Реалистический позитивизм

1.3. Реалистический позитивизм

При всем многообразии подходов к пониманию феномена права, основные позиции могут быть условно сведены к двум направлениям: метафизическому и реалистическому.

Под метафизикой «следует понимать познание мира действительности за пределами явлений, достигаемое посредством возвышающегося над опытом умозрения. Возражение против метафизики не может быть основано на отрицании существования абсолютного, потому что такое утверждение было бы само метафизично. Но, допустив абсолютное, мы можем и должны, на основании условий познания, отвергнуть его познаваемость». Понимание права как метафизической категории предполагает его рассмотрение «в чистом виде» как некоего феномена, существующего в обществе, однако не зависящего от него. Наиболее образно право как метафизическая категория выражено в концепции естественного права с неизменным содержанием. «Представители этого направления верят в существование абсолютного, вечного и всеобщего правового порядка, который может быть постигнут и раскрыт только a priori». Как уже было отмечено выше, отвергать подобный подход не имеет смысла, поскольку абсолютная абстракция не может быть ни опровергнута, ни доказана опытным (эмпирическим) путем. Однако признание самого факта существования права как некоего абстрактного явления (наряду с другими абстракциями – закон, государство, преступление и т. п.), не только не упрощает, но, напротив, осложняет решение задачи, связанной с выяснением сущности и содержания механизма правового воздействия на общественные отношения.

Действительно если принять за основу дальнейших рассуждений тезис о том, что право имманентно присуще человеческим отношениям и что основные ценности права носят исторически неизменный характер, то право автоматически теряет непосредственную социальную значимость, приобретая характер «абсолютного идеала», а следовательно, и говорить о регулятивно-охранительной функции права в конкретных исторических условиях переживаемых конкретным социумом попросту не имеет смысла.

Реалистический подход к праву предполагает его анализ в контексте целенаправленной человеческой деятельности. При этом следует различать право как явление объективной реальности и его субъективное восприятие.

Право как объективная реальность характеризуется тремя признаками:

– существование права не зависит от непосредственного участия конкретного субъекта в процессе правотворчества;

– действие права не зависит от субъективной оценки закрепляемых посредством правовых норм предписаний;

– реализация права не зависит от субъективного осуществления либо напротив нарушения правовых предписаний (в первом случае реализация права приводит к позитивному результату для правоисполнителя, во втором, к юридической ответственности правонарушителя).

В субъективном смысле видение права предполагает два направления:

– право, каким его представляет субъект;

– право, каким оно должно быть, по мнению субъекта.

И в первом, и во втором случае мы сталкиваемся с правом в концептуальном (теоретическом) смысле. Однако, любая теория (по крайней мере, теория социальная), должна быть связана с неким практическим приложением. Поэтому ограничиться только концептуальным видением права, означает впасть в схоластику и создать теорию ради теории. Поскольку нас подобный исход не устраивает, попытаемся придать праву в «концептуальном смысле» практический (либо, если угодно, реалистический) характер. Для этого следует расширить область познания и включить в нее, наряду с концепцией права, право в формально-юридическом (нормативном) и функциональном смысле.

Подобная многоаспектность, в свою очередь, предполагает, что «право» представляет собой полисемичную категорию. Назовем лишь некоторые смыслы, обозначаемые данным словом: право – ценность; право – общезначимое правило возможного, должного, недопустимого поведения; право – юридическая возможность того или иного поведения, право – юридически значимые отношения и т. п. Как видим, спектр понимания термина «право» весьма широк. Поэтому для того, чтобы избежать путаницы в дальнейшем, постараемся сразу же определиться, в каком смысле мы будем понимать право.

Право представляет собой комплексную системную категорию, включающую в качестве компонентов следующие составляющие:

– правовые ценности;

– правовой опыт;

– правовую традицию;

– правовую доктрину;

– правовую догму;

– правовую эмпирику.

Правовые ценности представляют собой официально признанные и закрепленные типичные социальные устремления и предпочтения, которые могут различаться по своему масштабу от универсальных (общечеловеческих) до локальных, определяемых сравнительно узким социально-историческим контекстов.

Правовой опыт включает знания, умения, навыки, полученные в результате многократного повторения явлений характерных для правовой жизни того или иного социума. При этом опыт делится на позитивный и негативный. Именно правовой опыт является важнейшей составляющей права сформировавшегося в условиях конкретного социума. Опыт, полученный в процессе социально-правового развития других социумов, можно учитывать либо не учитывать, однако заимствование опыта и уж тем более его перенос с одного социума на другой невозможны в принципе, как невозможно «зеркальное моделирование» обстановки, в которой происходило получение и накопление опыта.

