Предварительное следствие обязательно

Дознание по уголовным делам,

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обяза­тельно,— самостоятельная форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности всех его участ-

II. Предварительное досудебное производство

ников при определяющей роли органа дознания, начальника под­разделения дознания, дознавателя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактиче­ских и юридических оснований для привлечения лица в качестве об­виняемого и направлению уголовного дела в суд, как правило, о пре­ступлениях небольшой и средней тяжести, за изъятиями, установлен­ными уголовно-процессуальным законом (ст. 223—225 УПК РФ).

Согласно ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме самостоятельного дознания производится в порядке, уста­новленном главами 21, 22, 24—29 УПК РФ, с изъятиями, преду­смотренными главой 32 УПК РФ.

Из этого положения следует, что в данном виде дознания в связи с исключением из производства главы 23 должны принци­пиально отсутствовать в качестве самостоятельных процессуаль­ных действий:

а) привлечение лица в качестве обвиняемого (составление по­становления о привлечении лица в качестве обвиняемого);

б) предъявление обвинения (ознакомление с соответствующим документом, существование которого не предполагается в дознании);

в) составление обвинительного заключения и ознакомление с ним участников уголовного процесса.

Этот вид дознания производится по уголовным делам о престу­плениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, т.е. по делам, как пра­вило, о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Исключением из этого положения является преступление, пре­дусмотренное ч. 2 ст. 203 УК РФ, которое относится к числу тяжких преступлений1.

Дознание производится в течение 30 суток с момента возбужде­ния уголовного дела.

При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток.

Приостановленное дознание может быть возобновлено на осно­вании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, указанный в ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравнен­ным к ним военным прокурором и их заместителями до шести ме­сяцев.

1 В определениях подследственности и подсудности слишком часто, к сожале­нию, присутствует субъективный подход законодателя.

20. Производство дознания

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

В соответствии со ст. 223.1 УПК РФ в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе доз­нания получены достаточные данные, дающие основание подозре­вать лицо в его совершении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Дознаватель должен вручить копию этого уведомления подозреваемому и разъяс­нить ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.

О вручении копии уведомления подозреваемому и о разъясне­нии ему соответствующих прав составляется протокол в соответст­вии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ.

В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допро­сить подозреваемого по существу подозрения в совершении престу­пления.

В уведомлении о подозрении в совершении преступления долж­ны быть указаны:

1) дата и место его составления;

2) фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) фамилия, имя, отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;

4) описание преступления с указанием места, времени его со­вершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ;

5) пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона.

При установлении по одному уголовному делу нескольких по­дозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них.

Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступ­ления направляется прокурору.

В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить с согласия прокурора ходатайство пе-

II. Предварительное досудебное производство

ред судом об избрании меры пресечения в виде заключения под

стражу.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресече­ния в виде заключения под стражу, то итоговый документ дознания — обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня за­ключения подозреваемого под стражу (с учетом времени его нахо­ждения в изоляторе временного содержания, если он был задер­жан).

При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, преду­смотренном для производства предварительного следствия (глава 23 УПК РФ), т.е. в отношении него выносится постановление о при­влечении в качестве обвиняемого. После этого производство дозна­ния продолжается в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, либо данная мера пресечения отменяется (ст. 224 УПК РФ).

По окончании дознания как самостоятельной формы предвари­тельного расследования дознаватель составляет обвинительный акт.

Обвинительный акт— итоговый процессуальный документ доз­нания как самостоятельной формы предварительного расследова­ния, в котором излагаются установленные фактические и юридиче­ские обстоятельства совершенного преступления, обосновывается вывод о виновности конкретного лица и необходимости судебного разбирательства.

В этом документе указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности1;

4) фактические обстоятельства совершения преступления (ме­сто, время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для пра­вильного разрешения данного уголовного дела);

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и пере­чень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

20. Производство дознания

1 Представляется, что в данном случае речь должна идти не о привлечении к уголовной ответственности, поскольку это институт уголовного права, а о при­влечении лица в качестве обвиняемого (ст. 47 УПК РФ).

