Правовая система понятие и классификация

Стр 1 из 5

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ

Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

1) правосознание;

2) правовая идеология;

3) правовая культура;

4) право;

5) законодательство (религиозные трактаты!);

6) правоотношения;

7) правопорядок;

8) юридическая практика и т. д.

Признаки, характеризующие элементы

структуры правовой системы:

1) неоднородность;

2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

4) отражение состава юридических явлений;

5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

7) функциональная взаимосвязь;

8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.

Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.

Классификация правовых систем:

1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.

Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;

2) правовая семья– это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.

Виды правовых семей:

а) англосаксонская (система общего права);

б) романо–германская (система континентального права);

в) традиционная (система обычного права);

г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);

3) группа правовых систем– группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).

ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ

Правосознание– это совокупность чувств, эмоций, взглядов и иного, в которых выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности.

Структура правосознания:

1) правовая идеология– понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к действующему или желаемому праву;

2) правовая психология– переживания и чувства, которые испытывают люди по отношению к праву.

Признаки:

1) самостоятельность;

2) взаимодействие с религиозными, нравственными, политическими и иными формами;

3) охват всей сферы бессознательного и духовного опыта людей;

4) представление о прошлом, настоящем и будущем права.

Виды:

1) в зависимости от глубины отражения правовой действительности:

а) обыденное,которое формируется стихийно, отражает внешние стороны правовых явлений и выступает в форме правовой психологии;

б) теоретическое,которое отражает внутренние стороны правовых явлений и выступает в абстрактной и систематизированной форме (правовая наука и идеология);

в) профессиональное,которое складывается у юристов в процессе получения ими юридического образования и опыта;

2) в зависимости от субъектов правосознания:

а) общественное;

б) групповое (классовое);

в) индивидуальное. Функции правосознания:

1) познавательная –функция, которая связана с осмыслением правовой действительности и накоплением определенных знаний;

2) оценочная– функция, посредством которой осуществляется сравнение отношений к правовым явлениям и процессам на основе повседневного и научного опыта, сопоставления социальных ценностей;

3) регулятивная– функция, посредством которой определяются ориентиры поведения людей и вырабатываются стереотипы поведения в определенных ситуациях;

4) прогностическая– функция, которая проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы;

5) информационная– функция, посредством которой осуществляется информационное обеспечение людей.

Формы правосознания:

1) правовой инфантилизм– неполноценное ориентирование населения в правовой действительности в связи с недостатком жизненного опыта и незнанием основ действующего законодательства;

2) правовой идеализм– переоценка возможностей права;

3) правовой нигилизм– отрицательное отношение к праву;

4) перерожденное правосознание– негативное отношение к праву, которое вызывает осознанные противоправные поступки.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права.

Правовое воспитание формирует у населения государства чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулируя этим правовую активность отдельной личности, которая предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Характер правового воспитания системный.

Основные элементы правового воспитания:

1) субъекты– государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане;

2) объекты– отдельные личности, социальные и иные группы населения государства;

3) – передача юридического опыта общества, которая выражается в приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации и т. п.;

4) методы воспитания– различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население:

а) убеждение;

б) принуждение;

в) личный пример;

г) поощрение;

д) наказание и т. д.;

5) формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуе–мого (население государства). Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы:

1) правовое обучение– передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;

2) правовая пропаганда– распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио и др.);

3) правовое просвещение;

4) юридическая практика– передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности, и т. д.;

5) самовоспитание– обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием, а также собственным анализом правовых явлений.

Виды форм правового воспитания:

1) письменная форма– правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы и т. д.;

2) устная форма– правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями и т. д.

ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА

Правовой порядок– система упорядоченных легитимным правом и гарантированных государством общественных отношений и связей, которые обеспечивают в государстве устойчивое функционирование гражданского общества.

Признаки правового порядка:

1) установление только на основе правовых норм;

2) охват общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации;

3) охрана и обеспечение государственно–правовыми мерами;

4) основа общественного порядка;

5) устойчивость, системность, детальная определенность.

Правовой порядок– это отражение государственной власти, формы ее организации, структуры и полномочий государственных органов.

