Профессиональная культура сотрудника ОВД

Введение

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы определить, какими эстетическими качествами, обусловливающими эффективность профессиональной деятельности должен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимо подвергнуть психологическому анализу саму эту деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру. Выяснение закономерностей профессиональной деятельности позволяет не только изучить ее, но и разработать систему организационных мероприятий, направленных на ее совершенствование.
Деятельность сотрудника органов внутренних дел характеризуется следующими специфическими особенностями:

— во-первых, это правовая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел — одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми нормами.

— другой психологической особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее. Многосторонность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение.

К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем больше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности скрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш во времени. Ну и конечно профессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер, что требует не только многообразного решения мыслительных задач различного плана и трудности, но и организации практического их осуществления. Познавательная деятельность. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее компонентов.
Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени.


Установить четкий критерий выбора человеком своего, чаще всего пожизненного, занятия трудно и сложно, ибо в этом деле слишком много личного, субъективного и даже подсознательного.

В связи с этим необходимо рассмотреть в работе, что такое профессиональная культура, почему она является значительной ценностью, составляет основу жизни человека, служит показателем полнокровного участия индивида в развитии им человеческой культуры. Общеизвестно, что культурным считается человек, который смог в совершенстве овладеть профессией, подчинить свою жизнь какому-либо общеполезному делу и в конечном счете способствовать развитию общественного процесса.

Анализируя понятие профессиональной культуры будущего специалиста, необходимо, по нашему мнению, определить, прежде всего, подходы к пониманию самой категории «культура”.

Понятие «культуры», «профессиональной культуры» сотрудников ОВД

Культура в более узком смысле –сфера духовной жизни людей. В самом широком смысле своего значения культура характеризует всю жизнедеятельность человека. Любая сфера человеческой жизни может быть представлена с точки зрения ее культурной значимости и ценности. Культура включает в себя и предметные результаты деятельности людей, и реализуемые в деятельности человека знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения. Культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Емкость и универсальность понятия «культура” позволяют рассматривать ее многоаспектно: как срез общественной жизни, характеристику уровня развития личности, систему общественно регулятивных норм, механизм трансляции опыта, феномен самодетерминации и т.д.

Профессия и культура тесно и постоянно между собой взаимодействуют и друг без друга существовать не могут. Профессия, соединяясь с общечеловеческой культурой, порождает такое социальное явление, которое называется «профессиональная культура” и охватывает собой как область трудовой деятельности человека, так и качество этой деятельности, что в конечном счете составляет самое культуру как уникальный феномен всей человеческой истории, всего человеческого бытия. Следует заметить, что истоки профессионализма, профессиональной культуры в целом необходимо искать в трудовой деятельности людей, в общественном разделении труда. Именно общественное разделение труда и возникновение профессий явились объективными стимулами становления и развития культуры как «второй природы” человека. И разделение труда, и появление многочисленных и разнообразных профессий – это феномены, демонстрирующие закономерность общецивилизационной эволюции человечества и вызванные к жизни специфически-человеческим способом отношения к окружающей действительности – деятельностью.

Профессиональная культура – это мера, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, в том виде деятельности, где он чувствует себя вполне комфортно, уверенно, свободно и раскрепощенно. Ее понимают и определяют по-разному, в зависимости от дисциплинарного, т. е. свойственного данной научной отрасли, характера и интереса.

Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности. Под профессиональной культурой понимается определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел — это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении. Она включает высокую степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованности и воспитанности.

Профессиональная культура сотрудников ОВД включает в себя правовую и этическую культуру, представления о социальной значимости конкретного вида труда, профессиональном идеале, путях и средствах его достижения, развитое чувство профессиональной гордости, профессиональной чести и ответственности. Главная особенность профессионально-этической культуры сотрудников ОВД заключается в ее нормативном характере, т. е. все требования к их моральному облику и правилам поведения при выполнении служебных обязанностей закреплены в различных международных нормативно-правовых аспектах и являются обязательными для соблюдения. Игнорирование профессионально-этических норм одновременно является нарушением соответствующих законодательных актов.

Профессиональная культура сотрудника ОВД выражается в том, что он имеет дело с людьми, защищает их права, законность, правопорядок, оказывает воздействие на них, опираясь на имеющиеся законы, мораль, этические нормы общества. В условиях конфликтности сотрудники ОВД все чаще выступают в роли арбитров, живой стены, отделяющей противоборствующие группы людей, социальные слои общества, участвуют в сдерживании и разрешении межнациональных конфликтов и т. д.

