Проект конституции ес 2004

Маастрихтский договор (официально «Договор о Европейском союзе») — договор, подписанный 7 февраля1992 годав городеМаастрихт(Нидерланды), положивший началоЕвропейскому союзу. Договор вступил в силу1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Маастрихтский договор был призван содействовать превращениюЕвропейского сообщества (European Community) в политический, а затем – в экономический и валютный союз.

В Маастрихтский договор помимо разделов об экономическом сотрудничестве были включены разделы о внешней политике и правосудии, что означало формирование трех опор ЕС:

  • – экономический и валютный союз (ЭВС);
  • – общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ);
  • – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

Согласно статье А договора сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.

Договор о ЕС содержит преамбулу (причины и цели подписания Договора) и 318 статей, 6 частей, крупные включают несколько разделов, ряд разделов делится на главы, а последние — на отделы.

Часть первая «Принципы» (ст. 1 — 16) определяет цели, называет главные органы (институты), перечисляет основные направления и сами принципы деятельности ЕС.

Часть вторая «Гражданство Союза» (ст. 17 — 22) устанавливает европейское гражданство, условия его приобретения, основные права граждан ЕС.

Часть третья «Политика Сообщества» (ст. 23 —181 А) — устанавливаются полномочия в разных сферах общественной жизни. Устанавливаются правовые основы внутреннего рынка, экономиче­ского и валютного союза, конкурентная политика Сообщества.

Часть четвертая «Ассоциация с заморскими странами и территориями» (ст. 182 — 188) регулирует взаимоотношения ЕС с колониями, подопечными, зависимыми территориями — «заморские страны и территории». Их 21: Британские Виргинские острова, Нидерландские Антильские острова…

Часть пятая «Институты Сообщества» (ст. 189 — 280) основы правового статуса институтов, фиксирует положение основных консультативных органов (Эконо­мический и социальный комитет, Комитет регионов) и Европейско­го инвестиционного банка, раскрывается система правовых ак­тов, принимаемых институтами, про­цедуры их принятия, основы финансовой системы, процедуру принятия бюджета ЕС.

Часть шестая «Общие и заключительные положения» (ст. 281 —314) нормы, определяющие правосубъектность ЕС, процедуру заключения международных договоров, лингвистический режим. Два приложения: приложение I — список видов продукции, на кото­рые распространяется общая аграрная политика; перечень «заморских стран и территорий» (приложение II).

Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральныхбанков (ЕСЦБ), в составеЕвропейского центрального банка(ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.

Последствием договора было введение еврокак европейской валюты и установление трёх опор союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, так называемыеМаастрихтские критерии:

  • Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

  • Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

  • Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

  • Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

  • Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Договор определил процедуру введения единой валюты евро. Документом предусмотрено создание Европейского центробанка (ЕЦБ), имеющего исключительное право санкционировать эмиссию банкнот. Его дополняет Европейская система центральных банков стран-членов, которые вместе с ЕЦБ занимаются выпуском европейских денег.

Маастрихтский договор существенно расширил права Европарламента, который теперь может участвовать в принятии законодательства ЕС, утверждать состав Европейской Комиссии, формулировать позицию по важнейшим международным договорам. В Маастрихте Европарламент получил и другие полномочия. Например, право требовать от Европейской Комиссии выработки новых законодательных актов, а также создавать европарламентские комиссии для расследования случаев нарушения правовых актов ЕС и злоупотребления полномочиями.

Договор устанавливал гражданство Союза. Это означает, что каждый гражданин государства – члена ЕС является гражданином Союза и имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств – членов ЕС в соответствии с положениями Договора.

Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Во Франции в поддержку Маастрихтского договора высказалось лишь незначительное большинство граждан (51,05%). В Дании референдум дал отрицательный результат. Для обеспечения положительного результата при повторном голосовании Европейский Совет пошел на уступки и в соответствии с особым протоколом закрепил право Дании отказаться от полномасштабного участия в создании Экономического и валютного союза, а также сохранить статус наблюдателя при проведении совместной оборонительной политики. Подтвердила свою «особую позицию» в отношении европейской интеграции и Великобритания. Для положительного голосования в Палате общин британскому правительству пришлось пригрозить оппозиции досрочными выборами.