В основе правового порядка лежат:

1) социальная нормативность, т. е. объективные законы развития общества;

2) правовая нормативность, т. е. функционирование государства, правовая деятельность.

Виды содержания правового порядка:

1) материальное,состоящее из закономерностей возникновения, функционирования и развития правового порядка, а также объективных потребностей в упорядочении общественных процессов;

2) государственно–волевое,представляющее собой результат взаимодействия государственной воли и интересов всех участников правового порядка;

3) юридическое,состоящее из результатов реализации прав и законности, а также

системы правовых отношений, субъективных прав и юридических обязанностей.

Элементы, входящие в структуру правового порядка:

1) правовая структура, которая закрепляется в законодательстве;

2) правовые отношения и правовые связи субъектов правоотношений;

3) упорядоченность, регламентация – атрибутивные элементы.

Гарантии правопорядка– это совокупность условий и средств, которые обеспечивают поддержку в государстве надлежащего правового порядка.

Гарантии правопорядка:

1) экономические– гарантии, устанавливающие в правовых актах многообразие собственности, экономическую свободу, организованность материальной жизни общества;

2) политические– гарантии, устанавливающие демократию в государственном и общественном строе, а также способность общества влиять на содержание политических решений;

3) общественные– гарантии, включающие в себя совокупность общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от законности;

4) идеологические– гарантии, состоящие в верховенстве гуманистической идеологии, на основе которой развиваются духовная жизнь общества и идейное воспитание граждан;

5) юридические– гарантии, включающие систему специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, а также деятельность правоприменительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДИСЦИПЛИНЫ. СООТНОШЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ С ЗАКОННОСТЬЮ, ПРАВОПОРЯДКОМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОРЯДКОМ

Дисциплина– это совокупность требований, которые отвечают сложившимся в обществе социальным нормам и предъявляются к поведению людей на основе интересов общества.

Виды дисциплины:

1) государственная– это дисциплина, которая связана с выполнением требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим;

2) воинская– это дисциплина, которая возникает по поводу соблюдения военнослужащими правил, установленных законами, уставами и приказами;

3) трудовая– это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ и регулируется нормами трудового законодательства;

4) финансовая– это дисциплина, которая устанавливается по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний;

5) технологическая– это дисциплина, которая возникает в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний;

6) договорная– это дисциплина, которая возникает при соблюдении субъектами правоотношений, предусмотренных в договорах обязательств.

Нормы, регламентирующие дисциплину:

1) правовые;

2) организационные;

3) политические;

4) социальные;

5) нормы морали и т. д.

Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.

1. Дисциплина и законностьпредставляют собой схожие во многом явления правовой деятельности, так как дисциплина – это совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – это совокупность строгих и неукоснительных требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, предприятия, учреждения, граждане единообразно понимают и соблюдают без всяких исключений при применении законодательства. В отличие от законности дисциплина связана непосредственно только с трудовой деятельностью, проникая в производственные отношения и придавая им стабильность и направленность. Результат дисциплины – общественный порядок, а результат законности – правопорядок.

2. Правопорядок– это часть дисциплины, выраженная в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины направлено на регулирование правомерного поведения, а также свободного и непринуждаемого воплощения субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.

3. Дисциплинаявляется составной частью общественного порядка, который представляет собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых не только нормами права, но и нормами морали, обычаями, традициями.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Юридические процедуры– это система последовательных юридически значимых действий, которые осуществляются определенными субъектами правоотношений с использованием ими допустимых законом средств по организации и оформлению надлежащего осуществления норм права.

Признаки:

1) достаточность и оптимальность,которые являются необходимыми для достижения планируемого результата, так как недостаточность приводит к несогласованности в поведении участников, нарушению их прав, недостижению цели правового регулирования;

2) законность,т. е. юридическая процедура должна отвечать требованиям законодательства и не должна противоречить правовым актам большей юридической силы, изменять содержание основных форм, реализацию которых она обеспечивает;

3) синхронность и согласованность,которым юридическая процедура должна отвечать по отношению к основным нормам;

4) доступность и простота,т. е. информирование участников о содержании юридической процедуры и предоставление возможности выполнения ее требований.