В этих условиях они выполняют разнообразные воспитательные, профилактические, коммуникативные, организаторские, удостоверительные и другие функции, реализация которых требует высочайшего напряжения психики, собранности, определенной филигранности в общении с участниками конфликта. Это важнейший фактор, усиливающий роль морально-психологических знаний в правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Важный фактор — нормативность общения сотрудников ОВД с гражданами. Свободный (непринужденный) диалог, например в плане специфики общения, коренным образом отличается от допроса обвиняемого или подозреваемого не только тем, что в последнем случае во главу угла поставлены свобода, а иногда и жизнь участника процесса, но и тем, что следователь в ходе допроса не может выйти за рамки закона, применять незаконные приемы. Кроме того, существует следственная этика, исходя из которой обман, запугивание, введение в заблуждение подследственного считается нарушением прав и свобод граждан. Общение в столь узком нормативном пространстве требует от его инициатора-сотрудника правоохранительных органов огромного напряжения и ответственности. Если же прибавить к этому ограниченность временных рамок общения (особенно это касается сотрудников оперативно-розыскных и следственных аппаратов), становится ясно, что психолого-педагогические и этические знания во многом могут быть отнесены к категории определяющих при характеристике и продвижении по должности сотрудников ОВД. Именно поэтому формирование у сотрудников ОВД этической культуры является первостепенной задачей.

Под этической культурой сотрудника ОВД мы понимаем профессиональную культуру человека, функционирующего в правоохранительной сфере, гармонию высокоразвитого профессионального мышления, знаний, чувств и творческой деятельности, способствующей эффективной организации общения с людьми. Она определяет характер осуществления всех основных функций сотрудником ОВД: правоохранительной, образовательной, воспитательной, развивающей. В содержании профессиональной культуры сотрудника ОВД можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких, как культура мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственная культура. Так, культура мышления включает высокое развитие способности к научной обработке социальных явлений и фактов, относящихся как к личности граждан (их сознания, поведения), так и к поведенческой деятельности, личности самого сотрудника ОВД. Рефлексия сотрудника ОВД как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношении. Интуиция как элемент культуры мышления способствует верным мгновенным решениям в сложных жизненных ситуациях. Интуиция -это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура правоохранительного труда сотрудника ОВД и его мышление обогащаются и развиваются на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование — залог успешного творческого мышления и творческой деятельности сотрудника ОВД.

Признаками профессионально-этической культуры сотрудника ОВД являются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая правоохранительная направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность, дисциплинированность, ответственность, развитый долг, педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству, мастерство общения.

Сотрудник ОВД своей деятельностью утверждает культуру взаимоотношений между людьми, является творцом культурных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигнет в своей правоохранительной деятельности, тем больше требований предъявляет к самому себе.

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2009. № 2 (6)

О ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

© Г. А. Ожегова

Ожегова Галина Аркадьевна кандидат юридических наук доцент кафедры теории и истории права и государства филиал НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия» в г. Тольятти

Одной из разновидностей правосознания является профессиональное правосознание, которое представляет собой понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде определенной профессиональной деятельности. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т. д.).

Профессиональному правосознанию сотрудника правоохранительных органов присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обуславливает особенности правовой культуры различных ее представителей. Причем, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, сотрудников различных подразделений милиции: криминальной, общественной безопасности, транспортной, ГИБДД, охраны, спецподразделений милиции. Вместе с тем имеет место общая закономерность: уро-

вень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

Главное в профессиональном правосознании сотрудника правоохранительных органов — высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни; положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений; эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т. д.

Понятия, идеи, убеждения юристов и в частности работников правоохранительных органов формируются на основе, прежде всего, юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа .

Правосознание сотрудника правоохранительных органов неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры. С другой стороны, от профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.

Уровень правосознания профессиональной группы определяется степенью развитости правосознания каждого из его членов, т. е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Сотрудник ОВД на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и соответственно укреплять свой престиж и престиж сообщества юристов.

Сотрудник правоохранительных органов — личность, которая призвана стать выше своих привычек и желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители -часто личности сильные, целенаправленные, с которыми вести поединок не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений — схватка между личностями и их характерами.

