Применение права стадии

Процесс применения права представляет собой ряд последовательных и взаимосвязанных этапов рассмотрения и разрешения компетентными органами конкретного дела.

Чаще всего говорят о трёх основных этапах.

  • 1) Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии с помощью системы доказательств устанавливаются и процессуально закрепляются фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела. К ним предъявляются требования необходимости и достаточности для объективного и законного рассмотрения дела.
  • 2) Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменитель проводит:
    • а) юридическую квалификацию, т.е. правовую оценку того или иного жизненного случая, а именно, выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение;
    • б) проверку юридической нормы, т.е. выясняет подлинность юридической нормы, которая удостоверяется официальным изданием, проверяет её действие во времени, в пространстве и по кругу лиц;
    • в) толкование нормы права — т.е. деятельность по уяснению и, в случае необходимости, разъяснению её истинного смысла.
  • 3) Принятие решения — то есть фиксирование в необходимой процессуальной форме следствий, вытекающих из юридической квалификации установленных фактических обстоятельств, и определение порядка реализации субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Другими словами, принимается обязательный для исполнения правоприменительный акт.

В том случае, когда решение принималось без участия одной из сторон, речь может идти о четвёртой, дополнительной стадии — стадии доведения принятого решения до адресатов. В противном случае, решение не может вступить в законную силу. норма правотворческий договор нормативный

Акты применения права: понятие, форма, виды.

Правоприменительные (индивидуальные) акты — это предписания государственных органов или должностных лиц, адресованные конкретным лицам или организациям и обязательные для исполнения ими.

Как и нормативные акты, индивидуальные акты являются правовыми, поэтому имеет ряд схожих признаков:

исходят от компетентных органов;

носят государственно-властный характер;

имеют определённую, установленную в нормах права форму;

принимаются в соответствии с закреплённой в нормативных актах процедурой.

Главное отличие же заключается в том, что правоприменительные акты всегда носят индивидуальный (персонифицированный) характер, они всегда адресованы конкретным субъектам в конкретных обстоятельствах, и содержат не норму права, а указание на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями.

Кроме того, правоприменительные акты всегда непосредственно влекут юридические последствия, т.е. являются юридическими фактами (юридическими актами).

В основном, для правоприменительных актов характерна пятиэлементная структура:

вводная часть (содержит наименование акта и органа его принявшего, время и место его принятия, указание на предмет дела);

описательная часть (указывает на установленные фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела);

мотивировочная часть (содержит анализ собранных доказательств, юридическую квалификацию дела, её мотивацию);

резолютивная часть (содержит решение по делу, т.е. точный объём субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения);

заключительная часть (содержит необходимые реквизиты дела — соответствующие печать, подписи).

В зависимости от критерия правоприменительные акты делятся на различные виды.

По издающим их субъектам они подразделяются на:

  • а) акты государственных органов;
  • б) акты муниципальных органов;
  • в) акты, издаваемые субъектами управления различных организаций.

По функциям права:

  • а) регулятивные — направлены на реализацию, содержащихся в нормах права предписаний в связи с нормальной реализацией субъектами правоотношений своих прав и обязанностей (приказ о назначении на должность);
  • б) охранительные — издаются, как правило, в связи с совершёнными правонарушениями или для предотвращения возможных правонарушений, направлены на охрану правопорядка (постановление о привлечении в качестве обвиняемого).

По юридической природе:

  • а) основные — содержащие конечное решение дела (приговор суда);
  • б) вспомогательные — подготавливающие принятие основных актов;

По отраслевому признаку:

  • а) административные акты,
  • б) уголовно-правовые акты и т.д.

По характеру, содержащегося в актах решения:

  • а) обязывающие — устанавливающие обязанность стороны правоотношения (решение суда о сносе самовольно построенного гаража);
  • б) управомочивающие — устанавливающие субъективные права стороны правоотношения (приказ ректора о выплате повышенной стипендии).

По наименованию:

  • а) указы;
  • б) приказы;
  • в) постановления;
  • г) решения;
  • д) приговоры и т.д.

Пробелы в праве и пути их преодоления. Аналогия права, аналогия закона.

Пробелы в праве — это отсутствие необходимых для регулирования общественных отношений правовых норм или их неполнота.

Пробелом в праве является ситуация, когда отсутствует норма для юридической квалификации установленных фактических обстоятельств.

Пробелы возникают по двум основным причинам:

в результате постоянного появления новых общественных отношений, и объективного запаздывания принятия норм права для их регулирования;

в результате ошибок законодателя, который по субъективным причинам не смог учесть все возможные ситуации, требующие правового регулирования.

Для признания наличия пробела в праве необходимо наличие двух условий:

установленные фактические обстоятельства должны находится в пределах правового поля;

должна отсутствовать конкретная правовая норма, необходимая для регулирования данных фактических обстоятельств.

Пробел в праве можно устранить с помощью создания новой нормы права, т.е. правотворчества.

Но можно обойтись и без правотворчества. Выход из сложившейся ситуации возможен в силу того, что система права обладает некоторой гибкостью и способностью восполнять отсутствие конкретных норм другими элементами (близкими нормами, принципами права). В процессе правоприменительной деятельности пробел можно преодолеть посредством аналогии закона и аналогии права.

С помощью аналогии правоприменитель пытается установить волю законодателя, которая не нашла закрепление в необходимой норме права, но имеет место в системе права.

Аналогия закона — это решение юридического дела на основе нормы права, регулирующей сходные с рассматриваемыми обстоятельства.

Данная норма права может находиться как в отрасли, призванной регулировать рассматриваемые обстоятельства, так и в смежной отрасли права. Например, не урегулированная в УПК процедура отвода общественного обвинителя осуществляется по аналогии с процедурой отвода государственного обвинителя, нашедшей должное законодательное закрепление.