В тех странах, где для ратификации договора было необходимо лишь решение парламента (в Италии, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии и Люксембурге), эта процедура не вызвала затруднений. Лишь в Германии после одобрения Маастрихтского договора бундестагом и бундесратом понадобилось дополнительное решение Конституционного суда о правомерности делегирования части полномочий национального парламента европейским органам.

В целом ратификация Маастрихтского договора потребовала свыше полутора лет. Официально договор вступил в силу 1 ноября 1993 года.

Жолболдин Т.К.

главный эксперт аппарата Сената Парламента РК Иржанов А. С.

ведущий научный сотрудник Института законодательства РК, к.ю.н.

Уразбаев АЗ.

ведущий научный сотрудник Института законодательства РК, к.ю.н.

О ПРОЕКТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Распространение интеграционных процессов в международном масштабе привело к тому, что большинство стран в добровольном порядке стали соглашаться на ограничение собственного суверенитета, передачу суверенных прав в компетенцию наднациональных (надгосударственных) институтов. В результате произошло изменение самого представления о государстве и государственности, требующее внимательного изучения и осмысления в контексте международно-правовой науки.

Особенно впечатляют своей масштабностью и правовой кодификацией динамично развивающиеся интеграционные процессы в Европе. За короткий исторический промежуток времени Европейский Союз (ЕС) из субрегиональной группы стран, объединенных общими экономическими интересами, превратился в мощную европейскую организацию с признаками универсальной компетенции, с собственным аппаратом управления и осуществляющим свою деятельность в самых различных сферах общественной жизни.

Идея о сильной и единой Европе в условиях мира и согласованных взаимодействий получила свое признание на Европейском континенте, который после двух кровопролитных войн ослабил свои позиции на мировой арене.

Начало интеграционных процессов в Европе связано с образованием и деятельностью первых экономических и технических объединений, которые в конечном итоге сформировали единый рынок товаров, лиц, работ и услуг. Дальнейшая интеграция затронула такие сферы, как внешняя политика, оборона, внутренние дела, правосудие и т.д. С 1 января 2002 г. ЕВРО стал единой валютой большинства европейских стран.

Именно сейчас, спустя пятьдесят лет после своего становления, ЕС оказался на перекрестке различных путей своего дальнейшего развития. Необходимость перехода на новый этап существования обуславливается принятием в его состав восточноевропейских стран, что, естественно, требует серьезных преобразований и нового подхода в реформировании внутренней и внешней политики.

Известно, что после ряда частичных реформ (поправки Амстердамского 1997 г. и Ниццкого 2001 г. договоров) государства-члены ЕС пришли к выводу о необходимости коренным образом реформировать

правовые устои данной организации, тем более, что это также было связано с предстоящим расширением ЕС. Все это потребовало внесения серьезных коррективов в сложившиеся интеграционные механизмы.

15 декабря 2001 г. в г. Лаакене (пригород Брюсселя) прошла сессия Европейского совета — общесоюзного органа курирующего политическую координацию и планирование. Состав Европейского совета включал руководителей всех 15 стран-участниц и председателя Комиссии. По итогам сессии была принята декларация «Будущее Европейского Союза» (другое название — Лаакенская Декларация). Цель принятого документа состояла в установлении ориентиров дальнейших преобразований в устройстве ЕС с учетом новых геополитических реалий и предстоящего расширения состава данной организации.

Историческое значение Декларации состоит в том, что впервые на высоком уровне было объявлено о необходимости принятия Конституции ЕС, заменяющей собой действующие учредительные документы, а также выражено намерение о создании единой «силы», играющей ведущую роль в качестве гаранта стабильности и безопасности на земле1.

Декларация получила одобрение, и в целях подготовки и демократического обсуждения пакета реформ был образован временный представительный орган, названный Конвентом (полное название — «Конвент о будущем Европейского Союза» или «Европейский Конвент»).

Первое заседание Конвента состоялось 28 февраля 2002 г. В состав Конвента вошли представители всех государств-членов (по 3 человека от каждой страны: 2 парламентария и 1 представитель правительства) и ЕС в целом (16 депутатов Европарла-мента и 2 представителя Европейской Комиссии). Председателем Конвента был назначен бывший Президент Французской Республики Валери Жискар д’ Эстен, а его заместителями — Джулиано Ама-то (Италия) и Жан Люк Дехане (Бельгия). В общей сложности состав Европейского конвента включал 105 членов.

