Правовое регулирование имущественных отношений по кутюмам бовези

Развитие феодальных отношений во Франции привело к тому, что действовавшие в период правления Каролингов варварские Правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Основным источником становится обычное (кутюмное) право.
С ростом городов, увеличение численности их населения, с развитием товарно-денежных отношений происходит рецепция римского права. В связи с этим Франция как бы делилась на две части: юг назывался страной писаного (римского) права, север — страной обычного права.
Начиная с XIII в. стали предприниматься со стороны юристов-практиков попытки определенной систематизации кутюмов в виде сборников обычаев. Так, около 1255 г. был составлен «Большой сборник обычаев Нормандии”; в 1273 г. кутюмы Орлеана, Оверни и Анжу были собраны в сборник, получивший название «Учреждения Святого Людовика”, куда вошли также некоторые ордонансы этого короля и извлечения из римского и канонического права. Широкой известностью пользовался сборник «Кутюмы Бовези” (1282 г.), составленный Бомануаром, считавшимся первым теоретиком французского права. В 1389 г. появляется «Большой сборник обычаев Франции”. Но все эти сборники были частными систематизациями и не имели официального признания.
В процессе объединения страны и усиления королевской власти предпринимаются меры по упорядочению кутюмного права. В результате во второй половине XV и в XVI вв. появились официальные утвержденные королем сборники кутюмов, среди которых наибольшим значением пользовались кутюмы Парижа. Но и за этими сборниками не была признана общеобязательная сила для всей страны.
С усилением централизации и королевской власти возросло значение королевских ордонансов. Основным фактором, вносившем единство в феодальное право Франции, являлась рецепция римского права6, которое пользовалось значительным авторитетом не только на юге страны, но и в области обычного права.
Наряду с римским правом на развитие французского феодального права оказало известное влияние каноническое (церковное) право, которое содержало ряд положений, оказавших влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейного права.
Если говорить о королевских ордонансах, то с середины XIII в. королевской власти удалось добиться действия своих ордонансов на территории вассальных герцогств и графств независимо от согласия их владельцев.
Право собственности
Развитие феодальных отношений характеризовалось во Франции, как и в других странах, упрочением системы сложных вещных прав, основным объектом которых была земля. Частная собственность на землю (аллод) прежде всего утвердилась в среде феодальной знати. Но основными и наиболее распространенными правами на землю были «держания” — феодальные зависимые права, приобретавшиеся от вышестоящего сеньора. Наиболее распространенными видами земельных держаний были феоды и цензивы.
Феод — благородное (дворянское) держание земли на основе вассальных (ленных) отношений. В отличие от бенефиция, которым наделялся вассал на условиях военной службы, феод являлся наследственным владением независимо от службы. Вассалы имели в отношении феодов право владения, пользования и передачи по наследству. Если вассал умирал без наследников, то феод возвращался сеньору. Вассалу принадлежали все доходы феода. Только при переходе феода к наследнику последний должен был платить в пользу сеньора пошлину (рельеф), которая по данным кутюмов к XIII в. составляла годичный доход феода.
Кутюмы Бовези (старофр. Coustumes de Beauvoisis, фр. Coutumes de Beauvaisis) — сборник обычаев средневекового французского права.
Содержит обычаи, применявшиеся преимущественно в северо-восточной части Франции в провинции Бовези (фр. Beauvaisis).
Создан французским юристом Филиппом де Бомануаром в 1282 году.
Содержание сборника
Название сборника, как и дата его создания, являются условными.
Фактически в сборник включены обобщённые правила нескольких местностей, упорядоченные и творчески переработанные Ф. Бомануаром. При составлении сборника автор не только фиксировал существовавшие обычаи, но и дополнял их, трансформируя в духе школы французских легистов, а также дополняя нормами, утверждающими укрепление центральной власти монарха.
Документ отличается значительным объёмом и содержит около 2000 статей, объединённых в тематические главы.
В сборник объединены нормы, регулирующие самые различные общественные отношения, однако особое внимание уделено правилам, связанным с организацией и осуществлением правосудия.
В сборнике закреплена презумпция невиновности, принцип объективного вменения и принцип зависимости меры ответственности от тяжести проступка (размера ущерба), описан широкий круг процессуальных вопросов, введены понятия умысла, покушения на преступление.

