Принцип запрещения принудительного труда

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещен законодательством и государство уполномочено вставать на защиту работников, подвергшихся принуждению к труду со стороны работодателей.

Каждый человек имеет право на труд, но не обязан выполнять трудовые обязанности по принуждению. И даже больше: гражданин не должен позволять принуждать себя к труду против собственного желания. Принудительный труд запрещен законодательством и государство уполномочено вставать на защиту работников, подвергшихся принуждению к труду со стороны работодателей.

Что такое принудительный труд

Российское законодательство определяет понятие принудительного труда как работу, требование о выполнении которой сопровождается угрозами или насильственным воздействием. При этом законодатель выделяет два обстоятельства, которые являются признаками принудительного труда:

  • первым обстоятельством является тот факт, что лицо не предлагало свои услуги добровольно;
  • ко второму обстоятельству относится наличие наказания за отказ выполнить работу.

Другими словами, принудительный труд – эта работа, на которую сотрудник не давал своего добровольного согласия. На практике, чаще всего встречается принуждение к сверхурочным работам, в том числе и с помощью изъятия у сотрудника документов и т.д. А вот под наказанием следует понимать лишение прав и привилегий.

Хотя законодатель не дает четких указаний на этот счет. Поэтому под наказанием со стороны работодателя за отказ выполнять работу по принуждению может подразумеваться и физическое воздействие. Согласно международным договорам и трудовому законодательству гражданин вправе отказаться от выполнения работы, если она расценивается им как принудительный труд.

Использование принудительного труда запрещено законодательством.

К этому относится и дискриминация в сфере трудовых отношений. Все граждане имеют равные права для осуществления трудовой деятельности, поэтому учитываются только деловые качества каждого отдельного индивидуума. Возможности, равно как и оплата труда, не могут зависеть от таких обстоятельств, как национальность, раса, пол, религиозные убеждения и т. д. Такая дискриминация работника запрещена законом. Эти нормы содержит Конвенция МОТ №111. Ответственность за дискриминацию несет работодатель.

Трудовое законодательство предусматривает обстоятельства, которые не могут расцениваться как дискриминация, но, тем не менее, ограничивают права работников. Это допускается в первую очередь для защиты граждан. Такими обстоятельствами чаще всего является медицинское освидетельствование и профессиональный отбор сотрудников для выполнения узкоспециализированной работы.

Виды принудительного труда

Трудовой кодекс определяет виды труда, который считается принудительным. И запрещение принудительного труда является обязанностью государства. Такими видами являются:

  • работа для поддержания трудовой дисциплины;
  • работа как наказание за участие в забастовке;
  • работа как средство мобилизации;
  • работа в качестве наказания за политические или идеологические убеждения;
  • работа как мера расовой или национальной дискриминации.

Помимо этого, трудовое законодательство различает и определенные категории и формы принудительного труда. Согласно этому, ими являются задержка заработной платы или ее части и принудительное выполнение опасной для жизни и здоровья работы без необходимой защиты. Важно знать, что этот список законодатель не делает исчерпывающим, а это значит, что каждый случай принудительного труда является индивидуальным.

Какие работы не относятся к принудительному труду

Конвенция МОТ №29 определяет также и те работы, которые не могут быть отнесены к принудительному труду. Другими словами, допускаются случаи, когда обстоятельства вынуждают работодателей заставлять сотрудников выполнять работу, которая может быть приравнена к принудительной, но таковой не является. Это следующие виды работ:

  • работа, которая должна быть выполнена в связи с воинской службой или воинскими обязанностями;
  • работа, выполнение которой осуществляется во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств;
  • работа, которая выполняется по приговору суда.

Этот список законодатель сделал исчерпывающим, то есть работодатель не имеет права вносить в него какие-либо изменения и принуждать сотрудников к труду под предлогом крайней необходимости. Существует также ряд ограничений, позволяющих принуждать работников к труду.

