Права и обязанности гражданских служащих

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Комментарий к статье 14
Под правами гражданского служащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения государственных органов.
Виды службы, виды и компетенции государственных органов, особенности и компетенции структурных подразделений государственных органов, отраженные и закрепленные в конечном счете в должностных регламентах, детерминируют комплекс прав гражданского служащего.
1.1. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Трудовой кодекс РФ (ст. 209) определяет понятие «охрана труда» как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
1.2. В статье 47 комментируемого Закона перечисляются включенные в должностной регламент разделы. Так, например, служащий имеет право ознакомиться с:
квалификационными требованиями;
своими правами, обязанностями, ответственностью;
сферой своих полномочий, задачами и функциями;
сроками и процедурами подготовки и принятия управленческих решений;
порядком служебного взаимодействия с внешними потребителями государственных услуг и с коллегами.
Такие понятия, как показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, появились в российской практике государственного управления сравнительно недавно. Эти термины в зарубежных государственных службах вошли в обиход примерно в конце 80-х годов XX века и связаны с внедрением концепции «Нового государственного менеджмента» (New Public Management). Успех системы оценки эффективности работы зависит от точного и непредвзятого измерения работы, использования адекватных критериев оценки и четкой постановки задач сотрудникам.
1.3. Частично права гражданского служащего конкретизируются в статьях комментируемого Закона, другая часть — в нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Так, право на отдых (подп. 3 п. 1) раскрывается в ст. 45 Закона, право на отпуска — в ст. 46, право на оплату труда и другие выплаты (подп. 4 п. 1) — в ст. 50.
Такие права, как право на медицинское страхование, право на государственное пенсионное обеспечение, право на оплату труда, фактически дублируются в тексте Закона, получив названия «гарантии» (ст. 52).
Служащий имеет право на отдых; время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).
Для гражданских служащих нормальная продолжительность служебного времени не может превышать 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе (п. 2, п. 3 ст. 45 Закона). Предусмотрена возможность установления ненормированного служебного дня для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.
Право на отпуск гражданские служащие реализуют посредством получения, например:
основного ежегодного отпуска с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;
дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого зависит от выслуги лет;
ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, дифференцированного в зависимости от групп должностей гражданской службы, и продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется в соответствии со ст. 46 Закона.
1.4. Служба во всем ее объеме и служащий требуют значительных расходов на содержание, в которых основную статью составляет оплата труда служащих. В этой части необходимо ответить на два вопроса: об источнике финансирования и о формах (методике) оплаты труда. При определении источника финансирования принимается во внимание необходимость обеспечения службе и служащему определенной степени самостоятельности и независимости в осуществлении своих полномочий от организаций и лиц, имеющих свои интересы в сфере службы и располагающих материально-финансовыми средствами, возможностями для влияния на службу. Источник финансирования государственной службы определен в ст. 65 Закона. Второй вопрос — о формах оплаты труда государственных служащих — решается Законом в главе 10. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (п. 1 ст. 50).
Право гражданского служащего на оплату труда коррелирует с некоторыми из гарантий, установленных в ст. 52 Закона, а именно с гарантией на равные условия оплаты труда и сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности (подп. 1 п. 1) и правом гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания (подп. 2 п. 1).
1.5. В подпункте 5 п. 1 ст. 14 предусматривается право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. В целях реализации данного права гражданский служащий может запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки, а также иметь возможность применять указанные средства в своей служебной деятельности. Порядок запроса и получения информации гражданскими служащими должен быть установлен нормативными актами. Условием реализации данного права является наличие соответствующей обязанности предоставления информации и материалов у организаций, общественных объединений, органов местного самоуправления, государственных органов.
В концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., особое внимание сосредоточено на использовании современных информационных технологий (раздел XI).
Право гражданского служащего на получение информации означает также возможность доступа к документам, составляющим государственную тайну.
