Преобразование снк в совет министров

СОВЕ́Т НАРО́ДНЫХ КОМИССА́РОВ (Сов­нар­ком, СНК), выс­ший ис­пол­ни­тель­ный и рас­по­ря­ди­тель­ный ор­ган вла­сти в РСФСР в 1917–46 (пра­ви­тель­ст­во РСФСР) и в СССР в 1923–46 (пра­ви­тель­ст­во СССР). До 1936 оба ор­га­на из­да­ва­ли так­же дек­ре­ты, имев­шие си­лу за­ко­на. 1) СНК РСФСР об­ра­зо­ван в хо­де Окт. ре­во­лю­ции 1917 дек­ре­том 2-го Все­рос. съез­да Со­ве­тов от 26.10(8.11).1917. Был под­от­чё­тен Все­рос. съез­ду Со­ве­тов (в 1917–36), ВЦИК и Пре­зи­диу­му ВЦИК (1917–38), ВС РСФСР и его Пре­зи­диу­му (1938–46). Со­став СНК (фор­ми­ро­вал­ся ВЦИК, с 1938 ВС РСФСР): пред­се­да­тель, его за­мес­ти­те­ли, нар­ко­мы РСФСР, упол­но­мо­чен­ные об­ще­со­юз­ных нар­ко­ма­тов (с 1926), упол­но­мо­чен­ный ОГПУ СССР (1929–34), а так­же иные ли­ца по по­ста­нов­ле­нию ВЦИК или его Пре­зи­диу­ма (с 1929). Ре­ше­ния при­ни­ма­лись кол­ле­ги­аль­но. В пер­вый со­став Сов­нар­ко­ма во­шли толь­ко боль­ше­ви­ки: В. И. Ле­нин, А. И. Ры­ков, Л. Д. Троц­кий, И. В. Ста­лин, В. А. Ан­то­нов-Ов­се­ен­ко, Н. В. Кры­лен­ко, П. Е. Ды­бен­ко, А. В. Лу­на­чар­ский, А. Г. Шляп­ни­ков, В. П. Ми­лю­тин, В. П. Но­гин, И. И. Сквор­цов-Сте­па­нов, И. А. Тео­до­ро­вич, Н. П. Ави­лов (Гле­бов), Г. И. Ло­мов (Оп­по­ков). В но­яб./дек. 1917 – мар­те 1918 в со­ста­ве СНК бы­ли так­же ле­вые эсе­ры (вы­шли в знак про­тес­та про­тив под­пи­са­ния Бре­ст­ско­го ми­ра 1918): А. Л. Ко­ле­га­ев, И. З. Штейн­берг, П. П. Про­шьян, В. Е. Тру­тов­ский. Для опе­ра­тив­но­го ре­ше­ния во­про­сов, не тре­бо­вав­ших кол­ле­ги­аль­но­го рас­смот­ре­ния, в но­яб. 1917 был сфор­ми­ро­ван «Ма­лый сов­нар­ком». СНК РСФСР с об­ра­зо­ва­ни­ем СССР ру­ко­во­д­ство­вал­ся в сво­ей дея­тель­но­сти дек­ре­та­ми и по­ста­нов­ле­ния­ми со­юз­но­го СНК. В 1946 пре­об­ра­зо­ван в Со­вет Ми­ни­ст­ров РСФСР.

Необходимость реорганизации полиции была обусловлена последствиями начавшегося в России в 1880-е гг. промышленного переворота. Он существенно трансформировал социальную структуру общества: заметно выросла численность городского населения, формировался обширный слой индустриальных рабочих.

В феврале 1899 г. был принят закон «Об усилении полиции в районе промышленных заведений», предусматривавший создание специализированной фабрично-заводской полиции. В ее обязанности входила не только охрана промышленных предприятий и обеспечение порядка в их помещениях, но и борьба с забастовками и волнениями рабочих. В финансировании полиции участвовали владельцы предприятий.

В 1907 г. проект полицейской реформы выдвинул премьер-министр и министр внутренних дел П. А. Столыпин. Ее содержание П. А. Столыпин изложил в своей речи на заседании II Государственной думы в марте 1907 г.

Проект содержал ряд положений об усилении взаимодействия различных полицейских служб как на министерском, так и особенно на губернском уровне. П. А. Столыпин предлагал учредить губернские полицейские управления, объединявшие деятельность всех видов полиции (уголовного розыска, жандармерии, охранки) и подчинить их губернатору, увеличить зарплату, издать единый Устав сыскной полиции.

Однако проект не был реализован и системной перестройки карательных институтов не произошло. Они усовершенствовались по мере надобности.

В связи с ростом уголовной преступности как следствием урбанизации и кризиса в ряде крупных городов учреждались сыскные отделения (уголовный розыск). Формы и методы их работы длительное время не были урегулированы в законодательном порядке.

Только в июле 1908 г. появляется закон «Об организации сыскной части».

В его развитие в 1910 г. утверждена «Инструкция чинам сыскных отделений», определившая порядок деятельности, права и обязанности сотрудников этих отделений. Если общая (и тем более политическая) полиция была милитаризована и ее сотрудникам присваивались воинские звания, что служащие сыскных отделений, как правило, офицерских званий не имели. Только руководителям отделений присваивались гражданские классные чины, а рядовые сыщики были вольнонаемными.

В связи с обострением социальной напряженности в деревне и крестьянскими выступлениями в 1903 г. была проведена частичная реорганизация сельской полиции.

