Расскажите о первичности происхождения права перед государством

Происхождение права в государствах Древнего Востока

В X тыс. до н.э. на Земле произошли глобальные экологические изменения. Изменился климат в Европе, Азии, Африке. Исчезли многие виды животных и растений, кото­рые были главными источниками питания людей. Возникли новые условия хозяйствования. Стало развиваться земледе­лие. Оно позволяло выращивать необходимые растения.

На рубеже IV—III тыс. до н.э. в долинах крупных рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы — возникают раннезем­ледельческие общества. В них зарождаются государства.

Возникновение государственных структур еще больше обозначило важность права, закрепившего нормы поведения, людей.

На формирование права в древневосточных государствах большое влияние оказали обычаи. Они стали охраняться го­сударством. Находившиеся у власти были заинтересованы прежде всего в том, чтобы отразить в обязательных правилах собственные интересы, закрепить собственные привилегии. Поэтому устанавливались строгие меры наказания за пре­ступления против государства или тех, кто стоял у власти.

Считается, что одной из первых форм выражения права стали агрокалендари, регулировавшие сельскохозяйствен­ное производство.

Агрокалендарь — документ, в котором устанавливались правила сельскохозяйственной деятельности.

Нормы права не только защищали интересы правящей элиты, но и регламентировали условия владения и распоря­жения собственностью, обмена товарами, устанавливали и поддерживали общественный порядок. Такие правила поведения обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна мирная жизнь.

Значительную роль в создании права сыграли судебные органы. Рассматривая конкретные дела, они выносили ре­шения, которые превращались в общие нормы (судебные прецеденты). Такие решения становились обязательными при рассмотрении аналогичных дел в дальнейшем.

С развитием письменности и укреплением государствен­ной власти правовые нормы начинают фиксироваться в за­конах. Первые законы создавались как своды правовых обы­чаев и судебных решений. Такими, например, были законы царя Хаммурапи, правившего в XVIII в. до н. э. в Вавилоне.

Происхождение права в Древней Греции и Древнем Риме

В Древней Греции и Древнем Риме становление права было связано с постепенным разделением труда, развитием земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. Увеличение производительности труда вело к возникновению прибавоч­ного продукта и появлению частной собственности. Это ос­лабляло родовые связи и уменьшало их значимость. Органы родового управления уже не могли с помощью прежних ме­тодов решать важные вопросы жизни общества. Постепенно они превращаются в институты государства. В античном го­сударстве в VIII—VII вв. до н.э. право создается путем прида­ния обязательной силы отдельным обычаям родового строя. Власть организует правосудие, принимает нормативные пра­вовые акты (законы).

Право Древней Греции и Древнего Рима отразило классо­вое неравенство. Рабовладельцы получили многочисленные привилегии. Один из первых памятников права Древнего Рима — Законы XII таблиц (такое название законы получи­ли потому, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на глав­ной площади Рима — Форуме) предусматривали, например, в качестве санкций за кражу для свободных граждан — теле­сные наказания, а для рабов — смертную казнь.

Происхождение права у древних германцев и славян

В Западной и Восточной Европе проживали в основном германские и славянские племена. Здесь становление права происходило одновременно с разложением родового строя и образованием феодального государства. Феодалы закрепили за собой многие привилегии: право собственности на землю, владение крепостными. Они могли судить и принуждать на­селение выполнять повинности.

У древних германцев и славян отсутствовали единые для всей территории государства правовые нормы. Здесь господствовали местные обычаи. Особую роль в феодальной Евро­пе играло каноническое (церковное) право Римской католи­ческой и Православной церквей. Так, на основе церковного права решались дела, связанные с «грехом» (ересь, колдовст­во, святотатство, нарушение супружеской верности и т.п.).

Основным источником права был обычай. Обычаи фик­сировались в так называемых варварских правдах: Саличес­кой, Ринуарской, Бургундской и др. Ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944, 971 гг.). Ученые обнаружили в них ссылки на «закон русский», который мог быть сводом устных норм обычного права. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировичи (X— XI вв.). Во время правления Ярослава в Киевской Руси (XI в.) создается первая редакция Русской Правды («Правда Ярослава»). Это был сборник судебных решений князя, его суда, а также некоторых обычаев.

