Развитие института пекулия

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

ФИЛИАЛ В Г. ПЕНЗЕ

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Специальность: юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА: Римское право

ТЕМА : » Пекулий и его виды»

ВЫПОЛНИЛ: гр. ЮС-1 Морщаков Р.В.

ПРОВЕРИЛ: К.и.н., доц. Ещин В.А.

ПЕНЗА 2009 г.

Введение…………………………………………………………3

1. Понятие пекулия………………………………………………..4

2. Пекулий от отца…………………………………………………4

3. Рабский пекулий………………………………………………..5

4. Военный пекулий………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………..10

Список литературы…………………………………………….11

Введение

Римский народ цельно и глубоко сознавал нравственные обязанности родителей к детям и считал преступным того отца, который не заботился о своих детях или развращал их, или даже только растрачивал им во вред свое состояние. Но в правовом отношении семьей безусловно руководила и управляла всемогущая воля отца семейства (pater familias). Перед ним было бесправно все, что входит в сферу домашнего быта: вол и невольник и нисколько не менее жена и дети. Как девушка становится законною женою мужчины по его свободному выбору, так точно от его свободной воли зависит воспитывать или не воспитывать детей, которых родит ему жена. Это воззрение не вытекает из равнодушия к семейству, напротив того, римский народ был проникнут глубоким и искренним убеждением, что обзаводиться своим домом и производить на свет детей — нравственная обязанность и гражданский долг.

1. Понятие пекулия

Пеку́лий (лат. peculium — «собственность», «имущество», от pecus — скот) — в Древнем Риме часть собственности в пользовании: отца семейства (pater familias) — у подвластного, рабовладельца — у раба или землевладельца — у колона.

Источником пекулия мог быть дар владельца, труд самого зависимого или дары и наследства от третьих лиц. Формально пекулий находился в собственности владельца, но практически, пекулий, произведённый собственным трудом раба, обычно мог быть использован им для выкупа из рабства.

2. Пекулий от отца

В Риме отец семейства не только держал всех домашних в самом строгом повиновении, но также имел право и был обязан чинить над ними суд и расправу и по своему усмотрению подвергать их телесным наказаниям и смертной казни. Взрослый сын мог завести свое особое хозяйство или, как выражались римляне, получить от отца в собственность «свой скот” (peculium). На этой почве складывались такие же отношения, какие описаны выше по поводу рабского пекулия. Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие же дополнительные иски, какие давались из сделок рабов (actio de peculio; actio de in rem verso; actio institoria; actio exercitoria; actio quod iussu).

Пекулий — имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулий остается домовладыка. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. Наоборот, в случае смерти домовладыки пекулит переходит к его наследникам наряду со всем бальным его имуществом. Если подвластный сын освобождался от отцовской власти и отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренным сыну.

3.Рабский пекулий

Если тем не менее кое-какие проблески признания личности раба имели место, то это происходило в интересах самого рабовладельца, имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.

На этой почве сложился институт рабского пекулия. Термином «пекулий”, происходящим, вероятно, от слова pecus, скот, называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба.

Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками, разумеется, в таких пределах, какие соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Впрочем, раб мог приобрести право требования, но без права на иск, «натурально”. Реализация такого права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: si manumisso solvam, liberor, т.е. если я уплачу рабу после его освобождения, это законный платеж.

Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу шире эксплуатировать раба не только для выполнения различных физических работ, но и для совершения через его посредство юридических действий, а это было важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа производства и роста товарно-денежных отношений.

Разумеется, такое примитивное построение — по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (с которого ввиду его неправоспособности получить нельзя) — не могло сохраниться с развитием торговли и с усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабами при полной безответственности по этим сделкам самого рабовладельца нашлось бы немного. Правильно понятый интерес рабовладельца требовал, чтобы третьи лица, с которыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать на возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к неснабженному иском обязательству самого раба), против рабовладельца.

Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали с развитием хозяйственной жизни расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи с пекулием. Таким образом, если сделка совершена рабом на почве управления выделенным ему пекулием, рабовладелец отвечал перед контрагентом раба по actio de peculio в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в сумме 500, купил что-то на 700, к его господину продавец мог предъявить этот иск только в сумме 500). Впрочем, если господин получил по сделке раба увеличение имущества, так называете обогащение, в большей сумме, он отвечал в пределах обогащения (но уже по другому иску: actio de in rem verso, буквально — иск о поступившем в имущество).