В IX-XI вв. во Франции в основном продолжала существовать система преступлений и наказаний, восходящая к раннему средневековью.

Преступление рассматривалось как действие (частная обида), затрагивающее интересы отдельных лиц, а наказания, которые еще не были отмечены печатью жестокости, сводились прежде всего к компенсации за вред, причиненный частным лицам. Однако к XI—XII вв. феодальные черты уголовного права раскрываются достаточно полно.

Преступление перестает быть частным делом, а выступает как «нарушение мира», т.е. утвердившегося феодального правопорядка. Получают развитие такие качества уголовного права, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений. Если еще в среде самих феодалов вопрос о преступлениях и наказаниях рассматривался в «суде равных», исходя из правовых обычаев и представлений о феодальной чести, то по отношению к подвластному крестьянскому населению сеньор в уголовных делах был по существу одновременно и законодателем, и судьей. Он мог применять уголовную репрессию против крестьян за самые различные проявления неповиновения, вплоть до невыполнения сеньориальных повинностей.

СУД И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Вплоть до конца XII в. судебный процесс, как это было ранее у франков, сохранял в основном обвинительный характер. Большое распространение получает судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. Правовые обычаи детально регламентировали процедуру судебной дуэли.

При рассмотрении дел крестьян в сеньориальных судах наряду с традиционными доказательствами еще в XI в. стали применяться пытки, и процесс утрачивал свой былой состязательный характер. К этому времени розыскная (инквизиционная) форма процесса, называвшаяся еще римско-католической, утверждается в церковных судах, а с XIII в. постепенно вводится в судах короля и крупных феодалов.

Вплоть до XV в. розыскной и обвинительные процессы существовали как бы параллельно, но последний постепенно начал выходить из употребления в связи с отменой важных традиционных видов доказательств («божьего суда») — ордалий и судебного поединка.

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны «генеральные реформаторы», которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

«Великий мартовский ордонанс» 1357 года— это первая попыткабудущей буржуазии ограничить королевскую власть.

Дворянам запрещается:

· торговать,

· заниматься ростовщичеством,

· покидать во время войны страну и вести междоусобные войны.

В Королевский Совет должны войти представители Штатов и вместе с королём решать все дела, в том числе и вопросы войны и мира.

Король, дофин и придворные должны сократить расходы на роскошь.

Генеральные Штаты могут собираться и без зова короля, а личность депутатов неприкосновенна.

Билет 12. Феодальное право в Германии. «Каролина» (общая характеристика).

Наиболее известным правовым памятником, освещающим вопросы уголовного права и процесса средневековья, является общегерманское уголовное уложение 1532г. — Ка — ролина. Такое наименование это уложение получило потому, что было издано в прав —

ление германского императора Карла V. Каролина предназначалась лишь для воспол — нения пробелов в местных законах.

Каролина предусматривала довольно многочисленный круг преступлений:

Ø государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира и др.);

Ø против религии (богохульство, колдовство и др.);

Ø против личности (убийство, отравление, клевета и др.);

Ø против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, наруше —

ние супружеской верности и др.);

Ø против собственности (поджог, грабеж, воровство, присвоение) и др.

В Каролине получили определение некоторые общие понятия уголовного права: по —

кушение, соучастие (например, пособничество), неосторожность, необходимая оборо — на и т.д.

Карательные меры Каролины отличаются жестокостью: многие преступления наказы — вались смертной казнью. Существенное место среди наказаний занимают телесные. Смертная казнь и лишение частей тела производились публично.

При маловажных проступках практиковалось лишение чести, причем осужденного выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное осмеяние.

Большая часть статей Каролины посвящена вопросам судопроизводства. Каролина со — хранила некоторые черты обвинительного процесса.

Окончательный приговор следовало выносить на основании собственного признания или свидетельства виновного.