Государство и право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (2), с. 199-201

УДК 340.122

УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА НАРОДОВ (JUS GENTIUM) КАК ОСНОВЫ LEX MERCATORIA

© 2013 г. B.C. Сэруа, Т.В. Шаханов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Поступила в редакцию 14.05.2013

Рассматривается процесс появления в Риме права народов как результат развития международной торговли Древнего Рима с различными народами в конце III — первой половине II века до н.э. Анализируются влияние образа жизни и философии других стран на развитие римского права народов.

Ключевые слова: римское право народов, развитие торговли в Риме, естественное право в Риме, перегрины в Риме.

Римское право народов (jus gentium) является одним из важнейших достижений римского частного права, именно в праве народов многие авторы видят предшественника современного международного частного права, а иногда и права публичного. Так, например, американский автор Б. Страутманн в своих работах доказывает, что многие положения, пришедшие из права народов, позже нашли свое отражение в современном международном публичном праве, в частности, доказывая, что право народов оказало существенное влияние на работы Гуго Гро-ция .

Возникновение права народов или, по крайней мере, значительное развитие его относится к концу III или к первой половине II века до н.э. как результат бурного развития международной торговли Древнего Рима с различными народами: вновь возникающие коммерческие отношения нуждались в правовом регулировании. По нормам цивильного права иностранцы не обладали какой-либо правоспособностью, в связи с чем был учрежден магистрат претора перегринов в 242 году до н.э.

Для объяснения причин появления права народов традиционно приводятся изменения, произошедшие в жизни римского общества в указанный исторический период. Первым таким фактом явились многочисленные сношения, возникшие в это время между Римом и народами иных цивилизаций, особенно же цивилизации эллинской. Эти сношения почти всегда начинались с войны, которая влекла за собой более или менее тесный союз воюющих сторон или полную инкорпорацию завоеванной страны .

Тесную связь Рима с греками отмечают многие исследователи. Так, Эрик Аннерс отмечает,

что после завоевания Южной Италии и Сицилии римляне оказались в контакте с носителями греческой культуры и были покорены их творениями .

Как отмечает Н.Е. Боголепов, тесные взаимоотношения с греческой цивилизацией обусловили изменения в образе жизни римлян, в их потребностях и нравах. В прежнее время у римского гражданина единственной ценной вещью была серебряная солонка; карфагенские послы, возвратившись из Рима, рассказывали, что во всех сенаторских домах, в которые их приглашали к обеду, они встречали один и тот же серебряный сервиз; когда консул Публий Корнелий Руфин вздумал завести у себя дорогой сервиз, то цензоры исключили его за это из сенаторского списка, а в I веке до н.э. серебро у богатых римлян считается тысячами фунтов. Например, у Марка Друза (бывшего в 90-м году до н.э. трибуном) было 10000 фунтов серебра. На постройку и отделку домов тратятся иногда огромные суммы. Бросается в глаза увеличение роскоши на столе. В прежние времена народные праздники сопровождались невинными удовольствиями, из которых самым главным было состязание в беге, теперь к этим забавам присоединились новые, иностранные: народ стал любоваться боем диких зверей, львов и пантер, привозимых из Африки, и сражениями гладиаторов. Каким путем римляне удовлетворяли свои новые потребности? Домашних средств для этого было далеко не достаточно. Область римская была не особенно богата ресурсами; ремесленники и художники римские в своих работах никогда не достигали тех образцов, с которыми римляне познакомились на юге и востоке. В Риме не было ни особого торгового сословия, ни торгового флота, который бы го-

