Правовое положение осужденного

Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. В самом общем виде правовой статус осужденных – это урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.

Основы правового статуса осужденных закреплены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Правовое положение (статус) осужденных базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Более того, согласно ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства Российской Федерации по желанию осужденного. Сохранение за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина Российской Федерации имеет большое международное, социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных закрепляют и иные федеральные законы, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства.

Виды правового статуса осужденного (рис. 4): 1) общий, или конституционный, статус гражданина Российской Федерации; 2) специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан; 3) особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний; 4) индивидуальный статус. Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы.

Иной статус имеют осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства. Они пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, в частности Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Наиболее значимы для понимания сущности правового положения осужденного общий, специальный и индивидуальный статусы.

Общий правовой статус – это статус осужденного как гражданина государства. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и содержит гарантированные ею всем и каждому права и обязанности, в частности, права: на жизнь; охрану достоинства личности и личную неприкосновенность; свободу совести и вероисповедания; социальное обеспечение; охрану здоровья и медицинскую помощь. В ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, тем самым государство берет на себя обязанность обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

Конституция РФ устанавливает основные общегражданские обязанности осужденных (ст. 57, 58). От исполнения иных своих гражданских обязанностей осужденные могут быть освобождены только федеральным законом.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Особенностью этого статуса является установление для осужденных дополнительных обязанностей и правоограничений. В ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с определенными изъятиями и ограничениями. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Поэтому сужение общего правового статуса осужденного осуществляется прежде всего нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этого лица.

Правоограничения для осужденных на этапе исполнения (отбывания) наказания устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством. Именно оно в зависимости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденного. Данное обстоятельство позволяет подразделить специальный (родовой) статус осужденного на особенные (видовые) правовые статусы лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний.

Кроме того, УИК РФ (ч. 2 ст. 10) предусматривает возможность ограничения прав и свобод осужденного и иными федеральными законами. К примеру, ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» определяет, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, отбывающим наказание за совершенное преступление.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений осужденных во время отбывания уголовного наказания. При отбывании одинакового вида наказания осужденные могут иметь различный индивидуальный правовой статус, это зависит от многих факторов: пола, возраста, состояния здоровья, поведения и др. В частности, индивидуальный правовой статус осужденных к лишению свободы женщин существенно отличается от индивидуального статуса лишенных свободы мужчин, а статус несовершеннолетних от статуса взрослых осужденных. Индивидуальный правовой статус осужденного подвижен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека во время отбывания уголовного наказания.

Структуру статуса осужденного (рис. 4) образует совокупность четырех элементов, взятых попарно: обязанности и права, законные интересы и правовые ограничения. Соотношение этих элементов образует юридическое содержание статуса как конкретного осужденного, так и лиц, отбывающих одинаковый вид уголовного наказания.

Рис. 4.Виды и структура правового статуса осужденного

Юридическая обязанность осужденных – это мера юридически необходимого поведения осужденного во время отбывания уголовного наказания, установленная в обязывающих и запрещающих нормах права. Юридические обязанности осужденных состоят в необходимости совершать определенные действия (обязывающие нормы) либо воздержаться от них (запрещающие нормы). Эти требования должны обеспечить интересы общества, государства и иных граждан при исполнении уголовных наказаний, оказывать непрерывное воспитательное воздействие на самих осужденных. За неисполнение установленных в законе обязанностей осужденные несут юридическую ответственность.

Субъективное право осужденного – это мера юридически возможного поведения, позволяющая осужденному пользоваться определенными социальными благами, обеспечиваемая юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Сущность субъективного права осужденного заключается в гарантированной возможности его определенного (дозволенного, разрешенного) поведения. Для этого в законе устанавливаются возможности осужденного: совершать различные действия (кроме запрещенных юридическими нормами); требовать исполнения соответствующих его праву юридических обязанностей от персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных лиц; обратиться за защитой своего нарушенного права в государственные или общественные органы.

Законные интересы осужденных – закрепленные в нормах права стремления осужденного пользоваться конкретными социальными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате объективной оценки его поведения администрацией учреждений или органов, исполняющих уголовные наказания, прокуратурой, судом. Законные интересы осужденных имеют сходство с субъективными правами, но не идентичны последним. Субъективное право предполагает закрепленную в законе возможность осужденного свободно пользоваться социальным благом, которая обеспечивается юридической обязанностью иных субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Законный интерес представляет собой потенциальную возможность осужденного обладать каким-то социальным благом, которая реализуется при выполнении осужденным определенных фактических условий, ей не противостоит конкретная юридическая обязанность. Администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и иные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений здесь в большинстве случаев осуществляют оценку поведения осужденного (выполнение режимных требований, отношение к труду, учебе и др.). Законный интерес представляет собой правовой стимул и является правовым побуждением к законопослушному поведению осужденного. Такое поведение создает лицам, отбывающим уголовные наказания, благоприятные условия для осуществления собственных потребностей и интересов. Только при наличии правомерного поведения осужденного могут быть реализованы законные интересы, направленные на получение поощрений (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, получение дополнительного свидания и др.) либо льгот (выезд за пределы мест лишения свободы на период отпуска, перевод на облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы и др.).