По старой традиции вспомогательные полицейские функции осуществлялись в порядке повинности выборными от крестьян десятскими и сотскими иод руководством урядников. В связи с политической ненадежностью сотских и десятских, которые нередко сами участвовали в крестьянских волнениях, правительство ввело вместо сотских от крестьян штатные должности сельских стражников – государственных служащих, получавших зарплату из казны. Для крестьян натуральная повинность вспомогательной полицейской службы заменялась специальным денежным сбором.

Участившиеся массовые антиправительственные выступления, в том числе вооруженные, вынудили правительство в помощь полиции привлекать войска, преимущественно казачьи части, как более надежные. Это потребовало уточнения в законодательстве порядка привлечения войск в помощь гражданским властям.

Особенно широко использовались войска во время Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. Крупные части армии и даже флота подавляли вооруженные восстания на броненосце «Потемкин», крейсере «Очаков» и других военных кораблях, в крепостях Кронштадт и Свеаборг. Был организован ряд карательных экспедиций под командованием генералов А. Н. Меллер-Закомельского, П. К. Ренепкампфа и др. Лейб-гвардейский Семеновский полк потопил в крови декабрьское вооруженное восстание в Москве. На всю страну прогремел приказ товарища (заместителя) министра внутренних дел, ведавшего полицией и корпусом жандармов, генерала Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть и холостых залпов не давать».

На территории 82 губерний Российской империи было объявлено чрезвычайное и даже военное положение. Соответственно расширились полномочия местных губернаторов и полицейских властей, а в местностях, объявленных на военном положении, власть переходила в руки военного командования. В ряде местностей учреждались генерал- губернаторства с передачей генерал-губернаторам полномочий командующих войсками военных округов.

В дополнение к уже существовавшим генерал-губернаторам Киевского, Туркестанского, Степного, Иркутского, Варшавского, Кавказского наместничества 9 ноября 1905 г. было учреждено генерал-губернаторство Прибалтийское с включением в него Лифляндской, Курляндской, Эстонской губерний.

В генерал-губернаторствах, объявленных на военном положении, в соответствии с Законом о военном положении 1892 г. военные власти получали право передавать дела гражданских лиц на рассмотрение военно-окружных судов, которые решали их по законам военного времени.

В местностях, объявленных на военном и чрезвычайном положении, а также в районе действия карательных экспедиций только что назначенным премьер-министром П. А. Столыпиным были введены военно-полевые суды.

Военно-полевые суды составлялись приказом командира воинской части в составе пяти офицеров данной части. Они должны были рассматривать дела гражданских лиц, обвиненных в участии в мятеже и иных преступлениях против существующего строя.

Дела рассматривались в упрощенном порядке без участия прокурора и адвоката, как правило, в течение суток. Обжалования приговора и ходатайства о помиловании не допускались и приговор к смертной казни через расстрел или повешение приводился в исполнение немедленно. Не случайно П. А. Столыпин получил в пароде прозвище «вешателя», а виселицу стали называть «столыпинским галстуком».

По подсчетам известного историка К. Ф. Шацилло, в 1905 г. для подавления революции правительство командировало 213 пехотных рот и 66 эскадронов кавалерии и казачьих сотен и 83 355 солдат в составе отдельных команд. В 1907 г. против крестьянских волнений войска привлекались 9771 раз. При этом использовались пулеметы и даже артиллерия.

В годы первой революции и после ее подавления активизировалась деятельность политического сыска – охранных отделений. Их сеть покрывала практически всю территорию страны. Они вели борьбу с революционным подпольем как путем наружного наблюдения, т.е. слежки за членами революционных организаций, так и при помощи секретной агентуры, внедрявшейся в подпольные сообщества для так называемого «внутреннего освещения».

Нередко такие секретные агенты играли роль провокаторов, подстрекая, а то и лично участвуя даже в террористических актах.

Одним из таких провокаторов был Евно Азеф – руководитель партии эсеров, лично организовавший ряд террористических актов. Агент-провокатор киевского жандармского управления Мордух Богров 1 сентября 1911 г. совершил убийство П. А. Столыпина. А секретный агент Роман Малиновский стал даже депутатом Государственной думы и лидером ее большевистской фракции.

Царская охранка оперативно сотрудничала с органами политического сыска Франции, Англии, Германии и других государств.

Деятельность жандармских органов и охранки была ориентирована исключительно на борьбу с революционным движением.

Революция 1905–1907 гг. серьезно напугала правительство. Сразу же после ее подавления начинается поиск путей совершенствования и усиления полиции. При существовавшей системе все полицмейстеры уездных городов и исправники уездных управлений подчинялись губернатору напрямую, а губернские жандармские управления и охранные отделения были независимы от него и подчинялись непосредственно МВД. Это вело к разобщенности аппарата.

Многочисленные проекты, направленные на совершенствование полицейского ведомства, привели к тому, что 23 октября 1916 г. было принято постановление Совета министров «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения губернских чинов». Это постановление так и не успели провести в жизнь.

Следует отметить, что полиция оказалась верна свергнутому режиму. Петроградское жандармское управление и ряд полицейских участков во время Февральской революции (27 февраля 1917 г.) были разгромлены и сожжены, многие полицейские арестованы.

Однако история показала, что сохранить правящий режим только лишь силовыми, полицейскими мерами невозможно. Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, а 19 марта 1917 г. был распущен отдельный корпус жандармов, его дела были переданы военному ведомству. Так прекратила свое существование российская полиция.