Процесс делился на три стадии: дознание, общее расследование и специальное рас — следование. Дознание заключалось в установлении факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица. Общее расследование состояло в кратком допросе аресто — ванного об обстоятельствах дела и имело целью уточнить некоторые данные о пре — ступлении. Специальное расследование представляло собой подробный допрос обви — няемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осужде — ния преступника.

Источники права феодального права:

1) обычное право:

– «Саксонская зерцало»;

– «Швабское зерцало». 2) каноническое право;

3) международные договоры;

4) законодательство княжеств;

5) городское право:

– любегское;

– магдебургское.

6) нормы римского права (с 1495 г.);

7) кодифицированные акты:

– Уголовные и уголовно-процессуальные уложения – Браденбургское 1516 г., «Каро —

лина» 1532 г.;

– Гражданские кодексы (Баварский 1756 г ., Австрийский 1768 г.).

Уголовно-судебное уложение «Каролина» была принята в 1352 г. и содержала более 100 статей с нормами о преступлениях и указаниях. На основе данного правового акта было образовано общее немецкое уголовное право.

Виды преступлений по «Каролине»:

1) против государства:

– измена;

– бунт.

2) против религии:

– колдовство;

– богохульство.

3) против собственности:

– кража;

– разбой;

– грабеж.

4) против личности:

– убийство, изнасилование. 5) против собственности:

– лжесвидетельство.

6) против торговли:

– обмер;

– обвес.

Уголовные наказания:

– смертная казнь;

– телесные – сечение розгами;

– членовредительные – отсечение пальцев;

– позорящие – выставление у позорного столба;

– штраф;

– изгнание;

– тюремное заключение.

Особенности судебного процесса:

– имеет черты инквизиционного процесса;

– доминирование формальной теории доказательств, презумпция виновности;

– обвинение предъявляется от имени государства;

– широкое применение имели средства физического воздействия на подозреваемого (более 50 разновидностей пыток);

– судопроизводство стало тайным, рассмотрение дела – письменным;

– стадии инквизиционного процесса – дознание, общее расследование, специальное расследование, судебное заседание.

В развитии феодального права Германии можно выделить 3 основных этапа: -период преобладания обычного права (Х-ХIV века);

-период рецепции римского права (ХIV-ХVII века);

-период оформления самостоятельных правовых систем в германских княжествах.

В Х начале ХIV века основным источником права Германии являлся правовой обычай. С развитием общественных отношений возникает необходимость записи и системати — зации правовых обычаев.

Определенную возможность для такой систематизации давали судебные решения, ис — пользующие общие нормы феодального обычного права и учитывающие мнения дру — гих судов.

В ХIII веке были предприняты попытки кодификации обычного права. Такими кодек — сами явились «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало». «Саксонское зерцало» со — держало нормы земского и ленного права. «Саксонское зерцало» закрепило характер —

ные черты германского общества: деление на свободных и зависимых людей, суще —

ствование многочисленных классов малосвободных людей, различие между благо —

родными и неблагородными, содержание положений о выборах императора, которые в последующем были восприняты Золотой Буллой.

«Саксонское зерцало» закрепило институты гражданского, семейного, уголовного, уголовно-процессуального права.

Основой всех имущественных и семейных отношений была иерархическая структура права собственности.

Имущественные отношенияхарактеризовались приданием большого значения вла-дения. Владельцем вещи признавался простой держатель вещи (залогоприниматель). Семейные правоотношения,урегулированные саксонским зерцалом,характеризова-лись следующим: женщина находилась под опекой мужчины, и управление имуще — ством осуществлялось мужчиной. Вопросы заключения брака регулировались норма — ми канонического права.

Наследственные правоотношениятак же отличались своими особенностями:в раз-деле наследственного имущества участвовал умерший, его доля шла на погребальный обряд, или поступала в церковь на упокой его души.

Женщины были отстранены от наследования.

Во II половине ХIII века появляется следующий сборник, составленный неизвестным лицом, именуемый ‘Швабское зерцало’. Далекий правовой памятник содержал нормы земского и ленного права, отразил на себе влияние канонического права.

