Признаки законов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

4) он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

— по их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);

— по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

— по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. п.);

— по характеру (материальные и процессуальные);

— по сроку действия (постоянные законы и временные);

— по сферам действия (общефедеральные и региональные);

— по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — УК РФ, ГК РФ и т. п.);

— по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т. д.) и иные законы.

5. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Основного закона РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения — это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов

главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера).

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3) Приказы, инструкции, положения министерств. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и т. п.

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

8. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно статье 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, то есть он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в 2 случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на

следующих основаниях:

— по истечении срока действия акта, на который он был принят;

— в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

— на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

— уровня государственного органа, принявшего данный акт;

— юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

— на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

— на территорию субъекта федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или

приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

— на территорию, указанную в самом нормативном акте;

— на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы Российской Федерации. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Понятие и признаки нормативно-правового акта.

Систематизация нормативно-правовых актов.

Порядок опубликования и вступление в силу законов.

Виды и структура законов РФ.

Понятие и признаки закона.

Понятие и признаки нормативно-правового акта.

Подзаконные акты: виды и особенности.

Нормативный правовой акт — это изданный в особом порядке документ, принятый компетентным органом, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений.

Признаки нормативного правового акта:

1) является результатом деятельности специально уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц;

2) имеет особую документарно-письменную форму;

3) содержит в себе юридические нормы;

4) обладает юридической силой;

5) адресован неопределенному кругу субъектов;

6) регулирует общественные отношения;

7) охватывает действием определенную территорию;

8) обеспечивается государственным принуждением в случае нарушения .

По юридической силе нормативные право­вые акты делятся на:

1) законы;

2) подзаконные акты.

В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются:

1. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом).

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Юридический прецедент (судебный и административный).

4. Религиозные источники (священные писания, книги, трактаты).

5. Правовой обычай.

6. Нормативный правовой договор.

7. Доктрина, или юридическая наука.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон— это нормативный правовой акт, приня­тый в особом порядке, выражающий волю народа, об­ладающий высшей юридической силой, являющий­ся основным источником права, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке. Главными качествами закона является его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

Признаки закона:

1) принимается специально уполномоченными госу­дарством органами — органами законодательной власти или народом на референдуме;

2) принимается в особом процессуальном порядке;

3) регулирует наиболее важные общественные отно­шения;

4) общеобязателен;

5) выражает волю народа;

6) обладает высшей юридической силой.

Виды и структура законов в Российской Федерации:

Виды законов:

1) Конституция РФ — это основной закон государ­ства, обладает наивысшей юридической силой, все остальные законы не должны противоречить Консти­туции РФ. В ней закреплены основы конституцион­ного строя, основные права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство Россий­ской Федерации, система федеральных органов го­сударственной власти, основы местного самоуправ­ления. Принимается народом на референдуме;

2) федеральные конституционные законы — наиболее важные государственные законы, которые разрабатываются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ (ФКЗ «О Конституционном Су­де РФ» от 21 июля 1994 г.). Федеральный конститу­ционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом;

3) федеральные законы — основной вид законов в Российской Федерации. Регулируют различные стороны жизни общества. Принимаются Государ­ственной Думой РФ с соблюдением установленной процедуры, одобряются Советом Федерации РФ и подписываются Президентом РФ. Разрабатыва­ются и принимаются во исполнение Конституции РФ и федеральных конституционных законов. Различа­ют органические и чрезвычайные законы;

4) законы субъектов РФ принимаются законода­тельными органами субъектов РФ по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопро­сам совместного ведения субъектов Федерации и РФ. Законы’ и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федераль­ным законам. В случае противоречия между феде­ральным законом и иным актом, изданным в Рос­сийской Федерации, действует федеральный закон, в такой же ситуации, если противоречит федераль­ному закону нормативный акт, изданный по вопро­сам исключительного ведения субъекта РФ, дей­ствует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Структура закона:

1. наименование органа, принявшего закон;

2. название закона;

3. номер и дата принятия;

4. преамбула;

6. последствия несоблюдения закона;

7. отмена законом иных нормативных правовых актов;

8. опубликование закона и вступление его в закон­ную силу;

9. подпись закона уполномоченным лицом.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты органов государственной власти и управления, изданные в соответствии с законами Российской Федерации и не противоречащие им. К ним относятся нормативные постановления представительных законодательных органов; нормативные указы и распоряжения Президента РФ; нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативные приказы, инструкции, положения министерств и ведомств; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и управления субъектов в составе Российской Федерации; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и местного самоуправления.