Личность формируется в человеке в процессе социальной практики (социализации). Юридическое образование — первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего работника, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.

Роль правосознания в нормальном функционировании аппарата ОВД весьма значима. Статус правосознания в этой сфере определяется двумя направлениями.

1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.

2 Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм сотрудниками ОВД. Трудно представить случай применения юридической нормы вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Сотрудники ОВД обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу.

Профессиональное правосознание сотрудника ОВД включает:

— знание законодательства и возможностей юридической науки;

— убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости;

— умение пользоваться правовым инструментарием — законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.

Профессионализм и справедливость присутствуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно и не предвзято исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции .

Исключительно важное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма сотрудника ОВД, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки работников-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего уровня в своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, давать им необходимые практические навыки (выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.).

Трудно не согласиться с П. П. Барановым в том, «что культура профессионала должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан» .

Профессиональное мышление сотрудника есть обобщенная ориентация в конкретных профессионально-правовых ситуациях действительности, или система информационно-правовой насыщенности, сложившаяся благодаря установкам профессионального назначения.

В профессиональном мышлении работника устанавливается отношение условий его деятельности к цели, осуществляется перенос юридических знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Умение профессионально мыслить означает целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи . Мышление судьи, адвоката, следователя — это практическое мышление, оно на каждом этапе связано с определенными практическими проявлениями.

Осматривая место происшествия, следователь находит следы произошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между событиями, следователь путем логического мышления реконструирует целостную картину возможного хода события. Эта реконструкция происходит опосредованным путем — через понимание связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Такое логическое отражение возможно на основе обобщения и знаний .

Сущность профессионального мышления работника может быть выражена через следующие составляющие:

— установление всеобщих взаимосвязей в профессионально-правовой сфере;

— обобщение свойств однородной группы правовых явлений;

— понимание сущности конкретного правового явления как разновидности определенной группы таких явлений.

Итак, в мышлении сотрудника моделируются объективные свойства и взаимосвязи между правовыми явлениями, их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий. Весь процесс мышления базируется на соотнесении ситуативной информации (о конкретном событии, факте) с обобщенной информацией, хранящейся в памяти индивида.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика (процесс) правового мышления может быть представлена через следующие этапы:

1. Выявление, создание и формулировка ситуации, связанной с определенным объектом мышления, получение его фактической и правовой характеристики, формулирование задачи;

2 Анализ возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учетом последствий и существующих ограничений;

3 Выбор оптимального варианта решения, определение возможных результатов и негативных последствий.

Профессиональное мышление работника связано с выполнением общественных и государственных задач с помощью юридических средств и способов, действий и операций, вынесенных решений и актов их реализации, придания конкретным общественным отношениям и ситуациям правовой формы. Мышление юриста прагматично по своему характеру, т. к. для него важен, прежде всего, процесс практического осуществления принятых решений, их законности, соответствие компетенции и задачам органа, который он представляет .

Содержание профессионального мышления сотрудника составляют установки на:

— высокую нормативную культуру, которая предусматривает веру в святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности;

— обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценить поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям;

— общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативную информационную насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях. Так, судья не может не знать фактов рассматриваемого дела, игнорировать информацию о его различных деталях или рассчитывать на длительность поиска необходимых данных;

— приоритет прав человека, уважение к личности, проявляющееся в соблюдении принципа презумпции невиновности, обеспечении режима благоприятствования честному и добросовестному человеку и исключения безнаказанности правонарушителя. Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.

Мышление сотрудника ОВД должно основываться на принципе презумпции порядочности (невиновности) каждого подследственного, пока его вина не будет доказана в судебном порядке.

Что касается деформации правосознания, то анализ и обобщение имеющегося опыта научного исследования данного феномена, проведенного отечественными учеными в течение XX века, свидетельствует о том, что в правоведении и философии до сих пор не сложилось единой теории этого явления и отсутствует четкое определение его понятия. Связано это с отсутствием единообразного подхода к изучению деформации правового сознания как сложного социально-правового явления, а также с рассмотрением его в отрыве от состояния положительного правосознания. Едины исследователи проблемы лишь в одном — в негативном, отрицательном характере деформации правового сознания граждан России .

