Реализация международного права

Международно правовые нормы (МП нормы) функционируют, только когда они выполняются, то есть когда осуществляются участниками международных правовых отношений, установленных в МП нормах правил.

Формы реализации международно-правовых норм

Определение 1

Юридические формы осуществления МП норм – это соблюдение, исполнение, а также использование и применение.

Определение 2

Соблюдение представляет собой способ действия, в первую очередь, норм-запретов.

Пример 1

Установка запрета на совершение геноцида (из Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 1948-й г.) означает, что МП нормы этим предписывают субъектам воздержаться от такого поведения.

Определение 3

Путём исполнения воплощаются, как правило, нормы-обязанности.

Пример 2

Согласно статье 3 Конвенции о гражданской правовой ответственности за коррупцию (1999-й г.) каждой стороной должны предусматриваться в своём внутреннем праве нормы, правозглашающие право лиц, потерпевших ущерб вследствие коррупции, на подачу иска с целью полного возмещения ущерба.

Определение 4

Нормы-правомочия осуществляются в форме использования.

Пример 3

В статье 29 Конвенции СИГ, провозглашающей права и основные свободы человека (1995-й г.), закреплено право граждан участвовать в управлении и ведении государственных дел напрямую или посредством свободно избранных представителей.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Определение 5

В четвертой форме реализации международных норм (применении) сочетаются разнообразные поведенческие акты.

Пример 4

Согласно статье 1 из Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (1956-й г.), данные положения применимы к любому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение через транспортные средства, когда место погрузки груза и место доставки груза по документу располагаются на территории 2-х разных государств, из которых хотя бы одно – участник Конвенции.

Указанные МП нормы, во-первых, обязывают государства и прочих участников правовых отношений следовать положениям Конвенции, во-вторых, предоставляют физическим и юридическим лицам права на использование её положений в необходимых ситуациях.

Правовой механизм имплементации международно-правовых норм

Реализацию МП норм обеспечивает соответствующий юридический механизм. Существует разница между международно-правовым и национально-правовым механизмами реализации либо имплементации (в переводе с англ. implementation означает «осуществление”) норм международного права.

Определение 6

Механизм имплементации является совокупностью международных средств, которые обеспечивают осуществление норм международного права.

Он образован:

  • системой международных конференций, организаций, органов и прочих структур, задачей которых является реализация норм международного права. Таким образом, с целью содействия выполнению положений Конвенции по морскому праву (1982-й г.) издан Международный трибунал морского права;
  • совокупностью норм международного права, которые содействуют реализации иных международно-правовых соглашений.

Пример 5

Параллельно с заключением Договора между Союзом ССР и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (1987-й г.) вступили в силу соглашения между Союзом ССР и некоторыми другими странами (Бельгия, Италия и другие государства) об инспекциях в связи с Договором.

Национально-правовой механизм

Национально-правовой механизм имплементации состоит из совокупности внутригосударственных средств, к задаче которых относится реализация норм международного права. Конкретно это:

  • система органов государства, которые принимают участие в имплементации МП норм. Таким образом, Указом российского президента, регламентирующим порядок осуществления конкретного международного контракта, обеспечивается его осуществление во внутригосударственных делах;
  • совокупность норм в национальном праве, которые обеспечивают эффективную реализацию внутри государства МП норм.

После распада СССР и проводимой перестройки экономической и политической системы Россия, к несчастью, уступила роль супердержавы. Государство потеряло ведущие позиции в решении главнейших вопросов мирового уровня, утратило своё влияние в Восточной Европе, арабском мире, странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Гарантией эффективности и надёжности подобного мироустройства является взаимный учёт интересов. Нынешний миропорядок должен базироваться на механизмах совместного решения ключевых вопросов, а в приоритете – находиться право и широкая демократизация международно-правовых отношений.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Соблюдение норм международного права.

Формы реализации норм международного права

Соблюдение — это форма реализации норм-запретов. Под соблюдением в общей теории права принято понимать такую форму реализации, которая выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Характерная черта данной формы – пассивное поведение субъекта права: он воздерживается от совершения действий, которые запрещены нормами международного права, выполняя тем самым возложенные на него обязанности. В такой форме реализуются международные нормы-запреты6.

