Произведения науки

12345678

Авторское право

В широком смысле понятие авторское право представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Применительно к конкретным лицам определение авторское право понимается как совокупность принадлежащих автору (физическому лицу) имущественных и личных неимущественных (духовных) прав в отношении созданного им творческим трудом произведения науки, литературы и искусства, обладающим новизной и оригинальностью.

Произведения, отнесенные ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав:

  • Произведения науки, литературы и искусства;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

Указанный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. К объектам авторского права могут быть отнесены и иные виды произведений науки, литературы и искусства при условии соответствия требованию закона: быть результатом творческой деятельности, выраженным в какой-либо объективной форме.

Исходя из вида интеллектуальной творческой деятельности, произведения делятся на произведения науки, литературы и искусства.

  • Научное произведение — произведение интеллектуальной деятельности, в котором рассматриваются оригинальные научные мысли, ранее неизвестные процессы современной жизни.
  • Научными произведениями являются научно-техническая документация, описание научно-исследовательской работы, конструкторская, технологическая, строительная документация, различные научные брошюры, журналы и т.д.
  • Литературное произведение — продукт художественно-литературного творчества, выраженный в определенной форме, например, рассказы, повести, романы, сказки, дневники, частные письма, лекции, доклады и др.

В настоящее время возрастает интерес к фотографическим произведениям. Фотографии бывают художественными и научно-техническими. Художественные фотографии относятся к произведениям искусства. Фотографии, сделанные для целей геологии, географии, рентгеновские снимки по своим особенностям близки к научным произведениям.

К объектам авторских прав также относятся:

  • литературные произведения, научные труды, включая программы для ЭВМ и базы данных, которые охраняются как литературные произведения;
  • производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
  • составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания и для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы © в окружности;

имени или наименования правообладателя;

года первого опубликования произведения.

Для обеспечения доказательств авторства во многих случаях осуществляется регистрация и депонирование произведений — регистрация авторского права.

Депонирование (передача на хранение) — особый метод публикации научных работ (отдельных статей, обзоров, монографий, сборников научных трудов, материалов научных мероприятий — конференций, симпозиумов, съездов, семинаров) узкоспециального профиля, разрешенных в установленном порядке к открытому опубликованию, которые нецелесообразно издавать полиграфическим способом печати, а также работ широкого профиля, срочная информация о которых необходима для утверждения их приоритета.

Депонирование предусматривает прием, учет, регистрацию, хранение научных работ и обязательное размещение информации о них в специальных информационных изданиях.

Назначение депонирования:

· Установление приоритета авторства;

· Доведение информации до широкого круга специалистов путем публикации реферата депонированной рукописи;

· Публикация произведения;

· Хранение оригинала произведения.

Регистрация авторских прав возможна в Российском Авторском Обществе.

Российское Авторское Общество (РАО) — некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. Общество действует на основе принципов добровольного и равноправного членства и демократического самоуправления. РАО осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации, в соответствии с Уставом РАО, зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г.

Главные задачи РАО:

Управление имущественными правами авторов (их правопреемников) на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи) на основе Договора о членстве в РАО;

Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе;

Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами — партнерами РАО.

Сайт РАО http://rao.ru.

Автору произведения принадлежат следующие права (п.2 и 3 ст. 1255 ГК):

  • исключительное право на произведение;
  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведение.

Кроме того, автору могут принадлежать и права, которые законодатель относит к иным. Это следующие права:

  • право на вознаграждение за использование служебного произведения;
  • право на отзыв;
  • право следования;
  • право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Основной источник: IV часть ГК РФ и ее статьи 1255-1302.

Произведения науки, литературы и искусства

Требования, предъявляемые к объектам авторского права, в России в значительной степени совпадают с понятиями «научная» и «научно-техническая продукция». Научная (научно-техническая) продукция представляет собой продукт научной (научно-технической) деятельности, в том числе результат интеллектуальной деятельности, содержащий новые знания или решения, зафиксированный на любом информационном носителе и предназначенный для реализации (Ст. 2 Закона РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ).

Исходя из вида интеллектуальной творческой деятельности, произведения делятся на произведения науки, литературы и искусства.