Плодотворным в уточнении природы деформации правового сознания является рассмотрение этой проблемы с позиций философской теории отражения. Согласно этой теории человеческое сознание определяется бытием и только во вторую очередь само опосредует его. Учитывая, что в отдельно взятой социальной системе правосознание индивидов может соответствовать общественному бытию (в том числе и позитивному праву) и в то же время противоречить общечеловеческим ценностям, автор предлагает различать относительную и абсолютную деформации правосознания.

Относительная деформация правового сознания — это несоответствие структуры правосознания реально существующей в данном обществе правовой действительности. Абсолютная деформация правосознания — это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией.

В функционировании правосознания важную роль играют различные его состояния, под которыми понимаются определенные виды его настроенности и направленности под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, представлений и чувств. Деформация правосознания — это одно из его состояний, противоположное положительному (позитивному). Взяв за основу эти исходные данные, можно проследить различия между ними.

Это позволяет выработать понятие деформации правового сознания, выделить важнейшие ее признаки и отграничить от смежных явлений (деформации других видов сознания, полного отсутствия правосознания, правонарушения).

Таким образом, деформация правового сознания — это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Деформация правосознания как сложное и многоплановое явление требует комплексного к себе подхода, то есть изучения с позиции правоведения с одновременным философским, психологическим и социологическим обоснованием, с использованием адекватных методов научного исследования.

В связи с отсутствием единого взгляда на понятие «форма деформации правового сознания» можно сформулировать следующее определение. Под формами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления, которые отличаются друг от друга различной степенью иска-женности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления. Наиболее распространенные из них в современной России — это правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правосознания, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях.

Самой «мягкой» формой деформации правового сознания является правовой инфантилизм, заключающийся в недостаточной сформированно-сти и пробельности правовых взглядов, знаний, установок и представлений. Правовой инфантилизм проявляется, прежде всего, в недостаточной сформированности правового сознания. Другим проявлением правового инфантилизма выступает пробел правового сознания, возникающий «лишь на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности либо на основе забывания таких знаний».

Правовой нигилизм — следующая и весьма распространенная форма деформации правового сознания граждан России. Среди отечественных ученых нет единого подхода к пониманию его сущности. Одни относят к нему все факты негативно-отрицательного отношения к праву, в том числе и связанные с совершением преступлений и иных правонарушений . Другие к нему причисляют только те случаи осознанного игнорирования требований закона, которые сопровождаются отсутствием противоправного умысла . Мы будем исходить из того, что правовой нигилизм — это форма деформации правового сознания, которая выражается в наличии у носителей пренебрежительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и правовой действительности при отсутствии умысла на совершение правонарушений. Такой подход дает возможность выделить

важнейшие признаки правового нигилизма, раскрывающие его сущность и позволяющие отличать его от других форм деформации правового сознания, от критики права и от правовой демагогии. Характерные его черты: широкая распространенность, подчеркнуто открытый характер, специфическая региональная или национальная окраска, соприкосновение и слияние с политическим, государственным, экономическим, нравственным и некоторыми другими видами нигилизма.

Правовой фетишизм — форма деформации правового сознания, выражающаяся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.

Самой тяжелой формой деформации правового сознания является феномен его перерождения. Под перерожденным (перерожденческим) правосознанием понимается такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.

Социальная опасность различных видов деформации правового сознания неодинакова и зависит от их распространенности и соответствия поступка носителя интересам развития личности и общества. Самым опасным выступает перерожденное правосознание, что не исключает вредности иных форм деформации.

Общественно опасны не только отдельные формы деформации правового сознания, но и само это явление в целом. Поэтому примиренческое отношение к деформации правосознания, наблюдаемое у отдельных граждан и должностных лиц России, ослабляет нравственные и правовые установки других членов общества и тем самым способствует дальнейшему ее распространению.

Инфантилизм, нигилизм, фетишизм и перерождение как формы деформации правового сознания находятся в органической взаимосвязи и единстве. Диалектика их соотношения состоит в том, что, во-первых, они взаимосвязаны структурно и функционально, а во-вторых, каждая из них обладает качественным своеобразием и не сводимостью к другим формам . Структурная их взаимосвязь выражается в том, что каждая предшествующая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание. Так, например, перерождение как наиболее регрессивная форма деформации правосознания включает в себя свойства нигилизма, инфантилизма, фетишизма и в известной мере основывается на них, но отражает при этом и свои специфические отличительные признаки.

Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентаций, т.е. качественная характеристика отличает профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников.