Признаки, характеризующие социальную значимость юридических процедур:

1) стимулирование повышения эффективности управления;

2) стимулирование целесообразного достижения запланированных результатов;

3) регулирование дисциплины между участниками процедуры;

4) установление согласованности и предсказуемости юридическим значимых действий участников процедуры;

5) облегчение контроля над деятельностью должностных лиц;

6) установление повышенной ответственности должностных лиц;

7) обеспечение оперативности и своевременности совершения социально значимых действий;

8) своеобразные гарантии обеспечения прав и свобод личности, а также выработки законных, обоснованных и справедливых решений.

Специфические черты:

1) обладают государственно–властным характером, так как соблюдение юридических процедур является обязательным для всех участников под страхом наказания и использования в отношении их самозащиты;

2) установление посредством правовых норм и юридических актов;

3) установление в виде определенных моделей и программ поведения, которые направлены на достижение конкретного желаемого правового результата;

4) зависимость результата юридической процедуры от моделей и программ поведения;

5) выражение в последовательном совершении этапных юридически значимых действий и использовании юридических средств;

6) наличие вспомогательного характера, который связан с обеспечением надлежащей реализации норм как материального, так и процессуального права;

7) с помощью юридических процедур осуществляются основные регулятивные и охранительные правоотношения.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ

Юридический процесс– система последовательных процедур, которые оформлены юридическими актами и обеспечивают как реализацию норм материального права, так и комплексное регулирование в наиболее значимой сфере общественной жизни.

Признаки юридического процесса:

1) наличие властного характера;

2) урегулирование процессуальными нормами;

3) направленность на принятие юридических решений общего и индивидуального характера;

4) наличие характера сложной, длящейся по времени деятельности, которая состоит из строго последовательных процессуальных стадий;

5) осуществление в пользу заинтересованных субъектов права;

6) обеспечение соответствующими способами юридической техники;

7) закрепление в официальных правовых актах.

Виды юридического процесса:

1) в зависимости от природы принимаемых решений:

а) правотворческий – процесс, в ходе которого принимаются нормативные правовые акты;

б) правоприменительный – процесс, в ходе которого принимаются правоприменительные акты и реализуются нормы права;

в) праворазъяснительный – процесс, в ходе которого с целью реализации правовых норм принимаются интерпретационные акты;

2) в зависимости от предмета правового регулирования:

а) гражданский;

б) уголовный;

в) конституционный;

г) административный;

д) арбитражный.

Стадия юридического процесса – это совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий.

Стадии гражданского процесса:

1) производство в суде первой инстанции;

2) производство в суде второй инстанции:

а) производство в апелляционной инстанции;

б) производство в кассационной инстанции;

в) производство в надзорной инстанции;

г) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу;

3) производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

4) производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.

Стадии уголовного процесса:

1) возбуждение дела;

2) предварительное расследование;

3) производство в суде первой инстанции;

4) производство в суде второй инстанции:

а) производство в апелляционной инстанции;

б) производство в кассационной инстанции;

5) исполнение приговора;

6) производство в надзорной инстанции;

7) возобновление производства по уголовному делу из–за новых или вновь открывшихся обстоятельств.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ

Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

1) правосознание;

2) правовая идеология;

3) правовая культура;

4) право;

5) законодательство (религиозные трактаты!);

6) правоотношения;

7) правопорядок;

8) юридическая практика и т. д.

Правовая система – это целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.

Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую.

Таким образом, под правовой семьей понимается определенная совокупность национальных систем права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, принципов правового регулирования, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

К вопросу о типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии — идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т.д. Юридическая типология позволяет учитывать конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

При классификации основных правовых систем современности учитываются следующие группы факторов: исторический генезис правовых систем; система источников права; структура правовой системы — ведущие правовые институты и отрасли права.

В научной литературе принято выделять следующие основные правовые системы:

— англосаксонскую (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);

— романо-германскую (страны континентальной Европы);

— мусульманскую;

— социалистическую;

— индусскую.

