Порядок проведения выборов депутатов

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (федеральный список кандидатов).

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией (ЦИК) РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95‑ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.

Политическая партия вправе выдвинуть один список кандидатов.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования, определяются уставом политической партии.

Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Федеральный список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением ряда случаев.

Осуществляется без сбора подписей избирателей регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов. Без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов РФ.

Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда политической партии по форме согласно Приложению 1 к настоящему Федеральному закону. Оплата изготовления подписных листов должна быть произведена до начала сбора подписей.

Политическая партия вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов со дня оплаты изготовления подписных листов.

Не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени уполномоченный представитель политической партии представляет в ЦИК РФ документы, необходимые для регистрации федерального списка кандидатов.

Центральная избирательная комиссия России не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах РФ, избирательные участки в исключительных случаях могут образовываться не позднее чем за три дня до дня голосования.

На территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, избирательные участки в исключительных случаях могут образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях ‑ не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях нескольких населенных пунктов), мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии ‑ районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Если на соответствующей территории отсутствует территориальная избирательная комиссия или избирательная комиссия муниципального образования, то она формируется не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Срок приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии не может быть менее одного месяца.

Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования.

Территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования составляются списки избирателей.

Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, на территории воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительных случаях ‑ не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации поселения.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 50 дней до дня голосования распределяет поступившие в ее распоряжение средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, которые распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

Осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов способствует информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы – информирование избирателей и предвыборную агитацию.

Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные в установленном настоящим Федеральным законом порядке вне зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Если на территории избирательного участка находится место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или работе вахтовым методом), решением избирательной комиссии субъекта РФ время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.

Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования этих данных устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации.

На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, об итогах голосования на частях территорий субъектов Российской Федерации, протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования ЦИК Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

18.09.2020 9:04 1403

Идеи о переносе единого дня голосования (ЕДГ) со второго воскресенья сентября звучат, по сути, с момента установления этой даты. И вот, за год до выборов в Госдуму тема снова актуальна. Сейчас вся политтусовка обсуждает идею провести выборы в Госдуму, а с ними и все региональные, в апреле 2021 года. Среди доводов есть даже психологический: говорят весной настрой избирателя на выборы более позитивный. Ждать ли нового ЕДГ через полгода и кому это выгодно, «Политсибру» спросил у политологов и депутатов.

Есть идея, нет решения

В начале сентября глава избиркома Элла Памфилова заявила, что необходимо обсудить опрос переноса ЕДГ и найти оптимальное время, когда можно провести голосование в течение трех дней без ущерба для школьников (большинство участков находятся в школах – прим.ред.). Один из вариантов, по ее словам, установить единые каникулы в апреле и в это время проводить выборы.

Два высокопоставленных чиновника подтвердили «Коммерсанту», что выборы в Госдуму в 2021 году действительно могут перенести с сентября на апрель. А собеседник издания из администрации президента наоборот считает, что выборы пройдут штатно, в сентябре.

Пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что пока в Кремле нет решения.

«Существуют аргументы, и многие «за», они были озвучены Памфиловой. Там логика достаточно сильная, кто-то выступает против этого, но принятых решений на этот счет нет», — отметил Песков.

Тем не менее, 22 сентября вопрос о переносе дня голосования обсудят в комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству. По мнению экспертов, после этого станет ясно, насколько реальна перспектива переноса будущих выборов.

Оптимистичный апрель вместо депрессивного декабря

«Нам галочки не нужны». Как главы партий оценивают выборы в Алтайском крае

Аналитика 15.09.2020 14:36

Партии дали оценку выборов в Алтайском крае

2569

Некоторые политологи полагают, что обсуждение переноса дня голосования может быть попыткой выяснить общественное мнение по этому вопросу, другие говорят, что решение о переносе вполне вероятно, и сама идея имеет ряд плюсов.

«Выборы в Госдуму – это важнейшие выборы, и высокая явка на них необходима. Декабрь – это достаточно сложное, депрессивное время. Выборы в апреле, если совмещать их с каникулами, позволят избирателям лучше сосредоточиться, при этом агитационная кампания в таком случае выпадет на весну, когда люди в целом более оптимистично настроены», — считает генеральный директор аналитического центра PolitGeneration Ярослав Игнатовский.

Так и по мнению директора Новосибирского центра политики и технологий Татьяны Косачевой, негатив и уровень протеста в регионах к сентябрю будущего года может только возрасти, поэтому в интересах власти запустить большую кампанию как можно скорее.