Гражданский служащий, как и любой гражданин, имеет право вносить предложения, направленные на предупреждение, выявление и устранение обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям. Вместе с тем, государственный служащий, как субъект управления, наделен правом вносить предложения по поводу того, целесообразно ли действие того или иного предписания, соответствуют ли определенные правовые акты (отдельные положения) требованиям законности или потребностям времени.
1.6. В подпункте 6 ст. 14 предусмотрено право гражданского служащего на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений. В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (с послед. изм.) государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2).
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ, в качестве примера может выступить Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. N 61 «О Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями.
Комментируемым Законом для гражданских служащих предусмотрена, в качестве дополнительной выплаты, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (подп. 3 п. 5 ст. 50).
1.7. Право гражданского служащего на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации предполагает, что служащий может посещать указанные организации для получения необходимой информации, материалов, справок и т.д.
Порядок и условия такого посещения могут быть установлены в административных регламентах государственных органов, должностных регламентах служащих, а также в стандартах государственной услуги, если объектом посещения является государственный орган.
1.8. В подпункте 8 п. 1 ст. 14 закреплено право гражданского служащего на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. Порядок учета персональных данных гражданского служащего и ведения личного дела гражданского служащего устанавливается в ст. 42 комментируемого Закона.
Право на ознакомление с отзывами о профессиональной служебной деятельности и материалами личного дела является личным правом, поэтому представителем нанимателя должен быть утвержден перечень лиц государственного органа, имеющих право на ознакомление с материалами личного дела служащего.
1.9. Государственный служащий имеет право на защиту сведений о себе. В соответствии с п. 1 ст. 42 Закона защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном данным Законом и другими федеральными законами.
Не может быть осуществлена передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне без письменного согласия гражданского служащего. Исключения устанавливаются федеральным законом, а условия передачи персональных данных третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (см. комментарий к п. 2 ст. 42 Закона).
1.10. Гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе. Для создания условий продвижения по службе гражданский служащий может принять участие в конкурсе. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы (п. 1 ст. 22 Закона). Гражданский служащий может быть назначен на должность гражданской службы без конкурса, если он состоит в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Должностной рост служащего зависит от уровня его образования, соответствия квалификационным требованиям, от результатов аттестации (так, например, при решении аттестационной комиссии о рекомендации к включению служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста).
Кадровый резерв формируется для замещения (п. 3 ст. 64 Закона):
1) вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
2) вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
3) должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ.
Карьера гражданского служащего имеет две формы — продвижение по классным чинам и продвижение по должности. В результате первой формы меняются классные чины гражданской службы в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы (см. комментарий к ст. 11 Закона). Во втором случае должностной рост связан с изменением должности — позиции в организационной структуре государственного органа.
1.11. В подпункте 11 п. 1 ст. 14 предусмотрено право гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Реализация этого права неразрывно связана с указанным выше правом на должностной рост на конкурсной основе и направлена на необходимость последовательности кадровой политики в сфере государственной службы.
В настоящее время действуют Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2001 г. N 109 «Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» (с послед. изм.) и Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» (с послед. изм.).
В статье 62 комментируемого Закона указаны виды, формы, основания для дополнительного профессионального образования гражданского служащего. Законом, среди дополнительных государственных гарантий гражданских служащих, указано право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (п. 1 ст. 53).
1.12. Право гражданского служащего на членство в профессиональном союзе связано с возможностями защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов. Служащий имеет право как вступать, так и не вступать в профессиональные союзы. Статьей 17 комментируемого Закона предусмотрен запрет на создание в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Закон признает профсоюз официальной организационной формой объединения государственных служащих. Это право непосредственно вытекает из Конституции РФ, в которой указано, что каждый гражданин имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30).
Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с послед. изм.) установлено, что профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
В соответствии со ст. 29 ТК РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с послед. изм.) представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Комментируемым Законом предусмотрено, что представители выборного профсоюзного органа государственного органа участвуют в работе комиссии по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа (п. 4 ст. 70).
1.13. В подпункте 13 п. 1 ст. 14 предусмотрено право гражданского служащего на рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Индивидуальный служебный спор — неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Порядок рассмотрения конкретизируется в главе 16 комментируемого Закона (см. комментарии к ст. 69, 70).
1.14. Гражданский служащий имеет право на проведение по его заявлению служебной проверки. В Законе об основах госслужбы было предусмотрено право государственного служащего требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. Положения о праве на служебное расследование не затрагивало процедуру, которая применялась в отношении действий, наказуемых в дисциплинарном порядке. В том же Законе (ст. 14) указывается возможность временного отстранения государственного служащего от исполнения должностных обязанностей. Такое отстранение не является мерой дисциплинарного взыскания и допускается в случаях, когда для решения вопроса о дисциплинарной ответственности необходимо выявление или проверка тех или иных обстоятельств, связанных с должностным проступком. Инициатором отстранения является руководитель государственного органа.
В комментируемом Законе предусмотрено, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (п. 1 ст. 59).
1.15. Гражданский служащий имеет право на защиту своих прав и законных интересов на государственной службе, включая обжалование в суд их нарушения. Служащий самостоятельно решает, куда ему обратиться в случае возникновения индивидуальных служебных споров: в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. В ст. 70 комментируемого Закона подробно регламентируется деятельность органов по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
1.16. Следующие виды прав гражданского служащего отнесены к социальным правам. Предусмотренное право гражданских служащих на медицинское страхование в соответствии с комментируемым Законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации конкретизируется в подп. 5 п. 1 ст. 52. Для реализации данного права необходимо принятие и вступление в силу федерального закона, регламентирующего порядок и процедуру медицинского страхования государственных служащих.
1.17. Содержание права гражданского служащего на государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества раскрывается более подробно в подп. 10 п. 1 ст. 52 Закона. Служащему гарантируется защита его и членов семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом (см. комментарий к ст. 52).
1.18. В подпункте 18 п. 1 ст. 14 предусматривается право гражданского служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. В статье 52 Закона среди других основных государственных гарантий гражданских служащих указана гарантия на государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (подп. 11 п. 1).
2. Государственный служащий имеет право, с предварительным уведомлением нанимателя, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
В подпункте 1 п. 1 ст. 11 Закона об основах госслужбы устанавливалось правоограничение для государственных служащих — запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной или творческой деятельности. Данное правоограничение можно рассматривать в двух основных аспектах: несовместимость деятельности государственного служащего с другими видами деятельности и обеспечение дисциплинарного режима на государственной службе. Комментируемым Законом гражданскому служащему предоставлено право на совместительство. Это означает, что он может занимать иную должность в государственных органах (за исключением государственных должностей — см. комментарий к подп. 2 п. 1 ст. 17), органах местного самоуправления (за исключением выборных должностей в органе местного самоуправления — см. комментарий к подп. 2 п. 1 ст. 17), на предприятиях (за исключением предпринимательской деятельности (см. комментарий к подп. 3 п. 1 ст. 17), в организациях и общественных учреждениях (за исключением оплачиваемых выборных должностей в органе профессионального союза — см. комментарий к подп. 2 п. 1 ст. 17). Таким образом, при решении вопроса о возможности выполнения государственным служащим иной оплачиваемой работы необходимо учитывать как минимум три обстоятельства:
а) необходимость соблюдения установленных законом ограничений (ст. 16) и запретов (ст. 17);
б) необходимость уведомления представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы;
в) необходимость предотвращения возможного конфликта интересов (ст. 19).