систем изменяются со скоростью, сопоставимой со скоростью разработки и апробации методик. Кроме того любая программа может содержать ошибки. В связи с чем существует мнение, что «какая-либо сертификация экспертных программ «на степень корректности» невозможна» . Поэтому, на наш взгляд, среди методик проведения компьютерно-технической экспертизы не может быть жестких, универсальных методик, возможны лишь только общие правила исследования цифровой информации с возможным перечнем рекомендованного инструментария из множества доступных экспертных программы, у которых вероятность критических ошибок минимальна.

Нам представляется, что проблема использования цифровой информации как источника доказательств в уголовном судопроизводстве в настоящее время все более актуализируется и, несомненно, требует дальнейших углубленных исследований как с позиции теории судебного доказывания, так и криминалистики.

4. Иванов Н.А.Применение специальных познаний при проверке «цифрового алиби» // Информационное право. — 2006. — N 4.

5. Зуев С.В. Электронное копирование информации -регламентация в УПК // Законность. — 2013. — № 8. — С. 22 — 23.

6. Материалы сайта юридические вести. -http://juranalytic.ru

8. Федотов Н.Н. Приемлемые и неприемлемые средства и методы исследования компьютерной информации // Тезисы доклада на IX Международной научно-практической конференции «Computer Forensics: Расследование компьютерных происшествий. Восстановление и уничтожение информации». — Украина, 2009

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

Лобунько Светлана Игоревна Студентка Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск

Неотъемлемым элементом любого общества, его истории и культуры является правовая система. Правовая система страны складывается из целого набора правовых систем (принятых в данном обществе традиций и норм обычного права, писанного законодательства, особенностей социальных взаимоотношений), лежащих в основе ценностей и целей, разделяемых всеми членами общества, определяющих распределение ролей и функций между государственными и правовыми институтами .

Правовая система представляет сложное и многогранное социальное образование, которое постоянно испытывает на себе влияние различного рода общеполитических и общегражданских противоречий объективного и субъективного плана. Однако развитие правовой системы детерминировано прежде всего ее собственными диалектическими противоречиями, которые можно подразделить па внутренние и внешние.

Главное внутреннее противоречие правовой системы любого общества, как отмечает З.К. Аюпова, состоит в том, что она содержит в себе одновременно естественные и искусственные начала, связанные с человеком и государством. При этом к числу внутренних противоречий автор относит свойственное всякой правовой системе противоречие между юридическими нормами как шаблоном, применяемым к людям, и индивидуальными особенностями этих людей, а также сложившихся для них жизненных ситуаций. Внутренними для правовой системы являются противоречия между объективностью и субъективностью в праве; между тенденциями к унификации правовых норм и необходимостью учета отраслевых и местных особенностей; между дифференциацией законодательства и его интеграцией .

Разрешение внутренних противоречий в правовых системах зависит от уровня развития экономики, политики и культуры общества; разрешаясь, оно каждый раз возрождается в новом качестве. От того, насколько полно и точно учтены государством естественно-правовые начала в правотворческой деятельности, насколько адекватно выражена в правовых установлениях воля народа, зависит характеристика правовой системы как справедливой или несправедливой, демократической или антидемократической.

В современном мире существуют различные правовые системы, отражающие особенности цивилизаций, стран, народов. В основу классификаций правовых систем положены разнообразные критерии: общность источников права, единство терминологии, правовые традиции, правовая идеология, правовая культура, правовые принципы, общность возникновения и дальнейшего развития и др. Остановимся подробнее на некоторых видах классификации правовых систем.

Французский компаративист Р. Давид предложил классификацию, в основе которой лежат два критерия:

1) идеология, которая включает религиозные, философские, экономические, социальные и политические факторы;

2) юридическая техника, которая опирается на источники права.

С учетом этих критериев Р. Давид выделял три основные правовые системы: романо-германскую, общего права и социалистическую. Вместе с тем, отмечал он, «рассмотренные правовые системы (в каждой из них немало подвидов) являются, несомненно, основными в современном мире», но «правовая карта современного мира,

если она хочет быть реалистичной», не может обойти вниманием и «незападные страны», это «страны мусульманского, индейского и иудейского права», а также «страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара».

