Правотворческая инициатива

Правотворческая инициатива граждан – это возможность населения муниципального образования обладающего избирательным правом вносить на рассмотрение органов или должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан обладающих избирательным правом в порядке, установленном НПА представительного органа. Минимальная численность инициативной группы устанавливается этим же нормативным актом, но не может превышать 3% от числа избирателей в данном муниципальном образовании (в Екатеринбурге такая группа 300 человек).

В том случае если нормативный акт представительного органа, регулирующий порядок реализации правотворческой инициативы отсутствует, то реализация правотворческой инициативы осуществляется исключительно в соответствии с законом 2003 года.

В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа вносит в соответствующие органы местного самоуправления, как правило, следующие документы:

1. Текст проекта муниципального правового акта

2. Пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия этого проекта

3. Финансово-экономическое обоснование. В том случае если будут какие то затраты из бюджета

4. Список инициативной группы

5. Протокол самого собрания, заседания на котором было принято решение о создании инициативной группы.

Если проект муниципального правового акта предусматривает установление, изменение, отмену местных налогов и сборов, либо осуществление расходов из средств местного бюджета, то он изначально вносится главе местной администрации. Если же этот проект внесен на рассмотрение представительного органа муниципального образования, то одновременно с проектом представляется заключение главы местной администрации. Соответствующий орган или должностное лицо местного самоуправления могут отказать в принятии представленных документов только в случае нарушения требований предъявляемых к численности или порядку создания инициативной группы, а также к перечню документов прилагаемых к проекту муниципального правового акта.

Если проект внесен с соблюдением всех требований, то он подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в течение трех месяцев со дня внесения.

Представителям инициативной группы должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта должно быть официально, в письменной форме доведено до сведения инициативной группы.

Территориальные общественные самоуправления (ТОС)

ТОС — это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС не является публичной властью.

Местное самоуправление и ТОС отличается по следующим признакам:

1. ТОС это самоорганизация граждан, а не самоуправление в прямом его смысле. ТОС создается по желанию жителей муниципального образования

2. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам, поэтому решения ТОС не носят обязательного характера.

3. ТОС осуществляется не на всей территории муниципального образования, а на его части.

ТОС не может осуществляться в муниципальном районе, а действует на части территории поселения, в том числе и городского округа. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по представлению населения. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

1. Подъезд многоквартирного жилого дома

2. Многоквартирный жилой дом

3. Группа жилых домов

4. Жилой микрорайон

5. Сельский населенный пункт, не являющийся поселением

6. Иные территории

Для создания ТОС необходимо соблюдение следующих условий:

1. Границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории поселения

2. На определенной территории не может быть более одного ТОС

3. Территория на которой осуществляется ТОС должна составлять единую территорию.

Законодательство выделяет два порядка регистрации ТОС:

1. Регистрация устава ТОС.

2. Государственная регистрация ТОС в качестве юридического лица

ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. Порядок регистрации устава ТОС определяется либо уставом МО, либо актами представительного органа.

ТОС может являться юридическим лицом если это предусматривает его устав.

В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Наиболее оптимальной организационно-правовой формой для ТОС представляется автономная некоммерческая организация.

ТОС осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. ТОС является единственной формой участия населения в местном самоуправлении в которой могут участвовать жители соответствующей территории, достигшие 16-летнего возраста (в остальных формах участия участвуют с 18-летнего возраста).

К исключительным полномочиям собрания или конференции граждан относится установление структуры органов ТОС, принятие устава ТОС, внесение в него изменений, утверждение смет доходов и расходов ТОС, рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА ГРАЖДАН

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА ГРАЖДАН — форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации П.и.г., подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации П.и.г., относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации П.и.г., должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Юридическая энциклопедия. 2015.

⇐ Предыдущая123

Следует выделять субъектов правотворчества (и законотворчества) и субъектов правотворческой инициативы (и законодательной инициативы).

Субъектами нормотворчества является, в первую очередь, нормотворческий орган (должностное лицо) – государственный орган (должностное лицо), уполномоченный принимать (издавать) нормативные правовые акты. К нормотворческим органам (должностным лицам) относятся Национальное Собрание РБ, Президент РБ, Совет Министров РБ, министерства, государственные комитеты, комитеты при СМ РБ, объединения (учреждения), подчиненные СМ РБ, местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, администрации районов в городах, руководители предприятий и т.д. Полномочия на издание нормативных правовых актов данными органами (должностными лицами) определяются Конституцией РБ, Законом РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и рядом иных актов.

