Права человека в истории международных отношений

Права человека в истории международных отношений

1. В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала нынешнего века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства — участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся исключительно к их внутренней юрисдикции. Общепринятым постулатом было рассматривать взаимоотношения между государством и его гражданами как внутреннее дело каждого государства. Старое международное право не вторгалось в этот процесс.

Границы внутренней юрисдикции государств не являются неизменными, они исторически подвижны. Государства сами устанавливают пределы таких ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные вопросы внутригосударственных отношений. Старое, традиционное международное право, рассматривая взаимоотношения между государством и его собственными гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, делало лишь о исключение. Считалось правомерным применение силы в «гуман» целях вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся территории другого государства, а также национальных и иных меньшинств. Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось предпосылке, что каждое государство якобы имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они ни нарушались.

Теоретическое обоснование политика вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом «защиты» и «обеспечения» таких прав, как право на жизнь, на свободу совести и вероисповедания, получила в трудах юристов — представителей науки международного права.

Исходя из того, что за абстрактным человеком независимо от принадлежности его к тому или иному государству признаются определенные права и свободы, основоположник науки международного права голландский юрист Гуго Гроций в работе «О праве войны и мира», изданной в 1625 г., оправдывал так называемые справедливые войны ради защиты чужих подданных, если над ними творят «явное беззаконие».

Ученые-международники того времени широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека. Известный профессор Петербургского университета Ф. Мартене писал, что «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью». Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнч-ли, естественные права человека «должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время».

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции по мотивам «гуманности» для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в XVIII, так и в XIX в. Лишь отдельные ученые, как, например, профессор А. Гефтер, утверждали, что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо прекратить с ним всякие отношения», но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела.

Некоторые ученые — сторонники теории «гуманитарной» интервенции — считали, что ее применение является правомерным только против «нецивилизованных» государств. «Вмешательство образованных держав, — писал Ф. Мартене, — по принципу законно в том случае, когда христианское население тех земель (нецивилизованных государств. — В.К.) подвергается варварскому гонению и избиению. В данном случае вмешательство оправдывают общность религиозных интересов и соображения человечности, т.е. начала естественного права, которые вообще определяют сношения образованных народов с необразованными». Точку зрения о правомерности интервенции по мотивам «гуманности» лишь против нецивилизованных народов высказывал и русский ученый Н.А. Захаров.

Разделяя точку зрения о законности интервенции во имя «гуманных» целей, ряд ученых считали, что право на «гуманитарную» интервенцию возникает не в одностороннем порядке, а в результате решения группы государств. «Нельзя согласиться с тем, — писал Ф. Лист, — что право вмешательства существует также и в том случае, когда, по мнению отдельного государства, даже вполне основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов человечества… Право вмешательства может быть предоставлено совместно нескольким государствам (так называемое коллективное вмешательство)» Ermacora F. Rechtsquellen zu den Grundfreiheiten und Menschenrechten in 6’sterreich. Wien, 1988.

Подробнее см.: Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М., 1992..

Доктрина гуманитарной интервенции широко использовалась в то время и в практике международных отношений. Она служила одним из многочисленных «обоснований» для порабощения «нецивилизованных» народов. Кроме того, во имя «гуманных» целей и под предлогом «защиты» национальных и религиозных меньшинств проходила борьба европейских держав за раздел и передел уже поделенного мира. «Право на вмешательство» официально закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода истории.

Исследуя внешнеполитическую практику государств XIX в., известный английский юрист-международник Я. Браунли пришел к выводу, что «в действительности ни одна интервенция не происходила в гуманных целях, за исключением, пожалуй, оккупации Сирии в 1860-1861 гг.».

2. После Первой мировой войны и образования Лиги Наций право государства на интервенцию подвергается определенным ограничениям. Если в период, предшествующий учреждению Лиги Наций, международное право практически признавало право государства на войну, которое обосновывалось, правда, различными предлогами, то Статут Лиги Наций серьезно ограничивал право государств — членов Лиги прибегать к войне и предусматривал санкции в отношении ее членов, которые будут воевать в нарушении постановлений Статута.

В рамках Лиги Наций происходило заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми.

В этот период разрабатываются и специальные международно-правовые меры для защиты религиозных, этнических и языковых меньшинств.

После Первой мировой войны главными союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательство предоставить лицам, принадлежащим к меньшинствам по расе, религии и языку, те же права, что и остальным своим гражданам. Соответствующие обязательства позднее были приняты также Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их в Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги.

Какие именно обязательства возлагались на эти государства? Согласно ст. 2 Договора главных союзных и объединившихся держав с Польшей польское правительство обязалось «предоставить всем жителям Польши полную и совершенную защиту их жизни и их свободы без различия происхождения, национальности, языка, расы или религии». За всеми жителями признавалось равенство перед законом, право на свободу религии и вероисповедания, пользования одинаковыми гражданскими и политическими правами. «Польские граждане, принадлежащие к меньшинствам этническим, по религии или по языку, — подчеркивалось в ст. 8 Договора, — будут пользоваться тем же режимом и теми же правовыми и фактическими гарантиями, что и другие польские граждане». Аналогичные статьи содержались и в других соглашениях о национальных меньшинствах.