Этот источник, наравне с «Саксонским зерцалом», сыграл огромную роль в становле — нии германского права.

В ХIV-ХVI веках важнейшим источником права становится рецензированное римское право. Рецепция римского права во многом способствовала установлению определен — ного правового единообразия.

Германское «пандектное право» составило основу «общего германского права», при — менялось судами вплоть до вступления в силу Германского гражданского уложения

1900 г.

В ХVI веке рейхстаг принял общегерманское уголовное и уголовно-процессуальное уложение под названием «Каролина» (по имени императора Карла V).

Издание общеимперского уложения вовсе не означало его обязательности для князей, в него была включена оговорка о том, что курфюсты, князья и сословия не должны быть лишены старых обычаев. За каждой землей было сохранено ее уголовное и уго — ловно-процессуальное право, а «Каролина» предназначалась для восполнения пробе — лов в местных обычаях и законах.

Как общеимперское уложение «Каролина» провозгласила верховенство имперского права под правом отдельных земель. В «Каролине» устанавливались наказания не только за покушение к совершению преступления, но и за пособничество и соучастие.

Вопрос № 13:

«Государство арабского халифата».

История образования.

Средневековое государство Арабский халифат сложилось в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

Особенностью возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, сопровождающегося становлением новой мировой религии – ислама. Политическое движение за объединение племен и отказ от язычества и многобожия объективно отражало тенденции зарождения нового строя и получило название «ханифского» (правильный, честный). Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, которые происходили под большим влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда.

Мухаммед –(около 570 – 632 гг.) – пастух, разбогатевший вследствие удачного брака, сирота из Мекки, на которого «снизошли откровения», записанные затем в Коране. Он провозгласил необходимость установления культа единого бога – Аллаха и нового общественного порядка, который исключал племенную рознь.

В 20-30-е гг. VII в. завершилась организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Мухаммед являлся в нем духовным, военным предводителем и судьей.

Сподвижники и ближайшие родственники Мухаммед постепенно консолидировались в привилегированную группу, которая получила исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка Мухаммеда стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов (заместителей пророка).

В истории средневековой империи Арабский халифат принято выделять 2 периода:

1. Дамасский, или период правления династии Омейядов (661 – 750гг.);

2. Багдадский, или период правления династии Аббасидов (750 – 1258 гг.).

Исламское государство.

Отличительными особенностями мусульманского общественного строя были:

— доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские);

— государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки;

— религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;

— отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

Юридическое положение личности определялось вероисповеданием, поэтому на первый план выступили различия различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Приниженное положение зиммиев было отчетливо видно:

— их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом;

— они не могли вступать в браки с мусульманами;

— должны были носить отличающую их одежду;

— снабжать арабское войско продуктами;

— уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать.

В государственном управлении центральными органами являлись специальные правительственные канцелярии – диваны:

-диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии;

— диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений;

— диван почтовой службы занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев.

Вопрос № 14:

«Мусульманское право: общая характеристика».

План:

Источники

1.1. Коран

1.2. Сунна

1.3. Иджма

1.4. Фетва

1.5. Кияс

1.6. Урф и адаты

Отрасли права

Вещное право

а) виды собственности

б) виды обязательств

в) виды договоров

Семейное право

Уголовное право

а) виды преступлений

б) виды наказаний

Источники

Отрасли

Мусульманское право – шариат, что означает «праведный путь».

1 Источники мусульманского права:

1 Коран – священная книга мусульман, в которой записаны слова самого Аллаха, ниспосланных пророку Мухаммеду которая состоит из притч, молитв, и проповедей. Из 6219 стихов предписания правил поведения мусульман содержат лишь 500, и только 80 из них можно рассматривать как юридические;

2 Сунна («священное предание») – состоит из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Из сунны выводятся нормы доказательственного, судебного, брачного, наследственного права;

3 Иджма (общее согласие мусульманской общины) – решения, которые вынесли авторитетные мусульманские правоведы по вопросам, не затронутым в Коране и Сунне;

4 Фетва – заключение в письменном виде отдельных религиозных авторитетов (муфтиев) по решениям светских властей относительно некоторых вопросов общественной жизни;

5 Кияс – решение правовых дел по аналогии, опираясь на кияс-правило, установленное в Коране, сунне или иджме, могло быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права;

6 Урф и адаты – правовые обычаи, сложившиеся в арабском мире, а также на завоеванных территориях, не противоречащие принципам и нормам ислама.

