Дознание по уголовным делам,
Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно,— самостоятельная форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности всех его участ-
II. Предварительное досудебное производство
ников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого и направлению уголовного дела в суд, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести, за изъятиями, установленными уголовно-процессуальным законом (ст. 223—225 УПК РФ).
Согласно ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме самостоятельного дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22, 24—29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.
Из этого положения следует, что в данном виде дознания в связи с исключением из производства главы 23 должны принципиально отсутствовать в качестве самостоятельных процессуальных действий:
а) привлечение лица в качестве обвиняемого (составление постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого);
б) предъявление обвинения (ознакомление с соответствующим документом, существование которого не предполагается в дознании);
в) составление обвинительного заключения и ознакомление с ним участников уголовного процесса.
Этот вид дознания производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, т.е. по делам, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести.
Исключением из этого положения является преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 203 УК РФ, которое относится к числу тяжких преступлений1.
Дознание производится в течение 30 суток с момента возбуждения уголовного дела.
При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток.
Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ.
В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, указанный в ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.
1 В определениях подследственности и подсудности слишком часто, к сожалению, присутствует субъективный подход законодателя.
20. Производство дознания
В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.
В соответствии со ст. 223.1 УПК РФ в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в его совершении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Дознаватель должен вручить копию этого уведомления подозреваемому и разъяснить ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.
О вручении копии уведомления подозреваемому и о разъяснении ему соответствующих прав составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ.
В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения в совершении преступления.
В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:
1) дата и место его составления;
2) фамилия, инициалы лица, его составившего;
3) фамилия, имя, отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
4) описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ;
5) пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за данное преступление.
При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона.
При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них.
Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.
В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить с согласия прокурора ходатайство пе-
II. Предварительное досудебное производство
ред судом об избрании меры пресечения в виде заключения под
стражу.
Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то итоговый документ дознания — обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу (с учетом времени его нахождения в изоляторе временного содержания, если он был задержан).
При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном для производства предварительного следствия (глава 23 УПК РФ), т.е. в отношении него выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого. После этого производство дознания продолжается в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, либо данная мера пресечения отменяется (ст. 224 УПК РФ).
По окончании дознания как самостоятельной формы предварительного расследования дознаватель составляет обвинительный акт.
Обвинительный акт— итоговый процессуальный документ дознания как самостоятельной формы предварительного расследования, в котором излагаются установленные фактические и юридические обстоятельства совершенного преступления, обосновывается вывод о виновности конкретного лица и необходимости судебного разбирательства.
В этом документе указываются:
1) дата и место его составления;
2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности1;
4) фактические обстоятельства совершения преступления (место, время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного уголовного дела);
5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;
6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;
7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;
9) список лиц, подлежащих вызову в суд.
20. Производство дознания
1 Представляется, что в данном случае речь должна идти не о привлечении к уголовной ответственности, поскольку это институт уголовного права, а о привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. 47 УПК РФ).
В принципе этот документ по форме и существу соответствует в целом содержанию обвинительного заключения, который составляется следователем по окончании предварительного следствия.
В этом плане уголовно-процессуальный закон совершенно справедливо пошел именно по этому пути, несколько упростив содержание обвинительного акта.
Обвиняемый, его защитник и, по нашему мнению, при наличии ходатайства законный представитель обвиняемого должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается соответствующая отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.
Потерпевшему или его представителям по их ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления материалы уголовного дела в порядке, установленном для ознакомления с материалами дела для обвиняемого и его защитника.
Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания.
После утверждения этого акта начальником органа дознания подозреваемый приобретает статус обвиняемого, если по уголовному делу не было вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.
Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.
Из изложенного вытекает вывод о многофункциональности обвинительного акта как итогового документа дознания.
Во-первых, этот документ играет в уголовном процессе роль постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, составляемого в рамках предварительного следствия (ст. 47 УПК РФ).
Этот вывод справедлив лишь при условии, что в рассматриваемом виде дознания не была приведена в действие процедура (механизм), предусмотренная главой 23 УПК РФ.
Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинительного акта обвиняемый должен быть допрошен в данном качестве со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Однако это следственное действие в широком смысле слова не предусмотрено действующим законодательством.
Во-вторых, обвинительный акт выполняет функцию итогового документа предварительного следствия — обвинительного заключения.
Естественно, эти суждения базируются на сравнении предварительного следствия как основной формы предварительного расследования и дознания — вспомогательной, субсидиарной его формы.
Согласно ст. 226 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, в течение двух суток.
. Предварительное досудебное производство
При этом он может принять одно из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям уголовно-процессуального закона со своими письменными указаниями.
При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток.
Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, установленном ч. 3—5 ст. 223 УПК РФ;
3) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ст. 24—28 УПК РФ;
4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на закон о менее тяжком преступлении.
Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст. 222 УПК РФ.
Раздел III
Производство в судебных стадиях
Глава 21 Подсудность
Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 972-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Александрова Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 125, 144, 145, 148, 151, 285 и 286 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктами 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Александров просит признать противоречащими статьям 2, 4 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 34 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 123 Конституции Российской Федерации статьи 125 «Судебный порядок рассмотрения жалоб», 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», 145 «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», 148 «Отказ в возбуждении уголовного дела», 151 «Подследственность», 285 «Оглашение протоколов следственных действий и иных документов» и 286 «Приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду» УПК Российской Федерации, а также пункты 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 581-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Андронова Максима Сергеевича на нарушение его конституционных прав рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Андронов, отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 2, 18, 19 (часть 1), 33, 45, 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1), 50 (часть 3) и 52 Конституции Российской Федерации части первую и вторую статьи 21, часть первую статьи 123, часть первую статьи 125, часть первую статьи 144, часть первую статьи 145, часть первую статьи 151, пункт 7 части третьей и часть четвертую статьи 389.28 УПК Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 518-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тыщенко Сергея Леонидовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и о разъяснении норм действующего законодательства»
В жалобе С.Л. Тыщенко также ставит вопрос о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 141, закрепляющей порядок подачи заявления о преступлении; статьи 144, регулирующей порядок рассмотрения органами предварительного расследования сообщений о преступлениях, и статьи 145, определяющей виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения таких сообщений; статьи 150, устанавливающей формы предварительного расследования, и статьи 151 «Подследственность».
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 342-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Технюка Владислава Васильевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 123, частью третьей статьи 125, пунктом 2 статьи 401.7, частями первой и второй статьи 401.15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).
Решение Верховного Суда РФ от 26.01.2017 по делу N АКПИ16-1290 Требование: Об отмене решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в отставке. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку утверждение истца о том, что он не был уведомлен об изготовлении протокола заседания коллегии и ему своевременно не была направлена его копия, опровергается имеющимися в материалах ВККС РФ телеграммой, которой он уведомлялся о подписании протокола заседания коллегии, и сопроводительным письмом о направлении ему копии протокола по его запросу.
Определенная Председателем Следственного комитета Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 4.5 Приказа компетенция военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по рассмотрению сообщений о преступлениях и предварительному расследованию по уголовным делам о преступлениях, совершенных, в частности, судьями военных судов, в том числе не являющимися военнослужащими, не изменяет установленную статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подследственность подобных дел следователям Следственного комитета Российской Федерации.
По факту разбития стекла в автомобиле, принадлежавшего Д., материалы согласно положениям ст. ст. 150, 151 УПК РФ выделены в отдельное производство и направлены Крымскому межрайонному прокурору.
Поскольку в ходе расследования уголовного дела было установлено, что совершенное Соколовым В.А. покушение на хищение телевизора и ресивера, принадлежавшие Д. связано с противоправными действиями в отношении Г. оснований для вынесения отдельного постановления о возбуждении уголовного дела по данному факту у следственных органов не имелось.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1766-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горячева Дмитрия Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, при подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы; проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (часть первая статьи 148 УПК Российской Федерации), судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункты 12 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).
Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1625-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кудеровой Татьяны Борисовны на нарушение ее конституционных прав подпунктом «б» пункта 1 части второй статьи 151 и пунктом 6 части первой статьи 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.Б. Кудерова, осужденная по приговору суда, просит признать не соответствующими статьям 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации подпункт «б» пункта 1 части второй статьи 151 «Подследственность» и пункт 6 части первой статьи 447 «Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам» УПК Российской Федерации, как позволяющие при проверке сообщения о преступлении, при возбуждении уголовного дела и его предварительном расследовании не применять к лицу, занимавшему на момент совершения преступления должность старшего помощника прокурора района, положения главы 52 УПК Российской Федерации, предусматривающие особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N АПЛ16-133 Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 04.02.2016 N АКПИ15-1427, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 4.5 Приказа Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации».
Проанализировав положения подпункта «б» пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ, устанавливающей правила подследственности уголовных дел, а также пункта 2 части первой статьи 447 УПК РФ во взаимосвязи с нормами Федеральных конституционных законов от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», суд сделал правильный вывод о том, что проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями военного суда, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, отнесено к полномочиям следователей СК России.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 66-АПУ16-3 Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за покушение на мошенничество, по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство, по ч. 3 ст. 159 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за мошенничество, по п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за кражу. Определение ВС РФ: Приговор отменен. Дело направлено на новое судебное рассмотрение, так как суд обоснованно исходил из того, что осужденный лишен был возможности пользоваться услугами выбранного им защитника, чем нарушено гарантированное Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законом его право на защиту, что повлияло на вынесение законного, обоснованного и справедливого решения по делу.
Нарушены органами предварительного следствия и требования п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ о подследственности дела, которое подлежало расследованию следователями органов внутренних дел РФ.
Полагает, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.
Содержание
Понятие предварительного следствия
В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.
Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.
Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.
Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.
Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.
Органы предварительного следствия
К органам предварительного следствия УПК РФ относит следующие:
- Следственный комитет РФ,
- следственные подразделения органов внутренних дел;
- следственные органы Федеральной службы безопасности.
Срок предварительного следствия
Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.
Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).
По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).
Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):
- день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
- день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:
- время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);
- время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).
Ст. 6.1. УПК РФ допускает продление этого срока лишь при условии, что уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.
Не вдаваясь в научные дискуссии о начале и окончании разумного срока уголовного судопроизводства, возьмем за их основу конкретные процессуальные сроки, которые предусмотрены УПК РФ для предварительного расследования.
При соблюдении условия «разумности» срок предварительного следствия может быть продлен в следующем порядке:
- до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа;
- до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность;
- дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем — Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
Если возникает необходимость продления срока предварительного следствия, следователь должен вынести соответствующее постановление и представить его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.
Срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю в случаях:
- возвращения прокурором уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора;
- возобновления приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования
- возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с возвращением дела прокурору судом.
Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях
Следственные действия
Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.
Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.
Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.
К числу следственных действий УПК РФ относит:
- осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);
- эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;
- обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;
- допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;
- предъявление для опознания:
- следственный эксперимент;
- проверку показаний на месте;
- контроль и запись переговоров;
- получение информации о соединениях между абонентами;
- назначение и производство судебной экспертизы
Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.
Производство следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, требует от следователя вынесения постановления об их производстве (например, эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка).
Ряд таких следственных действий может осуществляться только с разрешения суда. К ним, в частности, относятся:
- осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
- обыск и выемка в жилище,
- выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи,
- личный обыск (за исключением личного обыска производимого при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);
- выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
- наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
- контроль и запись телефонных и иных переговоров;
- получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.
С этой целью следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.
При производстве следственных действий следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан. Запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для их жизни и здоровья. Недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия на участников следственных действий. Нельзя проводить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств.
В процессе следственных действий следователем должны приниматься меры к охране государственной тайны и неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц.
Для проведения следственных действий следователь может привлекать специалиста.
Кроме того, для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов следователь может приглашать понятых. В некоторых случаях, специально оговоренных в законе, проведение следственных действий требует обязательного участия понятых
Ход и результаты следственного действия отражаются в протоколе следственного действия.
В следующих публикациях мы еще вернемся к теме следственных действий, что бы рассмотреть процессуальные и тактические особенности производства каждого из них.
Участники уголовного судопроизводства
Общие сведения об участниках уголовного судопроизводства
Согласно определению, представленному законодателем в п. 59 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе.
УПК РФ в зависимости от наличия собственных интересов, выполнения процессуальных функций, реализации соответствующих прав и осуществления возложенных на них обязанностей всех участников уголовного судопроизводства делит на следующие группы:
1. Суд
2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:
- прокурор;
- следователь и руководитель следственного органа;
- орган дознания;
- дознаватель и начальник подразделения дознания;
- потерпевший
- частный обвинитель
- гражданский истец;
- представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:
- подозреваемый;
- обвиняемый;
- законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;
- защитник;
- гражданский ответчик и его представитель.
4. Иные участники уголовного судопроизводства:
- свидетель
- переводчик;
- понятой;
- эксперт;
- специалист.
В последующих публикациях мы более подробно рассмотрим процессуальный статус некоторых из вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства.
P.S. В дополнение к данной консультации предлагаю прослушать доклад научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Марии Шклярук на тему «Уголовное следствие в России: теория и практика».
Уголовное следствие в России
Чтобы не пропускать новые материалы, подпишитесь на наши страницы:
СТ 150 УПК РФ
1. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.
1.1. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.
2. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части третьей настоящей статьи.
3. Дознание производится:
2) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.
4. По письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей настоящей статьи, могут быть переданы для производства предварительного следствия.
Комментарий к Статье 150 Уголовно-процессуального кодекса
1. Досудебное производство — уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5 УПК РФ).
2. Предварительное расследование является разновидностью досудебного производства и отдельной стадией уголовного процесса. По отношению к судебному разбирательству оно имеет вспомогательный характер, так как признать лицо виновным в совершении преступления и применить уголовный закон вправе только суд. Предварительное же расследование призвано создать условия для надлежащего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом по существу.
