Программы охраны земель

Содержание процесса охраны земель

Содержание охраны земель составляют выполнение специальных про­грамм охраны, оценка состояния земель и эффективности мероприя­тий по охране, а также другие факторы.

Ст. 12 Земельного кодекса устанавливает, что использование земель должно осуществляться способам обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, с новой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности, и определяется целями охраны земли:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

С целью охраны земель разрабатываются соответствующие программы, предусматривающие перечень обязательных мероприятий по охране зе­мель. При этом учитываются особенности хозяйственной деятельности, природные и другие условия.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных меропри­ятий по охране земель осуществляются на основании экологической экспертизы, установленных санитарно — гигиенических и иных норм и требований. Для проведения проверки соответствия почвы экологичес­ким нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохими­ческие и иные обследования.

Внедрение новых технологий, реализация программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются, если они не соответству­ют установленным экологическим, санитарно — гигиеническим и иным требованиям. Чтобы предотвратить деградацию земель, восстановить плодородие почвы разрешается консервация земель с изъятием их из оборота.

Особый порядок использования установлен для земель, которые подвер­глись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обес­печивается производство продукции, соответствующей установленным требованиям. Такие земли подлежат ограничению в использовании, ис­ключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, они могут переводиться в земли запаса для консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохо­зяйственной продукции.

Эффективность мероприятий по охране земель во многом зависит от экономичес­ких факторов стимулирования рационального использования и береж­ного отношения к земельным ресурсам. Порядок такого стимулирова­ния устанавливается, в частности, бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Меры, повышающие заинтересо­ванность в охране земель, рассчитаны в первую очередь: на собственников земельных участков; землепользователей; землевладельцев; арендаторов земельных участков.

Экономическое стимулирование рационального использования и охра­ны земель предусматривает, в частности, следующие меры:

— освобождение от платы за земельные участки в период их освоения и период, предусмотренный проектом производства работ;

— поощрение работников сельскохозяйственных предприятий, руководи­телей и специалистов за реализацию мероприятий по улучшению каче­ства земель, повышению плодородия почв и их продуктивности;

— установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяй­ственную продукцию;

— компенсацию собственникам земель и другим пользователям произве­денных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв.

Ответственность за нарушения законодательства в сфере использо­вания и охраны земель.За нарушения требований земельного законода­тельства виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, матери­альной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственно­сти.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ основанием для наступ­ления дисциплинарной ответственности является неисполнение или ненад­лежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. При этом кроме предусмотренных Кодексом видов взысканий на отдельные категории работников могут быть наложены взыскания, уста­новленные в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине. В случае, если совершенное работником деяние причинило ущерб работодате­лю, то согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ такой работник обязан нести материальную ответственность.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за совершение таких проступков, как:

самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);

уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2);

самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округ санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);

самовольная переуступка права пользования землей (ст. 7.10);

незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);

порча земель (ст. 8.6);

невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);

использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и ряд других нарушений.

Ответственность за отдельные нарушения законодательства об использовании и охране земель может наступать и в соответствии с законодательные актами субъектов РФ.

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за:

— регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ);

— отравление, загрязнение или порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращен с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иные опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 254 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за совершение нарушений земельного законодательства наступает на основании решений суда и может выражаться в возмещении виновным причиненного вреда окружающей среде или здоровью граждан, в том числе в результате совершения преступления или административного проступка, либо в совершении (воздержании) каких-либо обязательных действий, например, освобождении самовольно занятого земельного участка.

Государственное управление в сфере использования и охра­ны земель в основном заключается в реализации таких мероприятий как:

1. Осуществление мониторинга земель;

2. Проведение землеустройства;

3. Ведение государственного земельного кадастра;

4. Осуществление государственного контроля;

5. Проведение мелиоративных мероприятий

1. Мониторинг земель (происходит от лат. monitor — наблюдающий, предостерегающий) согласно ст. 67 Земельного кодекса РФ — система наблюдения за состоянием земель на всей территории РФ. При этом основными задачами проведения мониторинга яв­ляются:

— своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих из­менений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

— информационное обеспечение ведения государственного земельного ка­дастра, государственного земельного контроля за использованием и ох­раной земель, иных функций государственного и муниципального управ­ления земельными ресурсами, а также землеустройства;

— обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

2.Феде­ральный закон «О землеустройстве» от 18.06.01 г. устанавливает правовые основы проведения землеустройствав целях обеспечения рационального использо­вания земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Под землеустройствомсогласно ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» понимаются «мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство)».