Отрасли права

Вещное право.

А) В собственности мусульман согласно шариату не могли находиться: воздух, море, пустыня, мечети и т.п.

Классификация земельных прав:

— хиджаз – земли, которые составляли первоначальную территорию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией). На этих землях могли селиться только мусульмане, там нельзя было охотиться и рубить деревья! – смешно.

— мульк – земли, которые находились в частной собственности;

— икта – земельный участок, выделяемый за службу;

— вакуф – земли, переданные собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели; лицо, установившее вакуф, сохраняло право управления имуществом и на часть доходов от него, но теряло право собственности. Поэтому сегодня вместо запрет ростовщичества и азартных игр – инвестиции, приносящие доход.

Способы приобретения права собственности на имущество: наследование, договор, находка вещи.

Б) Обязательства делились: на возмездные, безвозмездные, двусторонние, односторонние, срочные, бессрочные; договор рассматривался как результат взаимного соглашения сторон, он мог быть заключен как устно, так и письменно ; соблюдать договоры считалось священным долгом.

В) Виды договоров: купли-продажи, хранения, найма имущества, займа, союза и товарищества.

2.2 Семейное право. Брак заключался в форме договора, которые часто заключали родители жениха и невесты; возраст женщины от 9 лет, возраст жениха индивидуален; женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца; у мусульманина могло быть до 4 жен одновременно (полигамия), кроме того, он мог иметь наложниц из числа рабынь; мужу можно было применять к женам различные наказания, включая телесные.

Уголовное право.

А) Преступления делились на 3 группы: против государства и основ религии (отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, употребление спиртных напитков (харам – запрет употреблять спиртное и свинину, все остальное – халяль (дозволенное)), прелюбодеяние и ложное обвинение в нем); против отдельных лиц (убийства, телесные повреждения); правонарушения (оскорбление, хулиганство, обвешивание, обмеривание, азартные игра и т.п.).

Б) Виды наказаний: смертная казнь, телесные наказания, заключение в тюрьму, штрафы, и конфискации, позорящие наказания, ссылка и высылка из страны.

Билет 15. Развитие форм общественного самоуправления в феодальной Европе
Государство и самоуправление.
Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потреб
ности обществ в административном и даже политическом регулировании: для этого
она была еще слишком неразвита. Наряду с государственной организацией и церко
вью в обществе эпохи феодализма сформировались и институты общественного са
моуправления – на уровне отдельных территорий, центров, коллективов, объединен
ных социальным положением или производственно-профессиональной деятельно
стью.
Самоуправление–это право и возможность управлять общественными делами са

мими людьми помимо государственных учреждений; делают они это непосредственно или через особых представителей или учреждения, но обязательно на основе общего — сударственных законов. В феодальном обществе стремление к такой самоорганизации

усугублялось многочисленными иерархиями, наличием сословных, профессиональ —

ных классов, обособленностью отдельных территорий. Поэтому именно с эпохой фе —

одализма сформировалось большинство известных в истории видов самоуправления – начиная с исходного, общинного (касавшегося основной массы населения любого го —

сударства – крестьянства), затем территориального и до сословного и профессиональ — ного. В разных странах эти виды формировались и проявлялись по-разному. В Англии упрочилось земское, территориальное самоуправление. В странах Центральной и Во — сточной Европы большое значение приобрело самоуправление высших сословий. Но в целом самоуправление составляет важную часть не только государственной органи — зации, но и шире – политической системы общества.

Городское самоуправление.