3. Задачами предварительного расследования являются:
— установление объективных и субъективных признаков преступления путем исследования в строгом соответствии с уголовно-процессуальной формой обстоятельств содеянного;
— быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и привлечение их в качестве обвиняемых;
— обнаружение и закрепление доказательств по делу;
— охрана прав и законных интересов участников процесса и других лиц;
— недопущение продолжения преступной деятельности;
— установление характера и размера вреда, причиненного преступлением, и принятие мер по обеспечению его возмещения;
— выявление обстоятельств, способствовавших преступлению, и принятие мер по их устранению.
Таким образом, предварительное расследование — урегулированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по установлению обстоятельств совершенного преступления, обнаружению и закреплению следов преступления, раскрытию преступления, изобличению виновных и привлечению их в качестве обвиняемых при строгом соблюдении прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
4. Предварительное расследование регулируется совокупностью правовых норм и институтов, среди которых выделяются нормы общего характера, которые действуют при производстве как предварительного следствия, так и дознания и определяют сущностные аспекты досудебного производства. Такими нормами являются условия предварительного расследования — предусмотренные уголовно-процессуальным законом правила, действующие на протяжении всего периода предварительного расследования и отражающие общие черты и особенности данного вида досудебного производства как отдельной стадии уголовного процесса и устанавливающие универсальные требования к совершению действий и принятию решений в ходе предварительного следствия и дознания.
5. Система общих условий предварительного расследования включает в себя положения, регулирующие:
1) характер, субъект и место производства по конкретному уголовному делу:
— формы предварительного расследования;
— подследственность уголовных дел;
— место производства предварительного расследования;
— производство неотложных следственных действий;
2) объем производства по уголовному делу:
— соединение уголовных дел;
— выделение уголовных дел;
— выделение в отдельное производство материалов уголовного дела;
3) начальный и конечный моменты производства по уголовному делу:
— начало производства предварительного расследования;
— окончание предварительного расследования;
4) обязанности органов расследования по принятию мер об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, по обеспечению прав и законных интересов участников процесса и других лиц:
— принятие мер по выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона;
— обязательность рассмотрения ходатайств;
— меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности их имущества;
— меры по обеспечению гражданского иска;
5) информационную составляющую предварительного расследования:
— недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
— восстановление уголовных дел.
6. Предварительное расследование осуществляется в двух формах — в форме предварительного следствия или дознания (или дознания в сокращенной форме). Отличие следствия от дознания предопределено тем, что предварительное следствие — основная форма предварительного расследования, применяемая для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью. Отличия рассматриваемых форм расследования заключаются в органах и должностных лицах, полномочных вести следствие или дознание, в сроках производства по делу, в порядке и сроках применения заключения под стражу, в содержании некоторых процессуальных документов.
7. Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, которые отнесены законом к компетенции органов дознания или которые могут быть отнесены к их компетенции. В п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК изложен исчерпывающий перечень составов преступлений, уголовные дела о которых отнесены к компетенции органов дознания. Это такие составы преступлений, как, например, кража без особо квалифицирующих признаков, мошенничество без квалифицирующих признаков, хулиганство без особо квалифицирующих признаков, вандализм и др., а всего более 100 составов преступлений.
8. В п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК содержится правило, допускающее альтернативу в определении подследственности — по делам небольшой и средней тяжести, которые не вошли в перечень, приведенный в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, дознание может производиться по письменному указанию прокурора. Указание прокурора о производстве дознания может содержаться в отдельном письменном распоряжении прокурора о проведении дознания по делу, которое уже возбуждено. Как правило, указание прокурор дает на стадии возбуждения уголовного дела, однако подобные указания не исключаются и при расследовании преступлений. Основания для таких указаний в законе отсутствуют, поэтому прокурор с учетом сложившейся ситуации и в интересах объективного, всестороннего и в короткие сроки расследования уголовного дела принимает подобное решение. В частности, из материалов дела может следовать, что орган дознания при производстве неотложных следственных действий (по делу небольшой и средней тяжести, по которому обязательно следствие) выполнил необходимые и достаточные для окончания расследования действия и передача дела для производства следствия является формальностью. Такое полномочие прокурора позволяет освободить органы следствия от расследования дел, не обладающих процессуальной сложностью, для производства по которым достаточно компетенции органа дознания.
9. С другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК по письменному указанию прокурора предварительное следствие может производиться и по делам, по которым по общему правилу проводится дознание. Это положение еще раз подчеркивает, что следствие рассматривается как основной вид расследования преступлений.