В них речь шла только о пользовании лицами, принадлежащими к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, определенными гражданскими и политическими правами. Договоры о меньшинствах не носили универсального характера. Они создавали специальный режим для небольшой группы малых государств. Главные союзные и объединившиеся державы не брали на себя никаких обязательств о предоставлении меньшинствам, проживающим на их территории, тех же прав, что и всем своим гражданам. Они выступали лишь в роли гарантов созданной системы и не были связаны какими-либо обязательствами перед Лигой Наций. Поэтому некоторые государства — члены Лиги Наций — расценивали договоры о меньшинствах как неравноправные, несовместимые с суверенитетом государств и открывающие лазейки для вмешательства в их внутренние дела.

Обязательства государств по защите меньшинств были поставлены под гарантию Лиги Наций. Согласно ст. 12 Договора с Польшей (и аналогичным статьям других соглашений) каждый «член Совета Лиги Наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств… Совет мог предпринимать такие меры и давать такие предписания, какие покажутся для данного случая подходящими и действительными… В случае расхождения мнений по вопросам права или факта… расхождение это будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер», подлежащий передаче «Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты не будет подлежать апелляции, и оно будет иметь ту же силу и значение, что и решение, вынесенное в силу ст. 13 Статута».

Согласно же ст. 13 Статута члены Лиги Наций имели право прибегать к войне против тех государств, которые не выполняют «добросовестно вынесенные решения». Сам Статут Лиги Наций не содержал никаких постановлений об обязанностях государств — членов Лиги соблюдать права меньшинств или осуществлять международное сотрудничество в развитии уважения к правам человека и обеспечении хотя бы элементарных гражданских, политических, экономических или социальных прав. Члены Лиги брали на себя лишь обязательства «прилагать усилия» к обеспечению «справедливых и гуманных условий труда».

В отношении колониальных народов Статут требовал, чтобы «мандатарий взял там на себя управление территорией на условиях, которые, запрещая такие злоупотребления, как торг рабами, торговля оружием и торговля алкоголем, будут гарантировать свободу совести и религии без иных ограничений, кроме тех, которые может наложить сохранение публичного порядка и добрых нравов…».

Государства — члены Лиги Наций даже не ставили перед собой задачу выработать универсальный международный документ, который содержал бы положения об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод человека Vasak K. The Council of Europe/The International Dimensions of Human Rights. Paris, 1982. Vol. 2..

В период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры и конвенции, содержащие положения о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. В соответствии с принципом суверенного равенства права человека в тот период рассматривались международным сообществом как входящие исключительно во внутреннюю юрисдикцию государств и подлежащие регулированию национальным законодательством.

Характеризуя основные изменения, происходящие ныне в международном праве, а также его роль в современных условиях, следует отметить значительное расширение объекта международно-правового регулирования, постепенное ослабление принципа абсолютного суверенитета государств, утрату международным правом своего сугубо «межгосударственного», «межправительственного» характера.

Основным направлением развития международного права является становление права международного сообщества. Это право характеризуется, прежде всего, тем, что приоритетной в нем является функция обеспечения интересов международного сообщества в целом.

Одна из наиболее важных особенностей права международного сообщества является утверждение в нем концепции общего наследия человечества. Она относится к пространствам и ресурсам, которые по самой своей природе не могут находиться под суверенитетом того или иного государства. Концепция охватывает Мировой океан, глубоководное дно, Антарктику, космос, атмосферу, окружающую среду в целом. Эта концепция нацелена на обеспечение интересов не только нынешнего, но и будущего поколений.

Другая концепция, характерная для права международного сообщества, — концепция устойчивого (sustainable) развития. Она заключается в установлении нового международного правопорядка, который обеспечит социальную справедливость всем народам. Должны учитываться интересы прогресса как развитых, так и развивающихся стран. Показательно, что эта концепция также нацелена на защиту интересов не только нынешнего, но и будущего поколений.

Происходит совершенствование механизма реализации норм международного права, как на интернациональном, так и на национальном уровне. Существенно углубилось взаимодействие международного и национального права, без чего невозможно нормальное функционирование, как того, так и другого. Знание международного права становится все более важным не только для тех, кто непосредственно связан с международными отношениями, но и для тех, кто хочет ориентироваться в мировой политике и экономике, предпринимателей, граждан и туристов. Нормы международного права становятся частью национальной правовой системы, и знание его основ необходимо для защиты физическими и юридическими лицами своих прав внутри страны.

В то же время в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам государств.

Стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка.

В связи с этим курс внешней политики государства должен быть основан на необходимости формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов. Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства — взаимный учет интересов. Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.

Новый миропорядок мыслится как демократический. Для его установления следует, прежде всего, освободиться от менталитета «ведущих» и «ведомых». Демократизация охватывает не только политические, но и иные международные отношения, включая экономические.