Если господин назначил раба приказчиком (institor) в своём торговом предприятии или вообще приставил его к такому делу которым неизбежно связано совершение сделок, рабовладелец отвечает по сделкам, относящимся согласно общепринятым взглядам к кругу деятельности данного приказчика и т. п. Например, если раб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин несет ответственность по actio institoria в размере стоимости товара, но если раб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечает (если раб был поставлен шкипером на корабле, иск назывался actio exercitoria).

Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той или иной сделки (т. е. дал распоряжение, iussus), контрагент раба получал против господина actio quod iussu. Если раб совершит правонарушение (например , уничтожит или повредит чужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить actio noxalis (поха — вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный вред, или выдать виновного раба потерпевшему для отработки суммы причиненного вреда.

Рабство устанавливалось следующими способами:

1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было свободное лицо; наоборот, если отец — раб, а мать — свободная, ребенок признавался свободным);

2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанному с Римом договором;

3) продажей в рабство (в древнейшую эпоху);

4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).

Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу).

В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).

4. Военный пекулий

Именно в начале принципата появляется так называемый peculium castrense (военный пекулий), т.е. имущество, которое сын приобретает на военной службе или в связи с военной службой (жалованье, военная добыча, подарки при поступлении на военную службу и т.п.). Военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на праве собственности, впрочем, с одним ограничением: если подвластный умирал, не оставив завещательного распоряжения относительно военного пекулия, это имущество поступало к домовладыке на тех же основаниях, как и обыкновенный пекулий.

С начала IV в. н. э. юридическое положение военного пекулия было распространено на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве адвоката (peculium quasi-castrense). Установлением права собственности подвластного сына на военный и квазивоенный пекулий расширение имущественной самостоятельности сына не остановилось. В период абсолютной монархии за подвластным признали право собственности на имущество, получаемое по наследству от матери и вообще приобретаемое с материнской стороны.

Право собственности сына на имущество матери огранивалось лишь тем, что отцу принадлежало право пожизненного пользования и управления этим имуществом; впрочем, сын не подвергался и этому ограничению, если имущество было приобретено вопреки воле отца или если лицо, предоставившее имущество, поставило соответствующее условие. При Юстиниане развитие этого института завершилось тем что все, приобретенное подвластными не на средства отца было признано принадлежащим подвластным.

Отцовская власть прекращается:

а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца);

б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти);

в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.);

д) приобретение подвластным некоторых почетных званий.

Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также заносившемся в судебный протокол; в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид.

Заключение

Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae) составила специфический институт именно римского семейного права. Как отмечали сами римские юристы, «ни один народ не имеет такой власти над детьми, как римляне”. Исключительность положения детей определилась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью” особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Список литературы

1. Всеобщая история государства и права. Под ред. К. Батыра, М.: Былина, 2000г.

2. Косарев А. И. Римское право. М.: Юрид. лит. 1986.

3. Новицкий И. Б. Римское право. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 2004г.

4. Омельченко О. А. Основы римского права. М.: «Манускрипт», 2003г.

5. Римское частное право. Под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М.: Юристъ, 2005г.

ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВИЗАНТИИ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

ВИЗАНТИЯ

Образование Византийской империи.В 395 г. произошел официальный раздел Римской империи на Западную и Восточную. Позднее Восточно-Римская империя получила названия Византия, так как еще в 330 г. император Константин I Великий (306-337) перенес столицу своего государства из Рима в Византий — древнюю мегарскую колонию на Босфоре. Город был переименован в Константинополь. Перенесение столицы на берега Босфора объясняется удачным положением города: здесь пересекались торговые пути из Европы в Азию и из Черного моря в Эгейское. Константинополь являлся превосходно укрепленным военно-стратегическим центром. Кроме того, в период домината центр экономической и культурной жизни Римской империи все явственнее перемещался на Восток.