Общее понятие о правовом статусе

Законодательство и юридическая наука часто применяют термин «правовой статус». Этим понятием оперируют для описания положения некоторого субъекта правоотношения, будь то коллективной субъект (предприятие, общественная организация, государственный орган и пр.) или индивидуальный.

Определение 1

Статус (от латинского «status» – состояние, положение) есть многозначный термин, под которым в общем смысле понимаются значения параметров субъекта или объекта, его положение, состояние в некой системе.

Правовой статус есть совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, их положение, определенное правовыми нормами.

В юридической литературе могут встречаться различные позиции на тему равнозначности понятий «статус» и «положение» в праве и составных элементов правового статуса.

Замечание 1

В данной статье термины «правовой статус» и «правовое положение» признаются равнозначными и используются в качестве синонимов.

Независимо от практикуемого подхода любой из них подразумевает такие неотъемлемые составляющие структуры правового статуса как:

  • право,
  • обязанность,
  • свобода.

Данные элементы правового положения человека и гражданина в обществе установлены и закреплены (а также определены гарантии их реализации) в Конституции Российской Федерации и некоторых других правовых актах, в том числе, международных.

Правовой статус государственного гражданского служащего

В федеральном законе, регламентирующем государственную гражданскую службу в России, не содержится точного разъяснения понятия «правовой статус» в контексте данного правового акта. Однако анализ закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (глава 3) позволяет определить такие составляющие правового статуса государственных служащих как: права, обязанности, запреты, ограничения.

Определение 2

Права и обязанности государственных гражданских служащих представляют собой особые, определенные, закрепленные и гарантированные государством варианты допустимого поведения в сфере государственно-служебных отношений.

Существующие права и обязанности государственных гражданских служащих можно разделить на две группы:

  • права и обязанности общего характера, присваиваемые всем государственным служащим;
  • права и обязанности, установленные для конкретных должностей, задающие специфичные полномочия и закрепленные в должностных регламентах. Специфика прав и обязанностей для конкретных государственных должностей продиктована задачами и полномочиями соответствующего государственного органа.

Права государственных гражданских служащих

Определение 3

Субъективные права государственных гражданских служащих есть закрепленные юридически варианты допустимого поведения, целью которого является удовлетворение собственных интересов служащих, достижение ими определенных благ и ценностей.

Субъективное право подразумевает возможность выбирать и совершать конкретные действия, а также возможность ожидать (требовать) конкретных действий (или воздержания от них) от иных лиц (лица).

Понятия «право» и «свобода» в основе своей имеют общую суть – возможность индивидуального выбора, но и различаются в итоге. «Свобода» подразумевает более широкие границы выбора или можно сказать, что границ тут нет вовсе: «свобода» не регламентирует некий точный конкретный результат в том или ином вопросе. Свобода выбора религии, свобода мысли, свобода совести и пр. – довольно абстрактные и многогранные понятия.

В свою очередь, термин «право» устанавливает, описывает конкретные действия (право на обращение в государственные органы, право на участие в делах государства и пр.).

Замечание 2

Указанное различие сложилось исторически и не является четко определенным.

Статья 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит в себе базовые права общего характера для государственных гражданских служащих:

  • право на надлежащую организацию и техническое оснащение рабочего места, обеспечивающие возможность исполнения служебных обязанностей. Здесь речь идет о создании для госслужащих безопасных для жизни и здоровья условий труда и предоставление им всех необходимых для работы технических средств (в соответствии с законодательно определенными нормативами);
  • право на предоставление для личного ознакомления должностной инструкции и других документов, регламентирующих конкретные должностные права и обязанности, показатели эффективности трудовой деятельности, способы и критерии оценки качества работы, условия профессионального роста и пр.;
  • право на отдых. Для возможности реализации этого права служащими им предоставляются выходные дни, нерабочие праздничные дни, оплачиваемые отпуска (основные и дополнительные), устанавливается допустимая продолжительность рабочего времени. Данное право разъяснено и закреплено в главе 8 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • право на оплату труда и получение иных выплат согласно нормативам, установленным законодательно, и условиям служебного контракта. Труд госслужащего определяется его денежным содержанием, состоящим из всех возможных разновидностей выплат за исполнение должностных обязанностей. Базовые выплаты включают в себя оклад согласно занимаемой должности и оклад за классный чин. Размеры данных выплат для федеральных гражданских служащих определяются соответствующим указом Президента РФ;
  • право на получение и использование согласно регламенту сведений и материалов, которые требуются для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Служащий имеет возможность подавать запрос на получение необходимых данных, использовать их в ходе служебной деятельности, применять современные средства для их хранения и обработки. Закон определяет ответственность административного характера в случае отказа должностному лицу предоставить запрашиваемую информацию;
  • право на подачу предложений о применении мер совершенствования функционирования государственного органа;
  • право на получение согласно регламенту данных, являющихся государственной тайной, в случае, когда они необходимы для исполнения служебных обязанностей.

