Правовая основа выборов

Конституционно-правовые основы выборов в РФ

Демократические, свободные, открытые и конкурентные выборы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации — итог длительной эволюции социальных, политических и правовых институтов. В рамках демократического государства выборы обеспечивают конкурентный политический процесс, через который проявляют себя народный суверенитет, подлинное народовластие и гражданское представительство интересов.

Выборы всегда занимают особое место в политической жизни страны, их исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет вперед.

Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.

Порядок выборов регулируется многочисленными нормами, в совокупности составляющими институт выборов — систему норм, регулирующих процесс избрания гражданами кандидатов в представительные органы и на выборные государственные должности.

Конституционно-правовыми основами выборов в РФ являются:

В отличие от предшествующих конституций нашей страны Конституция 1993 г. не содержит главы об избирательном праве и избирательной системе. Если не считать некоторых положений о порядке выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы, органов местного самоуправления, то общей характеристике избирательного права посвящены только ч. 3 ст. 3 и две части ст. 32 Конституции РФ. Часть 3 ст. 3 устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Статья 32 определяет, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Конституция Российской Федерации называет основные принципы российского избирательного права — всеобщие выборы, равное и прямое избирательное право, тайное голосование, свободные выборы. Это сделано лишь по отношению к определенным органам, а в более общем виде они перечислены в законах: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме»; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О выборах Президента Российской Федерации» и др.

Таким образом, очевидно, что Конституция Российской Федерации устанавливает лишь основы российского избирательного права. Тем более важным является детальное урегулирование комплекса вопросов, связанных с проведением избирательных кампаний в Российской Федерации, федеральным законодательством об избирательной системе, с учетом опыта, накопленного в ходе проведения прошедших выборов.

База знаний ЕГЭ Обществознание 9-08-2017, 22:05

Видеоурок:

    Лекция:

    Понятие и принципы избирательного права, типы избирательных систем мы с вами уже проходили при изучении раздела «Политика». При необходимости повторите тему 4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации

    На данном уроке рассмотрим правовые основы избирательного права в РФ. К основным источникам избирательного права относятся Конституция РФ, международные принципы, Федеральные законы, законы субъектов РФ об избирательных правах и т.д.

    Избирательные цензы
    Обеспечение всеобщего избирательного права и свободного волеизъявления граждан на выборах является важной политической задачей государства. Для участия на выборах человеку необходимо иметь гражданство РФ и достичь совершеннолетия. Кроме этих ограничений, избирательное законодательство РФ устанавливает избирательные цензы пассивного избирательного права, то есть права быть избранным:

    • возрастной ценз, депутатом Госдумы РФ может быть только гражданин, достигший 21 года, а Президентом РФ гражданин, достигший 35 лет;
    • ценз оседлости, Президентом РФ может стать только гражданин, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет;
    • языковой ценз установлен в некоторых субъектах РФ (например, в Адыгее или Башкортостане) и требует знания кандидатом основного языка данного субъекта наряду с русским;
    • образовательный ценз установлен в некоторых субъектах РФ (например, в Самарской области) и требует наличия у кандидата высшего образования;
    • ценз судимости установлен в Якутии и требует от кандидата в депутаты законодательного органа отсутствия судимости.

    Правовые основы проведения выборов Президента РФ
    Правовые основы проведения выборов Президента РФ закреплены в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации».
    Президент РФ избирается сроком на 6 лет на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин, достигший 35 лет и не менее 10 лет постоянно проживающий на территории РФ. Гражданин не имеет право быть избранным в Президенты РФ если он:

    • признан судом недееспособным,
    • находится в местах лишения свободы,
    • является гражданином иностранного государство,
    • во второй раз находится в должности Президента РФ.