Перед Конвентом была поставлена двоякая задача: либо разработать проект будущего учредительного документа ЕС (так называемый «план-максимум»), либо, в случае невозможности достичь компромисса, представить различные варианты

действий, которые подлежали бы обсуждению на межправительственной конференции стран ЕС.

Конвент сделал выбор в пользу максимального варианта — «конституционализации» правовых устоев ЕС, т.е. замены действующих учредительных договоров единым документом под названием Конституция или Конституционный договор.

Первым шагом при разработке проекта союзной Конституции стало установление ее общей структуры. Для этого, в октябре 2002 г. президиумом Конвента был подготовлен «Предварительный проект Конституционного договора ЕС», который включал в себя план документа (заголовки будущих частей, разделов, статей, порядок их расположения), предмет регулирования каждой статьи и определил направления будущей работы над проектом. Была достигнута договоренность о том, что официально будущий Конституционный договор будет именоваться как «Договор, учреждающий Конституцию для Европы».

Кроме того, было высказано множество мнений в отношении названия ЕС. Предлагалось назвать Соединенные Штаты Европы, Объединенная Европа, Европейские Сообщества, но Конвент решил оставить прежнее название «Европейский Союз»2.

Предварительный проект Конституционного договора был подготовлен и официально представлен 28 октября 2002 г. президиумом «Конвента о будущем Европейского Союза». После этого проект был передан Межправительственной конференции — специальному органу, состоящему из представителей правительств стран ЕС. После длительных переговоров 18 июня 2004 г. текст нового договора был утвержден. 29 октября 2004 г. состоялось его подписание, после чего он должен быть ратифицирован в каждом государстве-члене ЕС. Окончательная ратификация государствами-членами говорит о том, что суверенитет государств остается непоколебимым: Конституция не вступит в силу, пока не закончится процесс ратификации всеми подписавшими ее государствами. Таким образом, основную роль в международной политике играют сами государства-члены ЕС, а ЕС получает только те полномочия, которые ему готовы предоставить его члены.

Принятие проекта Договора о создании Конституции для Европы не означает создание нового государства. Основная цель — сведение в единый текст тех документов, которые на данный момент регулируют основные вопросы деятельности ЕС.

В связи с постоянным углублением процессов европейской интеграции, в проекте Договора отражены и вопросы, характерные для национальных конституций, например, общие ценности, основные права человека, символика.

Структура проекта состоит из Преамбулы, четырех частей и девяти разделов. Часть 1 посвящена

основным принципам деятельности ЕС и общим европейским ценностям. Часть 2 придает юридическую силу ранее принятой Хартии об основных правах. Самая объемная часть 3 регулирует деятельность органов ЕС и определяет ход принятия решений в любой области компетенции ЕС. Часть 4 посвящена заключительным и переходным вопросам.

После вступления в силу Конституции, Европейский Союз, в качестве отдельной стороны, сможет присоединиться к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. До этого момента участниками Конвенции являлись некоторые европейские страны в отдельности. Присоединение к Конвенции позволит юридическим учреждениям ЕС применять нормы Конвенции как общие принципы права ЕС. Европейский Суд по правам человека в Страсбурге сможет рассматривать и жалобы на нарушения прав человека, допущенные учреждениями ЕС. Принципы гражданства ЕС не изменятся, по-прежнему, лишь гражданин государства-члена будет считаться гражданином ЕС (статья 1-10). Принципиально новой нормой в Конституции является регулирование порядка выхода их состава ЕС (статья 1-60). Очевидно, что с ростом количества членов ЕС эта проблема может стать актуальной.

Большое внимание уделяется разделению полномочий между государствами и ЕС (статья 1-13). Ранее нормы о компетенции были разбросаны по различным статьям учредительных договоров. Теперь же, в исключительной компетенции ЕС будут находиться:

— вопросы таможни; правила конкуренции, необходимые для внутреннего рынка;

— монетарная политика государств, входящих в единую валютную зону;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— консервация морских биологических ресурсов в соответствии с общей политикой в области рыболовства;

— общая коммерческая политика.

Это означает, что государства будут не вправе издавать нормативные акты в указанных областях, если они не уполномочены на это ЕС.