Правовая традиция – сложившееся в ходе длительного (не менее трех поколений) социально-правового развития восприятие права (как на уровне простых граждан, так и на уровне властных структур), получающее свое практическое воплощение в правовом поведении. В отличие от опыта, который может как учитываться, так и не учитываться, однако в любом случае носит осознанный характер, традиция зачастую не осознается (по крайней мере, на уровне индивидуального правосознания), однако является реальной с точки зрения воплощения в правовом поведении. В основу российской правовой традиции положено восприятие права не с юридической, а с нравственной точки зрения. Так, для абсолютного большинства россиян сообщение в органы власти о незначительном правонарушении (нарушении ПДД, налогового законодательства и т. п.) будет ассоциироваться с «синдромом Павлика Морозова», в то время как для западного обывателя подобное поведение свидетельствует о проявлении гражданской активности и об участии рядовых членов общества в правоохранительном процессе.

Правовая доктрина объединяет получившие официальное признание и документальное закрепление положения, определяющие современное состояние и перспективные направления развития правовой системы. Элементами правовой доктрины являются официальные государственные доктрины и концепции (военная и морская доктрины России, концепция национальной безопасности и т. п.). Правовая доктрина не оказывает непосредственного регулятивно-охранительного воздействия на общественные отношения, однако имеет важное значение, прежде всего для сферы правотворческой деятельности.

Правовая догма объединяет однозначно понимаемые в рамках данной правовой системы юридические понятия, принципы, технологии, характеризующие право как инструмент регулятивно-охранительного воздействия.

Правовая эмпирика – это так называемое «живое право», представленное совокупностью формально-юридических источников права (признаваемых в качестве таковых в данном конкретном социуме) и урегулированных посредством этих источников общественных отношений.

Определившись с тем, что право представляет собой сложное с точки зрения понимания явление, попытаемся упростить задачу и рассмотреть право в контексте инструментального подхода. В рамках этого подхода право следует рассматривать в качестве регулятивно-охранительной системы складывающейся из общезначимых (правил) норм, принимаемых в целях обеспечения социальной стабильности, безопасности, развития и оказывающих результативное воздействие на общественные отношения.

Из данного определения можно вывести два основных признака права:

– общезначимость;

– результативность.

При этом общезначимость права представлена как на объективном, так и на субъективном уровне. Объективно право считается общезначимым в силу его официального провозглашения таковым. Вместе с тем в ряде случаев субъекты воспринимают законодательно закрепленные предписания как лишенные реальной значимости (бесполезные и безопасные) декларации. Следовательно, общезначимым, а стало быть, и правовым, издаваемое предписание будет являться только тогда, когда соответствующий субъект осознает обязательность предусмотренного варианта поведения лично для себя, причем число подобных субъектов должно быть достаточным для достижения вышеназванных целей правового воздействия (т. е. для социальной стабильности, безопасности, развития).

Результативность права проявляется в достижении целей правового воздействия. При этом критерием результативности является опыт. В частности, опыт правового развития России в XX веке свидетельствует о неэффективности правовых систем Российской Империи и Советского Союза, результатом чего в первом случае была Октябрьская революция, во втором распад СССР.

Если взять за основу подобное понимание права, то снимаются многие противоречия и, в частности, противоречие «право – государство – закон»; а также «национальное и международное право». Неважно, кто устанавливает правило с точки зрения его провозглашения и официального закрепления, важно, чтобы тот, кто это делает, обеспечивал бы признание правила общезначимым со стороны субъектов, которым правило адресовано, и обеспечивал бы результативность осуществляемого при помощи правила поведения. В подобном понимании говорить о праве как о явлении можно и в условиях архаических структур, и в условиях тоталитарных режимов, и в условиях современных демократий. Меняются формальные и содержательные аспекты, однако суть права и правового регулирования остается неизменной.

Высказанная точка зрения предполагает оценку права как социального явления. При этом в основу права может быть положена протонорма (архаическое право), религиозный догмат (средневековое право), государственно-партийная идеологема (советское право), юридическая норма (современное право).

В рамках концепции реалистического позитивизма в качестве реального права может рассматриваться только действующая система норм. Поскольку только действующие нормы могут оказывать результативное воздействие на общественные отношения. Восприятие права предполагает выделение двух моделей: абстрактного и реального права.

Абстрактное право включает в себя в качестве системных элементов публичное позитивное, публичное негативное и частное право. Соотношение элементов права представлено в таблице.

Система абстрактного права

Публичное право исходит от государства, которое устанавливает правила должного и недопустимого поведения. В свою очередь, частное право может носить как формальный (предусмотренный законом), так и неформальный (не запрещенный законом) характер. В рамках абстрактного права не имеет смысла проводить деление права на материальное и процессуальное, поскольку по сути своей процессуальное право представляет собой нормативный регламент правоприменения, выступающего в качестве одной из форм реализации права. Также не имеет смысла проводить отраслевую градацию, так как любая отрасль включает в себя публично-правовую и частноправовую составляющие. К примеру, в конституционном праве, традиционно относимом к отраслям публичного права, в качестве подотрасли выделяется избирательное право, в рамках которого частноправовая составляющая представлена достаточно отчетливо (юридическая возможность принимать участие в выборах и референдуме, выставлять и снимать свою кандидатуру, поддерживать того или иного кандидата, партию и т. п.).

Реальное право в свою очередь представляет собой право в формально-юридическом (нормативном) и функциональном смыслах.

