Реформа эфиальта и перикла

Реформы Солона

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона:

  1. сисахфия — долговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
  2. установление максимального размера земельного владения. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
  3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
  4. провозглашалась свобода завещаний.
  5. закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (по­лучающих 300 мер); зевгитов (200 мер); фетов.
  6. создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя — суд присяжных.
  7. учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Результат реформ Солона:

  • нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, однако компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий;
  • вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.

Борьба аристократии и демоса продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Реформы Клисфена

После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права.

Реформы Клисфена:

  1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
  2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
  3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное «смешение народа» и возникло выражение «не считаться филами» (т.е. племенным происхождением).
  4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами — черепками для голосования) лица, пользую­щегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Реформы Эфиальта

После реформы Клисфена афинское государственное уст­ройство пережило еще несколько перемен — правление тира­нов, затем аристократии, — прежде чем демократические тен­денции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт «опоил демос неуме­ренной свободой».

Реформы Эфиальта:

  1. лишение ареопага политической власти;
  2. вето на постановления народного собрания получила гелиэя;
  3. право контроля за магистратами — Совету 500 и экклесии;
  4. по окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу;
  5. законы стали выставляться для всеобщего обозрения.

Реформы Перикла

Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460-429 до н.э.).

Реформы Перикла:

  1. разделение властей (законодательная — экклесии, исполнительная — Совету 500 и магистратам, судебная — гелиэе);
  2. жеребьёвка на выборах всех должностей;
  3. введение оплаты должностей;
  4. гражданская реформа (полноправным гражданином Афин являлся тот, чьи родители — афиняне).

Вождь афинского демоса Эфиáльт в 462 г. до н.э. провёл реформу ареопáга — совета. Он состоял из пожизненных членов — бывших áрхонтов, которых стали избирать из всех граждан по жребию, и пользовался правом высшего надзора за самим народным собранием. По предложению Эфиальта у ареопага осталась только ограниченная судебная власть — суд по делам об умышленных убийствах, о поджогах и отравлениях. Все же остальные права ареопага разделялись между народным собранием, советом пятисот и гелиэей — судом присяжных, избиравшихся по жребию из всех граждан не моложе 30 лет.

Главным органом власти становится народное собрание. На нём теперь не только решались все важные дела. К нему от ареопага перешёл и надзор за всеми действиями должностных лиц, которые отныне обязывались представлять свои годичные отчёты уже непосредственно народному собранию, и которых народ мог даже смещать до истечения срока полномочий в случае какой — либо провинности с их стороны. Выборному народному суду — гелиэе передавался надзор за законами, принимаемыми самим народным собранием. Новые законы предлагать народу разрешалось, лишь доказав негодность старых перед гелиэей. Поэтому это учреждение, в котором сосредоточились и почти все судебные дела, получило очень важное значение в Афинах.

Реформа Перикла

К середине V в. до н.э. отменялось деление на имущественные разряды и все граждане получили доступ к должностям. В середине V в. до н.э. замечательный афинский государственный деятель Перúкл, избиравшийся на должность первого стратега ежегодно в течение 15 лет — с 444 по 429 г. до н.э., ввёл денежное вознаграждение за судебную и военную службу, оплату деятельности должностных лиц полиса. Первыми плату за исполнение своих обязанностей стали получать судьи-присяжные, члены гелиэи. Постепенно оплату распространили на членов Совета Пятисот, а затем и на многие другие должности. Эта мера обеспечивала реальное участие беднейших слоёв демоса в политической жизни города. Иначе деятельное участие в государственном управлении могли бы принимать только зажиточнейшие граждане. Ведь беднейшие граждане в целях содержания семьи были заняты тяжелым физическим трудом, поглощены заботами о хлебе насущном, что исключало их участие в управлении.

В результате в Афинах к середине V в. до н. э. завершилось утверждение демократической республики, в которой участие в управлении принимали все граждане, как богатые, так и бедные. В правление Перикла афинская демократия достигла наибольшего развития, «золотого века».

Лекция № 5. Правовое положение населения и государственный строй афинской демократической республики (V в. до н.э.). Особенности афинской (античной) демократии. Кризис и падение афинской демократии (IV в. до н.э.)

Правовое положение населения

Население Афин в V веке до н.э. делилось на полноправных свободных граждан (примерно 2/5 населения), и стоящих вне полиса метэ’ков (1/5 населения)) и рабов (2/5 населения), то есть 3/5 населения были свободными людьми.

Правом гражданства пользовался только тот, кто родился от полноправных граждан — афинянина и афинянки.

