Применение общих и специальных норм

Законы, содержащие нормы гражданского права

1. Гражданское законодательство – это система законов, регулирующих гражданские отношения. Это лаконичное определение, вытекающее из смысла как ст. 3 ГК, так и Кодекса в целом. Другое дело, что к источникам гражданского права относятся и другие акты, содержащие соответствующие нормы.

На основании п. 2 ст. 3 ГК «гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее – законы)…» (выделено мной. – П.К.) Таким образом, в любой статье Кодекса слово «закон» нужно читать как «федеральный закон», т.е. акт, имеющий всеобщую юридическую силу, принимаемый в установленном порядке Федеральным Собранием.

2. В соответствии с Конституцией гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71). На основании ч. 1 ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. Акты гражданского законодательства базируются на Конституции.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Основного Закона «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Особое внимание следует обратить на положения Конституции, фундаментальные для гражданского законодательства.

Во-первых, это основанное на высшей ценности прав и свобод человека право частной собственности, которое занимает одно из главных мест в системе прав и свобод человека и гражданина, обусловливая демократический, правовой характер государственного устройства, а также рыночный характер экономических отношений. Именно собственник кровно заинтересован в построении правовой системы, эффективно защищающей права и законные интересы граждан, а также четко определяющей правила поведения в экономической сфере. Очевидно, что без частной собственности не может быть ни демократии, ни гражданского общества, ни тем более экономической свободы.

Во-вторых, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Гражданские отношения затрагиваются также и в ряде других статей Конституции. Так, в соответствии со ст. 53 каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это положение развито в ст. 1069–1071 ГК.

3. Ключевым актом, регулирующим гражданские отношения, безусловно, является Гражданский кодекс, который состоит из четырех частей, две из которых приняты в ХХ в. (в 1994 и 1995 гг.), а две – в ХХI в. (в 2001 и 2007 гг.). В них вносились изменения и дополнения.

4. Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права, очень много. Их можно классифицировать по разным основаниям.

Можно назвать федеральные законы, прямо указанные в тексте Кодекса: Закон об актах гражданского состояния (ст. 47), Закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87), Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 51) и др.

Кроме того, нормы гражданского права зачастую встречаются в федеральных законах, принятие которых не было «запланировано» в Гражданском кодексе прежде всего потому, что это нормативные правовые акты публичного права. Например, ст. 76 Закона об исполнительном производстве определяет правила обращения взыскания на «дебиторскую задолженность». По существу эти положения устанавливают специальные основания и порядок перехода прав кредитора к третьему лицу, т.е., безусловно, являются нормами гражданского права.

Возможность существования таких положений следует из ст. 387 ГК, содержащей не закрытый перечень случаев перехода прав кредитора к другому лицу на основании закона.

Особо следует выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Это Земельный, Жилищный, Семейный, Трудовой, Лесной, Воздушный, Водный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и некоторые другие.

5. В силу правила, установленного в абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Очевидно, есть основания рассматривать это правило как презумпцию верховенства Гражданского кодекса над другими законами, содержащими нормы гражданского права. Соотношение норм гражданского права, содержащихся в ГК и в иных законах, подчеркивает Е.А. Суханов.

Рассуждая о значении Жилищного кодекса в регулировании гражданско-правовых отношений, он отмечает, что рассматривать этот Кодекс в качестве специального по отношению к ГК оснований нет, поскольку ЖК был принят не «в соответствии с ГК», имеет собственный предмет и принципы, поэтому «Жилищный кодекс имеет приоритет в применении перед другими законами, содержащими нормы жилищного законодательства (п. 8 ст. 5 ЖК), но должен уступать ГК в сфере регулирования жилищных отношений, являющихся одновременно гражданско-правовыми. При ином подходе приоритет перед ГК получат не только Жилищный и Земельный кодексы, но и транспортные кодексы, обобщающие законы в сфере страхования, банковской деятельности и т.д., что приведет к распаду единого по своей юридической (отраслевой) природе гражданского законодательства и соответствующей ему кодификации».

В целях предотвращения случаев внесения изменений и дополнений несистемного и фрагментарного характера в ст. 3 ГК РФ были даны изменения, исключающие возможность внесения поправок наряду с изменениями других законодательных актов. Установлена норма (п. 2.1), на основании которой внесение поправок в ГК возможно только отдельным (специальным законом)2.

