмотрение данного уголовного дела в судебном заседании пройдет обычным способом.
  4. Предоставляет слово стороне обвинения для оглашения позиции.
  5. Спрашивает мнение подозреваемого. Если последний отказывается признать вину, то особый порядок производства отменяется. Его применение возможно только по уголовным делам, в которых виновность признана добровольно. Слушание переносится на пять дней и происходит обычным способом.
  6. Если обвиняемый признается в совершении уголовного деяния, то слово опять предоставляется прокурору. Последний обязан предоставить полную характеристику подозреваемого в разрезе наличия судимостей, вредных пристрастий, семейного положения и иных важных для суда факторов, в том числе смягчающего свойства.
  7. Проводятся прения сторон, в ходе которых прокурор выдвигает обвинение и просит о наказании, а адвокат ходатайствует о снисхождении.
  8. Последнее слово предоставляется обвиняемому.
  9. Суд удаляется в совещательную комнату.

Если заслушивается дело о виновности подозреваемого, заключившего соглашение о сотрудничестве со следствием, то последовательность не меняется. Суд обязан убедиться, что ни у одной из сторон нет возражений против упрощенной процедуры.

Про разновидности вины в уголовном праве мы подробнее рассказали здесь.

Для сведения: зачастую возражает против упрощенного слушания пострадавший.

Дело в том, что в статье 316 УПК приведена норма, о сокращении наказания преступнику. Таковое не может превышать 2/3 максимального срока.

При упрощенной процедуре не разбираются все обстоятельства совершения преступления. Это накладывает на суд дополнительную ответственность. Ведь по общим принципам уголовного законодательства наказание назначается только в том случае, когда судья твердо уверен в виновности человека. Упрощенная процедура не раскрывает полной картины правонарушения. У судьи могут возникнуть сомнения, если обвинение не приведет достаточной доказательной базы. В такой ситуации суд имеет право остановить заседание и поменять порядок его ведения.

Рассмотрение уголовного дела не всегда заканчивается приговором. Законодатель не ограничивает суд видом принимаемого решения. Однако логика уголовного законодательства приводит к следующему:

  1. Наказание назначается только в том случае, когда суд полностью уверен в виновности человека.
  2. Если есть сомнения, то суд назначает слушания по общей методике.
  3. Также он поступает, если приходит к выводу о невиновности подозреваемого.

Таким образом, в рамках особой процедуры человек может получить только обвинительный приговор. Значит, соглашаться на применение таковой логично, если нет никаких надежд на оправдание. На практике именно так и поступают. Если адвокат не видит никаких зацепок для защиты клиента, то советует ходатайствовать об упрощении процедуры рассмотрения. Это позволяет:

  • сэкономить время и силы;
  • потенциально уменьшить срок;
  • предотвратить переквалификацию статьи на более строгую.

Отдельно стоит разобрать ограничение максимального наказания десятью годами. Таковое не говорит о том, что упрощенная процедура невозможна при обвинении в тяжком или особо тяжком проступке. Суд смотрит на пункт статьи, указанной прокурором. Если максимальный срок за правонарушение не превышает 10 лет, то упрощение метода рассмотрения возможно. Например, за обычное похищение человека могут судить особым способом, а за квалифицированное – нет.

Этапы рассмотрения дела в особом порядке

Особый порядок судебного разбирательства регулируется ст. 316 УПК. Он включает несколько этапов.

Этап №1: Подготовка к судебному заседанию

Перед началом заседания судья обязан установить то, что обвиняемый добровольно согласился на рассмотрение своего дела в особом порядке, получил консультацию профессионального защитника и полностью осознал суть, характер и последствия своего решения.

Подавать ходатайство с соответствующей просьбой не обязательно.

Если суд на подготовительном этапе выявит нарушения требований к подаче прошения или установит, что обвиняемый либо прокурор выступает против особого порядка, в его утверждении будет отказано. Судебное следствие в таком случае пройдет в обычном режиме.

Этап №2: Проведение судебного заседания

Законодатель не устанавливает четкие правила о составе суда, который должен проводить разбирательство в особом порядке.

Поэтому в теории возможна ситуация, при которой обвиняемый заявляет сразу 2 ходатайства — о введении особого порядка и о коллегиальном слушании дела с участием трех федеральных судей.