В принципе этот документ по форме и существу соответствует в целом содержанию обвинительного заключения, который составля­ется следователем по окончании предварительного следствия.

В этом плане уголовно-процессуальный закон совершенно спра­ведливо пошел именно по этому пути, несколько упростив содер­жание обвинительного акта.

Обвиняемый, его защитник и, по нашему мнению, при наличии ходатайства законный представитель обвиняемого должны быть оз­накомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается соответствующая отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

Потерпевшему или его представителям по их ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления материалы уголовного дела в порядке, установленном для ознакомления с материалами дела для обвиняемого и его защитника.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания.

После утверждения этого акта начальником органа дознания подозреваемый приобретает статус обвиняемого, если по уголовно­му делу не было вынесено постановление о привлечении лица в ка­честве обвиняемого.

Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом на­правляются прокурору.

Из изложенного вытекает вывод о многофункциональности об­винительного акта как итогового документа дознания.

Во-первых, этот документ играет в уголовном процессе роль по­становления о привлечении лица в качестве обвиняемого, состав­ляемого в рамках предварительного следствия (ст. 47 УПК РФ).

Этот вывод справедлив лишь при условии, что в рассматривае­мом виде дознания не была приведена в действие процедура (меха­низм), предусмотренная главой 23 УПК РФ.

Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинитель­ного акта обвиняемый должен быть допрошен в данном качестве со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Однако это следственное действие в широком смысле слова не предусмот­рено действующим законодательством.

Во-вторых, обвинительный акт выполняет функцию итогового до­кумента предварительного следствия — обвинительного заключения.

Естественно, эти суждения базируются на сравнении предвари­тельного следствия как основной формы предварительного рассле­дования и дознания — вспомогательной, субсидиарной его формы.

Согласно ст. 226 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, в течение двух суток.

. Предварительное досудебное производство

При этом он может принять одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголов­ного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополни­тельного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям уголовно-процессуального закона со своими письменными указаниями.

При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток.

Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, установленном ч. 3—5 ст. 223 УПК РФ;

3) о прекращении уголовного дела или уголовного преследова­ния по основаниям, предусмотренным ст. 24—28 УПК РФ;

4) о направлении уголовного дела для производства предвари­тельного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на закон о менее тяжком преступлении.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обви­няемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст. 222 УПК РФ.

Раздел III

Производство в судебных стадиях

Глава 21 Подсудность

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 972-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Александрова Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 125, 144, 145, 148, 151, 285 и 286 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктами 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Александров просит признать противоречащими статьям 2, 4 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 34 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 123 Конституции Российской Федерации статьи 125 «Судебный порядок рассмотрения жалоб», 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», 145 «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», 148 «Отказ в возбуждении уголовного дела», 151 «Подследственность», 285 «Оглашение протоколов следственных действий и иных документов» и 286 «Приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду» УПК Российской Федерации, а также пункты 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 581-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Андронова Максима Сергеевича на нарушение его конституционных прав рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Андронов, отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 2, 18, 19 (часть 1), 33, 45, 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1), 50 (часть 3) и 52 Конституции Российской Федерации части первую и вторую статьи 21, часть первую статьи 123, часть первую статьи 125, часть первую статьи 144, часть первую статьи 145, часть первую статьи 151, пункт 7 части третьей и часть четвертую статьи 389.28 УПК Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 518-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тыщенко Сергея Леонидовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и о разъяснении норм действующего законодательства»

В жалобе С.Л. Тыщенко также ставит вопрос о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 141, закрепляющей порядок подачи заявления о преступлении; статьи 144, регулирующей порядок рассмотрения органами предварительного расследования сообщений о преступлениях, и статьи 145, определяющей виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения таких сообщений; статьи 150, устанавливающей формы предварительного расследования, и статьи 151 «Подследственность».