Правовые ограничения осужденных – правовое сдерживание противозаконного поведения осужденного, создающее условия для обеспечения установленных порядка и условий исполнения (отбывания) уголовного наказания и достижения его целей. Исполнение уголовных наказаний связано с ограничением таких социальных ценностей и благ осужденного, как свобода передвижения, свобода общения, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайна переписки, право на неприкосновенность жилища и др., а также особенностями реализации остальных прав и свобод. Объем правовых ограничений осужденных при исполнении разных видов уголовных наказаний различен. Изъятия и ограничения, специфика их осуществления в этом случае устанавливаются Конституцией РФ, уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

По своей природе правовые ограничения относятся к охранительным правовым средствам (мерам защиты), т.е. представляют собой в первую очередь разновидность правового принуждения, обеспечивающую исполнение осужденными установленных обязанностей и направленную на реализацию целей уголовного наказания. Правовое ограничение осуществляется в государственном принуждении и предназначено для охраны уголовно-исполнительных правоотношений от возможных правонарушений со стороны осужденных путем предупреждения, пресечения и привлечения виновных к конкретному виду юридической ответственности. К правовым ограничениям, направленным на сдерживание противоправных устремлений осужденных, относятся установление за осужденными надзора и контроля, введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), применение к осужденным физической силы, специальных средств и оружия (ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), перевод осужденных, лишенных свободы, в строгие условия отбывания наказания и др.

Кроме того, правовые ограничения реализуются посредством привлечения осужденных к ответственности. В зависимости от характера нарушаемых норм права различают уголовную, гражданскую, дисциплинарную и материальную ответственность осужденных. Наиболее распространенным видом является дисциплинарная ответственность (ст. 58, 71, 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Итак, под правовым статусом осужденных понимают совокупность юридических элементов (обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений), выражающих специфику и определяющих содержание положения осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида.

Содержание обязанностей и прав осужденных

Основные обязанности осужденных установлены ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. К ним относятся: исполнение установленных законодательством РФ обязанностей граждан Российской Федерации, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены; соблюдение требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным; прибытие по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и дача объяснений по вопросам исполнения требований приговора (в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу).

Юридические обязанности, возложенные на осужденных во время отбывания наказания, предусмотрены не только нормами ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Применительно к конкретному виду уголовного наказания они изложены в нормах Особенной части УИК РФ, а также в принятых в соответствии с законом иных нормативных правовых актах. Например, обязанности осужденных к лишению свободы конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205. К основным обязанностям осужденных в исправительных учреждениях в этом документе относятся (п. 14): выполнение требований законов и указанных Правил; соблюдение распорядка дня, установленного в исправительном учреждении; прибытие по вызову администрации, дача письменных объяснений по ее требованию по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания и другим основаниям; прохождение медицинского освидетельствования с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ; бережное отношение к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества; соблюдение требований пожарной безопасности; добросовестное отношение к труду и учебе; вежливые отношения между собой и в обращении с персоналом исправительного учреждения и иными лицами, выполнение их законных требований; содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест, одежды, по установленному образцу заправлять постель, следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек; соблюдение правил личной гигиены, наличие короткой стрижки волос на голове, бороды и усов (для мужчин), хранение продуктов питания и предметов индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях; ношение одежды установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками (в колониях-поселениях осужденные могут носить гражданскую одежду); участие в работах по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, независимо от того, в каких нормативных актах они предусмотрены, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Основные права осужденных закреплены в ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Они включают в себя право: на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе, как на основании закона; на жизнь и здоровье. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье; на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи; на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ; на оказание юридической помощи. Осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

К числу основных прав относятся право осужденных на личную безопасность (ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), а также свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Применительно к конкретному виду уголовного наказания основные права осужденных раскрываются в нормах Особенной части УИК РФ, в частности, право осужденных на охрану здоровья – в ст. 52, 72, 101, 170, право на социальное обеспечение – в ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Так, общий порядок реализации права осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами определен ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а в отношении лиц, лишенных свободы, конкретизирован в ч. 2 ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Для осужденных – иностранных граждан и лиц без гражданства в УИК РФ помимо основных прав и свобод, гарантированных осужденным – гражданам России, предусмотрены дополнительные права, в частности право на пользование родным языком. Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания. Кроме того, осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы – иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, – с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