Византия включала в свой состав Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию Палестину, Египет, Киренаику, Северную Месопотамию, часть Армении, острова Эгейского моря, южный берег Крыма и т.д. Население Восточно-Римской империи было разноэтничным. Ее населяли: греки, фракийцы, иллирийцы, многочисленные эллинизирванные малоазийские племена, сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты, готы и т.д. Господствующее положение среди них занимали греки. Поэтому греческий язык получил статус государственного. Хотя романизация Византии и носила поверхностный характер, ее жители называли себя ромеями (римлянами), а государство Ромейским.

Аграрный строй.В состав Византийской империи входили области с различными природно-климатическими условиями, что позволяло развивать все отрасли сельского хозяйства. Широкому распространению хлебопашества способствовали традиции древней земледельческой культуры, особенно в Египте, Сирии, Северной Месопотамии, где значительную роль играла ирригация. Виноградники и оливковые рощи славились далеко за пределами Балканского полуострова. Население Малой Азии наряду с земледелием активно занималось скотоводством.

Существенные особенности социально-экономического развития Восточной Римской империи позволили ей легче перенести кризис III в., а затем, выдержав натиск варварских племен, вступить на новый путь развития. Во-первых, упадок сельского хозяйства в Византии проявился позднее (в VI в.) чем на Западе. Во-вторых, крупное землевладение латифундиального типа развивалось здесь медленнее и не в таких масштабах как в западной части империи. Крупные земельные владения в Византии принадлежали императорскому фиску и церкви. В-третьих, в Подунавье, в Македонии, во Фракии и Малой Азии в IV-VI вв. возрастала роль свободных земледельцев и общины. Типичной формой соседской сельской общины в Ромейской державе являлась митрокомия, объединявшая земледельцев, владевших мелкими участками земли и обладавших широкими правами собственности на них. В деревне получила распространение долгосрочная аренда — эмфитевсис, — особенно на императорских и церковных землях. Чаще всего арендаторами были свободные земледельцы, реже крупные землевладельцы.

Рабский труд применялся в хозяйствах почти всех категорий византийских земельных собственников. Однако здесь он не играл такой значительной роли как на Западе. Более всего рабство было распространено в Греции, на западе Малой Азии, в Сирии и Египте. Для увеличения производительности рабского труда в сельском хозяйстве рабу стали предоставлять в пользование участок земли — пекулий. В Восточной Римской империи сильнее чем на Западе была развита система колоната. В IV-V вв. колоны делились на свободных, обладавших большим объемом личных и имущественных прав, и приписных, считавшихся «рабами земли», но не рабами господина. В VI в. положение колонов ухудшается. Стирается грань между свободными и приписными колонами.

Существование многочисленных свободных земледельцев и сельской соседской общины, широкое распространение колоната и рабства с предоставлением пекулия способствовали большей экономической устойчивости Византии, замедлению темпов кризиса рабовладельческого строя, его окончательного разложения, а затем и процесса феодализации Восточной Римской империи.

Города, ремесло и торговля.В то время как на Западе города пришли в упадок в Византии в IV-VI вв. они продолжали развиваться как центры ремесла и торговли. Самым крупным из них являлся Константинополь — столица империи. Здесь были собраны искусные ремесленники различного профиля. Слава ромейских архитекторов, иконописцев, специалистов по мозаике, ювелиров доходила до самых отдаленных уголков Старого Света. Константинопольские центры изготовления рукописных иллюстрированных книг (скриптории) пользовались широкой известностью. Кроме Константинополя значительными экономическими центрами империи являлись Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Эдесса в Северной Месопотамии, Тир и Бейрут в Финикии, Эфес, Смирна, Никея, Никомидия в Малой Азии, Фессалоника и Коринф на Балканах.

Высококачественная продукция византийских мастеров долгое время оставалась недосягаемым эталоном для ремесленников многих стран. Огромные и разнообразные запасы полезных ископаемых (железо, золото, медь, мрамор и т.д.) способствовали развитию горных промыслов, оружейного дела, изготовлению орудий труда для ремесла и сельского хозяйства. Строительная техника, стекольное и текстильное производство постоянно совершенствовались и достигли довольно высокого уровня, особенно выработка полотняных и шерстяных тканей. В середине VI в., тайно раздобыв на Востоке личинки шелковичного червя, византийцы начали собственную выделку шелка.

