Учебник по логике для вузов

О книге «Логика 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров»

Учебник написан живым и доступным языком. Серьезное и глубокое теоретическое изложение фундаментальных логических теорий, законов, понятий иллюстрируется автором профессиональным логиком-методистом конкретными примерами из «реальной жизни», веселыми и поучительными историями, юмористическими текстами из фольклора. Ярко выраженный интерактивный характер учебника призван служить главным педагогическим целям автора развитию у обучаемых творческого, нестандартного мышления, повышению их общекультурного уровня. Эксклюзивность концептуального подхода, а также определенной части материала, большое количество иллюстраций, ориентация на практическое применение логического знания делают этот учебник неповторимым в своем роде.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Логика 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров» Кирилл Авенирович Михайлов бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Учебник для студентов юридических вузов и факультетов

К читателю

Вводный раздел. Логика как наука Глава I. Предмет логики 1. Специфика логики как науки 2. Мышление как объект логики 3. Содержание и форма мышления 4. Связь мыслей. Закон мышления 5. Истинность и правильность мышления Глава II. История логики (краткий очерк) 1. Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики 2. Создание символической логики 3. Становление диалектической логики Глава III. Значение логики 1. Социальное назначение и основные функции логики 2. Роль логики в формировании логической культуры человека 3. Значение логики для юристов Раздел первый. Понятие Глава I. Общая характеристика понятия 1. Понятие и предмет 2. Понятие и слово Глава II. Виды понятий 1. Виды понятий по их содержанию 2. Виды понятий по их объему Глава III. Отношения между понятиями 1. Отношения между понятиями по их содержанию 2. Отношения между понятиями по их объему Глава IV. Логические операции с понятиями 1. Определение 2. Деление 3. Обобщение и ограничение понятий Раздел второй. Суждение Глава I. Общая характеристика суждения 1. Суждение и связь (отношение) предметов 2. Суждение и предложение Глава II. Классификация суждений 1. Простые суждения 2. Сложные суждения Глава III. Отношения между суждениями 1. Отношения между простыми суждениями 2. Отношения между сложными суждениями Глава IV. Логические операции с суждениями 1. Преобразование суждений 2. Отрицание суждений Раздел третий. Умозаключение Глава I. Общая характеристика умозаключения 1. Умозаключение и взаимосвязь (взаимоотношение) предметов 2. Умозаключение и связь предложений 3. Типология умозаключений Глава II. Дедукция. Непосредственные умозаключения 1. Непосредственные умозаключения из простых суждений 2. Непосредственные умозаключения из сложных суждений Глава III. Дедукция. Опосредованные умозаключения из простых суждений 1. Простой категорический силлогизм 2. Сложный категорический силлогизм 3. Несиллогистические дедуктивные опосредованные умозаключения (из суждений об отношениях) Глава IV. Дедукция. Опосредованные умозаключения из сложных суждений 1. Условное умозаключение 2. Разделительное умозаключение Глава V. Индукция 1. Природа, роль и структура индукции 2. Полная индукция 3. Неполная индукция 4. Методы индуктивного исследования 5. Основные ошибки в индуктивных умозаключениях Глава VI. Традукция (аналогия) 1. Сущность и назначение аналогии, ее структура 2. Виды аналогии Раздел четвертый. Доказательство (логические основы аргументации) Глава I. Общая характеристика доказательства 1. Доказательство и всеобщая обусловленность предметов 2. Структура доказательства Глава II. Виды доказательства 1. Доказательство и опровержение 2. Прямые и косвенные доказательства Глава III. Правила доказательства. Ошибки в доказательстве 1. Правила доказательства 2. Ошибки в доказательстве Раздел пятый. Теория Глава I. Теория как особая форма мышления 1. Общая характеристика теории 2. Типы теорий 3. Логические отношения между теориями 4. Логические операции с теориями Глава II. Формы развития научного знания 1. Факт 2. Проблема 3. Гипотеза 4. Взаимодействие форм развития научного знания Раздел шестой. Основные законы мышления Глава I. Основные формально-логические законы 1. Закон тождества 2. Закон противоречия 3. Закон исключенного третьего 4. Закон достаточного основания Глава II. Соотношение законов формальной и диалектической логики 1. Сфера действия диалектических законов мышления 2. Действие формально-логических законов мышления в обобщенной форме Вместо заключения. Уроки