Совет Народных Комиссаров СССР Запрос «СНК» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.

Сове́т наро́дных комисса́ров СССР (СНК, Совнарко́м) — c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком) — лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет Народных Комиссаров был учреждён за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.

Функции задачи Совета народных комиссаров

Основная статья: Совет Народных Комиссаров РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в

  • управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)
  • издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Однако, затем, после образовании СССР функции СНК РСФСР и СНК СССР были четко распределены. Согласно Конституции СССР от 31.01.1924 СНК СССР издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории СССР (ст.38), рассматривает законодательные акты СНК союзных республик, подотчетен ЦИК СССР (ст. 39-40).

Согласно Конституции, СНК образуется для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, действует на основе Положений о народных комиссариатах, которые утверждает ЦИК СССР.

Создаются, в свою очередь, общесоюзные народные комиссариаты — единые для СССР:

  • по иностранным делам
  • по военным и морским делам
  • внешней торговли
  • путей сообщения
  • почт и телеграфов

и объединенные народные комиссариаты СССР:

  • высший совет народного хозяйства
  • продовольствия
  • труда
  • финансов
  • рабоче — крестьянской инспекции (Рабкрин, в прессе именовались как РКИ)

Органами объединенных народных комиссариатов СССР являются одноименные народные комиссариаты этих республик. Общесоюзные народные комиссариаты СССР имеют при союзных республиках своих уполномоченных.

Председатели Совета Народных Комиссаров СССР

  • Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (6 июля 1923 — 21 января 1924)
  • Рыков Алексей Иванович (2 февраля 1924 — 19 декабря 1930)
  • Молотов Вячеслав Михайлович (19 декабря 1930 — 6 мая 1941)
  • Сталин Иосиф Виссарионович (6 мая 1941 — 15 марта 1946)

Первые заместители Председателя Совета Народных Комиссаров СССР

  • Куйбышев Валерьян Владимирович (14 мая 1934 — 25 января 1935)
  • Вознесенский Николай Алексеевич (10 марта 1941 — 15 марта 1946)
  • Молотов Вячеслав Михайлович (16 августа 1942 — 15 марта 1946)

Заместители Председателя Совета Народных Комиссаров СССР

  • Каменев Лев Борисович (6 июля 1923 — 16 января 1926)
  • Рыков Алексей Иванович (6 июля 1923 — 2 февраля 1924)
  • Цюрупа Александр Дмитриевич (6 июля 1923 — 8 мая 1928)
  • Чубарь Влас Яковлевич (6 июля 1923 — 21 мая 1925, 24 апреля 1934 — 4 июля 1938)
  • Орахелашвили Мамия Дмитриевич (6 июля 1923 — 21 мая 1925)
  • Куйбышев Валерьян Владимирович (16 января 1926 — 5 ноября 1926, 10 ноября 1930 — 14 мая 1934)
  • Рудзутак Ян Эрнестович (16 января 1926 — 25 мая 1937)
  • Орджоникидзе Григорий Константинович (5 ноября 1926 — 10 ноября 1930)
  • Шмидт Василий Владимирович (11 августа 1928 — 1 декабря 1930)
  • Андреев Андрей Андреевич (22 декабря 1930 — 9 октября 1931)
  • Межлаук Валерий Иванович (25 апреля 1934 — 25 февраля 1937, 17 октября 1937 — 1 декабря 1937)
  • Антипов Николай Кириллович (27 апреля 1935 — 21 июня 1937)
  • Микоян Анастас Иванович (22 июля 1937 — 15 марта 1946)
  • Косиор Станислав Викентьевич (19 января 1938 — 3 мая 1938)
  • Каганович Лазарь Моисеевич (21 августа 1938 — 15 мая 1944, 20 декабря 1944 — 15 марта 1946)
  • Вознесенский Николай Алексеевич (4 апреля 1939 — 10 марта 1941)
  • Булганин Николай Александрович (16 сентября 1938 — 15 мая 1944)
  • Вышинский Андрей Януарьевич (31 мая 1939 — 15 мая 1944)
  • Землячка Розалия Самойловна (8 мая 1939 — 26 августа 1943)
  • Косыгин Алексей Николаевич (17 апреля 1940 — 15 марта 1946)
  • Первухин Михаил Георгиевич (17 апреля 1940 — 15 мая 1944)
  • Малышев Вячеслав Александрович (17 апреля 1940 — 15 мая 1944)
  • Ворошилов Климент Ефремович (7 мая 1940 — 15 марта 1946)
  • Берия Лаврентий Павлович (3 февраля 1941 — 15 марта 1946)
  • Мехлис Лев Захарович (6 сентября 1940 — 15 мая 1944)
  • Сабуров Максим Захарович (10 марта 1941 — 15 мая 1944)
  • Молотов Вячеслав Михайлович (6 мая 1941 — 16 августа 1942)
  • Маленков Георгий Максимилианович (15 мая 1944 — 15 марта 1946)

Управляющие делами Совета Народных Комиссаров СССР

  • Горбунов Николай Петрович (17 июля 1923 — 29 декабря 1930)
  • Керженцев Платон Михайлович (29 декабря 1930 — 23 марта 1933)
  • Мирошников Иван Иванович (23 марта 1933 — 29 марта 1937)
  • Арбузов Михаил Фёдорович (29 марта 1937 — 31 июля 1937)
  • Петруничев Николай Алексеевич (31 июля 1937 — 5 ноября 1938)
  • Большаков Иван Григорьевич (17 декабря 1938 — 4 июня 1939)
  • Хломов Михаил Дмитриевич (10 июня 1939 — 14 ноября 1940)
  • Чадаев Яков Ермолаевич (14 ноября 1940 — 15 марта 1946)

История Совета Народных Комиссаров СССР

По Конституции СССР 1924 года разделение функций между СССР и советскими республиками выразилось в разделении наркоматов СНК СССР на общесоюзные (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов) и объединённые (Высший Совет Народного Хозяйства, наркоматы продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы осуществляли власть через «своих уполномоченных», а объединённые — через соответствующие наркоматы союзных республик. Некоторые наркоматы, связанные с национальной спецификой, были оставлены только на уровне союзных республик (наркоматы земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения).