Развитию византийского мореплавания и морской транзитной торговли способствовало обилие удобных гаваней и господство над Босфором и Дарданеллами. Ромейские купцы на востоке достигали Индии, Цейлона и Китая, на юге — Эфиопии и Аравии, на северо-западе — Британских островов и Скандинавии. Возросла торговля империи с Северным Причерноморьем и Кавказом. В течение всего этого периода Восточно-Римское государство являлось великой морской державой и осуществляло гегемонию на Средиземном море. Солиды (византийские золотые монеты) играли роль международной валюты.

В IV-VI вв. в ремесленном производстве Византии довольно широко применялся труд рабов. Благодаря этому имперские города, в которых в основном концентрировались ремесленники, долгое время оставались оплотом рабовладельческих отношений. Часть рабов работала в эргастериях (мастерских, принадлежащих частным лицам). Другие, подразделявшиеся на государственных рабов и рабов, находившихся в ведении муниципальных властей отдельных городов в подавляющем большинстве трудились в императорских мастерских, монополизировавших изготовление оружия и одежды для армии, а также предметов роскоши для императорского двора.

Для повышения производительности труда рабов-ремесленников все шире практикуется предоставление рабу пекулия в виде мастерской или лавки. Но часто наряду с эргастериями известное значение приобретают небольшие мастерские лично свободных ремесленников. Последние в некоторых городах объединялись в корпорации.

Высокий уровень ремесленного производства, большие доходы от богатых городов и широкой морской торговли, значительные налоговые поступления от сельского населения и императорских поместий давали правительству возможность распоряжаться огромными средствами, содержать сильную армию (часть которой составляли иноземные наемники) и флот. Все это помогло Византии в отличие от Запада, где города в это время пришли в упадок, выдержав варварский натиск, сохраниться в виде независимого государства с сильной централизованной властью.

Государственное устройство. В 476 г. Одоакр, возглавлявший служивших в Италии германских наемников, сверг последнего западноримского императора Ромула Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Теперь Византия выступала как единственная законная наследница Рима и претендовала на господство во всем цивилизованном мире. Варварские королевства Западной Европы вплоть до создания империи Карла Великого формально признавали верховную власть константинопольских императоров.

В Византии сформировалась идея о божественном происхождении императорской власти, причем обожествлялся сан императора (василевса), а не сам император. Василевс являлся повелителем всех христианских народов. Он сосредоточил в своих руках всю исполнительную и законодательную власть и был окружен поклонением и восточной роскошью. В государстве ромеев не было твердых правил престолонаследия. При благоприятных обстоятельствах трон мог занять выходец из любого социального слоя, представитель любого народа, входившего в состав империи. Теоретически власть императора ограничивалась сенатом (синклитом), консисторием (государственным советом) и димами (организациями свободных граждан византийских городов). Димы (от греч. «демос» — народ) выполняли хозяйственные, политические и военные функции. При осуществлении своей политики император должен был считаться и с церковью.

Государственное устройство Византии развивалось на традициях домината. В императорском дворце сосредоточилось центральное управление, которое делилось на ряд ведомств. Ведомствами руководили высшие чиновники, назначенные императором. Центральной власти подчинялось провинциальное управление, которое также было строго централизовано. Верховная власть постоянно и упорно боролась с любыми проявлениями провинциального сепаратизма. Табель о рангах определяла иерархию византийского бюрократического аппарата.

От поздней Римской империи Византия унаследовала систему налогообложения и организацию армии. В IV-VI вв. землевладельцы все чаще отказываются от поставки рекрутов в армию и заменяют ее денежными взносами. Наемники из варварской среды начинают играть все большую роль в византийском войске. Однако значительную часть армии и особенно флота составляли подразделения, сформированные на основе местного свободного населения. Это существенно повышало боеспособность византийских войск по сравнению с армией Западной Римской империи.

Церковь и еретические движения. В IV в. христианская церковь стала союзницей и опорой государства в идеологической и социально-политической сферах жизни византийского общества.

Церковная организация в Византии находилась в большей зависимости от императорской власти чем на Западе. Уже в это время намечаются различия между западной и восточной церквами как в организационной сфере, так и в области церковной догматики. Константинопольский патриарх постоянно соперничает с римским первосвященником за главенство в христианском мире.