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права

1. Гражданские отношения могут регулироваться не только законодательными актами, но и указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, именуются иными правовыми актами (п. 6 ст. 3 ГК). Такие акты должны приниматься на основании Кодекса, других федеральных законов и не противоречить им.

2. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Кодексом, другими законами либо иными правовыми актами.

При этом такие акты не должны противоречить ГК, другим законам и иным правовым актам. Кроме того, такие документы подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации. Причем акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Международные договоры и нормы гражданского права

1. Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, также могут регулировать гражданские отношения. В соответствии с п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются согласно Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Названное положение развивает ч. 4 ст. 15 Конституции.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны следующие определения: «Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо»; «Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного».

В ч. 4 ст. 15 Конституции указывается на то, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2. Порядок заключения, ратификации, прекращения, приостановления международных договоров регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Следует отметить, что согласно названному Закону нормы международного договора начинают применяться с момента вступления его в силу для Российской Федерации. Публикуются международные договоры вместе с федеральными законами об их ратификации.

3. Наряду с международным договором Российской Федерации может применяются также и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый во исполнение указанного международного договора (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»). Такой акт не заменяет договор, но определяет способы и процедуры реализации содержащихся в нем положений. Например, на основании Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/ TRIPS) (заключено в г.Марракеше 15 апреля 1994 г.) Федеральным законом от 4 октября 2010 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» были внесены изменения в ст. 1229, 1273, 1299 ГК.

Публикация, введение в действие актов гражданского законодательства

1. Акты гражданского законодательства по общему правилу не имеют обратной силы. Исключение из общего правила возможно, если оно прямо указано в законе. Так, в п. 2 ст. 422 ГК указывается на то, что «если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».

В соответствии с Законом о введении в действие части первой обратная сила фактически была придана нормам ГК об основаниях и о последствиях недействительности сделок (ст. 162, 165–180), о сроках исковой давности и правилах их исчисления, а также положениям ст. 234 ГК о приобретательной давности. Сходное положение содержится в ст. 12 Закона о введении в действие части второй ГК. Одно из важнейших для отношений с участием граждан положений об обратной силе закона содержится в ст. 6 Закона о введении в действие части третьей ГК.

В силу указанной статьи применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей ГК, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами этой части Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения ее в действие либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей ГК наследство не было принято никем из наследников, указанных в ст. 532 и 548 ГК РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию либо наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами ГК РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей ГК (ст. 1142–1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса.

2. Вступлению в силу нормативного правового акта обязательно предшествует публикация текста документа, иногда акт вступает в силу с момента публикации.

На основании ст. 15 Конституции законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания РФ считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Публикации федеральных законов в других периодических изданиях до официальной публикации имеют исключительно информационный характер и не имеют никакого правового значения.

Датой публикации считается первая публикация в одном из названных официальных изданий.

3. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

По общему правилу, основанному на ст. 6 названного Федерального закона, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, однако в самой статье есть оговорка: «…если самими законами или актами обеих палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Зачастую в тексте закона говорится о вступлении в силу с момента опубликования, иногда указывается дата.

Часть первая Гражданского кодекса была опубликована в «Российской газете» 8 декабря 1994 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части первой ГК введена в действие 1 января 1995 г., за исключением гл. 4, посвященной юридическим лицам (вступила в силу 8 декабря 1994 г.), и гл. 17, посвященной праву собственности на землю (вступила в силу 23 апреля 2001 г.). Часть вторая ГК была опубликована 29 января 1996 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части второй ГК введена в действие 1 марта 1996 г. Часть третья ГК была опубликована 28 ноября 2001 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части третьей ГК введена в действие 1 марта 2002 г. Часть четвертая ГК была опубликована 21 декабря 2006 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части четвертой ГК введена в действие 1 января 2008 г.

Значение актов высших судов

Говоря об источниках гражданского права, следует упомянуть о значении актов высших судебных инстанций: Верховного и Конституционного судов. Сами по себе такие акты акты конституционного судопроизводства вряд ли можно считать источниками гражданского права, однако недооценивать их роль нельзя.

В целом ряде случаев постановления и определения Конституционного Суда РФ восполняют пробелы в гражданском законодательстве.

Нередко акты Конституционного Суда содержат положения, толкующие гражданский закон.

Следует иметь в виду, что на основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, в том числе по гражданским делам. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению актов гражданского законодательства. Названные документы широко используются в настоящем учебнике.