В первую очередь это касается выполнения своих обязанностей во время чрезвычайных обстоятельств, военного положения и т. д. Это длительность работ, а также профессиональные, медицинские и возрастные ограничения. Кроме этого, Трудовой кодекс содержит нормы, указывающие на сроки, в течение которых работа при невыплаченной заработной плате не может быть приравнена к принудительной.

К работам, которые установлены в судебном порядке, относятся исправительные работы, а также работы, которые являются обязанностью заключенных в местах лишения свободы.

Это так называемая система принудительного труда. То есть, осужденных лиц принуждают к труду, что является абсолютно законным. При этом заключенных должны привлекать к работе в зависимости от их возраста, состояния здоровья и т. д.

Что касается привлечения осужденных граждан к работам, которые необходимы для благоустройства исправительного учреждения, то законодатель прямо указывает на то, что они не могут быть приравнены к принудительному труду. Эти работы содержит система принудительного труда, поэтому они расцениваются как общественно полезный труд, к которым можно привлекать заключенных.

Ответственность за принудительный труд

Запрещение принудительного труда регулируется российским законодательством, поэтому им же установлена и определенная ответственность. Какой же может быть эта ответственность? В первую очередь, важно понимать, что наказание за принудительный труд не предусматривается, как отдельная норма закона.

В течение непродолжительного времени нормативные акты содержали нормы, которые предусматривали административную ответственность за принудительный труд. Наказание было в виде штрафа, который налагался в судебном порядке. К сожалению, этот нормативный акт был отменен.

Действующий Закон о занятости не предусматривает отдельной ответственности за принуждение к труду.

Тем не менее, в административном законодательстве содержится норма, которая устанавливает ответственность за нарушение закона об охране труда. Он включает административную ответственность, а также дисквалификацию. При этом наказание может быть применено только к должностному лицу.

Что касается уголовного законодательства, то в нем также нет норм, прямо указывающих на ответственность за принудительный труд. Единственное, за что может ответить работодатель согласно УК РФ, это невыплата заработной платы и других выплат, а также нарушение правил охраны труда. Трудовое законодательство также содержит нормы, которые подразумевают административную и дисциплинарную ответственность за принудительный труд.

В целом, любая эксплуатация наемных работников может быть расценена, как принудительный труд или дискриминация. При этом существуют случаи принуждения к труду не только к конкретному сотруднику, но и ко всему коллективу. Граждане, подвергшиеся эксплуатации со стороны работодателя, могут обратиться в суд или трудовую инспекцию для возмещения ущерба.

Основное положение ст. 4 ТК РФ не балует обширностью сведений и имеет объём, который понравится многим представителям современного общества. В первом абзаце содержится всего одно предложение, которое устанавливает правило о том, что принудительный труд запрещён. Оно дополняется тремя перечнями.

Первый — это всё то, что относится непосредственно к области принудительного труда и, таким образом, попадает под запрет. Второй расширяет первый дополнительными видами работы, которые так же являются запрещёнными. Третий содержит исключения, т. е. всё то, что не является запретным, хотя работа и совершается далеко не добровольно. Это работа, имеющая отношение к воинской обязанности, выполняемая по решению суда и подобные обязательные виды.

Сущность ст. 4 ТК РФ и неоднозначность вопроса о принудительном труде

Все списки не являются исчерпывающими. Законодатель указывает на то, что запрещена работа под страхом какого-либо наказания и лишь дополнительно отмечает, что в том числе и работа, осуществляемая в целях поддержания трудовой дисциплины и во имя других, на первый взгляд, полезных целей.

К примеру, в старые времена существовала мода приказывать проштрафившимся работникам совершать самые разные трудовые подвиги, включая бесплатную работу не только в выходные на производстве, но и для домашнего хозяйства руководителя. В частичном и несколько изменённом варианте такая мода существует и ныне. Есть и традиция некоторых работодателей использовать свои связи и помогать людям избегать уголовного преследования, а взамен требовать покорного труда на тех условиях, которые сочтёт нужным установить работодатель. Именно такие случаи и имеются в виду в данной статье.

Попадание людей в полное рабство возможно и в 21 веке, но это на 90% уголовное дело, в котором ТК РФ будет играть крайне низкую или символическую роль.