В IV-VI вв. в Византии складывается сложная и разветвленная церковная организация. Духовенство было освобождено от налогов (за исключением поземельного) и повинностей. Высшие церковные иерархи имели право суда над клириками. В то же время церковь в провинциях обладала многочисленными земельными владениями, которые обрабатывались рабами, колонами и мелкими арендаторами, а в городах владела эргастериями и лавками.

В ожесточенной социально-политической и богословской борьбе вырабатывались основные догматы христианства. Главный догмат христианского символа веры о «троичности бога» породил длительные споры и противоречивые истолкования, давшие жизнь различным народно-еретическим движениям. Колыбелью многих из них являлась Византия. Пестрота еретических учений была необычайна: от радикальных дуалистических сект демократического характера, подобных манихеям, монтанистам и мессалианам, до более умеренных, не согласных с догматами господствующей церкви, как ариане, несториане и монофиситы. Наибольшее распространение радикальные еретические движения имели среди сельского населения империи, хотя они широко проникли и в городскую среду. К социальным мотивам народно-еретических учений зачастую примешивались политические интересы различных племен и социальных групп, участвовавших в религиозно-догматической борьбе.

Эпоха правления Юстиниана. Византия на раннем этапе своей истории достигла наивысшего могущества при императоре Юстиниане I (527-565). Это время внутренней стабилизации империи. Ромеи не только отражали натиск варваров, но и были в состоянии проводить широкую завоевательную политику.

Юстиниан — одна из самых колоритных, ярких, сильных, но вместе с тем противоречивых фигур на византийском престоле. Он родился в Македонии в многодетной семье бедного иллирийского крестьянина. Император Юстин I (518-527), дядя Юстиниана, взошел на престол в результате военного переворота. Солдатский император вызвал в столицу своего племянника и сделал его соправителем. После смерти Юстина Юстиниан стал полновластным хозяином огромной империи. Его историограф Прокопий Кесарийский в своих трудах создал двойственный образ императора. Умный, властный и энергичный правитель, неутомимый труженик, инициатор многих реформ, он всю жизнь посвятил осуществлению идеи возрождения былого могущества Римской империи. Но под маской великодушия, простоты и внешней доступности скрывалась натура беспощадная, двуличная и коварная. Верной помощницей Юстиниана являлась его жена Феодора. В молодости она была актрисой на цирковых подмостках и куртизанкой, но, став благодаря редкой красоте и необычайному обаянию императрицей, проявила недюжинный государственный ум, твердую волю, активно участвовала в управлении страной.

Во внутриполитической деятельности Юстиниан проводил курс на усиление централизации государства и укрепление его экономики. Он всемерно способствовал активизации торговли и поискам новых торговых путей. Многие города империи (в первую очередь Константинополь) становятся центрами международной торговли, что дает дополнительный толчок к подъему ремесленного производства, к пополнению государственной казны и росту муниципальных доходов. Это дало возможность императору финансировать в городах строительство дворцов и храмов (в столице между 532-537 гг. возвели храм Святой Софии), создавать мощные оборонительные сооружения.

Покровительствуя росту крупного церковного землевладения, Юстиниан в то же время оказывал поддержку и средним слоям землевладельцев. Явственно прослеживается, проводимая Юстинианом (правда не всегда последовательно), политика ограничения власти старой сенаторской аристократии и других крупных землевладельцев.

С 528 по 534 гг. созданная Юстинианом комиссия из видных юристов во главе с Трибонианом провела кодификацию римского права. Свод гражданского права Юстиниана состоял из Кодекса — основных установлений действующего римского права, Дигест — обширного сборника правовых положений, заимствованных у римских юристов, Институций — краткого руководства по юриспруденции и Новелл — новых законов, изданных самим Юстинианом.

В византийском законодательстве, как и во всех сферах жизни империи наблюдается борьба рабовладельческих устоев с нарождающимися феодальными. Так как в государстве ромеев в VI в. господствовали основы рабовладельческого строя, то фундаментом «Свода гражданского права» являлось старое римское право, которое накладывало отпечаток консерватизма на законодательство Юстиниана. Однако в «Новеллах» можно заметить и прогрессивные изменения, произошедшие в общественной жизни. Идеи неограниченной власти государя-самодержца и союза государства с христианской церковью становятся центральными среди социально-политических идей законодательства Юстиниана. Получил четкое юридическое оформление институт колоната, облегчались условия отпуска рабов на волю, поощрялось предоставление рабам пекулия.