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 342-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Технюка Владислава Васильевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 123, частью третьей статьи 125, пунктом 2 статьи 401.7, частями первой и второй статьи 401.15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Решение Верховного Суда РФ от 26.01.2017 по делу N АКПИ16-1290 Требование: Об отмене решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в отставке. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку утверждение истца о том, что он не был уведомлен об изготовлении протокола заседания коллегии и ему своевременно не была направлена его копия, опровергается имеющимися в материалах ВККС РФ телеграммой, которой он уведомлялся о подписании протокола заседания коллегии, и сопроводительным письмом о направлении ему копии протокола по его запросу.

Определенная Председателем Следственного комитета Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 4.5 Приказа компетенция военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по рассмотрению сообщений о преступлениях и предварительному расследованию по уголовным делам о преступлениях, совершенных, в частности, судьями военных судов, в том числе не являющимися военнослужащими, не изменяет установленную статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подследственность подобных дел следователям Следственного комитета Российской Федерации.

По факту разбития стекла в автомобиле, принадлежавшего Д., материалы согласно положениям ст. ст. 150, 151 УПК РФ выделены в отдельное производство и направлены Крымскому межрайонному прокурору.

Поскольку в ходе расследования уголовного дела было установлено, что совершенное Соколовым В.А. покушение на хищение телевизора и ресивера, принадлежавшие Д. связано с противоправными действиями в отношении Г. оснований для вынесения отдельного постановления о возбуждении уголовного дела по данному факту у следственных органов не имелось.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1766-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горячева Дмитрия Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, при подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы; проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (часть первая статьи 148 УПК Российской Федерации), судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункты 12 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1625-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кудеровой Татьяны Борисовны на нарушение ее конституционных прав подпунктом «б» пункта 1 части второй статьи 151 и пунктом 6 части первой статьи 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.Б. Кудерова, осужденная по приговору суда, просит признать не соответствующими статьям 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации подпункт «б» пункта 1 части второй статьи 151 «Подследственность» и пункт 6 части первой статьи 447 «Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам» УПК Российской Федерации, как позволяющие при проверке сообщения о преступлении, при возбуждении уголовного дела и его предварительном расследовании не применять к лицу, занимавшему на момент совершения преступления должность старшего помощника прокурора района, положения главы 52 УПК Российской Федерации, предусматривающие особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N АПЛ16-133 Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 04.02.2016 N АКПИ15-1427, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 4.5 Приказа Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации».

Проанализировав положения подпункта «б» пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ, устанавливающей правила подследственности уголовных дел, а также пункта 2 части первой статьи 447 УПК РФ во взаимосвязи с нормами Федеральных конституционных законов от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», суд сделал правильный вывод о том, что проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями военного суда, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, отнесено к полномочиям следователей СК России.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 66-АПУ16-3 Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за покушение на мошенничество, по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство, по ч. 3 ст. 159 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за мошенничество, по п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за кражу. Определение ВС РФ: Приговор отменен. Дело направлено на новое судебное рассмотрение, так как суд обоснованно исходил из того, что осужденный лишен был возможности пользоваться услугами выбранного им защитника, чем нарушено гарантированное Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законом его право на защиту, что повлияло на вынесение законного, обоснованного и справедливого решения по делу.

Нарушены органами предварительного следствия и требования п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ о подследственности дела, которое подлежало расследованию следователями органов внутренних дел РФ.

Полагает, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

Понятие предварительного следствия

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.

Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Органы предварительного следствия

К органам предварительного следствия УПК РФ относит следующие:

  • Следственный комитет РФ,
  • следственные подразделения органов внутренних дел;
  • следственные органы Федеральной службы безопасности.

Срок предварительного следствия

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).

Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):

  • день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:

  • время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);
  • время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).

Ст. 6.1. УПК РФ допускает продление этого срока лишь при условии, что уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.

Не вдаваясь в научные дискуссии о начале и окончании разумного срока уголовного судопроизводства, возьмем за их основу конкретные процессуальные сроки, которые предусмотрены УПК РФ для предварительного расследования.