Ещё одной сферой является так называемое тунеядство. Это действие или бездействие, представляющее собой состав правонарушения времён СССР, которое расценивалось в виде уголовного преступления. Мера ответственности за него определялась ст. 209 УК РСФСР. Итогом образа жизни, который по законам того времени признавался антиобщественным, становилось лишение свободы на срок до двух лет или исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года.

Существовал и другой метод. Советский суд мог применить указ от 04.05.1961 года и сослать осуждённого в отдаленные местности на длительный срок с применением обязательного труда. Отдельные любители славного прошлого могут усмотреть в этом клевету на советский строй, но это цитата из приговора поэта Иосифа Бродского. Суд «применил указ» по той причине, что в действительности Бродский не был тунеядцем, поэтому и выносить приговор на основании УК суд не мог.

Поэт имел договоры с издательствами и регулярно трудился над заказами в области переводов, жил на вполне трудовые доходы. Однако там, где за дело берутся политически ангажированные личности, борьба с тунеядством является ширмой политических преследований тех, кого представители системы считают неугодными лицами.

В современной России несколько раз звучали полностью оторванные от реальности голоса, требующие ввести ответственность за отсутствие официального трудоустройства. Сначала государственный орган, в нужности которого можно аргументированно усомниться, «Роструд», как называют службу по труду и занятости, предложил для трудоспособных граждан, которые не работают, но и не стоят на учёте в центре занятости, ввести «социальный платёж».

Если подобные инициативы исходят от официальных структур, то становится понятно, почему в стране нет такого разгула рыночного рэкета, как это было в 90-ые годы. Рэкетиры заняли руководящие посты в некоторых кабинетах органов исполнительной власти и законодательных собраниях.

Тогда же предложение о реанимации уголовного наказания за тунеядство поступило от депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В 2016 году член СФ РФ Н. Болтенко так же предложила ввести административную и уголовную ответственности за «тунеядство». Разумеется, весь этот цирк социальной озабоченности полностью антизаконен, поскольку Конституция РФ не гарантирует трудоустройство для всех граждан, а подневольный труд запрещён ею и ТК РФ.

Правда, всегда остаётся некоторая доля риска того, что все демократические законы РФ будут полностью пересмотрены. Нужно отдавать себе отчёт в том, что инициативы не прошли по той причине, что имели очень уж топорную форму выражения. К примеру, предложение «Роструда» сразу же стали называть налогом на бедность. У большей части людей, которые как-то выживают в этой стране без работы, просто нет денег на то, чтобы оплачивать какие-то маразматические «социальные платежи».

Однако власти и не стремились сделать именно так. Всё это время разрабатывались более хитрые способы залезть в карманы к нищим. В 2019 году они вылились в повсеместное навязывание налога на самозанятых. Абсурд в том, что отсутствие аналогов в мире они ещё умудряется выдавать за что-то прогрессивное и передовое, хотя на самом деле во всех странах, где правительства уважают свои народы, людям с низким доходом причитается помощь, а не залезание к ним в карманы. Если жлобство считать уникальным достижением, то в этой области правители РФ бесспорные лидеры планетарного уровня.

К подневольному закон относит и тот труд, который возникнет в результате того, что работодатель заставит работать тех работников, которые намеревались прекратить исполнение своих трудовых обязанностей из-за того, что работодатель не выплачивает им заработную плату вовремя и в полном объёме.

Тоже самое происходит и в случае, когда работники пытались отказаться от работы в силу нарушений норм охраны труда, допущенных работодателем. Если работодатель хитростью или угрозами заставил их работать, то нарушил ст. 4 ТК РФ.

Судебная практика на основании ст. 4 ТК РФ

В судебных материалах эта статья упоминается не так уж и редко, но далеко не все из них относятся непосредственно к её теме. Дел именно о принудительном труде в РФ очень мало. Обычно бывает так, как при вынесении определения по делу № 5-АПГ12-2, которое произошло 11 апреля 2012 г. Его суть в том, что Правительство Москвы 4 апреля 2011 г. издало распоряжение от № 246-РП, которое направлено на регулирование предельной численности и фонда оплаты труда государственных гражданских служащих и работников органов исполнительной власти.