Строгой регламентации и охраны права частной собственности требовало наличие в Византии IV-VI вв. крупных городских центров с развитыми ремеслом и торговлей. В сфере частноправовых отношений отменялись старые, изжившие себя формы собственности и вводилось юридическое понятие единой полной частной собственности — основы всего гражданского права.

«Свод гражданского права» Юстиниана сохранил свое значение на протяжении всего периода средневековья, а затем его основные положения были использованы в буржуазном обществе.

Восстание «Ника». Проведенное Юстинианом резкое повышение налогов было вызвано активной строительной деятельностью, содержанием разветвленного государственного аппарата, активной завоевательной политикой, роскошью императорского двора, что в свою очередь вызвало недовольство подданных и привело в 532 г. к восстанию, известному в историографии как восстание «Ника». Клич повстанцев «Побеждай» (по-гречески «Ника» дал название всему движению, которое было связано с обострившейся борьбой цирковых партий «Константинополя». Цирк (ипподром), где проходили конные ристания и различные спортивные игры, служил местом многолюдных собраний, являлся центром социально-политической борьбы. Цирковые партии были не только спортивными, но и политическими организациями. Свои названия они получили по цвету одежд возниц, участвовавших в конных состязаниях: венеты («голубые»), прасины («зеленые»), левки («белые»), русии («красные»). Наибольшим политическим весом обладали партии венетов и прасинов. Сенаторская аристократия и крупные землевладельцы возглавляли партию венетов. Владельцы крупных ремесленных эргастериев и купцы, торговавшие с восточными провинциями империи составляли основную массу партии прасинов. Цирковые партии самым тесным образом были связаны с византийскими городскими димами. Рядовые члены димов, относившиеся к средним и низшим слоям свободного населения городов, также входили с состав цирковых партий. Между прасинами и венетами существовали и религиозные разногласия. Венеты являлись сторонниками ортодоксальной церкви, прасины придерживались монофиситства. Покровительство Юстиниана партии венетов и преследование прасинов вызвало ненависть последних к правительству.

11 января 532 г. на константинопольском ипподроме прасины подняли восстание против правительства. Вскоре к ним присоединилась часть венетов. Низы обеих партий требовали сокращения налогов и отставки наиболее ненавистных чиновников. Начались грабежи и поджоги домов знати и правительственных зданий. Затем возмущение восставших обратилось на самого Юстиниана, который со своими приближенными был осажден во дворце. Император решился бежать из столицы, но Феодора потребовала, чтобы он взял себя в руки и напал на восставших. Среди восставших к этому времени начался раскол. Часть аристократии из партии венетов, недовольная требованиями средних и низших слоев населения, отошла от восстания. Верные Юстиниану войска под предводительством полководцев Велисария и Мунда напали на собравшийся на ипподроме народ и перебили около 30 тыс. человек. После подавления восстания «Ника» прослеживается поворот политики Юстиниана в сторону реакции. Но народные выступления в империи не прекращались.

Внешняя политика Юстиниана. Идея восстановления Римской империи являлась стержнем внешней политики Юстиниана. Чтобы осуществить свои замыслы ему необходимо было покорить варварские королевства, возникшие на обломках Западной Римской империи. Королевство вандалов и алан, раздираемое внутренними междоусобицами вандало-аланской знати, первым подверглось ударам превосходящих сил византийской армии под руководством полководца Велисария. Недовольство местных берберийских племен правлением вандалов, помощь византийцам со стороны римских рабовладельцев и ортодоксального духовенства против вандалов-ариан ускорили разгром. В 534 г. королевство вандалов и алан исчезло с политической карты Средиземноморья. Однако из-за недовольства населения восстановлением рабовладельческих порядков и введением непосильных налогов Северная Африка была полностью подчинена только к концу 40-х гг. VI в.