При соблюдении условия «разумности» срок предварительного следствия может быть продлен в следующем порядке:

  • до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа;
  • до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность;
  • дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем — Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Если возникает необходимость продления срока предварительного следствия, следователь должен вынести соответствующее постановление и представить его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю в случаях:

  • возвращения прокурором уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора;
  • возобновления приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования
  • возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с возвращением дела прокурору судом.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях

Следственные действия

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

К числу следственных действий УПК РФ относит:

  • осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);
  • эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;
  • обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;
  • допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;
  • предъявление для опознания:
  • следственный эксперимент;
  • проверку показаний на месте;
  • контроль и запись переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами;
  • назначение и производство судебной экспертизы

Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

Производство следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, требует от следователя вынесения постановления об их производстве (например, эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка).

Ряд таких следственных действий может осуществляться только с разрешения суда. К ним, в частности, относятся:

  • осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • обыск и выемка в жилище,
  • выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи,
  • личный обыск (за исключением личного обыска производимого при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);
  • выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.

С этой целью следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан. Запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для их жизни и здоровья. Недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия на участников следственных действий. Нельзя проводить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств.

В процессе следственных действий следователем должны приниматься меры к охране государственной тайны и неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц.

Для проведения следственных действий следователь может привлекать специалиста.

Кроме того, для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов следователь может приглашать понятых. В некоторых случаях, специально оговоренных в законе, проведение следственных действий требует обязательного участия понятых

Ход и результаты следственного действия отражаются в протоколе следственного действия.

В следующих публикациях мы еще вернемся к теме следственных действий, что бы рассмотреть процессуальные и тактические особенности производства каждого из них.

Участники уголовного судопроизводства

Общие сведения об участниках уголовного судопроизводства

Согласно определению, представленному законодателем в п. 59 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе.

УПК РФ в зависимости от наличия собственных интересов, выполнения процессуальных функций, реализации соответствующих прав и осуществления возложенных на них обязанностей всех участников уголовного судопроизводства делит на следующие группы:

1. Суд

2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

  • прокурор;
  • следователь и руководитель следственного органа;
  • орган дознания;
  • дознаватель и начальник подразделения дознания;
  • потерпевший
  • частный обвинитель
  • гражданский истец;
  • представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:

  • подозреваемый;
  • обвиняемый;
  • законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;
  • защитник;
  • гражданский ответчик и его представитель.

4. Иные участники уголовного судопроизводства:

  • свидетель
  • переводчик;
  • понятой;
  • эксперт;
  • специалист.

В последующих публикациях мы более подробно рассмотрим процессуальный статус некоторых из вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства.

P.S. В дополнение к данной консультации предлагаю прослушать доклад научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Марии Шклярук на тему «Уголовное следствие в России: теория и практика».

Уголовное следствие в России

Чтобы не пропускать новые материалы, подпишитесь на наши страницы:

СТ 150 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

1.1. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

2. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части третьей настоящей статьи.

3. Дознание производится:

2) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

4. По письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей настоящей статьи, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Комментарий к Статье 150 Уголовно-процессуального кодекса

1. Досудебное производство — уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5 УПК РФ).

2. Предварительное расследование является разновидностью досудебного производства и отдельной стадией уголовного процесса. По отношению к судебному разбирательству оно имеет вспомогательный характер, так как признать лицо виновным в совершении преступления и применить уголовный закон вправе только суд. Предварительное же расследование призвано создать условия для надлежащего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом по существу.

3. Задачами предварительного расследования являются:

— установление объективных и субъективных признаков преступления путем исследования в строгом соответствии с уголовно-процессуальной формой обстоятельств содеянного;

— быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и привлечение их в качестве обвиняемых;

— обнаружение и закрепление доказательств по делу;

— охрана прав и законных интересов участников процесса и других лиц;

— недопущение продолжения преступной деятельности;

— установление характера и размера вреда, причиненного преступлением, и принятие мер по обеспечению его возмещения;

— выявление обстоятельств, способствовавших преступлению, и принятие мер по их устранению.