Необходимо обратить внимание на то, что разъяснения верховных судов Союза ССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в частях, им не противоречащих.

Обычай. Аналогия. Действие гражданского законодательства по кругу лиц и в пространстве

1. Источником гражданского права также является обычай. Согласно п. 1 ст. 5 ГК обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Речь может идти об экономических или, например, о наследственных отношениях.

Важно, чтобы обычай не противоречил законодательству или договору.

2. Аналогия гражданского законодательства возможна, а иногда просто необходима, поскольку все ситуации в экономическом обороте и в частной жизни урегулировать законом и договором невозможно, да и не нужно, а соответствующий обычай отсутствует. В этих случаях применяются акты, регулирующие сходные отношения. Гораздо реже возможна и аналогия права, т.е. определение прав и обязанностей сторон из общих начал и смысла гражданского законодательства (ст. 6 ГК).

3. Следуя конституционному принципу «все равны перед законом и судом», российские нормативные правовые акты, содержащие гражданско-правовые нормы, обязательны для всех лиц, находящихся (расположенных) на территории Российской Федерации. Изъятия из данного правила могут устанавливаться федеральными законами либо международными договорами.

Первый фактор связан с особенностью отдельных категорий граждан или юридических лиц. Так, Гражданский кодекс содержит специальные нормы по поводу участия в гражданском обороте частично и ограниченно дееспособных, а также недееспособных граждан.

Второй фактор связан с тем, что территория российских дипломатических представительств, а также суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящемуся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию России. Соответственно, действия гражданских законов подчинены этому законодательству.

4. Действие гражданско-правовой нормы по общему правилу ограничено территорией Российской Федерации. К территории Российской Федерации следует добавить территорию российских дипломатических представительств, а также суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящемуся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации.

Исключения из общего правила могут быть указаны в федеральном законе. Например, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 310- ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр…» были внесены изменения в Закон о введении в действие части первой ГК и установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр регулируется Гражданским кодексом, если иное не предусмотрено указанным Законом.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

Искового производства

Теоретическое и практическое значение выявления и анализа процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел. Материальное право как основополагающий фактор, влияющий на специфику установления и применения норм процесса относительно различных дел искового производства. Соотношение общих и специальных процессуальных норм, их роль в процессе рассмотрения и разрешения отдельных разновидностей исковых дел. Особенности постадийного развития процесса в зависимости от видов исков в их предметной классификации. Отражение взаимосвязи общих и специальных характеристик отдельных институтов (подведомственности, подсудности, лиц, участвующих в деле, доказательств, судебного решения) при рассмотрении и разрешении отдельных категорий гражданских дел.

Тема 2. Особенности рассмотрения и разрешения вытекающих из брачно-семейных отношений

Общие положения о развитии законодательства, регулирующего семейные отношения. Правовое регулирование заключения и расторжения брака. Право на заключение брака и на его расторжение — субъективное право граждан.

Подведомственность дел о расторжении брака. Основания отнесения бракоразводных дел к компетенции судов общей юрисдикции и ЗАГСа. Подсудность дел о расторжении брака (родовая и территориальная). Особенности подготовки и рассмотрения дел о расторжении брака. Примирение супругов и его отличие от мирового соглашения, Споры, которые могут быть разрешены в бракоразводном процессе. Разрешение споров о разделе общего имущества супругов. Судебное решение по делам о расторжении брака. Момент вступления решения о расторжении брака в законную силу и его правовое значение для семейных правоотношений.

Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел о признании брака недействительным.

Защита имущественных прав несовершеннолетних детей, нетрудоспособных нуждающихся родителей и других членов семьи — конституционная обязанность cудa. Понятие алиментных обязательств. Основные особенности алиментных правоотношений (субъекты; основания возникновения и прекращения, объем алиментного обязательства).

Соглашение об уплате алиментов. Судебные споры относительно соглашения об уплате алиментов.

Подведомственность дел о взыскании алиментов. Исковое и приказное производство по требованиям о взыскании алиментов. Подсудность дел о взысканий алиментов. Состав лиц, участвующих в деле. Вопрос о процессуальном положении ребенка в делах о взыскании на него алиментов. Особенности участия третьих лиц по этим делам.

Подготовка дел о взыскании алиментов к судебному разбирательству. Судебное разбирательство. Взыскание алиментов до разрешения спора судом. Розыск ответчика. Судебные расходы.