Право в формально-юридическом смысле представлено совокупностью формально-юридических источников, в которых определяются общезначимые правила поведения, закрепляются механизмы реализации этих правил и меры юридической ответственности за их нарушение. Применительно к праву современной России в качестве источников выступают: акты национального права; акты международного права.

Говоря о системе права в формально-юридическом смысле, следует выделить основные и производные источники, а также источники первичного и вторичного характера.

Основным и вместе с тем первичным источником национального права России является нормативно-правовой акт. В свою очередь, система нормативно-правовых актов образует систему национального законодательства. К числу производных источников следует отнести так называемые прецеденты толкования или нормативные интерпретационные акты (постановления Президиума Верховного Суда, интерпретационные акты Конституционного Суда России). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор пока действует с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

Вторичными источниками являются международные акты, нормативные договоры, правовые обычаи. В данном случае вторичность источника следует понимать в том смысле, что статус акта в качестве источника национального права России закрепляется на уровне первичного источника – нормативно-правового акта. В частности Конституция России в ст. 15 закрепляет, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Обычай делового оборота признается источником гражданского права в ст. 5 действующего ГК и т. д.

Итак, система формального права, по сути, представляет собой совокупность формально-юридических источников. При этом собственно отраслевое деление целесообразно осуществлять на уровне первичных, основных источников, т. е. на уровне системы законодательства. Подобный подход представляется логичным и позволяет решить многие противоречия связанные с имеющейся в современной теории путаницей абстрактного и реального права.

Система законодательства представлена следующими группами:

– материальное (уголовное право), процессуальное (уголовное процессуальное право), комплексное (конституционное право) законодательство;

– отраслевое (административное право), межотраслевое (информационное право, таможенное право, налоговое право и т. п.);

– федеральное, региональное законодательство;

– текущее, чрезвычайное законодательство.

Разобравшись с тем, что из себя представляет право в формально-юридическом смысле следует попытаться ответить на вопрос о том, что такое право в функциональном смысле. Говоря о юридических функциях права, как правило, выделяют два направления правового воздействия: регулятивное и охранительное. В рамках первого направления право представляет собой инструмент при помощи которого обеспечивается стабильность установленных и поддерживаемых при помощи правопорядка отношений в обществе, а также создаются условия для их совершенствования. В рамках второго направления право направляет свое воздействие на предотвращение, выявление, преодоление правонарушений, а также на реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей. При этом право в функциональном смысле не может быть сведено только к совокупности источников. Представляется, что функционирующим право может быть признано только в том случае если его воздействие на общественные отношения влечет за собой наступление конкретных результатов. В подобном понимании право представляет собой систему, складывающуюся из общественных отношений достигших в своем развитии уровня соответствующего правилу, закрепляемому в правовой норме; действенных гарантий обеспечивающих реальную возможность субъекта осуществлять предусмотренные соответствующими нормами предписания; саму норму представляющую собой основополагающий элемент права; результативные последствия исполнения (нарушения) закрепленного в норме предписания.

Возникает вопрос, какое право следует считать действующим. В контексте концепции реалистического позитивизма ответить на данный вопрос достаточно просто. Следует различать действие права в формально-юридическом смысле и функциональное действие права.

В формально-юридическом смысле источник действует с момента официального объявления его действующим. К примеру, для федерального закона вступление в юридическую силу связано с официальным опубликованием и определением соответствующей даты. В свою очередь окончание действия акта связывается с его отменой. Однако, наличие формального источника права, являясь необходимым условием для реализации соответствующей функции правового воздействия, вместе с тем не может рассматриваться в качестве единственного и достаточного. Для того, что бы право начало действовать в функциональном смысле, т. е. стало бы оказывать результативное воздействие на общественные отношения, необходимо задействовать систему стимулов побуждающих субъектов, к исполнению предусмотренных правом обязанностей, соблюдению запретов, использованию возможностей.

В качестве таких стимулов следует выделить страх перед ответственностью за правонарушение и выгоду, связанную с правомерным поведением.

В свою очередь страх включает в себя страх перед наказанием и опасение подвергнуться общественному порицанию («потерять доброе имя»).

Выгода складывается из непосредственной (эгоистической), корпоративной и публичной. При этом выгода будет рассматриваться в качестве стимула правомерного поведения тогда когда публичная (корпоративная) польза не будут вступать в антагонистические противоречия с эгоистическими ожиданиями. Так в условиях тоталитарного сталинского режима многие государственные программы строились с учетом исключительно государственной целесообразности (освоение северных регионов, индустриализация страны и т. п.) и не принимали во внимание индивидуальные интересы «людей-винтиков».

Учитывая, что правомерное поведение с точки зрения мотивации может быть представлено как социально-активным и традиционным, так и конформистским и маргинальным, следует сделать вывод о том, что функциональное действие права в любом социуме должно обеспечиваться совокупностью средств и технологий позволяющих с одной стороны добиваться реализации принципа неотвратимости ответственности за правонарушение, а с другой стороны обусловливающих наступление позитивных результатов (как в отношении самого субъекта, так и в отношении корпорации членом которой он является и общества в целом).