Таким образом, предварительное расследование — урегулированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по установлению обстоятельств совершенного преступления, обнаружению и закреплению следов преступления, раскрытию преступления, изобличению виновных и привлечению их в качестве обвиняемых при строгом соблюдении прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

4. Предварительное расследование регулируется совокупностью правовых норм и институтов, среди которых выделяются нормы общего характера, которые действуют при производстве как предварительного следствия, так и дознания и определяют сущностные аспекты досудебного производства. Такими нормами являются условия предварительного расследования — предусмотренные уголовно-процессуальным законом правила, действующие на протяжении всего периода предварительного расследования и отражающие общие черты и особенности данного вида досудебного производства как отдельной стадии уголовного процесса и устанавливающие универсальные требования к совершению действий и принятию решений в ходе предварительного следствия и дознания.

5. Система общих условий предварительного расследования включает в себя положения, регулирующие:

1) характер, субъект и место производства по конкретному уголовному делу:

— формы предварительного расследования;

— подследственность уголовных дел;

— место производства предварительного расследования;

— производство неотложных следственных действий;

2) объем производства по уголовному делу:

— соединение уголовных дел;

— выделение уголовных дел;

— выделение в отдельное производство материалов уголовного дела;

3) начальный и конечный моменты производства по уголовному делу:

— начало производства предварительного расследования;

— окончание предварительного расследования;

4) обязанности органов расследования по принятию мер об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, по обеспечению прав и законных интересов участников процесса и других лиц:

— принятие мер по выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона;

— обязательность рассмотрения ходатайств;

— меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности их имущества;

— меры по обеспечению гражданского иска;

5) информационную составляющую предварительного расследования:

— недопустимость разглашения данных предварительного расследования;

— восстановление уголовных дел.

6. Предварительное расследование осуществляется в двух формах — в форме предварительного следствия или дознания (или дознания в сокращенной форме). Отличие следствия от дознания предопределено тем, что предварительное следствие — основная форма предварительного расследования, применяемая для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью. Отличия рассматриваемых форм расследования заключаются в органах и должностных лицах, полномочных вести следствие или дознание, в сроках производства по делу, в порядке и сроках применения заключения под стражу, в содержании некоторых процессуальных документов.

7. Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, которые отнесены законом к компетенции органов дознания или которые могут быть отнесены к их компетенции. В п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК изложен исчерпывающий перечень составов преступлений, уголовные дела о которых отнесены к компетенции органов дознания. Это такие составы преступлений, как, например, кража без особо квалифицирующих признаков, мошенничество без квалифицирующих признаков, хулиганство без особо квалифицирующих признаков, вандализм и др., а всего более 100 составов преступлений.

8. В п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК содержится правило, допускающее альтернативу в определении подследственности — по делам небольшой и средней тяжести, которые не вошли в перечень, приведенный в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, дознание может производиться по письменному указанию прокурора. Указание прокурора о производстве дознания может содержаться в отдельном письменном распоряжении прокурора о проведении дознания по делу, которое уже возбуждено. Как правило, указание прокурор дает на стадии возбуждения уголовного дела, однако подобные указания не исключаются и при расследовании преступлений. Основания для таких указаний в законе отсутствуют, поэтому прокурор с учетом сложившейся ситуации и в интересах объективного, всестороннего и в короткие сроки расследования уголовного дела принимает подобное решение. В частности, из материалов дела может следовать, что орган дознания при производстве неотложных следственных действий (по делу небольшой и средней тяжести, по которому обязательно следствие) выполнил необходимые и достаточные для окончания расследования действия и передача дела для производства следствия является формальностью. Такое полномочие прокурора позволяет освободить органы следствия от расследования дел, не обладающих процессуальной сложностью, для производства по которым достаточно компетенции органа дознания.

9. С другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК по письменному указанию прокурора предварительное следствие может производиться и по делам, по которым по общему правилу проводится дознание. Это положение еще раз подчеркивает, что следствие рассматривается как основной вид расследования преступлений.

Добавить комментарий