Уголовно-исполнительное законодательство закрепляет принципиальное положение (ч. 11 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), определяющее, что при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Таким образом, под правовым положением (статусом) осужденных понимают совокупность юридических элементов (обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений), выражающих специфику и определяющих содержание положения осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида. Различают следующие виды правового статуса осужденного: 1) общий, или конституционный, статус гражданина Российской Федерации; 2) специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан; 3) особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний; 4) индивидуальный статус. Структуру статуса осужденного образует совокупность четырех элементов, взятых попарно: обязанности и права, законные интересы и правовые ограничения. Соотношение этих элементов образует юридическое содержание статуса как конкретного осужденного, так и лиц, отбывающих одинаковый вид уголовного наказания. Нормативное закрепление указанных элементов осуществляется путем установления в уголовно-исполнительном законодательстве общих норм, определяющих основные обязанности и права всех осужденных посредством конкретизации обязанностей и прав, а также раскрытия содержания других элементов статуса исходя из установленного порядка и условий отбывания конкретного вида уголовного наказания в нормах Особенной части УИК РФ и иных нормативных правовых актов.

Правовое положение осужденного — это совокупность нормативно закрепленных обязанностей и прав, которыми он обладает, обусловленных характером назначенного наказания и порядком его исполнения, а также поведением осужденного во время отбывания наказания и другими предусмотренными законом обстоятельствами.

Отправным моментом в уяснении правового статуса осужденного является положение, в соответствии с которым государство должно признавать в нем человека и гражданина. В свое время эта мысль как нельзя лучше была выражена К. Марксом, который писал, что государство должно видеть в правонарушителе человека, живую частицу государства, солдата, который должен защищать родину, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи и, наконец, самое главное – гражданина государства1.

Гражданство является важнейшим правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, а также первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это прежде всего тем, что закрепленный законодательством страны объем взаимных — государства и гражданина — прав, обязанностей, ответственности основан непосредственно на признании и соблюдении основных прав и свобод личности. Однако права, законные интересы, обязанности могут быть реализованы в полной мере только при наличии гражданства.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого человека на гражданство. Ряд важных принципов установлен в Конвенции ООН о сокращении безгражданства 1961 года, а также в Европейской Конвенции о гражданстве. До настоящего времени Россия подписала только Европейскую Конвенцию о гражданстве (1997 год). Однако она еще не ратифицирована.

В Конституции РФ нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя. Поэтому ожидалось, что реализация права на гражданство России будет основываться на соблюдении общепринятых норм международного права, уважительном отношении к соотечественникам, прибывшим в Россию на постоянное проживание.

Это означает, что применение наказания не влечет за собой лишение гражданства и исключение осужденного из числа членов общества. Чтобы убедиться в том, что так было не всегда, достаточно вспомнить изгнание из рода, высылку из страны, существующую еще в Древнем Риме (или Греции) или действующее до 1958 г. отечественное законодательство, предусматривавшее такой вид наказания, как объявление врагом трудящихся с лишением гражданства и изгнанием навсегда из пределов СССР. В настоящее время положение ч. 3 ст. 6 Конституции РФ о том, что российский гражданин не может быть лишен своего гражданства, распространяется и на лиц, осужденных за совершение преступления.

Необходимо еще раз напомнить, что право на гражданство является важной составной частью основ правового статуса личности, а реализация этого права накладывает на государство обязанность обеспечивать и защищать закрепленные в Конституции РФ права и свободы личности. Так, в Минимальных стандартных правилах предлагается считать осужденных к лишению свободы не исключенными из общества, а остающимися его членами. «Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот». (проверь).

Сохранение за лицом, подвергнутым наказанию, гражданской правосубъектности является необходимой предпосылкой отношения к нему как к субъекту гражданских прав и обязанностей, а не изгою, заслуживающему любого обращения. Именно поэтому ч. 1 ст. 10 УИК гласит: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний».

Вместе с тем правовое положение осужденного не может быть идентичным положению любого другого гражданина. Это отличие имеет своим основанием его собственное противоправное поведение и сводится к различного рода правоограничениям, которые и образуют, с точки зрения юридической, содержание наказания. Следовательно, осужденный — гражданин с ограниченным правовым статусом.

В этой связи обоснованным был отказ в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. М. Гладкова, который попытался оспорить ряд общих правил отбывания лишения свободы, в том числе цензуру корреспонденции, ограничение свиданий, телефонных разговоров, приобретения продуктов питания, получения посылок и других благ для всех осужденных, содержащихся в тюрьме, особенно на строгом режиме (ст. 131 УИК), меры взыскания и др., утверждая, что указанные положения предусматривают не соответствующие Конституции РФ ограничения прав.