В любом случае действие права неразрывно связано с государством, которое от своего имени издает акты, образующие право в формально-юридическом смысле, обеспечивает их реализацию представителями социума (при помощи системы гарантий и стимулов), а также осуществляет меры юридической ответственности в отношении правонарушителей. Именно государство (в силу обладания государственным суверенитетом) придает праву публичный характер, обеспечиваемый в том числе при помощи мер государственного принуждения.

Если согласиться с предлагаемой концепцией права, то возникают вопросы: можно ли подобный подход применить к международному праву и каким образом соотносятся международное и национальное право?

Как уже отмечалось ранее правом, система признается в том случае, если правила в ней закрепленные признаются субъектами, к которым они адресованы и если эти правила оказывают результативное воздействие на соответствующие общественные отношения.

При этом представления о национальном праве базируются на властеотношениях государства и общества, в основу которых положен принцип государственного суверенитета, означающий верховенство государственной власти по отношению ко всем видам социальной власти в пределах государственной юрисдикции. При этом государство обладает монополией на законотворчество, правосудие и применение механизма государственного принуждения.

Современное международное право основано на принципе добровольности участия государств в процессе межгосударственного сотрудничества и равенстве субъектов-участников международных отношений. Применительно к системе международного права представляется целесообразным за основу систематизации принять инструментальный подход, в соответствии с которым международное право представлено тремя составляющими: правом договора, правом обычая, правом войны.

Подобное видение позволяет говорить о международном праве как о формирующейся правовой системе, качественным образом отличающейся от системы национального права. Соотношение систем национального и международного права следует рассматривать с точки зрения первичности национальной системы и вторичности международной. Любое государство, вступая в международные отношения, исходит из первичности национальных интересов по отношению к интересам других государств и международного сообщества (наглядным подтверждением тому является позиция США связанная началом войны в Ираке). При этом признание международного права источником национальной правовой системы, а также определение правил разрешения коллизий между национальными и международным правом закрепляется в национальном законодательстве.

Итак, следует обобщить вышесказанное и сделать некоторые выводы.

1. Концепция реалистического позитивизма предполагает, что правом регулятивно-охранительная система будет являться в том случае, если нормы, из которых данная система состоит, являются общезначимыми и оказывают результативное воздействие на общественные отношения. При этом в качестве целей правового воздействия следует рассматривать обеспечение социальной стабильности, безопасности, развития. Критерием результативности правового регулирования является опыт.

2. Восприятие права предполагает выделение абстрактного и реального права. Абстрактное право представляет собой совокупность норм, в основу систематизации которых положено деление права на публичное позитивное, публичное негативное и частное. Реальное право представлено правом в формально-юридическом и функциональном смысле. Право в формально-юридическом смысле представляет совокупность формальных источников включающих в себя первичные и основные (законодательные акты); производные (нормативные интерпретационные акты); вторичные (международные акты, нормативные договоры, юридические обычаи). Право в функциональном смысле складывается из правовых норм, общественных отношений, на урегулирование которых нормы направлены, гарантий реализации и достигаемых посредством правового воздействия результатов.

3. Действие реального права включает в себя действие права в формальном смысле, определяемое моментами вступления и утраты юридической силы правовыми актами и действие права в функциональном смысле определяемое результативностью правового воздействия. Для обеспечения результативного правового воздействия используются стимулы: страх и выгода.

4. Национальное и международное право соотносятся как самостоятельные правовые системы. При этом национальное право выступает в качестве первичного, по отношению к международному. В основу национального права положены властеотношения государства и общества, предполагающие сосредоточение полноты властных полномочий на государственном уровне и обеспечение результативности правового воздействия за счет механизма государственного принуждения. В качестве элементов национального законодательства следует рассматривать материальное, процессуальное, комплексное законодательство; отраслевое и межотраслевое законодательство; федеральное и региональное законодательство; текущее и чрезвычайное законодательство. Международное право представляет собой формирующуюся систему, основанную на добровольности и равенстве отношений государств-участников. В качестве элементов системы международного права выступают право договора, право обычая, право войны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

КУЛЬТУРА 19 ВЕКА: ПОЗИТИВИЗМ

Эпохой Позитивизма (или Сциентизма) обычно называют вторую половину XIX в. Позитивизм связывают с именем французского философа О.Конта (1798-1857), который абсолютизировал роль позитивного научного знания в истории человечества, считая, что отношение к позитивному знанию – это высшая фаза развития культуры.

Происходило повсеместное внедрение элементов научного сознания в мышление и мироощущение людей, непричастных науке. Формой популяризации научного знания становятся публичные лекции, открываются специальные курсы для интересующихся наукой. Вместе с изменением представлений о строении материи, пространстве, времени, движении, путях развития флоры и фауны, месте человека в природе, о происхождении жизни на Земле, изменяется и отношение человека к природе и обществу.

Изменения в социокультурной обстановке повлияли на выбор художественных идей и выразительных средств, соответствующих новой эпохе. Основным стилем и методом в художественной культуре второй половины XIX в. стал реализм. Для художника-реалиста действительность – источник «высокого и прекрасного», но при этом также «подлежит социальному и моральному суду и обличению». Отсюда термин, распространенный в художественной практике, – критический реализм.