Принадлежность к профессиональной или активно законопослушной группе вызывает не только осуждение посягательств на охраняемые законом ценности, но и понимание объективной необходимости борьбы с такими посягательствами, строгого и неуклонного соблюдения законности, убеждение в справедливости и полезности права, недопустимости нарушений его предписаний.

Уровень престижных оценок права как формы социального контроля и регуляции поведения, а также обеспечиваемого им правопорядка и законности в этой группе выше, чем у законопослушных граждан и тем более у правонарушителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для юристов-профессионалов характерна резкая и активная отрицательная реакция на преступность, оценка ее как серьезного социального зла, подлежащего последовательному и поступательному сокращению, уменьшению степени тяжести или общественной опасности, т. е. имеет место высокая оценка актуальности проблемы борьбы с преступностью .

Поскольку актуальность проблемы борьбы с преступностью отражает действительность мотивов поведения, то расхождения с общегосударственными ценностями, закрепленными в правовых законах, создает у юристов опасность для их лично значимых ценностей. Ведущими оказываются интересы и цели, соответствующие общегосударственным ценностям.

Уровень оценок преступлений юристом-профессионалом может не во всем соответствовать оценке их законом, а уровень карательных притязаний у них — различаться с законопослушными гражданами. Уровень карательных притязаний юристов-профессионалов по сравнению с законом и законопослушными гражданами имеет тенденцию к ужесточению наказания и расширению средств и методов борьбы с конкретными преступлениями путем уменьшения объема прав и свобод личности, ее неприкосновенности, тайны переписки, телефонных и телеграфных сообщений и пр.

Престижные оценки собственной деятельности и соответственно деятельности других правоохранительных органов у юристов-профессиона-лов, работающих в разных ведомствах, и среди сотрудников органов внутренних дел (в одном ведомстве) различны. Оценка деятельности своего ведомства чаще более высока, чем оценка деятельности других ведомств.

Солидарность с пределами правового регулирования, в частности, с пределами криминализации и декриминализации, у представителей юридических профессий разных ведомств (прокуратуры, суда, органов юстиции и органов внутренних дел) различаются: существуют «ведомственные» тенденции на расширение или сужение криминализации и декриминализации порицаемых действий. Если у законопослушных граждан имеется недооценка процессуальных гарантий по сравнению с материальными, то у юристов процессуальные гарантии оцениваются столь же высоко или даже выше, чем материальные, но часто все же недооцениваются по сравнению с законом.

Уровень престижных оценок функционирования различных общественных институтов неодинаков у представителей юридических профессий разных ведомств и применительно к различным формам участия общественности в борьбе с преступностью и правонарушаемостью в целом.

Помимо широкой распространенности в российском обществе правового нигилизма, дают о себе знать и иные нежелательные изменения правового сознания и мышления как граждан, так и работников правоохранительных органов и других государственных служащих. В результате предпочтение отдается политической и иной целесообразности, а не законности.

В целом правовое сознание юристов — работников правоохранительных органов по сравнению с законопослушными гражданами и тем более правонарушителями отличают противоположные тенденции: типично положительные характеристики, строгий непреклонный образ мысли и специальные профессиональные ориентации, более высокий уровень профессионального усмотрения — с одной стороны, высокий уровень карательных притязаний, завышенная самооценка, более критический подход к оценке правовой действительности, недооценка роли и значения общественного мнения — с другой.

Профессия юриста — широкая область трудовой деятельности, требующая юридических знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы в правовой сфере социальных услуг. Она определяется специфическими условиями деятельности в данной сфере и выражается в высокой правовой культуре юридического работника этой сферы.

Мы полагаем, что существенную роль в повышении правосознания и правовой культуры может сыграть самовоспитание сотрудников правоохранительных органов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мапелъман В. М., Пеньков Е. М. Политические и правовые формы общественного сознания // Философские науки. 2000. № 5. С. 72.

2 Соколов Н. Я Профессиональное сознание юристов. М., 1988. С. 42.

3. Баранов П. П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. М., 2001. С. 63.

4. Розин В. М. Юридическое мышление // Вопросы методологии. 1999. № 1. С. 31.

5. Юридическая психология : учебник / под ред. В. Л. Васильева. СПб. : Питер, 2008. С. 262.

6. Соколов Н. Я Профессиональное сознание юристов. М., 2008. С. 49.

7. Баранов П. П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. С. 81.