15 октября 1941 вышло распоряжение о переезде правительства в Куйбышев. В 1946 СНК был преобразован в Совет Министров СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1924 года Совет Народных Комиссаров СССР образовывался постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР.

По Конституции СССР 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР образовывался Верховным Советом СССР.

К ведению СНК СССР относилось объединение и направление работы общесоюзных и союзно-республиканских народных комиссариатов, принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана и государственного бюджета, по укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению общественного порядка, осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами и др.

Литература

  • Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник./Сост. В. И. Ивкин. Москва, 1999.

Ссылки

  • Декреты Советской власти. Том 1. 25 октября 1917 — 16 марта 1918
  • Правители России и Советского Союза, биографическо-хронологический справочник
  • Декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах
  • Комиссаров А.В.

Примечания

  1. Конституция СССР от 31.01.1924 г. («Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР», 1924, N 2, ст. 24)

ВЦИК (1917—1936) → Верховный совет СССР (с 1936)

Совет Народных Комиссаров / Наркоматы: Иностранных дел • Военных и морских дел • Внутренних дел • Финансов • Труда • Юстиции • Социального обеспечения • Просвещения • По делам национальностей • Почт и телеграфов • Путей сообщения • Земледелия • Торговли и промышленности • ВСНХ • Продовольствия • Здравоохранения • Госконтроля

Чрезвычайный характер придан всем звеньям управленческой системы как по вертикали, так и по горизонтали. Чрезвычайность управления проявилась по двум направлениям: 1) милитаризированные, максимально централизованные конституционные органы действовали в чрезвычайных условиях, выполняли чрезвычайные функции, применяли чрезвычайные методы, добивались чрезвычайных результатов; К таким органам принадлежал Президиум Верховного Совета СССР, к компетенции которого принадлежало назначение и смена высшего командования Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями Верховного Совета СССР объявление состояния войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявление общей и частичной мобилизации.

              2) создана система чрезвычайных, неконституционных, с особыми полномочиями органов, функционировавших на чрезвычайной, не предусмотренной Конституцией СССР, нормативно-правовой основе2.

Основными чрезвычайными органами являлись: Ставка Главного командования, замененная Ставкой Верховного командования (СВК), Государственный Комитет Обороны (ГКО), областные и городские комитеты обороны, Совет по эвакуации, Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности, Управление по делам эвакуации при Совет Народных Комиссаров СССР и местные республиканские, краевые, областные управления, эвакопункты на железных дорогах, речных портах, комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет. Они создавались в связи с чрезвычайной необходимостью, действовали, видоизменялись в меру осознанной потребности, без какого-либо предварительного довоенного плана, но по итогам коллективного обсуждения тогда же разработанных проектов; оформлялись соответствующим законодательным порядком без изменения Конституции СССР. Учреждались соответствующие должности, аппараты, вырабатывалась в творческих поисках технология чрезвычайного управления3.

Государственное управление военной сферой приобрело не только приоритетное значение, но и всеобъемлющий характер, новые функции, осуществлялось на основе законов военного времени, чрезвычайными методами, обеспечивало интенсивное военное строительство4, качественно новый уровень военно-организаторской работы, победное в конечном итоге, хотя и с отдельными ошибками и сбоями, выполнение Вооруженными Силами основных задач по защите страны и разгрому врага.

Государственное управление, подчиненное законам военного времени, учитывало и послевоенную перспективу, что отразило веру советского народа и его управленческого корпуса в победу и свое будущее, которая сыграла роль фундаментального морально-патриотического фактора.

Эффективно проявила себя в годы Великой Отечественной войны система Народного Комиссариата — центральное звено государственного управления.

Особенностью государственного управления военного времени являлось своеобразное сочетание двух противоположных тенденций: централизации и децентрализации.

Централизованная система государственного управления, ее конституционные и чрезвычайные органы опирались на профсоюзные, комсомольские, кооперативные и другие общественные организации.

Государственное управление 1941—1945гг., перестроенное адекватно условиям и задачам войны, действовало по-военному, функционировало в состоянии повышенной мобильности, оперативно, целенаправленно, решало вопросы быстро сообразно непрерывно менявшейся ситуации.

Система государственного управления стала одним из источников и механизмов победы, она опиралась на поддержку, патриотизм, самоотверженный энтузиазм советского народа. В годы войны проявилось как никогда единство народа, его государственной власти и управления.

2.2.Тенденции, роль и противоречия послевоенного государственного управления

Военное государственное управление было перестроено в мирное на основе послевоенной концепции, планово, постепенно, что проявилось в демилитаризации, децентрализации и частичной демократизации, упразднении чрезвычайных органов и методов неконституционного характера, восстановлении и развитии конституционных принципов, извлечении уроков довоенного и военного опыта, творческого их применения, сохранения и усиления руководящей роли ВКП(б) и в других содержательных направлениях этого процесса.