В противовес «идеальным» моделям романтизма, реализм ставил во главу угла культ «пользы», научного знания, переводя тем самым реализм в его крайнюю степень – натурализм. Одним из самых важных «инструментов» реализма можно считать активную социальную критику, оценивающую жизненные явления с позиции гуманистических идеалов добра и справедливости. Теперь «маленький человек», а не «романтический герой» противостоит враждебному обществу. В отличие от героя-романтика, герой-реалист активно участвует в жизни, пытаясь изменить её в лучшую сторону. Основными тенденциями художественной жизни становятся борьба творческой интеллигенции против Академии и академизма, против пошлости буржуазных вкусов. Появляются различные объединения «свободных художников», разнообразные по своим эстетическим программам и целям (братства, артели, мастерские, групповые выставки). Процветает система общественного меценатства (общества поощрения художников, филармонические, хоровые и т.п.). Появляются новые формы пропаганды искусства (всемирные и национальные промышленные и художественные выставки). Интенсивно осуществляется международный обмен художественными идеями, происходит размывание региональных границ искусства. Появляются общеевропейские центры художественной жизни: Париж, Лондон, Рим и т.п.

Начиная со второй половины 19 в. на смену общеевропейским стилям прошлого пришли индивидуальные стили (художников, поэтов, писателей, композиторов), роль которых усиливалась в соответствии с ростом личностного начала в искусстве. По словам Д.Лихачева, «в реализме индивидуальные стили приобретают такое значение, что необходимость в смене реализма другими стилями и направлениями уменьшается до минимума».

Другим стилем, непосредственно связанным с достижениями европейской науки, а также новым мировоззрением, стал импрессионизм, который возник в связи с открытиями в области оптики. Свет становится единственным сюжетом картины, интерес к предметам, на которых он играет, делается второстепенным.

Еще дальше в применении законов оптики пошли неоимпрессионисты, или как их еще называли пуантилисты, дивизионисты (Ж.Сёра, П.Синьяк), придав методический характер приемам разложения сложных тонов на чистые цвета.

Представители другого ответвления импрессионизма – постимпрессионизма (В.Ван-Гог, П.Сезанн, П.Гоген, А.Тулуз-Лотрек) искали более созвучные эпохе выразительные средства, позволившие преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению длительных состояний – материальных и духовных.

Однако далеко не все художники шли по пути реализма. Многие наследовали эстетику романтизма, развивая и углубляя ее. Одним из наиболее мощных художественных течений того времени можно назвать символизм – литературно-художественное и философско-эстетическое направление, зародившееся во Франции. Символисты отрицательно относились к материализму и позитивизму. Для них интуиция – высшая форма познания, противопоставленная рационалистическому методу реализма. Универсальным инструментом постижения тайн бытия символисты считали символ, выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Признавая вслед за романтиками высшей формой искусства музыку, открывающую иррациональным путем сокровенную сущность мира, тайну, идею, символисты стремились приблизить выразительные средства литературы и живописи к музыкальным.

Эпоха Позитивизма характеризуется неравномерным культурным и художественно-культурным развитием в разных регионах Европы и Америки.

В Англии она связана с развитием естественных наук (Ч.Дарвин) и философии позитивизма (Г.Спенсер), а также относительной стабилизацией английского капитализма и обострением социальных противоречий. Эта эпоха ознаменована возникновением особого общественного и идеологического явления и образа жизни – викторианства. С одной стороны, это попытка сохранить установленные традиции или вернуться к прошлому (например, деятельность Братства прерафаэлитов), с другой – идти в ногу со временем (Первая Всемирная промышленная выставка в Лондоне в 1851 г.). Лондон становится одной из общеевропейских культурных столиц. Наступает время, когда не важна принадлежность к определенному государству. Так, отсутствие крупных имен композиторов в Англии того времени не мешает бурной концертной деятельности за счет представителей других стран (музыкальные общества, организация Генделевских фестивалей в Хрустальном дворце, Манчестерские концерты и т.п.). Один из величайших романистов Англии – Ч.Диккенс.

Несмотря на то, что Англия во второй половине 19 в. была самой развитой страной, наибольшее количество достижений и успехов в художественной культуре принадлежит Франции. Если Англия эпохи Позитивизма была гегемоном на рынке, Франция стала главным «ростовщиком» Европы, в ней также происходило бурное развитие промышленности, банковского капитала, торговли. В области художественной деятельности именно Франции принадлежит ведущая роль: там представлены практически все ведущие стили и направления этой эпохи (реализм, импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм, символизм). Реализм, основной целью ставит рассмотрение «физиологии общества»: французской художественной культуре присуща многослойность социального исследования (О.Бальзак, Г.Флобер), интерес к простому человеку (Ж.Бизе). Во Франции, история которой ознаменована несколькими революциями, рождается новый тип художника – политического борца, публициста (Домье, Курбе). А столица Франции, Париж, занимает ведущее место в художественной жизни Европы, становится одним из важнейших центров общеевропейской культуры.