Рождение городского самоуправления исторически было связано с сословным и поли —

тическим обособлением горожан от других классов феодального общества и с пре
вращением городов в особые общественные организмы, а не только в простые адми
нистративные центры. Закономерно, что наиболее развитые формы городское само
управление получило в тех странах, где наибольшее развитие получил сам городской
уклад жизни – в Германии, Франции, Испании. В городах существовали совещатель
ные советы (из местной аристократии, привилегированных граждан, городского пат
рициата) и избираемые, иногда пожизненно, консулы, которые обладали исполни
тельной властью. С укреплением к Х – XI вв. феодальной государственности города в
подавляющем большинстве подпадали под прямую власть сеньоров: епископов, гер
цогов, королей. Представительные органы и учреждения практически исчезли, а кон

сулы (или другие должностные лица) превратились в официалов сеньора, хотя назна — чались главным образом из горожан. На волне расцвета городской жизни в XI – XIII вв. по всей Европе, когда города становятся центрами торговой и экономической жиз — ни своих стран, горожане начали борьбу с феодальными сеньорами за свои права и самостоятельность. В результате сеньоры, чаще всего епископы и короли, предостав — ляли городам отдельные вольности и привилегии, закрепленные в особых хартиях (первые появились в начале XI в.). Более упорная борьба, иногда вооруженная, приве — ла к тому, что многие города стали признаваться коммунами – самостоятельными об — щинами с особыми правами своих жителей и своей административной и судебной ор — ганизацией. Города-коммуны освобождались от повинностей в пользу бывших сеньо — ров. Взамен этого они обязывались выплачивать ежегодную ренту-налог и предостав —

лять военную помощь. Необходимость самостоятельно решать внутренние военные,

административные и финансовые дела приводила коммуны к образованию учрежде —

ний самоуправления. Первоначально установилась выборность традиционных долж —

ностных лиц – консулов. Они командовали местной милицией-ополчением, контроли —

ровали рынки, правила ремесла и торговли, вершили суд. С усилением влияния внут —

ри городов торгово-ремесленного населения и падением положения городского пат —

рициата, собственнической аристократии в городах возросло значение народных со —

браний: городских, поквартальных, профессиональных; появились и представитель —

ства – городские советы.

В Германии представительные советы выросли из городских судов, которые ранее со — ставляли совет общины при сеньоре, участвовавший по феодальным правилам в гос — подском суде. К XIII в. городской совет стал основным органом управления, взяв на себя выполнение всех прежних сеньориальных функций. Такой городской совет стал исторически первым органом городского самоуправления в новых условиях.

Позднее в городах появилась должность бургомистра (во Франции и Англии – мэры);

С XV в. в городах Германии из городского совета стала выделяться особая управа

(впервые во Франкфурте-на-Майне). Управа занялась определением своих должност —

ных лиц: по контролю за рынками, мерами и весами, городским арсеналом, промыс —

лами и т. д. Должности эти были почетными и неоплачиваемыми, но нередко их ис —

полняющим предоставлялись льготы по налогам или другие привилегии.

Полномочия советов и управ стали расширяться. В XIII в. в Германии императорски —

ми конституциями и постановлениями ре йхстага они получили судебную власть в от — ношении города, а затем и городской округи. С XIV в. получили распространение собственные налоги на городские нужды. Городские советы стали заводить собствен —

ные печати, крупнейшие города – чеканить свою монету, устанавливать свой герб,

утверждавшиеся императором.

Организация и полномочия городского управления фиксировались целостными пра —

вовыми актами. Иногда, например в Кельне, такие акты принимали вид внутригород —

ской конституции (Союзная запись 1396 г.). Так стало формироваться целостное го —

родское право (см. § 39). В XII – XIII вв. город в Германии стал особым субъектом

права – по отношению к другим имперским или земским властям.

Ответ на этот вопрос следует начать с рассмотрения исторической обстановки. В начале XIII в. при Филиппе II Августе (1180—1223 гг.) по сути закладывались основы будущего политического и правового единства Франции. Благодаря брачным союзам и успешным завоеваниям в состав королевских владений вошли такие крупные тер­ритории, как Нормандия, части Пуату и Лангедока и др. В результате проведенной королем административной реформы все королевские владения были разделены на равные административные округа— бальяжи (на севе­ре) и сенешалъства (на юге), во главе которых стояли королевские чиновники — бальи и сенешали с военны­ми, судебными и финансовыми полномочиями.