Определение 4

Сведения, составляющие государственную тайну, представляют собой информацию, защищаемую государством, разглашение которой способно негативно повлиять на сохранение безопасности страны.

К сведениям, составляющим государственную тайну, относятся данные из таких сфер функционирования государства как: военная, разведывательная, экономическая, внешнеполитическая, оперативно-розыскная. Вопрос защиты государственной тайны регулируется Законом РФ «О государственной тайне» (№ 5485-1 от 21.07.1993 г.) и постановлением Правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (№ 63 от 06.02.2010 г.);

  • право иметь доступ согласно регламенту в государственные органы, общественные объединения и прочие организации, если для исполнения служебных обязанностей возникает подобная необходимость;
  • права, связанные с внесением данных в личное дело служащего: изучение отзывов (оценок) о своей профессиональной деятельности и иных документов до того, как они будут внесены в личное дело; обжалование отзывов о работе, если служащий считает их неоправданными; приобщение к материалам личного дела объяснений, заявлений и прочих письменных документов и материалов; ознакомление с материалами своего личного дела и снятие их копий. В этот перечень не входит возможность требовать удаление некоторых документов из личного дела;
  • право на защиту личных сведений о служащем. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» гласит, что данные, содержащиеся в личном деле служащего и учетных документах, являются персонифицированными и конфиденциальными (в отдельных случаях имеют статус государственной тайны);
  • право на продвижение по службе. Государственный служащий имеет возможность принимать участие в конкурсе на замещение более высокой вакантной должности в независимости от текущей его должности;
  • право на повышение квалификации, переподготовку по специальности, стажировку. Реализация служащими этого права является гарантией обладания ими должного уровня профессионализма и компетенций, строго необходимых на государственной службе;
  • право стать членом профессионального союза. У гражданских служащих есть возможность создавать профсоюзы, целью функционирования которых является охрана прав и интересов (социальных, экономических, профессиональных) работников. Порядок взаимодействия государственных органов и профсоюзов закреплен законодательно и реализуется на основе соответствующих договоров и соглашений. Профсоюзы не правомочны осуществлять вмешательство в процесс выполнения государственными органами поставленных перед ними задач, проводить забастовки служащих. Все предложения профсоюзов относительно гражданской службы и функционирования государственных органов не являются обязательными для исполнения, имеют рекомендательный характер;
  • право на разбирательство служебных споров индивидуального характера.

Определение 5

Индивидуальным служебным спором называют неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и государственным служащим (уже существующим, только поступающим на службу или ранее служившим) относительно применения правовых норм гражданской службы, положений служебного контракта.

Рассмотрение индивидуальных служебных споров осуществляет соответствующий орган по заявлению. Процедура подобных разбирательств разъяснена Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в главе 16;