  • Научное произведение — произведение интеллектуальной деятельности, в котором рассматриваются оригинальные научные мысли, ранее неизвестные процессы современной жизни.
  • Научными произведениями являются научно-техническая документация, описание научно-исследовательской работы, конструкторская, технологическая, строительная документация, различные научные брошюры, журналы и т.д.
  • Литературное произведение — продукт художественно-литературного творчества, выраженный в определенной форме, например, рассказы, повести, романы, сказки, дневники, частные письма, лекции, доклады и др.

Поскольку речь идет о регулировании действия авторских прав в научных организациях, мы будет говорить только о произведениях науки.

На произведения науки, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения, от способа его выражения распространяется авторское право. Автором произведения науки признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

Кроме того, произведение науки может быть создано не одним человеком, а целым коллективом.

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Если произведение представляет собой неразрывное целое, ни один из соавторов не может без достаточных оснований запретить его использование. Если же часть такого произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована независимо от других частей, автор данной части может применить ее по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

Перечень интеллектуальных прав на произведения науки содержит статья 1255 ГК РФ, согласно пункту 2 которой автору произведения науки принадлежат следующие права:

— исключительное (имущественное) право на произведение;

— право авторства;

— право автора на имя;

— право на неприкосновенность произведения;

— право на обнародование произведения.

Кроме того, автору произведения науки могут принадлежать другие права, в частности, право на вознаграждение за использование служебного произведения.

Для научных организаций свойственным является создание произведений науки научными работниками в процессе выполнения ими трудовых обязанностей, и актуальными являются вопросы регулирования прав на созданные служебные произведения.

Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение ) принадлежат автору(ст.1295 ГК РФ).

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не установлено иное.

Если работодатель — научная организация в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в указанный выше срок, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Автору сборника, другого составного произведения, перевода, переделки, аранжировки или иной переработки принадлежат авторские права на указанные произведения в случае, если таковые являются результатом творческого труда (например, в отношении подбора или расположения материалов). Однако непременным условиям для всех случаев является соблюдение прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение, автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторское право лиц данной категории не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор, расположение, перевод и переработку тех же произведений (материалов) для создания своих переводов, составных произведений и прочее.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Однако авторы произведений, включенных в составное произведение (издание) сохраняют свои исключительные права независимо от составного произведения (издания в целом), если иное не предусмотрено соответствующим лицензионным договором.

Существуют объекты авторских прав, которые подлежат правовой охране, а есть те, на которые правовая охрана не распространяется. Правовая охрана, в соответствии с нормами гражданского законодательства, распространяется на произведения науки, литературы и искусства. Также к охраняемым объектам относятся базы данных, и компьютерные программы.

Когда законодатель говорит о «произведениях литературы и искусства», подразумевается любое такое произведение. То есть, правовой охране подлежит результат творческой деятельности.

Но для получения такой правовой охраны, произведение должно иметь выражение на материальном носителе, то есть быть воспроизведенным каким-либо способом, доступным его автору. В праве авторства и предоставлении охраны исключительных прав, имеет значение первенство воспроизведения.

Поэтому, довольно часто, авторы прибегают к таким методам «резервирования» права первенства за собой, путем услуг нотариального хранения и заверения экземпляра носителя произведения. Еще один, не менее популярный способ доказать первенство воспроизведения – это отправить, например, рукопись, или кассету саму себе с помощь услуг почтовой связи ценным письмом с описью вложения, и хранить данный экземпляр у себя не вскрывая. Именно та дата, что указана на почтовом конверте и уведомлении о вручении, в случае спора об авторстве, будет являться тем доказательством о первенстве на воспроизведение данного объекта авторского права.

Разобравшись кратко, что нужно для правовой охраны произведения, рассмотрим те объекты, которые подлежат правовой охране, и являются объектами авторского права, а какие творения не являются авторскими.

  • произведения литературы и искусства;
  • сценарии;
  • произведения драматургии и музыкально-драматические произведения;
  • произведения хореографии;
  • пантомима;
  • музыкальное произведение, независимо от наличия или отсутствия в нем текста;
  • произведения аудиовизуального характера, то есть кинофильмы, видеофильмы и телепередачи, телефильмы;
  • произведения, выраженные в изобразительном искусстве: живопись, скульптура, графические изображения;
  • сценографические произведения;
  • произведения декоративно-прикладного искусства;
  • садово-парковый дизайн;
  • произведения архитектуры и градостроительства;
  • фотографические изображения и производные от них;
  • карты, эскизы и планы, относящиеся к географии или геологии, топографии, иным наукам;
  • программы для компьютера также являются объектами авторского права и подлежат правовой охране так же, как и литературные произведения.