Проект Договора также предполагает совместную компетенцию ЕС и государств-членов в отдельных сферах (статья 1-14). К сферам совместной компетенции относятся:

— внутренний рынок;

— некоторые аспекты социальной политики;

— экономическая, социальная и территориальная солидарность;

— сельское хозяйство и рыболовство, за исключением консервации морских биологических ресурсов;

— окружающая среда; защита прав потребителя;

— транспорт; трансевропейские сети;

— энергетика;

~ сфера свободы, безопасности и правосудия;

— общая безопасность, касающаяся вопросов здоровья общества.

В вопросах внешней политики и обороны, государство-член ЕС сможет построить свою внешнюю политику так, чтобы это не препятствовало общей внешней политике ЕС. Предусматривается дальнейшее развитие интеграционных процессов для создания в перспективе общей системы внешней политики и обороны.

Обозначены сферы, где основная роль сохраняется за государствами, однако ЕС вправе предпринимать координирующие и поддерживающие действия (статья 1-17). Такими сферами являются:

— защита и улучшение здоровья людей;

— промышленность;

— культу ра; туризм;

— образование, молодежная политика и профессиональное обучение;

— гражданская оборона;

— административное сотрудничество.

Следует отметить, что расширение компетенции

ЕС произошло незначительно в таких областях, как правосудие, общая внутренняя политика, туризм, спорт.

В тех областях, которые не относятся к сфере компетенции ЕС, существует определенный механизм принятия решений на уровне ЕС, если это необходимо для достижения целей, закрепленных в Конституции. С другой стороны, действует принцип субсидиарное™, то есть в сферах, где отсутствует исключительная компетенция ЕС, решения на уровне Союза принимаются лишь тогда, когда соответствующие цели не могут быть достигнуты государствами по отдельности. Контроль за соблюдением принципа субсидиарности возложен на национальные парламенты: каждый национальный парламент сможет в течение 6 недель с подачи законодательного предложения Европейской Комиссией на рассмотрение Совета министров составить мотивированное мнение по поводу этой инициативы. Европейская Комиссия должна будет пересмотреть свое предложение, если более 1/3 национальных парламентов будут считать, что принцип субсиди-арности не соблюден. Таким образом, Европейская Комиссия и органы ЕС смогут избежать обвинений в том, что они вмешиваются в область компетенции государств3.

Конституция увеличит число членов Европейского Парламента до 750, независимо от дальнейшего расширения ЕС (статья 1-20). У каждого государства будет от 6 до 96 представителей в Европейском Парламенте. Конкретное число будет единогласно утверждаться Европейским Советом, состоящим из глав государств или правительств, который в данное время не является постоянным органом ЕС. После

вступления в силу Конституции он станет постоянным органом ЕС со своим административным аппаратом (статья 1-21). Функции Европейского Совета остаются прежними, поскольку первоначальные намерения наделить его также законодательными полномочиями не нашли поддержки у депутатов Европейского Парламента.

Главное новшество, внесенное Конституцией, состоит в том, что ЕС выбирает своего Президента на срок 2,5 года (статья 1-22). Президент не может исполнять других функций. По Конституции, в его обязанности входит подготовка сессий Совета и представительство ЕС в области внешней политики и безопасности. Чтобы Президент не превышал своих полномочий, Конституция их строго ограничивает: подготовка сессий Европейского Совета должна вестись совместно с Президентом Европейской Комиссии, а функция внешнего представительства ограничена полномочиями министра иностранных дел.

Совет министров ЕС по-прежнему будет играть главную роль в законодательном процессе (статья I-23). Председательствовать в Совете министров, как и прежде, будут все государства, в порядке ротации. Решения Совета министров будут приниматься квалифицированным большинством голосов. Вопрос о квалифицированном большинстве был основным камнем преткновения при разработке Конституции.

Важным нововведением является создание поста Министра иностранных дел ЕС. Он будет отвечать за общую политику ЕС в области иностранных дел и безопасности. Пост министра одновременно будет являться Вице-Президентом ЕС. В сфере Европейской Комиссии, новшества затронули количество комиссаров (статья 1-26). До 2014 г. каждое государство будет представлять один комиссар; затем количество комиссаров уменьшится, они будут представлять 2/3 государств. Государства будут получать право назначать комиссаров в порядке ротации.

Сфера компетенции Суда ЕС будет несколько расширена (статья 1-29). Инициировать дело в суде в некоторых случаях смогут и физические и юридические лица. К примеру, если заявителя напрямую затрагивает оспариваемый акт, который не потребует предварительного рассмотрения на национальном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как и прежде, основная роль в подготовке законодательных инициатив будет принадлежать Европейской Комиссии. Такими полномочиями обладают Совет министров и Европейский Парламент. Однако Конституция также наделяет граждан правом законодательной инициативы.