Это возможно, поскольку такой состав, согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 УПК РФ, вправе разрешать уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Однако на практике подобные ситуации встречаются крайне редко.

При рассмотрении дела в особом порядке в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ заседание суда проходит в том режиме, который установлен в суде первой инстанции.

Однако у процедуры есть свои особенности:

  1. Обязательное присутствие обвиняемого и его защитника либо адвоката. Исключается действие правила, описанного в ч. 4 ст. 247 УПК РФ. Оно гласит, что разбирательство по делу средней или небольшой тяжести можно провести без присутствия обвиняемого в зале суда, если он заявил соответствующее ходатайство.
  2. Обязательное участие государственного или частного обвинителя. Он должен выступить первым, изложив суть предъявленных обвинений.
  3. Опрос подсудимого и потерпевшего. Необходимо установить, понимают ли они суть предъявленных обвинений, согласны ли с ними, поддерживают ли поданное ранее ходатайство о применении особого порядка рассмотрения дела.
  4. Установление судом факта уведомления потерпевшего о времени и месте разбирательства по делу — проводится в случае его отсутствия в зале заседания.

Поскольку судебное следствие не проводится, судья не оценивает имеющиеся доказательства. Однако закон требует соблюдения общих правил назначения справедливого наказания. Поэтому по инициативе сторон доказательства все же исследуются.

Кроме того, возможно изучение данных, характеризующих личность подсудимого, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Для этого проводится допрос свидетелей, исследуются документы.

Процесс завершается судебными прениями и последним словом обвиняемого.

Этап №3: Приговор и его обжалование

Рассмотрение дела в особом порядке предусматривает провозглашение обвинительного приговора. С другой стороны, в гл. 40 УПК РФ нет норм, которые запрещают принимать другие решения.

Поэтому для вынесения обвинительного приговора у судьи должна сформироваться твердая внутренняя убежденность в виновности подсудимого. Она может основываться только на рассмотрении материалов дела и доказательств, а не на догадках.

Если у суда появляются сомнения в виновности подсудимого, он должен вынести постановление о прекращения рассмотрения дела в особом порядке. Будет назначено разбирательство по общим правилам, в ходе которого исследуются собранные доказательства.

Это необходимо для вынесения оправдательного приговора.

Особый порядок рассмотрения уголовного дела предусматривает более мягкие санкции: до 2/3 максимального срока лишения свободы либо размера самого строгого наказания.

После провозглашения приговора судья разъясняет подсудимому возможность его обжалования в апелляционном или кассационном порядке.

В ст. 317 УПК РФ устанавливается только одно ограничение. Невозможно обжалование по причине несоответствия выводов судьи, содержащихся в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, которые устанавливает суд первой или апелляционной инстанции.

Соглашение о сотрудничестве (досудебном)

Стороны защиты и обвинения могут заключить особый договор о сотрудничестве. В нем согласовываются условия ответственности обвиняемого (подозреваемого) при совершении им определенных действий с момента возбуждения уголовного дела либо предъявления обвинения.

Уголовно-процессуальный закон предъявляет следующие требования к заявлению ходатайства о заключении соглашения:

  • подача ходатайства обвиняемым (подозреваемым) в письменном виде с подписью защитника или адвоката;
  • заявление в определенный срок — от старта уголовного преследования до завершения предварительного следствия;
  • наличие в ходатайстве информации о том, какие действия обвиняемый (подозреваемый) обязуется совершить для содействия расследованию, раскрытию личностей соучастников, розыска пропавшего имущества.

Прокурор должен рассмотреть ходатайство в трехдневный срок и вынести постановление о его удовлетворении или отказе от его удовлетворения.

Если принято положительное решение, то после окончания предварительного следствия обвинитель выносит постановление, в котором подтверждает исполнение обвиняемым взятых на себя обязательств.

Этот документ вместе с уголовным делом затем поступает в суд, где решается вопрос об утверждении особого порядка судебного разбирательства.

Стоит ли соглашаться на особый порядок рассмотрения дела

Для США, некоторых европейских стран, Индии и Израиля практика рассмотрения дел в особом порядке не нова. Однако в России этот уголовно-правовой институт появился сравнительно недавно, и в 2019 году он все еще требует доработок.