Помимо указанных выше видов произведений, нормы Гражданского кодекса, в частности, статья 1259, не устанавливает этот список исчерпывающим, указав, что объектами авторских прав являются и другие произведения.

Кроме первоначальных произведений, объектами авторского права, которые также подлежат правовой охране, считается и их переработка и видоизменение.

Для того, чтобы на произведение распространялась правовая охрана, независимо от того, обнародовано оно или нет, такое произведение должно иметь определенную форму выражения. Формы выражения бывают устными, письменными, изобразительными, звуковыми, или визуальными (в виде видеозаписи). Поэтому от автора требуется придать выражение и форму своему произведению, что будет способствовать не только дальнейшему его использованию, но и предоставлению на него правовой охраны.

Правовая особенность охраны произведений состоит в том, что для них не требуется специальная государственная регистрация. Для программ ЭВМ и баз данных предусмотрена регистрация по желанию заинтересованного лица. Но поскольку такие базы и программы предназначены для использования широкого круга лиц, то рекомендовано все-таки зарегистрировать права на данные объекты интеллектуальной деятельности, поскольку есть риск их незаконного использования.

Не подлежат правовой охране и не являются объектами авторского права идеи, концепции, методики, процессы, решение задач технического или организационного характера, а также языки программирования. Не являются произведениями и не охраняются как авторские произведения такие материалы: законы, нормативно-правовые акты, официальные документы и решения органов государственной власти и местного самоуправления. Материалы судебной практики, а также международные документы нормативно-правового характера, их официальные переводы не являются охраняемыми законом произведениями.

Объекты творчества народа, фольклор, то есть произведения, которые не имеют автора, также не могут считаться охраняемыми законом объектами авторского права. А вот отдельные части созданного автором творческого объекта, например, сказочные персонажи, отдельные части произведения, могут быть отдельными объектами авторского права, на которые распространяется охрана.

Получите подробный разбор Вашей ситуации и узнайте, что нужно для правовой охраны Вашего произведения, обратившись к нам за бесплатной консультацией.

Получить консультацию

Ответ: Признаки произведений: Итак, всем понятно, что список произведений является, согласно ст.1259 ГК, открытым. Статья 1259 ГК приводит некоторые признаки произведения:
1. обнародованные и необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. 2. могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора 3. могут быть признаны оными независимо от достоинств и назначения, а так же способа выражения 4. имеют конкретных авторов 5. не являются сообщениями о событиях и фактах, имеющими исключительно информационный характер 6. не относятся к следующим объектам: идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Бернская конвенция и ст. 1260 ГК добавляют еще один признак: 7. оригинальность. Бернская конвенция добавляет еще один признак в ст.2: 8. продукция.