Государственное управление отказалось от военно-мобилизационных принципов. Постепенно возобновился нормальный режим труда в учреждениях, во всем аппаратном механизме управления, на предприятиях.

Изменили профиль многие структуры центрального управления. Наркомат минометного вооружения преобразован в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат боеприпасов — в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения, Наркомат танковой промышленности — в Наркомат транспортного машиностроения; и так далее. Самое современное оборудование подведомственных предприятий, воплотившее достижения военно-технической науки и инженерные решения, было переключено на производство сложной гражданской техники для нужд народного хозяйства и населения.

Демилитаризованное государственное управление отказалось от законов, задач, методов военного времени, стало функционировать на основе законов мирного времени в соответствии с присущей ему и определенной Конституцией СССР созидательной природой. Обновлен личный состав управленческого аппарата за счет квалифицированных специалистов, в том числе демобилизованных из армии служащих.

В русле послевоенной децентрализации государственной власти и управления перераспределены полномочия союзных и республиканских органов, расширены права республик, прерогативы их властных и управленческих структур, усилена ответственность за соответствие республиканских законов союзным, Конституции и их исполнение. Республиканские конституции, законодательные акты унифицировались на союзно-правовой основе, в том числе и в нормировании распорядительных и исполнительных функций органов управления.

Воссозданная и развитая система представительных органов обновила состав, изменила высшие союзные и республиканские органы управления.

Изменена структура центрального управления. Сокращено выросшее за годы войны количество многочисленных комитетов, управлений, главков, советов при союзном и республиканских правительствах, исполкомах местных советов депутатов трудящихся.

Изменен статус и возросла роль плановых органов, их ответственность за сроки и качество реализации государственных планов.

Существенно возросло значение прокуратуры, надзора за соблюдением законности всеми органами управления.

Применялись различные меры материального стимулирования управленцев, работников производства; поощрялись и организовывались массовые движения новаторов, в том числе и сферы управления, основанные на энтузиазме, трудовом героизме, но приоритетными оставались командно-административные методы, которые временами ужесточались.

В послевоенную систему государственного управления влились новые кадры обученных специалистов. В учебных заведениях, краткосрочных школах и на курсах прошли подготовку, переподготовку, повышение квалификации многие работники государственных, общественных, в том числе партийных, комсомольских, профсоюзных и других органов, хотя острой оставалась проблема управленцев-профессионалов.

Максимально усилено партийное влияние, совмещение руководства ВКП(б) и государственного управления. Партийные структуры присваивали властные и управленческие функции, подчиняли себе все звенья разветвленной политической системы сверху донизу. Формировался режим диктата через всевластный бюрократический аппарат партии и Советов.

Усилен контроль со стороны партийных органов как в целом над промышленностью и сельским хозяйством, так и над отдельными отраслями экономики.

Явственно ощущалась и осознавалась назревшая необходимость радикальных реформ государственного управления и общества. Обозначилось противоречие между этой необходимостью и консервативно-догматической позицией сталинской элиты. Эти и другие противоречия опутывали все сферы общественной жизни, особенно управленческую, снижали качество и эффективность всей системы управления. На рубеже 40—50-х гг. обозначились кризисные явления в управлении, обнажались его изъяны. Накапливалось нетерпение инициативных управленцев, способных разрешить сложившиеся противоречия.

3. Реформы органов государственного управления в 1946-1948 годах

3.1. Реформа высшего исполнительно-распорядительного органа СССР

С окончанием войны начались реформы в сфере государственного управления. Государственное управление 1941—1945гг., перестроенное адекватно условиям и задачам войны, действовало по-военному, функционировало в состоянии повышенной мобильности, оперативно, целенаправленно, решало вопросы быстро сообразно непрерывно менявшейся ситуации. «В целом все изменения системы управления страной в годы войны были продиктованы чрезвычайными обстоятельствами и, как показал опыт, были вполне адекватными тем условиям и задачам, которые приходилось решать руководству»5. Победа советского народа 1945г. не была предопределена заранее и справедливо считается победой государственной власти и управления, всех звеньев и должностных лиц этой системы. В управлении работали миллионы профессиональных, инициативных, смелых организаторов, применялись меры материального, морального поощрения, должностного продвижения, а также мобилизационные, жесткие дисциплинарные меры воздействия.

В 1946—1947гг. упразднили возникшие во время войны разного рода комитеты, главки и тому подобные органы, обязанные своим появлением специфическим условиям и потребностям военного времени. 15 марта 1946г. высший исполнительно-распорядительный орган СССР — Совет Народных Комиссаров преобразован в Совет Министров, который формировался, утверждался Верховным советом, отчитывался перед ним, подлежал их конституционному контролю, а народные комиссариаты — в министерства. Реформой закреплено единство власти и управления, конституционное верховенство представительных органов в лице Советов депутатов трудящихся. При такой формальной иерархии и вопреки ей значительно усилен статус органов исполнительной власти и управления, где все больше и полнее сосредоточивались властные и управленческие функции. Реформы государственного управления проводились постановлениями Совета министров.

Председателем Совета Министров, т. е. правительства СССР, стал сам Сталин. Значительно возросла роль и республиканских правительств, возглавлявшихся высокопоставленными лицами из партийной элиты. Изменился статус президиумов союзного и республиканских советов министров, которые управляли повседневно, оперативно подведомственными учреждениями и организациями.