Его смысл сводится к тому, что их количество не может выходить за определённые пределы, чиновников можно сокращать, а образовавшиеся средства направлять на стимулирование оставшихся на службе. Это попыталась опротестовать одна из бывших государственных гражданских служащих. А в качестве основания приводились ст. 37 Конституции, ст. ст. 2, 3, 4 ТК РФ и другие нормативные акты.

Суд начальной инстанции иск удовлетворил, но в ограниченном объёме, только в той части, где распоряжение на самом деле противоречило законодательству. Это не понравилось ни истице, ни Правительству. ВС РФ принял мудрое решение, которое отказало всем, оставив без удовлетворения жалобу Правительства Москвы и жалобу гражданки.

Статья 4. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд – выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

В статье 4 Трудового кодекса РФ запрещено еще одно негативное явление в трудовых отношениях – принудительный труд.

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в т.ч. в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке, в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе, в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Принцип запрещения принудительного труда – один из основополагающих принципов международного и национального трудового права, применяющийся в силу факта членства государств в Международной организации труда, вне зависимости от ратификации соответствующих конвенций №29 и №105.

Трудовой кодекс РФ к принудительным работам также относит работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, а также с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Существуют мнения, что легальное определение понятия «принудительный труд» несколько не соответствует принятому в международных документах. По ним принудительный труд есть выполнение работы при отсутствии добровольного волеизъявления работника, а также под угрозой применения к нему какого-либо наказания. Как мы видим, это определение состоит из двух условий, а не из одного, как в Трудовом кодексе.

Статья 4 Трудового кодекса РФ также содержит определение работ, которые к принудительному труду не относятся. Это:

1) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

2) работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

3) работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

4) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Относительно пунктов 2 и 3 комментируемой статьи стоит указать ограничение, налагаемое на длительность такой работы статьей 12 Конвенции МОТ №29. Так, максимальный период, в течение которого какое-либо лицо может быть привлечено к принудительному или обязательному труду различных форм, не может превышать шестидесяти дней в году, причем время, необходимое на проезд к месту работы и обратно, включается в эти шестьдесят дней. Отработанное время фиксируется в удостоверениях, выданных гражданам, привлекаемым к таким работам. Кроме того, статья 13 указанной Конвенции устанавливает, что продолжительность нормального рабочего дня каждого лица, привлеченного к принудительному или обязательному труду, должна быть такой же, как и продолжительность рабочего дня, практикуемая в условиях труда по вольному найму, а время, проработанное сверх обычной нормы, оплачивается по тем же ставкам, которые практикуются при оплате сверхурочной работы при труде по вольному найму.

Существуют отдельные виды работ, по которым принудительный труд не допускается (работы под землей в шахтах) и по которым его необходимо свести к минимуму или упразднить (например, принудительный труд как вид налога, труд с целью перевозки лиц или грузов).

На лиц, которые могут быть привлечены к принудительному труду, налагаются возрастные (18-45 лет), профессиональные и медицинские ограничения.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

•в целях поддержания трудовой дисциплины;

•в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

•в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

•в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

•в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от её выполнения.

В отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде РСФСР, положения статьи 4 Трудового Кодекса Российской Федерации не только устанавливают запрет на применение принудительного труда, но и содержат определение понятия такого труда.

Продолжая последовательно нормативно закреплять запрет принудительного труда законодатель определил и обстоятельства, наличие

которых свидетельствует о привлечении работника к принудительному труду.