    Выборы Президента РФ проводятся на территории всей страны, то есть создаётся единый федеральный избирательный округ. Дата выборов Президента РФ назначается Советом Федерации не ранее 100 дней и не позднее 90 дней до дня голосования. Решение о назначении даты выборов официально публикуется в источниках СМИ в течение 5 дней с момента принятия. В случае если Совет Федерации не назначает дату выборов, то это делает Центризбирком РФ. Если же Президент сложил свои полномочия до истечения срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы не позднее 14 дней со дня прекращения полномочий.
    Кандидаты на должность Президента РФ могут выдвигаться от политических партий, но могут быть и самовыдвиженцами. Подготовка и проведение выборов Президента РФ возлагается на избирательные комиссии всех уровней и проводится гласно и открыто. На этапе подготовки и проведения выборов не допускается вмешательство органов законодательной власти и органов местного самоуправления в деятельность избирательных комиссий.
    Финансирование выборов Президента РФ осуществляется за счёт средств Государственного бюджета РФ и избирательных фондов кандидатов.
    Правовые основы проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ
    Правовые основы проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ закреплены в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
    Депутат Государственной Думы РФ избирается сроком на 5 лет на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы РФ может быть избран гражданин, достигший на день голосования 21 года. Гражданин не имеет право быть избранным депутатом по тем же причинам, что и Президентом РФ.
    Выборы депутатов Государственной Думы РФ назначаются Президентом РФ не ранее 110 и не позднее 90 дней до дня голосования. Если Президент РФ не назначает выборы, то эта задача возлагается на Центризбирком РФ. При роспуске Государственной Думы РФ назначаются досрочные выборы. Решение о проведении досрочных выборов также должно быть опубликовано в СМИ в течение 5 дней с момента принятия.
    Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями либо путём самовыдвижения. Выборы депутатов Государственной Думы РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу. Подготовку и проведение выборов, в пределах своей компетенции, осуществляют избирательные комиссии с соблюдением принципа гласности и открытости.
    Граждане, политические партии, общественные организации могут проводить предвыборную агитацию в порядке, установленном законом. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. Финансирование выборов депутатов Государственной Думы РФ осуществляется за счёт средств Государственного бюджета РФ и избирательных фондов кандидатов.
    Правовые основы проведения референдума
    Правовые основы проведения референдума закреплены в Федеральном законе «О референдуме Российской Федерации». Референдум — это всенародное голосование по вопросам государственного значения. На выборах избиратели голосуют за кандидатов, на референдуме голосуют «за» или «против» какого — то вопроса. К примеру, республика Крым вошла в состав РФ по итогам референдума. Законодательством РФ предусмотрены референдумы РФ, референдумы субъектов РФ и местные референдумы.
    Проведение референдума должно соответствовать принципам избирательного права (всеобщее равное прямое и тайное голосование). Участие гражданина в референдуме, так же как и на выборах, является добровольным и свободным.
    Право инициативы проведения референдума принадлежит Конституционному Собранию РФ, в случае вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции. Инициатива проведения референдума принадлежит и гражданам РФ, которые должны сформировать инициативную группу в составе не менее 20 человек и собрать установленное законом количество подписей граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Инициатива подаётся в Администрацию Президента РФ, который должен её рассмотреть и с согласия Конституционного Суда РФ назначить дату референдума.

    ⇐ ПредыдущаяСтр 73 из 92

    Конституция РФ не имеет специальной главы об избирательной системе. Отдельные нормы, касающиеся избирательной системы и избирательного права, в Конституции есть. В частности, в Конституции говорится:

    · «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч. 3 ст. 3);

    · «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ч. 2 ст. 32);

    · «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (ч. 3 ст. 32);

    · «Президент Российской Федерации избирается на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ч. 1 ст. 81);

    · «Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом» (ч. 4 ст. 81);

    · «Государственная Дума избирается сроком на 5 лет» (ч. 1 ст. 96);

    · «Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом»(ч. 2 ст. 96);

    · выборы предусмотрены и как способ осуществления населением местного самоуправления (ч. 2 ст. 130).

    Тем не менее, существует потребность в отдельной главе Конституции об избирательной системе, и предложения об этом регулярно высказываются в конституционно-правовой литературе.

    Вопрос о необходимости федеральных основ избирательной системы и избирательного процесса встал практически сразу после принятия Конституции РФ 1993 г. Во-первых, это было обусловлено нормами самой Конституции: если выборы — высшее непосредственное выражение власти народа, нельзя же отдать это «на откуп» субъектам РФ; к тому же по ст. 71 Конституции регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, а по ст. 72 к совместному ведению Федерации и ее субъектов относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. И все это предполагало принятие актов Федерации по вопросам избирательного права. Во-вторых, необходимость федерального регулирования обусловлена и тем, что при его отсутствии наблюдался сильный разнобой в закреплении институтов избирательной системы и избирательного права на уровне субъектов. Таким образом, федеральное вмешательство настоятельно требовалось для обеспечения как единства подходов, так и прав граждан независимо от того, в каком субъекте РФ они проживают. В-третьих, федеральное законодательство необходимо и для выборов органов государственной власти самой Федерации.

    Итак, первая группа специальных источников избирательного права — федеральные избирательные законы, причем как общего характера, так и по конкретным видам федеральных выборов.

    Говоря об актах общего характера, напомним, что в 1994 г. был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В 1997 г. ему на смену приходит Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    В 2002 г. принимается одноименный новый акт — ныне действующий Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Закон об основных гарантиях избирательных прав). Роль данного Закона исключительно велика.