Эти преобразования были продолжены внуком Фи­липпа Августа — Людовиком IX (1226—1270 гг.), осуще­ствившим военную, административную, финансовую и судебную реформы. Студенту необходимо рассмотреть каждую из них.

Особое значение для развития права средневековой Франции имела судебная реформа Людовика IX, в ходе которой впервые в истории страны была создана выс­шая апелляционная судебная инстанция в лице Париж­ского парламента.

С его созданием начинается процесс постепенной унификации права Франции. Этот процесс был длительным и сложным благодаря тому, что в каждом француз­ском государстве существовала своя правовая система, действовали местные законы и правовые обычаи (кутюма или кутюмы). Яркой чертой развития права средневеко­вой Франции стало существование двух традиций кутюмного права, действовавших на Севере и Юге страны. Основными источниками права на Севере Франции яв­лялись обычаи германского происхождения, в отдель­ных областях продолжали действовать нормы Саличес­кой правды. Юг Франции (Лангедок, Прованс, Дофине, Лион и др.) называли «страной писаного права», так как местные обычаи здесь в значительной мере базиро­вались на нормах вульгаризированного римского права.

На фоне пестрой палитры местных правовых обычаев выделялись относительно единообразные правовые сис­темы канонического, городского и торгового права. Сту­дент должен дать краткую характеристику каждой из этих систем, определив специфику их действия во Франции и рассмотрев их основные источники.

В XII—XIII вв. во Франции все большее распростра­нение получают принципы и нормы реципированного римского права. Знатоками римского права были легисты — выпускники университетов (в XII в. во Франции был основан университет Монпелье, в XIII в. — Орлеа­на). Как отмечают исследователи, число легистов как в местном, так и в центральном государственном аппара­те, и прежде всего в Парижском парламенте, в конце XIII в, было весьма велико.

Положения реципированного римского права часто использовались в качестве своеобразного эталона при унификации местных правовых обычаев, выработке принципов их классификации.

С усилением королевской власти во Франции возра­стает значение указов (ордонансов) короля как источника права. Далеко не последняя роль в королевском право-творчестве принадлежала Парижскому парламенту, ко­торый стал «институтом, представлявшим суверенитет короля в действии» (Н. А. Хачатурян). Заседавшие в нем легисты использовали римское право для разработки новой идеологии централизованного государства. Ими, в частности, был сформулирован принцип: чего хочет король — того хочет закон.

Отношения между местными обычаями и королевскими ордонансами складывались довольно сложно. Часто король прямо вторгался в сферу действия норм обычного права, внося в них изменения и дополнения, что также способствовало их унификации. Так возникли знаменитые «40 дней короля» (§ 1510, 1702 Кутюмов Бовези), королевские установления «о вдовьей доле» (§ 445, 692). Отныне бароны могли устанавливать кутюмы на вечный срок только с разрешения короля (§ 731). Будучи ранее ограничен обычаем, король теперь сам создавал нормы права. В ходе начатой при Людовике IX и продолженной его наследниками записи правовых обычаев были созданы сборники обычного права как на провинциальном, так и на общегосударственном уровне: Большой кутюм Нормандии, Кутюмы Тулузы, Большой кутюм Франции. К XV в. насчитывалось около 60 общегосударственных и около 200 местных сборников обычного права.

Около 1283 г. на северо-востоке Франции королевским бальи Филиппом Бомануаром были составлены знаменитые Кутюмы Бовези. За глубокие знания, в том числе в области римского и канонического права, и активную политическую позицию Филипп Бомануар был назван впоследствии «светочем своего времени» (Ш. Монтескье). Как отмечает автор в предисловии к своему трактату, он попытался собрать в нем не только «обычаи бовезийцев», но и, что очень важно, «правовые нормы, общие для кутюмов всей Франции».

Общая характеристика документа предполагает изучение его структуры, выявление уровня его юридической техники. Студенту следует определить круг регулируемых им отношений.