  • право на производство служебной проверки сведений, порочащих честь и достоинство служащего (на основании его заявления). Уполномоченное соответствующим образом должностное лицо анализирует эти сведения, их полноту и степень значимости и принимает окончательное решение. Регламент производства служебных проверок устанавливается руководителем государственного органа или его подразделения. В большинстве случаев срок для производства служебной проверки не превышает 30 суток;
  • право на защиту своих прав и законных интересов в рамках гражданской службы, в том числе, право на обжалование в судебном порядке их нарушений. Служащий с соответствующим заявлением может обратиться в вышестоящий государственный орган или непосредственно в судебную инстанцию. Административное обжалование не влечет за собой потерю права служащим получать судебную защиту. Процедура судебной защиты установлена Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (№ 4866-1 от 27.04.1993 г.);
  • право на медицинское страхование;
  • право на охрану государством своих жизни, здоровья и собственного имущества, а также жизни и здоровья членов семьи. Служащий вправе рассчитывать на государственную защиту себя и своей семьи от насильственных действий, угроз и иных неправомочных деяний, могущих иметь место при исполнении служащим своих служебных обязанностей. Порядок реализации защитных государственных мер подлежит закреплению в специальных федеральных законах. На данный момент таковой существует и применяется относительно некоторых категорий служащих – Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (№ 45-ФЗ от 20.04.1995 г.);
  • право на получение от государства пенсионного обеспечения согласно нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (№ 166-ФЗ от 15.12.2001 г.).

Несомненно, такая важнейшая категория как «право» должна подкрепляться государственными гарантиями. Принцип гарантированности законных прав и свобод граждан – крайне важная черта современного государства.

Определение 6

Гарантии прав и свобод в отношении государственных служащих представляют собой систему отношений в обществе, которые возникают как результат действий государства (его органов и уполномоченных должностных лиц), направленных на предоставление и поддержку реализации прав и свобод служащих посредством применения соответствующих норм права.

Гарантии могут быть духовными, экономическими, социальными, политическими, юридическими. Последние имеют особую значимость, поскольку юридический инструментарий предназначен для конкретизации правовых категорий, закрепления процедур реализации прав и свобод личности, их гарантии и защиты.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Обязанности государственных гражданских служащих

Определение 7

Под обязанностями государственного гражданского служащего понимаются меры его возможного, допустимого поведения.

Различают активные обязанности (подразумевающие реализацию конкретных действий) и пассивные (заключающиеся в необходимости избегания совершения некоторых действий).

В свою очередь запреты и ограничения можно считать видами пассивных обязанностей.

Определение 8

Ограничения для государственных гражданских служащих есть закрепленная законом невозможность в полной мере реализовывать свои общие гражданские права, возникающая как следствие несения государственной службы.

Государство стремится компенсировать неполное предоставление общих гражданских прав своим служащим различными способами: расширением иных прав или предоставлением возможности пользоваться определенными льготами и преимуществами.

Статья 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит в себе базовые обязанности общего характера, подлежащие исполнению государственными гражданскими служащими в независимости от занимаемой должности и соответствующих полномочий:

  • обязанность неукоснительно соблюдать, исполнять и использовать нормы Конституции Российской Федерации, иные конституции и уставы, федеральные законы, нормативно-правовые акты РФ и ее субъектов.

Определение 9

Соблюдение законодательных норм есть одна из возможных форм реализации права, заключающаяся в совершении субъектом права действий, не вступающих в противоречие с нормами правовых актов.

Использование законодательных норм – это возможность реализации государственным служащим правомочия, установленного соответствующим правовым предписанием.

Исполнение норм права представляет собой конкретные действия, которые определены для субъекта права правовыми предписаниями и подлежат исполнению в обязательном порядке.