Соединение исков в делах о взыскании алиментов. Встречный иск о признании актовой записи об отцовстве недействительной. Иски об увеличении, снижении и об освобождении от уплаты алиментов.

Особенности содержания решения по делам о взыскании алиментов.

Исполнение решений по делам о взыскании алиментов. Состав лиц, участвующих в исполнении. Возбуждение исполнительного производства. Розыск должника. Индексация алиментов. Поворот исполнения решений о взыскании алиментов. Выдача дубликата исполнительного листа. Определение и взыскание задолженности по алиментам. Особенности рассмотрения заявлений по делам о задолженности алиментов; отличие жалобы на действия судебного пристава-исполнителя от иска об освобождении или уменьшении уплаты задолженности по алиментам.

Р.С. Бевзенко. Битва за залог: Третий этап реформы залогового права России // Вестник гражданского права. 2015. № 2. С. 8-50, 19.

http://zakon.ru/Blogs/reforma_zalogovogo_prava/17341

Таким образом, коллизия опять разрешается, по сути, не на основании каких-либо предустановленных правил, а на основании неформальных соображений, в данном случае об относительной «продвинутости» тех или иных норм.

Выводы

Пожалуй, основной вывод (пусть даже кому-то он покажется циничным) состоит в том, что ни к каким правилам разрешения коллизий законов равного ранга не стоит относиться с религиозным пиететом. Это относится и к неписаным канонам толкования, и к кодифицированным правилам. Как бы императивно не выглядело такие правило, и суды, и правоведы с необычайной легкостью отбрасывают его и заменяют на какое-нибудь другое, не менее солидно выглядящее правило, когда это необходимо для достижения желаемого ими результата.

И это, наверное, правильно. Ведь сама проблема коллизии норм возникает прежде всего из-за того, что реальный законодатель не в состоянии уследить за всеми потенциальными конфликтами принимаемых им законов и установить четкую и недвусмысленную иерархию всех существующих правовых норм. Особенно это верно в случае, когда некоторые законы толком не продумываются и имеют катастрофические недостатки в юридической технике. Судам волей-неволей приходится устранять огрехи законодателя и привносить порядок в законодательный хаос. Понятно, что это невозможно сделать на основании каких-либо предустановленных правил.

Таким образом, как и другие каноны толкования нормативных текстов, правила разрешения коллизий законов являются не более чем подспорьем для анализа проблемы. На самом деле решения принимаются на основании соображений, с трудом формализуемых: избежание абсурдных результатов, поддержание единства права, конституционные интересы участников правоотношений, «продвинутость» тех или иных норм и т.д. А уж когда выводы сделаны, не составляет труда подобрать и подходящий для их достижения канон толкования.

В связи с этим и норма ГК о его приоритете над другими законами представляется не более чем добрым советом как законодателям, так и судьям. Судьи, как явствует из обсуждавшихся примеров, при разрешении споров применяют это правило по мере возможности и с учетом всех привходящих обстоятельств.

По предмету действия различаются законы (законоположения) общие и специаль­ные. Специальный закон детализирует общее правило, устанав­ливает исключения или особенности регулирования некоторых отношений, которые входят в предмет регулирования общего закона. Отсюда вытекает принцип: lex speciali derogat legi generali– если есть специальный закон, то общий не применя­ется.

Предполагается, что общий и специальный законы (законоположения) установлены одним и тем же законодательным органом. Например, специальный закон, принятый до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. (закон СССР, закон РСФСР, закон РФ), не может применяться после того как вступит в силу новый общий закон (федеральный закон или федеральный конституционный закон), принятый новым законодательным органом – Федеральным Собранием РФ. Если в таком общем законе ничего не говорится о действии специальных законов, принятых прежним законодателем, то следует руководствоваться принципом «последующее отменяет предыдущее”.

Если нормативные акты, содержащие общую и специальную норму находятся в иерархической соподчиненности, то акт низшей силы может устанавливать специальные нормы лишь в том случае, если это прямо предусмотрено актом высшей силы.

При наличии общей нормы закона подзаконные норматив­ные акты применяются тогда, когда общий закон прямо предусматри­вает установление специальных норм именно в подзаконных актах – например, в постановлениях правительства.