Необходимо, прежде всего, отметить, что в Кутюмах Бовези закрепляется целый ряд важных политико-правовых идей. Филипп Бомануар являлся сторонником сильной королевской власти. Об этом свидетельствует неоднок­ратно проводимая в документе мысль о верховном сувере­нитете короля. Наиболее ярко она проведена в § 1043 гл. 34 «О суверене», а также в § 1512. Примечательно, что для обоснования этой идеи автор сборника использует дого­ворную теорию происхождения государства. Ее содержа­ние раскрывается в § 1214—1215, 1453. Являясь верховным сувереном и носителем идеи права в обществе, король активно вмешивается в сферу действия местных правовых обычаев и установлений. Об этом свидетельствует содер­жание § 958—959, а также положений, указанных выше.

В то же время конкретная политическая ситуация во Франции в конце XIII в. не позволяет автору Кутюмов забывать о том, что власть отдельных сеньоров остается достаточно сильной. Это нашло свое отражение в § 322, 731, 1043, 1165 и др.

Для Франции, как и для других европейских госу­дарств, в этот период чрезвычайно важной была про­блема взаимоотношений между светской властью и вла­стью католической церкви, римских пап, стремившихся к созданию всемирной теократической державы. В Кутюмах Бовези эта проблема раскрывается через призму сло­жившейся в средневековой Европе в конце XII — нача­ле XIII в. теории «двух мечей», главным аспектом кото­рой стало разграничение светской и церковной юрисдикции. При рассмотрении этой важной политико-правовой теории студенту необходимо проанализировать § 311, 1465, 1474-1475 сборника.

XIII век во Франции был ознаменован началом про­цесса постепенного отмирания серважа и перехода к иным видам экономической зависимости крестьян. Это­му вопросу в Кутюмах Бовези уделено значительное ме­сто. В § 1452, 1453, 1457 не только рассматриваются раз­личные формы крепостной зависимости, но и приво­дится теория происхождения серважа во Франции, при этом Филипп Бомануар не скрывает своего явно нега­тивного отношения к данному институту.

Страница 8 из 10

Семейное и наследственное право феодальной Франции

Брак и семья во Франции регулировались в основном каноническим правом. В XVI-XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, серией ордонансов отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Сам брак, хотя по-прежнему фиксировался лишь в церковных книгах, стал рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Было пересмотрено старое каноническое правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласие родителей. Отныне дети, нарушившие волю родителей, могли быть лишены наследства. В связи с нерасторжимостью брака по каноническому праву парламент не мог признать его недействительным, но объявлял заключенным незаконно. В результате брак не порождал юридических последствий.

Личные отношения супругов (главенство мужа, безусловное подчинение ему жены, совместное проживание и т.п.) также определялись каноническим правом, но положение детей в семье и имущественные отношения супругов были различными в северной и южной частях страны. В стране обычного права родительская власть рассматривались как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. Здесь также длительное время действовал режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми, но существовал раздельный режим имущества мужа и жены.

В период позднего средневековья под влиянием норм римского права сократилась имущественная правосубъектность жены. На юге все сделки, заключенные ею без согласия мужа, признавались ничтожными. Напротив, на севере режим общности имущества перестал быть обязательным, и за супругами закрепилась большая свобода решать свои имущественные взаимоотношения по обоюдному согласию. Повсеместно во Франции к этому времени усиливается родительская (прежде всего отцовская) власть над детьми, которые, как и в римском праве, не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

В наследственном праве Франции наиболее характерным институтом был майорат, т.е. передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну. Такой порядок позволял избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям, выдавать замуж сестер. На юге Франции под влиянием римского права широкое распространение получили завещания. В них особенно было заинтересовано духовенство, поскольку священники считались исполнителями завещательной воли умершего и часть завещанного имущества отказывалась церкви. Под воздействием церкви завещание все более начинает проникать и в обычное право, хотя завещательная свобода на севере была существенно ограничена в пользу законных наследников. Последние не могли быть лишены наследства завещательным распоряжением без особо серьезных к тому оснований.

Добавить комментарий