8. Гсйман В. И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Сов. юстиция. 2000. № 9. С. 3—4.

10. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая культура и преступное поведение. Красноярск. 2006. С. 70—71.

11. Баранов П. П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. С. 89.

дей;

−проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства; в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда − средством;

−руководствоваться в профессиональной деятельности и общении «золотым правилом» нравственности: относиться к людям, своим товарищам, сослуживцам так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе;

−хранить и приумножать служебные традиции органов внутренних дел, в их числе: мужество и готовность к самопожертвованию, корпоративную солидарность, товарищество и взаимопомощь, уважение и помощь ветеранам, семьям погибших и раненых сотрудников.

Безупречное выполнение нравственных обязательств обеспечивает моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан (ст. 7 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации).

2. Профессиональная культура сотрудника ОВД

Исследования, раскрывающие проблему формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования показывают, что профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел выступает одним из главных условий эффективного осуществления профессиональной деятельности. С одной стороны, нормы правоохранительной деятельности носят императивный характер, т.е. оформляются юридически, законно, поэтому становятся служебными и общеобязательными для всех сотрудников органов внутренних дел и не могут не соблюдаться ими; с другой стороны, несмотря на императивность правоохранительной деятельности, освоение ценностей профессиональной культуры сотрудниками органов внутренних дел носит индивидуальный характер. В результате теоретического постижения нормативно-правовой культуры необходимо, чтобы произошло внутреннее принятие каждым сотрудником ОВД ценностей и норм профессиональной культуры.

К примеру, М.В. Воропаев акцентирует внимание на том, что юридическое образование не должно выпадать из единого поля общечеловеческой культуры. По мнению исследователя, необходимо расширять изучение вклада, внесенного в мировую культуру теоретиками и практиками самых различных эпох и цивилизаций. Другими словами, М.В. Воропаев определяет, что формирование профессиональной культуры юридического работника может происходить только в соотношении общей культуры и профессионального образования.

Е.Н. Соколова, исследуя вопросы формирования правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, рассматривает их во взаимосвязи с профессиональным становлением личности сотрудника ОВД. Автор считает, что решающая роль должна отводиться гуманистической стороне образовательного процесса.

В то же время исследователь отмечает, что гуманизация образования в вузах МВД России должна включать три компонента:

−формирование у обучаемых установки, потребности в непрерывном профессиональном образовании, развитии общей культуры;

−обеспечение гуманитарной эрудиции;

−формирование духовности, совершенствование мировоззрения и правосознания, развитие принципов поведения, выработка социальной ориентации, нравственное совершенствовани.

Названные условия подчеркивают значимость общей культуры личности сотрудника органов внутренних дел, которая в приведенном контексте рассматривается автором как непременная составляющая профессиональной культуры. Е.Н. Соколова акцентирует внимание на том, что формирование правовой культуры происходит в результате целенаправленного воздействия на личность в процессе нравственного и правового воспитания, а также в результате саморазвития и самовоспитания.

По мнению Е.М. Федоровой, формирование профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел проявляется в развитии социально-правовой активности и правового сознания сотрудников ОВД, направленных на формирование у них теоретико-правовых знаний, способствующих их дальнейшему развитию.

А.Ф. Караваев отмечает, что целью непрерывного профессионального образования является становление личности сотрудника ОВД. Автор косвенно связывает исследуемую проблему с формированием профессиональной культуры сотрудника ОВД в системе непрерывного профессионального образования. Ученый одним из условий становления личности сотрудника органов внутренних дел называет формирование профессиональных ценностных ориентаций, что является актуальным в формировании профессиональной культуры специалистов названного профиля.

Ю.А. Дмитриев обращает внимание на то, что преобразование личности сотрудника ОВД на основе присвоения профессионально значимых ценностей является центральной фазой осознания сотрудником себя как носителя определенных профессиональных ценностей. Исследователь предлагает систему формирования профессиональных ценностей сотрудника ОВД. Переоценка ценностей, изменение их иерархической структуры, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызовут к жизни новое профессиональное мышление у сотрудника ОВД. В связи с этим процесс переоценки ценностей профессиональной деятельности у сотрудников ОВД будет проходить с вычленением фаз присвоения, преобразования, проектирования ценностей различных видов деятельности, что обеспечит формирование у них профессиональной культуры.