тов был из других стран подвезти все требуемое. Так как новые потребности пустили у римлян очень глубокие корни, так что они не могли уже отказаться от их удовлетворения, то им оставался только один выход — открыть рынок Рима для иностранных купцов, которые имели полную возможность и готовились подвезти в Рим товары изо всех стран Древнего мира. Такому исходу могло бы представиться одно препятствие — недостаток денег. Но его в настоящий период не могло быть. Военная добыча, контрибуции, подати провинций, доходы с увеличившихся в числе государственных земель, обширное скотоводство на юге Италии, которым занимались многие римляне, — все это доставляло огромные капиталы и казне, и частным лицам. В рассматриваемый период в Риме должна была возникнуть деловая торговля. Эти факты также подтверждаются изменениями в экономике, а также возросшим количеством мигрантов в Риме. Так, в Риме в III—II веках до н.э. появляется множество иностранцев-латинов и других союзников Рима — греков, карфагенян. Для поддержания своего существования им, как пришельцам, естественнее всего было заниматься торговлей. Во-вторых, в этом периоде в Риме возникают учреждения, прямо указывающие на торговую деятельность города, например, более правильное устройство рыночной площади, устройство места для склада товаров и учреждение банковских контор. В-третьих, в это же время появляется серебряная монета, а вес медного асса уменьшается в шесть раз, что было возможно только при сильном удорожании меди, которое, вероятно, произошло от вывоза ее иностранными купцами за границу .

Именно в Греции римляне впервые столкнулись с греческой философией. Многие юристы были философски образованными людьми, и большинство из них придерживалось философских идей стоицизма, и прежде всего среди них следует назвать Цицерона, Эпиктета, Сенеку, Марка Аврелия.

Следует отметить, что понятие естественного права развивалось с развитием правовой науки, поэтому, говоря о естественном праве применительно к римскому частному праву, мы будем иметь в виду учения о естественном праве, существовавшие на тот период времени. Именно из стоической философии римские юристы заимствовали само понятие естественного права, с другой стороны, многим предписаниям стоической этики они придали силу положительного права. Естественное право (jus naturale) — это то, которому природа научила все живое. Естественный закон предписывается людям самой природой, а понять этот закон

природы возможно с помощью человеческого разума. Павел называет естественное право правом, которое остается вечно справедливым. Источником же познания естественного права, с точки зрения римских юристов, является естественный разум, который, по мнению Гая, не мог быть изменен волей сената. Связь же права народа с естественным правом демонстрирует то обстоятельство, что Гай, характеризуя право народов, описывает его как установленное естественным разумом, имеющее силу для всех людей, применяемое у всех народов

Как отмечалось ранее, римские юристы хоть и увлекались философией, но при этом занимались юридической практикой.

Естественное право часто отождествлялось с правом народов, которое было практическим, живым правом, во многом основанном на деятельности претора перегринов и правителей римских провинций. В трудах римских юристов можно отыскать большое количество мест, в которых применяются положения естественного права. Например, Марциан пишет, что, в силу естественного права является общим для всех следующее: воздух, текучая вода и море, а следовательно, и берега моря. Павел называет наем естественным обязательством, известным всем народам. В силу естественного разума родители должны получать содержание от сына.

Можно найти множество таких примеров. Все они показывают на то, что римские юристы искали основание своих работ в естественном праве, они стремились максимально соединить естественное право с правом позитивным, дабы улучшить существовавшую в тот период времени правовую действительность. По времени период деятельности этих юристов совпал с расцветом права народов. Мы считаем, что, исходя из приведенных примеров, можно сделать вывод о том, что именно в праве народов (jus gentium) воззрения римских юристов на естественное право были реализованы в виде конкретных правовых предписаний .

С изменениями в экономической сфере связывает появление права народов и И.А. Покровский .

Ввиду интенсивного развития торговли в Риме появляется большое количество перегринов. Каков был их статус?

По общему правилу древнего римского права перегрин считался неправоспособным. Но из этого общего правила могли быть сделаны исключения. Иностранное государство могло приобрести для своих подданных некоторую степень правоспособности при помощи особых международных договоров (foedus, hospitium, publicum, amicitin); a перегринам-подданым Ри-

ма эта правоспособность могла быть дарована Римом. Но такой способ регулирования новых отношений не мог быть удовлетворительным для того времени. Во-первых, таким путем можно было определить только отношения перегринов одного и того же государства и отношения перегринов к римским гражданам, но взаимные отношения перегринов из различных государств все-таки оставались неопределенными. Во-вторых, при международном договоре как само признание правоспособности, так и объем ее зависели от соглашения обоих сторон; множество случайных обстоятельств могли помешать этому соглашению. В-третьих, если бы такое соглашение и состоялось, то оно принесло бы пользу перегринам только того государства, которое участвовало в договоре с Римом. Чтобы дать доступ всем иностранцам, Рим должен был заключить договоры со всеми известными ему государствами. В-четвертых, право, по которому перегрины признавались правоспособными, не было пригодно для новых отношений, ибо это было древнее цивильное право, предназначавшееся для немногочисленных и несложных отношений простого быта прежнего римского общества.