Функции государственного управления землеустроительным процессом РФ в соответствии с Положением о Федеральной службе земельного кадастра России осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы.

Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.

Землеустройство — это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель. Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 22

Порядок проведения оценки состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Порядок и правила консервации земель. Экономическое стимулирование охраны и использования земель.
Федеральные, региональные и местные программы охраны земель.

Земельным кодексом предполагается разработка федеральных, региональных и местных программ охраны земель, включающих перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. В соответствии со ст.ст.9-11 ЗК разработка и реализация федеральных, региональных и местных программ охраны земель отнесены соответственно к полномочиям РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Так, Правительством РФ была разработана Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2000гг.», утвержденная его постановление от26 июня 1999г. (СЗ РФ. — 1999. — 327. — Ст.3379), принята рассмотренная ранее Государственная комплексная программа повышения плодородия почв. Постановлением главы администрации Московской области от 7 мая 1993г. №81 утверждена Комплексная программа повышения плодородия почв в Московской области.
Названные программы определяют современное состояние сельскохозяйственных угодий, содержат комплекс мер по повышению и сохранению плодородия почв, в число которых входят защита почв от эрозии, агрохимическое обеспечение (применение органических и минеральных удобрений), химическая мелиорация почв (фосфоритование и повышение продуктивности засоленных земель), мелиорация земель, коренное улучшение сельскохозяйственных угодий и освоение новых земель. В программы включены меры по улучшению, восстановлению нарушенных и загрязненных земель, а именно: рекультивация нарушенных земель; улучшение малопродуктивных сельскохозяйственных угодий, восстановление земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами; восстановление земель, загрязненных тяжелыми металлами, радиоактивными веществами и другими токсинами; консервация деградированных и загрязненных земель.

Для реализации программ определены системы земледелия, внутрихозяйственное землеустройство, а также предусмотрен государственный контроль за их осуществлением.

Порядок и правила консервации земель.

Консервация деградированных и загрязненных земель является одной из мер защиты земель. Под консервацией земель понимается исключение и из хозяйственного оборота и перевод в категорию земель запаса. Цель подобной меры — предотвращение развития и устранение процессов деградации почв, восстановление их плодородия и реабилитация загрязненных земель.
Консервации подлежат сельскохозяйственные угодья, сильно подверженные эрозии, опустыниванию, заболачиванию, а также те, которые при дальнейшем использовании по назначению вызовут развитие негативных процессов и ухудшение экологической обстановки. Под консервацию попадают и земли, загрязненные токсичными промышленными отходами или радиоактивными веществами выше предельно допустимых уровней.

Решение о консервации земель принимается в порядке, установленном Правительством РФ

ТЕМА 10. СДЕЛКИ С ЗЕМЛЁЙ

Общие положения о гражданско-правовых сделках.

Форма совершения сделок с землей.

Виды сделок.

Общие положения о гражданско-правовых сделках

Совершение сделок с земельными участками является один из наиболее динамично развивающихся институтов земельного права, а стало быть вполне актуальный и спорный вопрос современного права. В условиях отсутствия множественности форм собственности на землю в СССР существовал исключительно административный порядок перехода земель от одного субъекта к другому. Каждый этап земельно-аграрной реформы расширял круг правомочий собственников земельных участков в части возможности свободно отчуждать свою собственность другому лицу путем совершения сделок.

Земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц, могут становиться предметом сделок с ними.

Сделки занимают особое место в системе гражданского права. Гражданские права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются главным образом в результате сделок. Для большей части субъективных прав и обязанностей сделки служат средством и основанием приобретения (возникновения). Именно сделкам принадлежит в таких случаях значение факта, соединяющего поведение (волю) лица с авторитетом закона.