Да, гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемый закон, примененный или подлежащий применению в деле заявителя, затрагивает его конституционные права и свободы2.

Однако ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.

Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, п. «о» ст. 71 Конституции тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч. 1 ст. 43 УК, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве устанавливаются как меры наказания с различным комплексом соответствующих его виду ограничений, так и порядок отбывания этого наказания, то есть режим исполнения, предполагающий индивидуализацию в применении наказания и создание предпосылок для достижения его целей.

Устанавливая указанные меры, законодатель должен исходить из того, что в целом осужденные обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, за изъятиями, обусловленными особенностями их личности и совершенных ими преступлений3.

Так решается вопрос и в ст. 10 УИК, ч. 2 которой гласит: «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом».

Защита прав человека и основных свобод, предусмотренных в международных документах, должна быть также обеспечена в отношении осужденных, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. В ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах специально подчеркивается, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности»4. Имея в виду данное обстоятельство, можно дать и более широкое определение: осужденный — это правосубъектное лицо с ограниченным правовым статусом.

Однако различие в обычном правовом статусе граждан данного государства и лиц, не являющихся таковыми, предопределяет раздельное закрепление правового статуса осужденных граждан и иностранцев. В ч. 3 ст. 10 УИК особо оговаривается, что последние пользуются правами и несут обязанности, установленные международными договорами России и ее законодательством о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством5.

В остальном же следует учитывая, что во Всеобщей декларации прав человека#S провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в этой Декларации, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения,

Таким образом, осужденный — это не бесправное существо, а личность временно (на срок наказания) ограниченная в правах.

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1225;

Правовое положение осужденного — это совокупность закрепленных в различных отраслях права субъективных прав, юридических обязанностей и законных интересов, определяющих положение осужденного во время отбывания наказания. При этом Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).

Осужденные, отбывая наказание, не лишаются гражданства Российской Федерации, поэтому на них распространяются общегражданские права, обязанности и законные интересы граждан Российской Федерации, за исключением ограничений и изъятий, установленных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Такие ограничения устанавливаются прямо или косвенно.

Прямые ограничения составляют содержание наказания, которое, как известно, заключается в лишениях или ограничениях прав и свобод (ч. 1 ст. 43 УК РФ). Именно к таким правоограничениям и приговаривается осужденный в связи с совершением преступления. Как правило, такие ограничения устанавливаются в уголовном законодательстве при описании содержания наказания. Но они могут содержаться и в других законах. В качестве примера можно привести ст. 32 Конституции РФ. Во второй ее части гражданам Российской Федерации предоставляется право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако третья часть лишает избирательного права лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. Таким образом, осуждение к лишению свободы влечет в том числе и лишение избирательного права.

Косвенными называются ограничения, при которых осужденный ставится в такие условия, в которых не может воспользоваться какими-либо правом, хотя и не лишался его по приговору суда. Наглядным примером может служить случай, когда гражданин, имеющий лицензию на перевозки воздушным транспортом пассажиров, приговаривается к лишению свободы. Отбывая наказание, он по понятным причинам не может осуществлять такую деятельность, хотя лицензия не аннулирована. Налицо косвенное ограничение.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих прав граждан, но и их конкретизация и дополнение. Конкретизация представляет собой регламентацию особенностей реализации того или иного права, предоставленного гражданину, когда он оказался в условиях отбывания наказания. Например, ст. 28 Конституции ОФ предоставляет каждому свободу вероисповедания, что предполагает право граждан на встречи со священнослужителем. Статья 14 УИК РФ в свою очередь конкретизирует, как будет реализовано право на встречи со священнослужителем лиц, изолированных от общества, отбывающих арест или лишение свободы.

Дополнение правового статуса осужденных означает, что у них возникают дополнительные субъективные права, законные интересы или юридические обязанности, которыми граждане не обладали до их осуждения. Это происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналогов в общественной жизни и присущих только условиям отбывания наказания того или иного вида. Так, осужденные к лишению свободы имеют закрепленное в нормативных актах право на получение посылок, свиданий и т.п.

В соответствии с Конституцией РФ ограничение прав и свобод допускается только федеральным законодательством и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Для обеспечения законности большое значение имеет четкое закрепление в законодательстве указанных правоограничений, а также предоставляемых осужденным прав и свобод. Закрепление правового положения осужденного означает одновременно установление пределов и форм деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иначе говоря — правовую гарантию обеспечения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Добавить комментарий