Подзаконный нормативный акт — разновидность правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

Виды подзаконных актов:

По субъектам издания и сфере распространения:

1. Общие нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны (предписания центральных органов исполнительной власти, нормативные указы президента и постановления правительства).

2. Местные подзаконные акты — нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов власти на местах. (обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах данной территории – региона, области, города, района).

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы) министерств и ведомств. (распространяются на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данного ведомства).

Внутриорганизационные подзаконные акты (локальные), (уставы, положения, правила внутреннего распорядка) которые издаются различными организациями для рекламентации внутренних вопросов и распространяются только на членов организации.

Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения. Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

Этимологически (по своему смыслу) слово «закон» в русском языке означает «правило», «предел», положенный свободе воли и действия.12 Иначе говоря, под словом «закон» всегда имеется в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц и организаций. Юридический смысл слова «закон» состоит в том, что под законом имеют в виду «правило, постановление высшей власти.»13 С древнейших времен и на языках других народов сложилось аналогичное смысловое значение соответствующих терминов (lex — лат., gesetz — нем., law — англ.). Общее юридическое правило — это и есть норма права, а закон как акт, принимаемой высшей властью — тот источник, в котором право (нормы права) рождается и содержится, юридический источник, права Соответственно, законом является нормативный акт, устанавливающий, излагающий отменяющий или изменяющий общие предписания — нормы права. В теории права определение закона формулируется следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Следует только к этому добавить, что общий характер (нормативность) закона не означает того, что в законе не могут содержаться отдельные индивидуальные или директивные предписания — поручения правительству, бюджетные или плановые показатели, программные положения, декларации. Например, закон о государственном федеральном бюджете в основном состоит из финансовых показателей, хотя включает и отдельные нормы обычного типа общих правил.

Итак, исходя из данного выше определения закона, можно дать следующие его признаки:

1) Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов. Это, в принципе, общепризнанная практика современных государств. Однако исключения из этого общего правила считаются допустимыми, например, в Великобритании, где любой акт парламента (обеих его палат), промульгированный королевой, считается законом. Таким путем устанавливаются персональные пенсии, иное содержание бывшим должностным лицам или иные социальные акции. В истории России практиковались «именные» указы царя или Сената, боярские «приговоры», часто тоже именные. В российской Федерации принимаются «именные» законы, например, о назначении содержания семьям погибших депутатов. Разумеется, они не меняют общего правила нормативности законов Федерального Собрания;

2) Законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума. Это связано с тем, что издавна любой закон считается актом выражения высшей власти в государстве. В древние времена, например, в государствах Древнего Востока, не знавших не только современного конституционного строя, но и даже Афинской или Римской республики, высшей властью обладал верховный правитель, согласно религиозным и нравственным убеждениям получивший власть и сами законы об Бога (Моисей по Библии, царь Вавилона Хаммурапи по эпосу — от верховного бога Мардука). Традиция божественной власти царя, воплощаемой в законах, господствовала при феодализме в Европе и России.