Первоначально афинским гражданином — афинянином или афинянкой считался законнорожденный ребёнок, то есть рождённый в браке, у которого отец был гражданином Афин. Однако по закону 451 года до н.э. афинскими гражданами стали считаться лица, рождённые в законном браке родителей, каждый из которых был афинским гражданином или гражданкой, то есть когда и мать, и отец были гражданами Афин.

Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нём стало врождённой привилегией. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. За совершённые против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться и пожизненной атимии — лишению прав гражданства без изгнания. Наиболее часто атимия являлась следствием проявленной в бою трусости, лжесвидетельства, растраты общественных средств, подкупа в отношении должностных лиц. Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, конечно же, в органы власти. Кроме полной, могла быть и частичная атимия – лишение части прав (например, вчинять иски).

Гражданское полноправие наступало с достижением возраста совершеннолетия — 18 лет для юношей. После этого наступала возможность пользоваться правами граждан:

1. Прежде всего, граждане Афин имели право собственности на землю (на земельный участок на территории полиса, а позднее – на территории военно-земледельческих поселений в полисах союзников из Афинского морского союза); так как в афинском праве было деление вещей на движимые и недвижимые, то право собственности на землю подразумевало наличие права собственности на строения и насаждения на этой земле.

2. Право собственности на движимые вещи.

3. Право совершать сделки; участвовать в гражданском и торговом обороте.

4. Граждане могли защищать свои интересы в суде (быть истцами и ответчиками); выступать свидетелями в суде.

5. Право на защиту афинских законов — защиту жизни, здоровья и имущественных прав.

6. Право вступать в брак; дети, рождённые в браке граждан – получали афинское гражданство.

7. Община–государство заботилось о том, чтобы не разорялись рядовые общинники. Это было необходимо для сохранения численности общинного ополчения. Поэтому граждане имели право на экономическую помощь от общины–государства в случае материальных затруднений.

8. После реформ Солона (594 года до н.э.) и проведения отмены долгов и недоимок (греч. сисахфии), долговое рабство для граждан было запрещено. Договор займа с личной ответственностью должника исчезает. Теперь существовал договор займа только с имущественной ответственностью должника. Поэтому гражданам гарантировалось право на свободу — право не быть рабом.

9. Право на почитание и защиту отеческих богов.

10. Кроме того, существовали политические права – право афинских – граждан-мужчин на участие в делах государства: право участвовать в народном собрании, принимать законы, избирать и быть избранным на государственные должности.

Права граждан проявлялись, прежде всего, в политической сфере, то есть в возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. Изначально (когда существовал аристократический политический режим) право занимать должности имели только знатные граждане — из общинной знати. В результате реформ Солона 594 года до н.э. (когда установился олигархический политический режим) право занимать должности получили богатые граждане. Имущественные цензы, установленные Солоном для разных категорий граждан, имели значение для записи в тот или иной род воинской службы и для доступа в число должностных лиц. Самые бедные граждане (феты) – находились в политически неравном положении: они не могли занимать должности, хотя их число составляло от 2/3 до 1/2 всего населения полиса. После реформ Эфиàльта (462 года до н.э.) и реформ Перùкла (443-429 года до н.э.) (когда установился демократический политический режим) все граждане получили равные политические права . Кроме того, каждый гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи в особых случаях из общественных фондов.

С другой стороны, граждане подчинялись многим обязанностям. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

1. Военная обязанность – юноши в течение двух лет с 18 до 20 лет обязывались пройти военную службу. Только после отбытия военной службы граждане получали право участвовать в работе народного собрания. Но оставалась обязанность защищать полис от врагов с оружием в руках. Граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет.

2. Помимо воинской, афинские граждане несли натуральные и денежные (налоговые) обязательства перед полисом.

3. Должны были беречь свое имущество и трудиться на земельном участке.

4. Должны были приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах.

5. Должны были повиноваться законам и избранным властям.

6. Должны были принимать активное участие в общественной жизни.

7. Должны были почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу общины–государства – литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность: снаряжение корабля за свой счёт, устройство празднеств, состязаний. Если государство нуждалось в деньгах, состоятельные граждане облагались прямым налогом и делали добровольные взносы.

Метеки (или метойки; от греч. metoikos) как чужаки являлись свободными, но неполноправными субъектами права. Метеками становились поселившиеся в Афинах иностранцы, а также –вольноотпущенники (отпущенные на свободу рабы), не получившие гражданства.

1. Метеки не имели права собственности на землю и остальные недвижимые вещи (строения и насаждения на этой земле) и, поэтому, не были членами общины. Они ежегодно платили государству специальный налог. Однако прав самоуправления они не получали.