  • обязанность выполнять положения должностного регламента;
  • обязанность выполнять указания и поручения своих руководителей (в границах их, законом закрепленных, полномочий). Несомненно, служащий должен неукоснительно выполнять распоряжения руководства, но он также обязан перед этим оценить законность этих приказов и принимать на исполнение только те, что признаются правомерными. Закон дает возможность гражданскому служащему уклониться от исполнения указания, вступающего в конфликт с нормами права (Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст.15). Если гражданский служащий признает данное ему распоряжение неправомерным, он должен письменно подготовить обоснование этой неправомерности со ссылкой на правовые нормы, которые могут быть не соблюдены в случае реализации приказа, конфликтующего с законом. Если служащий в данном случае получает письменное подтверждение неправомерного распоряжения от руководства, он должен отказаться от его выполнения. В ситуации, когда неправомерное поручение было все же исполнено, на самого исполнителя и руководителя, направившего служащему это поручение, возлагается ответственность административно-дисциплинарного, гражданско-правового или уголовного характера;
  • обязанность соблюдать в ходе служебной деятельности законные права и интересы граждан или организаций. Данная обязанность подлежит исполнению в рамках возникающего правоотношения между гражданином (управомоченная сторона) и государственным служащим (обязанная сторона): служащий обязан содействовать осуществлению правомочий гражданина своевременно и надлежащим образом;
  • обязанность придерживаться служебного распорядка, установленного соответствующим государственным органом;
  • обязанность предпринимать меры по поддержанию должного уровня квалификации. Указанная обязанность соотносится с правом на повышение квалификации и получение переподготовки по специальности. Гражданские служащие в ходе исполнения служебных обязанностей в установленном порядке подвергаются процедуре проверки уровня квалификации в рамках проводимых аттестаций;
  • обязанность воздержаться от разглашения информации, являющейся государственной, служебной, банковской и иного вида тайной. Не подлежат разглашению и данные, полученные служащим в результате его служебной деятельности, в частности, личная информация о гражданах. Обязательство соблюдать тайну определенных сведений регламентируется многими отдельными правовыми актами, к примеру, федеральные законы, регулирующие процедуру охраны информации о кредитных историях или устанавливающие меры защиты конкуренции.

Что касается обязательства сохранения в тайне личных сведений граждан, оно напрямую следует из Конституции РФ, положения которой определяют неприкосновенность и тайну частной жизни как неотъемлемую составляющую правового статуса каждого гражданина страны. Ст. 24 Конституции РФ закрепляет правовой режим, согласно которому в отсутствие согласия гражданина недопустимы любые действия с данными его частной жизни: не только распространение, но и сбор, хранение и использование;

  • обязанность предоставлять информацию о себе и членах своей семьи в порядке, установленном законом. Данное обязательство проистекает из государственной деятельности, направленной на профилактику коррупции. Ключевым нормативно-правовым актом, регламентирующим предоставление указанных данных, служит Указ Президента РФ «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (№ 559 от 18.-5.2009 г.);
  • обязанность бережно относиться к государственному имуществу, в частности, тому, что предоставлено служащему для выполнения служебных обязанностей. Данным имуществом, являющимся собственностью государства или его субъекта, оперативно управляет соответствующий орган государства. В случае ненадлежащего обращения с государственным имуществом и нанесением ему ущерба на гражданских служащих возлагается материальная ответственность согласно Трудовому Кодексу РФ (гл. 39);
  • обязанность своевременно доводить до сведения руководства информацию о своем выходе из гражданства России и/или приобретении гражданства иностранного государства.

Если служащий принял решение о выходе из гражданства России, он подлежит увольнению с государственной службы, поскольку только гражданин РФ может быть госслужащим.

Если служащий приобрел гражданство иностранного государства, относительно него будут применены ограничения на допуск к сведениям, определенным как государственная тайна, и на возможность замещения определенных должностей;

  • обязанность следовать установленным законом ограничениям и запретам, исполнять требования относительно поведения на службе;
  • обязанность уведомлять нанимателя о появлении личной заинтересованности при выполнении служебных обязанностей, о возможности в связи с этим возникновения конфликта интересов. Также государственный гражданский служащий обязан всесторонне содействовать предотвращению подобного конфликта.

Права и обязанности государственных гражданских служащих находятся в тесной связи друг с другом: первые, по сути, предоставляются для надлежащего выполнения вторых. Правовой статус государственных гражданских служащих находит свое выражение в соответствующих правах, обязанностях и обязательных гарантий их осуществления.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены основные права и обязанности гражданского служащего.

Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Ограничения и запреты связанные с гражданской службой.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен специальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу.

К таким обстоятельствам относятся:

  1. признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. признание его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);
  3. осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  4. отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  5. наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  6. близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  7. выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  8. наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  9. представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  10. непредставление установленных Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
  11. утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

5) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

13) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Добавить комментарий