«Рейтинги «Единой России» сейчас заметно упали и замерли на отметке 28-30 процентов. Им важно удержать свои позиции, поэтому лучше перенести выборы на апрель, так будет легче задействовать свои ресурсы. Я почти уверена, что выборы пройдут весной, знаю, что в партиях уже готовятся к такому исходу», — сказала Косачева в беседе с корреспондентом «Политсибру».

Руководитель Центра региональной политики Илья Гращенков в своем Телеграм-канале пишет, что для переноса ЕДГ есть несколько веских для Кремля причин, в том числе, так называемая сакральная.

«Это необходимость обновления после «обнуления» Конституции и оформления правовой базы для новых президентских сроков. Для этого требуется очистка ГД от «старичья», то есть тех депутатов, которые в душе могут противиться идее полного «обнуления», — пишет политолог.

Эксперт также предполагает, что переноса может быть произведен еще и с целью ослабить позиции ЛДПР и КПРФ с одновременной заменой их лидеров, причем речь не только о Жириновском и Зюганове, но и более широком круге руководства этих партий.

Предпосылок нет

Алтайские депутаты считают апрельские выборы вполне реальными. При этом единороссы склоняются и к осеннему, и к весеннему варианту.

«Пока, на мой взгляд, предпосылок для реального переноса единого дня голосования нет. Но я не исключаю, что выборы могут быть проведены даже на более поздний срок – на октябрь, к примеру», — сказал «Политсибру» барнаульский депутат-единоросс Сергей Струченко.

«Не помню такого низкого результата». Как эксперты оценивают выборы в Алтайском крае

Аналитика 14.09.2020 10:50

По мнению его коллеги из АКЗС и однопартийца Ивана Мордовина, все эти разговоры, пока не имеют под собой нормативно-правовой базы. Но при этом допускает, что определенная логика в этом есть.

«В самое ближайшее время Госдума рассмотрит основную часть законопроектов по реализации поправок к Конституции. Произойдут серьезные изменения отношений между ветвями власти. Это касается и правительства, и Госсовета. Изменятся полномочия у самой Госдумы. С этой точки зрения логичен и перенос выборов, чтобы обновлённая система заработала с новым людьми», — поясняет Мордовин.

В этом вопросе с ним не согласна руководитель фракции «Справедливая Россия» в Барнаульской гордуме Оксана Молодых. Она считает, что все конституционные поправки могут утвердить нынешние депутаты и работать дальше. Все-таки их выбирали люди, выборы признали все политические силы. При этом она подчеркнула, что в принципе перенос голосования на другие даты важен и нужен, но с кампанией 2021 года торопиться не стоит.

Но выборы все же перенесут

Иван Мордовин, кстати, является сторонником апрельского ЕДГ.

«Сейчас активная фаза избирательной кампании, традиционно приходится на период «отпусков и дач». Партиям и кандидатам крайне тяжело найти «своего избирателя», вести активную «полевую работу». Перенос выборов на март или апрель решит эти сложности, а заодно подвигнет участников выборов к более активной работе», — заметил собеседник.

Оппозиция тоже ждет скорого объявления новой кампании. Но при этом уверена, что сделано все под партию власти.

Лидер алтайских коммунистов, депутат АКЗС Мария Прусакова, еще комментируя «Политсибру» итоги выборов в АКЗС, подвергла сомнению необходимость их проведения. Назначение большой кампании на апрель она называет очень вероятным.

С ней согласен справедливоросс, глава фракции СР в АКЗС Александр Молотов.

«Понятно, что инициаторы нынешних обсуждений — это представители партии власти. Они показывают не очень хорошие результаты, рейтинги доверия падают, что будет через год, предугадать все сложнее, поэтому лучше скоренько провести выборы весной и успокоиться. В «Единой России» уже заявили, что переформатировали свои исполкомы в предвыборные штабы. И это за целый год до выборов. Есть все основания полагать, что обсуждения могут вылиться в какие-то решения», — считает депутат.

Срок полномочий АКЗС в случае переноса голосования также сократиться на полгода. По мнению депутатов, это скажется на работе краевого парламента, потому что нужно будет заниматься текущей работой и оперативно мобилизовать все силы для новой избирательной кампании.

Какие крупные выборы пройдут в Сибири в 2021 году:

  • Выборы главы Республики Тыва
  • Выборы в Алтайское краевое Законодательное Собрание
  • Выборы в Законодательное собрание Красноярского края
  • Выборы в Законодательное собрание Омской области
  • Выборы в Законодательную думу Томской области
  • Выборы в Кемеровский городской совет народных депутатов

Добавить комментарий