Аналогия права — это решение юридического дела на основе общих начал и смысла права.

При этом особую роль играют принципы права, в которых в концентрированном виде и заключается дух, смысл права.

Аналогия широко применяется, например, в имущественных отношениях, но существуют сферы правового регулирования, в которых она запрещена. Прямой запрет на аналогию содержится в уголовном праве, не допускается она также в связи с административным правонарушением.

Применение норм права — сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая — выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья — принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт применения права (см. схему на с. 383).

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления — это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гразкданско-правового спора — обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).

Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК).

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. В чем тут трудности?

Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ); «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ); «Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т. д.

Юридическая квалификация облегчает работу пра-воприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации — когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ — акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

Применение права – это регламентированная государством и осуществляемая в процессуальных (процедурных) действиях властная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по реализации норм права для единичного случая и индивидуально-определенного субъекта.

Стадии правоприменения:

1) Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии с помощью системы доказательств устанавливаются и процессуально закрепляются фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела. Другими словами устанавливаются юридические факты, предусмотренные нормами права. К формам процессуального закрепления фактов относятся составление протоколов, фотографирование и др.

Доказательствами являются фактические данные, сведения, на основе которых в юридически закреплённом порядке правоприменитель устанавливает наличие или отсутствие юридических фактов, необходимых для правильного разрешения дела. Доказательства должны быть добыты законным способом, т.е. с соблюдением закреплённых в законе порядка и формах.

К установленным фактическим обстоятельствам предъявляются требования необходимости и достаточности для объективного и законного рассмотрения дела. Недостаточность обстоятельств не позволит принять верное решение, а избыточность ведёт к нерациональному расходованию сил и средств правоприменителя.

Если обстоятельства были исследованы полностью и всесторонне, то это позволяет именно на первой стадии установить объективную истину по делу и в дальнейшем принять правильное решение.

2) Установление юридической основы дела.

Данную стадию иногда терминологически не совсем верно называют юридической квалификацией.

Юридическая квалификация — это правовая оценка установленного жизненного случая, заключающаяся в выборе конкретной нормы права или совокупности норм, регулирующих данный случай.

— Правоприменитель вначале определяет отрасль права, которая должна регулировать подобные отношения, затем соответствующий институт и в нём конкретную норму права.

— Затем правоприменитель осуществляет проверку юридической нормы на истинность, т.е. выясняет подлинность юридической нормы, которая удостоверяется официальным изданием, проверяет её действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

— Для последующего правильного решения дела необходимо также осуществить толкование нормы права — т.е. деятельность по уяснению и, в случае необходимости, разъяснению её истинного смысла.

Именно на данной стадии устанавливается отсутствие необходимой для юридической квалификации нормы права, т.е. наличие пробела права. В этом случае содержание стадии составляет деятельность правоприменителя по использованию аналогии закона или аналогии права.

В некоторых случаях обнаруживается, что одну ситуацию по-разному регулируют две или более нормы права. Другими словами, налицо правовая коллизия, которая разрешается на этой стадии.

3) Принятие решения — то есть фиксирование в необходимой процессуальной форме следствий, вытекающих из юридической квалификации установленных фактических обстоятельств, и определение порядка реализации субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Другими словами, принимается обязательный для исполнения правоприменительный акт.

В том случае, когда решение принималось без участия одной из сторон, речь может идти о четвёртой, дополнительной стадии — стадии доведения принятого решения до адресатов. Лица, в отношении которых принимаются решения, должны знать их содержание, это важная гарантия законности применения права.

Требования, предъявляемые к правоприменительной деятельности:

1) обоснованность. Обоснованность применения юридических норм — это применение юридических норм на основе четко установленных и проверенных фактов. Юридическая норма может быть применена лишь в четко определенных законодательством случаях. Это, в свою очередь, предполагает, что правильность применения юридической нормы зависит прежде всего от того, насколько хорошо были обнаружены, изучены, установлены и зафиксированы все обстоятельства дела.

2) объективность. Объективность исследования заключается в беспристрастности, непредвзятости и независимости в проведении исследования. Правоприменитель должен исключить недобросовестность, предвзятость, тенденциозность. Объективность предполагает, что сделанные выводы будут вытекать из объективно проведенных исследований и будут отражать обстоятельства дела в соответствии с тем, как это имело место в действительности.

3) законность. Как требование осуществления правоприменительной деятельности предусматривает, что субъект правоприменения обязан строго и последовательно придерживаться всех юридических норм (как процедурных, так и материальных) по квалификации обстоятельств дела, избрания и применения юридической нормы. Законность в контексте правоприменения требует строгого и последовательного воплощения в жизнь юридических норм уполномоченным субъектом.

4) целесообразность. Закон содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Второй аспект целесообразности в праве — это соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования.

5) справедливость. Это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

Применение права – это сложный процесс, включающий несколько стадий:

  1. Установление фактических обстоятельств юридического дела;

  2. Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению;

  3. Принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление;

Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права

1) Исследование фактических обстоятельств дела начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. Круг таких фактических обстоятельств очень широк. При совершении преступления – это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т.д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Процедура установления фактов осуществляется в процессе доказывания, которое осуществляется с помощью доказательств – сведений, фактических данных, допускаемых законом для установления истины по юридическому делу. Доказательства – материальные и нематериальные следы прошлого, зафиксированные в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, то есть способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности).

Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. Для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы.

Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда, приговора.

2) Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, то есть их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать и проанализировать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет” (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ); «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют” (ст. 57 Конституции РФ) и т.д.

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации, когда начинают «подгонять” факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации. Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативно-правового акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3) Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Вынесение решения по делу необходимо рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ – акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Добавить комментарий