Летом 535 г. войска Велисария захватили Сицилию и, переправившись в Южную Италию, начали продвигаться к Риму. В 536 г. Велисарий взял Рим, опираясь на помощь италийских рабовладельцев и ортодоксального духовенства (готы, как и вандалы исповедовали арианство). Но против власти Юстиниана, восстановившего рабовладение, началось широкое народное движение, которое возглавил остготский король Тотила. В 546 г. он отвоевал у византийцев Рим, а вскоре изгнал ромеев с большей части Апеннинского полуострова, с Сицилии, Сардинии и Корсики. В 552 г. византийскому полководцу Нарсесу в битве у местечка Тагина удалось разбить армию Тотилы, от которого отвернулась часть повстанцев, недовольная его политикой компромиссов по отношению к италийским рабовладельцам и остготской знати. Сам Тотила погиб в бою. В 555 г. Италия была полностью завоевана византийцами.

Одновременно с завоеванием Италии Юстиниан начал войну против вестготов в Испании, где его войскам удалось захватить целый ряд стратегически важных объектов в юго-восточной части Пиренейского полуострова.

Таким образом, к государству ромеев были присоединены многие области, ранее входившие в состав Римской империи. Но недовольство покоренного населения реставраторской политикой Юстиниана, делало эти победы непрочными.

На Востоке на протяжении почти всего правления Юстиниана Византия вела изнурительные войны с Сасанидским Ираном за господство над Закавказьем и в первую очередь над территорией Лазики (Западной Грузии). Воспользовавшись тем, что к 540 г. империя прочно увязла в войне с остготами, сасанидский шах Хосров I Ануширван напал на Сирию. Затем военные действия, длившиеся с перерывами до 562 г., развернулись и в Закавказье. В итоге Лазика осталась под византийским контролем, остальная часть Грузии была закреплена за Ираном.

На северных границах империи Юстиниану почти ежегодно приходилось вести оборонительные и не всегда удачные войны против гепидов, герулов, гуннов-кутригуров, славян и других варварских племен, которые обычно после набегов уходили назад за Дунай. Однако с середины VI в. обстановка меняется. Усилившиеся славянские земледельческие племена, у которых в это время интенсивно идет распад родовых связей, теперь не боятся подходить к стенам Константинополя. Во времена Юстиниана ромеи еще с трудом отражают их нападения. Но после его смерти и ослабления византийской государственности в результате многочисленных войн славяне начинают планомерно заселять плодородные земли империи. Они приносят с собой на Балканы и в Малую Азию общинный строй и институты власти, характерные для периода «военной демократии» (совет старейшин, военный вождь — князь, народное собрание). Проникновение варваров на территорию Византии наложило свой отпечаток на дальнейшее экономическое и социально-политическое развитие империи.

Византия в конце VI — середине VII в. После смерти Юстиниана I ромейская держава, истощенная продолжительными войнами и непосильным налоговым бременем, вступает в полосу упадка. В это время кризис рабовладельческого способа производства в Византии достигает наивысшей степени остроты и характеризуется разрушением ирригационной системы, ухудшением агрикультуры, увеличением площадей заброшенных земель, ростом крупного землевладения, основанного уже на эксплуатации различных категорий зависимых земледельцев, распространением патроната. В личной зависимости от патрона (крупного землевладельца) оказываются не только отпускаемые на волю рабы, но и свободные земледельцы. Характерные для феодального общества формы ведения хозяйства получают все большее развитие. То же самое можно сказать и об общественных отношениях.

Складывающаяся в империи ситуация способствует развитию антиправительственного движения «разбойников» и колонов, которые с оружием в руках пытаются отстаивать свои права. Наиболее интенсивно эти процессы идут в Египте, Палестине, Сирии. В 602 г. вспыхивает восстание в армии, расквартированной на Дунае. Повстанцы провозглашают императором центуриона (сотника) Фоку, который начинает проводить политику террора против крупной земледельческой аристократии. В восточных провинциях Византии начинается гражданская война, в результате которой в 610 г. Фока был свергнут и казнен. Константинопольский престол занимает Ираклий (610-641) — представитель феодализирующейся провинциальной знати.

В начале VII в. на территорию империи усиливается проникновение славян, которые заселяю Фракию, Македонию Грецию, Далмацию и Истрию. К середине VII в. почти весь Балканский полуостров колонизован славянами, которые теперь устремляются в Малую Азию. В начале 80-х гг. VII в., пришедшие на Балканы из Северного Причерноморья тюркоязычные болгары, вместе со славянами создают Первое Болгарское царство.