Авторитет решений Совета Министров еще более повышался тем, что в практику вошло принятие совместных постановлений Совмина и ЦК ВКП(б), а поскольку почти все министры являлись членами или кандидатами в члены Центрального Комитета, то Совмин на деле выступал как один из исполнительных органов Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков.

3.2. Реформа отраслевых органов центрального управления

Весной 1946г. преобразованы отраслевые органы центрального управления. Сокращено выросшее за годы войны количество многочисленных комитетов, управлений, главков, советов при союзном и республиканских правительствах, исполкомах местных советов депутатов трудящихся.

Ключевым звеном этой системы стали министерства — штабы отраслей, возглавляемые членами правительства. Они осуществляли исполнительные и распорядительные функции, управляли отдельными отраслями народного хозяйства и культуры.

Министерская система находилась в стадии становления, была динамичной, постоянно перестраивалась. Министерства дробились, разукрупнялись в связи со специализацией отраслей народного хозяйства и культуры или объединялись. В 1946г. имелось 49 министерств СССР, в 1947г. — 58, в 1948г. — 596. Изменялось соотношение и количество общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Количество первых колебалось по годам от 28 до 36, а вторых — от 19 до 23, что отразило тенденции централизации и децентрализации, поиски оптимального варианта их взаимодействия7. В республиках складывалась соответствующая им структура отраслевых министерств и соответственно структура отделов областных, краевых исполкомов. Отделы исполкомов создавались в зависимости от структуры хозяйства областей, краев, входили в ведомственную систему, возглавлявшуюся министерствами. Сохранен и усилен принцип подчинения наиболее важных предприятий непосредственно союзным министерствам.

Усилено административно-бюрократическое начало в работе органов управления, усложнена его структура, действовали параллельные звенья в аппарате, что лишало его гибкости; становились громоздкими штаты управленческого персонала.

Наро́дный комиссариа́т (наркома́т ) — в Советском государстве (в РСФСР, и других советских республиках, в СССР) в 1917-1946 годах — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства или отдельной отраслью народного хозяйства. Во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство — Совет Народных Комиссаров.

Народные комиссариаты были созданы 2-м съездом Советов в октябре 1917 года на базе министерств и главных управлений Временного правительства. В 1946 народные комиссариаты были преобразованы в министерства.

Декретом об учреждении СНК от 26октября (8 ноября) 1917 года были сформированы следующие народные комиссариаты:

  • народный комиссариат по внутренним делам (НКВД);
  • народный комиссариат земледелия;
  • народный комиссариат труда;
  • народный комиссариат по военным и морским делам;
  • народный комиссариат по делам торговли и промышленности;
  • народный комиссариат просвещения;
  • народный комиссариат финансов;
  • народный комиссариат по иностранным делам;
  • народный комиссариат юстиции;
  • народный комиссариат по делам продовольствия;
  • народный комиссариат почт и телеграфов;
  • народный комиссариат по делам национальностей;
  • народный комиссариат по железнодорожным делам.

Позднее, декретом ВЦИК от 2 (15) декабря 1917 был учреждён Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), в 1932 году преобразованный в три наркомата:

  • народный комиссариат тяжёлой промышленности;
  • народный комиссариат лёгкой промышленности;
  • народный комиссариат лесной промышленности.

С 1936 по 1939 год количество отраслевых наркоматов увеличилось с 6 до 24.

Сове́т наро́дных комисса́ров СССР (СНК , Совнарко́м ) — c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком) — лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет народных комиссаров был учреждён за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.

Функции Совета народных комиссаров

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в

  • управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)
  • издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Однако, затем, после образовании СССР функции СНК РСФСР и СНК СССР были чётко распределены. Согласно Конституции СССР от 31.01.1924 СНК СССР издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории СССР (ст.38), рассматривает законодательные акты СНК союзных республик, подотчётен ЦИК СССР (ст. 39-40).

Согласно Конституции, СНК образуется для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, действует на основе Положений о народных комиссариатах, которые утверждает ЦИК СССР.

Создаются, в свою очередь, общесоюзные народные комиссариаты — единые для СССР:

  • по иностранным делам
  • по военным и морским делам
  • внешней торговли
  • путей сообщения
  • почт и телеграфов

и объединенные народные комиссариаты СССР:

  • высший совет народного хозяйства
  • продовольствия
  • труда
  • финансов
  • рабоче — крестьянской инспекции (Рабкрин, в прессе именовались как РКИ)

Органами объединенных народных комиссариатов СССР являются одноименные народные комиссариаты этих республик. Общесоюзные народные комиссариаты СССР имеют при союзных республиках своих уполномоченных.

Годах — центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства ; аналог министерства . Как правило, во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство — Совет Народных Комиссаров соответствующего уровня.

Комиссариаты создавались в качестве центральных органов государственного управления при установлении советской власти в республиках на территории бывшей Российской Империи.

Число наркоматов изменялось в соответствии с требованиями текущего момента; в основном это было увеличение за счёт разделения существующих и образования новых.

Первые народные комиссариаты были созданы » «, принятым 2-м съездом Советов 27 октября (9 ноября) 1917 года . Декретом устанавливалось:

Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.-е. Совету Народных Комиссаров.

Право контролировать деятельность Народных Комиссаров и смещать их имели Всероссийский Съезд Советов и его исполнительный орган — ВЦИК .