Старинное, проникнутое духом национальной исключительности убеждение в неправоспособности перегринов влекло за собою неопределенность и часто полную необеспеченность юридического положения иностранцев в Риме. Это обстоятельство должно было отзываться неблагоприятно на ходе внешней торговли, должно было препятствовать притоку в Рим иностранных купцов в желанных размерах. Поэтому, по мнению

Н.Е. Боголепова, римлянам ничего не оставалось, как изменить господствующую точку зрения на положение иностранцев.

Итак, с одной стороны, под влиянием более свободного мировоззрения греков, с другой -повинуясь голосу разнообразных неудовлетворенных потребностей, римляне устанавливают право, что всякий иностранец, все равно из самостоятельной или подчиненной страны, если только он свободный человек, считается правоспособным субъектом. Этим открывается становление общенародного права .

Таким образом, для такой системы права, как право народов, потребовалось сочетание различных факторов: во-первых, усиление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внешней торговли, вызванное существенными изменениями в потребностях римских граждан, которые невозможно было удовлетворить за счет внутренних ресурсов, во вторых, влияние греческой философии стоицизма и учений о естественном праве.

Список литературы

3. Аннерс Э. История европейского права: Пер. со шведского / Ин-т Европы. М.: Наука, 1994.

C. 54.

4. Боголепов Н.Е. Указ.соч. С. 5-7.

5. D. 1.1 § 3; D. 1, 1, fr 11; D. 5, 3 § 1; Gai III, 154; Gai III, 93; Gai I, 52; D. VIII, 2; D. XIX, II, fr1;

D. XXV, III, fr 20 § 16; D. XVI, 3, fr. 24.

6. Покровский И.А. История римского права. М.: Статут, 2004. С. 235.

7. Боголепов Н.Е. Указ. соч. С. 11 .

CONDITIONS AND THE REASONS FOR OCCURRENCE OF THE RIGHT OF PEOPLES (JUS GENTIUM) AS THE BASIS OF THE «LEX MERCATORIA»

V.S. Sarua, T.V. Shakhanov

Он лежит в основе взаимоотношений между правом и государством и отражает характер и содержание этих отношений. Другими словами, право по отношению к государству всегда первично и обладает верховенством.

Первичность права обусловлена его природой. Ведь право в истинном смысле этого слова — неотъемлемое свойство человека, нации, народа. Будучи атрибутом любого социального субъекта, оно никем не предоставляется и не может быть никем отчуждено. Право возникает одновременно с общением, социальным взаимодействием, то есть с обществом. Государство же образуется лишь на определенном этапе развития последнего. Право возникло раньше, заметил Цицерон, чем какое-либо государство вообще было основано. Итак, право первично, поскольку оно предшествует государству во времени.

Первичность права относительно государства не сводится только к временному отношению «раньше-позже», она имеет генетическую природу, то есть проистекает из естественных прав человека. Вторичность государства проявляется также в том, что государство обусловлено, предопределено правом, возникает не просто позже права, а из его потребностей как орган, который должен придать праву общеобязательную форму и обеспечить его функционирование.

Верховенство права означает его примат над государством, подчинение государства праву. А отсюда следуют важные выводы. Во-первых, каждое должностное лицо, любой государственный орган должны действоватьв пределах установленной правом компетенции. Эта обязанность в то же время означает, что они не должны осуществлять не предусмотренные правом действия. Иными словами: государство не может быть свободным, независимым от права. На это следует обратить особое внимание, поскольку независимость государства от права рассматривалась в недавнем прошлом как гениальное достижение теоретической мысли. Во-вторых, государство должно совершать и не может не совершать такие действия, которые возложены на него правом. Сегодня многие законы не действуют даже при наличии необходимых обстоятельств, а это свидетельствует о невыполнении государством возложенной на него задачи по реализации права, что недопустимо. Нетерпимо также бездействие государства, когда оно не принимает мер по восстановлению прав граждан.

Добавить комментарий