8.2.3. Незнание за­кона не освобождает от ответственности

Это само собой разумеющееся утверждение, ибо противное невозможно. Правовое регулирование требует при­ме­не­ния ко всем одинакового масштаба. Следовательно, все, кто ссылается на незнание закона, без ис­ключения, либо не должны освобождаться, либо должны осво­бождаться от ответственности за нарушение закона. Но по­следнее, по су­ще­ству, означает невозможность привлече­ния к ответственно­сти за нарушение закона, ибо каждый бу­дет ссы­латься на не­знание закона.

Древнеримская сентенция по этому вопросу гласит: igno­rantia iuris nocet– незнание права только вредит. В частно­сти отсюда вытекает, что именно незнание закона может привести к правонарушению; но незнание не может быть причиной освобо­ж­дения от юридической ответственности.

8.2.4. Неопубликованные законы не применяются

Из предыдущего принципа с необходимостью вытекает, что лю­бой закон должен быть опубликован для всеобщего све­дения, прежде чем можно будет его применять и, в частности, привле­кать к юридической ответственности на основании этого за­кона. Нельзя привлекать к ответственности за на­ру­шение за­кона, которого не просто не знают, но и, по об­щему правилу, не могут знать.

Этот само собой разумеющийся правовой принцип вклю­чен в основы конституционного строя Российской Фе­дера­ции: «За­коны подлежат официальному опубликованию. Не­опубли­ко­ванные законы не применяются. Любые норма­тив­ные пра­во­вые акты, затрагивающие права, свободы и обя­занности че­ловека и гражданина, не могут применяться, если они не опу­б­ликованы официально для всеобщего све­дения” (ч.3 ст.15 Конституции РФ). В этом контексте сле­дует обратить внима­ние на то, что не бывает нормативных правовыхактов, не опубликованных для всеобщего сведе­ния. Если норматив­ный акт, тем более – затра­гивающий права, свободы и обя­занно­сти, не опубликован, то он не яв­ляется правовым, не имеетюридической силы. Публич­ность нормативных актов – это одно из требований господства права в формальном смысле.

Опубликование закона для всеобщего сведения является за­ключительной стадией законодательного процесса в со­вре­мен­ном демократическом конституционном государ­стве. За­кон вступает в силу с момента его опубликования, если иное не ус­тановлено в самом законе.

Следует также отметить, что применение неопубликованного закона, осо­бенно если закон управомочивающий или смягчающий ответственность, давало бы преимущество тем, кто знает за­кон, в сравнении с теми, кто его не знает и не может знать. Это про­ти­воречит принципу формального равенства, спра­ведливо­сти, требованию равного обращения со всеми субъ­ектами права.

Петербургский правовой портал продолжает публикацию видео с семинара Ярославы Карахмазли, посвященного изменениям Гражданского кодекса в области договорного и обязательственного права Очень важный момент – это соотношение общих норм и специальных. Вообще приоритет общих норм над специальными – это дискуссионный вопрос в юридической науке. И суды, опять-таки, когда смотрим массу дел, по-разному их применяют, к сожалению. Иногда приоритет общих норм над специальными судья выдвигает, а иногда приоритет специальных норм над общими. Причем тенденция меняется. То есть, если какое-то количество лет, например, приоритет общих норм был, то в последнее время в судебных решениях приоритет специальных норм над общими. Вот статья 307.1 как раз разрешает этот вопрос. И надеюсь, что теперь судебная практика придет к единообразию.
Эта норма говорит нам о том, что общие нормы обязательственного права применяются к договорным обязательствам, если иное не предусмотрено специальной нормой, в том или ином конкретном виде договора или общими правилами договорных отношений. То есть смотрим, если сначала это договор, который указан в ГК или если это смешанный договор, то тогда в первую очередь применяются специальные нормы о конкретном договоре. Если это какой-то договор, который не регулируется специальными нормами, то применяются общие нормы. И если регулируется нормами договорного права, то применяются общие нормы об обязательствах.
На самом деле, думаю, что будет комбинирование этих подходов. Но тем не менее — есть такая статья у нас теперь, которая регулирует этот момент. Кроме того, в этой статье говорится о том, что требования данной статьи применяются к отношениям, которые возникают из неосновательного обогащения. И также требования общих правил об обязательствах применяются к корпоративным отношениям в том случае, если законом или существом соответствующих отношений не установлено иное.
Продолжение следует. Оставайтесь с нами и будьте в курсе последних изменений!
Получить электронный сборник «Изменения в ГК РФ», подготовленный Ярославой Карахмазли. Это бесплатно!

Добавить комментарий