Немецкий ученый К. Цвайгерт классификацию существующих правовых систем проводит на основе такого критерия, как «правовой стиль». Факторами, которые определяют стиль в рамках теории правовых систем, являются:

1) историческое происхождение и развитие правовой системы;

2) господствующая доктрина юридической мысли и ее специфика;

3) выделяющиеся своим своеобразием правовые институты;

4) правовые источники и методы их толкования;

5) идеологические факторы.

На основе этого автор выделял восемь правовых кругов: романский, германский, скандинавский, общего права, дальневосточный, социалистический, право ислама и индусское право.

Американские ученые Дж. Мэрримен и М. Кларк в современном мире выделили следующие правовые системы: цивильное право, общее право, социалистическое право, а также группу, включающую все остальные правовые системы (исламское, индусское, иудейское, корейское, японское право и обычное право Африки). В основе данной классификации в качестве критерия авторы выделяют правовые традиции.

Профессор Ю.А. Тихомиров выделяет континентальную (романо-германскую) правовую систему, систему общего права, социалистическое право, правовые системы религиозно-нравственной ориентации, систему североевропейского права, латиноамериканское право и «кочующее» право.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Х. Бехруз на основе общецивилизационных критериев, отражающих идеологические, политические, религиозные, культурные особенности формирования и развития общества и оказывающих влияние на процесс формирования, развития и функционирования правовых систем и правовых критериев, включающих правовые традиции, правопонимание, систему источников права, особенности происхождения и эволюцию различных правовых систем, структуру права, юридическую технику выделил следующие правовые системы:

1) система традиционного права (обычного права);

2) система традиционно-этического права (дальневосточное право);

3) система религиозного права (иудейское, индусское и исламское право);

4) система законодательного права (романо-герман-ская правовая система);

5) система прецедентного права (общего права);

6) система смешанного права (латиноамериканская правовая система и скандинавская правовая система .

Несмотря на существующее многообразие классификаций правовых систем, большинство специалистов выделяют три типа правовых систем:

— романо-германскую;

— англосаксонскую;

— религиозную.

Рассмотрим более подробно представленные правовые системы и их отличительные особенности.

В состав романо-германской правовой системы входят правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе соединения римских, канонических и

местных традиций (Франция, Германия, Испания, Швеция и др.).

Во всех странах указанной правовой системы юридическая наука признает деление права на публичное и частное, выделяет отрасли и институты права. Помимо вышеуказанных особенностей для стран романо-герман-ской правовой системы характерны: абстрактный характер норм права, специфика подготовки юридических кадров, выраженная в глубокой теоретической подготовке с последующим получением практических навыков, сходство в методах работы юристов, приоритет материального права и некоторые другие черты.

В систему источников романо-германского права входят нормативные правовые акты, обычаи, общие принципы права, правовая доктрина. Закон играет важную роль в формировании всей правовой системы и рассматривается широко — как нормативный правовой акт, исходящий от законодательного, а в некоторых странах и от исполнительного органа, обладающего законотворческими полномочиями.

Все законы, действующие в странах романо-гер-манской правовой системы, представлены в виде иерархической системы. Верхнюю ступень этой системы занимает писаная конституция (или конституционные законы), которая обладает высшей юридической силой и составляет основу для всего законодательства, далее следуют кодексы и текущее законодательство. Кодексы в странах ро-мано-германской правовой системы представляют собой нормативные правовые акты, которые, объединяют в систематизированном виде нормы, относящиеся к определенной отрасли права .

В состав англосаксонской правовой системы входят Великобритания и страны, которые исторически входили в британскую колониальную систему (США, Австралия, Канада и др.).

Выделяют следующие признаки англосаксонской правовой системы:

— основным источником права выступает судебный прецедент;

— ведущая роль в формировании права отводится суду, который занимает особое положение в системе государственных органов;

— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

— нет кодифицированных отраслей права;

— отсутствует классическое деление права на частное и публичное .