Путем соблюдения международно-правовые нормы могут реализовываться лишь в юридически предусмотренных случаях, иначе субъект права своим воздержанием от определенных действий может нарушить норму, ее правовое предписание. Реализация норм международного права путем соблюдения, как правило, происходит внешне незаметно. Отсутствие действия со стороны субъектов свидетельствует о том, что они соблюдают международно-правовые предписания, реализуя их в повседневную практику (невмешательство во внутренние дела государства, нераспространение ядерного оружия, отказ от производства ядерных компонентов, прекращение сотрудничества с государством-нарушителем в условиях объявления в отношении его международной блокады и т.д.). Это хорошо видно на обязательствах государств в области обеспечения международной безопасности. Речь идет, прежде всего, о соблюдении таких международных договоров, как Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., согласно которому Россия обязалась не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства, накоплении и применении химического оружия и его уничтожении 1993 г.

Исполнение правовых норм заключается в совершении активных действий субъектами права по реализации юридических обязанностей. Международно-правовые акты, предусматривающие необходимость исполнения предусмотренных в них нормативных предписаний, содержат конкретные обязанности субъектов. Такие акты содержат также и указания на обязательные конкретные действия, которые должны совершить субъекты для реализации предусмотренных в этих актах обязывающих правовых норм. Статья 2 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. предусматривает: «Каждая Сторона принимает законодательные и другие необходимые меры, предоставляющие ей возможность конфисковывать орудия и доходы или имущество, стоимость которого соответствует этим доходам».

При исполнении субъекты международных правоотношений обязаны своими действиями целенаправленно осуществлять нормативные предписания и тем самым способствовать добросовестной реализации права. Исполнение всегда выражается в активных действиях субъектов международных правоотношений, поэтому нормативно-правовое предписания более детально регламентирует поведение субъектов, чем при соблюдении. Такие нормы преобладают в международном гуманитарном праве, в сфере установления прав человека, сотрудничества в борьбе с преступностью, определения статуса территории и т.д.

Формы и способы реализации международно-правовых актов

В юридической литературе и практике понятие «реализация права» используется в общем и специальном смысле.

В первом случае оно охватывает все юридические способы осуществления права, во втором — властное осуществление права в случае правонарушения или спора о праве. В специальной литературе это понятие используется преимущественно в общем или широком смысле как осуществление норм в целом.

Что же касается «применения» в специальном смысле, то международное право не дает такому способу простора. Субъекты не подчинены какой-либо стоящей над ними власти. Тем не менее, применение в таком смысле не только не исключается, но и играет немаловажную роль. Оно представляет собой осуществление властных полномочий при решении конкретных вопросов на основе юридических норм.

Акты применения норм международного права — это индивидуализированные акты государственной власти, принимаемые в одностороннем или многостороннем порядке. Примером одностороннего властного применения международного права может служить решение государства о репрессалиях в отношении правонарушителя. Применение в специальном смысле осуществляется и международными органами, например Международным Судом ООН, арбитражами, а также таким органом, как Совет Безопасности ООН.

Известно, что и в национальном праве применение в специальном смысле имеет место гораздо реже, чем соблюдение права. Еще больше эта разница в международной сфере. Тем не менее, и здесь такое применение играет свою роль.

Практика применения — критерий обоснованности и жизнеспособности норм. Ее результаты показывают, какие нормы устарели и какие должны быть созданы. Поэтому применение является важным фактором развития международного права.

Современное международное право характеризуется наличием значительного числа норм, регулирующих правоприменительный процесс. Главная роль принадлежит основным целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН. В соответствии с ними должен протекать весь процесс правоприменения.

Важную роль играют две Венские конвенции о праве международных договоров. Содержащиеся в них положения в определенной мере относятся к применению не только договорных, но и обычных норм, поскольку устанавливают общие правила правоприменения.

Существенное место в комплексе норм, регулирующих процесс правоприменения, принадлежит уставам международных организаций. Венская конвенция о праве международных договоров установила, что ее положения применяются к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации.

Что же касается внутригосударственной имплементации, то в международном праве издавна утвердилось правило о том, что выбор путей реализации международно-правовых норм относится к компетенции государства, если только сами нормы не определяют способ своего применения.

Свобода выбора средств может быть в той или иной мере ограничена конкретными нормами, определяющими средства реализации.

Для понимания национального метода правоприменения необходимо учитывать, что международное право основано на уважении суверенности национального права. Оно не требует от государства выхода за рамки его правовой системы при применении международно-правовых норм. Именно в этих рамках и происходит применение международных норм.