Тем же декретом был сформирован первый состав Совнаркома , в том числе определён список наркоматов:

При установлении советской власти в других советских республиках на территории бывшей Российской Империи создавались аналогичные комиссариаты.

Совет Народных Комиссаров принял 18 ноября (1 декабря) 1917 г. по предложению Ленина постановление «О размерах вознаграждения народных комиссаров и высших служащих и чиновников» (опубликовано 23 ноября (6 декабря) 1917 г. в № 16 «Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства»). Согласно постановлению, оплата труда народных комиссаров составляла 500 руб. плюс 100 руб. за каждого нетрудоспособного члена семьи, что примерно равнялось среднему заработку рабочего .

С небольшими изменениями и дополнениями такой же перечень наркоматов РСФСР представлен и в статье 43 Конституции РСФСР 1918 года , принятой 5-м Всероссийским съездом Советов .

Статья 11 Конституции РСФСР 1918 года предусматривала возможность для «областей, отличающихся особым бытом и национальным составом «, создавать автономные области с образованием в них своих областных Съездов Советов и их исполнительных органов, то есть совнаркомов. Так, в Киргизской АССР , образованной в 1926 году в составе РСФСР, в 1929 году была принята Конституция, гласящая:

Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления в Киргизской Автономной Советской Социалистической Республике учреждаются Народные Комиссариаты: 1) Внутренних Дел, 2) Юстиции, 3) Просвещения, 4) Здравоохранения, 5) Социального обеспечения, 6) Земледелия, 7) Финансов, 8) Труда, 9) Рабоче-Дехканской (Крестьянской) Инспекции, 10) Торговли и 11) Центральный Совет Народного Хозяйства, из коих шесть первых являются необъединенными (автономными), а пять последних объединенными с соответствующими Народными Комиссариатами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, осуществляющими директивы последних, подчиняясь Центральному Исполнительному Комитету, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики.

Заведыванне отдельными отраслями управления страною возлагается на особые отделы Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Советов — Народные Комиссариаты во главе с Заведывающими, избираемыми Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом Советов. Число, предметы ведомства отделов и их внутренняя организация устанавливаются Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

Поскольку при образовании СССР союзные республики делегировали часть своих суверенных полномочий вновь образованному государству, в ведении их осталась лишь часть вопросов управления. В

от 15.03.1946

О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров Союзных и Автономных республик в Советы Министров Союзных и Автономных республик

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О ПРЕОБРАЗОВАНИИ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР В СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР И СОВЕТОВ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК — В СОВЕТЫ МИНИСТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

1. Преобразовать Совет Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Народные комиссариаты СССР — в Министерства СССР. В соответствии с этим впредь именовать Председателя Совета Народных Комиссаров СССР — Председателем Совета Министров СССР, заместителей Председателя Совета Народных Комиссаров СССР — заместителями Председателя Совета Министров СССР и Народных комиссаров СССР — Министрами СССР.

2. Преобразовать Советы Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик и Народные комиссариаты союзных и автономных республик — в Министерства союзных и автономных республик. В соответствии с этим впредь именовать Председателей Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — Председателями Советов Министров союзных и автономных республик, заместителей Председателей Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — заместителями Председателей Советов Министров союзных и автономных республик и Народных комиссаров союзных и автономных республик — Министрами союзных и автономных республик.

3. Внести необходимые изменения в соответствующие статьи Конституции СССР.

После преобразования народных комиссариатов СССР в министерства СССР и переименования наркомов СССР в министров СССР . Официальной причиной такого преобразования было введение общепринятых в международной практике наименований государственных органов управления . При этом, в целях пропаганды советской идеологии , в средствах советской печати подчеркивались различия в назначении и функциях министерств в капиталистическом обществе и СССР :

В Советском Союзе министерства выполняют задачи и функции государства нового, высшего типа — государства диктатуры рабочего класса . Министерства — активные проводники политики Коммунистической партии Советского Союза , составляющей жизненную основу советского строя. Министерства в буржуазных государствах составляют нераздельную часть бюрократического аппарата эксплуататорского государства. Буржуазные министерства не управляют хозяйством. Их главная задача — обеспечить охрану интересов капиталистов и помещиков и их собственности. Современный буржуазный государственный аппарат, в том числе и министерства, является главным орудием правящих клик монополистического капитала для подавления трудящихся масс. Состав буржуазных министерств и их задачи ярко отражают классовую сущность и функции эксплуататорского государства. Министерства военные и иностранных дел осуществляют экспансионистскую и агрессивную внешнюю политику буржуазии.

Министерства СССР унаследовали от наркоматов разбиение на два типа. Общесоюзные министерства СССР руководили подчинёнными предприятиями и организациями через своих представителей и их аппараты в союзных республиках. Союзно-республиканские министерства взаимодействовали с одноимёнными республиканскими министерствами, входящими в состав республиканских правительств .

Состав министерств в Правительстве СССР

Руководители министерств (министры СССР) всегда входили в состав Совета Министров, но количество министерств и их наименования изменялись на протяжении всего срока деятельности советского правительства .

Особенно бурная реорганизация всей системы управления народным хозяйством СССР произошла во время проведения экономической реформы 1957 года . Были упразднены все промышленные министерства; руководство предприятиями и организациями передано советам народного хозяйста , образованным в экономических административных районах . В конце 1963 года в состав Совета Министров СССР входили только три общесоюзных министерства (внешней торговли , морского флота и путей сообщения) и 8 союзно-республиканских (высшего и среднего специального образования , здравоохранения, иностранных дел , культуры, обороны , связи , сельского хозяйства и финансов) .