Для религиозной правовой системы характерны следующие признаки:

— главный творец права — Бог (Аллах), а не общество и государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и строго соблюдать;

— источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме, Киясе, распространяющиеся на мусульман; либо Шастрах, Ведах, законах Ману — действующих в отношении индусов;

— тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

— отсутствует деление права на частное и публичное;

— судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение принципов правового государства неотделимо от эффективного правового регулирования общественных отношений, основой которого являются единство и непротиворечивость правовой системы, строгая соподчиненность и взаимодействие различных источников права, соответствие правовых явлений объективным потребностям общества.

Итак, теоретический анализ правовых систем современности свидетельствует о том, что в мире функционируют противоречивые правовые системы. Отсутствие юридических механизмов, призванных обеспечить единство правовых систем оборачивается значительными социальными издержками для общества в целом. На наш взгляд, унификация правового пространства способствует более удобному и эффективному сотрудничеству между

государствами. Благодаря этому процессу разрабатываются и вводятся в действие единообразные в применении и общеобязательные для всех участников юридические правила и нормы, которые позволят национальным правовым системам взаимодействовать друг с другом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аюпова З. К., Структура и функции правовой системы /З. К. Аюпова.//Современное право. -2005. -№ 10. — С.44-50.

2. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А., Теория государства и права: Учебное пособие. — М.: РАП, 2011. — 226с.

3. Давыдов Я.В., Теория государства и права. Системный курс. — М.: А-Приор, 2011. — 144с.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА КАК СУЩНОСТНЫЙ ПРИЗНАК ЕГО ПРИЗНАНИЯ

Маркарян Лилит Владимировна,

Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Пермского института экономики и финансов, г.Пермь

Большинство исследователей определяют признание права через родовое понятие подтверждение (констатация) права.

На определение сущности признания права как способа защиты жилищных прав большое влияние оказывает гражданско-процессуальная доктрина о классификации исков.

В.М. Гордон писал, что «иски о признании — не что иное, как иски о судебном подтверждении гражданского правоотношения» . Его мнение разделял и М.А. Гурвич, отмечавший, что «иском о признании истец добивается подтверждения, т.е. установления определенности, правоотношений в случае оспаривания их существования или содержания, либо объема, в частности, их количественной стороны» .

Однако возникает вопрос о сущности такого подтверждения: оно носит лишь правоконстатирующий или правообразующий характер. Другими словами, может ли иск о признании права лишь подтверждать уже существующее право или порождать новое жилищное право?

В гражданском процессе выделяют установитель-ные (о констатации) и преобразовательные (о создании) иски, т.е. иски, порождающие субъективное право, которого до вынесения судебного решения у лица не было.

Е.В. Васьковский писал, что преобразовательные иски направлены на создание, изменение и прекращение юридических оснований. Они допускаются только в тех случаях, когда это специально разрешено законом. Их сущность состоит в том, чтобы суд создавал новые правоотношения или изменял их либо уничтожал уже существующие .

По мнению Ю.Н. Андреева «в предусмотренных законом случаях суд может не только констатировать наличие права у того или иного субъекта права, но и конституировать то или иное субъективное гражданское право как существующее (принадлежащее) тому или иному субъекту на основе соответствующих юридических фактов и доказательств. Решение суда создает (оформляет) право, которое до того либо не существовало у субъекта-претендента, либо находилось в неясном состоянии» .

Такой подход заставляет расширять понятие исков о признании, включая в них и констатирующие и конституирующие требования: если истец констатирует существующее право на жилое помещение, то он предъявляет требование о признании права в узком смысле, если ему необходимо создать новое право на жилое помещение в предусмотренных законом случаях, то предъявляется иск о признании права в широком смысле.

Наряду с установительными и преобразовательными исками выделяют иски о присуждении. В отличие от первых двух, сложности с отграничением исков о признании от исков о присуждении не возникает: «Судебное решение по искам о признании не ведет к действиям по принудительному исполнению, так как в нем нет указаний на присуждение чего-либо истцу. Решением ответчик лишается того спорного права, которое он себе незаконно присвоил и которое ему на самом деле не принадлежит» . На судебные решения о признании права не выдается исполнительный лист.

Представляется важным также показать соотношение процессуально-правового требования о признании права с материально-правовым способом защиты в виде признания жилищного права.

Установительные иски разграничиваются на положительные (позитивные — направлены на установление

Добавить комментарий