Поэтому не каждый закон обладает теми признаками, которые ему придает конституционный строй. Но и при конституционном строе закон остается актом высшей власти в государстве. Таким образом, в РФ закону должны быть присущи именно те признаки, которые присущи конституционному строю России. Один из главных признаков состоит как раз в том, что законы принимаются только органами народного представительства или непосредственно народным голосованием. Следует при этом заметить, что Конституция РФ прямо не предусматривает принятия законов в порядке референдума. Но в действующем законе «О референдуме РСФСР» нет запрета на вынесение законопроектов на референдум (см. ч.2 ст.1);

3) Закон регулирует наиболее важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие экономических, политических и социальных сфер. Об этом уже достаточно много говорилось в предыдущем изложении, поэтому вряд ли стоит здесь раскрывать данное положение ещё раз;

4) Закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Оно означает нормативную ориентацию закона и обязательность соответствия его положениям других правовых актов. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Иначе он должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;

5) Закон обладает наибольшей нормативной концентрированностью и рассчитан на предоставление субъектам права широкого выбора вариантов поведения, на неопределенно множественное число случаев применения;

6) Закон принимается в рамках специального законодательного процесса и на основе установленных процедур. В государствах современной парламентской демократии закон принимается представительным органом власти по определенной регламентом законодательной процедуре. Такая процедура, во-первых, обеспечивает внесение законопроектов по действительно важным вопросам жизни страны. Это закрепляется обычно ограничением круга субъектов законодательной инициативы, т.е. органов, лиц, либо определенного числа граждан (народная инициатива в Австрии, Италии). К числу таких субъектов относятся, обычно, глава государства, правительство, депутаты или группа депутатов, высшие судебные инстанции, некоторые другие органы. В Российской Федерации это: Президент, Правительство, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также Конституционный Суд и другие высшие суды РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). Во-вторых, законодательная процедура призвана обеспечить всестороннее обсуждение принятых к рассмотрению законопроектов. Она предусматривает планирование законодательной деятельности, рассмотрение их в трех стадиях (чтениях), обеспечивающее возможность всех депутатов, фракций и групп внести свои предложения, как по концепции проекта, так и по его конкретным статьям (главам, разделам), и, в конечном счете, — голосование по статьям (разделам) закона, и затем — по принятию закона в целом. Установлена процедура голосования законопроектов и порядок их принятия палатами. Для принятия конституционных законов требуется квалифицированное большинство голосов депутатов каждой из палат Собрания (ст. 108 Конституции).

Рассмотрение проектов и принятие законов происходит по палатам: законы принимаются Государственной Думой с последующим утверждением Совета Федерации. Принятый закон направляется на подписание и обнародование Президенту, который может отклонить принятый закон. Федеральное Собрание может повторно рассмотреть законопроект, подтвердив его ранее принятую редакцию. В этом случае президентское отклонение считается преодоленным, и Президент обязан подписать и обнародовать повторно принятый Федеральным Собранием закон (гл. 5 Конституции РФ). Принятые в установленном порядке федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Конституции). Они не должны противоречить Конституции РФ, подлежат официальному опубликованию и без опубликования не применяются (ч. 3 ст. 15 Конституции). Закон обязательно публикуется в официальных изданиях, а также может быть опубликован и в других органах печати, обнародован по телевидению, радио, передан по линиям связи соответствующим государственным органам и общественным организациям.

Таким образом, принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии:

Для правильного применения правовых норм необходимо точно определять пределы действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которых они распространяются. Ведь любой закон издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга лиц.

1. Действие закона во времени.

Оно начинается, по общему правилу, с момента вступления закона в силу. Во многих странах действуют специальные правила вступления в силу нормативных актов. Они заключаются в том, что:* акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом;* акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, например, федеральные и федеральные конституционные законы России вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования в Российской газете или в Собрании законодательства РФ; самим законом может быть установлен другой порядок вступления его в силу, например, со дня опубликования или, наоборот — спустя некоторое время (так, часть 1 ГК РФ, принятая 21 октября 1994 г., была введена в силу с 1 января 1995 г.), с целью приведения в соответствие с ним различных условий его применения.

Однако никто, ни один орган не может принять решение о вступлении закона в силу до его опубликования. Такое положение во многих государствах, как правило, записывается в Конституции. Есть подобного рода норма и в Конституции РФ: ч.3 ст.15 гласит «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета — 1993. — 25 декабря — № 237.

Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый закон распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Это значит, что обратной силы закон не имеет. Соответственно, предписания закона не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Однако в отдельных случаях допускаются исключения из указанного принципа. Так, в РФ уголовные законы, устраняющие либо смягчающие наказание, имеют обратную силу. В отличие от них законы, устанавливающие наказуемость или усиливающие наказание, обратной силы не имеют (ст. 6 УК РФ). Аналогичное правило установлено относительно обратной силы законов об ответственности за административные правонарушения (ст.9 КоАП).

Законы действуют вплоть до их официальной отмены или частичного изменения отдельных предусмотренных ими предписаний. Вторым основанием прекращения действия закона во времени является истечение срока, на который издан данный акт или его отдельные предписания.

2. Действие закона в пространстве.

Пределы действия закона в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере. Действие законов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, законы членов федеративного государства действуют лишь на их территории. Также при федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).

Таким образом, по общему правилу, пределы действия закона в пространстве ограничены территорией данного государства либо его отдельных частей. Например, в России федеральные законы, как правило, действуют на всей территории РФ, а республиканские и региональные — на территории каждого из субъектов Федерации. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления действуют в пределах территории данного муниципального образования (района, города, села и т.п.). Некоторые федеральные законы прямо предназначены для применения к отдельным территориальным пределам в РФ. Примером могут служить законы, относящиеся к районам Крайнего Севера, пограничным зонам, континентальному шельфу, а также особым экономическим зонам.

3. Действие закона по кругу лиц.

Существует правило, согласно которому действия закона распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны при этом уважать его Конституцию и соблюдать другие законы.

Однако имеются исключения из этого правила, когда действия законов по кругу лиц не совпадает с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Следует также учитывать, что некоторые национальные законы вообще не распространяются на иностранцев и апатридов (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе). Некоторые законы могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и др.). В таких случаях в законе точно определяется круг лиц, подпадающих под его действие.

7) И последний признак закона заключается в том, что закон, регулируя соответствующие общественные отношения, характеризуется наибольшей устойчивостью, стабильностью своих регуляторов и длительностью существования и действия. Закон является актом, содержащим общие правила поведения, которые рассчитаны на неограниченное число случаев. В связи с этим законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью и только в исключительных случаях в силу объективной общественной необходимости. При этом закон, принятый парламентом, может быть признан конституционным или другим аналогичным судом неконституционным, но отменить его может только законодательный орган. В этом, безусловно, заключается существенная гарантия сохранения стабильности и законности всего правопорядка в стране.

В окончание рассмотрения перечисленных выше признаков закона следует подчеркнуть, что отмеченные здесь признаки существуют не изолированно друг от друга, а в тесном единстве.

1. Закон – нормативный правовой акт, принимаемый уполномоченными органами. В современной России – это:

а) Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации), издающие федеральные конституционные и федеральные законы;

б) законодательные (представительные) органы субъектов РФ, издающие законы субъектов федерации.

2. Принимается в порядке особой процедуры, носящей название законодательного процесса, включающего ряд стадий (законодательная инициатива, обсуждение законопроекта; принятие закона, опубликование закона).

3. Закон регулирует наиболее значимые общественные отношения, характеризуемые устойчивостью, необходимостью их законодательного закрепления. Например, права и обязанности человека и гражданина, отношения собственности, устройство государства, регламентация принципов местного самоуправления и др.

4. Закон – нормативный правовой акт, содержащий нормы первичного исходного характера, служащие базой правового регулирования, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов.

5. В системе нормативных правовых актов законы обладают высшей юридической силой. В случае противоречия между законом и подзаконным актом приоритет принадлежит закону, а противоречащий ему акт должен быть опротестован, отменен или изменен.

6. Закон отличается наибольшей стабильностью в сравнении с иными нормативными правовыми актами. Это, прежде всего, связано с регулированием наиболее типичных общественно значимых отношений и усложненной процедурой его принятия и изменения.