Согласно ст.153. ч 2. Гражданского кодекса РФ под сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Любая сделка, в том числе и с землей, представляет собой набор определенных юридических признаков, свойств, позволяющих, во-первых, отграничить ее от явлений, сходных со сделкой, а во-вторых, правильно оценить правовой эффект (результат) сделки.

Основополагающий признак сделки — правомерность, под которой прежде всего понимается соответствие условий, на которых совершается сделка, требованиям закона и иных нормативных актов. Данный признак, во-первых, отличает сделку от действий, прямо нарушающих установленные законом и иными нормативными актами запреты; во-вторых, от действий, противоречащих закону и иным нормативным актам. Не могут считаться сделками действия по продаже наркотиков лицами, не имеющими соответствующего разрешения на их продажу. Равным образом не будет сделкой действие, совершенное с целью причинить вред другим лицам. Такое действие не будет влечь последствий, обычных для таких действий в любом другом случае.

Вместе с наличием у всех сделок общих признаков, это не исключает их подразделения на виды: односторонни, двусторонние и многосторонние; возмездные и безвозмездные; условные и безусловные; реальные и консенсуальные; каузальные и абстрактные. Не все виды сделок могут быть применимы для совершения сделок с земельными участками.

Односторонние, двусторонние и многосторонние сделки. Для совершения односторонних сделок достаточно волеизъявления одной стороны. Завещание земельного участка — односторонняя сделка, поскольку для ее возникновения достаточно изъявления воли завещателя. Принятие в наследство земли, выражающееся в согласии наследника принять завещанное имущество, так же является односторонней сделкой.

В односторонней сделке воля может быть изъявлена сразу несколькими лицами, например, доверенность на продажу земельного участка или дома, находящегося на земельном участке может быть выдана несколькими его сособственниками. Указанные лица выступают в данном случае как одна сторона.

В двусторонней сделке воля изъявляется двумя сторонами, каждая из которых может быть представлена как одним, так и несколькими субъектами. Не следует смешивать число сторон в двусторонней сделке с числом ее участников. Так, купля-продажа земельного участка останется двусторонней сделкой, несмотря на то, что в ее заключении участвовало несколько покупателей и несколько продавцов. В таких случаях принято говорить о множественности лиц в сделке.

Если в двусторонней сделке с множественностью лиц несколько субъектов на одной стороне выражают единую волю, то в многосторонней сделке каждый ее участник является самостоятельной стороной и выражает индивидуальную волю.

Разновидность многосторонних сделок — учредительные договоры о создании хозяйственных образований (концернов, ассоциаций, хозяйственных товариществ и т.д.).

Всякая сделка, в которой имеется более одной стороны, именуется договором. Поэтому всякий договор есть сделка, но не всякая сделка-договор.

Сделки с землей могут быть возмездными и безвозмездными. «Возмездной называется сделка, в которой обязанности одной стороны совершить определенные действия соответствует встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального и другого блага»1. В безвозмездной сделке обязанность предоставления встречного удовлетворения другой стороной отсутствует. Поэтому возмездными могут быть только двусторонние сделки. Односторонние сделки всегда безвозмездны.

Возмездность сделок может предопределяться их природой или соглашением сторон. Как правило, возмездны сделки по передаче имущества в собственность, во временное пользование. В свою очередь, всегда безвозмездна сделка дарения.

Сделки с землей могут быть условными и безусловными. Существенные особенности имеет механизм возникновения прав и обязанностей из сделок, совершенных под условием. Условной называется сделка, стороны которой ставят возникновение или прекращение прав и обязанностей в зависимость от какого-то обстоятельства, которое может наступить или не наступить. Условие характеризуется неопределенностью его наступления. Сторонам в сделке не должно быть известно, наступит или не наступит в будущем обстоятельство, включенное в сделку в качестве условия.