С принятием Конституции, Европейский Союз обретает важнейший правовой атрибут своего единства. Наряду с Конституцией, у Европейского Со-

юза будет официально утвержденный флаг (прежние 12 звезд на синем фоне), гимн («Ода радости» из 9-ой симфонии Бетховена) и девиз («Единство в разнообразии»). Европа, ввиду своего многообразия, подчеркивает свою мозаичность (культурную, экономическую и политическую). Признано, что разнообразие не является фундаментальным препятствием, а служит исходным пунктом идентичности Европейского Союза.

Признавая разнообразие как историческое и демократическое достижение, Конституция формулирует те ценности, разделяя которые, любая европейская страна может стать членом Европейского Союза. К таковым отнесены: человеческое достоинство, свобода, демократия, равенство, верховенство права, уважение к правам человека. Сказано также, что европейцы представляют собой общество плюрализма, толерантности, справедливости, солидарности и недискриминации4.

После вступления в силу Конституции кардинально изменится система нормативных актов. Как известно, деятельность ЕС базируется на трех опорах: экономическое сообщество, общая оборонная и внешняя политика, и общая политика в сфере внутренних дел и правосудия. В каждой из этих трех сфер порядок принятия решений и названия актов различны (всего таких актов — 15).

Конституция упраздняет три опоры и гармонизирует процедуру принятия решений (статья 1-33). В результате остаются только 6 актов ЕС:

— законодательные (европейские законы и европейские рамочные законы);

— не законодательные, но юридически обязывающие акты (регламенты и решения);

— необязательные акты (мнения и рекомендации).

При определении правосубъектности и предмета регулирования, Европейский Парламент определяет иерархический статус принимаемого акта и соответствующие регламентные процедуры, предусмотренные для его принятия.

В качестве отдельного раздела в проект Конституции были включены основные положения Хартии об основных правах граждан, принятой в Ницце в ноябре 2000 г. В основе Хартии лежит традиционная концепция основных прав человека как средство защитить гражданина от вмешательства государства. Хартия подразделяется на семь глав: достоинство человека, свободы, равенство, солидарность, гражданство, справедливость и общие положения. Наряду с основными ценностями — такими как достоинство человека или право на жизнь и физическую неприкосновенность, в главе о свободах содержатся право на свободу и безопасность, а также на свободу мысли, свободу совести, религиозных и мировоззренческих убеждений и свободу беспрепятственного получения информации. В Хартии излагаются

экономические свободы: право свободно избирать профессию и заниматься предпринимательством, а также право на образование и собственность. В ней также содержатся гарантии защиты частной сферы и данных о личности, а также защиты от выдворения, высылки и выдачи иностранному государству. Хартия также гарантирует широкие права на защиту и получение социальных благ. Они включают не только право на ведение коллективных переговоров в трудовом праве и гарантированную законом защиту от необоснованного увольнения, но и право на совмещение семейной и профессиональной жизни и право на доступ к услугам, представляющим общеэкономический интерес. Ожидается, что такая интерпретация Хартии даст более широкое толкование прав человека в Европейском Союзе5.

Проект Конституции Европейского Союза предусматривает нормы, констатирующие добрососедство и совместное процветание. В частности, статья 42 проекта оговаривает установление привилегированных отношений с соседними государствами.

В настоящее время, понятие «интеграция» прямо противостоит понятию межгосударственного сотрудничества на основе принципов международного права. Под интеграцией понимается прежде всего выход за пределы такого сотрудничества вплоть до создания единой структуры, отличающейся наднациональными (надгосударственными) чертами. Уже многим становятся понятными такие понятия, как «общий рынок», «таможенный союз», «свободное движение товаров, финансов, услуг и людей» и т.д. Люди быстро свыклись с официальным титулом интегрированной Европы как «Сообщества», а теперь в дополнение освоили еще одно понятие — «Европейский союз». Судя по всему, движение вперед не остановится, а поскольку потенциал интеграции поистине неисчерпаем, можно ожидать, что терминология нашего времени будет пополняться8.