В.В. Хорольский, Т.Е. Хорольская в ходе научных исследований по обозначенной проблеме выявили следующие противоречия:

между возросшей потребностью в специалисте правоохранительной системы, руководствующемся ценностями профессиональной культуры и недостаточно выраженной ориентацией образовательной практики на обогащение знаний специалиста о ценностях профессиональной культуры, формирование позитивного отношения к ним и готовности действовать в соответствии с данными ценностями;

между наличием объективного потенциала системы непрерывного профессионального образования для формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел и его недостаточной востребованностью при организации воспитательной работы со слушателями;

между сложностью процесса формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел как профессиональной ценности и недостаточной разработанностью условий ее формирования в сложившейся образовательной практике.

По мнению авторов, названные противоречия актуализируют проблему формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования, решение которой состоит в следующем:

−в уточнении структуры профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел;

−конкретизации сущности процесса формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования;

−выявлении критериев и изучении состояния сформированности профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел;

−теоретическом обосновании, разработке и реализации организационно-педагогических условий формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования.

3. Воспитание характера личности сотрудников ОВД

Формирование личности сотрудника милиции, отвечающего требованиям времени и ожиданиям общества, находится в сфере профессионально — нравственного воспитания − одной из самых сложных и проблемных областей управленческой деятельности руководителей ОВД.

Воспитание характера личности сотрудников ОВД представляет собой важное направление как в общем, так и в профессиональном образовании и включает в себя морально-психологическую и профессионально-этическую подготовку.

Согласно Приказу МВД РФ от 29.06.2009 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», морально-психологическая подготовка является самостоятельным видом обучения сотрудников органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности и ставит следующие задачи:

−формирование у сотрудников органов внутренних дел специальных морально-психологических, гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности, включая смелость, решительность, эмоционально-волевую устойчивость, мотивационную готовность к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежность и управляемость в любых условиях обстановки, моральное превосходство над правонарушителями, уверенность в себе и своих товарищах;

−развитие у сотрудников представлений о гражданском и профессиональном долге, чести и достоинстве, нравственных ценностях и принципах службы в органах внутренних дел;

−совершенствование психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, повышение общей и правовой культуры руководителей и сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;

−воспитание у личного состава ответственного отношения к выполнению должностных и специальных обязанностей и повышению уровня профессионализма;

−подготовка сотрудников, способных успешно решать оперативно-служебные задачи при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина;

−обучение сотрудников навыкам поведения и общения, основанным на соблюдении профессионально-этических норм, применения способов регуляции своего психического состояния в различных условиях обстановки;

−формирование у сотрудников исторических, педагогических, психологических, правовых и культурологических знаний, необходимых для качественного выполнения оперативно-служебных задач.

Професси

Уважение прав, свобод и достоинств личности является одним из важнейших общепринятых человечеством приоритетов демократической государственности. Признание достоинства и ценности человека, уважение его прав и свобод, воспитание граждан в духе взаимного уважения друг к другу — выступают ведущими принципами, раскрывающими нравственную сущность права, правовой жизни общества. Жизнь в обществе и деятельность современной личности немыслимы вне или помимо права.

Для обеспечения реализации прав граждан, их охраны и защиты большое значение имеет правовая культура работников органов внутренних дел. Согласно статьи 3 ФЗ РФ «О милиции» «деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности». Выполняя эти принципы, органы внутренних дел, как бы создают необходимые условия для реализации прав личности, ее свобод и обязанностей.

Условием обеспечения реализации прав и обязанностей в обществе, гарантии соблюдения законности в процессе осуществления прав и свобод, их защитой и охраной является правовая культура работников органов внутренних дел, неотделимая от глубокого человеческого уважения к личности, ее правами свободам, чести и достоинству. Статья 5 ФЗ «О милиции» четко обозначает возможные действия и полномочия, а так же обязанности сотрудников органов внутренних дел — «Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению»17.

Уважение человеческого достоинства не должно сводиться только лишь к его защите, оно должно означать также утверждение и развитие достоинства личности. Только признание реальной ценности личности, уважительного отношения к человеку, его правам и интересам позволяют ей занять активную гражданскую позицию, проявлять высокую заинтересованность, активность и самодеятельность. Эти требования выражающие общие человеческие принципы гуманизма и справедливости, должны характеризовать правовую культуру работников органов внутренних дел, пронизывать их повседневную практическую деятельность.