Оспоримыми являются сделки, в которых закон предоставляет возможность лицу самому решать, прибегать ли к судебной форме защиты своего права либо найти другие пути урегулирования отношений с лицами, связанными с ним. К оспоримым сделкам относятся сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 175), лицами, ограниченными судом в дееспособности (ст. 176), не способными понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177), сделки, совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178), обмана, угрозы, насилия, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179), сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности (ст. 173), совершенные лицом вне пределов его полномочий (ст. 174).

Ничтожность сделки означает ее абсолютную недействительность. Она является результатом серьезных нарушений действующего законодательства. Ничтожными считаются сделки, совершение и исполнение которых грубо нарушает интересы общества, противоречит его принципам и системе ценностей, когда решение вопроса о ее действительности нельзя предоставить выбору лица.

Рекомендуемые страницы:

Главная | О нас | Обратная связь

Предусмотренные ст. 13 ЗК РФ обязанности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков являются важным землсохранным дополнением обязанностей указанных лиц, предусмотренных ст. 42 ЗК РФ. Такие мероприятия можно разделить на три группы. Во-первых, это профилактические мероприятия, проведение которых позволит предотвратить в будущем вред земельным участкам. В их числе сохранение достигнутого уровня мелиорации, защита сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защита растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Во-вторых, это ликвидация последствий уже свершившегося ухудшения качества земель, включая ликвидацию последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, захламления земель и рекультивацию нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечению земель в оборот. Последняя норма ст. 13 ЗК РФ сформулирована, на наш взгляд, не совсем удачно, поскольку допускает двоякое толкование: как гражданского оборота (в части возможностей по распоряжению земельным участком) и как сельскохозяйственного оборота (например, севооборота). Только из контекста данной статьи становится ясно, что речь идет о последнем.

В-третьих, это обеспечение сохранения плодородия почв в момент их использования при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В случае выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям, проведение землеустройства является обязательным (ст. 3 Закона о землеустройстве).

Часть предусмотренных п. 1 ст. 13 ЗК РФ мероприятий распространяется на все категории земель и актуальна для них в одинаковом объеме, например, в части предотвращения загрязнения земель радиоактивными и химическими веществами либо биогенного загрязнения. Действительно, радиационное загрязнение опасно для здоровья человека и на землях обороны, и на землях населенных пунктов, и на землях водного фонда и на любых других категориях земель.

Однако большинство указанных мероприятий нацелено на охрану земель сельскохозяйственного назначения, где в качестве самостоятельного объекта охраны выступают почвы. Почвы — поверхностный слой земли, представляющий собой природное образование, состоящее из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающее особым составом, строением и свойствами в зависимости от природно-климатических условий почвообразования, обеспечивающее среду обитания и жизнедеятельности человека, животных и растений и выполняющее экологические, санитарно-гигиенические и хозяйственные функции.

Как справедливо отмечал Н. Т. Разгельдеев, почвы «являются самостоятельным природным телом для обеспечения биологической жизни и как ресурс выступают главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве. В этом качестве почвенный фонд и становится объектом права в природоохранительных правоотношениях. По поводу почв уже сложились особые общественные отношения, порождающие иной способ и характер деятельности, чем деятельность по поводу вод, лесов, недр и т.д.»

Задача охраны почв решается законодателем двумя путями. Во-первых, в ряде статей Закона об охране окружающей среды и ЗК РФ для природопользователей и органов государственной власти (местного самоуправления) устанавливаются общие обязанности по охране и рациональному использованию почв (например, п. 3 ст. 40, ст. 42,43, п. 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды и ст. 42, 45, 46, 56, 58, 62 ЗК РФ). При этом характерно, что в ряде статей названных законов наблюдается разграничение понятий «охрана земель» и «охрана почв», что объясняется экологическими особенностями данного компонента природной среды.

Во-вторых, охрана почв осуществляется посредством установления на отдельных земельных участках или территориях особого режима охраны уникальных почв посредством ведения Красной книги почв РФ и Красной книги почв субъектов РФ (ст. 62 Закона об охране окружающей среды). Почвы, представляющие по своим характеристикам особую ценность для Российской Федерации или ее субъекта, подлежат внесению в такие книги с установлением режима особой охраны и выведению из активного хозяйственного использования. На наш взгляд, такая мера должна применяться в тех случаях, когда размер территории или иные обстоятельства не влекут придание ей статуса особо охраняемой природной территории. Для реализации данной меры необходима разработка ряда законов РФ и субъектов РФ, а также подзаконных актов обоих уровней, которыми должен предусматриваться порядок и критерии отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу почв РФ или субъекта РФ.