Америка, добившаяся ранее своей национальной независимости, развивает тенденции демократизации страны. Однако Гражданская война (1861-1865) в США обусловила неравномерность художественного развития разных регионов страны. Для Америки свойственно своеобразие синтеза европейских и национальных традиций, а во второй половине 19 в. весьма значительно сказалось влияние индейского и негритянского фольклора. Историки отмечают в этот период рост влияния американской художественной культуры на мировой художественно-культурный процесс. Именно Америка дала миру джаз.

Философия.
В развитии философии 19 в. можно выделить три определяющих направления:

классическая немецкая философия,

диалектико-материалистическая философия,

философия позитивизма.

Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Формирование немецкой классической философии происходило под влиянием революционных преобразований во Франции, промышленной революции в Англии, особенностей социально-политической обстановки в Германии, которая находилась в экономическом застое. Философская мысль Германии отражала особенности мировоззрения своего времени и не представляла единого целого. И.Кант был дуалистом, И.Фихте – субъективным идеалистом, Ф.Шеллинг и Г.Гегель – объективными идеалистами, Л. Фейербах – материалистом и атеистом. Но их объединяла линия преемственности. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта и Фихте рассматривались как формы мышления, у Шеллинга и Гегеля – как формы бытия, действительности, духовной реальности. Классическую немецкую философию объединяет идея развития, диалектика.

Значительный вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие свой отпечаток на философское и художественное мышление 19 в. В программном документе – «Манифесте Коммунистической партии» – было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. Помимо этого, философия марксизма имеет историческое и культурологическое значение для развития любого научного исследования, в том числе и исследований в области культуры. На этой теории основывается метод диалектического материализма, универсальный метод исследования развивающегося природного, мыслимого или социального объекта. На основе этого метода реалистическое искусство обратилось к отражению противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни. Судьба марксизма драматична, но его роль в культуре неоспорима.

Позитивизм.
Позитивистское сознание сложилось под влиянием позитивистской философии. Конфликт гуманистических идеалов и прозаической повседневности вылился в признание научного факта. Позитивизм опирался на философию Нового времени, на программу практического господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив метафизические представления и став предтечей сциентизма.

В развитии критических тенденций в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй — с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс.

Самым существенным сдвигом в духовной культуре 19 в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с другими – классицизмом и реализмом.

Романтизм – «детище» французских буржуазных революций. Исходным пунктом романтического мировоззрения осознание конфлика «поэзии сердца» и «прозы окружающей действительности».

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни – науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Одним из способов выражения этого двоемирия был символизм.

Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская – в естественно-научной, технической и практической.

Реализм.
Термин «реализм» следует понимать двояко:

  1. как исторически определенное направление, тип художественного мышления;
  2. как правдивое, объективное отражение действительности.

Во второй половине 19 в. становится господствующим художественным мышлением и методом становится разновидность реализма – критический (аналитический, причинно-следственный) реализм. Это форма оппозиции к господствующей идеологии. Ведущая роль в критическом реализме принадлежит литературе.

Необходимо отметить две важные черты культуры 19 в.:
1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни (ориентация на потребление и комфорт) привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.);

2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.

Важнейшим достижением культуры 19 в. является появление искусства фотографии и дизайна.

Очень важным фактом в культуре 19 в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.

19 в. являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.

Образование.
В 19 в. возник новый взгляд на процесс образования. Песталоцци выдвинул идею развивающего обучения. Такой вид обучения призван побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения – в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Важнейшее положение педагогики Песталоцци – соединение обучения с производственным трудом.

Научные и технические достижения.

В 19 в. наука становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов явлений, организмов и их связей. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи в природе, т. е. к появлению принципов диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математики разрабатывалась техника и технология.

Важным открытием 19 в. является закон о клетке и клеткообразовании Т.Швенна и М.Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной структуры растений и животных в 1838-1839 гг.
Идеи М.Ломоносова о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У.Грова. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать вторым великим открытием 19 в.

Третье великое открытие 19 в. связано с именем Ч.Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований.

Научные открытия 19 в. составили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований.

.

19 век подводит итог огромному периоду европейской жизни. Потому само мышление людей 19 в. необычайно историческое. Они словно пытаются осмыслить себя в истории своего рода, род – в истории государства, а государство – в истории Европы. И история становится чуть ли не главным персонажем художественного произведения.

19 век – век перелома. Уходящая культура, уходящее мировоззрение тесно переплетены с тем, что идет на смену. Недаром это время называют не только «веком уходящего дворянства», но и «веком промышленной революции», в корне изменившей всю систему человеческих ценностей. Если в начале 19 века единственным средством общения людей на расстоянии была ямщицкая почта, то в конце века уже действовали железные дороги, телеграф и телефон. Мир начала века – это Европа, небольшая часть Ближнего Востока, самый север Африки да половина американского континента. В течение века этот мир стремительно расширяется.