7. Принятие нового закона влечет необходимость отмены или изменения всех других актов, которые противоречат содержанию закона.

8. Законы не требуют утверждения со стороны какого-либо органа. Их высшая юридическая сила означает: никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон.

9. Закон, по сути, в демократическом государстве, должен быть правовым, ориентированным на воплощение правовых принципов, (общечеловеческих ценностей, принципа справедливости и др.). Правовой закон должен отражать объективные тенденции социального прогресса, не может запрещать гражданам то, что относится к правам человека, и не может дозволять государственным органам принимать решения, ограничивающие основное содержание прав и свобод человека и гражданина.

Виды законов.Классификация законов проводится в юридической литературе по различным основаниям:

— по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские и т.п.);

— по субъектам законотворчества (принятые представительным законодательным органом государственной власти – Государственной Думой Федерального Собрания РФ и т.д. или в результате референдума);

— по юридической силе (Конституция РФ – основной закон государства, федеральный конституционный закон (например, Закон о Конституционном Суде РФ), федеральный закон (например, Закон «О защите прав потребителей»), законы субъектов Федерации (например, Устав Нижегородской области, Красноярского края, Самарской области);

— по сферам действия (общефедеральные, принимаемые федеральным законодательным органом (Федеральным Собранием РФ) и законы субъектов федерации(республиканские законы, законы областей, краев);

— по значимости содержащихся в них норм (конституционные, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией РФ (ст. 108) и обыкновенные, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляющие основную массу законодательных актов);

— по объему регулирования – общие, т.е. распространяющиеся на всех субъектов права (например, Гражданский кодекс РФ) и специальные, действующие в отношении ограниченного круга субъектов, например, военнослужащих. К первым также можно отнести Закон о гражданстве Российской Федерации, а ко вторым Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»);

— по содержанию — экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.;

— по степени систематизации – обычные, образно говоря, «текущие» и кодифицированные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. Имеются в виду Основы и кодексы по отраслям законодательства, например, Основы законодательства о нотариате РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и т.д.;

Итак, содержание закона образуют первичные правовые нормы, которые могут получать дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных нормативных правовых актах. Ведущее положение законов в системе нормативных правовых актов определяется названными выше свойствами:

— принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

— обладают высшей юридической силой;

— регулируют наиболее важные общественные отношения.

На основании вышеизложенного в порядке последовательности отметим существенные особенности Конституции РФ, конституционных федеральных законов и федеральных (обыкновенных) законов.

1. Конституция РФ – Основной Закон государства. Она представляет собой главный нормативный правовой акт РФ, имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ, закрепляет основы ее социального, экономического и политического устройства.

Действующая Конституция РФ принята путем всенародного голосования (референдума), 12 декабря 1993 г. Она состоит из преамбулы, основного Первого раздела, включающего 9 глав и 137 статей, и Второго раздела, включающего 9 параграфов переходных и заключительных положений.

В Конституции отражены изменения, которые произошли в российском обществе на рубеже 80-90-х гг. и в начале 90-х гг. Она исключает классовый подход к различным слоям населения, закрепляет власть народа, устанавливает различные формы собственности. Вместе с тем Конституция РФ характеризуется особым юридическим содержанием. Ее нормы устанавливают основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему, принципы местного самоуправления. Важнейшим юридическим свойством Конституции РФ является ее юридическое верховенство. Оно означает высшую юридическую силу Конституции по отношению ко всем иным нормативным правовым актам, включая федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Конституция РФ характеризует и такая юридическая особенность, как особый порядок принятия и изменения. Очевидно, этот порядок более сложен, чем для принятия и изменения иных законов.

Конституция не только юридический, но и политический документ, закрепляет права и свободы личности в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, закрепляет принцип разделения властей (вместо принципа единства власти в руках органов типа советов снизу доверху), принципы местного самоуправления, идеологическое и политическое многообразие.