2. Не будучи собственниками земли, они занимались, главным образом, торговлей, ремёслами и ростовщичеством. Некоторые из метеков становились очень богатыми людьми.

3. Раз чужаки не являлись общинниками, то община никаких гарантий защиты их жизни, имущества не давала. Их интересы защищали и выражали покровители из числа общинной знати. Каждый метек обязан был иметь покровителя – гражданина полиса, который назывался простàт — «защитник”. Так в Афинах назывались граждане, которых метеки выбирали себе в качестве покровителей и посредников между ними и государством.

4. Они не имели права защищать свои интересы в суде граждан. Они очень редко призывались свидетелями в суды. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу – архòнту–полемàрху (досл. «главнокомандующего”). Этот факт указывал на то, что метеки имели статус лиц без гражданства. Раз они находились под судом военного руководителя , то это означало, что они рассматривались как покоренное население.

5. Хотя закон охранял жизнь, здоровье и имущество метеков, преступления в отношении их расценивались как менее опасные: так, за убийство метека полагалась не смертная казнь (как в случае убийства гражданина), а только каторжные работы.

6. Метеки не могли вступать в брак с гражданами — афинянами.

7. Метеки привлекались к несению военной службы во вспомогательных подразделениях – не в общинном ополчении.

8. Метеки не имели политических прав — не участвовали ни в народном собрании, ни в суде, не могли быть должностными лицами. В филы и фратрии они не записывались, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, не могли участвовать в спортивных состязаниях — олимпиадах.

Часть населения полиса (2/5) была на положении рабов, составляла сословие несвободных. Рабы могли принадлежать как полису (общине–государству), так и частным лицам. К IV в. до н. э. большинство афинских граждан обладало 3-4 рабами. Публичные (общинные) рабы были главным образом заняты на общественных ремесленных работах, на рудниках, на торговых судах в качестве гребцов, на полицейской службе, в качестве помощников писцов и должностных лиц в разных учреждениях. Частные рабы, как правило, использовались в домашнем хозяйстве. В земледельческом или ремесленном производстве их, практически, не было, так как это требовало высокой квалификации труда. Рабский труд использовался на подсобных работах, как труд низко квалифицированных работников.

Источниками рабства в Афинах являлись:

1. Рождение от несвободных родителей в доме господина; дети рабов делались рабами того же господина. Дети свободного и рабыни также становились рабами. При Перикле ребёнок становился рабом, если хотя бы одна из сторон в браке (отец или мать — всё равно) были рабами.

2. Военный плен, морской разбой.

3. Наказание за тяжкое уголовное преступление — организованный, профессиональный грабёж и разбой.

Рабство свободных граждан за долги запрещалось Солоном.

Рабы могли получить свободу:

1. От государства, по постановлению народного собрания за исполнение военной службы, или за особо важные заслуги. Например, за донос о государственном преступлении. При этом их господа получали из казны стоимость освобождаемого раба.

2. От господина, который мог принять выкуп от зажиточного раба, или отпустить раба на свободу без всякого выкупа.

Рабы, в Греции, как и везде, рассматривались как имущество и не имели никаких прав.

1. Раб считался вещью, «одушевлённым орудием» и не имел никаких юридических прав. Господин мог отдать раба за долги, продать, подарить его.

2. Рабы не имели никаких имущественных прав.

Хозяин мог выделить рабу долю имущества для ведения самостоятельного хозяйства, то есть существовал рабский пекулий. В Греции такой раб назывался «раб на апофоре” . Доходы пекулия, имущество пекулия, сам раб на пекулии – являлись собственностью господина, но раб имел относительную самостоятельность при ведении хозяйства, раб кормился с этого – долю урожая хозяин забирал, а другую оставлял на прокорм.

3. Соответственно, рабы не могли совершать сделки.

Если возникала потребность совершить сделку, то юридически сделка заключалась с господином раба. Откуда видно, что стороной в договоре считался господин, а не раб? Если возникали проблемы, то вторая сторона предъявляла претензии не рабу, а господину. Ответственность по договору несло лицо, заключившее договор. Если господин не хотел идти на рынок, то он мог дать рабу деньги, чтоб он их отнёс и отдал продавцу, а также забрал вещь. Юридический стороной в договоре выступал господин.

4. Рабы не могли защищать свои интересы в суде.

После 594 года до н.э. (реформ Солона) раб мог оказаться в суде только в одном случае – по вызову гелиэи («суда солнца”) при даче показаний по государственным преступлениям и обязательно под пыткой, то есть показаниям раба не доверяли.