Интеграционные процессы развиваются ныне почти повсеместно, на многих континентах земного шара. Объективные потребности интеграции, помноженные на историческую общность народов и сложившиеся между ними связи, привели к тому, что на территории бывшего Советского Союза появились такие объединения, как Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭс), Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Единое Экономическое Пространство (ЕЭП), реформируется СНГ. Развитие интеграции стало предметом первостепенной заботы Казахстана и других бывших союзных республик. Успехи в реализации намеченных планов, несомненно, будут способствовать дальнейшему развертыванию интеграции бывших советских республик, строящих ныне свои отношения на основе взаимного уважения прин-

Гражданское право и гражданский процесс

ципов суверенного равенства и добровольности. В этой связи опыт Европейского Союза был бы полезен при развитии интеграционных процессов на территории бывшего СССР.

Таким образом, наиболее очевидным и убедительным подтверждением объективной природы и практической целесообразности интеграции стал опыт Европейского Союза. Именно здесь достигнуты самые впечатляющие результаты, подтверждающие правильность избранного направления развития. В Европейском Союзе найдены и апробированы эффективные экономические, политические и правовые решения, предопределившие как содержание, так и формы интеграционных процессов. Далеко не все и не сразу шло гладко, но объединившиеся страны продемонстрировали способность преодолевать неудачи и трудности, наращивать потенциал интеграции. Для интеграции в Западной Европе характерна устойчивость основ в сочетании с динамизмом развития; этот регион не стоит на

месте, а приспосабливается к меняющимся обстоятельствам, и стремится дать быстрые ответы на вызов времени.

1 Лаакенская Декларация от 15.12.2001 г.

2 Димитров А. Европейская Конституция: с чем ее едят, или надо ли ее есть // сайт: http://grani.ru

4 Предварительный проект Конституционного договора (Конституции) ЕС, представленный 28.10.2002 г. президиумом «Конвента о будущем Союза» («Европейского конвента»)

5 Томас Фон Данвитц. Между символизмом и реализмом:

Хартия основных прав граждан ЕС // Европейский Союз — 2005

-№ 12-С. 12-19

Макала Еуропальщ Одак; Конституциясыныц жобасын карауга арналган. Онда непзп ережелер, басты принциптер мен нормалар жазылады жэне талданады. ЕО Конституциясы кабылданганнан кешн ол ЕО барльщ институттарыньщ жумысын реттейтш непзп одкьщтык; крках болып табылады.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гражданское право и гражданский процесс

Ильясова КМ.

главный научный сотрудник Института законодательства РК\ ведущий научный сотрудник НИИчастного права КазГЮУ, д.ю.н.

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РК О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

С момента вступления в силу Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Указ о регистрации прав на недвижимость) прошло более десяти лет. За этот период в Казахстане создана регистрационная система, которую можно признать одной из наиболее успешных в странах СНГ, поскольку она реально существует с 1997 г.1 и построена на принципах правообразую-щей регистрации.

Вместе с тем необходимо признать, что действующее законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество содержит множество пробелов и противоречий, что негатив-

но отражается на обороте недвижимого имущества и увеличивает риски его участников. В условиях увеличения гражданского оборота недвижимости и роста цен на указанные объекты вопросы совершенствования законодательства РК о государственной регистрации прав на недвижимое имущество приобретают особое значение. В частности, к основным проблемным вопросам, которые требуют разрешения, необходимо отнести:

1) устранение существующего в действующем законодательстве смешения системы регистрации прав на недвижимое имущество и системы регистрации документов (сделок);

Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в Ницце в декабре 2000 года.

По итогам первого года дискуссий на новой встрече в верхах в Лаакене (Бельгия) была одобрена Декларация о будущем Европейского Союза («Лаакенская декларация») от 15 декабря 2001 года. Именно в этом документе руководители всех государств-членов впервые заявили о своей готовности согласиться с принятием единого «документа конституционного характера», который мог бы стать результатом упрощения и кодификации существующих учредительных договоров.

Выработка проекта была поручена созданному через год на саммите в Брюсселе специальному временному органу — Европейскому конституционному собранию (Конвенту), состоящему из представителей Европейской комиссии, правительств и парламентов стран-членов во главе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном.

Проект Конституции был представлен на саммите ЕС в Салониках 20 июня 2003 года, после чего над ним работала Межправительственная конференция, состоящая из всех министров всех стран Европейского союза с участием Европейской комиссии и Европейского центрального банка.

Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 года.