Мероприятия по охране почв и земель предусмотрены рядом специальных законов РФ и ее субъектов. Например, такие мероприятия предусматриваются Законом об охране окружающей среды. Так, ст. 43 посвящена природоохранным мероприятиям при осуществлении мелиорации земель; ст. 49 устанавливает перечень экологических требований при проведении химизации и т.д. Другие нормативные акты экологического и земельного законодательства конкретизируют и дополняют указанные направления почвоохранных мероприятий, в частности устанавливают обязанности сельских товаропроизводителей соблюдать требования в области повышения плодородия земель, проводить мероприятия по охране почв и земель.

Под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Обеспечение плодородия земель предполагает осуществление производства сельскохозяйственной продукции способами, которые создают условия для воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключают или ограничивают неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду в целях предотвращения деградации земель.

В ходе ведения сельскохозяйственного производства землепользователи обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий, а также представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов и т.д.

Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных. Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования. Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.

Под мелиорацией земель понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Граждане и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством в почвах городских и сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских населенных пунктов, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Запрещено захоронение отходов на территориях городских и других населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Наряду с требованиями о соблюдении запретов и нормативов, ст. 13 ЗК РФ предписывает субъектам земельных отношений совершение активных действий, направленных на охрану земель, в том числе проведение рекультивации земель. Рекультивация земель — комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Согласно п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Однако предусмотренная данной нормой оценка состояния земли не может проводиться «с учетом экологической экспертизы». Подобный вывод очевиден в контексте ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 .V 124-ФЗ «Об экологической экспертизе». Согласно указанной статье экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Следовательно, экологическая экспертиза проводится па стадии планируемой деятельности и состоит в оценке представленных проектных документов, из которых текущая или последующая «оценка состояния земель» не вытекает. Такую оценку можно дать по результатам текущего государственного экологического надзора, руководствуясь при этом установленными законодательством санитарно-гигиеническими и иными нормами и требованиями (например, нормативами ПДК), на смену которым приходят технические регламенты. Совсем другое дело — предусмотренная тем же пунктом оценка «эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель», наличие которых в проектной документации является обязательным.

В качестве отдельной разновидности санитарно-гигиенических и экологических требований, направленных на обеспечение в том числе и охраны земель, следует назвать установление санитарно-защитных зон и очистных сооружений. Санитарно-защитная зона — это установленный в соответствии с санитарной классификацией для экологически опасных предприятий и иных объектов участок земли, прилегающий к их территории, в целях создания «барьера» между предприятием и жилой застройкой для обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду. В большинстве случаев экологическое и природоресурсовое законодательство прямо запрещает ввод в эксплуатацию хозяйственных объектов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон.

В соответствии с п. 4 ст. 13 ЗК РФ при проведении строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых, связанных с нарушением почвенного слоя, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Указанный комплекс работ по снятию, транспортировке и нанесению плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород на малопродуктивные угодья с целью их улучшения получил название «землевание».

Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Для озеленения и благоустройства территорий населенных пунктов и других целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, преимущественно используются соответствующие санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям потенциально плодородные слои и породы, а также плодородный слой почвы, снимаемый в границах населенных пунктов при проведении строительных и иных работ.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель, порядок проведения которой определяется постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота». В соответствии с данным нормативным правовым актом допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:

  • а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;
  • б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;
  • в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ.

Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, земель, находящихся в собственности субъектов РФ, — органами исполнительной власти субъектов РФ, земель, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции.

Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов РФ, а в отношении земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за их правообладателями либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством РФ. Органы исполнительной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию нрав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Особые требования п. 7 ст. 13 ЗК РФ предусматривает по отношению к охране оленьих пастбищ. Правовой режим таких земель имеет ряд специфических особенностей. Так, не подлежат приватизации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами (и. 4 ст. 1 Закона об обороте земель). Указанные земельные участки могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды (п. 6 ст. 10).

Согласно ст. 10 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в составе таких территорий могут выделяться участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений. При этом важнейшее значение для обеспечения режима охраны оленьих пастбищ имеет признание ст. 1 данного Закона территорий традиционного природопользования особо охраняемыми природными территориями со всеми вытекающими отсюда последствиями.

1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
3. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
6. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативного воздействия может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ.

Комментарий к статье 13 ЗК РФ

Понятие «содержания охраны земель» раскрывается через апробированные в законодательстве и правоприменении основные способы и направления охраны земель, которые не являются исчерпывающими и могут пополняться иными найденными средствами охраны земель и почв.

В ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 года под загрязнением почв понимается содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения (СЗ РФ. 1998. N 29. Ст.3399).

В ст. 7 ФЗ от 27 декабря 2002 года предусматривается, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие (относительно земель): безопасность излучений, взрывобезопасность, биологическую, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность.

Сохранение почв и их плодородия предусматривается не только в ЗК РФ, но и в ФЗ «Об охране окружающей среды», где в п.1 ст. 4 они рассматриваются как самостоятельный объект охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, а в ст. 62 — как природные объекты, находящиеся под особой охраной (см.: С.А.Боголюбов, Н.И.Хлуденева. Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды». М.: Юстицинформ, 2009).

Правила государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения (утв. постановлением Правительства РФ от 1 марта 2001 года N 154), разработанные в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», устанавливают порядок этого учета, т.е. создание упорядоченной системы сбора и обобщения информации, полученной при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земель, проводимых в целях формирования полных и достоверных сведений о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Сохранение почв как способ охраны земель обеспечивается судебной защитой. Государственное учреждение «Прилузский лесхоз» обратилось с иском к ОАО «Ношульский ЛЗК» о взыскании ущерба, причиненного лесонарушением, мотивируя ЛК РФ и Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ, выразившегося в уничтожении плодородного слоя почв. Суд сделал вывод, что допущенное ответчиком повреждение верхнего плодородного слоя почвы не превысило норматива, установленного Правилами рубок главного пользования в равнинных лесах Европейской части РФ, и отказал в удовлетворении иска.

Как усматривается из документов, Ношульскому ЛЗК выделены делянки для заготовки древесины способом сплошной рубки. В ходе текущей проверки обнаружено нарушение законодательства, выразившееся в уничтожении верхнего плодородного слоя почвы на площади 1050 кв.м в делянке N 6 площадью 21 гектар, о чем составлен протокол.

Согласно вышеназванным Правилам нормативы допускаемых повреждений верхнего слоя почвы, при соблюдении которых не должна взыскиваться неустойка, устанавливаются в региональных правилах рубок. В Правилах рубок главного пользования в равнинных лесах РФ установлено, что на тяжелых глинистых и суглинистых сырых и влажных почвах общий размер повреждения верхнего плодородного слоя почвы с минерализацией ее поверхности не должен превышать 20% площади лесосеки. Данная норма дублируется в Основных положениях по рубкам главного пользования. Из протокола следует, что ответчиком уничтожен верхний плодородный слой почвы на площади 1050 кв.м, т.е. на 0,5% площади выделенной ему лесосеки.

Правовые основы деятельности в области защиты земель от эрозии и другого негативного воздействия, для обеспечения мелиорации земель, эффективного использования и охраны мелиорированных земель устанавливаются в ФЗ «О мелиорации земель» (см.: Комментарий к Федеральному закону «О мелиорации земель» / рук.авт.кол. С.А.Боголюбов, Ю.Г.Жариков. М.: Минсельхозпрод, 1998).