    Во-первых, он: является главным специальным актом по вопросам избирательной системы и избирательного права; определяет основные гарантии реализации российскими гражданами конституционного права на участие в любых выборах и референдумах, проводимых на территории страны; имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. С нормами данного Закона должны сочетаться иные федеральные акты. Статья 1 Закона гласит, что федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Законом. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить этому Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат данному Федеральному закону, применяются нормы последнего.

    Во-вторых, в том случае, если нет актов избирательного законодательства по конкретным видам выборов или акты устарели и не приведены в соответствие с названным Законом, выборы проводятся на основе данного Федерального закона. Этот Закон допускает (если правовая база субъектов РФ для выборов их органов власти и органов местного самоуправления несовершенна, а норм данного Закона и иных федеральных законов недостаточно) проведение выборов также на основе указов Президента РФ (п. 4 ст. 11).

    Акты специального характера касаются 2 видов федеральных выборов — выборов депутатов Государственной Думы и выборов Президента РФ.

    Первые выборы депутатов Государственной Думы проводились в 1993 г. на основе Положения о выборах депутатов Государственной Думы, утвержденного Президентом РФ в 1993 г. Выборы депутатов Государственной Думы 1995 г. и 1999 г. проводились по федеральным законам соответственно 1995 г. и 1999 г. о выборах депутатов Государственной Думы. В 2002 г. был принят Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы, согласно которому проводились выборы в 2003 г. Поскольку принято радикальное решение о переходе к выборам депутатов Государственной Думы только по партийным спискам, 18 мая 2005 г. принят новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Закон о выборах депутатов Государственной Думы). На его основе проводились очередные выборы в 2007 и 2011 гг. 22.02.2014 г. данный закон был заменён новым одноимённым ФЗ, по которому проводились выборы 2016 года. Напомним, что Конституция допускает роспуск Государственной Думы Президентом РФ, следовательно, в этом случае проводятся внеочередные выборы, назначаемые Президентом РФ.

    Выборы Президента РФ после принятия Конституции РФ 1993 г. проводились в 1996 г. на основе Федерального закона 1996 г. о выборах Президента РФ. В 1999 г. принят новый Федеральный закон о выборах Президента РФ. Выборы проводились в 2000 г. в связи с досрочной отставкой первого Президента РФ.

    В настоящее время действует Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», по которому проводились выборы Президента РФ в 2004, 2008, 2012, 2018 гг.

    Как отмечалось ранее, Совет Федерации у нас не избирается, а формируется. Поэтому Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» не является источником избирательного права.

    Вторая группа источников избирательного права — избирательные законы субъектов РФ. До 2005 г. это могли быть следующие виды актов: законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; законы о выборах высших должностных лиц субъектов РФ — президентов, губернаторов, глав правительств; законы о выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (это могут быть и один общий закон, и 2 самостоятельных закона).

    В связи с введением в декабре 2004 г. порядка, по которому глава исполнительной власти не избирался населением субъекта РФ, а предложенная Президентом РФ кандидатура на должность главы наделялась полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ решением органа законодательной власти субъекта РФ, законы субъектов о выборах главы исполнительной власти были исключены из числа источников избирательного права. С восстановлением в 2012 г. выборности глав исполнительной власти субъектов РФ субъекты стали принимать новые законы о выборах этих лиц, такие законы вновь вошли в круг источников избирательного права.

    В ряде субъектов РФ приняты комплексные акты — избирательные кодексы. На федеральном уровне политики, депутаты и ученые также обсуждают идею принятия избирательного кодекса Российской Федерации.

    Третья группа источников, играющих немаловажную роль в формировании основных позиций избирательного права и избирательного процесса, — это постановления Конституционного Суда РФ. Актов Конституционного Суда РФ по вопросам избирательной системы принято довольно много. В них отражаются как общие моменты, касающиеся любых выборов в нашей стране, так и особенности выборов отдельных уровней — депутатов Государственной Думы, депутатов органов законодательной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц и т. д.

    Четвертая группа источников — нормативные акты (инструкции, методические разъяснения и др.) Центральной избирательной комиссии РФ, а в субъектах РФ — аналогичные документы избирательных комиссий субъектов РФ. Эти акты исключительно важны, особенно в части организационных аспектов выборов, работы избирательных комиссий, документации, отчетности и т. п. На определенном этапе положения подобных документов могут восполнять отсутствие соответствующих норм в избирательных законах, в последующем такие правила становятся содержанием законов. Однако многие текущие моменты выборов, и прежде всего процессуального и так называемого технологического характера, все равно остаются предметом инструктивных документов руководящего уровня избирательных комиссий.

Добавить комментарий