Элементы произведения: Проблема охраны отдельных элементов произведения как таких его составных частей, которые могут быть выделены из него лишь искусственно, является более сложной. Она может быть правильно решена лишь в неразрывном единстве с нормой, закрепленной п. 5 ст. 1259 ГК, согласно которому «авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования». В указанной норме выражено одно из основополагающих положений авторского права, заключающееся в том, что авторское право не рассчитано на охрану содержания творческих произведений, а способно охранять лишь форму их выражения. Хотя значение данного положения выходит за рамки проблемы правовой охраны отдельных частей произведения, его наилучшее понимание достигается именно при рассмотрении его применительно к охране отдельных частей произведения.
В самом деле, сам по себе известный постулат о том, что авторское право охраняет форму, а не содержание произведения, мало что дает, если нет необходимой ясности в том, какие элементы произведения относятся к его форме и какие образуют его содержание. Исследованием этой проблемы, которая выходит за рамки собственно права, занимались многие известные ученые-юристы как в России, так и за рубежом. В российской науке авторского права широкую известность и признание получили выводы, к которым пришел В.Я. Ионас*(164). Опираясь на труды своих предшественников, в том числе немецких ученых Колера и Боора, а также широко используя соответствующие положения литературоведения, искусствоведения и иных специальных областей знания, В.Я. Ионас отнес к содержанию, т.е. неохраняемым элементам произведения художественной литературы, такие элементы произведения, как тема, материал произведения, сюжетное ядро и идейное содержание. Заимствование этих элементов не налагает на пользователей никаких обязанностей и не является нарушением авторского права. Так, любое заинтересованное лицо может создать произведение на ту же тему, использовать тот же фактический материал (например, когда произведение создается на основе реальных фактов действительности) и аналогичную фабулу произведения (общую схему развития событий, сюжетное ядро), давать аналогичную интерпретацию излагаемым событиям, одинаково оценивать поступки героев и т.п. К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения В.Я. Ионас отнес образы и язык произведения, которые образуют соответственно внутреннюю и внешнюю форму произведения. При этом под художественным образом понимается специфическая для литературы форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств писателя, а под языком — свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т.е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств.
Указанный подход получил широкое признание в российской науке авторского права и отражен в большинстве современных работ по авторскому праву. Дискуссионными, однако, остаются вопросы о том, пользуются ли самостоятельной правовой охраной такие элементы произведения, как его название и сюжет. Проблема в том, что литературоведение относит их к элементам содержания произведения, а оно как таковое в соответствии с доктриной авторского права законом не охраняется. Между тем совершенно очевидно, что и название произведения, и его сюжет могут быть результатами творческой деятельности, способны использоваться самостоятельно, отдельно от произведения в целом и нуждаются в правовой охране. Решение этой проблемы видится в том, что подразделение элементов произведения на форму и содержание носит во многом условный характер, используется лишь в качестве общего правила, которое применимо к большинству элементов произведения, но знает и исключения. Так, название произведения, хотя и относится к элементам, образующим содержание произведения, подлежит правовой охране в соответствии с прямым указанием п. 7 ст. 1259 ГК. Разумеется, правовой охраной пользуются не любые названия произведений, а лишь оригинальные, являющиеся результатами творческой деятельности. Что касается сюжета произведения, то отнести его однозначно к элементам содержания или формы произведения, видимо, невозможно. Многое зависит от характера, жанра и даже от объема произведения. Не случайно В.Я. Ионас относил к содержанию произведения не сюжет как таковой, а лишь сюжетное ядро, понимая под последним общую схему развития событий, т.е. фабулу. В отличие от него, сюжет представляет собой детальное описание событий и поступков героев, включает в себя различные сюжетные ходы, предполагает участие в событиях персонажей произведения, в ходе которых раскрываются их характеры, и т.п. Поэтому так или иначе сюжет произведения соприкасается с таким охраняемым элементом произведения, как система образов произведения, нередко становится от него неотделимым и в силу этого охраняется авторским правом. Пунктом 7 ст. 1259 ГК к элементам произведения, которым может предоставляться самостоятельная правовая охрана, отнесен и персонаж произведения. С таким решением, в принципе, можно согласиться, однако совершенно очевидно, что оно будет порождать немало споров, особенно в случаях, когда персонаж создается творческими усилиями многих лиц. Таким образом, можно констатировать, что российское авторское право предоставляет правовую охрану таким элементам произведения, как: а)название произведения — при условии, что оно является результатом творческой деятельности (оригинальным); б)художественные образы произведения, воплощающие мысли и идеи создателя произведения в конкретно-чувственной форме, в том числе и посредством системы персонажей произведения; в)язык произведения, отражающий свойственные его создателю приемы и средства художественного воплощения образов произведения; г)сюжет произведения — при условии, что он неотделим от системы образов произведения и не сводится к элементарной схеме развития событий (фабуле); д)персонаж произведения — при условии, что он является результатом творческой деятельности конкретных лиц; е)другие элементы произведения, являющиеся результатами творческой деятельности и способные к самостоятельному использованию (например, оригинальная мелодия музыкального произведения).

Правовой статус служебных произведений: Первым возможным основанием для признания объекта авторского права служебным является то, что его создание входит в служебные обязанности работника. Действующее законодательство не дает прямого определения того, что такое «служебные обязанности». В ТК используется понятие «служебное положение работника» при определении термина «должность». При этом служебное положение работника определяется кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности. Исходя из этого, можно поставить знак равенства между понятиями «служебные обязанности» и «должностные обязанности». В свою очередь должностные обязанности предполагают наличие трудовых отношений, которые должны быть оформлены трудовым договором (контрактом); именно в трудовом договоре (контракте) или в должностной инструкции и должны быть закреплены служебные обязанности работника. Таким образом, произведение может получить статус служебного в том случае, если его создание входит в трудовые обязанности автора, точнее в его трудовую функцию, определяемую, согласно ст.19 ТК, в трудовом договоре (контракте) или должностной инструкции Кроме выполнения служебных обязанностей самостоятельным основанием для признания за произведением статуса служебного ст.14 Закона называет его создание в порядке выполнения служебного задания. В связи с этим сразу же возникает вопрос о том, как служебное задание соотносится со служебными обязанностями автора произведения. Согласно ст.20 ТК наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Поэтому можно говорить о том, что выполнение задания, выходящего за рамки служебных обязанностей работника, не должно повлечь признания созданного работником произведения служебным.