Поэтому перед принятием решения обвиняемый должен оценить все плюсы и минусы особого рассмотрения уголовного дела. Никто не имеет права принуждать его согласиться на такой порядок, поскольку это возможно только на добровольной основе.

Преимущества особого порядка

Плюсов у процедуры не так много, но среди них есть важные и для обвиняемого, и для работников судебной сферы, и для государства:

  1. Смягчение приговора. Подсудимый получает наказание минимум на 1/3 меньше максимально возможного.
  2. Быстрое рассмотрение дела. Облегчает работу судей и снижает время содержания обвиняемого под стражей.
  3. Экономия процессуальных и материальных ресурсов. Плюс для государства, которое несет соответствующие расходы.

Недостатки процедуры

Среди минусов судебного разбирательства в особом порядке можно выделить следующие:

  1. Необходимость полностью признать предъявленное обвинение. Фактически это означает согласие с каждым словом в формулировках обвинительного заключения.
  2. Невозможность обжаловать приговор в части фактических обстоятельств дела. После его вынесения обвиняемый не сможет доказывать то, что не совершал преступления.

Особый порядок рассмотрения дела в суде применяется в России с 2009 г. Он существенно ускоряет проведение судебных разбирательств и облегчает работу судей.

Обвиняемым эта процедура дает возможность облегчить свою участь и добиться более мягкого наказания.

Однако для утверждения особого порядка требуется признание и отказ от возможности в дальнейшем «передумать» и доказать непричастность к преступлению.

Последствия применения особого порядка

Результат обнадеживающий — обвиняемый получит более мягкий приговор, нежели при общем порядке, а в некоторых случаях и вовсе избежит наказания.

По УПК РФ особый порядок рассмотрения уголовного дела также предполагает вынесение приговора. В нем не дается оценка доказательств. Вердикт содержит описание преступления, а также выводы судьи о соблюдении условий постановления приговора без проведения судебного разбирательства.

Обжаловать вердикт можно в течение 10 дней через апелляцию.

Одно из негативных последствий применения особого порядка рассмотрения уголовного дела — пересмотр приговора. Причина — гражданин предоставил недостоверную информацию или скрыл от следствия важные факты. В такой ситуации рассчитывать на снисхождение не стоит — приговор последует по всей строгости закона.

Отказ от рассмотрения дела в особом порядке

Он возможен, если обвиняемый, с которым было заключено соглашение:

  • сообщил только о своем участии в преступлении;
  • рассказал о том, что и так известно следствию;
  • отказался свидетельствовать против соучастников;
  • солгал или не выполнил условия соглашения.

В этом случае прокурор выносит постановление о прекращении такого сотрудничества. Дело же суд рассмотрит в общем порядке.

Суд вправе по своей инициативе отказать в особом порядке рассмотрения уголовного дела.

Кроме того, отказ от особого порядка рассмотрения уголовного дела возможен, если с ним не согласится подсудимый, пострадавший или обвинитель.

Проблематика применения особого порядка на практике

Если абстрагироваться от современных реалий, то может показаться, что рассмотрение дела в упрощенном порядке – это отличная возможность для подсудимых получить наказание ниже минимального количества, установленного Уголовным кодексом. Как было сказано выше, примерно 50% уголовных дел рассматриваются именно в таком порядке. Но, если задуматься: какое количество подсудимых идут на такой шаг добровольно? Разумеется, их не заставляют под пытками подавать ходатайство на рассмотрение дела в свободном порядке, но, поняв всю бесперспективность своего положения, они добровольно соглашаются на этот шаг. Этому способствует красочное описание жизни за решеткой в исполнении представителей правоохранительных органов.

Противостоять подобному напору способен далеко не каждый человек, которого «назначили» виновным. Сомневаться в том, что под следствие, а затем в суд попадают невиновные люди, не приходится. Согласно официальной статистике за последние три года количество таковых 15 000 человек, но реальная цифра больше.

По идее не допустить согласие на составление заявления о рассмотрении дела в упрощенном порядке должен адвокат, но у большинства россиян попросту нет денег, чтобы платить за его услуги, а защитнику, выделенному государством, не интересны проблемы подопечного. Количество оправданных подзащитных на его зарплату влияет не сильно.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что рассмотрение дел в особом порядке – это далеко не всегда абсолютное благо для обвиняемого. Это скорее возможность снизить напор маховика отечественного правосудия.

Добавить комментарий