Встречаются судебные споры о рекультивации нарушенных земель, восстановлении плодородия почв. Минприроды Республики Дагестан обратилось в суд с иском к ООО «Дагестангазпром» о взыскании ущерба, причиненного землям и иным компонентам окружающей среды в результате прокладки линии газопровода высокого давления и ремонтных работ на линии газопровода, проходящих по территориям совхоза «Шуринский», Кумухской сельской администрации и госскотопрогона. Ответчиком при проведении работ по прокладке газопровода нарушены требования закона: не приняты меры по рекультивации земель, снятию, сохранению, рациональному использованию природного слоя почвы, что повлекло причинение ущерба.

ФАС Северо-Кавказского округа считает, что при выполнении работ по строительству, реконструкции сооружений и иных объектов должны приниматься меры по охране земель, природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель, благоустройству территории; реконструкция сооружений должна осуществляться по утвержденным проектам в строгом соответствии с действующими природоохранительными нормами и правилами. Судом установлено и ответчиком не отрицается, что прокладка газопровода осуществлялась без какого-либо проекта, рекультивация земель, восстановление плодородного слоя не производились. Минприроды Республики Дагестан исковые требования заявлены в интересах землепользователей: совхоза «Шуринский», Кумухской сельской администрации, особо охраняемой природной территории (скотопрогона).

Постановлением Правительства РФ установлено, что расходы на рекультивацию почв, нарушенных юридическими лицами, относятся на них в соответствии с утвержденным проектом рекультивации. При рассмотрении дела надо выяснить, изготавливался ли такой проект соответствующим земельным органом. Кроме того, Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утвержденной Минприроды, Минсельхозом, Российской академией сельскохозяйственных наук, установлено, что при определении ущерба используются данные показателей почв, выполненные предприятиями, организациями и лицами, получившими в установленном порядке лицензии на проведение исследований по выявлению деградации почв; поэтому при рассмотрении дела следует установить, обладали ли лица, давшие заключение о деградации почв, необходимыми лицензиями, использованы ли при даче заключений нормативные документы, указанные в методике.

Получают распространение разработка, обсуждение и реализация федеральных, региональных и местных программ по охране и рациональному использованию земель, рассматриваемых и утверждаемых в Правительстве РФ, на коллегиях Минсельхоза России, в представительных органах субъектов РФ, в органах местного самоуправления, финансируемых из соответствующих бюджетов. Программы охватывают периоды от года до 5-10 лет и посвящаются борьбе с ветровой и водной эрозией, сохранению плодородия почв и мелиоративным работам, предупреждению деградации и сохранению сельскохозяйственных и других ценных земель.

Экологическая экспертиза (государственная и общественная), порядок ее организации и проведения, ответственность за неисполнение ее заключений и нарушение порядка проведения предусмотрены и подробно регламентированы в ФЗ об экологической экспертизе.

Основной акт законодательства, устанавливающий регулирование санитарно-гигиенических норм и требований, — ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с ним приняты постановления Главного санитарного врача РФ о введении в действие санитарных правил «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01», «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых отходов. СП 2.1.7.1038-01».

Под консервацией земель понимают их временное исключение из оборота для предотвращения развития и прекращения процессов деградации почв и восстановления их плодородия. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года N 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.

Нормативную правовую базу охраны и использования земель на Крайнем Севере и Дальнем Востоке составляют наряду с ЗК РФ федеральные законы от 30 апреля 1999 года «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 7 мая 2001 года «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». В субъектах РФ приняты и применяются нормативные правовые акты о родовых угодьях, об оленеводстве, о пастбищах, об охотничьих и о рыболовных угодьях, об особо охраняемых природных территориях и объектах регионального и местного значения.

В соответствии с ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» участки земли и водного пространства, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, могут получать специальный режим использования и охраны.

Экономическое стимулирование охраны и рационального использования земель в соответствии с бюджетным, земельным, природоохранным законодательством и законодательством о налогах и сборах может включать:
— выделение средств регионального или местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
— освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ;
— частичную компенсацию из средств бюджета снижения налога в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
— поощрение граждан, ведущих крестьянское или личное подсобное, приусадебное хозяйство, предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда;
— установление повышенных цен на экологически чистую продукцию.

Консультации и комментарии юристов по ст 13 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 13 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Добавить комментарий