Международное право регулирует международные отношения. Вместе с тем, как мы видели, в растущем числе случаев конечная цель этого регулирования может быть достигнута лишь в результате внутригосударственной имплементации международных норм.

Соответственно, существуют международный и национальный методы применения норм международного права. Оба метода взаимосвязаны. И в том и в другом центральное положение занимает государство.

Обладание теми или иными правами и обязанностями участниками международных отношений влечет за собой потребность и необходимость их осуществления, реализации.

В общей теории права и в теории международного права о реализации говорится применительно к нормам права. Под реализацией следует понимать воплощение международной правосубъектности путем правомерного поведении, деятельности, практическое ее осуществление в различных формах .

В доктрине выделяются следующие формы реализации:

  • — соблюдение, когда субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами;
  • — исполнение, которое выражается в активной деятельности субъектов по осуществлению обязанностей;
  • — использование, выражающееся в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений, воплощении прав.

Процесс реализации с учетом тех особенностей, которые присущи реализации отдельных актов, обычно включает в себя два вида деятельности:

  • — непосредственную фактическую деятельность по достижению социально и юридически значимого результата;
  • — правовое и организационное обеспечение фактической деятельности, которое представляет собой деятельность определенных органов с целью создания правовой базы для осуществления фактической деятельности.

Примером фактической деятельности может служить уничтожение химического оружия в соответствии с Соглашением между государствами — участниками Содружества Независимых Государств в отношении химического оружия от 15 мая 1992 года, приведение в действие собственных органов посредничества и примирения, направленное на мирное разрешение спора, действия по установлению фактов и их сопоставление с обязательствами сторон.

Диапазон правотворческой деятельности международных организаций колеблется от содействия государствам в заключении договоров до принятия ими самостоятельных решений, содержащих общеобязательные правила поведения.

Механизм реализации международно-правовых актов складывается пока медленно. Органы государственной власти субъектов РК не только участвуют в подготовке международных актов, но и обеспечивают в пределах своих полномочий их выполнение .

Международно-правовые нормы реализуются в нашей стране в двух формах:

  • — в форме издания внутригосударственных актов, регулирующих те же вопросы, что и международно-правовые нормы;
  • — в форме непосредственного применения норм международного права в качестве регуляторов внутренних отношений.

При этом прямое, непосредственное применение конкретного международного акта возможно и на основе акта, изданного в его исполнение (что чаще всего и происходит).

Внесение изменений в законодательство РК

Практикой выработаны следующие способы внесения изменений во внутреннее право Казахстана.

Определение порядка применения в нашей стране норм конкретного международного акта.

Определен круг органов, в компетенцию которых входит осуществление связей с зарубежными органами при оказании правовой помощи, решены некоторые вопросы исполнения норм договоров о правовой помощи и т.д.

Издание во исполнение принятого международно-правового акта нормативных актов. Внутригосударственное правотворчество необходимо, когда законодательство РК не регулирует данного вопроса или регулирует его иначе, чем международно-правовой акт.

Включение в действующее законодательство отсылок к международному акту. Отсылки применяются как к уже действующим, так и ко всем заключаемым РК международным договорам в данной сфере отношений и носят, как правило, общий характер.

В казахстанском праве используется несколько типов отсылок:

«Если, то». Если международно-правовым актом РК, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РК, то применяются правила международно-правового акта.

«И, и». Данные отношения регулируются и законодательством РК, и международно-правовыми актами.

«Если иное» или «за исключением». Данные отношения регулируются следующим образом, если иное не предусмотрено международно-правовым актом (за исключением случаев, предусмотренных международно-правовыми актами). «Другие». Дополнительные варианты регулирования данных отношений зафиксированы международно-правовыми актами.

Следует учитывать, что иногда в казахстанском законодательстве делается ссылка не на конкретный международно-правовой акт, а на международно-правовые обязательства РК в соответствующей области.

Международные нормы действуют практически как специальные нормы по отношению к нормам казахстанского законодательства (которые выступают в роли как бы общих норм) и изымают отдельные отношения из сферы применения казахстанских правовых норм.

Реализация — это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин «имплементация» (англ. «implementation» — осуществление, проведение в жизнь).
Можно выделить следующие формы реализации.
Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.
Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. В таком виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г. Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, гласит: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте…».
Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: «Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море».

Добавить комментарий