Так, в соответствие с положениями статьи 4 Трудового Кодекса Российской

Федерации, к таким обстоятельствам относятся:

•нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата её не в полном

размере;

•требование работодателем исполнения трудовых обязанностей, если

работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Трудовой Кодекс Российской Федерации расширил сферу применения

понятия «принудительный труд» по сравнению с положениями международно-правовых норм. Базовым законом трудового законодательства определено, что к принудительному труду относятся такие нарушения обязанностей работодателя по выплате заработной платы, как несвоевременная выплата заработной платы, выплата заработной платы не в полном размере. Определяя действия работодателя, связанные с нарушением сроков

заработной платы, как способ привлечения работника к принудительному

труду, законодатель не ограничился только законодательным закреплением

декларированного конституционного принципа. Так в соответствие с требованиями статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, за нарушение сроков выплаты заработной платы установлена административная ответственность должностных лиц организаций в виде административного штрафа в размере от пяти до пятидесяти размеров минимального размера оплаты труда. Повторное аналогичное административное правонарушение влечёт дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет. Федеральным законом «О дополнении Уголовного Кодекса Российской Федерации статьёй 145.1» № 48-ФЗ от 15.03.1999 года Уголовный Кодекс Российской Федерации дополнен положением, согласно которому невыплата заработной платы свыше двух месяцев, совершённая руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, повлёкшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от трёхсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного до двух месяцев, либо

лишением права занимать определённые должности или заниматься

определённой деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, повлёкшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от трёхсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх до семи месяцев, либо лишением свободы на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового. В соответствие с требованиями части второй статьи 142 Трудового

Кодекса Российской Федерации законодатель установил новую меру

самозащиты работника против нарушения его права на своевременную оплату труда, а в итоге от работы в условиях принудительного труда. Если выплата заработной платы задержана на срок более пятнадцати дней, работник вправе приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Положения статьи 236 Трудового Кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность для работодателя выплатить в этом случае все

несвоевременно выплаченные работнику суммы с оплатой процентов, размер которых определяется в зависимости от продолжительности периода задержки выплаты заработной платы.

  • Трудовой кодекс
    • Глава 1. Основные начала трудового законодательства

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Комментарий к статье.

Запрещение принудительного труда является конституционным положением. В ст. 37 Конституции РФ указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать выполнять работу под угрозой применения наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью.

Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 1 Закона о занятости предусматривает, что незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности, из УК РФ исключена статья об ответственности за уклонение от общественно полезного труда (в законодательстве такое уклонение называлось тунеядством).

Запрещение принудительного труда содержится в отдельной статье, а не в статье «Основные трудовые права и обязанности работников», как было предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает основополагающее значение такого запрета для регулирования трудовых отношений. Запрещение принудительного труда, предусмотренное в комментируемой статье, соответствует международным правовым актам: Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), Конвенциям МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930) и N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957).

В отличие от КЗоТ ТК не только запрещает принудительный труд, но и дает определение понятия принудительного труда, соответствующее формулировкам Конвенции МОТ N 29.

Кодекс расширил понятие принудительного труда по сравнению с международными правовыми нормами. Комментируемая статья определяет, что к принудительному труду относится работа, выполняемая работником под угрозой наказания, хотя в соответствии с ТК или иными федеральными законами он может от нее отказаться. К таким случаям отказа относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; возникновение непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в том числе вследствие необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Расширение понятия принудительного труда усиливает гарантии соблюдения трудовых прав работников, дает им право приостановить выполнение своих трудовых обязанностей (ст. 142 ТК) или отказаться от такой работы (ст. 379 ТК).

Запрещая принудительный труд, ст. 4 перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.

Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу может быть принято решение о направлении на альтернативную гражданскую службу (Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»). Работа в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы не может квалифицироваться как принудительный труд.

Не считается принудительным трудом работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами. Так, Закон о чрезвычайном положении предусматривает в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизацию трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Трудовой кодекс не относит также к принудительному труду работу, выполняемую в чрезвычайных обстоятельствах, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения).

Не считаются принудительным трудом работы в порядке исполнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда. Такие работы выполняются при осуждении к исправительным работам (гл. 7 «Исполнение наказания в виде исправительных работ» УИК РФ) и к лишению свободы. Статья 103 УИК РФ предусматривает, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В свою очередь, администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и ин… Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования… 0 2-22-2019 Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства… Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита пр… 274 2-22-2019 Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права… (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимател… 0 2-22-2019 Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда… Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимуще… 0 2-22-2019

Добавить комментарий