Наличие у сотрудников органов внутренних дел правовой культуры служит гарантией законности их деятельности по охране и защите прав граждан, созданию условий для их всесторонней реализации. С деятельностью органов внутренних дел связано формирование в обществе атмосферы нетерпимости к нарушению норм права. Именно на этой основе происходит повышение в общественном мнении оценки качества работы органов внутренних дел, создание в обществе психологического климата личной заинтересованности каждого в укреплении законности и правопорядка.

Поэтому, неотъемлемым свойством правовой культуры работников органов внутренних дел является уважение к праву и законности. Право, как регулятор общественных отношений выполняет свои функции прежде всего в процессе соблюдения, использования и применения норм права в общественной практике, поэтому законность существует, пока существует право, является правовым режимом общественных отношений.

Законность для органов внутренних дел — конституционный принцип, который обеспечивает неукоснительное исполнение законов и в первую очередь тех нормативно правовых актов, которые регулируют и охраняют законные права и интересы граждан. «Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, настоящим законом (ФЗ «О милиции»), федеральными законами и иными нормативными правовыми Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. В своей деятельности милиция руководствуется так же законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории РФ в соответствии с законодательством РФ»18.

Нарушение законности в органах внутренних дел обусловлено целым комплексом факторов. Среди них можно отметить следующие: невысокая правовая культура сотрудников проявляющаяся в незнании законодательства, пренебрежение к праву, плохая постановка правового воспитания в служебных коллективах, отсутствие должного контроля и надзора за деятельностью органов внутренних дел, безнаказанность работников за совершение противоправных действий. Одна из наиболее серьезных причин нарушений законности заключается в незнании или недостаточном знании действующего законодательства.

Сегодня работники органов внутренних дел не всегда своевременно обеспечиваются необходимым количеством сборников нормативных актов по административному праву, систематизированными сборниками ведомственных актов Министерства внутренних дел. Они недостаточно ознакомлены со специальной юридической литературой, комментариями законов, образцами практики применения административного и уголовного законодательства. Поэтому, служебная подготовка работников органов внутренних дел должна быть ориентирована в первую очередь на систематическое проведение специальных учебных занятий по своевременному изучению действующего и принимаемого законодательства. Ведь соблюдение законности в правоприменительной и правоохранительной деятельности, выражающееся в принятии работниками органов внутренних дел обоснованных и справедливых решений, их реализации в соответствии с законом, свидетельствует об эффективности правовой деятельности органов внутренних дел в целом.

Говоря о правовой культуре работников органов внутренних дел необходимо обратить внимание еще на один аспект этой проблемы, связанной непосредственно с их личностными характеристиками. Для того чтобы верно судить о правовой культуре работников органов внутренних дел, необходимо учитывать его образование, юридический опыт и профессиональную квалификацию. Профессиональная квалификация — один из важнейших критериев правовой культуры личности работника органов внутренних дел.

Правовая культура работников ОВД предполагает:

  • 1. Знание в совершенстве действующего законодательства как необходимого условие соблюдения законности правильного использования прав и выполнения обязанностей работниками этих органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;
  • 2. Уважение правовых требований, внутреннее осознание, убеждение в правильности и необходимости правовых предписаний;
  • 3. Привычное отношение к соблюдению закона, при котором работник ОВД «Не задумывается каждый раз над тем, надо или не надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования как должное, в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность»19.

Перечисленные специфические черты правовой культуры должны быть характерны для деятельности всех работников органов внутренних дел, призванных обеспечивать осуществление прав и свобод граждан. В этой связи особое значение приобретает уважительное отношение к правам и свободам граждан, соблюдение работниками ОВД законности, и конечно их профессиональная компетентность в процессе правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Таким образом, чем выше уровень правовой культуры работников органов внутренних дел, тем больше обеспечена законность, реализация прав и свобод граждан, их охрана и защита. Высокая правовая культура работников органов внутренних дел обеспечивает наиболее полную и стабильную реализацию прав и свобод личности, их правовую охрану и защиту, служит показателем уровня и состояния законности в демократическом обществе, его правовой культуры.

Поэтому всестороннему формированию высокой правовой культуры работников органов внутренних дел должно быть уделено пристальное внимание, поскольку именно их правовая культура, отношение к действующему законодательству, определяют состояние правопорядка в обществе, обеспеченность и защищенность субъективных прав и законных интересов граждан, влияют на формирование их правовой культуры.

Добавить комментарий