2. Конституционные федеральные законы. Особенность данных законов в том, что по иерархии они занимают следующее место после Конституции РФ в системе нормативных правовых актов.

Федеральные конституционные законы бывают двух разновидностей. Во-первых, законы о поправках к Конституции России (ст. 136), т.е. законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РФ. В этой связи отметим следующий факт: 31 декабря 2008 г. вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы».

С момента принятия действующей Конституции РФ – это первый закон о поправках к ее содержанию. Это означает, что в перспективе потребность в принятии таких законов также может быть реализована в соответствии с Конституцией РФ.

К числу существенных свойств конституционных федеральных законов также относятся:

а) эти законы обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;

б) принимаются в особом порядке (квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания);

в) отсутствие вето Президента РФ (глава государства должен в течение 14 дней подписать и обнародовать конституционный закон).

Итак, к конституционным законам относятся прежде всего сама конституция; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в текст конституции, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается Конституцией.

3. Федеральные (обыкновенные) законы. Существенное здесь в том, что эти законы принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ и конституционных законов, составляют текущее законодательство. Эти законы регулируют отношения несколько иного «удельного веса» — различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Например, закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», или закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 2 ФЗ «О противодействии коррупции».

Федеральные законы, также как и конституционные законы принимаются Государственной Думой и Советом Федерации с соблюдением определенной процедуры. Вместе с тем в отличие от конституционных законов, для принятия или изменения обыкновенных законов достаточно абсолютного большинства голосов.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость («удельный вес» в системе нормативных правовых актов).

Федеральные (обыкновенные) законы делятся на кодификационные и текущие.

Кодификационные законы — это крупные акты, принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации, комплексно регулирующие определенную сферу общественной жизни. Они содержат юридические предписания, играющие роль исходных положений для всей отрасли законодательства. Эти акты служат основой правотворчества Государственной Думы РФ, главы государства, правительства, федеральных министерств, а также органов государственной власти субъектов федерации. К кодифицированным законам относятся Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

Основы законодательства — федеральный акт, содержащий наиболее общие нормы по предмету совместного ведения РФ и ее субъектов, которые должны конкретизироваться в нормативных правовых актах, принимаемых субъектами РФ. Основы законодательства имеют крупные обособленные разделы, главы. В них ставятся цели, единые для всех субъектов Федерации, принципы регулирования, даются определения важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере.

В РФ приняты такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства о нотариате, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.

Кодекс (от лат. codex – собрание законов) – закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную сферу однородных отношений. Принятие Кодекса означает, что никакие другие нормативные правовые акты не должны противоречить нормам, содержащимся в нем. Кодекс РФ – наиболее часто используемый вид кодификационного закона. Примером могут служить Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др.

4. Законы субъектов Российской Федерации. В Российском федеративном государстве эти законы выступают в качестве самостоятельного источника права. Они принимаются органами законодательной власти субъектов федерации. Порядок и процедура принятия законов и иные, относящиеся к этому вопросы, определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации (краев и областей).

Для закона этого вида характерно следующее:

а) он принимается в особом порядке законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или путем референдума; б) занимает в иерархии нормативных правовых актов региона главенствующее место; в) регулирует общественные отношения с учетом комплекса местных территориальных, национальных и социальных условий.

Очевидно, законы, принимаемые в республиках РФ, должны соответствовать и федеральному законодательству, и «своей» республиканской конституции. Областные, краевые законы призваны соответствовать не только федеральному законодательству, но и Уставу – важнейшему учредительному документу области, края, автономной области, автономного округа.

Для субъектов федерации характерно принятие законов, касающихся собственности, налогов, использования природных ресурсов и др.

По-видимому, подобно федеральным законам, в законах субъектов РФ можно выделить законы, развивающие положения республиканской конституции, и законы обыкновенные, текущие.

В целом отметим: законы субъектов Федерации (республиканские, законы областей, краев) – те, которые принимаются в соответствии с конституцией республик, уставов других субъектов Федерации и распространяются только на их территорию.

Добавить комментарий