К началу 20 века уже практически весь земной шар так или иначе входит в сферу интересов Европы. Такое бурное расширение обжитого пространства, освоенного с помощью истории времени и открытых средств общения не могли не изменить коренным образом мировоззрение среднего европейца

Говоря о культуре рубежа 19-20 вв., нужно отметить в ней предчувствие великих перемен и потрясений. Все деятели искусства стремятся уйти от уже существующих норм и правил, найти новые темы, адекватные средства выразительности. В связи с этим многое становится непонятным широкой публике – происходит резкое разделение культуры массовую и элитарную.

В контексте диалектического (реалистического) позитивизма, основоположником которой является Р.А. Ромашов, право рассматривается в качестве регулятивно-охранительной системы, объединяющей общезначимые правила поведения (нормы), принятие и реализация которых направлена на обеспечение социальной безопасности и социального развития, и которые оказывают результативное воздействие на сознание и поведение сообщества.

Таким образом, по мнению автора, в качестве правовых выступают нормы, являющиеся общезначимыми и оказывающие результативное воздействие на сознание и поведение отдельных индивидов, социальных групп и государства в целом.

Из данного определения вытекают два основных признака права:

— общезначимость;

— результативность.

Общезначимость права, по мнению Р.А. Ромашова, представлена как на объективном, так и на субъективном уровне.

Объективно право считается общезначимым в силу его официального провозглашения таковым. Право как объективная реальность характеризуется тремя признаками:

— существование права не зависит от непосредственного участия конкретного субъекта в процессе правотворчества;

— действие права не зависит от субъективной оценки закрепляемых посредством правовых норм предписаний;

— реализация права не зависит от субъективного осуществления, либо напротив нарушения правовых предписаний (в первом случае реализация права приводит к позитивному результату для правоисполнителя, во втором, к юридической ответственности правонарушителя).

В субъективном смысле видение права предполагает два направления:

— право, каким его представляет субъект;

— право, каким оно должно быть, по мнению субъекта.

Субъекты, в ряде случаев, воспринимают законодательно закрепленные предписания как лишенные реальной значимости (бесполезные и безопасные) декларации. Следовательно, общезначимым, а стало быть, и правовым издаваемое предписание будет являться только тогда, когда соответствующий субъект осознает обязательность предусмотренного варианта поведения лично для себя, при этом число подобных субъектов должно быть достаточным для достижения вышеназванных целей правового воздействия (т.е. для социальной стабильности, безопасности, развития).

Результативность права проявляется в достижении целей правового воздействия. При этом, критерием результативности является опыт. В частности, опыт правового развития России в XX веке свидетельствует о неэффективности правовых систем Российской Империи и Советского Союза, результатом подобной неэффективности в первом случае была Великая Октябрьская Социалистическая Революция, во втором – распад СССР.

Если взять за основу предложенное Р.А. Ромашовым понимание права, то снимаются многие противоречия и, в частности, противоречие «право-государство-закон», а также «национальное и международное право». Не важно, кто устанавливает правило с точки зрения его провозглашения и официального закрепления, важно, чтобы тот, кто это делает, обеспечивал бы признание правила общезначимым со стороны субъектов, которым это правило адресовано и обеспечивал бы результативность осуществляемого при помощи правила поведения.

В подобном понимании говорить о праве как о явлении можно и в условиях архаических структур, и в условиях тоталитарных режимов, и в условиях современных демократий. Меняются формальные и содержательные аспекты, однако, суть права и правового регулирования остается неизменной.

Данная концепция предполагает оценку права как социального явления. При этом, в основу права может быть положена протонорма (архаическое право), религиозный догмат (средневековое право), государственно-партийная идеологема (советское право), юридическая норма (современное право).

В рамках концепции диалектического (реалистического) позитивизма в качестве реального права может рассматриваться только действующая система норм. Поскольку только действующие нормы могут оказывать результативное воздействие на общественные отношения.

Таким образом, вопрос о сущности права находится в центре внимания теоретико-правовой науки. Современные учения о сущности права представлены не только традиционными, но и интегративными (синтетическими) подходами к правопониманию. Данные подходы основаны на объединении представлений о праве в рамках нормативистской, социологической и естественно-правовой концепций.

Реалистическая теория права возникла в противовес историческому направлению. Согласно исторической школе право развивается эволюционно, в силу его внутренних причин. Создатели реалистической теории полагают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком. Человек, исходя из своих интересов, ставит цели и реализует их посредством права.

Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг. Суть своей теории он изложил в работах «Дух римского права», «Борьба за право», «Цель в праве». Согласно учению Иеринга, право есть защищенный государством интерес. Государство гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Иеринг считает, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития.

Согласно этой теории, интересы людей заставляют их вступать в отношения между собой — в результате возникает общество. Право является сущностным признаком общества, которое объединяет людей общими целями. Вместе с тем право порождает не всякое общество, а лишь государственно-организованное. Государство выступает инструментом социального принуждения, поскольку имеет для этого специальный аппарат и обладает суверенностью.