Задача состоит, в том, чтобы в условиях усиления глобализационных процессов создать такую мировую институциональную систему, которая позволила бы извлечь из глобализации максимальный положительный эффект, снизив до минимума ее издержки. Основой такой системы может стать тесное сотрудничество между странами, включая формирование новых международных институтов. взаимные уступки, компромиссы. Таким образом, глобализация объективно углубляет, расширяет и ускоряет всемирные взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах сегодняшней общественной жизни. Для её отрицательных последствий следует не отмахиваться от неё, а пристальнее изучать, чтобы общими усилиями направить в необходимое русло.

В новых условиях на первый план выдвигаются общие интересы государств, являющихся, по-прежнему, основными субъектами международного права. В то же время приоритет интересов международного сообщества не означает ущемления интересов государств. Задача состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания интересов — вот что думается главное.

Создание и обеспечение функционирования нового миропорядка требует более высокой организации мировой системы, существенного повышения степени ее управляемости. Сегодня это ключевая глобальная проблема, от ее решения зависит международно-правовое регулирование других глобальных проблем.

Международное право прав человека – это самостоятельная отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в обеспечении прав человека, прав и обязанностей субъектов международного права в процессе их сотрудничества.

Особенности данной отрасли:

1. Ее общие принципы и нормы имеют всеобщее значение для всего населения планеты

2. В данной отрасли ограничивается применение института оговорок по международным договорам

3. Для договоров характерно наличие значительного числа факультатив, протоколов или статей

4. Многие договоры бессрочные и не содержат статей о денонсации

5. Обязательство по соблюдению принципов и норм, не носящих характер взаимности. Это обязательно по отношению ко всему международному сообществу

Принципы отрасли:

1. Принцип уважения прав человека

2. Принцип демократии

3. Принцип универсальности

4. Принцип недискриминации

5. Принцип незаменяемости

6. Взаимозависимость и взаимосвязь прав

Классификация прав:

1. Гражданские и политические права

2. Экономические, социальные, культурные права

3. Коллективные:

a. Право народов

b. Право меньшинств

c. Право на развитие

d. Право на международный мир и безопасность

e. Право на благоприятную окружающую среду

Источники отрасли:

1. Универсальные (в них содержатся универсальные стандарты прав человека):

a. Устав ООН 1945 года

b. Международный билль о правах (Всеобщая деклараций прав человека ООН 1948; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 и два протокола к нему 1966 года; Об отмене смертной казни 1989; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966)

c. Конвенция о рабстве 1926 и протокол 1953

d. Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956

e. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации1965

f. Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него

g. Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказания за него 1973 года

h. Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказаний 1984

2. Региональные:

a. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950

b. Американская конвенция прав человека 1969

c. Африканская хартия прав человека и народов 1981

d. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995

e. Европейская социальная хартия 1961

f. Европейская конвенция о социальном обеспечении

g. Декларация прав человека в Испании

h. Арабская хартия прав человека 1994

Среди актов особо выделяют следующие:

1. Универсальный международный договор, направленный на пресечение деятельности против человечества, военных преступлений, геноцида апартеида, на борьбу с грубыми и массовыми нарушениями прав человека

2. Акты, направленные на дополнительную защиту отдельной категории лиц (беженцев, апатридов, женщин, детей, трудящихся мигрантов)

Механизм защиты прав человека реализуется в двух формах:

1. Организационно-правовой, предусматривающей действие следующих механизмов:

a. В рамках ООН и ее организаций (Верховный комиссар ООН по правам человека; Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев; Комиссия ООН по правам женщин)

b. Специализированные органы ООН (ЮНЕСКО, МОТ)

c. Конвенционные органы ООН (Комитет по правам человека; Комитет по социальному, экономическому и культурному праву; Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитет против пыток; Комитет по правам ребенка; Комитет по защите всех трудящихся мигрантов и членов их семей)

d. Региональные органы и организации (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); СНГ, Африканский союз, Лига арабских государств, Организация американских государств, Организация исламского сотрудничества)

2. Судебные органы:

a. Международный суд ООН

b. Европейский суд по правам человека

c. Межамериканский суд по правам человека

d. Африканский суд по правам человека и народов

На универсальном уровне применяются три основные меры контроля:

1. Рассмотрение периодических докладов государств

2. Процедуры рассмотрения споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений

3. Рассмотрение индивидуальных претензий

Сотрудничество осуществляется на универсальном и региональном уровнях, на основе международных договоров, соглашений, конвенций, пактов, деклараций, договоров.

Международные стандарты прав человека – это общепризнанные нормы поведения государств, которые они должны соблюдать в законодательстве и распространяются на всех лиц, находящихся под их юрисдикцией:

1. Это обязательное государственное предоставление индивидам основополагающих прав и свобод и не предпринимать действия, посягающие на эти права и свободы, недопущение какой-либо дискриминации, а также иных действий, нарушающих права человека

2. Устанавливается ответственность государств за невыполнение своих обязательств и определяются международные механизмы защиты прав человека

Виды:

1. Универсальная – содержится в универсальных источниках

2. Региональная – содержится в региональных источниках

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 10524. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий