Субъекты административного процесса

Субъект права и его свойства

Участником административного процесса может быть только субъект права. С точки зрения обшей теории, субъект права — это социальный субъект, т.е. лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Правосубъектность включает в себя такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это установленная законом возможность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Различают общую и специальную правоспособность. Будучи специфичной для каждой отрасли права, правоспособность означает реальную возможность субъекта действовать в юридическом смысле, иметь гарантированную защиту со стороны государства.

Дееспособность — это установленная в законе возможность субъекта своими действиями осуществлять предоставленные права и юридические обязанности.

Система субъектов административного права и их классификация

В науке отечественного административного права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права и административного процесса. Так, в широком смысле в административном праве субъектами правоотношения можно считать двух категорий участников: физические лица и юридические лица.

В первом случае — граждане всех категорий (Российской Федерации и иностранные). А при дифференцировании они увеличатся по многим признакам (скажем, как специальные субъекты — должностные лица, иностранные граждане, дети-несовершеннолетние, по профессиональным признакам, инвалиды и т.д.).

Во втором случае — юридические лица. Сюда относятся государственные и не государственные организации (микропредприятия), различные акционерные общества, общественные и политические организации и т.д.

Эти субъекты являются прежде всего участниками материальных административно-правовых отношений. Они же участвуют и в процессуальных административно-правовых отношениях. Однако одной из особенностей административно-процессуальных отношений является то, что в них могут участвовать и некоторые субъекты, которые, по общему правилу, в административно-правовых материальных отношениях не участвуют, например мировой судья. Обращает на себя внимание определенная универсальность субъектов административно-процессуальных правоотношений по сравнению, например, с субъектами гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных отношений, обладающих в известной мере ограниченным субъектным составом. Как известно, независимо от содержания гражданского процессуального правоотношения его непременным участником является суд.

Наиболее удачной представляется классификация субъектов административного права, предложенная Д.Н. Бахрахом. Он считает, что в административном праве следует различать две группы субъектов. Первую составляют индивидуальные субъекты, к которым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Во вторую входят коллективные субъекты — организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации.

Или же, по мнению авторов, в административном праве и процессе следует учитывать в обязательном порядке специальных субъектов, на которых (предписывают почти все нормы права) распространяются отдельные нормы и правила, или же им предоставляются дополнительные процессуальные права и обязанности.

С учетом изложенного система субъектов административного процесса может быть представлена в следующем виде.

  • 1. Индивидуальные субъекты — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
  • 2. Коллективные субъекты:
    • а) органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, внутренние подразделения этих органов;
    • б) исполнительные органы местного самоуправления;
    • в) предприятия и учреждения различных форм собственности;
    • г) общественные объединения;
    • л) государственные и муниципальные служащие, правомочные разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления;
    • е) предусмотренные законом иные органы государственной власти и их представители.
  • 3. Специальные субъекты:
    • а) лица, обладающие отдельными правовыми положениями и обязанностями;
    • б) индивидуальные предприниматели;
    • в) микропредприятия;
    • г) дети и их законные представители (опекуны, попечители);
    • д) иностранные граждане; и т.д.

С точки зрения общей теории права, субъектом права признается лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. В понятие правосубъектности включаются такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Универсальность субъектов административного процесса проявляется в том, что они являются как участниками материальных административно-правовых отношений, так и административно-процессуальных отношений.

В науке отечественного административного права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права и административного процесса. Обобщая различные точки зрения ученых, систему субъектов административного процесса можно представить в следующем виде:

1) Индивидуальные субъекты:

– граждане Российской Федерации,

– иностранные граждане,

– лица без гражданства.

2) Коллективные субъекты:

– органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

– исполнительные органы местного самоуправления;

– предприятия и учреждения различных форм собственности;

– общественные объединения;

– государственные и муниципальные служащие, уполномоченные разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления;

– предусмотренные законом иные органы государственной власти и должностные лица.

Первая группа субъектов (индивидуальные субъекты), выступает в административном процесса в качестве:

— лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение;

— стороны административного спора;

— уполномоченного представителя;

— лица, привлекаемого к административной ответственности;

— потерпевшего;

— лица, защищающего права и интересы других участников процесса;

— свидетеля, переводчика, эксперта.

В каждом из перечисленных случаев административно-правовой статус индивидуального субъекта как участника административного процесса имеет свою специфику, обусловленную той ролью, которую выполняет субъект в процессе. Российское законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности, признавая за гражданами (иностранными гражданами, лицами без гражданства) административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Второй группе субъектов принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Они могут выступать в административном процессе в качестве: органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц.

Предприятия и учреждения различных форм собственности по тем же основаниям, что и органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, могут быть участниками административного процесса.

Общественные объединения и иные негосударственные организации могут выступать в административном процессе в качестве: негосударственного формирования, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц.

Государственные и муниципальные служащие, как субъекты административного процесса, могут выступать в качестве: должностных лиц, уполномоченных разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления; должностных лиц, возбудивших дело в связи с осуществлением своих функций; стороны административно-правового спора; представителя государственного органа или предприятия; третьего лица; лица, привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности.

Предусмотренные законом иные органы государственной власти и должностные лица могут выступать в административном процессе в качестве: лиц, возбудивших дело в связи с осуществлением своих функций; лиц, уполномоченных разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите характерные свойства административного процесса как юридической категории.

2. На основе чего представители «юрисдикционной» концепции формировали свое представление об административном процессе?

3. Какие отношения представители «управленческой» концепции включают в административный процесс, помимо рассмотрения споров и применения принуждения?

4. Между какими категориями представители «юстиционной» концепции ставят знак равенства?

5. Каково соотношение понятий «процесс» и «производство»?

6. Назовите принципы административного процесса.

7. Перечислите виды субъектов административного процесса.

Лекция.

Нормативные акты

ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»// СЗ РФ.- 1997.- № 51.- ст. 5712.

ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» СЗ РФ.- 2004.- № 31.- ст. 3215.

ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации// СЗ РФ.- 2003.- № 22.- ст. 2063.

ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» //СЗ РФ.- 2002.- № 22.- ст. 2031.

ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// СЗ РФ.- 1999.- № 42.- ст. 5005.

Субъектами, т.е. участниками административно-процессуальных отношений могут быть только субъекты права. Субъект права это социальный субъект — лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это установленная законом возможность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Различают общую и специальную правоспособность. Правоспособность означает реальную возможность субъекта действовать в юридическом смысле, иметь гарантированную защиту со стороны государства.

Дееспособность — это установленная в законе возможность субъекта своими действиями осуществлять предоставленные права и юридические обязанности.

Эти субъекты являются, прежде всего, участниками материальных административно-правовых отношений. Они же участвуют и в процессуальных административно-правовых отношениях. Однако одной из особенностей административно-процессуальных правоотношений является то, что в них могут участвовать и некоторые субъекты, которые, по общему правилу, не участвуют в материальных административно-правовых отношениях, например, мировой судья.

Наиболее удачной представляется классификация субъектов административного права, предложенная Д.Н. Бахрахом, полагающим, что в административном праве следует различать две группы субъектов:

первая — индивидуальные субъекты, к которым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства,

вторая — коллективные субъекты организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации.

С учетом сказанного выше система субъектов административно-процессуального права может быть представлена в следующем виде:

1. Индивидуальные субъекты — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

2. Коллективные субъекты:

а) органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, внутренние подразделения этих органов;

б) исполнительные органы местного самоуправления;

в) предприятия и учреждения различных форм собственности;

г) общественные объединения;

д) государственные и муниципальные служащие, правомочные разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления;

е) предусмотренные законом иные органы государственной власти и их представители.

Участники административного судопроизводства – круг лиц, которые в рамках обозначенного процесса наделены перечнем определенных прав и списком обязанностей. Каждый из участников выполняет конкретные законные функции, и несет ответственность за свои действия.

Участники административного судопроизводства

Отличия административных судопроизводств от аналогичных процессов

При сравнительном анализе можно указать ряд существенных отличий, выделяющий судопроизводства административной направленности от:

  • конституционных;
  • уголовных;
  • гражданских;
  • арбитражных и т.д.

Такой нюанс, как определение участников административного судопроизводства, как и многие другие, регулируется специализированным документом — Кодексом Административного судопроизводства нашей страны

Одним из таких отличий выступает обязательное определение перечня граждан, участвующих в рассмотрении дела. В частности, в каждом случае производится непеременное обозначение так называемых сторон процесса – участников, противоборствующих друг другу в рамках судопроизводства.

Выступать в роли главных членов спора, разрешаемого при помощи суда в рамках правовых норм в области административного права и публичной морали, могут:

  • заявители (выше обозначенные стороны спора);
  • лица, заинтересованные в результатах процесса.

Таким образом, можно подытожить, что участие в делах административного судопроизводства любые лица принимают для того, чтобы защитить присущие им права, коими они наделены, будучи гражданами нашей страны.

Что такое административное производство: определение

Административное расследование – это комплекс установленных законом действий по установлению возникших обстоятельств, приведших к административному правонарушению. Как и любое другое расследование, этот процесс требует определенного времени. Чтобы разобраться, о чем пойдет речь в рассмотрении процесса административного расследования, необходимо знать, какие действия относятся к административным нарушениям. О них и поговорим в специальной статье.

Предмет судопроизводства административного характера

Что касается предмета производственного процесса, проходящего в рамках судебного разбирательства, необходимо указать определенные позиции, сформировавшиеся относительно него на сегодняшний день. О каких позициях идет речь, смотрите далее в таблице.

Таблица 1. Предмет судопроизводственного процесса административного характера

Характеристика Описание
Дела данной категории подразумевают отсутствие спора о праве Ввиду обозначенной особенности, административное судопроизводство можно отнести к явлениям уникального характера, так как в нем:

  • отсутствуют спорящие стороны;
  • имеются только участники, в чем-либо заинтересованные.
  • Рассмотрение споров определенной категории Второй важный нюанс состоит в том, что в ходе судопроизводства интересующего нас типа, производится рассмотрение споров:

  • административного;
  • публично-правового характера.
  • Исполнение роли судебного контроля Административный судебно-производственный процесс выступает своего рода инструментом отслеживания законности действий, предпринимаемых органами государства и муниципальных образований.

    Главными сторонами процесса будут выступать противники — истец и ответчик

    Стороны-участницы административного судопроизводства

    Исходя их всего вышеперечисленного, нужно сказать, что такие участники судопроизводства административного характера, как стороны, могут быть представлены административными:

    • истцами;
    • ответчиками.

    Чтобы стать стороной интересующего нас процесса, лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью, определяемыми в разрезе ролей, которые будут ими исполняться в суде.

    Следует упомянуть, что перечень граждан, которые могут стать истцами по административному делу, намного превышает аналогичный список для производств, проводимых согласно положениям:

    • Гражданско-процессуального Кодекса;
    • Арбитражно-процессуального Кодекса.

    Кодекс административного судопроизводства РФ, Статья 38. Стороны

    Иные участники и заинтересованные в процессе лица

    В качестве заявителя, подающего иск, и в роли ответчика также могут выступать специализированные избирательные комиссии, являющиеся в рамках рассматриваемого в статье процесса одним из важнейших его субъектов.

    Помимо сторон участниками в деле могут стать также граждане или организации, заинтересованные относительно его результатов, или имеют к нему какое-либо иное отношение.

    Одним из самостоятельных членов разбирательств будет являться такое лицо, как прокурор.

    Также принимают участие в подобных рассмотрениях судебных дел:

    • государственные и иные органы;
    • различного типа образования;
    • обычные граждане.

    КАС РФ Статья 47. Заинтересованные лица

    Представители обозначенных категорий в рамках административного судопроизводства обращаются в судебную инстанцию ради того, чтобы:

    • защитить законные интересы иных конкретных граждан;
    • отстоять интересы и права неопределенного перечня человек.

    Помните, что при условии подачи искового заявления от одного из представителей обозначенных категорий, оно должно изменяться под соответствующие требования, касающиеся оформления бумаги.

    Целью инициирования административных производств является желание защитить права, законные свободы и личные интересы граждан страны и различных образований, расположенных на ее территории

    Правила отказа от исковых заявлений участниками административного судопроизводства

    В отличие от процессов, рассматривающийся в рамках гражданско-правовых норм, судебное производство административного типа предполагает наличие особенных правил, которые нужно соблюдать, изъявляя отказ от ранее заявленных ими в суде требований.

    Так, если иск отзывают государственные инстанции, какие-либо организации или граждане, изначальной целью которых была защита законных прав и свободы неопределенного перечня человек, выступающих субъектами правоотношений публичного характера, то по существу в этом случае процесс все равно продолжает рассматриваться.

    Если же отзыв иска связан с непосредственным выполнением ответчиком всех предъявляемых требований, то суд с радостью данный отказ примет, и производство по делу будет прекращено на все сто процентов.

    Процессуальные гарантии прав участников административного процесса

    Участниками административного судопроизводства могут стать как люди, так и организации, если целью оных является защита естественных прав, законных свобод и интересов населения нашей страны. Существуют важные нюансы по данному вопросу, которые необходимо изучить. Советуем вам отнестись к ним со всей внимательностью.

    Субъекты административного процесса – это лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно – процессуальной правосубъектностью.

    Административно – процессуальная правосубъектность – основанная на административно – процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

    Административно – процессуальная правосубъектность включает в себя административно – процессуальную правоспособность и административно – процессуальную дееспособность.

    Субъекты административного процесса – это конкретные участники правоотношений.

    Основными видами субъектов административного процесса являются:

    — физические лица;

    — государственные органы, предприятия и учреждения;

    — государственные и муниципальные служащие;

    — общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

    — служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

    Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

    — субъекта, возбудившего управленческое дело;

    — субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

    — стороны административного процесса;

    — третьего лица, т.е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

    — уполномоченного представителя;

    — лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

    — лица, защищающего права и интересы других лиц;

    — лица, содействующего отправлению административного процесса.

    Структура административного процесса определяется категориями индивидуальных конкретных дел, разрешаемых в сфере государственного управления. Элементом структуры административного процесса является производство, т.е. установленный административно – процессуальными нормами порядок рассмотрения и разрешения однородной категории индивидуально – конкретных дел.

    Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

    Стадия определяется как часть процесса, в пределах которой участники конкретного административного производства выполняют обязательные или возможные действия, предусмотренные для этой стадии, оформляемые соответствующими юридическими документами. Выполнение действий в рамках предыдущей стадии является необходимым условием реализации последующих стадий конкретного производства.

    Каждой стадии должны быть присущи следующие черты:

    — стадия – самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;

    — стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;

    — стадия – совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках). На каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий;

    — каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности;

    — стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше;

    — стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя.

    Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой стороны – качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления. Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии.

    Таким образом, административный процесс складывается из нескольких, последовательно сменяющих одна другую, стадий. К ним относятся:

    — возбуждение производства по административному делу;

    — рассмотрение административного дела;

    — принятие решения по административному делу;

    — исполнение решения по административному делу;

    — пересмотр решения по административному делу.

    Указанные стадии являются общими стадиями административного процесса. Они присущи всем видам административных производств. Вместе с тем в каждом производстве общие стадии получают специфическое преломление и детализацию.

    Все производства в зависимости от количества и сложности стадий можно разделить на обычные и упрощенные. Можно говорить также и об особых (усложненных) производствах (дела о мелком хулиганстве, мелком хищении, рассматриваемые судом).

    Стадия административного производства, в свою очередь, состоит из этапов. Этап – это совокупность действий, имеющих собственную межстадийную цель. К примеру, стадия рассмотрения дела в производстве по делам об административных правонарушениях состоит из таких этапов: подготовка к рассмотрению дела; анализ имеющихся данных; принятие постановления; доведение постановления до сведения заинтересованных лиц.

    Таким образом, административный процесс и его производства состоят из четырех основных элементов, первоначальным из которых является действие. Совокупность определенных действий образует этапы, несколько этапов складываются в стадии, которые и составляют производство.

    Административный процесс сложен по своей структуре, это обусловлено его объемом, охватывающим различные сферы исполнительной власти и многочисленные категории индивидуально – конкретных дел.

    1. Административно – нормотворческое производство включает в себя:

    — производство по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

    — производство по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

    — производство по принятию нормотворческих актов субъектами РФ (главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации, центральными органами специальной компетенции субъектов Российской Федерации);

    — производство по изданию локальных нормативных правовых актов руководителями государственных организаций и учреждений;

    — производство по изданию нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

    2. Оперативно – распорядительное (регулятивное, правонаделительное) производство:

    — производство по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления;

    — лицензионно – разрешительное производство (допуск к определенной работе, использование некоторых объектов, разрешение на оказание услуг и т.п.);

    — регистрационное производство (в отношении мигрантов, оружия, транспортных средств, граждан и пр.);

    — конкурсно – распределительное производство (размещение государственных заказов, предоставление дотаций, жилья);

    — кадровое (служебное) производство, включающее в себя следующие разновидности:

    — порядок (правила) приема на службу;

    — порядок (правила) поощрения и продвижения по службе;

    — аттестационное производство;

    — гарантированное производство (предоставление гарантий);

    — порядок прекращения государственной службы.

    — административно – договорное производство;

    — приватизационное производство;

    — иные виды производств:

    — по присуждению ученой степени;

    — по установлению инвалидности;

    — по применению мер поощрения.

    3. Административно – юрисдикционное производство:

    — по жалобам граждан;

    — дисциплинарное производство;

    — производство по делам об административных правонарушениях;

    — исполнительное производство;

    — по применению мер принуждения, не связанных с наказанием (например, помещение подростка в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей).

    В заключении следует отметить, что понятие «административный процесс» можно трактовать как две обобщающие видовые группы административно – процессуальных производств – юрисдикционные и процедурные, отражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реализации задач и функций исполнительной власти.

    Каждый вид производства представляет собой установленный законом порядок разрешения индивидуально определенных административных дел или вопросов в целях обеспечения законности и государственной дисциплины. Однако между юрисдикционными и процедурными производствами имеются отличия по предмету и последствиям производства

    | следующая лекция ==>
    Понятие, основные черты и принципы административного процесса. | Производство по делам об административных правонарушениях.

    Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 1101;

    Добавить комментарий