логики Приложение. Практические задания. Введение Список сокращений Раздел первый. Понятие Глава I. Понятие как форма мышления 1. Понятие и предмет Происхождение и сущность понятия Способы образования понятия Структура понятия 2. Понятие и слово Слово (словосочетание) как средство выражения и закрепления понятия Слова – синонимы Глава II. Виды понятий 1. Виды понятий по их содержанию Конкретные и абстрактные понятия Положительные и отрицательные понятия Собирательные и несобирательные понятия Соотносительные и безотносительные понятия 2. Виды понятий по их объему Пустые и непустые понятия Общие и единичные понятия Глава III. Отношения между понятиями 1. Отношения между понятиями по их содержанию Сравнимые и несравнимые понятия 2. Отношения между понятиями по их объему 2. Подыщите примеры совместимых и несовместимых понятий. Совместимые понятия Несовместимые понятия Глава IV. Логические операции с понятиями 1. Определение Определение и сходные с ним операции Структура и функции определения Виды определений Правила определения. Ошибки в определении 2. Деление Деление и расчленение Роль и функции деления Структура деления Виды деления Правила деления. Ошибки в делении 3. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятий Ограничение понятий Раздел второй. Суждение Глава I. Суждение как форма мышления 1. Суждение и связь (отношение) предметов 2. Суждение и предложение 3. Структура суждений Глава II. Классификация суждений 1. Виды простых суждений Виды суждений по характеру связки (по качеству) Виды суждений по характеру субъекта (по количеству) Объединенная классификация суждений по количеству и качеству Распределенность терминов в суждениях Виды суждений по характеру предиката Виды суждений по характеру отношения между субъектом и предикатом (по модальности) 2. Сложные суждения и их виды Структура сложного суждения Виды сложных суждений Глава III. Отношения между суждениями 1. Отношения между простыми суждениями Сравнимые и несравнимые атрибутивные суждения Совместимые и несовместимые суждения Отношения между реляционными суждениями 2. Отношения между сложными суждениями Сравнимые и несравнимые сложные суждения Совместимые и несовместимые суждения Глава IV. Логические операции с суждениями 1. Преобразование суждений Преобразование простых атрибутивных суждений Обращение суждения Превращение суждений Противопоставление предикату суждения Преобразование простых реляционных суждений. Обращение Превращение реляционных суждений Преобразование сложных суждений 2. Отрицание суждений Отрицание простых суждений Отрицание сложных суждений Раздел третий. Умозаключение Глава I. Умозаключение как форма мышления 1. Умозаключение и взаимосвязь (взаимоотношение) предметов 2. Умозаключение и связь предложений Глава II. Дедукция. Непосредственные умозаключения 1. Непосредственные умозаключения из простых суждений Непосредственные умозаключения через преобразование суждений Непосредственные умозаключения через отношение суждений (в «логическом квадрате») 2. Непосредственные умозаключения из сложных суждений Глава III. Дедукция. Опосредованные умозаключения из простых суждений 1. Простой категорический силлогизм Структура простого категорического силлогизма Общие правила простого категорического силлогизма Фигуры и модусы простого категорического силлогизма Специальные правила фигур простого категорического силлогизма Сокращенный простой категорический силлогизм (энтимема) 2. Сложный категорический силлогизм Глава IV. Дедукция. Опосредованные умозаключения из сложных суждений 1. Условные умозаключения Условно-категорические умозаключения Чисто-условное умозаключение 2. Разделительные умозаключения Разделительно-категорические умозаключения Условно-разделительные умозаключения Чисто-разделительные умозаключения Глава V. Индукция 1. Индукция как тип умозаключения 2. Виды индукции 3. Основные ошибки в индуктивных умозаключениях Глава VI. Традукция (аналогия) 1. Традукция (аналогия) как тип умозаключения 2. Виды аналогии 3. Условия состоятельности выводов по аналогии Раздел четвертый. Доказательство Глава I. Доказательство как форма мышления 1. Доказательство и всеобщая обусловленность предметов 2. Структура доказательства Глава II. Виды доказательства Глава III. Правила доказательства. Ошибки в доказательстве Раздел пятый. Основные законы мышления Глава I. Основные формально-логические законы 1. Логический закон как форма связи между мыслями 2. Требования, вытекающие из основных формально-логических законов, и логические ошибки, связанные с их нарушением Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической

В основу учебника положены лекции, прочитанные автором – Е.А. Ивановым, доктором философских наук, профессором – в Академии труда и социальных отношений, а также в Российской таможенной академии.

Излагается общая логика, вводятся элементы символической (математической) и диалектической логики.

Освещаются основные положения логики, которые необходимо знать будущим юристам. Иллюстративный материал подобран с учетом специфики юридической аудитории.

Дается приложение «Практические задания» – для семинарских занятий и самостоятельной работы над учебным материалом.

3-е издание дополнено новым разделом «Теория», где раскрыты сущность и специфика теории как особой формы мышления и освещены формы развития научного знания: факт, проблема, гипотеза (в том числе судебно-следственная версия).

Весь учебный материал приведен в полное соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и переработан в соответствии с действующим российским законодательством.

Для студентов юридических вузов и факультетов.

Славной моей дочери Марине, родившейся дважды, с любовью посвящаю. Автор

К читателю

Логика – одна из обязательных учебных дисциплин во всех юридических вузах страны, а также на юридических факультетах университетов и академий.

Необходимость изучения логики будущими юристами обусловлена тем, что вся правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность в обществе связана с самыми насущными потребностями и интересами масс людей, а нередко и с их судьбами. Поэтому здесь требуется особая точность мышления. Даже малейшая логическая ошибка чревата серьезными негативными, а иногда и драматическими или даже трагическими последствиями.

Вспомним классический литературный пример с Катюшей Масловой из романа Л.Толстого «Воскресение». В связи с убийством (отравлением) купца Смелькова Маслова была приговорена к каторжным работам. И сделано это вследствие не только судебной, но и логической ошибки. Присяжные желали оправдать Маслову, однако в решении записали: «Виновна, но без умысла ограбления». И никто не догадался добавить к ответу: «и без намерения лишить жизни». Получилась явная нелогичность: не грабила, не воровала, а убила бесцельно, отравила. Председатель суда хотел разъяснить присяжным, что их ответ: «Да, виновна», без отрицания умысла убийства, утверждает убийство с умыслом, но, торопясь кончить дело, не сделал этого. В результате жизнь молодой женщины была загублена.

А вот другой пример – уже из самой нашей непростой жизни. Некоторое время назад страна была буквально потрясена серией страшных преступлений ростовского маньяка А. Чикатило (его имя позднее стало даже нарицательным). Он совершил убийства на сексуальной почве нескольких десятков женщин и даже девочек! Но прежде чем насильник и убийца был пойман и осужден на смертную казнь, в результате не только судебной, но и логической ошибки вместо него за убийство девочки был приговорен к высшей мере наказания и незаслуженно расстрелян другой человек – А. Кравченко.

Какое же поистине колоссальное значение приобретает логическая точность мышления, если речь заходит о решении судеб больших масс людей! В этой связи приведем еще один, весьма впечатляющий пример. В 1992 г. на протяжении нескольких месяцев в Конституционном Суде Российской Федерации рассматривались вопрос о конституционности указов Президента России Б. Ельцина относительно КПСС и сопутствующий ему вопрос о конституционности самой партии. Главное, конечно, заключалось в исчерпывающей и точной юридической оценке существа дела. Но и от логической безупречности юридических доказательств спорящих сторон в огромной степени зависело, будет ли справедливым решение суда. Нечего и говорить, что от этого решения, в свою очередь, зависели судьбы миллионов коммунистов и даже судьбы их семей. В известной степени от него зависела и судьба демократии в стране. К чести Конституционного Суда Российской Федерации, он принял тогда единственно верное решение.

В учебнике предпринята попытка выделить главное, что требуется знать впервые приступающему к изучению логики, особенно будущему юристу. Этим обусловлен и подбор иллюстративного материала. В то же время из-за ограниченного объема учебника многие частности сознательно опущены.

Из педагогических соображений здесь излагается в основном так называемая общая логика (традиционная, или аристотелевская) и вводятся лишь элементы символической (математической) и диалектической логики.

Автор стремился к известной полноте изложения поставленных проблем и в то же время к его максимальной краткости. Вот почему девизом избрано латинское выражение «Sapient! sat» («Умному достаточно»).

Что же и составляет величие человека, как не мысль?

А. Пушкин

В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом для юридических вузов, учтены особенности преподавания курса логики студентам высших юридических учебных заведений. Использованы материалы из области правовых наук, показано значение логических законов, приемов и операций в работе юриста. Даны литература, предметный указатель и перечень логических символов.

Данное издание является шестым, переработанным и дополненным.

Учебник может быть использован не только студентами-юристами, но также студентами других гуманитарных специальностей.

Введение

Глава I ЛОГИКА КАК НАУКА

§ 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ

§ 2. ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ И ЗАКОНЕ МЫШЛЕНИЯ

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ

§ 4. ЛОГИКА И ЯЗЫК

§ 5. ИСТОРИЯ ЛОГИКИ (КРАТКИЙ ОЧЕРК)

Глава II ПОНЯТИЕ

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

§ 2. ПОНЯТИЕ И СЛОВО

§ 3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

Глава III ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ

§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

§ 3. ДЕЛЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ

§ 4. ОПЕРАЦИИ С КЛАССАМИ

Глава IV ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ 2. ВИДЫ И СОСТАВ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ

§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ

§ 4. ВЫДЕЛЯЮЩИЕ И ИСКЛЮЧАЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ

§ 5. РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИЯХ

§ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОСТЫМИ СУЖДЕНИЯМИ

Глава V СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 1. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 2. УСЛОВНЫЕ И ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 3. КОМБИНИРОВАННЫЕ СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОЖНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ

Глава VI МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОДАЛЬНОСТИ

§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

§ 3. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

§ 4. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

Глава VII ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ

§ 1. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

§ 2. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

§ 3. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ

§ 4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СУЖДЕНИЙ С ОТНОШЕНИЯМИ

Глава VIII ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. СОКРАЩЕННЫЕ И СЛОЖНЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ

§ 1. ЧИСТО УСЛОВНОЕ И УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

§ 2. РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ 3. УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ 4. СОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА)

§ 5. СЛОЖНЫЕ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ

Глава IX ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДУКТИВНЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИИ

§ 2. ПОПУЛЯРНАЯ ИНДУКЦИЯ

§ 3. НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ

§ 4. МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ИНДУКЦИИ

§ 5. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ

Глава X УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ

§ 1. ПОНЯТИЕ АНАЛОГИИ

§ 2. ВИДЫ АНАЛОГИИ

§ 3. УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЫВОДОВ ПО АНАЛОГИИ

§ 4. РОЛЬ АНАЛОГИИ В НАУКЕ И ПРАВОВОМ ПРОЦЕССЕ

Глава XI АРГУМЕНТАЦИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ)

§ 1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И АРГУМЕНТАЦИЯ

§ 2. СОСТАВ АРГУМЕНТАЦИИ: СУБЪЕКТЫ, СТРУКТУРА

§ 3. СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ: ОБОСНОВАНИЕ И КРИТИКА

§ 4. ПРАВИЛА И ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ

§ 5. ПОЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ

Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

§ 1. ПОНЯТИЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА

§ 2. ВИДЫ ВОПРОСОВ

§ 3. ВИДЫ ОТВЕТОВ

Глава XIII ГИПОТЕЗА

§ 1. ПОНЯТИЕ ГИПОТЕЗЫ

§ 2. ВИДЫ ГИПОТЕЗ

§ 3. ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

§ 4. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

§ 5. СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГИПОТЕЗ

ЛИТЕРАТУРА

Авторы:

Введение

Недостаточно иметь хороший разум, но главное — хорошо применять его. Р. Декарт

Термин «логика» многозначен. Он употребляется для обозначения закономерностей природы и общества, например, в выражениях «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т. п. Это объективная логика. В другом значении термином «логика» обозначают закономерности мышления — его последовательность, непротиворечивость, обоснованность. Это субъективная логика, логика мышления. Например: «логичное рассуждение», «строгая логика доказательства» и т. п.

Логику мышления — законы, которым подчиняется мышление человека, формы, в которых существуют и выражаются мысли, различные мыслительные операции, изучает наука логика.

Законы, формы операции мышления сформировались до возникновения науки логики и независимо от нее. Мышление человека логично по своей природе. Если бы это было не так, люди не могли бы правильно выражать свои мысли, общаться и понимать друг друга. Мышление логично потому, что «логична», закономерна сама действительность. Логика мышления есть своеобразное отражение логики вещей. Закономерности мышления обусловлены практической и познавательной деятельностью человека, неразрывной связью мышления с языком, в словах и предложениях которого выражаются мысли.

Но следует ли из этого, что изучать логику не нужно? Чтобы ответить на этот вопрос, заметим следующее. Правильность, логичность мышления, не основанная на знании и умении применять в рассуждениях логические приемы и операции, достаточна (и то не всегда) в повседневной жизни, в сфере «домашнего обихода», но нередко подводит там, где требуется другой, профессиональный уровень мышления — в работе врача, педагога, инженера, юриста. Любая профессиональная деятельность не ограничивается стихийно приобретенными навыками, она опирается на знание.

В творчестве писателя используются знания законов строения и функционирования языка, изучаемых наукой о языке — языкознанием. В спортивной ходьбе нужно не просто уметь ходить, как ходит большинство людей, необходимо усвоить спортивную ходьбу, принципы которой разработаны биомеханикой, изучающей механические явления при движении, дыхании, кровообращении. Переваривать пищу можно и не зная физиологии. Но когда академика И. П. Павлова спросили, в чем он видит основные цели физиологической науки, он ответил: «задачей физиологии является научить человека, как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше».

Мышление — процесс значительно более сложный, чем ходьба или пищеварение. Логические ошибки можно обнаружить в рассуждениях даже профессионально подготовленных людей — в*публикациях журналистов, выступлениях радио- и телеобозревателей, в речах политических деятелей.

Наука относит человека к виду Homo sapiens — человек разумный. Но разум, мышление необходимо развивать. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навыки мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно.

Многие великие философы, выдающиеся деятели науки и культуры — М. В. Ломоносов и Н. Г. Чернышевский, К. А. Тимирязев и К. Д. Ушинский — придавали большое значение изучению логики, знанию ее законов. Развивать способность к логическому мышлению К. А Тимирязев рассматривал как непременную обязанность каждого гражданина.

Добавить комментарий