После свёртывания реформы в 1965 году совнархозы всех уровней были упразднены, почти все отрасли народного хозяйства страны возвращены под управление министерств .

См. также

Другие центральные органы государственного управления СССР

  • Народный комиссариат СССР

Литература

Институты государственной власти и управления СССР _
Советы
Союзные органы
Республиканские органы
Местные органы

Краевой совет народных депутатов Областной совет народных депутатов Совет народных депутатов автономной области Совет народных депутатов автономного округа Районный совет народных депутатов Городской совет народных депутатов Поселковый совет народных депутатов Сельский совет народных депутатов Исполком

Правительство Прочие органы

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Министерства СССР» в других словарях:

    Национально государственное устройство и численность населения СССР, союзных и автономных республик (на 1 января 1976) | Союзные и автономные | Террито | Населе | Автоно | Нацио… …

    Развитие экономики и культуры, постоянная забота советского государства о благосостоянии и здоровье населения способствуют благоприятному течению демографических процессов в СССР, население которого выросло к 1976 по сравнению с 1913… … Большая советская энциклопедия

    Бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье по численности населения. СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с… … Энциклопедия Кольера

    Алексеевский Евгений Евгеньевич (р. 1906), министр мелиорации и водного хозяйства СССР с 1965,Герой Социалистического Труда (1976). Член КПСС с 1925. С 1923 на комсомольской, партийной, с 1931 на государственной работе в Таджикской ССР, с … Большая советская энциклопедия

    Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

    Клубные учреждения и парки культуры и отдыха Клубные учреждения. В России первый клуб, т. н. Английский, был открыт в 1770 в Петербурге для высших слоев общества, впоследствии он стал популярен и в литературных кругах (членами… … Большая советская энциклопедия

    Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

    Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия

    Строительство крупная отрасль народного хозяйства. Его доля в валовом общественном продукте страны в 1975 составила 10,6%. В строительстве работает 10,6 млн. чел., или 14% общей численности рабочих и служащих, занятых в материальном… … Большая советская энциклопедия Подробнее

первым советским правительством был (о) и получил лучший ответ

Ответ от Миюн Тян
Первое советское правительство было создано 27 октября (9 ноября) 1917 года. По предложению Льва Троцкого, одобренного Владимиром Лениным, прежние министерства были заменены на народные комиссариаты. Первый комиссариат состоял из наркоматов — иностранных дел, финансов, почт и телеграфов, по военным и морским делам, по делам национальностей, внутренних дел, земледелия, труда, торговли и промышленности, народного просвещения, юстиции и продовольствия.
Реорганизации аппарата управления начались уже в первые месяцы существования новой власти. В 1918 году вместо коллегии по управлению военными и морскими делами был образован единый наркомат по военным и морским делам. В 1921 году он был разделен на наркоматы по военным и по морским делам, в 1923 году вновь слит в единый наркомат по военным и морским делам, в 1934 году преобразован в наркомат обороны, из которого в 1937 году был выделен наркомат военно-морского флота. В 1946 году оба наркомата были вновь объединены в Министерство вооруженных сил. В 1950 году последнее опять было разделено на Военное министерство и Военно-морское министерство. В 1952 года они оба снова были слиты в Министерство обороны, благополучно просуществовавшее до распада СССР в 1991 году.
В конце 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В 1922 году она была преобразована в Главное политическое управление при НКВД РСФСР, а в 1923 году в Объединенное государственное политическое управление при Совнаркоме СССР. В 1934 году ОГПУ было преобразовано в Народный комиссариат внутренних дел СССР. В 1941 году, накануне Великой Отечественной войны, из НКВД был выделен Народный комиссариат государственной безопасности. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, НКГБ опять был слит с НКВД, но в 1943 году их вновь разъединили. В 1946 году НКГБ стал МГБ, а НКВД – МВД. В 1953 году, после смерти Сталина, МВД поглотило МГБ, но в 1954 году из МВД был выделен Комитет государственной безопасности. В 1960 году МВД СССР было упразднено и заменено республиканскими МВД, вскоре переименованными в Министерства охраны общественного порядка, а в 1966 году вновь объединенными в союзное Министерство охраны общественного порядка. В 1967 году его вновь переименовали в МВД СССР.
В 1923 году был образован Высший совет народного хозяйства СССР. В 1932 году ВСНХ был разделен на наркоматы легкой промышленности, лесной промышленности и тяжелой промышленности. В 1931 году была образована Государственная плановая комиссия при Совнаркоме. В 1936 году был образован всесоюзный Наркомат юстиции. В 1923 году был создан Народный комиссариат труда, упраздненный в 1932 году. Его функции были переданы Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов. В 1946 году на базе Главного управления трудовых резервов при Совмине и Комитета по учету и распределению рабочей силы создали Министерство трудовых резервов. В 1953 году после смерти Сталина Министерство труда вместе с министерствами кинематографии, высшего образования, Комитетом по делам искусств, Комитетом по делам радиоинформации и Главным управлением полиграфической промышленности были объединены в Министерство культуры.
В 1948 году был образован Государственный комитет Совмина по внедрению передовой техники в народное хозяйство. Но уже в 1951 году его ликвидировали. В 1922 году было создано Центральное статистическое управление, в 1926 году получившее права Наркомата, а с 1948 года функционировавшее при Совете министров на правах комитета. При этом в 1931-1948 году ЦСУ являлось Экономико-статистическим сектором Госплана.

Добавить комментарий