Само служебное задание может быть как письменным, так и устным, поскольку согласно ст.53 ТК работник обязан выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным актам. Но возникает вопрос: как определить, имеет ли конкретное произведение служебный характер? В соответствии со ст.9 Закона авторское право возникает в силу факта создания произведения. Поэтому возникновение у нанимателя прав в отношении служебного произведения не зависит от того, уведомил его работник о создании произведения или нет. Доказательством служебного характера произведения являются в совокупности документы, подтверждающие наличие между автором и нанимателем трудовых отношений (трудовой договор, контракт), а также документы, определяющие трудовую функцию автора. Принадлежность прав на служебные произведения. В отношении служебного произведения действуют установленные ст.14 Закона правила о распределении прав на такое произведение между автором и его нанимателем: личные неимущественные права принадлежат автору; имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное. Следует обратить внимание на то, что отечественный законодатель пошел не по пути признания авторского права на служебное произведение за автором и установления нормы о переходе в силу закона права на его использование нанимателю, а по пути раздела авторского права на составляющие его личные неимущественные и имущественные права. Сразу же скажу о том, что такой подход оказался крайне неудачным. С признанием изначально права на использование произведения за нанимателем связана серьезная юридическая проблема: в Законе нет четкого ответа на вопрос о судьбе служебного произведения после ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, являющихся обладателями всех имущественных прав на это произведение, а именно неясно, прекращаются ли имущественные авторские права и произведение переходит в общественное достояние, либо имущественные права возвращаются автору. Статья 57 Гражданского кодекса РБ (далее — ГК) предусматривает, что ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами. Действующими законодательными актами это «иное» не предусмотрено. Норма ст.22 Закона, которая устанавливает, что имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, в данном случае не подлежит применению, поскольку противоречит норме ГК о прекращении права при ликвидации юридического лица. Поэтому приходится говорить о том, что ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя), являющегося обладателем первоначальных имущественных авторских прав, означает и прекращение исключительного права в отношении служебного произведения. Таким образом, Закон в действующей редакции может породить такие ситуации, когда произведения будут переходить в общественное достояние еще при жизни авторов. Законодатель признает за автором служебного произведения личные неимущественные права, однако в несколько ограниченном объеме. Согласно п.3 ст.14 Закона автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем. Кроме того, п.2 ст.15 Закона предусматривает, что в отношении служебного произведения автор не может реализовать право на отзыв. Таким образом, за автором служебного произведения признается только право авторства, право на имя и право на защиту репутации. О содержании этих прав следует напомнить уже потому, что их нарушение со стороны нанимателей — явление достаточно распространенное. Право авторства означает право требовать признания себя в качестве автора произведения; право на имя означает право автора определять, как будет обозначено произведение — подлинным именем, псевдонимом или будет использоваться анонимно; право на защиту репутации означает право автора на защиту произведения и его названия от всякого искажения, а также от иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. В том случае, когда в соответствии с Законом наниматель признается первоначальным обладателем имущественных авторских прав на служебное произведение, объем этих прав должен определяться на основании ст.983 ГК и ст.16 Закона, а срок действия — согласно правилам ст.22 Закона (в течение жизни автора и 50 лет после его смерти). Договор нанимателя и автора об иной принадлежности прав на служебное произведение. Как следует из нормы ст.14 Закона, презумпция принадлежности имущественных прав на служебное произведение нанимателю может быть опровергнута условиями заключенного между ним и автором договора. Однако законодатель не оговаривает, какой договор должен быть для этого заключен. А поскольку он использует родовое понятие «договор», то им может быть как трудовой договор (контракт), в который будут включены положения об ином порядке распределения имущественных прав на служебное произведение между работником и нанимателем, так и специально заключенный гражданско-правовой договор.

Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 2748;

Добавить комментарий