Также субъектами нормотворчества может выступать народ в целом (в рамках государства или определенной административно-территориальной единицы), негосударственные организации.

Субъектами законотворчества выступает Национальное собрание РБ, Президент.

Нормотворческая инициатива — официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.Субъекты нормотворческой инициативы определены в ст. 44 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».Ст. 44 Закона.Субъектами нормотворческой инициативы являются субъекты нормотворческой деятельности, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями вправе направить в нормотворческий орган (должностному лицу) проект нормативного правового акта или мотивированное предложение о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части. Государственные органы и должностные лица, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, а также предприятия, объединения, учреждения, организации и граждане направляют свои предложения по принятию (изданию) нормативного правового акта или вносят проект нормативного правового акта государственным органам (должностным лицам), имеющим соответствующие полномочия, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.Законодательная инициатива — официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган.Субъекты права законодательной инициативы определены в ч1 ст. 99 Конституции РБ, п.1 ст.97 Конституции РБ, ст. 138 Конституции РБ, ст. 45 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».Ст. 45 Закона.Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Правотворческий процесс

Раздел 3 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»

Юридическая техника

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Итак, юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопоме-шанный», «исключительный цинизм» и др.;

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 1056 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Правотворческая (законодательная) инициатива граждан появилась в законодательстве и науке в последнее десятилетие XX в. Впервые она получила закрепление в ст. 25 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По названному Закону граждане обладали этой весьма важной для них возможностью, только если она была закреплена в уставе муниципального образования. Ныне действующий одноименный Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ такой оговорки не содержит. Это делает возможным реализацию правотворческой инициативы граждан независимо от наличия указания на нее в уставе муниципального образования и отсутствия муниципального правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан. В последней ситуации принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Таким образом, сфера применения правотворческой инициативы граждан распространена на все муниципальные образования Российской Федерации.

На уровне субъекта РФ этот институт непосредственной демократии называется, как правило, «законодательная инициатива», поскольку ее предметом является законопроект. Законодательная инициатива граждан предусмотрена не менее чем в 20 субъектах РФ, однако подробно регламентирована только в Алтайском крае, г. Москве, Ярославской, Брянской и Калужской областях. Так, в Москве принят Закон от 11.12.2002 № 64 «О гражданской законодательной инициативе в городе Москве». Термин «правотворческая инициатива», содержащийся в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ, является более широким, чем «законодательная инициатива», поэтому далее будем пользоваться только им.

Правотворческая инициатива имеет целью принятие, изменение или отмену нормативного правового акта. Вносимый проект нормативного правового акта должен касаться только вопросов, находящихся в компетенции органа, которому он адресован.

Закон города Москвы запрещает внесение законопроекта по следующим вопросам:

  • а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти г. Москвы, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти г. Москвы, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  • б) о персональном составе органов государственной власти г. Москвы, органов местного самоуправления;
  • в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
  • г) о принятии или изменении бюджета г. Москвы, бюджетов муниципальных образований и государственных внебюджетных фондов, изменении финансовых обязательств города, административного округа, района;
  • д) о территориальном делении г. Москвы;
  • е) о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  • ж) о полномочиях органов государственной власти г. Москвы и органов местного самоуправления;
  • з) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Право на реализацию правотворческой инициативы принадлежит жителям соответствующею субъекта РФ, муниципального образования, являющимся гражданами Российской Федерации. Количество жителей, имеющих данное право, регулируется по-разному в различных субъектах РФ. Так, в Москве под проектом законодательного акта должно быть не менее 50 тыс., в Алтайском крае – не менее 35 тыс., в Калужской области – не менее 1000 подписей граждан, проживающих на территории данных субъектов РФ.

Адресатом правотворческой инициативы являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для осуществления правотворческой инициативы на собраниях, сходах образуется инициативная группа граждан, которая официально регистрирует инициативу. Затем эта группа собирает определенное количество подписей по установленной законом форме в ее поддержку. Затем инициируемый документ и подписи направляются в орган государственной власти или орган местного самоуправления, который рассматривает инициативу и принимает по ней решение.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение об отказе в регистрации правотворческой инициативы.

  • а) при обнаружении в представленных инициативной группой подписных листах установленного законом числа недействительных и (или) недостоверных подписей;
  • б) если количество действительных и (или) достоверных подписей оказывается менее требуемого законом;
  • в) если нарушены сроки сбора подписей, указанные в регистрационном свидетельстве инициативной группы;
  • г) если подписной лист не соответствует форме, установленной законом.

Отказ в регистрации гражданской законодательной инициативы может быть обжалован в судебном порядке.

Проект, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Добавить комментарий