Иеринг выделяет три признака права:

  • 1) Зависимость права от принуждения, т. е. право, состоит из правил, установленных обществом и обладающих принудительной силой государства.
  • 2) Норма права — это правило поведения человека. В отличие от норм морали нормы права устанавливаются и реализуются исключительно органами государственной власти.
  • 3) Цель права — она раскрывает его содержание и в тоже время выступает мерилом права. Право существует для реализации определенной цели, а именно обеспечения определенных условий жизни.

Иеринг считает, что государство с помощью закона формирует в человеке стремление к осуществлению наряду с реализацией личного интереса общих интересов в обществе. Для Иеринга характерны идеи строгого порядка в обществе, твердой дисциплины и законности. Он также выступает за независимость и несменяемость судей, их строгую ответственность только перед законом.

Ценность реалистической теории состоит в обнаружении непосредственной связи права с государством. Государственная власть есть необходимое условие существования права. В отличие от теории естественного права реалистическое учение признает необходимость правотворческой деятельности. Государство выступает здесь как творец права. По мнению сторонников данной школы, право без государственной власти есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно, должно быть.

Несомненным достижением является учение о единстве юридических прав и обязанностей индивида, что является залогом нормального развития гражданского общества. Кроме того, в воззрениях реалистов содержится важнейший механизм законности — отрицание произвола. Только государственная власть на основе установленных законов может применить принуждение по отношению к человеку.

Книга начинает знакомство отечественного философского сообщества с содержанием самого популярного в Европе 1930-х гг. философского журнала «Erkenntnis» («Познание») — печатного органа логического, или научного, эмпиризма, Венского кружка и Берлинского общества эмпирической философии.
Расцвет журнала «Erkenntnis», движения за научную философию во главе с Венским кружком и на основе идей научного эмпиризма пришелся на сложнейший период европейской (и мировой) истории — между Первой и Второй мировыми войнами. Начало Второй мировой насильственно прервало или радикально изменило жизнь многих исследователей, а также бурное плодотворное развитие множества идей. И все же многие представители движения смогли эмигрировать из Европы, а достигнутый к тому времени международный уровень общения мыслителей и исследований позволил движению выжить и развиваться. Центр развития научного эмпиризма переместился в США. Решение сформулированных в рамках этого направления проблем, разрешение возникших в них противоречий, возникновение впоследствии новых направлений мысли и формулировка новых проблем во многом определило облик философии XX в., в особенности с 1940-х годов англо-американской и скандинавской, или аналитической, философии.
Именно это обстоятельство — расцвет направления в межвоенный период, разнообразные причины, обусловившие начало Второй мировой войны,— сформировало необычную ситуацию: международную известность и развитие идей и практически забвение их носителей и созданных ими произведений, языка, на котором они были созданы, неисследованность истории направления и возникновения упрощенных, неадекватных схем этой истории.
Философское направление, о котором пойдет речь в нашей книге,— одно из основополагающих направлений философии XX вв.— называлось в отечественной и мировой философской литературе по-разному — «логический позитивизм», «логический эмпиризм», «неопозитивизм», «научный эмпиризм», «научная философия», «Движение за единство науки», «логика науки», «философия науки», «наука о науке», «аналитическая философия». К этому направлению относят такие известные объединения, как Венский кружок, Берлинское общество, Львовско-Варшавская школа, имена Б.Рассела, М.Шлика, Р.Карнапа, Г.Рейхенбаха, Л. Витгенштейна, А. Тарского и других их единомышленников, последователей и учеников — Ч. Морриса, А. Айера, У. Куайна и других.
СОДЕРЖАНИЕ
О. А. Назарова. Предисловие редактора
ПРЕДЫСТОРИЯ
Рудольф Карнап, Ганс Ган, Отто Нейрат. Научное миропонимание — Венский кружок
Рудольф Карнап. Логическое построение мира (фрагменты)
«Erkenntnis», т. I. 1930-1931 Введение
Мориц Шлик. Поворот философии
Рудольф Карнап. Старая и новая логика
Хроника
Сообщение о 1 Съезде теории познания для точных наук, Прага, 1929
Филипп Франк. Вступительное слово
Ганс Ган. Значение научного мировоззрения, в частности, для математики и физики
Отто Нейрат. Пути научного миропонимания
Филипп Франк. Каково значение современных физических теорий для общей теории познания?
Отто Нейрат. Заметки об истории
Библиография
«Erkenntnis», т. II. 1931
Рудольф Карнап. Логицистские основания математики
Ганс Рейхенбах. Физикалистское понятие истины
Феликс Кауфман. Замечания к спору об основаниях в логике и математике
«Erkenntnis», т. III. 1932-1933
Мориц Шлик. Позитивизм и реализм Отто Нейрат. Протокольные предложения Рудольф Карнап. О протокольных предложениях
Письма к издателю
Карл Поппер. Критерий эмпирического характера теоретических систем
Ганс Рейхенбах. Замечание к письму Поппера
Приложение I
Биографии и библиографии
Венский кружок
Берлинский кружок (или «Общество эмпирической (научной) философии»)
Львовско-Варшавская школа
Сторонники Движения за научную философию
Приложение II
Фотографии

Добавить комментарий