5. Закон не защищал жизнь и здоровье раба. В случае причинения вреда рабу, возмещение получал господин, а не раб, то есть потерпевшим считался господин. Значит, защищались имущественные права собственника. На поздних этапах существования права, в защиту имущественных интересов господина, был установлен запрет на жестокое обращение с рабами. Пресекалась излишняя жестокость господина. Хозяин мог наказывать раба, но не злоупотребляя этим – чтобы не убить и тем самым не потерпеть имущественный ущерб. В случае жестокого обращения со стороны господина раб мог бежать в храм и просить о продаже его другому господину.

6. Рабы в брак не вступали, а дозволялось лишь вступление в половую связь с разрешения господина.

Это видно из того, что дети, рожденные от таких связей, получали правовой статус матери, были рабами, не находились под властью отца и ничего не наследовали после смерти отца, то есть являлись внебрачными детьми и считались приплодом, полученным в собственность господина.


Середина V столетия до нашей эры – время наивысшего могущества Афин, получившего название Золотого века. Этот полис стал самым богатым государством античной Греции. Выдающимся государственным деятелем являлся Перикл.

Личность Перикла

Этот человек родился в аристократической семье, обладал блестящим умом и имел ораторский талант. Его речи перед народом, по мнению современников, были подобны раскатам грома, исходящими от Зевса. Этим объясняется его прозвище Олимпиец. Перикл был знаком со многими талантливыми людьми, среди которых – историк Геродот, философ Протагор, знаменитый скульптор Фидий.
Аристократические корни знаменитого грека не помешали ему защищать народные интересы. Демос доверил Периклу управлять республикой. На протяжении 20 лет он выбирался стратегом. Это был человек, имевший прекрасное образование, он был талантливым политиком.

Суть реформ Перикла

Вокруг него сплотились единомышленники, была создана политическая и интеллектуальная элита, при ее помощи и поддержке, Перикл смог осуществить реформы.
По мнению Перикла, у бедных должны быть равные права с богатыми. Реформы, проведенные стратегом, отвечали интересам демоса (народа). Кроме того, им были разработаны принципы общественного управления, в их основе – политический профессионализм.
За выполнение должности было введена оплата; эта реформа давала возможность беднякам принимать участие в государственных делах; малоимущие граждане получали определенную сумму для покупки места в театре; обедневшим афинянам давались земельные участки на территории государств, что входили в Афинский союз; вопрос о назначении на должности решался не голосованием, путем жеребьевки. Это расширяло возможности рядовых афинян для исполнения государственных должностей.
При правлении Перикла в Афинском государстве установились демократические принципы. Высшим органом в полисе было собрание граждан. Ими были мужчины с 20-летнего возраста, оба родителя которых были коренными афинянами. Собрание проводилось на Акрополе, здесь могли решать важные вопросы: провозглашать войну или мир, выбирать на должности и принимать новые законы.
Важный государственный орган – «Совет Пятисот». На его заседаниях рассматривались дела, которые затем передавали в народное собрание. Данный орган ведал финансовыми вопросами, контролировал состояние флота, благоустройство города, чеканку монет.
Еще одной реформой была судебная. Суд присяжных стал избираться путем жеребьевки. Он рассматривал судебные дела, как между афинскими гражданами, так и союзниками по морскому союзу. В состав суда (гелиэи) входило 6 тысяч судей. Они заседали в различных судебных комиссиях. Судьи стали получать оплату от государства.

Благоустройство Афин

В данный период уделялось большое внимание возведению новых зданий. Руководство постройками осуществлялось выдающимся архитектором и скульптором Фидием. Подверглась перестройке территория акрополя, он стал художественным и религиозным центром. В честь богини Афины возвели великолепное сооружение – Парфенон. Изображение богини, стоящее в храме, было высотой в 12 метров. Фигуру Ники установили на правой ладони у Афины, она высотою в человеческий рост. Скульптор использовал для ее изготовления золото и слоновую кость.
На территории Акрополя было построено несколько зданий, где проходили музыкальные состязания, храмы. Подъем культуры свидетельствовал о могущественном положении, величии и богатстве Афинской республики.
Перикл заразился чумой. Возле постели умирающего друзья вспоминали о славных делах государственного деятеля. Перикл заметил, что самым замечательным он считает то, за его правление не казнили ни одного афинского гражданина.
Реформы привели к тому, что Афины стали демократическим государством, демос принимал широкое участие в управлении страной. Афинская демократия была ограниченной, так как политические права имели только мужчины-граждане страны. Права отсутствовали у женщин, чужеземцев и рабов.
Демократия носила рабовладельческий характер, властью обладали аристократы и зажиточные представители демоса.

Добавить комментарий