29 октября 2004 года главы всех 25 государств-членов ЕC подписали в Риме Договор, устанавливающий Конституцию для Европы. Уникальность этого документа состояла в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире.

Проект Конституции насчитывал 448 статей, состоял из четырех частей и преамбулы (цели и смысл учреждения ЕС). Первая часть документа содержала основные правовые принципы Конституции (учреждение Союза, его ценности, статус европейского права, распределение полномочий между странами-участницами и ЕС, институты ЕС, процедура выхода из ЕС); вторая часть включала Хартию фундаментальных прав как законодательную часть Конституции; третья часть содержала основные направления политики, четвертая — процедуру ратификации.

Представленный проект Конституции ЕС вносил значительные изменения в структуру и функции институтов ЕС:

— была предусмотрена должность президента, который назначался бы Советом сроком на 2,5 года. Планировалось, что президент ЕС будет представлять Союз на международной арене, в его компетенцию также входила подготовка саммитов Евросоюза;

— предусматривалась должность министра иностранных дел ЕС, который должен представлять общую европейскую внешнюю политику. В соответствии с Конституцией министру иностранных дел вменялись в ответственность «внешнеполитические действия Союза, а также координация иных аспектов внешней политики, руководство общей внешней политикой и политикой безопасности сообщества»;

— предполагалось сокращение состава Европейской комиссии. С 2014 года число еврокомиссаров должно было составить 2/3 от числа стран-членов;

— расширялись полномочия Европейского парламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

Проект Конституции предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его принципом так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) могло бы считаться принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65% населения всего Европейского союза.

Конституция предусматривала глубокое структурное преобразование системы европейской безопасности. В ней прямо говорилось о создании федеральной структуры национальной безопасности, главенствующей над аналогичными структурами любого государства-члена, притом, что в компетенцию Европейского союза «войдут все сферы внешней политики и все вопросы, относящиеся к безопасности ЕС».

В Конституции содержалось прямое требование следовать общей политике безопасности и отдавать ей полное предпочтение. Европейский суд, который «обеспечивает уважение закона в толковании и применении Конституции», наделялся правом подвергнуть штрафу или другим мерам воздействия государство-члена, не поддержавшего внешнюю политику Европейского союза.

Проект общеевропейской Конституции включал также Хартию основных прав Евросоюза, которая «охватывала широчайший круг прав: от права на равную заработную плату для мужчин и женщин до права получения достойного медицинского обслуживания». В связи с этим предполагалось в 2007 году основать Агентство по основным правам в Вене с целью обеспечения «гарантии того, что ценности, обозначенные в Хартии, будут уважаться».

Еще одним предложением стала статья, регулирующая добровольный выход из Европейского союза, что раньше не предусматривалось ни в одном документе ЕС.

Для вступления Конституции в силу ее должны были ратифицировать все страны — члены ЕС либо голосованием в парламенте, либо путем проведения всенародного референдума. Проект Конституции Европейского союза ратифицировали (парламентским путем и на референдумах) 18 из 27 стран ЕС.

На референдумах, состоявшихся 29 мая 2005 года во Франции и 1 июня 2005 года в Нидерландах, проект Конституции ЕС был отвергнут. Во Франции против Конституции проголосовало 54,9%, при этом явка избирателей составила 70%, что явилось очень высоким показателем. В Нидерландах, где явка избирателей составила 63%, 61,6% проголосовавших отвергли проект Конституции Европейского союза, «за» высказались 38,4%.

На саммите Европейского союза, состоявшемся 16-17 июня 2005 года, Великобритания, Португалия, Дания и Ирландия объявили о переносе на неопределенное время своих национальных референдумов. Швеция заявила, что не ратифицирует Основной Закон ЕС до тех пор, пока Франция и Нидерланды не проведут повторных референдумов.

Летом 2005 года процесс ратификации конституционного акта был приостановлен.

Вплоть до конца 2007 года выдвигалось немало вариантов возрождения документа. На протяжении 2007 года Европейский союз под председательством сначала Германии, а затем Португалии готовил документ, призванный заменить не ратифицированный проект Конституции ЕС. Новый базовый договор должен был учесть реалии Европейского союза, число членов которого к 2007 году выросло с 15 до 27 стран. Результатом долгих поисков путей институциональных преобразований и политического реформирования Европейского союза стала разработка Договора о реформе (Лиссабонского договора). Новый базовый договор был подписан лидерами всех стран-членов ЕС 13 декабря 2007 года в Лиссабоне.