В 627 г. при поддержке Хазарского каганата императору Ираклию на Востоке удалось разгромить Сасанидский Иран. Но с середины 30-х гг. VII в. на азиатские провинции Византии обрушились арабы. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук, а затем с 636 по 642 г. завоевали Египет, Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию, население которых, недовольное деспотическим правлением империи поддержало новых завоевателей. К концу VII в. арабы отторгают от ромейской державы ее североафриканские владения. В Закавказье Армения и Лазика стали независимыми от империи.

В Италии Константинополь контролирует лишь Равеннский экзархат, Апулию и Калабрию на юге Апеннинского полуострова, а также остров Сицилию. Со времен правления Юстиниана и до конца VII в. Византия потеряла приблизительно две трети своих земель. За это время изменился и этнический состав населения империи: значительная часть Балканского полуострова и территории на западе Малой Азии оказались заселенными славянами. На востоке Малой Азии появились поселения армян, персов, сирийцев и арабов.

Раб (servus) – это объект права, говорящее орудие труда (instrumentum vocale);вещь. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.

Стадии возникновения рабства в Древнем Риме:

1. патриархальное рабство:

· количество рабов – немногочисленное;

· рабы жили и работали в одном хозяйстве со своим господином и его семьей;

· рабы являлись как бы низшими членами семьи.

· могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного;

· кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними;

· при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.

Вывод: хотя раб и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности.

2. античное рабство:

· большое количество рабов;

· рабы живут отдельно от господ;

· беспощадная эксплуатация рабов.

Источники рабства:

1. войны давали большое количество военнопленных;

2. долговая кабала. Рабами становились свободные ранее граждане, ставшие неоплатными должниками.

3. рождение ребенка от рабыни, даже если отец был свободным; Рабыней становилась также свободная женщина, уличенная в интимной связи с рабом и продолжавшая ее, несмотря на предупреждение.

4. грубая неблагодарность раба отпущенного на свободу делала его снова рабом;

5. уголовное рабство, т.е. совершение такого уголовного преступления, за которое присуждались смертная казнь или работа в рудниках приравненные к рабству.

Правовой статус раба:

1. не имел права служить в армии;

2. не платил налоги;

3. не имел права вступления в брак (отношения раба и рабыни – чисто фактические);

4. любая вещь, которой пользовался раб, находилась в собственности господина;

5. господин имел право на убийство раба, его продажу;

6. если раб наносил ущерб третьему лицу, то господин был вправе выдать его потерпевшему в порядке нокзального иска.

Институт рабского пекулия:

Пекулий (peculium) –это имущество, вверенное господином рабу под условием уплаты за него оброка.

Примеры пекулия:

· небольшой земельный участок;

· скот;

· мастерская;

· другие рабы.

Пекулий подразумевал, что хозяин использует не только физический труд раба, но и позволяет совершать ему юридически значимые сделки.

Причины возникновения пекулия:

1. усложнение хозяйственной жизни страны, развитие торговли и товарно-денежных отношений;

2. стремление повысить производительность труда рабов, которые работая на земле господина не были заинтересованы в высоких результатах своего труда.

Со временем выработалась практика: господин несет ответственность за сделки, совершенные рабом в сумме пекулия. Но и обогащение, выгоду от пекулия тоже получал господин.

Этапы смягчения правового статуса рабов:

1. 5 в. н.э. при императоре Клавдии было установлено, что если господин выбросит своего больного раба на остров Эскулапа, то раб становится свободным.

2. 5 в. н.э. при императоре Клавдии было установлено, что убийство больного раба – преступление.

3. В ряде законов указывалось, что убийство раба входит в компетенцию не господина, а государственного органа.

4. Законом императора Петрония в 61 г. н.э. было установлено, что отдать раба в гладиаторы на сражение с дикими зверями может только суд, но не господин.

5. Рескриптом Антонена Пия 159 г. н.э. было установлено, что если раб спасается от преследования своего господина в храме или у статуи императора, то его необходимо продать другому господину.

6. Убийство своего раба приравнено к убийству чужого раба.

7. Убийство раба (отравление, сбрасывание со скалы, забивание камнями, дубиной, выдача на растерзание диким зверям и т.д.) приравнивается к убийству человека.

Манумиссия –отпущение раба на свободу.

Добавить комментарий