Лиссабонский договор одновременно вобрал в себя дополненные и переработанные положения ранее заключенных соглашений о принципах жизнедеятельности объединенной Европы — Римского договора (1957), Маастрихтского (1992), Амстердамского (1996) и Договора Ниццы (2000), на котором в период институционального кризиса основывалось функционирование институтов ЕС.

В отличие от проекта Конституции ЕС, «Договор о реформах» не содержит упоминания о конституционных символах Евросоюза — флаге, гимне и единой валюте. Вместе с тем, он предусматривает введение поста президента Европейского Совета, который будет избираться на два с половиной года, и представлять организацию на международном уровне.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Лиссабонский договор вступает в силу 1 января 2009 года после того, как его подпишут 27 стран — членов Евросоюза.

Основные статьи Лиссабонского договора

Правосубъектность ЕС

ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях: если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС; если того требует достижение целей, обозначенных в договорах; если того требует юридически обязательный документ ЕС; если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их». Государства‑члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится в зону компетенции Союза.

Принципы и цели ЕС

Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политик ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Европейский Парламент

Европейский Парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом. Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии. С 2009 года вводится новая система распределения мест в парламенте. Число членов ограничивается 750‑ю + 1 (председатель парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум шесть представителей от государства, максимум — 96. Эта система распределения мест вступит в силу в 2014 году.

Европейский Совет

Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств‑членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности.

Совет

Изменения касаются новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 года, квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства‑члена Совета. Председательство в Совете будет осуществляться заранее определенными группами в составе трех государств‑членов на протяжении 18 месяцев. Члены Совета, в свою очередь, занимают пост председателя каждые 6 месяцев.

Европейская Комиссия

До 2014 года Комиссия будет состоять из одного представителя от каждого государства‑члена, в том числе и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. С ноября 2014 года Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран‑членов ЕС, «в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения». Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами‑членами. Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Евросовета.

Высокий представитель по внешней политике и политике безопасности

Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает высокого представителя Союза по внешней политике и политике безопасности. Высокий представитель будет осуществлять Общую внешнюю политики и политику безопасности Европейского Союза путем внесения предложений и фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне уже достигнутых договоренностей. Он будет возглавлять Cовет по международным отношениям. Высокий представитель одновременно также является одним из вице‑председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.

Компетенции Союза и национальных правительств

ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности, определения действий для поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами‑членами, но без ущемления их компетенций в этих областях. Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств‑членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах‑членах. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам‑членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодежи и спорт.

Политика обороны

Договор о реформе прописывает обязательную коллективную ответственность стран‑членов ЕС. Если государство стало жертвой агрессии, другие государства обязаны оказать помощь и поддержку «всеми возможными средствами».

Гражданская инициатива

Граждане ЕС получают право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательства. Для этого необходимо заручиться поддержкой данной инициативы со стороны миллиона граждан. Комиссия сохраняет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения этого запроса.

Еврозона

ЕС получает право определять модели координации экономической политики стран‑членов еврозоны. Комиссия может выступить с предупреждением государства о том, что его экономическая политика не сооветствует общим рамкам экономической политики ЕС.

Выход из Союза

В Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Статья 35 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).

Страны ЕС, которые ратифицировали Лиссабонский договор

По состоянию на 12 июня 2008 года договор одобрили 18 из 27 стран ЕС: Венгрия — 18 декабря 2007 года; Словения — 29 января 2008 года; Мальта — 29 января 2008 года; Румыния — 6 февраля 2008 года; Франция — 7 февраля 2008 года; Болгария — 21 марта 2008 года; Словакия — 10 апреля 2008 года; Польша — 11 апреля 2008 года; Дания — 24 апреля 2008 года; Австрия — 28 апреля 2008 года; Латвия — 8 мая 2008 года; Литва — 8 мая 2008 года; Португалия — 9 мая 2008 года; Германия — 23 мая 2008 года; Люксембург — 29 мая 2008 года; Финляндия — 11 июня 2008 года; Эстония — 11 июня 2008 года; Греция — 11 июня 2008 года.

12 июня 2008 года Лиссабонский договор отказалась ратифицировать Ирландия, в которой был проведен референдум о принятии договора.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

Добавить комментарий